|
Философия и мировоззрение. Природа философских проблем Мировоззрение
- индустриальная («техногенная») цивилизация (конец XVIII в. – конец ХХ в.): преобладало бурно развивающееся промышленное производство на основе машин и автоматов, использующих огромное количество энергетических ресурсов, царила узкая специализация труда и высокая степень централизации управления;
- постиндустриальная («информационная») цивилизация (с конца ХХ в.): сбор и распространение информации предопределяют развитие всех сфер жизни общества, формируются производства, осуществляющиеся с помощью компьютерной техники (например, нанотехнологии, генная инженерия, автоматизированные системы управлении и т.п.), мир глобализируется, 60-90% работников заняты в сфере услуг, главная проблема – предотвращение экологической катастрофы.
Не реже цивилизации делятся на два типа: восточные (где порядок превыше всего, собственность и власть едины, личность и общество подчинены государству) и западные (где свобода превыше всего, частная собственность преобладает, права и свободы личности защищены от посягательства властей). При этом славянским народам, расположенным между Востоком и Западом, их собственные философы отводят роль посредника, способного создать Великий синтез культур в условиях глобальной интеграции.
При подробном делении типов цивилизации становится больше: западный, восточноевропейский, мусульманский, африканский, индийский, китайский, японский, латиноамериканский.
Кроме того, некоторые философы выделяют «природные» (первобытные) сообщества в качестве особого типа цивилизации.
30. Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры. Структура культуры и её основные функции
Культура (от латинского «cultura» — возделывание, воспитание, развитие) – совокупность материальных объектов и общественных отношений, созданных людьми в качестве усовершенствований окружающего мира, приспособления этого мира к своим потребностям. К культуре относят «все созданное человеком». Она отражает степень развитости человечества, общества, группы людей или отдельного человека.
Культуру принято разделять на материальную (пища, мебель, машины) и духовную (книги, картины, песни). В целом структурными элементами культуры являются 1) идеи-ценности и 2) общественные институты-учреждения (школы, Интернет и т.п.), благодаря которым эти идеи и ценности сохраняются и распространяются в обществе.
В структуру культуры включают: - искусственную среду обитания людей; - окультуренных (специально воспитанных) людей; - созданные общественные связи и человеческие коллективы; - правила поведения в обществе (сценарии социальной деятельности, ценности, нормы, технологии); - языки и иные средства коммуникации.
Функции культуры:
- информационная (всех наделяет знаниями и алгоритмами их получения-применения-передачи); - коммуникативная (создает среду общения – то есть распространения и хранения различных сообщений, а также иных произведений человека, предназначенных для других людей); - аксиологическая (прививает общезначимые ценности, идеалы, нормы); - социологизаторская (формирует общество, его социальные связи-контакты и коллективы-объединения).
Тенденции развития современной культуры:
- доступность культурного многообразия благодаря транснациональным корпорациям, развитию туристической индустрии, транспорта, Интернета и иных средств коммуникаций; - интенсификация общения национальных и локальных культур формирование общечеловеческой культуры; - коммерциализация и потребительский характер культуры, в том числе духовной; - доминирование массовой американской культуры; - резкое снижение интереса к классической культуре и культ «новаций»; - основной источник культуры виртуальная среда (сайты, «Интернет облако»); - мгновенное распространение новостей, продукции и услуг; - культ равноправия и политкорректности.
Философия культуры философская дисциплина, занимающаяся осмыслением культуры: ее сущности, закономерностей становления и развития, структуры и функционирования. Возникла на рубеже XVIII-XIX веков в философии Просвещения и немецкого романтизма. Основные философские подходы к изучению культуры:
- аксиологический (Виндельбанд, Шелер): культура – прежде всего система высших ценностей, определяющих значимость любого элемента культуры;
- семиотическая (Леви-Стросс, Фуко): культура – система знаков, в первую очередь языковая система, задающая структуру всей культуре и каждому человеку;
- игровая (Гадамер, Финк): культура – арена реализации свободной творческой активности человека, расширяющая опыт и радующая каждого из нас;
- психоаналитическая (Фрейд, Юнг): культура – Сверх-Я, то есть надстройка для сдерживания и направления (сублимации) в общественно полезное русло бессознательной энергии;
- деятельностная (марксизм): культура – продукт человеческой деятельности, конкретно-историческая надстройка над экономическим базисом;
- экзистенциально-диалогическая (Хайдеггер, Сартр, Камю): культура – арена диалога уникальных творческих личностей, сфера реализации творческих потенциалов.
31. Культура и духовная жизнь общества. Мораль, искусство, религия как формы духовного освоения реальности.
Культура– совокупность общественных отношений и материальных объектов, созданных людьми в качестве усовершенствований окружающего мира, приспособления этого мира к своим потребностям. Культура изучается комплексом гуманитарных наук; в первую очередь культурологией, философией культуры, этнографией, социологией, психологией, историей.
Важной стороной функционирования и развития общества является его духовная жизнь. Духовная жизнь общества - это сфера общественной жизни, определяющая в совокупности с экономической и социально-политической жизнью специфику данного общества во всей его целостности. Основу духовной жизни общества составляет духовная деятельность. Результатом ее выступают определенные взгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные, эстетические и религиозные воззрения. Все это принимает виды и значение соответствующих духовных ценностей.
Мораль (от лат. moralis — нравственный) –способ регуляции действий человека в обществе с помощью норм. Моральные нормы закрепляются в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п. Исполнение требований морали обеспечивается лишь средствами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Мораль изучается специальной философской дисциплиной — этикой.
Мораль зачастую отличают от нравственности как должное поведение от реально существующих нравов.
Искусство – форма человекотворчества, художественное творчество в целом, включая литературу, архитектуру, скульптуру, живопись, графику, декоративно-прикладное искусство, музыку, танец, театр, кино и другие разновидности художественно-образных форм освоения мира.
Философия искусства – эстетика. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась тремя принципиально разными способами:
1) Искусство – отражение бытия;
2) Искусство - чувственное выражение сверхчувственного;
3) Искусство – продукт свободного человеческого творчества (самореализации).
В искусстве человек выражает себя и ищет истину художественными средствами.
Природа художественного творчества полна загадок и здесь многое неисповедимо, спонтанно, интуитивно, требует врожденного таланта и трудолюбия.
Искусство не следует толковать прагматически, ибо в нем много бескорыстного любования и искусства ради искусства. Все произведения искусства являются носителями некоего смысла, не сводимого к его материальным носителям.
Религия – вид мировоззрения, основанный на вере в существование сверхъестественного (бога, богов), определяющего происходящее и предписывающего людям нормы правильного поведения. В религию так же включают соответствующее поведение верующих – специфический культ (богослужение).
В религии все исходит от Бога, но у человека есть некая свобода выбора, делающая его ответственным за свое поведение и дающая ему возможности либо соблюсти Божьи предписания, либо понести наказание за строптивость.
32. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса. Глобализация и диалог культур.
Глобализация – всемирный процесс упрочения взаимосвязей и усиления взаимозависимостей, превращающий человечество в единое целое. Для изучения глобализации в 90-е годы ХХ века сформирована междисциплинарная наука «глобалистика».
В конце XX века стало очевидно, что кроме позитива (повышения производительности труда, уровня жизни и образования и т.п.) техногенная цивилизация несет негатив - глобальные проблемы. Такие проблемы есть:
- во взаимодействии общества и природы (экология, истощение энергетических и иных ресурсов, снижение плодородия почвы);
- внутри общества (социально-политические – война-мир, социально-экономические – нищета, культурные – примитивизм массовой культуры);
- между человеком и обществом (демографические (рождаемость и качество населения), медицинские).
Основополагающей задачей глобализации считается сохранение человеческого и природного разнообразия, национальной и культурной самобытности. Кроме того, большое внимание современная философия уделяет преодолению отчуждения человека от природы, людей друг от друга, и всех нас от культуры.
Глобальные проблемы:
- затрагивают все человечество (то есть планетарны), грозят каждому деградацией и гибелью, требуют солидарности всех людей, а также быстрого и эффективного реагирования;
- взаимосвязаны и обостряют друг друга.
Любая частная, местная и мелкая проблема легко перерастет в глобальную.
Это «сложный клубок проблем». Потому и решаться они должны комплексно. Для эффективного решения необходимо:
- проводить глобальный мониторинг (наблюдение) и своевременно фиксировать обостряющиеся проблемы;
- усиливать комплексное научное исследование в этой области с целью выработки всесторонних и действенных рекомендаций;
- своевременно предотвращать и устранять конфликты между регионами, странами, классами, сословиями, партиями, группировками и т.п.;
- не допускать дисбалансов (перекосов) при осуществлении любой деятельности, особенно масштабной;
- повышать уровень моральной ответственности каждого за происходящее на планете.
По отношению к решению глобальных проблем различаются позиции технократизма (приоритет научно-техническому прогрессу, якобы способному решить порожденные им проблемы) и технофобия (зеленые и прочие антиглобалисты обвиняют технику в главных бедах современного человечества и предлагают запрещать и ограничивать все виды технического воздействия).
33. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знаний.
Наука – профессиональная познавательная (исследовательская) деятельность, призванная добывать (вырабатывать) и систематизировать знания, а заодно обеспечивать их использование на практике, в том числе для прогнозирования будущего.
Выделяют два основных типа научных исследований:
- фундаментальные (постижение основ мироздания и создание наиболее общих теорий)
- прикладные (постижение частных, узкоотраслевых закономерностей для решения конкретных практических задач).
В среднем развитые страны тратят 15-25% своих научных фондов на фундаментальные исследования и 75-85% на прикладные. Правда, результаты и тех, и других исследований используются на практике, только первые – шире (во многих или во всех отраслях), а вторые – чаще (для решения множества типичных практических задач).
Под наукой понимают не только исследовательскую деятельность, но еще и:
- социальный институт (множество взаимодействующих специальных учреждений: академий наук, научно-исследовательских центров, институтов, вузов, лабораторий и т.д.). Наука как социальный институт сильно разрослась, получила широкое признание и государственную поддержку только в новейшее время (в конце XIX в.), до этого все научные коллективы действовали в качестве неформальных организаций;
- систему знаний (фактов, взаимосвязей, проблем, гипотез, законов, теорий, научных картин мира, идеалов и норм науки), эту систему еще называют «наукой как формой общественного сознания».
Науки условно делятся на
1) точные, естественные и технические,
2) общественные и гуманитарные.
Допускаются и другие, более детальные деления. Например: математические, физические, химические, биологические, социальные. Сегодня бурно развиваются межотраслевые и многоотраслевые научные дисциплины.
34. Научное и вненаучное познание. Специфика научного познания.
Философия науки, изучающая наиболее общие свойства и закономерности развития науки, сложилась в конце XIX века. Решительный вклад в ее становление и развитие внесли все поколения позитивистов (все школы позитивизма).
Основные проблемы философии науки:
- различение науки и других видов познавательной деятельности;
- поддержание дифференциации и единства научных отраслей;
- обеспечение взаимодействия науки с социальной средой в целом и отдельными сферами социальной действительности;
- изучение истории и закономерностей развития науки;
- построение целостной научной картины мира;
- выявление алгоритма, методологии, логики и иных форм научного познания;
- содействие расширению и углублению научных знаний;
- участие в разработке языка и символики науки;
- обобщение результатов психологических исследований научной деятельности;
- разработка и распространение научной этики.
Специфика научного познания обнаруживается в сравнении с повседневным (обыденным) познанием.
По субъекту: в повседневности кто угодно познает – в науке профессионал.
По содержанию: в быту случайные, разрозненные, плохо проверенные знания приобретаются – в науке открывают тщательно проверенные экспериментами и систематизированные закономерности и даже прозревают будущее.
По способу: в быту познают ненарочно или походя – в науке целенаправленно, экспериментируя, осмысливая.
По новизне результатов: вне науки давно известные банальности – а в ней всегда нечто ранее неведомое. Кроме того, наука использует специальные средства и методы: инструменты, приборы, оборудование, методики и т.д. Весьма специфичен и язык науки. Главными же отличительными особенностями науки обычно называют ее системность, обоснованность и объективность (беспристрастное соответствие реальности).
Вненаучным в широком смысле называют любое познание, непосредственно не являющееся профессиональной научно-исследовательской деятельностью, – то есть обыденное и так называемое «дилетантское» познание. Однако особо подчеркивают «вненаучность» «паранауки», под которой имеют в виду:
- лженауку – притворную имитацию научных достижений, умышленное придание безосновательным учениям и непроверяемым сведеньям вида научных открытий;
- квазинауку или псевдонауку – неумышленное принятие за реальные факты и закономерности того, что таковым лишь кажется из-за недостатка ума или опыта у соответствующих квази- и псевдо- ученых (как правило, не являющихся профессиональными научными работниками);
- антинауку – мировоззрение, построенное на отрицании истинности научных достижений и значения науки как таковой;
- «народную науку» - смесь дилетантских (любительских) исследований, народных предрассудков и суеверий, не выдерживающих научной проверки полностью или частично;
- оккультизм, мистику, теософию и иные формы внушения нетрадиционных верований и тайных «учений» (на деле мешанины из реальных знаний, выдумок, суеверий, фальсифицированных и тенденциозно подобранных фактов).
Наука старательно отмежевывается от выше перечисленных форм паранауки.
35. Наука как постижение истинного знания. Истина и заблуждение. Феномен паранауки.
Истина – соответствие тому, что считается искомым в познавательном процессе. В отечественной философии истину по инерции определяют как соответствие познания действительности, как будто, подобно классикам, все еще добиваются адекватного познания действительности. Основные концепции истины: 1) истина – соответствие знания вещам, ибо мир един во всем и его части могут быть адекватными копиями друг друга (натурфилософы, материалисты и т.п.); 2) воистину существуют лишь абсолютные и неизменные сущности (идеи, Божьи эманации) их и следует распознавать во всем преходящем (объективные идеалисты и теологи-реалисты, при этом все теологи считают, что истина – соответствие Богу и его творениям); 3) истина соответствие мышления ощущениям (эмпирики, сенсуалисты и т.п.); 4) истина – согласованность (непротиворечивость) мышления в целом, а ощущения и мысли противоречащие друг другу – одинаково неистинны, они признак слабости познающего (субъективный идеализм и кантианство); 5) истина конвенциальна, ею следует считать то, что единогласно признано научными авторитетами (большинство постпозитивистов).
Абсолютная истина – это полное и безупречное соответствие познания познаваемому. Она, как правило, признается недостижимой (пусть и желательной). Религиозные мыслители признают ее синонимом Всевышнего во всей его полноте. Относительной истиной признается частичное соответствие, или соответствие, наблюдаемое при неких специфических обстоятельствах, или соответствие с данной точки зрения.
Некоторые философы полагают, что истина всегда конкретна, требуя предельной конкретизации любого познания, чтобы оно было максимально и не распространялось на явления, отличающие от исследованных или выходящие за рамки познанного.
|
|
|