Главная страница
Навигация по странице:

  • Беседа по вопросу к документу

  • ІІІ. Закрепление изученного на уроке Домашнее задание

  • Дополнительный материал для студентов. О Л.И. Брежневе Прочитайте и проанализируйте данный материал.

  • 1.Подготовка устного развернутого ответа по карточке №44

  • Устный развернутый ответ обучающегося по карточке № 44, отзывы сокурсников. Задача для учащихся

  • 2.Сообщения обучающихся по темам, посвященным противостоянию художественной культуры и официальной идеологии

  • Проанализируйте таблицу “CCCР в начале 1980-х гг”

  • Выберите правильный вариант ответа

  • Тема: Развитие суверенной России

  • Вопросы для обсуждения или беседы

  • Самостоятельная работа студентов. Введение. Россия и мир в новейшее время



    Скачать 158.46 Kb.
    НазваниеВведение. Россия и мир в новейшее время
    АнкорСамостоятельная работа студентов.docx
    Дата11.01.2018
    Размер158.46 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСамостоятельная работа студентов.docx
    ТипСамостоятельная работа
    #14913
    КатегорияИстория
    страница5 из 6
    1   2   3   4   5   6
    Тема: СССР в 70 начале 80 гг. ХХ века

    Цели:

    1.Дать характеристику политической системы в 70-нач. 80-х гг. в СССР

    2.Сравнить реформы Н.С.Хрущева и А.Н.Косыгина

    3.Охарактеризовать экономику 70-нач. 80-х гг. в Советском Союзе

    4.Определить трудности в развитии советской экономики и раскрыть планы их преодоления

    5.Проанализировать содержание исторических документов

    Проанализируйте данные таблицы «Особенности политического и духовного развития Советского союза в 1960-1970 гг.»

    Особенности

    Социальные последствия

    Разрыв между провозглашенными идеями развития социализма и реальной жизнью.

    Все больший отрыв от реальных проблем, их решения в партийно-государственных структурах.

    Нерешенность проблем национальных республик.

    Пробуждение национального самосознания народов.

    Уход от анализа реальных противоречий общественного развития.

    Нарастание массового скептизма, политической апатии, цинизма, догматизма в идейной сфере.

    Обострение идеологической борьбы.

    Запреты и ограничения в духовной жизни, создание «Образа внешнего врага»

    Идейная реабилитация сталинизма.

    Формирование духовных предпосылок перестройки.

    Противостояние официально-догматической и гуманистической демократической культуры.




    Руководство КПСС искало пути обеспечения стабильности в духовной жизни советского общества.

    Определенную (даже основную) роль в этом процессе сыграл главный идеолог КПСС- Михаил Андреевич Суслов.

    При активном участии Л.И.Брежнева и М.А.Суслова произошли события «Пражской весны» 1968 г. и началась афганская война.

    Работа обучающимся с историческими документами.

    Из Конституции СССР

    7 октября 1977 г.

    1. ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО СТРОЯ И ПОЛИТИКИ СССР.

    Глава 1. Политическая система.

    Статья 2. Вся власть в СССР принадлежит народу.

    Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР.

    Все другие органы подконтрольны подотчетны Советам народных депутатов…

    Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных о общественных организаций является Коммунистическая партия Советского союза. КПСС существует для народа и служит народу.

    Вооруженная марксистко- ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.

    Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР.

    Глава 7. Основные права, свободы и обязанности граждан СССР

    Статья 39. Граждане СССР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и советским законами. Социалистический строй обеспечивает расширение прав и свобод, непрерывное улучшение условий жизни граждан по мере выполнения программ социально-экономического и культурного развития.

    Использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан..

    Беседа по вопросу к документу:

    -Какие противоречия содержались в Конституции СССР?

    -Почему многие положения Конституции существовали только на словах?

    -Какой была роль КПСС в общественной жизни страны?

    ІІІ. Закрепление изученного на уроке

    Домашнее задание

    Подготовить устный развернутый ответ на вопрос: какие изменения произошли в политической системе СССР?

    Дополнительный материал для студентов.

    О Л.И. Брежневе

    Прочитайте и проанализируйте данный материал.

    ... «Флюгерный лидер», который всегда ориентировался на большинство в руководстве, находил органическое дополнение в лидере, так сказать, распределительном. Это возвращало нас к традиции русской государственности допетровского периода, когда воевод посылали не на руководство , а на кормление..

    Людей ХХ съезда или просто смелых новаторов не расстреливали, как в 30-х годах. Их тихо отодвигали, задвигали, ограничивали, подавляли. Повсюду все больше торжествовали «середнячки»- не то чтобы глупые или совсем некомпетентные люди, но и явно неодаренные, лишенные бойцовских качеств и принципиальности . Они постепенно заполняли посты в партийном и государственном аппарате, в руководстве хозяйством и даже наукой и культурой. Всё серело и приходило в упадок. Каков был поп, таким становился и приход.

    Это Брежнев понимал прекрасно, и в чем он был действительно великим мастером, так в умении терпеливо тянуть пестрое одеяло власти на себя. Тут у него не было конкурентов. Причем делал он это незаметно, без видимого нажима. И даже так, что соломку подстелит тому, кого он легким движением сталкивал с края скамейки. Нужны были места для размещения днепропетровской, молдавской и казахстанской команды. На всех важных постах он расставлял надежных людей, которые его лично не подведут. И вот один за другим из Президиума, из Политбюро ЦК КПСС исчезли Подгорный, Воронов, Полянский, Микоян. Вы помните, как без всякого шелеста и объявлений исчез Шелест-руководитель крупнейшей Украинской партийной организации. На заседании Политбюро произнес только одну фразу по какому-то вопросу: Украинская партийная организация не поддержит это решение.

    А насчет «соломки»- вот любопытный факт. После освобождения Н.Г.Егорычева с поста секретаря Московской городской парторганизации ему позвонил Леонид Ильич и сказал примерно такое: « Ты уж извини, так получилось.. Нет ли у тебя каких проблем – семейных или других?» Егорычев, у которого дочь незадолго до этого вышла замуж и маялась с мужем и ребенком без квартиры, имел слабость сказать Брежневу об этом. И что же вы думаете? Через несколько дней молодая семья получила квартиру. Брежнев не хотел ни в ком вызывать чувство озлобления. Если бы он был сведущ в искусстве, наверное, ему больше всего импонировали бы пастельные полутона, без ярких красок- белых или красных, зеленых или оранжевых. Но что тут скажешь?! Представляете себе президента США, который распределяет квартиры?..

    (Бурлатский Ф.М. Воджи и советники: о Хрущеве, Андропове и не только о них.. М.Политиздат, 1990, с.293)

    1.Подготовка устного развернутого ответа по карточке №44

    КАРТОЧКА №44

    а)Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

    -Каковы итоги реформ промышленности и сельского хозяйства в СССР?

    б)Для этого подумай и поразмысли:

    -Кто из советских руководителей был сторонником реформирования экономики?

    -Что нового внесла реформа в экономическую жизнь страны?

    -Какие перемены произошли в аграрном секторе экономики?

    -Чем был вызван дефицит товаров народного потребления?

    -Почему началось свёртывание реформ?

    -Какие отрасли промышленности сохранили ведущие позиции в мире?

    в)Сделай вывод.

    2. Работа с группой.

    Индивидуальная работа (5-6 чел.). Выполните задание:

    Соотнесите даты и события:

    1964г. принятие Продовольственной программы

    1965г. новая Конституция СССР

    1977г. отставка Хрущева

    1982 г. реформа школьного образования

    1984 г. Косыгинская экономическая реформа

    1. Устный развернутый ответ обучающегося по карточке № 44, отзывы сокурсников.

    Задача для учащихся: Какие противоречия наблюдались в общественной жизни в 70-е гг.?

    Задание обучающимся: выписать из учебника в тетрадь несоответствия между официальной пропагандой и реальной жизнью общества.

    2.Сообщения обучающихся по темам, посвященным противостоянию художественной культуры и официальной идеологии, например, «Шукшин..», «В.Высотский..» или самостоятельная работа с текстом учебника.

    3. Беседа с обучающимися по теме сообщений по вопросам:

    -Какие перемены в отношениях между правительством и творческой интеллигенцией привели к застою в художественной культуре?

    -К чему привело вмешательство партийных инстанций в творчество?

    -Кто, по вашему мнению, одержал победу в «магнитофонной революции»?

    -Почему партийно-государственному аппарату не удалось поставить под контроль духовную жизнь общества?

    Подготовьте устный развернутый ответ на вопрос: Какое значение имело противостояние общества и официальной идеологии?

    Проанализируйте таблицу “CCCР в начале 1980-х гг” c целью понимания того, как складывались кризисные процессы в Советском Союзе.

    СССР в начале 1980-х гг.

    Экономическая сфера

    Политическая система

    Духовная сфера

    -резкое падение темпов экономического роста;

    -упрочнение командно-административной системы управления хозяйством;

    -попытки дальнейшего усиления централизации;

    -кризис жестокого бюрократического управления сельским хозяйством;

    -кризис системы внеэкономического принуждения

    -уничтожение репрессий против инакомыслящих;

    -усиление бюрократизации государственной машины;

    -усиление противоречий в социально-классовой структуре общества;

    -кризис межнациональных отношений

    -усиление разрыва между словом и делом;

    -уход от объективного анализа положения дел в обществе;

    -ужесточение идеологического диктата;

    -идейная реабилитация сталинизма;

    -нарастание массового скептицизма политической апатии, цинизма

    Выберите правильный вариант ответа

    1.Какие изменения произошли в политической системе СССР?

    а) были восстановлены отраслевые министерства

    б) была принята конституция

    в) были закреплены основы правового государства

    2.Когда проходила восьмая пятилетка?

    а) 1965-1970

    б) 1975

    в) 1976-1980

    3.Почему произошло свертывание экономических преобразований?

    а) реформа не смогла обеспечить военный паритет между СССР и США

    б) реформа требовала замены экономической модели

    в) проходил непрерывный рост цен на товары повседневного спроса

    г) произошел резкий спад промышленного производства

    4. Какую роль согласно Конституции играла партия в жизни общества?

    а) руководящая и направляющая сила

    б) демократизирующий элемент жизни

    в) гарант Конституции

    5.Кто из писателей был представителем деревенской прозы?

    а) А. Солженицын

    б) Ф. Абрамов

    в) И. Бродский

    6.Что было первым шагом борьбы с диссидентством в СССР?

    а) ссылка А.Д.Сахарова

    б) арест Ю.Галанскова и А.Гинзбурга

    в) арест А.Синявского и Ю.Даниэля

    7.Каковы причины ввода советских войск в ЧССР?

    а) резкое увеличение количества антиправительственных выступлений в стране

    б) реформы, проводимые в Чехословакии могли подорвать влияние СССР в стране

    в) возникла угроза распада страны на Чехию и Словакию

    8.В каком году состоялось совещание по безопасности в Хельсинки?

    а) 1972

    б) 1973

    в) 1975

    9. Какие страны получали военную помощь от СССР?

    а) Пакистан

    б) Индия

    в) Израиль

    10.Когда советские войска вошли в Афганистан?

    а) 1975

    б) 1979

    в) 1980

    1.К чему привела идея Брежнева о “стабильности кадров”?

    а) к улучшению управленческой структуры

    б) к старению кадров

    в) к управлению власти КПСС

    2.Назовите дату принятия новой Конституции?

    а) 7 октября 1977

    б) 12 декабря 1979

    в) 24 февраля 1980

    3.Основной идеей экономической реформы было:

    а) укрепление роли партийных организаций на предприятиях

    б) усиление экономического стимулирования

    в) расширение помощи дружественным странам

    4.В чем проявилось отставание СССР от тран Запада?

    а) в области компьютеризации производства

    б) в создании новейшего оружия

    в) в производстве чугуна и стали

    г) в жизненном уровне народа

    5.Какие проблемы стояли в социальной политике СССР?

    а) низкий уровень образования

    б) острая жилищная проблема

    в) дефицит товаров народного потребления

    6.Кто из перечисленных деятелей культуры вынужден был выехать из СССР?

    а) М. Ростропович

    б) А. Тарковский

    в) В. Шукшин

    7.Какие международные события произошли в период с 1964-1985гг?

    а) первый визит советского лидера в США

    б) Вьетнамская война

    в) бойкот Московской олимпиады

    8.Какая политика называлась “доктриной Брежнева”

    а) переговоры о разоружении

    б) сотрудничество в США в области освоения космоса

    в) усиление влияния СССР в Восточной Европе

    9.Кто из лидеров правозащитного движения получил Нобелевскую премию мира?

    а) А.Сахаров

    б) В.Саблин

    в) Ю.Орлов

    10.Какие шаги советского руководства привели к усилению роли КГБ в жизни общества?

    а) начало борьбы с коррупцией

    б ) создание Пятого управления КГБ

    в) борьба с иностранными разведками

    Тема: Развитие суверенной России

    Цели:

    1.Охарактеризовать переход к рыночной экономике: реформы и их последствия

    2.Объяснить причины экономического кризиса 90-х гг.

    3.Раскрыть процесс становления нового конституционного строя в России

    1. Изучение нового материала. Напишите план-конспект темы

    План

    1. Опыт «шоковой терапии»

    2. Попытки коррекции курса реформ.

    3. Дефолт и его последствия.

    Ответьте на вопросы:

    - какие явления в экономике СССР конца 1970-начало 1980 годов, можно назвать кризисными?

    - Объясните, почему экономические реформы периода перестройки не принесли ожидаемого результата?

    - Охарактеризуйте состояние экономики России после распада СССР.

    Проанализируйте данный материал

    Опыт «шоковой терапии»

    Необходимо было решить 3 задачи:

    - разрушения бюрократической системы;

    - разгосударствления собственности;

    - создание свободного структурированного рынка.

    Наметились пути решения данных задач:

    1. Разгосударствления основной части предприятия с последующим созданием условий для рыночной конкуренции.

    2. Немедленное введение свободных рыночных отношений с целью создания условий для разгосударствления.

    Был одержан второй путь, его разработка (то есть проведение реформ) поручена Е.Г. Гайдару.

    Задание обучающимся: познакомьтесь с текстом учебника. Заполните таблицу «Перевод экономики страны на рельсы рыночного хозяйства»

    Принятые меры

    Положительные последствия

    Отрицательные последствия












    Вопросы для обсуждения или беседы:

    - какие результаты предполагались, какой оказалась реальностью нового социально-экономического курса?

    - объясните, почему ожидания общества не оправдались в ходе экономической реформы Е.Т. Гайдара?

    - порассуждайте, как проявлялось в ходе приватизации мировоззрение советского человека?

    - в чем проявлялась неготовность общества к «шоковой терапии», несмотря на осознание необходимости реформ?

    - с какой целью предпринималась либерализация цен?

    - назовите идеи, цели, методы, итоги экономической реформы Е.Т. Гайдара.

    2. Попытки коррекции курса реформ.

    1 вариант

    Изучение вопроса

    Объясните, почему понадобилась коррекция хода реформ, характеризует деятельность правительства В.С Черномырдина, С.В. Кириенко, Е.М. Примакова и определяет результаты проводимой этими правительствами коррекции курса реформ.

    Выполните задания по данной теме.

    Подготовьте сообщения по следующим темам:

    1 « Курс правительства В.С. Черномырдина»

    2 « Курс правительства С.В. Кириенко»

    3 « Курс правительства Е.М. Примакова»

    Вопросы обучающимся:

    - По каким направлениям осуществлялась корректировка курса реформ после смены Е.Т. Гайдара в декабре 1992 г.?

    - Как вы оцениваете коррективы, внесенные В.С Черномырдиным в курс реформ 1993-1996 гг.?

    - Объясните, чем было вызвано «усилие» правительства реформаторов А. Чубайсом и Б. Немцовым в 1997г.?

    Самостоятельно прочитайте материал и составьте таблицу:

    Главы правительств

    Период деятельности

    успехи

    провалы







    Внутренней

    политики

    В.С. Черномырдин

    Декабрь 1992 г.-март 1998 г.







    С.В. Кириенко

    Апрель- Август 1998г







    Е.М. Примаков

    Сентябрь 1998 г.-Май 1999г.







    Назовите основные причины трудностей и неудач реформ 1990-х гг. России:

    - Неблагоприятная социально-экономическая ситуация;

    - Половинчатость и непоследовательность реформ;

    - Ошибки теоретиков и исполнителей реформ.

    В итоге изучения вопроса обучающихся называют первые итоги экономических реформ 1992-1997 гг.

    - демонтаж плановой экономики;

    - переход к преимущественно экономическим методам регулирования;

    -завершение нового этапа приватизации;

    - формирование потребительского рынка;

    - перемещение деловой активности в негосударственный сектор;

    - обеспечение внутренней конвертируемости рубля;

    - пополнение золотого и валютного запасов;

    - постепенная интеграция экономики России в мировое хозяйство.

    Обучающиеся называют социальные потери в ходе проведения реформ и анализируют их:

    1. Обесценивание денежных накопителей населения.

    2. Резкий рост на товары первой необходимости.

    3. Увеличение уровня безработицы.

    4. Высокий уровень инфляции в 1992-1995 гг.

    5. Сокращение объемов промышленного и сельскохозяйственного производства.

    6. Многократное сокращение расходов на найку, образование, культуру, здравоохранение.

    7. « Четвертая волна» эмиграции из России, « Утечка мозгов» и талантов из СССР.

    8. Рост смертности населения.

    9. Рост коррупции и злоупотреблений служебным положением.

    10. Ухудшение криминогенной обстановки.

    11. Увеличение налогов на мелкий бизнес и « Среднего» россиянина.

    1. Дефолт и его последствия.

    Обучающимся комментируют понятие « дефолт», знакомятся с текстом.

    По завершении самостоятельной работы обучающихся организуется обсуждение:

    - прокомментируйте, раскройте смысл понятия « дефолт 17 августа»

    - назовите причины «банкротства» России.

    - определите, выделите последствия дефолта для населения России.

    - установите, в чем, на ваш взгляд, оказались правильными мерами правительства в сложившийся ситуации.

    \

    Заполните таблицы «социально-экономическая ситуация в 1990-х гг. в России»

    Экономическая ситуация до 1998г

    Причины финансового кризиса

    Предпосылки дефолта

    Отрицательные последствия дефолта

    Положительные последствия дефолта
















    Условия деятельности « шоковой терапии» оказались неподготовленными, непродуманными. К середине 1990-х гг. отрасли промышленности оказались разрушенными.

    На основе возрастания финансово-экономического кризиса произошел дефолт.

    Убытки финансовых групп повлекли перенос акцента с финансовых операций на вложения в производство, а это создало благоприятную основу для его роста.

    1. Закрепление учебного материала

    Тест

    1.Понятия «шоковая терапия» характеризует политику правительства:

    А) Н.И. Рыжова;

    Б) Е.Т. Гайдара

    В) Е.М. Примакова

    Г) С.В. Кириенко

    2. Ваучер-это

    А) документ, удостоверяющий индивидуальный налоговый номер;

    Б) лицензия на право заниматься индивидуальной предпринимательской деятельности;

    В) приватизационный чек;

    Г) страховой медицинский полис.

    3. главные экспортные товары России в 90-е гг.

    А) компьютеры

    Б) станки и приборы

    В) продукты с/х

    Г) газ, нефть

    4. по какому принципу образован ряд?

    В.С. Черномырдин, С.В. Кириенко, Е.М. Примаков, С.В. Степашин

    5. Отметьте характерные черты социально-экономического развития в 1994-1998 гг.

    А) выход России на одно из первых мест по уровню потребления;

    Б) рост преступности и криминализации экономики;

    В) массовый уход от уплаты налогов, перевод капиталов за границу;

    Г) возврат к командно-административной системе руководства экономикой;

    Д) рост внутреннего и внешнего долга;

    Е) уменьшение внутренних и внешних долгов страны.

    Прочитайте данный материал и выполните задания.
    1   2   3   4   5   6
    написать администратору сайта