Психоаналитическая программа исследования сознания определяет идея о том, что опыт сознания не исчерпывает всего богатства психической жизни человека, основу которой составляет бессознательное. Согласно З. Фрейду, феномен сознания образуется за счет пересечения импульсов бессознательного («Оно»), в котором сосредоточены различные биологические влечения и вытесненные из сознания идеи, и нормативных установок культуры и общества («Сверх-Я»).
18. Понятие сознания, его струкура и функции. Феномен бессознательного.
Cознание –фундаментальное философское понятие, характеризующее сложный и многомерный феномен, представляющий собой системный компонент человеческой психики и включающий в себя мир человеческих чувств, мыслей, переживаний и других духовно-эмоциональных состояний человека. Функции сознания: познавательная (ознание человека позволяет ему вырабатывать обобщенные знания о действительности), целеполагающая (осуществлять акты самопознания, ставить цели и разрабатывать планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде), регулятивная (регулировать и контролировать разнообразные отношения с действительностью), креативная (определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования).
Уровни сознания: 1. Чувственно-эмоциональный уровень (связан с непосредственным отражением внешней действительности в форме ощущений, представлений и восприятий). 2. Абстрактно-дискурсивный уровень. Здесь фиксируются те свойства и характеристики действительности, которые не даны в непосредственном ее восприятии, но являются результатом последующих логических операций (они представлены в форме понятий, суждений и умозаключений). 3. Интуитивно-волевой уровень (обеспечивает связь чувства и разума в работе сознания; характеризует опыт самосознания, в котором осуществляется индивидуальное понимание и интерпретация культурно-исторических истин и ценностей). Все уровни сознания функционально и генетически взаимозависимы и существуют как единая целостность, что указывает на системную организацию сознания.
Основные характеристики сознания: идеальность – способность к мысленному воспроизведению той или иной вещи; вторичность и предметность (в образах сознания фиксируются свойства и отношения предметов); связь с языком (сознание носит понятийный, обобщенный характер, его содержание может быть объективировано в слове); абстрактно-логическое мышление (умение воспроизводить сущностные характеристики и связи действительности, не данные непосредственно в восприятии); самосознание (возможность выделения себя из внешней среды). В обыденном мышлении с самосознанием отождествляется память о себе. В психологии самосознание соотносится с умением человека анализировать свой внутренний мир, переживания и чувства. В философии акт самосознания – это акт, когда сознание может прояснить свое содержание и структуру. Причем под самосознанием понимается не просто знание содержания сознания, но одновременно знание о том, что это содержание связано с какими-то событиями, происходящими вовне. Обращенность сознания к самому себе называют рефлексией. Рефлексия – это вторичная позиция сознания. Первичной же является дорефлексивное состояние – непосредственная направленность сознания на свой объект.
Представление о сущности бессознательного дают концепции последователей Фрейда – К. Г. Юнга и Э. Фромма. Согласно Юнгу, бессознательное – это система, включающая в себя три уровня: личностное бессознательное (эмоционально окрашенные представления и комплексы, образующие интимную душевную жизнь личности); коллективное бессознательное (ядро человеческой психики, концентрирующее в себе опыт всех предшествующих поколений людей. Его содержание составляют архетипы – наследуемые всеобщие образцы, символы и стереотипы психической деятельности и поведения); психоидное – наиболее фундаментальный уровень бессознательного, обладающий свойствами, общими с органическим миром.
Согласно Фромму, значительную роль в организации человеческой жизнедеятельности и механизмов общения и взаимодействия людей играет социальное бессознательное – вытесненные побуждения, свойственные большинству членов общества. Они содержат то, что данное общество не может позволить своим членам довести до сознания. Концепции Юнга и Фромма позволяют установить, что по своей природе бессознательное, так же как и сознание, биосоциально. С возникновением сознания оно развивается, изменяется и обогащается по своей структуре, функциям и содержанию, то есть социализируется. Бессознательное рассматривается не просто как энергетический комплекс чисто природных инстинктов, но оказывается обусловленным, социальной средой, культурными и языковыми программами. Значимость проблемы бессознательного определяется тем, что ее исследования углубляют проблему самопознания, духовного становления человека. Жизнь последнего в целом предстает как непрерывная борьба между сознательной и бессознательной волей, между ответственностью за свои поступки и безответственностью биологических побуждений (инстинктов).
19. Антропологический кризис как явление техногенной цивилизации.
«Антропологический кризис» - опаснейшая составляющая глобального кризиса, поразившего человечество в конце ХХ века. Антропологический (то есть человеческий) аспект грозящей нам катастрофы оказывается в центре внимания ученых, когда именно в человеке видят главного виновника и (или) основную жертву.
Важнейшие черты антропогенного кризиса таковы:
- безудержный рост производства и потребления, истощающий и загрязняющий природу;
- демографический бум, делающий Землю слишком тесной для разрастающегося человечества;
- войны и иные конфликты с использованием средств массового уничтожения;
- социальные противостояния между классами, нациями, расами и иными социальными группами, препятствующие мирному сосуществованию людей и усиливающие социальный хаос (массовые беспорядки), вражду и агрессию;
- рост преступности и иных нарушений прав и законных интересов личности, общества, государства;
- усиление недовольства жизнью, рост тревожных и панических настроений, расцвет аморальности и бескультурья.
Причины антропологического кризиса видят в:
- биологической непригодности среднего человека к жизни в огромных индустриальных обществах;
- недостатках воспитания и неразвитости индустриальной культуры;
- распаде традиционной нравственности и законности без адекватной замены новыми моральными и правовыми сдержками;
- деградации (вырождении) человечества, обусловленной массовой гибелью лучших во время войн и распространением паразитических элементов в условиях индустриального «изобилия».
Некоторые отечественный философы утешают себя тем, что антропологический кризис якобы присущ исключительно западному миру. В то время как наш славянский мир защищен от особо опасных симптомов чужеродной болезни иммунитетом тысячелетних традиций и особой нравственной чистотой коллективистки настроенного народа.
20. Аксиологические параметры бытия человека в мире.
В переводе с греческого "аксиос" - ценность. Соответственно аксиология — это учение о ценностях. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Часть ценностей человек приобретает по наследству от традиций. Сознание позволяет человеку вырабатывать новые ценности. При выработке ценностей человек, во-первых, включает свое мышление, рассудок, свою чувственность свой разум.
Каждый человек живет в определенной системе ценностей, предметы и явления которых призваны удовлетворить его потребности. Причем разные ценности имеют для нее различное значение и с этим связана иерархия ценностей. Одни и те же предметы и явления для разных людей могут представлять неодинаковую ценность, так же как и в различное время у одного и того же человека. К высшим ценностям следует отнести такие «предельные» и наиболее общие для людей ценности, как смысл жизни, смерть и бессмертие, свобода и т.д.
Поиск смысла жизни — первая часть проблемы. Вторая часть — реализация смысла жизни. Далее, очень важно, с одной стороны, искать и находить смысл жизни, а, с другой, не переоценивать значение этого вопроса, не зацикливаться на поисках смысла жизни. Жизнь отчасти имеет смысл, а отчасти не имеет. В чем же конкретно смысл жизни? Ясно, что каждый отвечает на этот вопрос по-своему. Поэтому, если и возможно, то лишь самое абстрактное (а поэтому и малоценное в практическом отношении) его определение; смысл жизни заключается в самой жизни, в том, чтобы жить подлинной жизнью, быть Человеком при всех обстоятельствах и даже вопреки им.
Смерть — завершающий момент существования живого существа. Неотъемлемой чертой религий является представление о смерти как о конце плотской, земной жизни и переходе к вечной — бестленной, духовной. Классической философии свойственна абсолютизация жизни (смерть — переход к иному состоянию жизни). В натурализме, ориентированном на жизнь «здесь и сейчас», смерти нет, т. к. пока мы есть, то ее нет, а когда она есть, то нет уже нас (Эпикур), а бессмертие возможно как продолжение себя в детях. Религиозный персонализм отталкивается от идеи бессмертия души. В экзистенциализме смерть расценивается не только трагический уход, обрыв, хаос, тьма, не так, как расценивает религия, как приближение к жизни вечной, а как координату, которая помогает определить ценность жизни.
Человек жаждет бессмертия, стремится к нему, добивается его. Стремление к бессмертию осуществляется в форме его делания. Делание бессмертия как раз и выражает процесс движения, приближения к нему. Это движение, приближение осуществляется благодаря нашим сознательным усилиям, действиям — любви, заботе о потомстве, творчеству, борьбе за продление жизни.
Феномен свободы — еще одна сущностная экзистенциальная проекция человеческого бытия. Можно выделить следующие историко-культурные образы свободы:
? Фатализм (Восток, античность) чел растворен в космосе, осн. законом функционирования которого является судьба.
? Свобода воли (способность выбора м/у добром и злом)как концепт средневековой философии, сопряженный с догматами о человеке как «образе и подобии» и о его грехопадении.
? Свобода как познанная необходимость (Новое время, просвещение), которая связана с идеей человека как cogito, верящего, что «знание — сила», и познание природных законов позволит властвовать над природой. Свобода здесь сопряжена с идеей долга как универсального нравственного закона.
? Экзистенциальная свобода как свобода выбора (своего Я и своего мира), предполагающая одновременно отрицание расхожих истин («свобода от») и проектирование собственной позиции («свобода для»). Свобода уравновешивается ответственностью за сделанный выбор.
Уникальность каждой отдельной личности базируется на свободном выборе жизненного пути, симпатий и антипатий, решений и поступков. Реализуя себя как свободные личности, мы в действительности очень многого не выбираем, предоставляя право решать за нас обстоятельствам и окружению.
21. Свобода и ответственность как экзистенциальная проблема бытия.
Феномен свободы — еще одна сущностная экзистенциальная проекция человеческого бытия. Можно выделить следующие историко-культурные образы свободы:
? Фатализм (Восток, античность) чел растворен в космосе, осн законом функционирования которого является судьба
? Свобода воли (способность выбора м/у добром и злом)как концепт средневековой философии, сопряженный с догматами о человеке как «образе и подобии» и о его грехопадении
? Свобода как познанная необходимость (Новое время, просвещение), которая связана с идеей человека как cogito, верящего, что «знание — сила», и познание природных законов позволит властвовать над природой. Свобода здесь сопряжена с идеей долга как универсального нравственного закона
? Экзистенциальная свобода как свобода выбора (своего Я и своего мира), предполагающая одновременно отрицание расхожих истин («свобода от») и проектирование собственной позиции («свобода для»). Свобода уравновешивается ответственностью за сделанный выбор.
Уникальность каждой отдельной личности базируется на свободном выборе жизненного пути, симпатий и антипатий, решений и поступков. Реализуя себя как свободные личности, однако, мы в действительности очень многого не выбираем, предоставляя право решать за нас обстоятельствам и окружению.
Наиб. ярко проблему свободы рассматривал Эпикур: у человека есть свобода воли‚ кот. состоит в том‚ чтобы избегать страданий и страха. Человек посредством размышления может стать свободным.
Христианство: свобода – непостижимая тайна. Свобода воли и судьба человека определена божественно.
Новое время: Т. Гоббс: свободы нет‚ а есть необходимость.
Спиноза: человек живет в обществе и природе‚ поэт. сталкивается с необходимостью. Человек свободен‚ когда ясно познает необходимость.
Кант: свобода и необходимость – антиномии человеческого разума.
С НТП: человек может господствовать над природой‚ но с другой стороны техника подчиняет человека.
К. Ясперс: свобода – преодоление внешнего‚ что подчиняет человека. Свобода связывает с преодолением собственного произвола. Она осуществляется в общ-ве‚ поэт. не может быть безгранична.
Свобода личности опред-ся общественной необходимостью.
Если человек свободно выбирает варианты деятельности‚ то он должен нести отв-ть за результат.
22. Понятие соц. реальности. Общество как развивающаяся система.
Социальная философия изучает общество как целостную, исторически развивающуюся систему, свойства которой не сводимы к свойствам ее элементов. При этом общество рассматривается как:
1) реальность, выделенная из природы, но продолжающая взаимодействовать с ней;
2) вся совокупность человеческой деятельности;
3) система взаимодействия между людьми, включая социальные коммуникации;
4) единство всех социальных сфер (экономической, политической, духовной и т.д.);
5) определенный этап истории человечества в целом или конкретного народа.
Социальные изменения очень динамичны происходят постоянно и очень быстро на фоне медленно изменяющейся природы и еще более медленных космических трансформаций. Причем по ходу истории темп социальных изменений нарастает, и считается, что сегодня мы живем в эпоху самых стремительных перемен.
Специфика познания общества в том, что познаваемый объект и познающий субъект в целом совпадают. И вся совокупность социальных наук (в том числе социальная философия – философская антропология) есть самосознание общества. Кроме того, любое познание общественных законов сопряжено с попытками их применения на практике с целью ускорения, замедления или предотвращения тех или иных явлений, что само по себе существенно влияет на ход социального развития.
Источниками социальных изменений называют глубинные причины исторического развития. Основные представления об этих источниках таковы:
1) социальные противоречия (борьба классов - марксизм, противоборство этнографических образований - геополитика Ратцеля или иных группировок);
2) солидарность (Конт, Спенсер): социальная сплоченность, гармоничность общественных отношений гарантия сбалансированного развития общества, разрываемого животной агрессивностью индивидов и разделением труда, обострение же конфликтов губительно, оно отбрасывает социум в прошлое;
3) разрешение конфликтов (специальное учение «конфликтология» Парк, Козер и др.): развитие происходит в результате разрешения конфликтов, а их подавление в ригидных (жестких) обществах ведет к разрушительным социальным взрывам;
4) единство противоборства и сотрудничества (отечественная философия).
Движущие силы социального развития – части общества, активно преобразующие социальную действительность. Основные философские концепции движущих сил истории таковы:
1) великая личность генерирует новые идеи, а народ их воплощает (философия Просвещения);
2) народ – субъект и движущая сила истории, а развитие производства – определяющий фактор исторической динамики (марксизм);
3) элита (творческое меньшинство) ведет за собой массы, а смена элит влечет революционные перемены (теория элит Парето, Тойнби).
23. Понятие социальной структуры и типы социальных структур. Современные концепции социальной стратификации
Социàльная структу́ра — совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества. Понятие «социальная структура» применяется как в представлениях об обществе как о социальной системе, в которой социальная структура обеспечивает внутренний порядок соединения элементов, а окружающая среда устанавливает внешние границы системы, так и при описании общества через категорию социального пространства. В последнем случае под социальной структурой понимается единство функционально взаимосвязанных социальных позиций и социальных полей.
Социально-классовая структура общества - совокупность общественных классов, определенные их связи и отношения. Основу социально-классовой структуры составляют классы - большие социальные общности людей, различающиеся по их месту в системе общественного производства. Англ. социолог Чарльз Бут на основе разделения населения в зависимости от условий его существования выделял три общественных класса: «высший», «средний» и «ниже».
Социально-демографическая структура включает общности, выделяемые по возрасту, полу. Эти группы создаются на основе социально-демографических признаков.
Профессионально-квалификационная структура общества включает общности, образующиеся на основе профессиональной деятельности в различных отраслях народного хозяйства. Чем больше видов производственной деятельности, тем больше различаются профессиональные категории (медики, педагоги, предприниматели и т. п.).
Социально-территориальная структура - территориальные общности распределяются по месту жительства (жители города, жители села, жители некоторых регионов). Этнические общности - это общности людей, объединенных по этническому признаку (народ, нация). Конфессиональные общности - это группы людей, которые образуются на основе вероисповедания, на основе принадлежности к определенной вере (христиане, буддисты и т. п.).
|