Главная страница
Навигация по странице:

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. К 57



Скачать 1.03 Mb.
Название Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. К 57
Анкор Pedagogichesky_slovar.doc
Дата 04.05.2017
Размер 1.03 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Pedagogichesky_slovar.doc
Тип Документы
#7393
страница 16 из 24
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   24

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ — процесс обретения субъектом обще­человеческих, общественно значимых, индивидуально-неповто­римых свойств и качеств, позволяющих оригинально выполнять определенную соц. роль, творчески строить общение с др. людь­ми, активно влиять на их восприятие и оценки собственной лич­ности и деятельности.

ПЕРСОНИФИЦИРОВАТЬ — относить к себе, воспринимать как свое, отождествлять с собой.

ПЕРСПЕКТИВЫ (в пед.) — цели, способные вовлечь воспи­танников в совместную деятельность. П. подразделяются на ближ-


ПО

111

ние (не требующие от коллектива воспитанников значительных усилий и времени для достижения, «завтрашняя радость»), сред­ние (требующие больших усилий и времени) и дальние (сложные цели, достижение к-рых требует от всего коллектива много сил, времени). Понятие в таком значении введено в педагогику А. С. Макаренко.

ПЕССИМИЗМ (от лат pessimus — наихудший) — система пред­ставлений о мире, связанная с неверием в лучшее будущее, про­гресс; состояние разочарованности в настоящем, неверия в бу­дущее, в свои силы для достижения жизненно важных целей. В процессе воспитания целесообразно преодолевать П. воспитан­ников, формируя у них оптимистическое отношение к жизни.

ПЕСТАЛОЦЦИ Иоганн Генрих (1746-1827) - известный швейц. педагог-демократ, к-рый первым попытался соединить обучение детей с производительным трудом. Основные работы: «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей, как учить их детей наблюдать и говорить», «Азбука на­глядности», «Лебединая песня» и др. Задачей воспитания считал развитие способностей человека в соответствии с законами при­роды. Разработал теорию так называемого элементарного образо­вания, по к-рой обучение начинается с простых элементов и вос­ходит к более сложным. Простейшие элементы знания: число — счет, форма — измерение, слово — речь. П. одним из первых по­пытался соединить обучение с производительным трудом. Цент­ром всего воспитания в системе П. является формирование нрав­ственности человека на основе деятельной любви к людям и естественной религии. П. считал, что час рождения ребенка есть первый час его обучения, поэтому каждая мать должна быть воо­ружена правильной методикой воспитания. Для этого педагогике необходимо разработать в помощь матерям простую и ясную сис­тему воспитания ребенка, что П. сделал в ряде своих работ. П. раз­работал методику начального обучения письму, измерению, ариф­метике, географии.

ПИКТОГРАФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО - примитивное рисуноч­ное письмо, в к-ром предметы и действия изображались при по­мощи сочетания их рисунков. Используется как прием обучения, в частности на уроках истории.

ПИЛОТАЖНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ («зондаж», поисковый эксперимент, претест) — пробно-поиско­вое исследование, к-рое проводится до начала активного приме­нения к.-л. методического аппарата. В процессе П. п. и. устанавлива­ется необходимый объем выборки, уточняются детали анкет, тестов, организационные формы проведения исследования и т.д. П. п. и. — важнейшая часть в планировании любого эксперимен-

тально-психол. и пед. исследования: оно помогает определить глав­ное направление, принципы организации и методов основного исследования, уточняет наиболее важные гипотезы. Более употре­бительным является термин «поисковый эксперимент».

ПИРОГОВ Николай Иванович (1810—1881) — великий рус­ский хирург, крупнейший ученый, основатель военно-полевой хирургии, видный общественный деятель и педагог. Основные пед. работы: «Нужно ли сечь детей и сечь в присутствии других детей», «Основные начала правил о проступках и наказаниях учеников гимназий Киевского учебного округа» и др. Своей ста­тьей «Вопросы жизни» положил начало общественно-пед. дви­жению 60-х годов XIX в. Выступал против сословных ограниче­ний в образовании и ранней утилитарно-профессиональной выучки, к-рая тормозила нравственное воспитание детей, сужа­ла их кругозор. Защищал общечеловеческий характер воспита­ния, идею школы, к-рая обязана готовить «истинного челове­ка», обладающего широкими научными познаниями, высшими нравственными убеждениями, свободной и твердой волей. Рато­вал за воспитание и обучение на родном языке. Предложил про­ект школьной бессословной системы образования, построенной по принципу единой школы. Способствовал открытию воскрес­ных школ для взрослых. Как попечитель учебных округов, П. внес значительные улучшения в работу пед. советов гимназий, поощ­рял методические поиски учителей, рекомендовал взаимное по­сещение уроков. Боролся за автономию высшей школы. Был не­последователен в вопросе о применении физических наказаний.

ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА — конструирование взаимодействия преподавателя и учащихся в ходе реального учебного времени. Ос­новой служат цели, задачи, принципы, методы и содержание учеб­но-воспитательной деятельности преподавателя и учебно-познава­тельной деятельности учащихся по освоению содержания учебного материала, развитию и воспитанию учащихся. П. у. осуществляется в виде конспекта. Конспект урока содержит формулировку темы, задачи урока, этапы урока, оборудование, задания для учащихся на каждом из этапов, алгоритмы выполнения заданий, фрагменты речи учителя или полный текст нового материала. План-конспект: тема, задачи урока, этапы урока, задания для учащихся.

ПЛАТОН (427—347 до н.э.) — античный греческий философ-идеалист. Разработал систему идеального государства, в к-ром вы­делял три сословия: философов, к-рые должны управлять государ­ством; воинов, к-рые должны охранять правопорядок; земледельцев и ремесленников, занятых производительным трудом. Выделение этих трех сословий, по П., должно происходить в процессе воспи­тания, осуществляемого государством. П. считают одним из первых


112

5—401

113

основателей теории дошкольного воспитания. Соединяя черты афинского и спартанского воспитания, он предлагал начинать об­щественное воспитание детей с трех лет. Считая, что внутренним основанием воспитания маленьких детей являются эмоции, пред­лагал все преподавать «играючи», а не насильно.

ПОВЕДЕНИЕ — система взаимосвязанных рефлекторных и сознательных действий (физических и психических), осуществля­емых человеком при достижении определенной цели, реализации определенной функции в процессе его взаимодействия со средой. Термин П. употребляют и при анализе активности животных. В современной психологии в качестве центральной категории при­нято рассматривать не П., а деятельность. П. при этом нередко понимается как синоним деятельности, имеющей природные пред­посылки, но в своей основе социально обусловленной, опосре­дованной языком и др. знаково-смысловыми системами, типич­ными формами к-рой являются познание, труд, игра, общение; определенным образом организованная деятельность, осуществ­ляющая связь организма с окружающей средой. Три типа поведе­ния (психол. аспект): инстинктивное, навыки и разумное. Поведение агрессивное — действия человека, целью к-рых яв­ляется демонстрация собственного превосходства в силе, при­чинение страдания, нанесение ущерба другим. По степени ин­тенсивности и форме проявления П. а. может варьироваться от словесных оскорблений (вербальная агрессия) до применения грубой силы (физическая агрессия). Авторитарная педагогика про­воцирует проявление П. а. как у воспитанников, так и у воспита­телей. Гуманистический, личностно ориентированный подход сглаживает конфликты во взаимоотношениях, смягчает возни­кающие стрессовые ситуации, тем самым снижая вероятность проявления П.а.

Поведение сексуальное — взаимодействие людей, мотивирован­ное половой потребностью. Важная сфера общественной, семей­ной и личной жизни, выполняющая репродуктивную, гедониче­скую, коммуникативную функции. Социализация П.с. проявляется в усвоении сексуальных и общественных норм, в сексуальной куль­туре, обусловленной половым воспитанием и сексуальным про­свещением, в сексуальном опыте, выработке соответствующих ус­тановок, стремлении к эротической привлекательности.

ПОВТОРЕНИЕ — возвращение в процессе учебной работы к пройденному материалу с целью закрепления и систематизации знаний, умений и навыков учащихся. П. не является простым вос­произведением темы. Материал рассматривается в новом поряд­ке, группируется по узловым вопросам, что создает условия для активной самостоятельной работы учащихся.

ПОДДЕРЖКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — деятельность профес­сиональных педагогов и психологов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям (подросткам) в решении их индиви­дуальных проблем, связанных с физическим и психическим здо­ровьем, деловой и межличностной коммуникацией, с успешным продвижением в обучении, с жизненным и профессиональным самоопределением.

ПОДКРЕПЛЕНИЕ (в пед.) — система пед. мер, являющихся подтверждением правильности (положительное П.) или ошибоч­ности (отрицательное П.) отдельных действий воспитанника или его поведения в целом. Это прежде всего система методов стиму­лирования, в частности поощрение и наказание.

ПОДРАЖАНИЕ — вид научения, осознанное или неосознан­ное следование примеру, образцу действия, манере поведения, общения и т. д. На П. основано использование примера как спосо­ба обучения и воспитания.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ — возраст, являющийся пере­ходным от детства к взрослости и охватывающий период челове­ческой жизни от 10—11 до 13—15 лет.

ПОЗА — положение человеческого тела, является средством невербального общения. Умение учителя пользоваться этим сред­ством считается одним из показателей пед. мастерства.

ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ — устойчивая система отношений человека к различным проявлениям окружающей действительно­сти, людям и самому себе.

ПОЗНАНИЕ — обусловленный развитием общественно-исто­рической практики процесс отражения и воспроизведения дей­ствительности в мышлении человека, результатом к-рого являет­ся новое знание о мире. Специально организованное П. составляет сущность учебно-воспитательного процесса.

ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДА УЧИТЕЛЯ - кри­терии, позволяющие выделить наиболее существенные аспекты пед. деятельности и дать им оценку. Подразделяются на процессу­альные показатели, раскрывающие не только внешнюю сторону учебно-воспитательного процесса (действия учителя и учащихся, их поведение и реакции), но и внутренние его особенности (мо­тивы, ожидания, позиции, эмоциональные предпочтения и др.), и результативные, раскрывающие, каких результатов достигает учитель, какие изменения в развитии учащихся возникают благо­даря его труду. При анализе эффективности учительского труда не следует ограничиваться изолированными характеристиками, ка­сающимися знаний учащихся, наличием у них определенных пси­хических функций (мышление, память, внимание и др.) и от­дельных качеств личности (честность, трудолюбие и т.д.), надо


114

115

стремиться к показателям, фиксирующим ученика как целостную личность, учитывать не только достижение им программных тре­бований, но и активизацию личностных резервов учащихся и учи­теля, их индивидуальности; принимать во внимание не только достигнутый уровень развития человека, но и его перспективу, зону ближайшего развития.

ПОЛИКУЛЬТУРИЗМ (в образовании) — построение образо­вания на принципе культурного плюрализма, признании равно­ценности и равноправия всех этнических и соц. групп, составляю­щих данное общество, на недопустимости дискриминации людей по признакам национальной или религиозной принадлежности, пола или возраста. П. в образовании помогает обратить разнообра­зие общества в полезный фактор его развития, обеспечивает бо­лее быструю адаптацию человека к меняющимся условиям суще­ствования, помогает ему сформировать более многогранную картину мира. Глобальное образование расширяет контекст диа­лога до планетарного уровня.

ПОНИМАНИЕ — процесс установления связи неизвестного, нового с уже известным; составление о чем-либо правильного по­нятия. П. в пед. рассматривается как вторая ступень усвоения зна­ний учащимися после восприятия в процессе обучения.

ПОНЯТИЕ — форма мышления, отражающая наиболее суще­ственные свойства, связи и отношения предмета, явления. Основ­ная функция П. — выделение общего, к-рое достигается посред­ством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. П. неразрывно связано со словом, слова и знаки являются не только выражением понятий, но и средством их об­разования. П. бывают общими и единичными, конкретными и абст­рактными. Одной из задач обучения является формирование П. в рамках изучаемых учебных предметов. Сформированность у уча­щихся понятийного словаря свидетельствует о достаточно высо­ком уровне овладения учебным материалом.

ПОСТУПОК — сознательное действие, в к-ром человек ут­верждает себя как личность, акт нравственного его самоопреде­ления.

ПОТРЕБНОСТИ — нужда в чем-либо объективно необходи­мом для поддержания жизнедеятельности и развития человече­ской личности, общества в целом. П. делятся на биологические и соц., к-рые зависят от уровня экономики и культуры. Удовлетво­рение П. происходит в результате целенаправленной деятельности. Воспитание П. является одной из центральных задач формирова­ния личности.

ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ — прикладные рекомендации по реализации требований того или иного принципа воспитания.

ПРАКТИКА (от греч. prakticos — деятельный, активный) — материальная, целеполагающая деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование природных и соц. объектов, всеобщая основа развития человеческого общества и познания. П. в самых различных своих проявлениях присутствует в процес­се обучения, считается одним из основных компонентов про­фессиональной подготовки учителя.

ПРЕДВИДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ - прогнозирование и предсказание в сфере образования и развития личности ребен­ка, предвосхищение возможного хода событий в пед. взаимодей­ствии. Осуществляется через прогнозирование (процесс получе­ния опережающей информации об объекте, опирающийся на научно обоснованные положения и методы), предсказание (про­гноз, выраженный в форме суждений и оценок). Немалую роль в П. п. играют пед. интуиция (способность непосредственно, без логического анализа видеть верное решение) и инсайт (озаре­ние, открытие, внезапное рождение новой идеи).

ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - кон­кретная часть объекта исследования, или процесс, в нем проис­ходящий, или аспект проблемы, к-рый и исследуется.

ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ — процесс направленного разви­тия и формирования человеческой личности в условиях ее обу­чения, образования, воспитания, или, более кратко, воспита­ние человека, как особая функция общества; воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека.

ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ — негативная установка, препятствую­щая адекватному восприятию сообщения или действия. Как правило, человек не осознает или не желает осознавать, что он предубежден, и рассматривает свое отношение к объекту П. как следствие объективной и самостоятельной оценки ка­ких-то фактов. П. может быть следствием поспешных и необос­нованных выводов, базирующихся на личном опыте, а также результатом некритического усвоения стандартизированных суж­дений, принятых в определенной общественной группе (пред­рассудок). П. нередко используется человеком для оправдания неблаговидных поступков. Является серьезной причиной воз­никновения конфликтов между учителем и учеником в пед. взаимодействии.

ПРЕПОДАВАНИЕ — специальная профессиональная деятель­ность взрослых, направленная на передачу детям суммы знаний, умений и навыков и воспитание их в процессе обучения; упоря­доченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач) и обеспечения информирования, осоз­нания и практического применения знаний.


116

117

ПРЕСТИЖ (от фр. prestige — авторитет, влияние) — мера при­знания обществом заслуг человека; результат соотнесения соц. значимых характеристик субъекта со шкалой ценностей, сложив­шейся в данной общности. Для ребенка очень важен его П. как в глазах взрослого окружения, так и в глазах сверстников. Для учи­теля небезразличен уровень престижности профессии педагога в общественном сознании.

ПРИВЫЧКА— сложившийся.способ поведения, осуществле­ние к-рого в определенной ситуации приобретает для человека характер потребности. П. могут не только складываться стихийно, но и быть продуктом направленного воспитания, перерастать в устойчивые черты характера. Воспитанным называют как раз та­кого человека, к-рый не только знает, как нужно поступить, но и не может поступить иначе в силу выработанных П., даже при от­сутствии внешнего контроля за его поведением.

ПРИЕМ (в пед.) — 1) относительно законченный элемент воспитательной технологии, зафиксированный в общей или лич­ной пед. культуре; способ пед. действий в определенных условиях; 2) элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реали­зации метода.

ПРИНЦИП ЕСТЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ - последо­вательное стремление придать воспитанию и обучению характер, сообразный природе ребенка, и обеспечить развитие заложенных в нем потенций. Разрабатывался Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци.

ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛА­СТИ ОБРАЗОВАНИЯосновные положения, на к-рых базиру­ется государственная политика в области образования. Автономность образовательных учреждений — предоставление самостоятельности образовательным учреждениям в разработке и утверждении учебного плана, порядка и периодичности проме­жуточной аттестации, системы оценок воспитанников. Гуманистический характер образования — создание такой сис­темы учебно-воспитательных учреждений и образовательных про­грамм, к-рые смогут удовлетворить любые образовательные за­просы различных групп населения без ущемления чьих-либо прав на получение образования любого желаемого уровня. Демократизация образования — ликвидация монополии госу­дарства на образование и переход к общественно-государствен­ной системе; четкое разграничение полномочий между централь­ными, региональными и местными органами управления с максимальной передачей управленческой функции на места; му­ниципализация образования (участие местной власти и местной общественности в управлении образованием через муниципаль­ные органы и непосредственно в деятельности образовательных

учреждений); самостоятельность образовательных учреждений в выборе целей, содержания, организации и методов работы, а также юридическая, экономическая и финансовая; право педагогов на творчество, свободу выбора концепций и технологий, учебников и учебных пособий, методов оценки деятельности учащихся, уча­стие в управлении образовательным учреждением; право учащих­ся на выбор школы и профиля образования, на домашнее образо­вание и обучение в негосударственных учебных заведениях, на ускоренное обучение и обучение по индивидуальным учебным пла­нам, на участие в управлении образовательным учреждением. Единство федерального, культурного и образовательного пространства — связь федеральной программы развития образо­вания с национальными, региональными и муниципальными про­граммами, учитывающими местные уровни соц.-экономического и культурного развития, а также особенности местных образова­тельных систем.
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   24
написать администратору сайта