Главная страница
Навигация по странице:

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. К 57



Скачать 1.03 Mb.
Название Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. К 57
Анкор Pedagogichesky_slovar.doc
Дата 04.05.2017
Размер 1.03 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Pedagogichesky_slovar.doc
Тип Документы
#7393
страница 15 из 24
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   24

ПЕДАГОГ СОЦИАЛЬНЫЙ — специалист по работе с детьми и взрослым населением в соц.-культурной и семейно-бытовой сферах. В соответствии с тарифно-квалификационной характери­стикой, включающей его должностные обязанности (7—14-й раз­ряды), соц. педагог:

  • осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и соц. защите личности детей в учрежде­ниях и по месту жительства;

  • изучает особенности личности обучающихся, окружающей микросреды, условия жизни;




  • выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении детей и свое­временно оказывает им соц. помощь и поддержку;

  • выступает посредником между личностью подопечных и уч­реждением, семьей, средой, специалистами различных соц. служб, ведомств и административных органов; __

  • определяет задачи, формы, методы соц.-пед. работы, спосо­бы решения личных и соц. проблем, принимает меры по соц. за­щите и помощи, реализации прав и свобод личности вос­питанников;

  • организует различные виды соц. ценной деятельности детей и взрослых, мероприятия, направленные на развитие соц. иници­атив, реализацию соц. проектов и программ, участвует в их раз­работке и утверждении;

  • способствует установлению гуманных, нравственно здоро­вых отношений в соц. среде;

  • содействует созданию обстановки психол. комфорта и безо­пасности личности воспитанников, заботится об охране их жизни и здоровья;

  • осуществляет работу по трудоустройству, патронажу, обес­печению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберега­тельных вкладов, использованию ценных бумаг воспитанников из числа сирот и оставшихся без попечения родителей;

— взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их за­
меняющими), специалистами соц. служб, семейных и молодеж­
ных служб занятости, с благотворительными организациями
и т. д. в оказании помощи детям, нуждающимся в опеке и попе­
чительстве, с ограниченными физическими возможностями, де-
виантным поведением, а также попавшим в экстремальные си­
туации.

ПЕДАГОГИКА — 1) наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, орга­нически связанные с законами развития общественных отноше­ний и становления детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирова­ния подрастающих поколений, особенности и условия орга­низации пед. процесса; 2) совокупность теоретических и при­кладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение; 3) наука о воспитательных отношениях, возникающих в про­цессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с само­воспитанием, самообразованием и самообучением и направлен­ных на развитие человека; 4) учебный курс, к-рый преподается в пед. учебных заведениях и др. учреждениях по профилирующим программам.


104

105

Педагогика вальдорфская — научно-практическое направление в воспитании и обучении, разработанное Рудольфом Штейнером (1861—1925) на основе антропософии, мистического учения о че­ловеке, его единстве с духовной основой Вселенной. Цель П. в. — посредством соответствующего воспитания, включающего обуче­ние медитации, музыке, эвритмии (разработанному Р. Штейне­ром и его последователями искусству телесных движений, сопро­вождающих речь или музыку) и др., помочь ребенку избрать свой жизненный путь, раскрыть свой способности и свойства. В насто­ящее время в мире существует около 500 вальдорфских школ (от­крыты они и в нашей стране) и 1000 детских садов. Педагогика гуманистическая — направление в современной те­ории и практике воспитания, возникшее в конце 50-х — начале 60-х годов XX в. в США как пед. воплощение идей гуманистиче­ской психологии. На Западе наиболее яркие ее представители — К. Роджерс, Р. Барт, Ч. Ратбоун и др. Основная тенденция этого пед. направления — придать образованию личностно ориентиро­ванный характер, преодолеть авторитаризм в воспитании и обу­чении, сделать процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков эмоционально окрашенным. Своих целей П. г. достигает путем создания эмоционально стимулирующей школьной учеб­ной среды, поощрения инициативы учащихся, установления кон­структивных межличностных отношений в классе; разработки об­разовательных программ, максимально развивающих потенциал и творческие способности учащихся; совместного обсуждения учи­телем и учащимися проблем познавательного процесса и спосо­бов его оценки, отказа от использования отметки как формы дав­ления на учащихся. Такое построение пед. взаимодействия позволяет использовать различные формы учебной работы — от гибких и спонтанных на этапе самоопределения учащихся и формирования у них познавательных интересов до достаточно жестких, опираю­щихся на устойчивую мотивацию и потребности детей. Педагогика дородовая — педагогика, изучающая управление различными факторами, влияющими на внутриутробное разви­тие психики плода. П. д. возникла на основе признания того факта, что внешняя среда влияет на развивающийся плод (пренатальное развитие психики).

Педагогика информационно-кибернетическая — педагогика, разрабатывающая вопросы управления информационными пото­ками в современном образовании и введения ребенка в мир ин­формации.

Педагогика исправительно-трудовая — педагогика, к-рая за­нимается вопросами перевоспитания правонарушителей всех возрастов.

Педагогика кондуктивная — направление пед. деятельности, ориентированной на работу с детьми-инвалидами и детьми с ог­раниченными возможностями. Автор — венгерский ученый Пето. Основное внимание П. к. уделяется медико-пед. коррекции, на­правленной на выработку самостоятельной активности и незави­симости ребенка. Занятия в группах по 6—7 человек всегда прово­дит один человек — коцдуктор, владеющий базовыми знаниями по медицине, педагогике, лечебной гимнастике, психологии, пси­хотерапии и т. д.

Педагогика культуры — новое направление в педагогике, изуча­ющее значение и специфику организации культурной среды кон­кретного образовательного учреждения в общей воспитательной системе.

Педагогика лечебная — отрасль педагогики, разрабатывающая мед. и учебно-воспитательные приемы и средства, имеющие целью выправление (коррекцию) характера и личности аномальных и труд­ных детей. Одним из первых ввел этот термин В. П. Кащенко. Педагогика мыследеятельностная (МД) — разрабатывается в рам­ках системомыследеятельностного подхода (СМД) и реализует­ся на локальных пед. площадках. В основе ее лежит представление о коллективной мыследеятельности. Понятие введено Г. П. и П. Г. Щедровицкими.

Педагогика народная — исторически сложившаяся совокупность пед. сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, героическом эпосе, своде правил поведе­ния и воспитания, обычаях, обрядах, традициях, детских играх и игрушках. П. н. содержит как идеал воспитания, так и пути и сред­ства его достижения. Ценности П. н. помогают направить совре­менный учебно-воспитательный процесс на формирование наци­онального самосознания у подрастающего поколения, развитие у него понимания роли своей нации, этноса в мировой культуре. Педагогика ненасилия — педагогика, утверждающая принцип ненасилия (т. е. признания ценности человека и его жизни, отри­цание принуждения как способа решения политических, нрав­ственных, экономических, межличностных проблем и конфлик­тов) в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения. Прогрессивная педагогика всегда была пронизана идеями гума­низма, последовательно выступала против физического и духов­ного принуждения личности. Педагог, обладающий позицией нена­силия, способен не раздражаться, не обижаться, эмоционально устойчив, уверен в себе, обладает позитивной открытостью, пре­одолевает собственный эгоцентризм, терпим к чужому мнению и др. человеку, умеет сдерживать свою агрессивность и формировать в сознании намерения, связанные с ненасильственным действи-


106

107

ем, позитивно оценивает детей, снижает у них уровень напря­женности, тревожности и страхов. Характеристика разработана специалистом по педагогике ненасилия В. А. Ситаровым. Педагогика необходимости (авторитарная педагогика) — направ­ление в педагогике, рассматривающее пути и средства приобще­ния растущего человека к должному, познавательной или нрав­ственной норме. Имеет разработанную систему с четко сформули­рованными целями, принципами, содержанием, методами и формами обучения и воспитания, оценочной шкалой. Ребенок в этой педагогике «предмет воспитания», объект воздействия. Ак­тивность ребенка в учебно-воспитательном процессе — адаптив­ная активность, активность усвоения должного. Педагогика общая — 1) базовая научная дисциплина, изучаю­щая общие закономерности воспитания человека, разрабатываю­щая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспита­тельных учреждениях всех типов; 2) педагогика, изучающая и формирующая принципы, формы и методы обучения и воспита­ния, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений; 3) отрасль пед. знаний, исследующая фундаментальные законы обучения и воспитания. Составными ча­стями П. о. являются: теория воспитания, теория обучения (дидакти­ка) и теория организации и управления в системе образования. Педагогика педоцентристская — педагогика, в центре к-рой на­ходится ребенок с его особенностями и личной свободой; пед. процесс направлен на развитие природных дарований детей, рас­крытие заложенных в них потенций. Такой подход к воспитанию исключает авторитаризм, превращает педагога в помощника ре­бенка, человека, организующего среду, в к-рой формируется лич­ность. Наиболее ярким и последовательным представителем педо-центристских взглядов был Джон Дьюи.

Педагогика постиндустриального (информационного) обще­ства — педагогика, формирующаяся в совершенно новых усло­виях существования и развития информационного общества, когда мерой всех соц. вещей, основополагающим условием про­изводства и воспроизводства общественной целостности стано­вятся развитие и обогащение человеческого интеллекта, твор­ческой энергии, духовно-нравственных сил. Отходят на второй план, отступают идеи дисциплины, управления, организации, культа специалиста, акцент делается на идее сосуществования, понимания чужой точки зрения, диалога, сотрудничества, со­вместного действия, уважения личности, ее прав. Ставится зада­ча создания условий, способствующих развитию у человека твер­дых нравственных ориентиров, способности самостоятельно решать проблемы в динамично развивающемся обществе. В кон-

тексте гуманистических установок пед. менталитета современно­го Запада новое звучание получает идея перехода от поддержи­вающего обучения к инновационному. Трактовка термина пред­ложена Г. Б. Корнетовым.

Педагогика права — новое направление в современной педаго­гике, к-рое занимается изучением вопросов воспитания и обуче­ния, построенных на принципе: права человека абсолютны, ин­тересы государства относительны.

Педагогика православная — педагогика, разрабатывающая во­просы воспитания и обучения подрастающего поколения в тради­циях православного христианства. Воспитание человека в канонах П. п. считается важнее, чем его образование: воспитание готовит душу для жизни вечной; образование нужно для приспособления ребенка к жизни временной, к жизни на земле. Значительное ме­сто в православном воспитании занимает семья. Педагогика превентивная — педагогика, изучающая пути и методы предупреждения соц. отклонений среди подростков и мо­лодежи.

Педагогика реабилитационная — комплексная дисциплина, ба­зирующаяся на мед., психол. и дефектологических знаниях, раз­рабатывающая вопросы пед. воздействия на больного или трудно-обучаемого и трудновоспитуемого ребенка и подростка с целью корректирования его поведения, оптимизации эмоционального состояния, интеллектуальной деятельности, ликвидации пед. за­пущенности. Путем реабилитации, коррекции и компенсации про­исходит восстановление нормальных целей, механизмов и ресур­сов развития ребенка.

Педагогика реформаторская — педагогика, выступившая в конце XIX в. против отрыва педагогики от ребенка, против чрезмерного интеллектуализма в обучении, против лишения воспитанника права на самостоятельность, ограничение его деятельности узки­ми регламентированными рамками.

«Педагогика свободы» — педагогика, направленная на разра­ботку средств, помогающих человеку в саморазвитии, самоопре­делении и самореализации. Рассматривает ребенка как уникаль­ную духовную самость (см. Воспитание свободное). Педагогика сотрудничества — направление в отечественной пе­дагогике, в к-ром в середине 70-х годов стали возрождаться про­грессивные гуманистические идеи. Основными положениями П. с. являются отношения сотрудничества и взаимодействия с воспитан­никами, учение без принуждения, идеи трудной цели, опоры, свобод­ного выбора, опережения, крупных блоков, самоанализа и самооцен­ки, создания высокого интеллектуального фона в классе, личностного подхода.


108

109

Педагогика социальная — отрасль педагогики, исследующая воз­действие соц. среды на воспитание и формирование личности; раз­рабатывающая систему мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий соц. среды. П. с. изучает проблемы социологии воспитания, социально-педагогической виктимологии, философии, теории, психологии и методики соц. воспитания. Термин введен нем. педагогом А. Дистервегом в XIX в. В нашей стране ведущими специалистами в области П. с. считают

A. С. Макаренко, С. Т. Шацкого.

Педагогика специальная (дефектология) — наука об особенно­стях развития и закономерностях обучения и воспитания аномаль­ных детей, имеющих физические или психические недостатки. В зависимости от вида дефектов выделяют сурдопедагогику (изуча­ет закономерности обучения и воспитания глухих); тифлопедаго­гику (занимается со слепыми и слабовидящими); олигофренопеда­гогику (проблемы умственно отсталых детей); логопедагогику (исправление речи детей и подростков).

Педагогика эволюционная — педагогика, в к-рой обучение рас­сматривается как процесс познавательной деятельности, соответ­ствующий естественным законам развития ребенка. Стремление к познанию, согласно П. э., присуще ребенку от рождения, но оно проявляется в том случае, если нет принуждения, под влиянием здоровых человеческих стремлений, природной любознательнос­ти, интереса к предмету изучения. Разрабатывалась русским педа­гогом XIX в. В. П. Вахтеровым.

Педагогика экспериментальная — одно из направлений, воз­никшее в западной педагогике на рубеже XIX и XX вв. Наиболее известными его представителями были нем. психологи и педагоги

B. Лай, Э. Мейман, амер. С. Холл, Э. Торндайк, русский психолог
А. Я. Нечаев. Основными методами исследования являлись длитель­
ное наблюдение за пед. процессом, эксперимент, изучение детских
работ. В центре внимания находились вопросы, связанные с изу­
чением самого ребенка. П. э. легла в основу педологии, получившей
широкое распространение в нашей стране в 20—30-х годах.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ - 1) совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых учителем или возникаю­щих спонтанно в пед. процессе. Цель создания: формирование и развитие учащегося как будущего активного субъекта в обществен­ной и трудовой деятельности, формирование его как личности; 2) кратковременное взаимодействие учителя с учеником (груп­пой, классом) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся вза­имоотношений.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС — целостный учебно-воспи­тательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обуче­ния, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудни­чеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности воспитанника. Про­цесс, реализующий цели образования и воспитания в условиях пед. систем, в к-рых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые (учебно-воспитательные, образовательные, про­фессионально-образовательные учреждения, детские объединения и организации).

ПЕДОЛОГИЯ (от греч. pais — дитя, logos — учение) — течение в педагогике и психологии конца XIX — середины XX в. (С. Холл, П. П. Блонский и др.), пытающееся обобщенно использовать пси-хол., анатомо-физиологические, биологические и социологиче­ские подходы при обучении и воспитании детей. П. накопила цен­ный эмпирический материал, однако была ошибочно оценена в СССР как буржуазная наука и запрещена (постановление ЦК ВКП (б) от 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпроса»), в результате чего нарушился естественный ход развития пед. и возрастной психологии, психодиагностики, осла­билось внимание науки к личности ребенка в процессе обучения и воспитания.

ПЕРЕНОС — влияние ранее сформированного действия (навы­ка) на овладение новым действием. П. обнаруживается в том, что овладение новым действием происходит легче и быстрее, чем ов­ладение предыдущим действием. Механизм П. заключается в вы­делении человеком (не обязательно осознанно) общих моментов в структуре освоенного и осваиваемого действий. Чем отчетливее выделяются эти сходные моменты, тем легче и шире П. и возмож­ность выполнения усвоенного способа действия в изменившихся ус­ловиях. Учителя часто забывают об этом феномене. В процессе обу­чения необходимо формировать у учащихся осознанные установки на связь осваиваемых действий с ранее усвоенными, на П. действий, выработанных при изучении одного учебного предмета, в др.
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   24
написать администратору сайта