Как готовиться к экзаменам?
___ Серьезную ошибку допускают студенты, которые к экзамену прорабатывают лишь основные вопросы программы. Также неправильным является беглый просмотр материала, без глубокого осмысления его сути. Недостаточной будет и опора только на конспекты лекций. Записи лекций дают лишь ориентиры, служат руководством к изучению пособий, дополнительной литературы.
___ Надежным способом непосредственной подготовки к экзаменам является работа по систематизации материала при осмысленном его повторении, установлении связей между различными темами, разделами курса. Однако повторение нельзя понимать как механическое заучивание, зубрежку. Нужно помнить, что в процессе зубрежки создается внутреннее сопротивление продуктивному запоминанию. Причина этого явления в том, что мозг защищается от насилия (зубрежки) и уменьшает память (См.: Леви В. Охота за мыслью. М., 1971 С.219).
___ При повторении материала рекомендуется использовать самые разнообразные способы и проводить повторение на разных уровнях обобщения. Так, методисты советуют при последующем повторении взглянуть на подтемы, в дальнейшем иметь перед собой только тему лекции, статьи, параграфа и т.п. Рекомендуют также найти в учебном материале опорные пункты, которые потом первыми будут воспроизводиться в памяти. Это - определения, выводы, удачные сравнения, интересный факт, оригинальная мысль, свежий образ и т.д. 0порные пункты должны быть логически связанными.
___ Полезным является составление плана изложения материала с разбивкой его на озаглавленные части. Это помогает получению четкого представления о структуре материала, лучше понять логику рассуждения автора.
___ Каждому студенту нужно знать и учитывать особенности своей памяти. По форме, в которой протекают процессы памяти, выделяют моторную (двигательную), или память-привычку, эмоциональную, или память чувств, образную и словесно-логическую. Для прочного запоминания материала полезно использовать все-виды памяти. При всей относительности подсчетов специалисты установили, что при комплексном использовании всех видов памяти запоминается около 60% информации, тогда как при применении лишь одного вида памяти - примерно 20% (См.: Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. М.,1984.С.120).
___ Двигательная память связана с запоминанием и воспроизведением движений. Чтобы использовать ее, нужно работать над книгой или конспектами с карандашом и ручкой в руках - подчеркивать, выписывать, составлять план, тезисы, различные схемы, таблицу и т.п.
___ Содержание образной памяти составляет запоминание и воспроизведение чувственных образов предметов, явлений и их свойств. В зависимости от того, какими органами чувств воспринимаются объекты, образную память делят на зрительную, слуховую, осязательную и т.д. Для использований своей зрительной памяти рекомендуется рельефно оформлять конспекты, подчеркивать текст цветными чернилами, работать с наглядными пособиями, иллюстрациями.
___ Для тренировки слуховой памяти нужно читать, рассуждать вслух, работая при этом в тишине, чтобы посторонний шум не отвлекал внимания»
___ Специфически человеческой памятью, которая занимает ведущее положение у каждого человека, является словесно-логическая память. Она включает в себя мысли, понятия, суждения, умозаключения. Процесс обучения – это, в основном, осмысленное запоминание, поэтому его нельзя проводить только с помощью двигательной, зрительной, слуховой памяти. Ведущей при усвоении знаний выступает словесно-логическая память, в особенности такие ее виды, как смысловая и логическая.
___ Главная задача развития смысловой памяти заключается не в упражнениях на механическое запоминание, а в осмысленном восприятии материала. Важно научиться самостоятельно обдумывать, анализировать текст, самому искать ответы на интересующие вопросы в справочниках, словарях и другой литературе.
___ Основным путем тренировки логической памяти является мысленная или письменная систематизация учебного материала, спор с воображаемым оппонентом. Логическое запоминание - это более совершенный тип запоминания, который, в свою очередь, оказывается главным среди процессов памяти, определяющих полноту и точность воспроизведения материала, прочность и длительность его сохранения. Логическое запоминание основывается на сравнении нового с ранее известным путем установления сходства, контрастов, выделения главного, основного. Чтобы развить в себе это ценное качество, нужно много работать с логическими и обобщающими вопросами, практическими заданиями, самим составлять подобные вопросы, задания к изученному источнику, например, к основной или дополнительной литературе. Процесс запоминания потеряет свой смысл, если человек, добывая новые знания, не будет пользоваться ими в своей практической деятельности.
___ Нельзя вообще рассуждать о хорошей или плохой памяти, В каждом конкретном случае решающую роль играет отношение человека к материалу и характер самого текста. Память хорошо поддается тренировке, совершенствованию. Один из простых методов улучшения памяти – заучивание стихотворений, поэм. Обычно через месяц-два после систематического заучивания художественных произведений наблюдается улучшение памяти. Хороших результатов добиваются также путем систематического изучения иностранного языка.
___ К полезным приемам относится разгрузка памяти за счет средств так называемой внешней памяти (записные книжки, еженедельники, карточки, дневники, таблицы, схемы и др.). Рекомендуется и метод прогнозирования. При этом ставится вопрос: что произойдет, если мы не запомним конкретный факт, тему, вывод?
___ Чем больше следствий, вытекающих из этого факта, тем больше вероятность сохранения в памяти конкретного материала.
___ При тренировке памяти специалисты советуют иметь в виду 4 основных принципа:
___ 1.Принцип индивидуальности. Надо знать особенности, виды, емкость, прочность своей памяти.
___ 2.Принцип интереса. Любой факт, положение лучше и прочно запоминается, если становится предметом личной заинтересованности, если связан с какими-то важными моментами в жизни человека.
___ 3.Принцип максимальной активности. Запоминание и воспроизведение находятся в прямой зависимости от активного, частого использования учебного материала в своей практической деятельности»
___ 4.Принцип семерки. Возможность запоминания зависит и от числа элементов, предназначенных для запоминания материала. Установлено, что их должно быть не более семи. (См.: Куценко Г.И. Научная организация труда учащихся техникумов. М.,1983.С.18).
___ Одним из важнейших условий успешной подготовки к экзаменам следует считать умение организовать свое внимание. Внимание - это сосредоточенность и направленность сознания на определенный объект. Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное .Если непроизвольное внимание является пассивным вниманием, без заранее поставленной цели, то произвольное внимание - это акт воли. Послепроизвольное внимание характеризуется наличием цели в сочетании с отсутствием волевых усилий, Оно наблюдается, когда деятельность может так захватить человека, что ее выполнение не требует от него специального сосредоточенна воли.
___ Ведущую роль в учебной деятельности играет произвольное внимание т.е. организованная направленность сознания. Развивать свое внимание – это значит совершенствовать такие его свойства, как объем, концентрация, распределенность, устойчивость, колебание, переключенность.___
Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучена материала, Устойчивость ее поддерживается интересом к работе. Свойством, противоположным устойчивости внимания, выступает отвлекаемость, которая выражается в колебаниях внимания, его периодическом ослаблении. Колебания внимания наблюдаются даже при самой сосредоточенной работе. В силу этого что-то неизбежно пропускается из текста, усваивается непрочно. Поэтому наиболее важные положения, разделы нужно повторять неоднократно, Следует всегда учитывать непроизвольные колебаний внимания и стараться разнообразить свои занятия, устранять отвлекающие факторы, вызывать активную работу мысли. Двойственная природа внимания (концентрация и отвлекаемость) порождает относительно быструю утомляемость. Однако этому нужно противопоставить осознание цели, пользы, необходимости совершаемого труда. Интерес к делу заметно активизирует внимание. Полезно выработать не только концентрированное внимание, но и умение распределять внимание, т.е. умение одновременно выполнять несколько действий. Вести наблюдение за несколькими процессами. Это, например, умение одновременно слушать преподавателя, осмысливать материал лекции и записывать в тетрадь.
___ Одним из критериев способности управлять своим вниманием психологи считают время, затрачиваемое на достижение послепроизвольного внимания. Послепроизвольное внимание, хотя и близко к непроизвольному, но не возникает само собой, а сознательно достигается в ходе реализации поставленной цели, когда волевые усилия уступают место всепоглощающему интересу.
___ Все виды внимания носят условно-рефлекторный характер и поддаются совершенствованию. Для развития внимания студенту рекомендуется выполнение следующих правил:
___ 1) поддержание интереса к изучаемым дисциплинам, выполняемой работе;
___ 2) самовоспитание ответственного отношения к учебе;
___ 3) внимательное отношение к советам, рекомендациям преподавателей;
___ 4) хорошее знание особенностей своего внимания, позволяющее использовать его сильные стороны;
___ 5) умение произвольно концентрировать внимание во всякое время и в любом деле;
___ 6) умение работать не только в хороших, но и в неблагоприятных условиях, не обращать внимание на отвлекающие моменты: разговоры, шум, музыка и т.п. (См.: Куценко Г.И. Научная организация труда учащихся техникумов. С.20).
___ Итак, непосредственная подготовка к экзаменам, обобщающие повторения в период сессии являются логическим завершением систематического труда по осмыслению, запоминанию учебного материала в семестре и по улучшению своей работоспособности, памяти, внимания.
|