Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Экономика
Финансы
Психология
Биология
Сельское хозяйство
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
История
Физика
Экология
Этика
Промышленность
Энергетика
Связь
Автоматика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Диплом Шарапова. Актуальность темы, проблемы в обществе. Семья


Скачать 423.1 Kb.
Название Актуальность темы, проблемы в обществе. Семья
Анкор Диплом Шарапова.docx
Дата 24.04.2017
Размер 423.1 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Диплом Шарапова.docx
Тип Реферат
#2902
страница 3 из 7
1   2   3   4   5   6   7

  • нет достаточных знаний об объекте исследования;

  • необходимо предсказать поведение объекта в будущем;

  • существующие средства теории оказываются непригодными для изучения того или иного аспекта действительности;

  • необходимо интерпретировать результаты теории в действительности, которую она описывает;

  • необходимо установить связи между различными теориями для более полного их описания.

Исходя из вышесказанного, приходим к выводу, что метод моделирования включает в себя создание идеального образа оригинала, представляющего собой специфическое орудие опосредованного изучения объектов действительности, в частности модели организации и функционирования педагогического процесса или его частей. Моделирование применимо в процессе изучения и экспериментирования отдельных частей педагогических форм, методов работы, их взаимосвязи между собой: в организации исследований крупного масштаба. С помощью моделирования мы имеем возможность изучать системы, которые на данный момент не существуют в действительности, системы, которые могут быть созданы для решения поставленных задач.

В современной науке представлено множество различных подходов, которые можно классифицировать по разным основаниям: по научным дисциплинам: психологический, философский, педагогический, антропологический, междисциплинарный и т. д. Существующие подходы не исключают друг друга, а реализуют разные планы рассмотрения.

Теоретико-методологическим основанием для составления модели педагогического сопровождения социально-личностного развития детей дошкольного возраста являются социокультурный, компетентностный и личностный подходы.

Основанием для составления модели нашего исследования, выделения его компонентов, связей между ними и их функций в нашем исследовании служит социокультурный подход, предполагающий ориентацию на социальную сторону развития личности ребёнка в соответствии с культурным наследием своего народа и культурным опытом человечества. Обращенность современного общества к культуре, человеку, его духовному миру становится доминантой цивилизованного развития. Компетентностный подходакцентирует внимание на результате образования, при этом в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность ребёнка действовать в различных проблемных ситуациях, мобилизировать свой потенциал. Личностный подходутверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности личности, предполагает организацию деятельности, в которой ребенок является активным и инициативным субъектом, индивидуальным и своеобразным1.

Подводя итоги определению методологических основ социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста, можем утверждать, что социокультурный подход способствует социальному развитию ребенка, учитывая культурное наследие и культурный опыт человечества, концентрирует внимание на духовном мире; компетентностный подход обеспечивает развитие компетентностей у детей, овладение ключевыми компетенциями, которые позволят подготовить воспитанников к жизни; личностный подход признает уникальность личности каждого ребёнка, право на уважительное отношение.

На основе выше представленных подходах и основываясь на цели, задачах и гипотезы нашего исследования, нами разработана структурно-функциональная модель педагогического сопровождения социально-личностного развития детей дошкольного возраста. Построение данной модели мы начинаем с выявления социального заказа общества, заключающегося в воспитании ребёнка, который будет демонстрировать социальное поведение в духе демократических ценностей и норм, в оказании поддержки для гармоничного развития всех сторон личности ребёнка, включающей социально-личностное развитие через организацию разнообразных форм и методов совместной деятельности, выбор средств и создание благоприятных условий. В связи с выбранной методологической стратегией в модель включены следующие взаимосвязанные блоки: мотивационно-целевой, содержательный, процессуальный и диагностический, также выполняемые функции: личностно-ориентированная, деятельностная, регулятивная и оценочная.

Мотивационно-целевой блок представлен целью и компонентами социально-личностного развития детей дошкольного возраста. В своем исследовании мы опираемся на определение цели как мысленного предвосхищения результатов деятельности. В нашем исследовании структурно-функциональной модели цель направлена на обеспечение педагогического сопровождения социально-личностного развития детей, способствующее общению и деятельности ребёнка в социуме, проявлению ценностных ориентаций, моральных и эстетических установок личности. Данная цель обусловлена социальным заказом государства, которая выражена основными тезисами Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), предполагающие приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в процессе сотрудничества ДОО с семьёй.

1

Структурно-функциональная модель педагогического сопровождения социально-личностного развития детей дошкольного возраста

Достижение поставленной цели возможно при решении определенных групп задач по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста (таблица).

Программное содержание педагогического сопровождения социально-личностного развития детей

Возрастные периоды

Задачи

Младший дошкольный возраст

развивать у дошкольников доброжелательное отношение к близким людям; пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев сказок и др.; помогать осваивать способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении; приучать к выполнению элементарных правил поведения; развивать умение передавать разные эмоциональные состояния в играх, сопереживать настроению сверстников; обогащать представления детей о людях (внешнем виде, половых различиях и др.), о семье

Средний дошкольный возраст

развивать у детей умение понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию; расширять представления об окружающем мире; учить ориентироваться в правилах и нормах культуры поведения и общения; развивать эмоциональную отзывчивость

Старший дошкольный возраст

обогащать представления о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях; учить «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации; побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости (пожалеть, утешить, угостить и др.); воспитывать культуру поведения и общения; углублять представления о семье, родственных отношениях; активно выражать доброе отношение к близким; знакомить с формами приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой; развивать самоконтроль над своими действиями; углублять представления о себе, своём организме, личностных качествах, возможностях, достижениях; развивать чувство самоуважения, собственного достоинства; направлять сознание, чувства и действия детей на совершение гуманных и справедливых поступков

В соответствии с поставленными задачами нами сформулирован содержательный аспект педагогического сопровождения социально-личностного развития детей дошкольного возраста, представленный содержательным блоком. Данный блок определяет содержание педагогического сопровождения социально-личностного развития дошкольников, включающее как результат личностного развития - формирование положительного отношения к себе, как результат социально-личностного развития - формирование положительного отношения к миру и как результат социального развития - формирование положительного отношения к людям. Достижение представленных результатов возможно благодаря разработке индивидуального образовательного маршрута социально-личностного развития ребёнка, обучению детей дошкольного возраста рефлексивной деятельности и формированию базовых компетенций у педагогов ДОО. Содержание социально-личностного развития детей заключается в овладении детьми умений рефлексивной деятельности (осознание значимости собственной деятельности, проявление активности, осознание своей индивидуальности, уникальности и предназначение, которые проявляются из анализа его деятельности и ее продуктов) и овладения педагогами того перечня компетенций, который позволит им эффективно выстраивать образовательный процесс, в рамках сотрудничества взрослых и детей, достигать высоких результатов и повышать свою профессиональную компетентность в целом.

Процессуальный блок нашей структурно-функциональной модели педагогического сопровождения социально-личностного развития дошкольников включает разнообразные формы, методы и средства взаимодействия с детьми разной возрастной категории, используемые в ДОО.

Форма работы - это способ организации деятельности обучаемых, определяющий количество и характер связей участников процесса обучения1. В нашем исследовании предлагаются следующие формы обучения:

  • коллективные: совместное выполнение задания несколькими детьми;

  • групповые: выполнение своего задания в рамках одной группы детей каждым ребёнком либо разделение группы детей на части, либо выполнения задания всеми детьми, затем по частям;

  • индивидуальные: взаимодействие педагога с каждым ребёнком отдельно (коррекционная и индивидуальная работа);

  • самостоятельная деятельность (свободная деятельность детей в развивающей предметно-пространственной среде, созданной педагогами, обеспечивающая свободный выбор каждого ребёнка по его интересам).

Метод обучения (от греч. «methodos» означает «путь, способ движения к цели») - это способ взаимосвязанной, упорядоченной деятельности обучающих и обучаемых, направленный на реализацию задач обучения. В контексте нашего исследования, чтобы эффективно решить поставленные задачи, мы использовали классификацию методов М.Н. Скаткина и И.Я. Лернера: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемный, эвристический и исследовательский методы.

Реализация предложенных нами форм и методов взаимодействия педагога с детьми в процессе социально-личностного развития осуществляются в процессе сочетания различных видов деятельности, которые отражены в ФГОС ДО: коммуникативной, игровой, познавательно-исследовательской, трудовой. Для этого педагогом применяются такие средства, как художественные (чтение сказок и рассказов, народного фольклора, рассматривание иллюстраций, просмотр тематических компьютерных презентаций и др.), проблемные ситуации (рассматривание картин с проблемной ситуацией, моделей, лото, домино и т.д.), детская деятельность (коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, игровая), наглядные средства (макеты, схемы, продукты детской деятельности и др.), свободное общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, способствующее получению ребёнком ценностного личного опыта установления разнообразных форм контактов, проявлению нравственных качеств. Общение даёт ребёнку ценную социальную практику коммуникации и взаимопонимания с людьми.

Организация работы по воспитанию разносторонне развитой личности, социально уверенной, способной сохранить свою индивидуальность, проявляющей самостоятельность, познавательную и коммуникативную активность включает методы самоконтроля со стороны самого ребёнка за своим поведением, применение возможных методов коррекции, приемы самоанализа и самооценки, рефлексии.

Сочетание продуктивных форм, методов и средств взаимодействия, влияющих на развитие у детей проявления возможности лучшего осознания самого себя, своего «Я», позволяет эффективно организовать работу по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста.

Диагностический блок включает в себя комплексную методику, позволяющую диагностировать в повседневной жизни детского сада реальные особенности социально-личностного развития детей. Проведение диагностики позволит уточнить уровень социально-личностного развития дошкольников, спроектировать педагогическое сопровождение социально-личностного развития ребёнка. Также диагностический блок отражает критерии: личностное и социальное развитие, проявление рефлексии в собственной детской деятельности и сформированность базовых компетенций педагогов ДОО; уровни: оптимальный (высокий), допустимый (средний), недопустимый (низкий); показатели социально-личностного развития дошкольника и результат: социализированность ребёнка дошкольного возраста в обществе.

Таким образом, данная модель педагогического сопровождения социально-личностного развития детей дошкольного возраста способствует достижению поставленной цели - успешной социализированности ребёнка в обществе.

Вывод по 2 главе
Сопровождение - это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого.

Целью социально - педагогического сопровождения является создание социально – педагогических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

В ходе педагогического сопровождения решаются следующие задачи:

- систематически отслеживать социально-педагогический статус ребенка;

- формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

- создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в обучении.

Основными этапами социально-педагогического сопровождения являются:

1 этап - организация и проведение диагностики. 2 этап - анализ полученной информации. 3 этап - выработка программы работы. 4 этап – деятельностный. 5 этап - анализ деятельности по сопровождению, оценка эффективности программы, внесение необходимых корректировок.

Направленность и интенсивность социально-педагогического сопровождения обеспечивается с учетом развития социокультурной среды семьи, особенностей ребенка и возникающих проблем в его развитии и воспитании. Успешность социально-педагогического сопровождения возможна при условии своевременного включения семьи и согласованных действий всех субъектов. Технология социально-педагогического сопровождения строится поэтапно и обеспечивает всевозрастающую роль семьи в целенаправленном развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста.

Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по внедрению социально-педагогического сопровождения семей
3.1 Диагностический этап социально-педагогического сопровождения повышения педагогической культуры родителей
Опытно-экспериментальная работа по внедрению социально-педагогического сопровождения молодых семей пройдет в пять этапов.

Цель социально-педагогического сопровождения: повысить уровень педагогической культуры молодых родителей старших дошкольников - это комплекс педагогических мер направленных на поддержку и помощь семье в обеспечении полноценного развития личности ребенка в предшкольный период.

Этапы сопровождения:

1. Диагностический этап, цель которого наладить контакт с родителями и выявить их психолого-педагогические потребности в воспитании и обучении дошкольников, а также определить группы родителей по информационным потребностям.

2. Подготовительный этап направлен на создание программы педагогических действий и определение основных форм и методов совместной работы педагогов, родителей и детей. На этом этапе важно определить тематику встреч и мероприятий с родителями, которые обязательно включают в себя выявленные проблемы в ходе диагностики.

3. Информационный этап. Родителей информируют о возможностях участия в данной программе. Среди родителей распространяется информация о реализации программы повышения педагогической культуры родителей, раздаются приглашения на участие в родительских собраниях, лекциях, практических занятиях и пр.

4. Основной этап направлен на реализацию программы педагогического сопровождения повышения педагогической культуры родителей.

Цель данной программы повышение знаний в вопросах психологической готовности детей к школе; повышение ответственности родителей за процесс воспитания, развитие у них умений самостоятельно решать проблемные ситуации, связанные с воспитательно-образовательным процессом. На данном этапе в дошкольном учреждении проводятся занятия, родительские собрания, издаются и распространяются журналы для родителей.

5. Аналитический этап. Последний этап подразумевает повторную диагностику родителей и анализ результатов по окончании реализации педагогической программы. Также проводится заключительное занятие для обобщения полученных знаний.

Диагностический этап социально-педагогического сопровождения.

Цель - подобрать и опытным путем выявить уровень педагогической культуры родителей.

Показателями педагогической культуры родителей являются: общий уровень образования, наличие психолого-педагогических знаний о воспитании ребенка, методы, используемые родителями, при наказании и поощрении ребенка, родительское отношение к ребенку. Также на данном этапе, мы произвели замер уровня готовности ребенка к школе.

В констатирующем эксперименте участвовали 75 родителей в возрасте до 30 лет и их дети, посещающие МБДОУ №7 г. Лысково.

Участники диагностики воспитанники старшей группы, возраст 5,5-6,5 лет.

1 этап - диагностика с родителями. На родительском собрании, нами, совместно с воспитателем и психологом, было предложено родителям заполнить три опросника:

1. Анкета «Педагогическая культура родителей» О.Л. Зверева.

2. Тест-опросник родительского отношения к детям (ОРО), А.Я. Варга и В.В. Столин.

3. Анкета «Характеристика семьи ребенка».

После обработки полученных результатов, мы сделали вывод, что 25% семей являются не полными, в полных семья воспитываются лишь 75% детей. Воспитывают одного ребенка - 48 родителей (64%), двое детей в семье у 25 опрошенных нами родителей (33%), трое и более детей - 3% (2 человека).

Образовательный уровень родителей: среднее -21%, среднее техническое - 31%, среднее педагогическое - 4%, неполное высшее - 20%; высшее - 24% .

Материальное состояние испытуемых: низкий уровень доходов, по данным респондентов, у 36% семей (27 человек), средний достаток у 61% опрошенных (46 родителей), и 2 родителя (3%) указали на высокий уровень доходов.

На вопрос - «Нуждаетесь ли Вы в помощи специалистов по вопросам подготовки ребенка к школе?» - «Да» ответили 38 родителей (51%), «Частично» - 39% родителей (29 человек) нуждается в помощи и 8 человек (10%) не нуждается в помощи специалистов.

То есть, в результате диагностики мы выяснили, что преобладает средний уровень образованности родителей и достаточно высокая потребность в квалифицированной помощи в предшкольной подготовки детей.

Одним из показателей уровня педагогического потенциала родителей является родительское отношение. Под родительским отношением понимается система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка его поступков. В связи с этим мы выбрали тест-опросник родительского отношения к детям (ОРО) разработанный А.Я. Варга и В.В. Столиным (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Проведя анализ данного опросника, мы выяснили, что о высоком уровне педагогической культуры родителей, может говорить высокий показатель по таким шкалам как кооперация и принятие, низкий показатель по шкале симбиоз, отвержение и гиперсоциализация.

Данный опросник заполнили 75 родителям тех же детей, у которых мы выявляли уровень адаптированности к школьной среде.

Результаты проведенного опросника:

- высокие показатели (80-100%) по шкале отвержение, которая отражает эмоциональное отношение к ребенку, а высокие показатели свидетельствуют об отношении к ребенку как к неудачливому и неприспособленному, выявлены у 30,6% родителей, средний бал по данной шкале был получен у 50,6% родителей;

- шкала социальной желательности (кооперация), отражает заинтересованность родителей в делах ребенка, высокая оценка интеллектуальных и творческих способностей, чувство гордости и уважения к собственному чаду. Высокие показатели по этой шкале были выявлены только у 13,3% родителей (они набрали 80,33%), средний уровень (31,19 и 48,82%) был выявлен у 53,3% детей. Низкий уровень у 33,3% родителей;

- шкала «симбиоз» отражает межличностную дистанцию в общении родителей и ребенка. Высокие показатели получили 30,6% от всех опрошенных родителей - это может говорить о высокой тревожности родителей за ребенка, ограничение его автономности и потребности в самостоятельных действиях;

- шкала гиперсоциализации - показывает форму и направление контроля за поведением ребенка. Высокие показатели по данной шкале есть у 30,6% родителей - это свидетельствует об их авторитарном стиле воспитания, постоянном контроле и большой требовательности к ребенку;

- по шкале инфантилизация, которая свидетельствует о стремлении родителей к приписыванию несостоятельности ребенку, оградить его от трудностей и контролировать его действия, высокие показатели были получены у 25,3% опрошенных родителей.

В конце диагностического этапа нашей работы, родителям предложи заполнить анкету О. Л. Зверевой. Данная анкета состоит из четырех вопросов и выявляет предпочитаемые родителями методы воспитания детей, а также источники получения педагогических знаний.

1- ый вопрос «На основе каких знаний Вы воспитываете своего ребёнка?» - 16% опрошенных получают педагогические знания из средств массовой информации, 9% читают педагогическую литературу, 41% семей получают педагогические знания из жизненного опыта: как воспитывали их, как воспитывают других, специализированные лекции посещают только 7% родителей, пользуются рекомендациями специалистов - 24% опрошенных.

Результаты поданному вопросу расположены на рисунке 1.

1   2   3   4   5   6   7
написать администратору сайта