Социальная стратификация — это деление общества на специальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по горизонтали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса). Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними — основное свойство стратификации. Социальные страты выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по индикаторам благосостояния, власти, образования, досуга, потребления. Таким образом фиксируется неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам путем установления на границах, разделяющих социальные страты, социальных фильтров.
Самой простой стратификационной моделью является дихотомическая — деление общества на элиты и массы. Так появляются "посвященные", т.е. те, кто посвящен в определенные социальные практики (жрецы, старейшины, вожди) и непосвященные — "профаны" ( лишенный святости, непосвященный; профаны − все остальные члены общества, рядовые члены общины, соплеменники).
Важнейшей динамической характеристикой общества является социальная мобильность (любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой). Однако не всегда социальные агенты перемещаются с одной позиции на другую, возможно перемещение самих социальных позиций в социальной иерархии, такое перемещение называется "позиционная мобильность" (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). В обществе существуют и "социальные лифты", значительно ускоряющие этот процесс (в кризисном обществе - революции, войны, завоевания и т.п.; в нормальном, стабильном обществе - семья, брак, образование,собственность и т.д.). Степень свободы социальных перемещений из одного социального слоя в другой во многом определяет то, каким является общество — закрытым или открытым.
24. Основные концепции исследования социальной реальности в современной философии (Марксистская концепция социума, концепция социального действия Вебера, модель социализма Парсонса. и др.)
Социальная философия изучает общество как целостную систему, выявляя его сущность, качественное своеобразие, цели, идеалы, механизмы социогенеза, динамику и смысл истории.
Для адекватного представления общества используется целая система определений, при этом оно определяется как: 1) выделенная из природы и взаимодействующая с ней реальность; 2) вся совокупность человеческой деятельности; 3) система взаимодействий между людьми; 4) система социальных коммуникаций (общений); 5) определенный этап истории.
В широком смысле структура общества это единство всех социальных сфер (экономической, политической, духовной и т.д.), в узком смысле – структура некоего конкретного общества или даже небольшой группы людей.
Структурные элементы общества: индивиды и их всевозможные общности (объединения): группы, социальные институты, классы, страты, а также этнические, территориальные, экономические, половые, возрастные, имущественные, образовательные, профессиональные и прочие объединения, и т.д., и т.п.
Основные подходы в познании общества:
- марксистский подход: общество формируется в соответствии с уровнем развития производительных сил – средств создания материальных и духовных благ. Производительные силы непосредственно определяют производственные отношения, а на их основе складываются и все остальные отношения в обществе. Человек формируется как совокупность общественных отношений. Поэтому полноценный человек возможен лишь после уничтожения социально-классовых перегородок пролетариатом, установившим свою диктатуру;
- концепция социального действия, она же «понимающая социология» (М. Вебер): общество реально состоит из «социальных действий» (воздействий индивидов друг на друга). Анализируя такие действия, следует вскрывать их побудительные мотивы, чтобы иметь дело с сущностными причинами, а не случайными следствиями. Вебер выделяет 4 типа социальных действий 1) разумно-целенаправленные, 2) основанные на ценностях (идеалах), 3) традиционные (по привычке), 4) аффективные (эмоциональные) – каждый тип требует особого отношения и средств реагирования;
- структурный функционализм (Т. Парсонс и Р.К. Мертон) представляет общество как единство структурных элементов («органов»), каждый из которых выполняет свою функцию. В целом общество состоит из трех подсистем: 1) действующие личности, 2) сложившаяся культура, 3) изменяемая природа. Общественная система в целом жизнеспособна, пока поддерживает баланс и взаимообмен между своими подсистемами и прочими структурными элементами (прежде всего экономика должна быть адаптирована к природе, политика к нуждам людей, а формы социального единства эффективно должны сплачивать, но не угнетать индивидов). Дисбаланс («дисфункции») разрушает общество;
- теория коммуникативного действия (Ю. Хабермас) видит цель социальной науки в изыскании ненавязчивых методов объединения людей («универсального примирения»), чтобы никто не чувствовал, что общество – чуждая, гнетущая сила. Лучший объединитель – интенсивное общение (коммуникации), складывающееся свободно, без заранее заданных целей и навязчивых мнений. В общении следует стремиться не к успеху, а к взаимопониманию и согласию (консенсусу).
25. Проблема источников и движущих сил социальной динамики. Социальные противоречия, конфликты, реформы, революции.
Источник исторического развития – это глубинные причины исторических перемен. Основные представления об этих источниках таковы:
Социальные противоречия —это отношения между противоположностями в любом социальном явлении, образовании или обществе в целом. Они возникают в процессе развития прежде всего социальной сферы или сферы социальных отношений, выражающих противоположные или расходящиеся тенденции этого развития. Например, сегодня в постсоциалистических обществах такими противоречиями являются: — между необходимостью удовлетворения насущных материальных и духовных потребностей людей и падением уровня материального и духовного производства; — между обнищанием основной части населения и обогащением небольшой группы предпринимателей, коррупированной части государственного аппарата, мафиози; — между колхозным крестьянством и фермерами; — между населением страны и преступным миром и т. д.
Социальный конфликт — это высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций, интересов социальных общностей и индивидов. Причины социальных конфликтов: — социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентации; — различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации; — религиозные различия; — поведение человека, его социально-психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура и др.).
Реформа— преобразование, вводимое законодательным путем. В частности процесс преобразования государства, начинаемый властью по необходимости. Конечная цель любой реформы — укрепление и обновление государственных основ, что, однако, не всегда несёт за собой улучшение уровня жизни, сокращение государственных расходов и наоборот — увеличение доходов. Реформа так же может трактоваться как изменение формы, содержания или сути чего-либо (какого-то объекта реализации реформы). Реформа предполагает существенные изменения в механизме функционирования объекта, возможна смена основополагающих принципов, ведущих к принципиально новому результату и получению принципиально нового объекта.
Социальная революция — переход к новому, более прогрессивному способу производства (по марксизму) или устройству общества (по анархо-коммунизму). Ее необходимо отличать: - от эволюции (частичных изменений, не порождающих новый строй в том числе); - от реформ (преобразований «сверху» в рамках развития существующего строя); - от восстаний (противодействия «снизу» существующему строю, не ведущему к созданию нового строя). Восстание может являться поводом для социальной революции; - от возникновения новых и упадка старых общественно-экономических укладов и представляющих их социальных сил, происходящих без перехода власти (по марксизму).
Движущие силы истории – части общества, осуществляющие историческое развитие. Субъект исторического развития – тот (те), чья воля направляет ход истории. Основные философские концепции сочетания субъектов и движущих сил истории: 1) великая личность генерирует новые идеи, а народ их воплощает (философия Просвещения); 2) народ – субъект и движущая сила истории, а развитие производства – определяющий фактор исторической динамики (марксизм); 3) элита (творческое меньшинство) ведет за собой массы, а смена элит ведет к смене исторических этапов (теория элит Парето, Тойнби).Общество не стоит на месте, оно непрерывно изменяется, развивается под воздействием определенных объективных законов.
26. Статус и функции социального субъекта. Роль народа и личности в истории
Социальный субъект- довольно сложное философское понятие обозначающее самостоятельного участника процесса социального развития, трансформирующего социальную реальность исходя из собственных интересов. Социальным субъектом на различных уровнях общественной иерархии становится личность, социальная группа, класс, нация. Существенной чертой характеризующей субъект является его деятельностное, активное отношение к миру, то есть социальный субъект это тот элемент социальной реальности, который трансформирует эту реальность. Выделение социального субъекта требует учета объекта социальной деятельности - таковым становится индивид, социальная группа, класс, вся cоциaльнaя структурa, а тaкже законы и принципы, которым подчиняются составляющие ее элементы –т.е. все то, на что направлена деятельность социального субъекта.
Социальный субъект – деятельное начало общественной жизни – люди, действующие в исторически определённой системе (народ, класс, этнос, соц. группа, личность). Для них хар-ны общность интересов, общность деятельности.
В широком смысле народ- все население страны, в более узком смысле народ- те слои и классы, кот способствуют развитию общества, создают матер и духовные ценности. Народ – главная сила общ-ва. В деятельности народа осущ-ся общественные отношения. Народ – движущая сила исторического событий. Народ – творец и хранитель дух ценностей.
Понятие ”народ” следует отличать от толпы. Толпа – случайное сборище людей, объединен. временным интересом. Для толпы не существует внутренних связей единства, в основе лежат чувства, эмоции. Поведение толпы опред-ся лидером. Народ осознает себя в своих интересах, целях, состоит из личностей, опирается на определённые традиции.
Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
Великая личность генерирует новые идеи, а народ их воплощает (философия Просвещения)
27. Альтернативность истории. Линейные и нелинейные интерпритации исторического процесса. Формационный и цивилизационный подходы в понимании истории.
Одна из важнейших проблем философии истории направленность и периодизация исторического процесса.
Есть два типа интерпретации направлений развития истории: линейные и не линейные (циклические).
Нелинейные интерпретации появились раньше как мифологическое «колесо истории», повторение космических циклов. Первым научным приверженцем такой интерпретации считают Вико (XVIII в.), выделявшего 3 цикла истории: божественная стадия (власть жрецов без государства), героическая стадия (аристократическое государство) и человеческая стадия (демократия), вырождающаяся в первобытное состояние, где все начиналось сначала.
В неклассической философии возобладали цивилизационно-циклические модели: история каждого народа – самостоятельная совокупность типичных циклов развития, абстрактно похожих на циклы других народов, но в конкретике уникальных. Примеры: культурно-исторические типы Данилевского, морфология культуры Шпенглера и локальные цивилизации Тойнби. При этом подчеркивается не столько единство, сколько разнообразие циклов.
Линейные интерпретации исторического процесса восходят к христианству: никаких повторов «стрела времени» и единство судеб всего человечества (каждый народ продолжает дела предшественников). Два основных вида линейного развития: прогрессизм (просвещение, немецкая классика), отстаивающий наличие и полезность прогресса, и регрессизм (платонизм, социальный пессимизм), склонный видеть в истории вырождение человечества. Для неклассического прогрессизма характерно: придание большого значения научно-техническому прогрессу.
В зависимости от единицы периодизации истории выделяются:
- формационный подход (марксизм, где классово-экономические формации сменяют друг друга в такой последовательности: первобытнообщинный строй – рабовладельческий строй – феодализм капитализм – социализм/коммунизм);
- цивилизационный подход (постиндустриальный и информационный), где выделяется доцивилизация и три типа цивилизаций: доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная (информационное общество).
28. Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. Критерии прогресса.
Общественный прогресс – это поступательное совершенствование общества в целом («от низшего к высшему, от простого к сложному»). Улучшение отдельных качеств (характеристик) называется частичным (отраслевым) прогрессом.
Творцами концепции общественного прогресса считаются французские политики-философы-просветители Тюрго и Кондорсе (конец XVIII в.).
Научно-технический прогресс и рост производства материальных благ – общепризнанное явление в наши дни. Социальные оптимисты усматривают в этом причину и яркое свидетельство общественного прогресса в целом, а социальные пессимисты (каковых сегодня абсолютное большинство) полагают, что совершенствование техники ведет к деградации гуманитарной сферы (культуры и морали), грозит опаснейшими экологическими катастрофами, вырождением и вымиранием человечества. Есть и философы, признающие цикличность (колебания прогресс-регресс). По их мнению, человечество вращается в замкнутом кругу (дикость - цивилизация – снова дикость) или колеблется у одного и того же уровня («движется вверх-вниз по «пиле» - амплитудной кривой общественного развития»).
Разновидности прогресса: производственно-материальный, нравственный, интеллектуальный (духовный), политический, социальный, экологический, научный, технический, культурный, оздоровительный, военный, спортивный, досугово-развлекательный и т.д. Кроме того, выделяют индивидуальный, групповой, национальный и международный прогресс. Еще говорят об ограниченном и неограниченном прогрессе.
Исторические типы прогресса: эволюционный - революционный, антагонистический – коэволюционный (сотруднический), линейный – циклический – циклично-разнообразный. Кроме того, из марксизма заимствовано три типа общественного прогресса: 1) первобытный (чисто стихийный), 2) эксплуататорский (в интересах господствующего класса), 3) коммунистический (в интересах всего трудящегося человечества).
Критерии общественного прогресса зависят от представлений о социальном идеале: приближение к желанному идеалу его приверженцы считают прогрессом. Таким идеалом чаще всего считают: Господа-Бога и его цели, заповеди, либо повышение разумности (варианты – просвещенности, культуры и т.п.), либо улучшение нравственности, либо увеличение степени свободы, либо рост могущества человечества, либо укрепление социального единства, либо гармонизацию общественных отношений. Признавая человека высшей ценностью – общественный прогресс видят в том, чтобы все большее число людей испытывало возрастающее удовлетворение от собственной жизни (самореализации).
Разумеется, то, что прогрессивно по одному критерию или в одном отношении, может быть регрессивным (упадочническим) по другому критерию или в другом отношении.
Обычно у одного философа целый комплекс критериев, равноправных или соподчиненных.
29. Понятие и типы цивилизации в истории общества.
Цивилизация (от латинского «civilis» - городской, гражданский, государственный) – это: 1) синоним культуры, ступень общественного развития, следующая за варварством;
2) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры, где как минимум имеются города, государство и письменность, а также значительное разделение (специализация) труда, развитый религиозный культ, экономический обмен, наука и искусство;
3) в некоторых теориях эпоха деградации и разложение человеческой естественности.
Французские просветители обычно использовали термин «цивилизация» для общества, основанного на разуме и справедливости, а в XIX веке тот же термин применялся для восхваления развитых (западных) стран на фоне отсталых.
Сегодня принято считать, что видов и типов цивилизаций много, и каждая из них смесь общих закономерностей и уникальных особенностей. Тем не менее, выделяется три основных типа цивилизации:
- доиндустриальная («традиционная») цивилизация (до последней четверти XVIII в.): преобладало аграрно-ремесленное производство на основе ручных орудий труда, мускульной силы людей и животных;
|