Навигация по странице:
|
1. Роль ппд на разных этапах развития ребенка. Принципы ппд гуманности, научности, детерменизма, единства сознания и деятельности
Опытно-экспериментальное исследование в сфере образования, как правило, занимает длительный период времени и включает в себя целый букет различных методик (наблюдение, опрос, диагностирование). Основной трудностью является обоснование методики опытно-экспериментальной работы, ибо доказать можно всё, что угодно, если не продумана методика эксперимента. Экспериментальная работа может быть как долговременной, так и кратковременной, здесь может быть задействованы от двух-трех испытуемых, до нескольких десятков и сотен. Всё зависит от поставленной цели, гипотезы и задач организуемого исследования.
Литературное оформление результатов
В настоящее время научные работы разделяются на фундаментальные, прикладные и на разработки. Фундаментальные работы освещают теоретические закономерности педагогики, ее методологию. Прикладные исследования решают отдельные теоретические и практические задачи, они связывают теорию с практикой. Разработки непосредственно обслуживают практику, сюда относятся учебные программы, методические пособия, учебники, дидактические материалы. В любой психолого-педагогической дисциплине могут быть и фундаментальные, и прикладные исследования, и разработки. К фундаментальным относятся исследования, нацеленные
Прикладные исследования и разработки направлены на практическое использование сформулированных законов и теорий. При оценке прикладных исследований в первую очередь учитывается практическая значимость работы. Актуальность работы характеризуется ее практической необходимостью, значимость - широтой и направленностью исследования. Важнейшей характеристикой психолого-педагогического исследования является его результат – совокупность новых идей, практических и теоретических выводов, полученных в соответствии с целями и задачами работы. Результатом завершенных психолого-педагогических исследований может быть разработка новых концепций обучения, воспитания, методов, форм и средств обучения; выявление закономерностей учебного процесса; постановка новых педагогических проблем; подтверждение или опровержение гипотез; разработка классификаций (уроков, методов обучения, типов заданий); анализ практики обучения, воспитания и т.д.
Теоретические положения – новые концепции, подходы, направления, идеи, гипотезы, закономерности, тенденции, классификации, принципы в области обучения и воспитания, развития педагогической науки и практики. Их уточнение, развитие, дополнение, разработка, проверка, подтверждение, опровержение.
Практические рекомендации – новые методики, правила, алгоритмы, предложения, нормативные документы, программы, объяснительные записки к программам. Их уточнение, дополнение, разработка, проверка. Все эти материалы в результате оформляются в научные публикации. Причем материалы одного и того же исследования могут быть опубликованы в разных формах, так как многие исследования длятся годами и десятилетиями, над ними начинают работать коллективы целых лабораторий и научно-исследовательских коллективов.
49. планирование психолого-педагогической работы, составление программ психодиагностики для учащихся старшего звена
Проблема личностного и профессионального самоопределения относится к числу наиболее актуальных и активно разрабатываемых психолого-педагогических задач. Ведущие ученые психологи и педагоги определяют самоопределение как самостоятельный выбор человеком ценностных ориентиров, построение им собственной жизни, обретение им внутренней целостности и адекватной позиции в обществе (С.Л.Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, М.А.Гинзбург). Профессиональное и личностное самоопределение имеют много общего, в высших своих проявлениях они почти сливаются. Вместе с тем профессиональное самоопределение «более конкретное, его проще оформить официально» - выбор и освоение профессии (Н.С.Пряжников).
Главным условием успешного профессионального самоопределения является полноценное психическое и личностное развтие ребенка, сформированность его мотивационно - потребностной сферы, наличие развитых интересов, склонностей и способностей, достаточный уровень самосознания, социальная мобильность, чувство ответственности и личностной перспективы, эмоциональная развитость, стремление к познанию, рефлексивность, критическое мышление, социальный оптимизм, иными словами, те качества, которые должны быть сформированы у учащегося на выпуске из школы.
Поэтому работа по подготовке к выбору будущей профессии является органичной частью всего учебно-воспитательного процесса и начинается с начальной школы. Формирование профессиональных намерений учащихся проходит в несколько этапов, каждый из которых обусловлен психологическими особенностями, присущими данному возрасту, а также наличием социального опыта и степени информированности ребенка. В соответствии с этим программа профилизации и психологического сопровождения процесса профессионального самоопределения состоит из 3 блоков, каждый из которых является продолжением (дополнением) предыдущего, а так же может быть использован самостоятельно.
1 блок - знакомство с профессиями для учащихся начальных классов, выявление склонностей, диагностика общих способностей (1-4 классы).
2 блок - профессиональная ориентация для учащихся средних классов, предпрофильная подготовка, формирование готовности к выбору определенного профиля (5-8 классы).
3 блок – профессиональная диагностика, просвещение и консультирование, формирование профессиональной ориентации и профильной подготовки, для учащихся старших классов. Помощь в выборе сферы будущей профессиональной деятельности. (9-11 классы).
Для учащихся старших классов среднего звена вводятся факультативные курсы по предметам, проводится психологическая диагностика и профориентационные тренинги, более широко используются возможности воспитательной системы, вводятся элективные курсы, осуществляется связь с различными вузами.
Ведется активная информационно-просветительская работа. Оказывается помощь в выборе профиля.
Учащиеся старшего звена (третий блок работы) выбирают определенный профиль, осуществляется психологическая диагностика личностных качеств, необходимых для самоопределения и будущей профессии. При необходимости осуществляется коррекционно-развивающая работа.
Программа является комплексной, поскольку имеет общую составляющую, которая реализуется через цикл общешкольных тематических мероприятий, входящих в воспитательную систему школы, общеобразовательные предметы, предпрофильные и профильные курсы, профориентационную работу и психологическое сопровождение.
|
|
|