Главная страница
Навигация по странице:

1. Специфика философского миропонимания. Предпосылки возникновения и место появления философии. Плюрализм философских учений. По преданию, первым слова философия



Скачать 0.79 Mb.
Название 1. Специфика философского миропонимания. Предпосылки возникновения и место появления философии. Плюрализм философских учений. По преданию, первым слова философия
Анкор filosofia.doc
Дата 12.04.2017
Размер 0.79 Mb.
Формат файла doc
Имя файла filosofia.doc
Тип Документы
#642
страница 4 из 16
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

18. Философия И.Г. Фихте (наукоучение как теоретическая философия, этико-социальная философия).

Иоганн Готлиб Фихте (1762 — 1814)—
немецкий общественный деятель и философ. В творчестве Фихте выделяются два основных периода: до и после
1800 г. В первый период философия Фихте ближе к субъективному
идеализму, во второй — к объективному идеализму. Основные труды. «Опыт критики всяческого откровения» (1792),
«Основы общего наукоучения» (первая версия опубликована в 1794 г.,
доработка и переработка этой книги шла на протяжении всей жизни
Фихте, известно более 15 ее редакций), «Рассуждения о назначении
ученого» (1794), «Основы естественного права» (1796), «Система уче-
ния о нравственности» (1798), «Назначение человека» (1800), «Основ-
ные черты настоящей эпохи» (1806), «Путь к жизни блаженной»
(1806), «Речи к.немецкой нации» (1808).

Наукоучение. Философия, как считал Фихте, должна быть основой,
фундаментом для всех остальных наук, т.е. «наукой о науке», поэтому
главный трактат Фихте «Основы общего наукоучения» посвящен
именно проблемам науки. Принципиальная особенность науки состоит в том, что она систематична: в ней одни идеи выводятся из других,
любой вновь вводимый тезис должен обосновываться с помощью других — ранее доказанных. Следовательно, в основе науки должен находиться единый набор истинных и самоочевидных положений или даже
какое-то одно исходное положение. Но что более очевидно для чело-
века, нежели его собственное сознание, его «я»? Существование и деятельность нашего сознания («я») для каждого из нас несомненны; при-
чем, делая свое «я» объектом размышления, мы всегда остаемся в границах этого «я». Поэтому именно с изучения сознания и должна
начинаться философия. Однако, ставя перед собой эту задачу, можно
по-разному подходить к выбору объекта исследования. И исходным объектом исследования в философии Фихте оказыва-
ется как раз не его личное «я», не произвольное человеческое «я» или
множество всех человеческих «я», а Абсолютное сознание — «Я».

Центральное мес-
то в этическом учении Фихте занимает понятие «свобода». И главная
проблема этики — это противоречие между свободой и необходимостью
.

Если в теоретико-познавательной деятельности «не-Я» воздейству-
ет на «Я» как объект познания, то в морально-практическом плане «не-
Я» производит на «Я» определенный толчок, который вызывает проти-
водействие со стороны «Я». При этом «не-Я» играет роль препятствия, которое «Я» стремится преодолеть: деятельность «не-Я»
оказывается стимулом для деятельности «Я», которое стремится рас-
ширить свои границы за счет области «не-Я». Но поскольку и «Я», и
«не-Я» являются бесконечными, то возможно только бесконечное расширение области «Я», но не завершение этого процесса.

Для человека быть свободным — это значит сделать себя сво-
бодным, т.е. в своем эмпирическом «я» (индивидуальном человече-
ском сознании) отодвинуть границы «не-Я». И данная деятельность че-
ловека (конечного существа) есть необходимая составляющая дея-
тельности бесконечного Абсолюта в его процессе самопознания.
Отсюда свобода оказывается у Фихте деятельностью «Я» по познанию
необходимости и уменьшению области «не-Я».

Поэтому худшей формой человеческого поведения является бездея-
тельность, так как при этом человек остается на уровне вещи, «не-Я», и
отказывается от реализации своего высшего предназначения. Существу-
ет множество людей (эмпирических «я»), каждый из которых имеет свои
личные цели и идеалы, что неизбежно ведет к конфликту между ними. В
этом конфликте неизбежна победа лучшего, более морального, так как это
соответствует положению дел в божественном мире (в Абсолюте).

Прогресс в развитии человеческого общества состоит в увеличе-
нии свободы, и в различные исторические эпохи существуют разные
степени свободы.
19. Философия Ф.В.И. Шеллинга (натурфилософия и трансцендентальный идеализм, эстетика).

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг
(1775 — 1854) — немецкий философ, родом из семьи пастора. Основные труды.«Система трансцендентального идеализма»
(1800), «Философия искусства» (1802 — 1803)

В твор-
честве Шеллинга принято выделять пять периодов развития: натурфи-
лософия, трансцендентальный идеализм, философию тождества, фило-
софию свободы, философию откровения.

Период натурфилософии (1797 — 1799). Начиная свои философ-
ские исследования как фихтеанец, Шеллинг скоро пришел к выводу о
том, что сведение всей природы к «не-Я» (имевшее место у Фихте), при-
водит к тому, что природа утрачивает всякую специфику. Но что же в
таком случае представляет собой природа? Оставаясь в значительной
степени еще под влиянием Фихте, Шеллинг тем не менее делает шаг,
уводящий его от философии Фихте, в сторону более последовательно-
го объективного идеализма.

Шеллинг предлагает следующее решение этой проблемы: Природа
и Дух (разум, Абсолютное «Я») представляют собой определенное
единство. А значит, для понимания Природы можно использовать ту
же модель, что и для Духа. И принимая тезис Фихте о «чистой актив-
ности» как «сущности» Духа, Шеллинг эту идею «чистой активности»
Духа переносит на Природу. Она становится у него деятельной и развивающейся - тем самым Шеллинг закладывает основы учения о диа-
лектике Природы, или объективной диалектике.

Природа реально и объективно существует, она есть нечто единое и
целое, продукт «бессознательного разума»„«некий застывший разум в бы-
тии». Этот разум действует внутри Природы и проследить его можно бла-
годаря целесообразности его действия-". Причем высшей целью ее разви-
тия является порождение сознания, и тем самым пробуждение разума.Диалектика природы Шеллинга оказала значительное влияние на
дальнейшее развитие философии, и прежде всего на философию Геге-
ля, а через него — Маркса и др. Однако конкретное построение его на-
турфилософии скоро было забыто, поскольку было опровергнуто даль-
нейшим развитием естествознания.

Период трансцендентального идеализма (1800 — 1801). В этот
период Шеллинг приходит к выводу, что проделанная им ранее работа,
в которой было показано то, как развитие Природы приводит к появле-
нию Духа (Разума), только наполовину решает задачу построения фи-
лософской системы. Вторая половина работы состоит в том, чтобы по-
казать, как из Духа появляется Природа или, иначе говоря, каким путем
к Природе может прийти Разум.

Шеллинг рассуждает следующим образом. «Я» (Дух, Разум) есть
изначальная активность, воля, располагающая себя в бесконечности.
Деятельность «Я» состоит в мышлении, но, поскольку единственно су-
ществующим является только это «Я», то и предметом мышления для
него может быть только оно же само. Но для того, чтобы возник про-
дукт такой деятельности, «Я» должно что-то себе противопоставить,
положив тем самым себе пределы. Сталкиваясь с таким пределом, активность становится сознательной; ее Шеллинг называет «идеальной
деятельностью» в отличие от изначальной «реальной деятельности».

Построение философии , исходящей из деятельности субъекта, исходного «я», которое порождает себе противоположность, свой предел («не-Я>), приводит нас к субъективному идеализму (фило-
софия Фихте). Построение философии, исходящей из реального суще-
ствования Природы, т.е. «не-Я», заставляет нас сделать вывод о незави-
симости «не-Я» от «Я» и приводит к философии, которую Шеллинг на-
зывает «реализмом». Если же мы учитываем обе возможности, то тогда
возникает синтез субъективного идеализма с реализмом, т.е. «идеал-
реализм», или «трансцендентальный идеализм».

20. Философия Г. Гегеля (тождество бытия и мышления «Феноменология духа», учение о логическом

процессе «Наука логики», философия природы и диалектика, философия истории).

Георг Вильгельм Фридрих Гегель
(l770 — 1831) — немецкий философ, родился в Штутгарте в семье круп-
ного чиновника. Основные труды. «Различия между философскими системами
Фихте и Шеллинга» (1801), «Феноменология духа» (1807), «Наука ло-
гики» (1812 — 1816), «Энциклопедия философских наук» (1817), «Фило-
софия права» (1822). Гегель — создатель последовательной
и развернутой системы объективного идеализма, причем постро-
ение этой системы ведется им посредством метода идеалистической
диалектики. Как в построении своей системы, так и в разработке диа-
лектического метода, Гегель в значительной степени опирался на ряд
фундаментальных идей Шеллинга (прежде всего, периода натурфило-
софии последнего).

Логика. Во времена Гегеля логика считалась наукой о законах и
формах только человеческого мышления. Признавая значение этой
научной дисциплины (классической, аристотелевской или формальной
логики), Гегель отмечал ее недостатки: во-первых, формальная логика
имеет дело с законами и формами только человеческого мышления
(рассудка), тогда как, принимая исходное тождество бытия и мышления,
необходимо поставить вопрос о законах и формах мышления как тако-
вого, мышления, представляющего собой деятельность Абсолюта; во-
вторых, формальная логика имеет дело только с застывшими формами
мышления, тогда как сущностью Абсолюта является движение, разви-
тие.

Отсюда возникает задача создания новой диалектической логи-
ки, которая стала бы наукой о сущности всех вещей, т.е. наукой о зако-
нах развития Абсолюта. И в силу исходного тождества бытия и мыш-
ления в философии Гегеля эта диалектическая логика оказывается
одновременно онтологией (учением о развитии бытия), гносеологией
(учением о развитии познания') и логикой (учением о законах и фор-
мах мышления):

логика = онтология = гносеология.

С точки зрения Гегеля, понятия, которыми оперирует мышление, на-
ходятся в непрерывном движении и взаимосвязи; они постоянно изме-
няются, «переходят» или «перетекают» друг в друга, превращаясь в
свою противоположность. В работе «Наука логика» он рассматривает
вопрос о становлении и взаимосвязи наиболее общих понятий — фи-
лософских категорий; «бытие», «ничто», «становление», «качество», «ко-
личество», «мера» и т.д.

Но решается эта проблема Гегелем крайне формально — путем по-
строения триад различного уровня. Все эти триады имеют одинаковую
структуру: тезис — антитезис — синтез, повторяющую общую струк-
туру Абсолюта.

Философия природы. Поскольку Природа есть инобытие Абсолют-
ной идеи, то Природе, по Гегелю, свойственны те же общие законы, что и
Абсолютной идее. Поэтому философия природы строится по тому же
принципу триад и состоит из механики, физики и органики. В механике
Гегель рассматривает понятия пространства, времени, материи, движе-
ния и т.д., в физике — понятия теплоты, звука, стихии и т.д., а в органи-
ке — понятия геологической и растительной природы, организма и т.д.

Философия природы — наименее удачный раздел философии Геге-
ля. Она мало и довольно плохо разработана,многие ее идеи не прини-
мались даже последовательными гегельянцами.

Философия духа. Философия Духа — наиболее интересный раз-
дел философии Гегеля, оказавший особое влияние на дальнейшее раз-
витие философии и, в частности, философии культуры.

Гегель трактует Дух как Абсолютную идею, вернувшуюся к себе
после пребывания в своем инобытие, в плену материальности, т.е. в
Природе. Тем самым Дух оказывается высшим этапом развития Абсо-
люта, он есть синтез Абсолютной идеи и Природы. И поскольку имен-
но в Духе Абсолют осознает себя (хотя и не сразу), то Дух есть одно-
временно и конечный, и начальный этап развития,,проходящего по
замкнутому кругу

Так же как и ранее, Дух и, соответственно, учение о нем составляют
триаду, в данном случае это:
Дух — Объективный дух Субъективный дух Абсолютный дух.

Дух характеризуется Гегелем как Абсолютная идея, уже вернув-
исаяся к себе, только начиная со стадии самосознания в феноменоло-
гии. На конечной стадии развития Субъективного духа рождается сво-
бода, или свободный дух, деятельность которого
проявляется в развертывании Объективного и Абсолютного духа.

21. Философия марксизма (проблема отчуждения, историософские взгляды К.Маркса, разработка

материалистической диалектики, социальная философия К. Маркса и Ф. Энгельса).

Марксистская философия представляет собой одну из трех тесно
связанных между собой частей марксизма, включающего в себя так-
же политическую экономию и так называемый научный коммунизм. Марксистская философия имеет особое значение в жизни общества,
поскольку она стала теоретическим фундаментом практической соци-
альной деятельности — революционной борьбы за построение комму-
низма, которая активно велась в XIX—ХХ вв. и во многом определила
ведущие события этого времени (социалистическую революцию в Рос-
сии и попытки построения социализма и коммунизма в России и стра-
нах социалистического лагеря в ХХ в.).

Карл Генрих Маркс
(1818 — 1883) — немецкий философ, публицист, общественный деятель. Фридрих Энгельс (1820 — 1895) — немецкий философ, публицист,
общественный деятель. Основные идеи марксистской философии были выработаны Марк-
сом и Энгельсом совместно, хотя большая часть работ, посвященных
собственно философии марксизма, была написана Энгельсом.

Основные (философские) труды. К. Маркс и Ф. Энгельс: «Свя-
тое семейство» (1845), «Манифест коммунистической партии» (1848).

К. Маркс: «Нищета философии» (1846), «К критике политической
экономии> (1859), «Капитал> (1857 — 1883).

Ф. Энгельс: «Анти-Дюринг» (1876 — 1878), «Диалектика природы»
(1873 — 1895; не закончена, осталась в виде отдельных статей и на-
бросков), «Происхождение семьи, частной собственности и государ-
ства» (1884), «Л. Фейербах и конец немецкой классической филосо-
фии» (1886).

Марксистская философия состоит из
двух взаимосвязанных частей: диалектический материализм (уче-
ние о природе и познании) и исторический материализм (учение
об обществе).

Диалектический материализм. Диалектический материализм по-
явился, с одной стороны, как материалистическая переработка гегелев-
ской идеалистической диалектики, а с другой — как диалектическая
переработка прежнего метафизического (и в первую очередь фейерба-
ховского) материализма.

Основные идеи диалектического материализма следующие.

• Материя (природа) первична, а человеческое сознание вторично,
производно от материи, оно есть свойство высокоорганизованной мате-
рии, появляющееся на достаточно высоком уровне ее развития. При
этом полностью отрицается существование каких-либо идеальных
надприродных сущностей типа Бога, гегелевской Абсолютной идеи,
Мирового ума и т.д.

• Материя вечна, несотворима и неуничтожима, важнейшим ее
свойством является движение, изменение, развитие. Нет материи без
движения, а движения — без материи. При этом движение абсолютно,
а покой (понимаемый как некий «момент» движения) относителен.
Движение материи осуществляется в пространстве и времени, поэтому
их нельзя «отрывать» от материи (как это имеет место у ньютоновско-
го абсолютного пространства и времени). Существует ряд форм дви-
жения (механическое, физическое,химическое, биологическое,социаль-
ное), отражающих общий ход эволюции материи.

• Развитие материи в целом и любых объектов осуществляется в
соответствии с тремя законами материалистической диалектики,
сформулированными на базе выявленных Гегелем закономерностей.

Законы диалектики при этом понимаются как универсальные
законы бытия, охватывающие сферу природы, общества и человече-
ского мышления.

Диалектический материализм был тесно связан с естествознанием
XIX в., опираясь на его открытия и предлагая философский фундамент
для их обоснования. Так, тезис о вечности материи и ее непрерывном дви-
жении непосредственно связан с законом сохранения и превращения
энергии, периодической таблицей Менделеева, дарвиновской теорией эво-
люции живой природы и т.д. А, например, философская идея неразрывной
связи материи, движения, пространства и времени нашла свое подтверж-
дение в начале ХХ в. в теории.относительности Эйнштейна.

Гносеология марксистской философии обычно характеризуется
как теория отражения, суть которой состоит в том, что процесс по-
знания трактуется как отражение в человеческом сознании опреде-
ленных впечатлений, приходящих в него извне. Аналогичные воззре-
ния можно обнаружить и в домарксовском материализме. Особеннос-
тью марксистской гносеологии является следующее:

• процесс познания считается подчиняющимся трем законам диа-
лектики;

• проводится качественное различие между познанием тео-
ретическим и эмпирическим (включающим в себя чувственное); пока-
зывается, что теоретическое познание не сводимо к эмпирическому,
хотя и строится на базе последнего. Теоретическое познание опериру-
ет общими понятиями (не существующими вне сознания), включает в
себя создание гипотез, предвосхищающих будущие результаты экспе-
риментов и наблюдений, и т.д.;

• утверждается диалектическая связь между абсолютной и относи-
тельной истиной: абсолютная истина (как полное, исчерпывающее зна-
ние обо всем бытии в целом) недостижима, на каждом этапе развития
познания мы имеем дело только с относительными истинами (т.е. час-
тичным, неполным знанием об отдельных составляющих бытия), но на-
копление относительных истин в процессе познания позволяет нам
бесконечно приближаться к абсолютной истине;
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
написать администратору сайта