Навигация по странице:
|
Гигиена домашка на семестр. Гигиенические основы рационального питания
Тема: Гигиенические требования к размещению, планировке и оборудованию дошкольных учреждений
Цель
Научить студентов проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний (ПК-12), обучать подростков основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний (ПК-26), использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у подростков, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней (ПК-11).
Вопросы для самоподготовки
1. Гигиенические требования к размещению и планировке земельного участка дошкольной организации.
2. Гигиенические требования к зданию дошкольного учреждения.
3. Гигиенические требования к мебели и оборудованию.
4. Гигиенические требования к санитарно-техническому оборудованию.
5. Школьная зрелость, как гигиеническая проблема.
Содержание
В системе профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков важную роль играет соблюдение гигиенических требований, предъявляемых к строительству детских учреждений. При изучении данного вопроса рассматриваются требования к размещению, планировке и оборудованию детских дошкольных учреждений и школ.
Гигиенические требования к выбору земельного участка и планировке детского дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). В первую очередь необходимо остановиться на расположении дошкольных учреждений в плане населенного пункта. Они должны размещаться внутриквартально в пределах пешеходной доступности от места жительства. Отдаление от шумных, пыльных магистралей с интенсивным движением транспорта, от промышленных предприятий, рынков, автобаз, гаражей является существенной предпосылкой предупреждения повышенных уровней шума и загрязнения воздуха территории детского учреждения. Площадь земельного участка, отводимая для строительства ДОУ, нормируется в зависимости от ряда факторов. Подчеркивается, что в дошкольных учреждениях должен соблюдаться принцип групповой изоляции, как в здании, так и на участке. В соответствии с этим принципом на территории участка осуществляется функциональное зонирование. Выделяют следующие функциональные зоны: 1) зона застройки; 2) зона игровой территории; 3) хозяйственная зона; 4) зона зеленых насаждений. Разбираются назначение каждой зоны и требования к их взаимному расположению, а также планировка и оборудование игровой территории. Соблюдение принципа групповой изоляции в здании предусматривает наличие групповой ячейки (полного набора помещений для каждой группы), которая размещается изолированно от других групповых ячеек и имеет отдельный вход. В групповой ячейке предусматриваются следующие комнаты: групповая, спальня, буфетная, туалетная, раздевальная. Дается характеристика вышеперечисленных помещений (расположения, ориентации, назначения). Кроме групповых ячеек, дошкольное учреждение включает специализированные помещения для занятий с детьми (музыкальный и спортивный залы, плавательный бассейн), сопутствующие помещения (медицинский пункт, пищеблок, постирочная) и служебно-бытовые комнаты для персонала. Необходимо разобрать требования к расположению и планировке данных помещений. Созданию благоприятных условий среды способствует рациональная организация воздушно-теплового режима помещений, оптимальные условия естественной и искусственной освещенности. В связи с этим следует остановиться на гигиенической характеристике санитарно-технического оборудования, используемого в дошкольном учреждении (освещении, отоплении, вентиляции, микроклимате).
Гигиенические требования, предъявляемые к детской мебели, способствуют гармоничному физическому развитию детей, выработке у них правильной осанки, длительному сохранению работоспособности и профилактике нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата.
К мебели, используемой в дошкольных учреждениях, относятся детские столы, стулья, кровати и т.д. Указываются правила ее подбора, маркировки и расстановки в помещениях. Столы и стулья для дошкольников выпускаются шести групп, которые имеют различные размеры. Изучая данный вопрос, необходимо рассмотреть размеры данной мебели и правила рассаживания детей. Подбор осуществляется с учетом длины тела ребенка. Так, например, дети, рост которых находится в пределах от 80 до 89 см, должны сидеть за столом, имеющим высоту над полом 38 см и на стуле, высота сиденья которого составляет 20 см. Данная группа мебели обозначается буквой Б и имеет красную маркировку. На занятиях дошкольников рассаживают с учетом состояния здоровья, зрения и слуха. Детей, страдающих частыми простудными заболеваниями, следует сажать дальше от окон и дверей, детей с пониженным слухом и близорукостью – за первые столы, соответствующие их росту.
Школьная зрелость. В процессе систематического обучения в школе к организму детей младшего школьного возраста предъявляются повышенные требования. Дети данного возраста обладают определенными морфологическими, физиологическими и психологическими особенностями, которые обусловливают их высокую чувствительность и меньшую устойчивость к неблагоприятным внешним воздействиям, более низкий уровень работоспособности и повышенную утомляемость. Для того, чтобы ребенок мог успешно учиться и выполнять свои школьные обязанности, он должен к моменту поступления в школу достичь определенного уровня физического и психического развития («школьной зрелости»). Оценка готовности к обучению в школе проводится комплексно и включает в себя медицинское и психофизиологическое обследование. Медицинские критерии: 1) оценка физического развития; 2) состояние здоровья в момент здоровья; 3) острая заболеваемость за предшествующий год. Психофизиологические критерии: 1) результаты выполнения теста Керна-Ирасека; 2) качество звукопроизношения. Разбирается методика оценки школьной зрелости и критерии готовности ребенка к обучению в школе.
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. – М. : Медицина, 2003. – С. 101-142; 276-344.
2. Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека. - М. : изд. центр Академия, 2004. – С. 440-456; 482-488.
4. Гигиена : учебник/ под ред. акад. РАМН Г.И. Румянцева. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2001. – С. 454-461.
Дополнительная:
1. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека / Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик. – М. : изд. центр Академия, 2004. – С. 360-365; 372-404.
2. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
Практическое занятие № 18
Тема: Гигиенические требования к размещению, планировке, оборудованию и организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях
Цель
Научить студентов проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний (ПК-12), обучать подростков основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний (ПК-26), использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у подростков, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней (ПК-11).
Вопросы для самоподготовки
1. Гигиенические требования к размещению и планировке земельного участка общеобразовательных учреждений.
2. Гигиенические принципы планировки здания школ.
3. Гигиенические принципы организации учебно-воспитательного процесса.
4. Гигиенические требования к мебели и оборудованию.
5. Гигиенические требования к санитарно-техническому оборудованию.
Содержание
Гигиенические требования к выбору земельного участка и планировке школы. Обращается внимание на то, что размещение школы должно обеспечивать максимально благоприятные условия для проведения учебно-воспитательного процесса и способствовать снижению уровня шума и запыленности воздуха на участке. Расположение общеобразовательных учреждений на территории населенных пунктов осуществляется с учетом радиуса обслуживания. Необходимо охарактеризовать данный показатель и указать его нормативные значения. На территории земельного участка школы проводится функциональное зонирование и в соответствии с ним выделяются следующие зоны: учебно-опытная, физкультурно-спортивная, хозяйственная, зона отдыха и зеленых насаждений. Указывается расположение, назначение и оборудование каждой зоны. Далее разбираются требования к планировке здания школы. Структура здания должна предусматривать наличие компактной планировки с сохранением секционности. Этому требованию отвечает блочная композиция. Рассматриваются требования к определенным группам помещений. В школьном здании размещаются классы, учебные мастерские, спортивный и актовый залы, библиотека, рекреационные помещения, столовая, медицинский пункт, хозяйственно-бытовые и административные помещения. Освещаются требования к расположению, размерам и назначению указанных помещений. Например, учащиеся 1 ступени (1-4 классы) должны обучаться в закрепленных за каждым классом учебных помещениях, выделенных в отдельный блок, куда также входят спально-игровая комната, рекреационная и санитарный узел. Обучение учащихся 2-3 ступени (5-11 классы) проводится по классно-кабинетной системе. Далее дается характеристика санитарно-технического оборудования (освещения, отопления, вентиляции и микроклимата).
Гигиенические принципы организации учебно-воспитательного процесса в детских учреждениях. Организация обучения детей и подростков должна осуществляться в соответствии с основными гигиеническими принципами, к которым относятся: соответствие учебных нагрузок возрасту (анатомо-физиологическим особенностям), а также учет индивидуальных особенностей и состояния здоровьяребенка. При составлении расписания в школе учитывается динамика изменения работоспособности и физиологических функций организма учащихся на протяжении учебного дня и недели. Следует охарактеризовать, как изменяется уровень работоспособности школьников разных возрастов в течение недели и дня, а также рассмотреть требования к составлению расписания в начальных, средних и старших классах. Также дается характеристика учебным предметам, так как они отличаются по характеру деятельности, трудности, степени нагрузки первой или второй сигнальной системы, по соотношению статического и динамического компонентов. Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей младшего школьного возраста приходится на интервал 10-11 часов. Поэтому уроки, требующие большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания, не следует проводить в часы наименьшей работоспособности, то есть на первом уроке, когда происходит врабатывание, и на последнем уроке, когда выражено утомление. Для начальных классов пик недельной работоспособности приходится на среду, поэтому наиболее трудные предметы необходимо включать в расписание во вторник и среду. В связи с низкими показателями работоспособности в понедельник и пятницу недопустимо проводить контрольные работы, контрольный опрос и объяснять новый сложный материал. Далее разбираются особенности обучения детей в первом классе. Затем указываются требования к проведению уроков.
Первоначально приводится классификация мебели, используемой в общеобразовательных учреждениях. Выделяют мебель для учебных классов (столы, стулья, классные доски и т.д.), библиотек, учебных мастерских, актовых залов и т.д. Изучая требования к школьной мебели, в первую очередь необходимо обратить внимание на правила подбора ученических столов и стульев учащимся. Главным показателем при этом является рост ученика. Ученические столы и стулья имеют различные размеры, зависящие от показателей длины тела детей и рассаживание учащихся проводится с учетом данного параметра. Выпускается мебель шести групп с цветовой и цифровой маркировкой. Разбираются требования к ее маркировке, размерам и правилам подбора. Так, например, ширина рабочего места за ученическим столом должна равняться сумме двух предплечий с кистями плюс 3-4 см на свободу посадки. Высота стула должна равняться длине голени с прибавлением 2 см на высоту каблука. Глубина (передне-задний размер) сиденья должен равняться не менее 2/3 и не более ¾ длины бедра. Далее указываются требования к расстановке столов и рассаживанию учеников в классе.
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. – М. : Медицина, 2003. – С. 101-142; 276-344.
2. Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека. - М. : изд. центр Академия, 2004. – С. 440-456; 482-488.
4. Гигиена : учебник/ под ред. акад. РАМН Г.И. Румянцева. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2001. – С. 454-461.
Дополнительная:
1. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека / Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик. – М. : изд. центр Академия, 2004. – С. 360-365; 372-404.
2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
|
|
|