Навигация по странице:
|
1. Специфика философского миропонимания. Предпосылки возникновения и место появления философии. Плюрализм философских учений. По преданию, первым слова философия
29. Философия В.С. Соловьева (концепция всеединства и идея Богочеловечества, эволюция природы и общества), софиология С.Н. Булгакова и П.А. Флоренского.
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900). Основные сочинения: “Философские начала цельного знания”, “Критика отвлеченных начал”, “Духовные основы жизни”, “Русская идея”.
Соловьев стремиться выявить истинную суть христианства. Он понимает центральный момент христианства - историю Иисуса - не только как историческое событие, имевшее смысл морального “назидания” или образца для правильной жизни, но и как онтологически значимый акт преобразования всего мирового бытия, включая бытие человека. Соловьев полагает, что единство человека и Бога реально уже в земной, эмпирической жизни. Это составляет смысл одной из ключевых его идей - идеи Богочеловечества. Божественная сила реализует себя через отдельную человеческую личность. Но Соловьев не противопоставляет отдельную личность и соборное целое, а пытается выявить их диалектическое взаимодействие, их неразрывную взаимосвязь. Выступая движущей силой преображения мира, человек в своем божественном измерении не может рассматриваться как изолированный индивид; Богочеловечество есть целостный духовный организм, объединяющий людей. Соловьев утверждает, что отдельное существование человека лишь феноменальная иллюзия. Подлинной полнотой бытия обладает отдельный цельный духовный организм человечества. в то время как бытие отдельного человека есть “абстракция”, предстающая реальной при рассмотрении человека под определенным углом зрения.
Само общечеловеческое единство Соловьев понимает как личность, обладающую женским началом, это и есть - София - душа мира. София - это Премудрость, которая была создана Богом до сотворения мира, как идеальный образ мира. Соловьев понимает человечество как духовно-материальное целое, органически соединяющее две стороны жизни, разъединенных и противопоставленных традиционным (средневековым) христианством. По Соловьеву, идеальное, преображенное состояние мира и человека это божественное состояние всеединства, в котором несовершенство мира устранено за счет преодоления обособленности и независимости друг от друга отдельных элементов бытия (вещей, явлений, живых существ). Соловьев верит в достижимость этого идеального состояния. Основанием этой веры Соловьева является интуиция Абсолюта как онтологически реального всеединства, предшествующего в метафизическом смысле нашему несовершенному миру и поэтому гарантирующего воплощение идеального состояния мира в конце его космического и исторического развития.
Сергей Николаевич Булгаков (1871-194). Одни из главных его сочинений - “Свет невечерний”, трилогия “О Богочеловечестве». В начальный период творчества в сочинениях Булгакова господствуют два основных мотива: признание глубокого социального несовершенства существующего общества, внутренней правоты требований к ее радикальному переустройству; убеждение, что это переустройство не может являться высшей целью и ценностью, а должно быть обусловлено процессом духовного совершенствования человека, подчинено этому процессу, в основе которого - обретение религиозной веры и религиозное освящение жизни. Булгаков по-новому оценивает смысл человеческого бытия. Если прежде русские философы признавали абсолютное значение эмпирической личности, и признавали тождество Бога и человека, то Булгаков противопоставлял бытие эмпирической личности и Бога.
Важной темой ранних работ Булгакова является религиозное “оправдание” природы, обоснование возможности для человечества в своем историческом развитии привести материальный мир к идеально-божественному, совершенному состоянию.
Одна из важных идей, занимающих Булгакова является идея Софии и ее роли в судьбе мира и человека. Через идею Софии он пытается религиозно оправдать природу, все телесное бытие. Булгаков определяет Софию через анализ структуры акта творения. В силу полноты своей любви Бог призывает небытие к жизни и делает объектом свой любви. Но поставляя рядом с собой мир небожественный Бог полагает между собой и этим миром некую грань, одновременно соединяющее и разъединяющее то и другое. Этой гранью является София. Она есть любовь Любви. София есть своего рода четвертая ипостась Бога, но она не участвует в жизни внутрибожественной, а является началом иной, тварной многоипостасности, ибо за ней следуют многие ипостаси (людей и ангелов), находящиеся в софийном отношении к Божеству.
Павел Александрович Флоренский (1882-1937). Основные сочинения: “Иконостас”, “Имена”, “Очерки философии культа”, “У водоразделов мысли”, “О цели и смысле прогресса”, “Столп и утверждение истины”. Флоренский вступал за возрождение христианского платонизма, пытался сохранить элементы церковного православия, которые враждебны современной культуре. Исходя из своего догматического мировоззрения, он намечает пути для преодоления кризиса общества и культуры. Флоренский исходит из того, что культура произошла от культа, поэтому в качестве важнейшего принципа для построения “новой” культуры он провозглашает необходимость обратного процесса вытеснения культуры культом. В соответствии с этим принципом во всех своих работах, посвященных изобразительному искусству, он утверждает, что средневековая иконопись абсолютно превосходит по своим духовным достоинствам все, что было создано человечеством после нее, и значит, должна быть возрождена как единственная форма искусства.
Т.о., идея развития является главным объектом критики Флоренского: все новое в нашем мире есть только повторение вечных образцов божественного мира (платоновсая философия). Он не признает никакого прогресса в истории, история, по Флоренскому, бессмысленна - и в целом, и в каждом своем отдельном фрагменте, смысл имеет только немотивированный скачок к преображенному божественному состоянию. Это лишает существенного значения человеческое творчество. Для Флоренского творчество в метафизическом его измерении есть воспроизведение предсуществующих божественных идей, а в земном измерении - просто повторение одних и тех же, уже найденных нашими предшественниками, стереотипов культуры
30. Философия «русского космизма» (религиозный и естественнонаучный варианты космизма. «Философия общего дела» Н.Ф. Федорова, представление В.И. Вернадского о ноосфере. Учение К.Э. Циолковского о «разумных атомах»).
Космизм — это философское течение, в котором весь космос рас-
сматривается как единое структурное образование (живой организм),
находящийся в общем процессе развития. Сами по себе представления
о космосе как едином живом организме восходят к античной филосо-
фии, а именно к платонизму.
У истоков русского космизма стоял Н.Ф. Федоров. Он пришел к
выводу, что через разумные существа природа приходит к самопозна-
нию и самоуправлению. В центре его внимания также стояли пробле-
мы преодоления смерти человека и возможности бесконечного чело-
веческого существования'. Развивали эти идеи В.С. Соловьев, К.Э. Циолковский, В.И. Вернад-
ский, А.Л. Чижевский и др.
Одной из центральных идей русского космизма является тезис о космическом предназначении человечества. Природа понимает-
ся как единый и цельный организм, развивающийся по биологическим,
а не механическим законам, и человечество есть часть этого организ-
ма. Люди — разумные существа, способные понять характер этого раз-
вития и действовать в соответствии с ним.
У Соловьева внешний мир открывается в сознании человека как
множество атомов-сил (монад), являющихся не обезличенными силами,
а существами. Они образуют как бы «клетки» тела единого «космиче-
ского организма», а группируясь — органы или части этого организма.
Такими же «клетками» являются и отдельные люди, а все человечество
в целом — органом метафизического божественного организма.
Ряд аналогичных идей развивал и Циолковский (1857 — 1935) в сво-
их философских работах. У Циолковского' первооснову бытия состав-
ляют атомы-духи (идеальные атомы, первобытные духи): это простей-
шие существа, обладающие чувствительностью. И человеческое «я»
трактуется им как ощущение «атома-духа», находящегося в живом веще-
стве. Человек, как и любое животное, есть союз таких атомов, живущих в
согласии друг с другом. Таким образом, все, существующее в мире, явля-
ется живым, а то, что мы принимаем за неживую природу, есть всего
лишь временное состояние неорганизованной материи. Соответственно,
нет и смерти, ибо она всегда сливается с новым рождением.
Космос — это целостный живой организм. В бесконечном време-
ни и в бесконечном пространстве может существовать бесконечное количество таких организмов. Смысл существования материи Ци
олковский видел в непрерывном и неограниченном возрастании мо
гущества разума, что связано с неизбежным появлением и ростом
космических цивилизаций, одной из которых является человече-
ская'. При этом судьба всего космоса зависит от деятельности та-
ких цивилизаций. Эти идеи стали философским фундаментом для
его деятельности в области ракетостроения. Задача человечества
состоит в выходе в космос, освоении его. Крылатыми стали слова
Циолковского: «Земля — колыбель человечества, но нельзя вечно
жить в колыбели».
Среди конкретных концепций внутри русского космизма необхо-
димо в первую очередь отметить разработанную В.И. Вернадским
(1863 — 1945) концепцию антропокосмизма, где природная (космиче-
ская) и человеческая (социальная) деятельность рассматриваются в
единстве как «две стороны» или «две стадии» одного процесса. Есте-
ственнонаучным обоснованием для этой концепции послужило со-
зданное им учение о биогеологии, о переходе биосферы в ноосферу
(сферу разума). Природные и социальные процессы, происходящие на
Земле, он рассматривал в тесной связи с космическими.
Николай Федорович Федоров (1828-1903) в некоторых пунктах своего учения близок к Толстому. Главные работы были изданы после его смерти в 1906 г. под общим названием “Философия общего дела”. Главный мотив философствования - острое чувство несовершенства мира, скорбь о всех страданиях и зле, которые наполняют жизнь людей. Федоров полагает, что истоком зла и несовершенства мира является разделение бытия, находящее выражение в “небратском” бытии людей и в конечности их бытия. Самая важная для него проблема - проблема преодоления смерти.
Идеи Федорова оказали большое влияние на естествоиспытателей. Оно породило течение русского космизма, в котором человечество рассматривалась как космическая сила, призванная преобразовать всю вселенную “по законам разума”, используя при этом всю мощь науки. Непосредственным продолжателем идей Федорова можно считать К. Циолковского (1857-1935). В основе его взглядов лежало представление об универсальности жизни, которое сочеталось со своеобразной версией атомизма. Циолковский полагал, что элементарные кирпичики материальной природы - атомы - в то же время являются элементарными живыми существами, из которых складываются более сложные живые существа, подобные животным и человеку. Вместо натуралистической идеи “воскрешения отцов” Циолоковский на основе своего атомизма предлагает теорию “переселения душ”. Живые атомы, из которых состоит человек, после его смерти перемещаются во вселенной и рано или поздно соединяются вновь, чтобы создать новое, еще более совершенное, чем раньше, живое и разумное существо. Поняв, что он является лишь временным собранием бессмертных атомов, человек по Циолоковскому, утратит страх смерти. Он поймет, что его главная задача - обеспечить грядущее более гармоничное соединение атомов. На это должна быть направлена и жизнь отдельного человека и деятельность всего человечества. Реализуя этот “космический план”, человечество должно подготовить себя к соединению с более могущественными цивилизациями, совместно с которыми оно окончательно “перестроит” всю вселенную, сделав ее единым совершенным разумным существом.
31. Философия Н.А. Бердяева (религиозный экзистенциализм).
Николай Александрович Бердяев
( 4—1948) — русский религиозный философ, писатель и публицист.
(1874—1948)— Его можно отнести к числу крупнейших русских мыслителей ХХ в. и,
пожалуй, назвать наиболее известным в мире из всех русских фило-
софов.
Основные труды. «Субъективизм и индивидуализм в обществен-
ной философии. Критический этюд о Н.К. Михайловском»;
Философская истина и интеллигентская правда; «Философия свободы» , «Смысл творчества. Опыт оправ-
дания человека» , «Смысл истории. Опыт философии человече-
ской судьбы» , «Новое средневековье. Размышление о
судьбе России и Европы» , «Философия свободного
духа.
На протяжении всей жизни Бердяева цент-
ральными в его творчестве были этические проблемы, рассматрива-
емые им сквозь призму религиозного сознания: смысл человеческого
существования, отношения Бога и человека, сущность свободы, творче-
ства и любви.
Название
|
Сфера бытия
|
Характеристика
человеческого бытия
|
«Царство
|
телесный «мир»' как эмпири-
|
вражда, рабство, разъеди-
|
Кесаря»
|
ческая действительность, как
|
ненность, разорванность
|
|
условие деятельности человека;
|
|
|
«царство необходимости»;
|
|
|
«царство природы»;
|
|
|
«мир объективации»'
|
|
«Царство
|
мир подлинный, идеальное
|
любовь, свобода,
|
Божье»
|
бытие или «космос»,'
|
творчество
|
|
«царство свободы»
|
|
Существенным моментом философии Бердяева является дифференци-
ация бытия на две основные сферы (восходящая еще к элеатам, Платону,
неоплатоникам, гностикам и христианской философии).
Человек (в духе традиционной христианской философии) понима-
ется Бердяевым как двойственное существо, состоящее из тела и души,
причем, в силу первородного греха, душа находится в плену у тела'.
Главная цель человека состоит в трансцендировании, в том, чтобы осво-
бодить душу из этого плена, «выйти из рабства в свободу, из вражды
«мира» в космическую любовь». Основное средство для
этого — творчество, а способностью к творчеству человеческая душа
наделена изначально, поскольку человек создан по образу и подобию
Бога-Творца«. Творчество и свобода неразрывно связаны: «тайна твор-
чества и есть тайна свободы».
С творчеством и свободой неразрывно связана и любовь, причем
любовь понимается у Бердяева не только как духовная. Бердяев
утверждает, что мужчина и женщина, взятые в отдельности, сами по
себе не являются в полном смысле слова подобием Бога. И только со-
единяясь в любви (и духовной, и плотской), они образуют целостную
личность, подобную божественной. Любовь — это всегда творчество,
она создает иную, новую жизнь, благодаря любви происходит выход
человека из «царства необходимости» в «царство свободы». При этом
для любящего раскрывается и творческая сущность любимого.
Личность и общество. Творчество, свобода, любовь — это, по Бер-
дяеву, достояние каждого человека, а не особо избранных мудрецов, об-
ладающих гнозисом, как сказали бы гностики, или святых. Поэтому
каждый человек способен открыть, обнаружить образ Божий внутри
себя и выйти в сферу истинного бытия или «царства Божьего». Этот
процесс сугубо индивидуален, и каждый человек проходит этот путь
сам. Никакие изменения в общественно-политической жизни не ока-
зывают на него принципиального влияния, ведь вся социальная жизнь
относится к «царству Кесаря». Поэтому никакой общественный про-
гресс (ставший главной целью в социальной европейской философии
начиная с эпохи Просвещения) не имеет никакого реального значе-
ния. С этой позиции в ряде своих работ и прежде всего в книге
«Смысл истории» Бердяев обрушивается на тех философов (марксис-
тов, социалистов и т.д.), у которых человек понимался исключительно
как социальное существо, а предназначение человека сводилось к ра-
боте по созданию достойных человека условий жизни в «царстве Кеса-
ря» — причем часто только для последующих поколений. При таком
подходе все ныне живущие люди оказываются всего лишь средством для построения «лучшего будущего» (воззрение, характерное для со-
ветской философии). Для Бердяева же такая позиция в принципе не
приемлема'.
Свобода для индивида имеет и свою оборотную сторону — ответ-
ственность, причем не только за все свершенное, но также и за несвер-
шенное. Человек ответствен за нереализацию собственных творче-
ских возможностей, за самоуничижение, за пренебрежение к собствен-
ной судьбе.
|
|
|