Главная страница
Навигация по странице:

ТиМФВ (1). 1. Сущность и определение понятий "Физическое воспитание", "Физическое развитие", "Физическая культура личности", "Физическая культура", "Спорт"


Скачать 0.6 Mb.
Название 1. Сущность и определение понятий "Физическое воспитание", "Физическое развитие", "Физическая культура личности", "Физическая культура", "Спорт"
Анкор ТиМФВ (1).doc
Дата 12.04.2017
Размер 0.6 Mb.
Формат файла doc
Имя файла ТиМФВ (1).doc
Тип Документы
#384
страница 4 из 13
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

21. Типы интервалов отдыха (жесткий, ординарный и экстремальный). Активный и пас­сивный отдых.

Целесообразное использование нагрузок в процессе физического воспитания неразрывно свя­зано с нормированием и направленным регулированием интервалов отдыха между упражнениями, их повторениями и занятиями в целом. Отдых вводится при этом в двух разновидностях: собст­венно отдых, или пассивный отдых (относительный покой, сменяющий двигательную актив­ность), и активный отдых (отдых, организуемый посредством переключения на деятельность, отличающуюся от той, которая вызвала утомление, и способствующую восстановлению работо­способности). В процессе физического воспитания отдых в обеих своих разновидностях является прежде всего необходимым условием восстановления уровня работоспособности, снизившегося в результате нагрузки, и тем самым создает предпосылки возобновления деятельности. Вместе с тем регулирование интервалов отдыха служит одним из средств оптимального управления общим эф­фектом упражнений.

Регулирование интервалов отдыха в процессе физического воспитания не только направлено на обеспечение восстановления, но и служит одним из основных средств управления общим эффек­том упражнений, нагрузок.

Интервалы отдыха между повторениями упражнения или разными упражнениями в рамках от­дельного занятия, естественно, не равны интервалам между занятиями: первые значительно коро­че и более вариативны, чем вторые. При повторениях и чередовании упражнений в ходе занятия оправданы в соответствующих условиях следующие типы интервалов отдыха:

  • Ординарный интервал, продолжительность которого соразмерна продолжительности фазы относительной нормализации функционального состояния организма, следующей за выполнением упражнения

  • Напряженный интервал — это интервал, протяженность которого настолько невелика, что очередная нагрузка как бы совмещается с остаточной функциональной активностью определенных систем организма, вызванной предыдущей нагрузкой, в результате чего воздействие очередной нагрузки увеличивается, причем в ряде ситуаций это происходит с нарастающими сдвигами во внутренней среде организма, затрудняющими выполнение упражнения

  • «Минимакс» интервал (этот термин пока не особенно широко распространен) — наимень­ший интервал отдыха между упражнениями, по истечении которого может выявляться ближайшее последействие предшествующего упражнения (либо серии упражнений), выражающееся в повы­шенных показателях оперативной работоспособности при выполнении последующего упражне­ния.

По сравнению с интервалами отдыха между упражнениями интервалы между занятиями, объе­диняющими, как правило, некоторую совокупность упражнений, более существенно влияют на общие тенденции процессов восстановления, приспособления и кумулятивных преобразований, которые развертываются в организме под воздействием системы занятий.

Исходя из особенностей фаз следовых процессов, на которые наслаивается эффект очередного занятия, и кумулятивного эффекта, возникающего при чередовании занятий с интервалами неоди­наковой продолжительности, различают три типа интервалов, природных в соответствующих си­туациях:

  • ординарный интервал между занятиями - уровень работоспособности занимающихся к нача­лу очередного занятия успевает возвратиться к тому, какой был в начале предыдущего

  • жесткий интервал между занятиями (короче, чем ординарный) - происходит более зна­чительная суммация эффектов предыдущего и очередного занятия, в силу чего функциональ­ные! сдвиги в системах организма нарастают с более полной мобилизацией его резервных возможно­стей, в результате (в определенных условиях) может возникать мощный стимул к последующему раз­вертыванию суперкомпенсаторных процессов

  • суперкомпенсаторный интервал - соразмерен по продолжительности с временем, достаточ­ным для наступления суперкомпенсации — своеобразной фазы реагирования организма на предъ­явленную неординарную нагрузку и сопряженное с ней расходование его ресурсов.

22. Характеристика спорта высших достижений и массового спорта.

Большинство современных видов спорта сформировалось в качестве специфических элементов физической культуры, составив в совокупности крупную ее часть. По сравнению с другими ее ком­понентами спорт предоставляет наибольшие возможности для поступательного развития физических качеств и непосредственно связанных с ними способностей человека, требующихся в той или иной деятельности, избранной в качестве предмета спортивной специализации.

В настоящее время спорт подразделяется на следующие организационно-правовые формы:

  • массовый спорт (спорт для всех);

  • спорт высших достижений (олимпийский спорт);

  • профессиональный спорт (зрелищно-коммерческий спорт).

Массовый спорт - представляет собой регулярные занятия и участие в соревнованиях представи­телей различных возрастных групп в доступных им видах спорта с целью укрепления здоровья, кор­рекции физического развития и телосложения, повышения общей и специальной работоспособности, овладения отдельными жизненно необходимыми умениями и навыками, активного отдыха, достиже­ния физического совершенства.

Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, про­тивостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повсе­дневной жизни.

Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок.

Ныне действующая программа по учебной дисциплине "Физическая культура" для студентов высших учебных заведений позволяет практически каждому здоровому студенту и студентке любого вуза приобщиться к массовому спорту. Это можно сделать не только в свободное время, но и в учеб­ное. Причем вид спорта или систему физических упражнений выбирает сам студент.

Спорт высших достижений (олимпийский) - предполагает систематическую плановую много­летнюю подготовку и участие в соревнованиях в избранном виде спорта с целью достижения макси­мально возможных спортивных результатов, победы на крупнейших спортивных соревнованиях.

Профессиональный спорт (зрелищно-коммерческий спорт) - коммерческо-спортивная деятель­ность, предусматривающая экономическую эффективность и высокую информационно-развлекательную ценность спортивно-зрелищных мероприятий.

23. Двигательные умения и навыки как результат процесса обучения двигательным дейст­виям. Перенос навыков. Двигательное умение представляет собой одну из типичных форм реализации двигательных возможностей человека, которая выражается в способности осуществлять двигательное действие на осно­ве неавтоматизированных (или не доведенных до значительной степени автоматизации) целенаправлен­ных операций. К числу отличительных признаков первоначального двигательного умения относятся:

  • постоянная концентрация внимания в процессе действия

  • относительная нестандартность параметров и результата действия при его воспроизведе­нии, избыточная (не заданная программой действия) изменчивость техники движений (вплоть до ее нарушений), особенно под влиянием сбивающих факторов;

  • расчлененность или мало выраженная слитность операций, обусловленная этим избыточная растянутость действия во времени

Двигательный навык представляет собой такую форму реализации двигательных возможности, ко­торая возникает на основе автоматизации двигательного умения. Отличительные признаки двига­тельного навыка:

  • повышенная степень участия двигательных автоматизмов в осуществлении частных опера­ций, составляющих действие, и связей между ними; направленность сознания по ходу действия не столько на его детали, сколько на реализацию общей цели;

  • выраженная стереотипность частных операций и параметров действия (если не возникает объективных условий, требующим варьирования их), повышенная устойчивость техники движений по отношению к сбивающим факторам;

• выраженная слитность операций и сокращение времени выполнения действия.
Автоматизация движений и есть основной отличительный признак двигательного навыка.

При обучении двигательным действиям важно ясно понимать суть отмеченных особенно­стей двигательных умений и навыков, с тем, чтобы целесообразно управлять процессом их фор­мирования.

Этапность процесса обучения двигательным действиям:

  1. Этап начального разучивания

  2. Этап углубленного разучивания,

  3. Этап результирующей отработки действия

Рационально сформированный двигательный навык характеризуется, таким образом, опти­мальным соотношением функций сознания и автоматизмов в управлении движениями, при ко­тором действие в целом направляется сознанием, а составные операции (не требующие в при­вычных условиях непосредственного регулирования сознанием) доведены до определенной степени автоматизации.

Перенос навыков. Существенное значение в обучении двигательному действию имеет взаимодей­ствие, «перенос» навыков, выработанных ранее или формируемых параллельно.

Различают «положительный перенос» навыка и отрицательный. Перенос навыков происходит в тех случаях, когда структуры двигательных действий имеют сходство наряду с различиями. Характер сходства обусловливает значение переноса: положительное или отрицательное.

Положительный перенос навыков широко используется в процессе обучения двигательным дей­ствиям. С учетом закономерностей переноса определяют последовательность обучения различным двигательным действиям таким образом, чтобы освоение одних создавало благоприятные предпо­сылки к овладению другими. При углубленном совершенствовании в отдельных действиях, двига­тельный состав которых относительно ограничен, положительный перенос частных навыков исполь­зуется при разработке системы подводящих упражнений. Они, как правило, представляют собой от­носительно законченные двигательные действия, по возможности, точно воспроизводящие некото­рые фазы техники изучаемого действия.

Во избежание отрицательного переноса навыков желательно так планировать учебный процесс, чтобы исключить одновременное формирование «конкурирующих» навыков, избрав такую последо­вательность обучения, при которой отрицательный перенос был бы наименьшим. В случае односто­роннего переноса (когда один навык влияет на другой, а обратного влияния не обнаруживается) в первую очередь должен формироваться тот навык, который нарушается под влиянием другого. В дальнейшем, по мере упрочения навыков, появляется возможность преодолевать отрицательное влияние их друг на друга, «сталкивая» их при поочередном исполнении действий; это к тому же со­действует выработке тонких координации.

24. Техника физических упражнений (основы, определяющие звено, детали техники, фазы двигательных действий) и их характеристики.

В процессе совершенствования форм физических упражнений изыскивают рациональные способы выполнения двигательных действий. Важной предпосылкой этого является познание закономерно­стей, которым подчиняется так называемая техника физических упражнений.

В каждом произвольном двигательном акте есть двигательная задача, осознаваемая как конкрет­ный желательный результат действия, и способ, каким она решается. Во многих случаях одна и та же двигательная задача может быть решена несколькими различными способами (например, выполнить прыжок в высоту можно отталкиваясь и ближней к планке, и дальней от нее ногой), причем среди них есть относительно менее эффективные и более эффективные. Те способы выполнения двига­тельных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно, с относительно большей эффективностью, принято называть техникой физических упражнений.

Различают основу техники движений, ее главное звено и детали.

Основа техники движений — это совокупность тех звеньев и черт структуры движений, какие, безусловно, необходимы для решения двигательной задачи определенным способом (порядок про­явления мышечных сил, основные моменты согласования движений в пространстве и во времени и т.д.). Выпадение или нарушение хотя бы одного элемента или соотношения в данной совокупно­сти делает невозможным само решение двигательной задачи.

Главное / определяющее звено (или звенья) техники движений — это наиболее важная часть дан­ного способа выполнения двигательной задачи. Выполнение движений, входящих в состав глав­ного звена, обычно происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует значи­тельных мышечных усилий.

К деталям техники движений обычно относят ее отдельные составляющие, в которых проявляют­ся индивидуальные вариации техники непринципиального характера. Часто у разных индивидов они так или иначе различаются, поскольку обусловлены морфологическими и функциональными особенностями. При неизбежных индивидуальных различиях в деталях техники в принципе нельзя отступать от ее общей закономерной основы. С другой стороны, общие закономерности техники дви­жений не исключают целесообразности индивидуального варьирования ее, в том числе и по фор­мам использования основного механизма. Техника движений менее всего может быть уподоблена «безразмерной одежде», которая подходит каждому. Механическое копирование индивидуализиро­ванной техники выдающихся спортсменов нередко приводит к отрицательным результатам.

В каждом двигательном действии выделяют подготовительную, главную и заключительную части, . согласно которым строиться педагогический процесс обучения и совершенствования двигательного навыка. Например, для совершенствования техники броска упражнения разделяют на замах, собствен­но бросок, и торможение после броска.

25. Основные характеристики техники физических упражнений (пространственные, вре­менные, пространственно-временные, динамические, ритмические).

В связи с различными аспектами анализа техники движений выделяют кинематическую (простран­ственную, временную и пространственно-временную), динамическую (силовую) и ритмическую или, более широко, общую координационную структуру движений. Реально эти грани структуры не суще­ствуют изолированно друг от друга.

Пространственные характеристики. Пространственно техника физических упражнений характе­ризуется:

• рациональным взаиморасположением звеньев двигательного аппарата, обеспечивающим целе­
сообразное исходное положение перед началом действия и оперативную позу в процессе его выпол­
нения:

Правильное исходное положение служит одной из важных предпосылок эффективного выполне­ния последующих движений, в частности их внешней результативности. Особые требования в этом отношении предъявляются к спортивным стартовым положениям (низкий старт спринтера, боевая стойка фехтовальщика, боксера и т. д.)

Рациональная оперативная поза в процессе выполнения упражнения помогает поддерживать ста­тическое и динамическое равновесие тела, целесообразно координировать движения, эффективно проявлять силовые и другие физические качества. Так, горизонтальное положение тела пловца, низ­кая посадка конькобежца и велосипедиста уменьшают сопротивление внешней среды и этим способ­ствуют быстром) передвижению.

• соблюдением оптимальной траектории движений (направление, форма и амплитуда движения).
Технику физических упражнений характеризует не сама по себе траектория перемещения тела, а

оптимальное сочетание траекторий движения его различных звеньев, рациональное регулирование этих движений по направлению, амплитуде и форме траектории.

Совершая движение в трехмерном пространстве необходимо каждый раз выбирать из всех воз­можных направлений такие, которые были бы наилучшими для эффективного выполнения упр-я.

Амплитуда (размах) движений зависит от строения суставов и эластичности связок и мышц. Максимальная, анатомически возможная амплитуда движений при выполнении физических упражне­ний используется не всегда. Это обусловлено характером движения и требованиями, предъяв­ляемыми к гибкости и проявлению мышечных усилий при выполнении упражнения.

Движения отдельных звеньев двигательного аппарата человека по форме траектории криво­линейны (а не прямолинейны), что обусловлено естественными особенностями строения и функций органов движения живых существ. Общий же путь перемещения тела нередко должен быть возможно близок к прямолинейному (например, при ходьбе, беге), что требует тонкого согласования траекторий отдельных звеньев тела и общей траектории движения тела.

Временные характеристики. С позиций биомеханики движения характеризуются во времени его моментами, длительностью и темпом (частотой повторений, или количеством движений в единицу времени). Что бы составить представление о том, как строится во времени технически правильно вы­полняемое физическое упражнение так же выделяют: своевременность их начала, изменения и завер­шения и согласованность по времени друг с другом (выражается в синхронности) и последователь­ность.

Пространственно-временные характеристики. Пространственные и временные параметры движений могут быть разделены только условно. Они выражаются в величинах скорости и ус­корения , придаваемых звеньям двигательного аппарата. Технику физических упражнений характе­ризует в этой связи целесообразное сочетание и регулирование скоростей движений в процессе двигательных действий.

Динамические характеристики. Биомеханические силы, с использованием которых совершаются движения человека, принято подразделять на внутренние (силы активного сокращения — тяги мышц, силы упругого, эластического сопротивления растягиванию мышц и связок, реактивные силы, возни­кающие при взаимодействии звеньев опорно-двигательного аппарата, и т. д.) и внешние (гравитацион­ные силы, силы реакции опоры, силы трения, силы сопротивления внешней среды, инерционные силы перемещаемых предметов и т.д.). Взаимодействие всех этих сил составляет силовую, или динамиче­скую, структуру двигательных действий. Эффективность техники физического упражнения во многом определяется тем, насколько рационально выполняющий его использует внутренние (свои собствен­ные) и внешние силы, обеспечивающие движения.

Ритм как комплексная характеристика техники физических упражнений. Применительно к физическим упражнениям ритм означает определенную упорядоченность движений в составе целост­ного действия, при которой акцентированные (связанные с активным нарастанием мышечных напря­жений) фазы действия закономерно чередуются с неакцентированными (отличающимися меньшими напряжениями либо расслаблением). Оптимальная степень нарастания и спада усилий, а также рацио­нальное соотношение длительности фаз напряжения и расслабления, позволяет оптимизировать ре­жим мышечной деятельности и целесообразно использовать как внутренние, так и внешние силы дви­жения.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
написать администратору сайта