Тест «Рука-ребро-кулак». Развитие тонкой моторики ребёнка связано с его общим физическим развитием. Поэтому ребёнку необходимы разнообразные физические упражнения, занятия физкультурой.
Релаксация.
Устный журнал «Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка»
Цель: познакомить родителей между собой и с педагогами дошкольного учреждения; создать атмосферу доверия и сотрудничества; обеспечивать оптимальные условия для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей; повышать самосознание и ответственность родителей в воспитании своих детей. Подготовительный этап
Изучение литературы по теме. Подбор необходимого диагностического материала.
Анкетирование родителей по теме.
Изготовление приглашений (В приглашении указываются полные имя, отчество отца и матери; вручаются за неделю до родительского собрания; за несколько дней вывешивается объявление. Хорошо, если на родительском собрании будут присутствовать оба родителя.)
Изготовление памяток с советами по обсуждаемым вопросам.
Оформление выставки литературы и других материалов по теме для родителей.
Подбор музыкального оформления. (В музыкальном зале стоят по кругу стулья - это помогает расслабиться, особенно родителям, быстро найти общий язык. На стульях рассаживаются не только родители, воспитатели группы, но и все специалисты дошкольного учреждения).
Сегодня мы собрались с вами поговорить о самом дорогом, что есть у нас - о наших детях. Поступление малыша в детский сад - это его первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям даётся легко. Наша задача - сделать так, чтобы период адаптации прошел для ребенка безболезненно. Для этого между нами, взрослыми, должны установиться дружеские, партнерские взаимоотношения, и в этом нам может помочь игра. Так давайте мы с вами поиграем.
1. «Давайте познакомимся» - игра с мячом. Цель - помочь познакомиться друг с другом, снять психологические барьеры в общении. Воспитатель берет мяч и представляется. Затем бросает мяч по кругу каждому педагогу, затем родителям, каждый из них представляется. В конце игры каждому родителю и педагогу предлагается написать свое имя на бэйджи, надеть его на свою одежду.
2. «Какой он - мой ребенок».
Цель - навести родителей на определенные раздумья.
Предложить родителям обвести контур своей руки. На каждом пальце написать качества характера своего ребенка. В центре ладони изобразить символ - кем является в семье малыш (солнышко, зайчик, цветочек).
Сочинение на тему.
По опорным вопросам написать мини сочинение про своего ребенка.
Спасибо всем за участие в игре, а теперь давайте поговорим по теме нашего собрания. Все люди, если они не имеют физических недостатков, рождаются приблизительно одинаковыми. Ответственность за разделение детей на умных и глупых, добрых и злых ложится на воспитание. Любой ребенок, если ему дать то, что нужно и когда нужно, должен вырасти смышленым и с твердым характером. Важно развивать в ребенке его безграничные потенциальные возможности, делая это так, чтобы в его жизни было как можно больше радости.
Маленький ребенок с потрясающей скоростью развивается как физически, так и умственно, нам важно стимулировать его развитие. Родители должны очень внимательно наблюдать за тем, что необходимо ребенку, что ему интересно, так как именно они ближе всего к малышу. При этом необходимо заботиться о том, чтобы это влияние было благотворным. Ученые доказали, что если для роста ребенка с самого рождения созданы разнообразные условия, это дает значительный эффект в формировании его интеллекта.
Окружайте маленьких детей лучшим, что у вас есть. Мозг ребенка, пока он мал, сравним с чистым листом, и все то, что он получит, будет запрограммировано в нем на всю жизнь. Не советуем давать ребенку книжки с примитивными картинками, думая, что он не поймет более сложного языка живописи. Знакомьте ребенка с картинами Пикассо, получайте удовольствие, слушая вместе с ребенком классическую музыку, тогда в подростковом возрасте не придется журить ребенка за попсу, которая запечатлеется в мозгу с раннего детства. Сила воздействия музыки и живописи, формирующих эстетический вкус, зависит от раннего воспитания, и если будет заложен прочный фундамент, это облегчит ребенку дальнейшую жизнь.
Кто из Вас может вспомнить случай из своего раннего детства? Мы почти ничего не помним из раннего детства, если только это событие не было из ряда вон выходящим. Да и то, скорее всего, запомнили его со слов мамы или других взрослых. Однако это не означает полного забвения. Каждое впечатление и опыт, полученные в возрасте до 3 лет, становятся частью основания сформировавшейся личности. Известно, что под гипнозом любой человек, если ему внушить, что он маленький, что ему год от роду, начнет говорить и вести себя как годовалый ребенок. А это значит, что любые впечатления детства навсегда сохраняются в нашем сознании. Как Вы считаете, что полезно вашему малышу? Общение ребенка с матерью, в частности, тактильное общение, очень важно для его развития, особенно умственного. Не бойтесь почаще брать ребенка на руки. Не игнорируйте плач малыша - это для него единственное средство привлечь к себе внимание. Когда ребенок плачет, это значит, что он о чем-то просит, и оставлять его просьбу без ответа - значит лишать его с самого начала общения. Родители, которые много разговаривают с ребенком, оказывают огромное влияние на его интеллектуальное развитие. Но если они разговаривают с ним на «детском языке», правильные языковые навыки не сформируются. Не сюсюкайтесь с малышом, он быстро подрастет, и ему придется понимать общепринятый язык. Очень хорошо, если ребенок слушает литературные сказки на аудиокассетах, по радио. Ему совершенно не обязательно все понимать, главное, чтобы у него выработалась привычка слушать и запоминать слова с правильным ударением, интонацией и акцентом. Неграмотная речь и плохое произношение - продукт среды, в которой растет ребенок. Для малыша полезно слышать и музыку, которая делает человека возвышенным и красивым. Часто малыши начинают ломать игрушки, рвать книги. Хорошо это или плохо? В этот период ребенок входит в стадию самоутверждения. Не подавляйте его стремление к самовыражению, не навязывайте ему свои представления: «Не рви книжку», «Не бросай бумагу на пол», «Рисуй домик так!» Не слишком ли много запретов на одного маленького ребенка? Помните, все, что ребенок делает руками: рисует, разбрасывает игрушки, рвет бумагу, - это работает на развитие его интеллекта и творческих задатков. Поэтому давайте ему в руку как можно раньше карандаш. В 8 месяцев он уже может его удерживать. Хватательные способности лучше всего говорят о здоровом развитии ребенка. Попробуйте ответить на вопросы анкеты, которые лежат перед Вами, что, на Ваш взгляд, важнее для ребенка в раннем возрасте? Для маленького ребенка важно: развивать речь, научить его читать и писать, научить его играть, научить изготавливать игрушки, воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, обучить детей порядку одевания и раздевания, обогащать разнообразными сенсорными впечатлениями, осуществлять простые виды трудовой деятельности по уходу за животными и растениями, учить составлять рассказы из личного опыта, разучивать потешки, знакомить с планетами Солнечной системы. Многие родители раннее развитие часто сводят к тому, чтобы напичкать ребенка информацией, научить его читать и писать в раннем возрасте. Однако гораздо важнее для ребенка развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать. Это важно для развития связей, формирующихся в мозгу ребенка, которые впоследствии определяют всю его интеллектуальную жизнь. Способность младенцев к усвоению информации велика. Запоминая сказки и песенки при их неоднократном повторении, дитя отдает предпочтение одной из них, при этом задает бесконечные вопросы по ее содержанию. Он запоминает наизусть полюбившуюся ему сказку и на ее материале удовлетворяет свое любопытство. При этом следует помнить, что заучивание стихов тренирует память. Важно повторение одной и той же сказки или песенки, так как повторение в этом возрасте - лучший способ развития интереса ребенка. Кто из Вас дома разучивает с детьми стихи? Воспитатель сообщает о результатах своего общения с детьми (кто какие стихи знает).
Какие стихи Вы отбираете для разучивания с ребенком? Стихи должны быть короткие, ритмичные, легко запоминающиеся, в то же время должны нравиться малышу. Интеллект ребенка способен удерживать в памяти от 100 до 200 коротких стихотворений. Но память «ржавеет», если ее не использовать. Чем интенсивнее она используется, тем лучше функционирует и развивается. Способности ребенка к запоминанию нужно тренировать, пока он находит удовольствие в повторении. При этом важно вызвать у ребенка интерес, а не принуждать его к учению, так как это худший способ обучения. Так, например, вместо того чтобы учить ребенка считать, лучше заинтересовать его цифрами. Вместо того чтобы учить его писать, разожгите интерес к процессу письма. Задача родителей - подготовить ребенка к обучению. Для этого необходимо создать определенные условия, например, чтобы ребенку захотелось рисовать, вокруг него должны быть и карандаши с красками, и бумага. Конечно, интерес - это лучший стимулятор в воспитании ребенка. Однако здесь следует помнить о том, что интерес к чему-то одному быстро пропадает, поскольку любопытство ребенка безгранично. А любопытство ребенка - важное условие познания мира и совершенно необходимо ему для его умственного и интеллектуального развития. Любопытство рождает интерес, который в свою очередь воспитывает волю. Воля к действию не появляется на пустом месте, она стимулируется интересом и в свою очередь побуждает человека к дальнейшему развитию. Младенец слушает сказку, позже он интересуется картинками, затем буквами и наконец, хочет научиться читать.
Как вы считаете, что лучше для ребенка - вседозволенность или строгость в воспитании? В семье, где придерживаются принципа «свободного» воспитания: нерегулярный уход за ребенком, кормление, когда ребенок попросит, обилие игрушек и в то же время отсутствие внимания, когда забывают вовремя положить спать, - ребенок вырастает неуверенным. Таким детям не хватает любви и внимания взрослых. В то же время чрезмерная забота может сделать ребенка нервным и застенчивым. А вот дети, выросшие в любви, как правило, скорее адаптируются к обществу, они более уравновешенны и добры. Черты лица передаются ребенку по наследству, а выражение его лица - это то зеркало, в котором отражаются отношения в семье. Анализ многих правонарушений, совершенных подростками, показывает, что в основном эти дети выросли в неблагополучных семьях. Доктор Шиничи Сузуки однажды сказал: «Когда вы придете домой, поставьте перед собой своих детей, вглядитесь в их лица, и вы прочтете всю историю своих супружеских отношений». Все хорошее и плохое в детях - результат воспитания с самого их рождения. Совсем не обязательно делать что-то особенное, чтобы способствовать раннему развитию ребенка. Самое лучшее для начала - это создать гармоничные отношения между мужем и женой и приятную психологическую атмосферу дома. Влияют ли взаимоотношения родителей на ребенка? Как влияют? Что первично - любить друг друга или любить ребенка?
Безусловно, на формирование личности оказывает влияние, как ведут себя родители друг с другом и с ребенком, что они делают и чувствуют, как разговаривают. Ребенок, воспитанный небрежным человеком, будет небрежен, угрюмым - неразговорчивым, всегда не в духе. Но даже если человек знает свои недостатки, их нелегко исправить, поэтому следует быть осторожным в своем поведении. Если мы простудились, стараемся не подходить близко к ребенку, надеваем марлевую повязку. Но не все из нас заботятся о том, чтобы не передавать детям свои недостатки. Вирус под названием «нервозность» у родителей гораздо более заразный и сильный, чем простуда. Помните это и в присутствии ребенка обращайте внимание на свое поведение, особенно когда у детей самый подражательный возраст. Трехлетние дети имитируют все: жесты, манеру говорить, походку и т.д. Эта склонность к подражанию влияет и на эмоциональное состояние ребенка. Ребенок, поиграв с нервным сверстником, сам может стать нервным. Подражая, ребенок не просто обезьянничает - он проявляет свое творчество. Не ругайте его за это, чтобы не убить в зародыше творческую личность. Важно разумно направлять поступки ребенка, так как от этого зависит его будущая способность к творчеству. Из двух методов воспитания - поощрение и наказание - какой Вам кажется наиболее действенным? Чему Вы отдаете предпочтение в своем общении с ребенком. Дело в том, что и похвалой, и наказанием нужно пользоваться очень осторожно. Обсудить с родителями ситуацию, например: - Ребенок, которому хочется во всем подражать своей маме, берет стакан сока и несет его. Мама говорит «нельзя» и бросается в ужасе к нему, боясь, что он прольет сок.
Каковы последствия такого воспитания? (В дальнейшем ребенок не будет помогать маме.)
Решения родительского собрания
Создать в семье необходимые условия для правильного развития и воспитания ребенка.
Развивать в ребенке его безграничные потенциальные возможности. Не увлекаться ранним обучением чтению и письму.
Пересмотреть игрушки ребенка, пополнив их разборными игрушками и предметами-заместителями в соответствии с возрастом .
Поддерживать в семье хороший психологический климат. Стараться не ссориться в присутствии ребенка.
Выделять как можно больше времени для общения и игр со своим ребенком.
Уважаемые родители!
Мы приглашаем вас на встречу, которая состоится во вторник 31 октября в 16-30 с родителями нашей группы.
Тема встречи: «Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка»Вместе с вами мы обсудим вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей раннего возраста в семье. Поговорим о том, что надо сделать для того, чтобы ребенок был самым развитым, самым воспитанным, самым образованным...Вместе с тем мы познакомимся и друг с другом. Подумаем, как нам сделать, чтобы детям радостно и интересно жилось в группе.
Мы ждем вас! Приходите!
Уважаемые родители!
Попробуйте ответить на вопрос анкеты, которая лежит перед вами.
Что, на Ваш взгляд, важнее для развития ребенка в раннем возрасте? (нужное подчеркните)
Для маленького ребенка важно: развивать речь ребенка; научить его читать и писать; научить его играть; научить изготавливать игрушки; обучить детей порядку одевания и раздевания; обогащать его разнообразными сенсорными впечатлениями; осуществлять простые виды трудовой деятельности по уходу за животными и растениями; воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания; учить составлять рассказы из личного опыта; разучивать потешки; рассказывать о планетах Солнечной системы.
Памятка для родителей
Нет ничего важнее воспитания малыша. Не прерывайте воспитание своего ребенка.
Помните - способности и характер человека не предопределены от рождения. В большей части формируются в определенные периоды жизни ребенка. Образование, воспитание и окружающая среда оказывают большое воздействие на личность.
Окружайте маленьких детей всем лучшим, что у Вас есть.
Раннее развитие связано с огромным потенциалом новорожденного. Структуры мозга формируются к трем годам. Мозг ребенка может вместить безграничный объем информации. Но ребенок запоминает только то, что ему интересно.
Многие навыки невозможно приобрести, если ребенок не усвоил их в детстве.
Впечатления раннего детства определяют его дальнейший образ мыслей и действий.
Не сюсюкайте с ребенком. Реагируйте на его плач.
Даже новорожденный чувствует ссоры родителей. Нервозность родителей заразна.
Отец должен чаще общаться со своим ребенком.
Чем больше детей в семье, тем лучше они общаются друг с другом.
Присутствие бабушки и дедушки создает хороший стимул для развития ребенка.
Ребенка лучше похвалить, чем отругать.
Интерес ребенка нуждается в подкреплении. Повторение - лучший способ стимулировать интерес ребенка.
Заучивание стихов тренирует память. Разучивайте с ребенком потешки, короткие стишки.
Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка. Разберитесь с игрушками ребенка.
Игрушки должны быть приятными на ощупь.
Игры развивают творческие задатки ребенка. Больше играйте со своим малышом. Желаем Вам успехов в воспитании ребенка.
1 Наумчик В.Н. Социальная педагогика: Проблема «трудных» детей: Теория. Практика. Эксперимент: Пособие для учителей, воспитателей, студентов … Вузов [Текст] / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников. — Мн., 2010. — 399с.
1 Холостова Е.И. Глоссарий социальной работы / Е.И. Холостова. - М.: «Дашков и К°», 2011г. с.130.
2 Основы социальной педагогики: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — С.127-129
1 Социальная педагогика: Курс лекций/ Под ред. М.А. Галагузовой. — М., 2011. с.171.
1 Холостова Е.И. Глоссарий социальной работы / Е.И. Холостова. - М.: «Дашков и К°», 2011г. с.155.
1 Сабитова Г. В. Социально-педагогическая поддержка семей с детьми : методологические подходы и характеристики // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. - 2011. - № 1.
1 Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб, заведений. - 2-е; стереотип. - М.: Академия, 2000.
1 Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь. / Г.М. Коджаспирова. - М.: 2005. - 390 с.
1 Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми. - М., 2001. с.129.
1 Елизаров А.Н. Специфика работы психолога с семьями группы риска // Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества" 13-15 апреля 2004 года. М.: Консорциум "Социальное здоровье России", 2004. С. 114-115.
1 Дети «группы риска»: Социальная, психолого-педагогическая помощь: Материалы Международной научно-практической конференции. - М., 2010. с.155.
1 Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы. / В.Г. Бочарова — М.: Аргус, 2004. с.325.
1 Аналитический вестник № 20 (176) Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения. – М., 2002, с. 123.
1 Наумчик В.Н. Социальная педагогика: Проблема «трудных» детей: Теория. Практика. Эксперимент: Пособие для учителей, воспитателей, студентов … Вузов [Текст] / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников. — Мн., 2010. — 399с.
1 Холостова Е.И. Глоссарий социальной работы / Е.И. Холостова. - М.: «Дашков и К°», 2011г. с.130.
2 Аналитический вестник № 20 (176) Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения. – М., 2002, с. 123.
1 Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы. / В.Г. Бочарова — М.: Аргус, 2004. 480 с.
1 Морозова Н.А. Педагогическая поддержка семейного воспитания. М., 1999, с. 124.
1 Липский И.А. Социально-педагогическая ситуация: сущность, структура, управление // научные труды Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания. М., 2004. Т.1. С.39 – 47.
2 Курагина Г.С. Социально-педагогическое сопровождение подростка из многодетной семьи: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13. 00. 05/ Рос. гос. пед. ун - т. им. А.М. Герцена. СПб., 2006. 20 с.
1 Бабич Е.О. . Социально-педагогическое сопровождение обучающихся//Профессиональное образование . Столица. 2010. №2. с. 38 – 39.
1 Расчетина С.А. Феномен социально-педагогической поддержки: исторические корни и современное состояние//Социально-педагогическая поддержка и сопровождение (материалы и статьи научных исследований кафедры педагогике РГПУ им. Герцена и факультета «Экология детства» ТОГИРО). Тюмень ТОГИРО, 2002. с.72.
1 Комплексное сопровождение и коррекция развития детей – сирот: Социально – эмоциональные проблемы/ под. науч. ред: Л.М. Щипициной и Е.И. Казаковой. СПб., 2000. с.112.
1 Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей. / Т.И. Шульга.: Учебное пособие для вузов Дрофа - М.: 2005. - 254 с.
1 Холостова Е.И. Глоссарий социальной работы / Е.И. Холостова. - М.: «Дашков и К°», 2011г. с.188.
1 Холостова Е.И. Технология социальной работы. - М., 2007. с.128.
1 Торохтий В.С. Актуальные проблемы современной социальной педагогики: избранные статьи / авт.-сост. В.С.Торохтий. – М.: МГППУ, 2011. – 280 с.
1 Ростовская Т.К. Молодая семья в современном российском обществе. – Иваново: Изд-во Иван. Гос. Ун-та, 2005, с. 64.
1 Реан, А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум: арсенал практического психолога [учеб. пособ.] / А.А. Реан. — СПб-Прайм-Еврознак, — М.: 2006. — 225 с.
1 Сабитова Г. В. Социально-педагогическая поддержка семей с детьми : методологические подходы и характеристики // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. - 2011. - № 1. с.166.
|