Навигация по странице:
|
Философия и мировоззрение. Природа философских проблем Мировоззрение
Заблуждение – это неумышленно ошибочное принятие за истину того, что на самом деле ею не является. Ложь – умышленный обман, выдавание за истину ее заведомо неистинного или предварительно искаженного.
Наука – профессиональная познавательная (исследовательская) деятельность, призванная добывать (вырабатывать) и систематизировать знания, а заодно обеспечивать их использование на практике, в том числе для прогнозирования будущего.
Паранаукой называют воззрения, которые претендуют на научный статус, однако не признаются официальными научными кругами в качестве научных, поскольку эти воззрения не соответствуют критериям научности.
Различие между наукой и паранаукой подразумевает, что имеется официально признанное научное сообщество, которому доверено решать, какие воззрения являются научными, а какие нет. Паранаука подразумевает: - лженауку – притворную имитацию научных достижений, умышленное придание безосновательным учениям и непроверяемым сведеньям вида научных открытий; - квазинауку или псевдонауку – неумышленное принятие за реальные факты и закономерности того, что таковым лишь кажется из-за недостатка ума или опыта у соответствующих квази- и псевдо- ученых (как правило, не являющихся профессиональными научными работниками); - антинауку – мировоззрение, построенное на отрицании истинности научных достижений и значения науки как таковой; - «народную науку» - смесь дилетантских исследований, народных предрассудков и суеверий, не выдерживающих научной проверки полностью или частично; - оккультизм, мистику, теософию и иные формы внушения нетрадиционных верований и тайных «учений» (на деле мешанины из реальных знаний, выдумок, суеверий, фальсифицированных и тенденциозно подобранных фактов).
36. Проблема начала науки. Основные этапы исторического развитии науки.
Зарождению науки предшествовала преднаука (освоение доступного обыденному и практическому познанию). На этой стадии было мало системности, обоснованности, осознанности, понятности; все выводы носили характер бытовых рекомендаций.
Зачатки научных знаний (особенно математических, астрономических и узко прикладных) усматриваются в религиозно-философских системах Шумера¸ Египта, Вавилонии, Индии, Китая, Персии. Первыми учеными «по совместительству» были жрецы древнейших монастырей.
Однако большинство историков считает, что подлинная наука началась в Древней Элладе (VI-IV вв. до н.э.), когда постижение истины стало цениться независимо от ее прикладной полезности. Условия возникновения науки: высокая степень разделения труда, позволившая выделиться умственному труду, а также развиться ремеслам и торговле, требовавшим научных знаний для успешной конкуренции на рынке.
Аристотеля называют отцом основных наук (механики, физики, биологии, медицины, астрономии, географии, политологии, этики, эстетики, логики, филологии и т.д.), поскольку именно он обособил эти отрасли знаний от философии в качестве самостоятельных сфер исследования, имеющих свой специфический объект (предмет), воспринимаемый чувствами.
К этому времени теоретические обобщения уже достигли той степени всесторонности и универсальности, которая позволяла заложить основы каждой из выделенных наук. Хватало и знаний, чтобы эти науки наполнить. Сложились и первые научные коллективы Платоновская Академия и Аристотелевский Лицей.
Первые научные программы в античной культуре состояли в сборе, анализе, систематизации и комментировании всех известных фактов, мыслей и художественных произведений. Для этого античные ученые путешествовали по всему миру, старательно собирали книги, образцы природных и искусственных произведений, создавая огромные музеи и библиотеки, среди которых самой большой коллекцией мог похвастаться Александрийский Музейон.
Ведущие научные программы античности таковы:
- математика Пифагора и Платона: ее вершина труды Эвклида (эвклидова геометрия); ее цель – поиск «чисел и формул», точно описывающих все материальные и духовные явления;
- атомизм Левкиппа, Демокрита и Эпикура: его вершина поэма Лукреция «О природе вещей»; цель – представить весь мир как взаимодействие неделимых миничастиц (атомов);
- систематика Аристотеля и перипатетиков: ее цель – сделать науку максимально полной и точной моделью бытия с помощью детальной классификации и систематизации знаний. Труды Аристотеля и его учеников (перипатетиков) достойны статуса первой научной энциклопедии (свода научных знаний).
В специализированную, профессиональную деятельность и социальный институт наука превращалась в XVI-XVII вв., когда складывалось экспериментальное естествознание («опытная наука»), основанное на математически четких формулах, описывающих соотношение между различными природными явлениями. В то же время появились первые академии, научные сообщества и школы. Стремительно разрастались и научные коммуникации: размножение и распространение книг, статьей, журналов, хрестоматий, справочников, энциклопедий, учебников. Систематическая подготовка научных кадров окончательно сформировалась лишь к концу XIX века. Непосредственной производительной силой наука сделалась к середине ХХ века.
37. Классический, неклассический и постклассичечкий типы научной рациональности.
Рациональность (от латинского «rationalis» - разумный) – синоним разумности, обозначающий внутренние восприятия и внешние действия, основанные на разуме (разумном осмыслении). Рационалистам свойственно преувеличивать значение разума и сводить к нему всю деятельность людей, утверждая, что только разум адекватно и математически точно познает и использует законы природы.
Идеалистический рационализм приписывает Абсолютному Суперразуму объективное существование в качестве Божественного Разума.
Материалистический рационализм исходит из того, что природа во всех своих проявлениях разумна (логична во всем), то есть закономерности разума и природы одни и те же.
Выделяют следующие типы рациональности:
Классический тип научной рациональности, сосредотачивая внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не осмысливает этих детерминаций.
Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя имплицитно (скрыто) они определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире).
Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.
38. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их единство и различие.
Гносеология – теория познания, философская дисциплина, изучающая основания и природу познания, его возможность и условия достоверности.
Познание («по знание», переход от незнания к знанию) – это творческая деятельность человека и человечества, направленная на получение сведений о мире в целом и (или хотя бы) о его отдельных (некоторых) частях (явлениях). Познание, даже если оно не считается достоверным (соответствующим действительности), признается необходимым для практической деятельности, особенно преобразовательной, а потому развивающимся в тесной связи с личной и общественной практикой.
Познание ориентируется на: 1) решение конкретных жизненных проблем, 2) выявление устойчивых сущностных связей мира, 3) накопление личного духовного опыта, в том числе самопознания..
Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.
Эмпирический уровень научного познания реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения измерений, поставки экспериментов. Здесь производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т. п.
Теоретический уровень научного познания характеризуется понятиями, теорией, законами и другими "мыслительными операциями". На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям путем обработки данных эмпирического знания. Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы.
Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического. Гипотезы и теории формируются в процессе теоретического осмысления научных фактов, статистических данных, получаемых на эмпирическом уровне. К тому же теоретическое мышление неизбежно опирается на чувственно-наглядные образы (в том числе схемы, графики и т. п.), с которыми имеет дело эмпирический уровень исследования.
В свою очередь, эмпирический уровень научного познания не может существовать без достижений теоретического уровня. Эмпирическое исследование обычно опирается на определенную теоретическую конструкцию, которая определяет направление этого исследования, обуславливает и обосновывает применяемые при этом методы.
39. Структура и специфика эмпирического исследования.
Эмпирический уровень научного познания реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения измерений, поставки экспериментов. Здесь производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т. п.
Методы эмпирического исследования включают в себя наблюдение, описание, измерение, эксперимент.
Наблюдение - чувственное (визуальное) отражение предметов и явл-й внеш. мира.
Научное наблюдение характеризуется рядом особенностей:
- целенаправленностью
- планомерностью
- активностью (исследователь должен активно искать, выделять нужные ему моменты в наблюдаемом явлении, привлекая для этого свои знания и опыт, используя различные технические средства наблюдения).
Научные наблюдения всегда сопровождаются описанием объекта познания. Эмпирическое описание – это фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении. С помощью описания чувственная информация переводится на язык понятий, знаков, схем, рисунков, графиков и цифр, принимая тем самым форму, удобную для дальнейшей рациональной обработки.
Измерение - это процесс, заключающийся в определении количественных значений тех или иных свойств, сторон изучаемого объекта, явления с помощью специальных технических устройств.
Эксперимент - метод эмпирического познания, кот.предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных сторон, свойств, связей. Особенности:
1) эксперимент позволяет изучать объект в "очищенном" виде, т. е. устранять всякого рода побочные факторы, наслоения, затрудняющие процесс исследования.
2) в ходе эксперимента объект может быть поставлен в некоторые искусственные, в частности, экстремальные условия, т. е. изучаться при сверхнизких температурах, при чрезвычайно высоких давлениях или, наоборот, в вакууме, при огромных напряженностях электромагнитного поля и т. п. В таких искусственно созданных условиях удается обнаружить удивительные порой неожиданные свой-ства объектов и тем самым глубже постигать их сущность.
3) изучая какой-либо процесс, экспериментатор может вмешиваться в него, активно влиять на его протекание.
4) воспроизводимость (условия эксперимента, а соответственно и проводимые при этом наблюдения, измерения м.б. повторены столько раз, сколько это необходимо для получения достоверных результатов).
40. Понятие и функции научной теории. Проблема и гипотезы как формы научного поиска.
Проблема, гипотеза, теория – это основные этапы развития научного исследования от обнаружения признаков нового знания до его систематического изложения.
Проблема (от древнегреческого «πρόβλημα» - препятствие) – это сложность, противоречие, вопрос и (или) задача, возникающие в жизни или в процессе научного исследования, для разрешения которых требуется дополнительное изучение и, как правило, выявление чего-то ранее неизвестного (факта или закономерности). Различают выявление-обнаружение и постановку-формулирование проблемы.
Гипотеза (от древнегреческого «ύπόθεσις» - предположение) – это предположительное (промежуточное) разрешение проблемы, предлагаемое предварительно, с некоторой долей вероятности при неполном подкреплении фактами. Для проверки гипотезы требуются дополнительные исследования и проверочные эксперименты, способные обосновать или опровергнуть ее. Неподтвержденные гипотезы стараются заменить другими, более логичными и обоснованными. Выделяют начальные, рабочие (в процессе проверки), окончательные и вспомогательные (они же «ad-hoc гипотезы», приспосабливающие исключения к общему правилу), а также частные и общие гипотезы.
Теория (от древнегреческого «θεωρια» – обзор) – это целостное представление всех фактов и связей между ними в той или иной научной области либо во всей науке. Для теории обязательным является обоснованность, доказанность входящих в нее положений. При этом теоретическое знание стремится охватить максимально широкий круг явлений и углубить знания о них. Философы и историки науки предпочитают рассматривать любую теорию не как готовый результат, а как живой процесс получения этого результата.
Теория включает следующие объекты:
- знания и заблуждения; - исходные основания, предпосылки, аксиомы;
- понятия (категории), принципы, законы, формулы и т.п.;
- идеализированные объекты (абстракции, идеалы, идеальные типы и т.д.);
- логические построения, доказательства, обоснования, опровержения и т.п.;
- ценности и цели.
Основные типы научных теорий:
- описательные и объяснительные;
- содержательные и формальные;
- приблизительные и математически-точные;
- дедуктивные и индуктивные;
- фундаментальные и прикладные;
- открытые (незаконченные) и закрытые (исчерпывающие);
- механические – физические – химические – биологические – социальные – психологические и т.д.
Функции научной теории:
- синтетическая (объединение и систематизация знаний);
- объяснительная (объяснение происходящего путем указания определяющих факторов, причин, зависимостей и иных влияний);
- методологическая (формирование и уточнение методов дальнейшего исследования);
- прогностическая (предсказание неизвестного в прошлом или настоящем, а также предвидение будущего);
- прагматическая (содействие разрешению практических задач).
41. Метатеоретические основания науки. (Научная картина мира, идеалы, нормы, философские основания науки и др.)
Во второй половине ХХ столетия в философии науки начинает активно обсуждаться проблема оснований и предпосылок научного познания. Это позволило существенно расширить проблематику структуры научного знания и зафиксировать в ней особый уровень, который стал называться слоем метатеоретических оснований науки.
В качестве таких оснований сегодня рассматриваются различные формы ценностных и мировоззренческих структур, которые выполняют различные функции в процессе формирования и развития теоретических знаний. Они не только задают стратегические ориентации научному познанию, но и во многом обеспечивают включение его результатов в культуру соответствующей исторической эпохи.
В состав метатеоретических оснований науки включают философские принципы и категории; общенаучные методологические регулятивы, научную картину мира, стиль научного мышления, концепты здравого смысла и др.
Весьма детальная и методологически обоснованная версия этой проблемы предложена В.С. Степиным. В качестве базовых метатеоретических оснований науки он выделяет три блока предпосылочного знания: идеалы и нормы научного исследования; научную картину мира; философские основания науки. Каждый из этих блоков обладает сложной структурой и играет определенную роль в динамике научного знания.
Блок идеалов и норм исследования включает в себя идеалы и нормы: 1) доказательства и обоснования знания; 2) объяснения и описания; 3) построения и организации знания. В идеалах и нормах научного исследования зафиксировано не только принципиальное отличие научного познания от других видов познавательной деятельности и специфические нормативные структуры, характерные для отдельных специальных областей научного познания, но и отличительные особенности стиля мышления определенного периода в развитии научного знания. Идеалы и нормы исследования детерминированы как характером исследуемых объектов, так и мировоззренческими доминантами в культуре определенной исторической эпохи. Их изменение открывает возможность вовлечения в сферу научного поиска объектов принципиально новой природы.
|
|
|