Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Как готовиться к экзаменам



Скачать 39.5 Kb.
Название Как готовиться к экзаменам
Анкор Как готовиться к экзаменам.doc
Дата 13.01.2018
Размер 39.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Как готовиться к экзаменам.doc
Тип Документы
#14984

Как готовиться к экзаменам?

___ Серьезную ошибку допускают студенты, которые к экзамену прорабатывают лишь основные вопросы программы. Также неправильным является беглый просмотр материала, без глубокого осмысления его сути. Недостаточной будет и опора только на конспекты лекций. Записи лекций дают лишь ориентиры, служат руководством к изучению пособий, дополнительной литературы.

___ Надежным способом непосредственной подготовки к экзаменам является работа по систематизации материала при осмысленном его повторении, установлении связей между различными темами, разделами курса. Однако повторение нельзя понимать как механическое заучивание, зубрежку. Нужно помнить, что в процессе зубрежки создается внутреннее сопротивление продуктивному запоминанию. Причина этого явления в том, что мозг защищается от насилия (зубрежки) и уменьшает память (См.: Леви В. Охота за мыслью. М., 1971 С.219).
___ При повторении материала рекомендуется использовать самые разнообразные способы и проводить повторение на разных уровнях обобщения. Так, методисты советуют при последующем повторении взглянуть на подтемы, в дальнейшем иметь перед собой только тему лекции, статьи, параграфа и т.п. Рекомендуют также найти в учебном материале опорные пункты, которые потом первыми будут воспроизводиться в памяти. Это - определения, выводы, удачные сравнения, интересный факт, оригинальная мысль, свежий образ и т.д. 0порные пункты должны быть логически связанными.

___ Полезным является составление плана изложения материала с разбивкой его на озаглавленные части. Это помогает получению четкого представления о структуре материала, лучше понять логику рассуждения автора.

___ Каждому студенту нужно знать и учитывать особенности своей памяти. По форме, в которой протекают процессы памяти, выделяют моторную (двигательную), или память-привычку, эмоциональную, или память чувств, образную и словесно-логическую. Для прочного запоминания материала полезно использовать все-виды памяти. При всей относительности подсчетов специалисты установили, что при комплексном использовании всех видов памяти запоминается около 60% информации, тогда как при применении лишь одного вида памяти - примерно 20% (См.: Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. М.,1984.С.120).

___ Двигательная память связана с запоминанием и воспроизведением движений. Чтобы использовать ее, нужно работать над книгой или конспектами с карандашом и ручкой в руках - подчеркивать, выписывать, составлять план, тезисы, различные схемы, таблицу и т.п.
___ Содержание образной памяти составляет запоминание и воспроизведение чувственных образов предметов, явлений и их свойств. В зависимости от того, какими органами чувств воспринимаются объекты, образную память делят на зрительную, слуховую, осязательную и т.д. Для использований своей зрительной памяти рекомендуется рельефно оформлять конспекты, подчеркивать текст цветными чернилами, работать с наглядными пособиями, иллюстрациями.

___ Для тренировки слуховой памяти нужно читать, рассуждать вслух, работая при этом в тишине, чтобы посторонний шум не отвлекал внимания»

___ Специфически человеческой памятью, которая занимает ведущее положение у каждого человека, является словесно-логическая память. Она включает в себя мысли, понятия, суждения, умозаключения. Процесс обучения – это, в основном, осмысленное запоминание, поэтому его нельзя проводить только с помощью двигательной, зрительной, слуховой памяти. Ведущей при усвоении знаний выступает словесно-логическая память, в особенности такие ее виды, как смысловая и логическая.

___ Главная задача развития смысловой памяти заключается не в упражнениях на механическое запоминание, а в осмысленном восприятии материала. Важно научиться самостоятельно обдумывать, анализировать текст, самому искать ответы на интересующие вопросы в справочниках, словарях и другой литературе.

___ Основным путем тренировки логической памяти является мысленная или письменная систематизация учебного материала, спор с воображаемым оппонентом. Логическое запоминание - это более совершенный тип запоминания, который, в свою очередь, оказывается главным среди процессов памяти, определяющих полноту и точность воспроизведения материала, прочность и длительность его сохранения. Логическое запоминание основывается на сравнении нового с ранее известным путем установления сходства, контрастов, выделения главного, основного. Чтобы развить в себе это ценное качество, нужно много работать с логическими и обобщающими вопросами, практическими заданиями, самим составлять подобные вопросы, задания к изученному источнику, например, к основной или дополнительной литературе. Процесс запоминания потеряет свой смысл, если человек, добывая новые знания, не будет пользоваться ими в своей практической деятельности.

___ Нельзя вообще рассуждать о хорошей или плохой памяти, В каждом конкретном случае решающую роль играет отношение человека к материалу и характер самого текста. Память хорошо поддается тренировке, совершенствованию. Один из простых методов улучшения памяти – заучивание стихотворений, поэм. Обычно через месяц-два после систематического заучивания художественных произведений наблюдается улучшение памяти. Хороших результатов добиваются также путем систематического изучения иностранного языка.

___ К полезным приемам относится разгрузка памяти за счет средств так называемой внешней памяти (записные книжки, еженедельники, карточки, дневники, таблицы, схемы и др.). Рекомендуется и метод прогнозирования. При этом ставится вопрос: что произойдет, если мы не запомним конкретный факт, тему, вывод?

___ Чем больше следствий, вытекающих из этого факта, тем больше вероятность сохранения в памяти конкретного материала.

___ При тренировке памяти специалисты советуют иметь в виду 4 основных принципа:

___ 1.Принцип индивидуальности. Надо знать особенности, виды, емкость, прочность своей памяти.

___ 2.Принцип интереса. Любой факт, положение лучше и прочно запоминается, если становится предметом личной заинтересованности, если связан с какими-то важными моментами в жизни человека.

___ 3.Принцип максимальной активности. Запоминание и воспроизведение находятся в прямой зависимости от активного, частого использования учебного материала в своей практической деятельности»

___ 4.Принцип семерки. Возможность запоминания зависит и от числа элементов, предназначенных для запоминания материала. Установлено, что их должно быть не более семи. (См.: Куценко Г.И. Научная организация труда учащихся техникумов. М.,1983.С.18).

___ Одним из важнейших условий успешной подготовки к экзаменам следует считать умение организовать свое внимание. Внимание - это сосредоточенность и направленность сознания на определенный объект. Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное .Если непроизвольное внимание является пассивным вниманием, без заранее поставленной цели, то произвольное внимание - это акт воли. Послепроизвольное внимание характеризуется наличием цели в сочетании с отсутствием волевых усилий, Оно наблюдается, когда деятельность может так захватить человека, что ее выполнение не требует от него специального сосредоточенна воли.

___ Ведущую роль в учебной деятельности играет произвольное внимание т.е. организованная направленность сознания. Развивать свое внимание – это значит совершенствовать такие его свойства, как объем, концентрация, распределенность, устойчивость, колебание, переключенность.___

Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучена материала, Устойчивость ее поддерживается интересом к работе. Свойством, противоположным устойчивости внимания, выступает отвлекаемость, которая выражается в колебаниях внимания, его периодическом ослаблении. Колебания внимания наблюдаются даже при самой сосредоточенной работе. В силу этого что-то неизбежно пропускается из текста, усваивается непрочно. Поэтому наиболее важные положения, разделы нужно повторять неоднократно, Следует всегда учитывать непроизвольные колебаний внимания и стараться разнообразить свои занятия, устранять отвлекающие факторы, вызывать активную работу мысли. Двойственная природа внимания (концентрация и отвлекаемость) порождает относительно быструю утомляемость. Однако этому нужно противопоставить осознание цели, пользы, необходимости совершаемого труда. Интерес к делу заметно активизирует внимание. Полезно выработать не только концентрированное внимание, но и умение распределять внимание, т.е. умение одновременно выполнять несколько действий. Вести наблюдение за несколькими процессами. Это, например, умение одновременно слушать преподавателя, осмысливать материал лекции и записывать в тетрадь.

___ Одним из критериев способности управлять своим вниманием психологи считают время, затрачиваемое на достижение послепроизвольного внимания. Послепроизвольное внимание, хотя и близко к непроизвольному, но не возникает само собой, а сознательно достигается в ходе реализации поставленной цели, когда волевые усилия уступают место всепоглощающему интересу.

___ Все виды внимания носят условно-рефлекторный характер и поддаются совершенствованию. Для развития внимания студенту рекомендуется выполнение следующих правил:

___ 1) поддержание интереса к изучаемым дисциплинам, выполняемой работе;

___ 2) самовоспитание ответственного отношения к учебе;

___ 3) внимательное отношение к советам, рекомендациям преподавателей;

___ 4) хорошее знание особенностей своего внимания, позволяющее использовать его сильные стороны;

___ 5) умение произвольно концентрировать внимание во всякое время и в любом деле;

___ 6) умение работать не только в хороших, но и в неблагоприятных условиях, не обращать внимание на отвлекающие моменты: разговоры, шум, музыка и т.п. (См.: Куценко Г.И. Научная организация труда учащихся техникумов. С.20).

___ Итак, непосредственная подготовка к экзаменам, обобщающие повторения в период сессии являются логическим завершением систематического труда по осмыслению, запоминанию учебного материала в семестре и по улучшению своей работоспособности, памяти, внимания.
написать администратору сайта