Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология
|
Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. К 57
Общедоступность — все типы учебных заведений доступны для обучения без ограничений по половым, расовым, национальным, религиозным или др. причинам всем гражданам РФ и лицам, имеющим на это право, определенное Законом РФ «Об образовании» (1996).
Светский характер государственных, муниципальных образовательных учреждений — образовательные программы государственных и муниципальных образовательных учреждений носят безрелигиозный характер, ни одна из религиозных конфессий не может пропагандироваться в стенах государственных образовательных учреждений или подвергаться преследованию. Свобода и плюрализм — предоставляется свобода выбора форм обучения по желанию детей, их родителей или заменяющих родителей лиц. Родители и дети могут по своему желанию выбрать для обучения государственную светскую школу или любое религиозное или частное учебное заведение.
ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ -исходные положения педагогики культуры, сводящиеся к следующему: осуществление развития личности возможно только в культурной среде; реализация концепций развивающего образования, педагогики и психологии развития невозможна без целенаправленной организации культурной среды образовательного учреждения; культурная среда создает многообразие зон развития и ситуацию их выбора, что предполагает свободу культурного самоопределения ребенка; культурная среда учебного учреждения возникает лишь в совместной деятельности детей и взрослых.
ПРИНЦИПЫ ТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — основные положения пед. технологии, опреде-
118
119
ляющие успешность осуществления пед. взаимодействия: учет уровня воспитанности детей и подростков (предъявление только таких требований, к-рые адекватны уровню нравственных знаний и поведения воспитанников); ориентация на отношения ребенка к окружающему миру (только отношение воспитанника к тому или иному явлению определяет степень нравственности или безнравственности совершаемых им действий); принцип меры (любое воздействие на воспитанника или взаимодействие с ним эффективно только тогда, когда соблюдена мера в эмоциях, разнообразии используемых пед. средств, форм и методов); принцип динамичности пед. позиции (пед. позиции учителя и ученика, воспитателя и воспитанника подвижны и взаимообусловлены: и учитель, и ученик могут выступать то как субъекты, то как объекты взаимодействия); принцип компенсаторности (не у каждого педагога имеется в наличии вся совокупность пед. способностей, поэтому необходимо решать проблемы за счет тех пед. способностей, к-рые проявляются наиболее полно и ярко); принцип оригинальности и новизны воздействия требует постоянного пополнения и расширения арсенала пед. методов и средств, к-рые позволят каждую встречу с воспитанником сделать неординарной и запоминающейся; культурологический принцип пед. деятельности предполагает использование средств, методов и приемов в пед. взаимодействии из различных смежных областей: искусства, психотерапии, медицины и др.; сенсорологический принцип технологичной пед. деятельности определяет, что успешность пед. взаимодействия зависит от тех ощущений, которые его сопровождают: цвет, запахи, звуки и т. п. Разрабатываются Н.Е.Щурковой. ПРИНЦИПЫ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (пед.) — исходные положения, определяющие содержание, формы, методы, средства и характер взаимодействия в целостном пед. процессе; руководящие идеи, нормативные требования к его организации и проведению. Носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих весь процесс. Доступность в обучении и воспитании (в пед.) — принцип, согласно к-рому учебная и воспитательная работа строится с учетом возрастных, индивидуальных и половых особенностей учащихся, уровня их обученности и воспитанности. В соответствии с этим принципом преподавание материала ведется с постепенным увеличением трудностей от простого к сложному, от известного к неизвестному. Но этот принцип не может трактоваться как снижение требований, он ориентирует педагога на ближайшие перспективы развития ребенка.
Индивидуальный подход в воспитании — осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, склонностей,
мотивов, интересов и др.). Суть И. п. составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку. Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка — реализацией этого принципа является организация как индивидуальной и фронтальной работы, так и групповой, к-рая требует от участников умения сотрудничать, координировать совместные действия, находиться в постоянном взаимодействии. Социализация в процессе учебно-воспитательного взаимодействия объединяет интересы личности с общественными. Наглядность (в пед.) — принцип, согласно к-рому обучение строится на конкретных образцах, непосредственно воспринятых учащимися не только через зрительные, но и моторные, а также тактильные ощущения. Н. в учебно-воспитательном процессе, обеспечиваемая с помощью разнообразных иллюстраций, демонстраций, ТСО, лабораторно-практических работ и компьютеризации, обогащает круг представлений учащихся, развивает наблюдательность и мышление, помогает более глубоко усваивать учебный материал.
Научность в обучении и воспитании — принцип, согласно к-рому обучаемым предлагаются для усвоения только прочно установленные в науке положения и используются методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам науки, основы к-рой изучаются. Необходимо знакомить обучаемых с историей важнейших открытий и современными идеями и гипотезами; активно использовать проблемные исследовательские методы обучения, технологию активного обучения. Помнить, что, сколь бы элементарны ни были передаваемые знания, они не должны противоречить науке.
Принцип культуросообразности — максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, нации, общества, страны, региона, в к-рой находится конкретное учебное заведение.
Принцип природосообразности — исходное положение, требующее, чтобы ведущим звеном любого воспитательного взаимодействия и пед. процесса выступал ребенок (подросток) с его конкретными особенностями и уровнем развития. Природа воспитанника, состояние его здоровья, физическое, физиологическое, психическое и соц. развитие — главные и определяющие факторы воспитания, играющие роль экологической защиты человека. Принцип сотрудничества — ориентация в процессе воспитания на приоритет личности; создание благоприятных условий для ее
120
121
самоопределения, самореализации и самодвижения в развитии; организация совместной жизнедеятельности взрослых и детей на основе межсубъектных связей, диалогичности взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях. Прочность, осознанность и действенность результатов воспитания и обучения — принцип, сущность к-рого заключается в том, что овладение знаниями, умениями, навыками и мировоззренческими идеями достигается только тогда, когда они обстоятельно осмыслены и хорошо усвоены, продолжительно сохраняются в памяти. Реализуется данный принцип путем постоянного, продуманного и систематического повторения, упражнения, закрепления, проверки и оценки знаний, умений, навыков и норм и правил поведения.
Связь теории с практикой — принцип, требующий гармоничной связи научных знаний с практикой повседневной жизни. Теория дает познание мира, практика учит эффективно на него воздействовать. Реализуется путем создания условий для перехода в процессе обучения и воспитания от конкретно-практического мышления к абстрактно-теоретическому и обратно, применения получаемых знаний на практике, формирования понимания, что практика выступает как источник абстрактного мышления и как критерий истинности получаемого знания.
Систематичность и последовательность — соблюдение логических связей в процессе обучения, что обеспечивает усвоение учебного материала в большем объеме и более прочно. С. и п. позволяют за меньшее время достичь больших результатов. Реализуются в различных формах планирования и в определенным образом организованном обучении.
Сознательность, активность, самодеятельность — принцип, сущность к-рого сводится к тому, что собственная познавательная активность обучаемого и воспитуемого является важным фактором обучаемости и воспитуемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения передаваемой суммой знаний и норм и быстроту выработки умений, навыков и привычек. Осознанное участие в учебно-воспитательном процессе усиливает его развивающее влияние. Способствуют реализации данного принципа методы и приемы активизации познавательной деятельности и технология активного обучения.
Уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему — принцип, требующий уважения педагога к воспитаннику как к личности. Своеобразной формой уважения к личности ребенка является разумная требовательность, воспитательный потенциал к-рой существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями воспи-
тательного процесса, задачами полноценного развития личности. Требовательность к учащимся необходимо соединять с требовательностью учителя к себе, с учетом мнения своих воспитанников о себе. Уважение к личности предполагает опору на положительное в человеке (см. Мотивация достижения).
ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - вопрос, к-рый возникает в процессе изучения пед. процессов и явлений и на к-рый надо ответить.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ (от греч. problema — задача, задание и лат. situatio — положение) — 1) соотношение обстоятельств и условий, в к-рых разворачивается деятельность человека или группы, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения; 2) психол. модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности. Осознание какого-либо противоречия в процессе деятельности (напр., невозможности выполнить теоретическое или практическое задание с помощью ранее усвоенных знаний) приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, к-рое позволило бы разрешить возникшее противоречие. Начальным звеном разрешения возникшего противоречия является заданный человеком самому себе вопрос о причинах возникшей трудности. Поиск ответа на вопрос приводит к разрешению противоречия и продуктивному развитию того, кто осуществил поиск. В силу этого проблемное обучение, построенное на П. с, относится к развивающему.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ (в пед.) — познавательная деятельность учителя, направленная на раскрытие черт и особенностей процессов будущего развития личности воспитанника и ожидаемых от них следствий, предсказание пути и условий осуществления предвидения.
ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ — См. Учебная программа.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (в пед.) — создание проектов новых учебных планов, лабораторий и студий, новых образовательных программ.
ПРОКСЕМИКА — особая область психологии, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Пространство и время организации процесса выступают в качестве особой знаковой системы, несут смысловую нагрузку, являются компонентами коммуникативной ситуации. Знание этих норм поможет учителю квалифицированно выстраивать пед. общение.
ПРОСВЕЩЕНИЕ СЕКСУАЛЬНОЕ — просвещение, в ходе к-рого необходимо сформировать определенный уровень сексуальной компетентности и дать представление о целом ряде сексуальных понятий и явлений.
122
123
ПРОСОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ - мотивы поведения человека, содержащие в себе выраженное и осознаваемое стремление делать людям добро. П. м. формируются в процессе воспитания и под влиянием окружающей среды.
ПРОСТРАНСТВО ИНФОРМАЦИОННОЕ - пространство, в к-ром создается, перемещается и потребляется информация. Направление и скорость информационных потоков, способы создания и поглощения (использования) информации определяют структуру П. и. Структура этого пространства отражает информационную инфраструктуру общества, куда входят наука, СМИ, образование. Понятие введено В.Н.Костюком.
ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ - пространство, на протяжении к-рого сохраняется общегосударственное единство в образовании при проведении децентрализации образования. Это сохраняет взаимосвязь и преемственность отдельных образовательных структур и соблюдение прав каждого гражданина государства на получение полноценного образования вне зависимости от места проживания.
ПРОСТУПОК — поступок, нарушающий нравственные и правовые нормы.
ПРОТИВОРЕЧИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ - несоответствие, возникающее и углубляющееся в процессе пед. практики между устаревшими пед. представлениями, концепциями, взглядами, системами и новыми, усложняющимися требованиями жизни к подрастающей личности. Последние могут быть удовлетворены лишь новым содержанием, формами, методами воспитания и обучения.
ПРОФЕССИОГРАММА УЧИТЕЛЯ - документ, в к-ром дана полная квалификационная характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам; к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки.
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ — научно-практическая система подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, учитывающая индивидуальные особенности и потребности личности и рынка труда и осуществляемая через проф. информацию, проф. диагностику, проф. консультацию, проф. отбор, проф. адаптацию.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ — формы совместной деятельности учителей, организационные формы включения их в принятие управленческих решений, в управление школой. В первую очередь к таким объединениям относятся предметно-цикловые комиссии.
ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ — процесс пед. взаимодействия, в к-ром в соответствии с требованиями самой личности и обще-
ства возникает организованное воспитательное влияние, имеющее своей целью формирование личности, организацию и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими соц. и духовным опытом, ценностями и отношениями.
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ - См. Обучение.
ПСИХОДИАГНОСТИКА (от греч. psyche — душа, diagnostics — способный распознавать) — теория и практика оценки психол. свойств, процессов, состояний человека при помощи научно проверенных методов, позволяющих получить достоверную информацию. Широко используется в практике школьных психологов и частично самих учителей.
ПСИХОДРАМА — см. Психотерапия.
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ — психол. помощь по преодолению недостатков психического развития.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ — межличностные отношения, типичные для трудового или учебного коллектива, к-рые определяют его основное настроение.
ПСИХОЛОГИЯ (греч. psyche — душа, logos — понятие, учение) — наука о закономерностях, развитии и формах психической деятельности.
Психология гуманистическая — направление в психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальное, открытое творческим возможностям духовное начало. Психология когнитивная — направление в психологии XX в., задачей к-рого является доказательство решающей роли знания в поведении человека.
Психология педагогическая (от греч. pais (paidos) — дитя и ago — веду, воспитываю) — отрасль психологии, изучающая психол. проблемы обучения и воспитания детей и психол. основы пед. деятельности учителей, воспитателей, родителей, пед. коллективов.
Психология социальная — научная дисциплина, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в соц. группы, а также психол. характеристика самих этих групп. Ко второй половине XIX в. относятся первые попытки создания самостоятельных соц.-психол. концепций: «психология народов» (М.Лацарус, X. Штанталь, В. Вундт), «психология масс» (С. Сигеле, Г. Лебон), теория «инстинктов соц. поведения» (У. Макдугалл). П. с. как наука включает в себя следующие основные разделы: закономерности общения и взаимодействия людей; психол. характеристики соц. групп, как больших (классы, нации), так и малых; психология личности; практические приложения.
124
125
Психология управления — прикладная отрасль психол. науки, в к-рой изучаются проблемы, связанные с взаимодействием людей в различных управленческих системах, включая управление государством, организацией, предприятием, учреждением, группой, коллективом и т. п.
ПСИХОТЕРАПИЯ — психическое воздействие (словом, поступками, обстановкой) на человека с целью его лечения, изменения его отношений к соц. окружению и собственной личности. Методы и средства П. в настоящее время начинают включаться в арсенал пед. методов.
Арттерапия — терапия средствами искусства; А. как метод основывается на том, что внутренние переживания, трудности, конфликты человека имеют представительство на образном, символическом уровне и могут получить выражение в изобразительном искусстве: рисунки, лепка, аппликация на свободную тему; задания на произвольную тему с самостоятельным выбором материала; анализ и интерпретация произведений искусства; репродукция произведений искусства; совместное творчество воспитателя и ребенка. Служит способом освобождения от конфликтов и сильных переживаний, средством развития внимания к чувствам, усиления ощущения собственной личностной ценности и повышения художественной компетенции.
|
|
|