Главная страница
Навигация по странице:

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. К 57



Скачать 1.03 Mb.
Название Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. К 57
Анкор Pedagogichesky_slovar.doc
Дата 04.05.2017
Размер 1.03 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Pedagogichesky_slovar.doc
Тип Документы
#7393
страница 24 из 24
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24

ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК (эффект незавершенного действия) — явление, заключающееся в том, что человек лучше запоминает незавершенные действия. Любое пед. воздействие становится наи­более действенным тогда, когда педагог не доводит идею до кон­ца, а подводит воспитанника к ее пониманию и самостоятельно­му завершению. В таком случае эта идея воспринимается учащимся как самостоятельно усвоенная.

ЭФФЕКТ «ОРЕОЛА» — эффект восприятия людьми друг дру­га в условиях дефицита информации, когда на положительную или отрицательную оценку партнера по общению существенное влияние оказывает первичная информация о нем от др. лиц. Очень часто отношение воспитателя к воспитаннику определяется именно такой информацией.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - степень реали­зации учебных целей по сравнению с заданными или возмож­ными (например, переход ученика от необученности к обучен­ное™) при условии нейтрализации остальных факторов, воз­действующих, помимо учителя, на достижение поставленной цели.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА — степень достижения заданной цели пед. деятельности с учетом оптимальности (необходимости и достаточности) затраченных усилий, средств и времени.

ю

ЮВЕНОЛОГИЯ ЭВРИСТИЧЕСКАЯ - идея вечного творче­ства, движения, активного восстановления после перегрузок; обу­чение учащихся методам саморегуляции и повышение их адапта­ции к экстремальным условиям, регуляции своего физического и

морального состояния, научение ориентации в вопросах собствен­ного здоровья.

ЮНИСЕФ — Детский фонд Организации Объединенных На­ций (ООН). Создан в 1946 г. для организации помощи детям в разоренных войной странах Европы (современное название — с 1953 г.). Ю. воздействует на общественное мнение и заставляет правительства различных стран разрабатывать программы по­мощи детям. Наиболее важными инициативными акциями Ю. за последние годы стали содействие в разработке проекта Кон­венции ООН о правах ребенка (принята Генеральной Ассамб­леей ООН 20^ ноября 1989 г.), участие в подготовке и проведе­нии в Нью-Йорке 30 сентября 1990 г. Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей и принятии на ней главами 159 государств Всемирной декларации об обеспечении выжива­ния, защиты и развития детей до 2000 г. В 1965 г. ЮНИСЕФ удостоен Нобелевской премии за вклад в дело защиты детства и мира.

я

Я — результат выделения человеком самого себя из окружаю­щей среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих фи­зических и психических состояний, действий и процессов и пере­живать свою целостность и тождественность.

Я-КОНЦЕПЦИЯ — система представлений человека о самом себе, на основе к-рой он строит свое взаимодействие с др. людь­ми и относится к себе.

Я-КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ - та часть Я-концепции личности учителя, к-рая складывается из того, как себя видит и оценивает учитель в настоящее время («актуаль­ное Я»); того, каким учитель видит себя и оценивает по отноше­нию к начальным этапам работы в школе («ретроспективное Я»); того, каким бы хотел стать учитель («идеальное Я»); того, как, с точки зрения учителя, его рассматривают др. люди — его коллеги, учащиеся и др. («рефлексивное Я»).

Я-СООБЩЕНИЕ — прием пед. оценки, применяемый в тот момент, когда не требуется открыто высказать отношение учите­ля к поведению ученика, но необходимо тонко скорректировать его действия. Я-сообщение реализуется через высказывание (со­общение) одним человеком своего отношения к поступку др. че­ловека или к.-л. явлению. «Я всегда...», «Я не находила себе мес­та...», «Меня всегда...».


170

171

МУЧЕНИКА — комплекс представлений и знаний ребенка о себе как школьнике. Представления и знания о себе у школьника неравнозначны и порой противоположны и во многом обуслов­ливают поведение ученика и его успехи в классе, к-рые, в свою очередь, становятся предметом оценки др. лиц, в основном учи­теля. От принятия учеником оценочных суждений др. людей и объяс­нения их себе зависит его самооценка, образ себя. Для младших школьников важна их оценка учителем, для старших — оценка сверстниками. Для многих старшеклассников характерно стремле­ние сохранить, вопреки реальности, свое самопонимание или даже его повысить.

ЛИТЕРАТУРА

Беличева С. А. Основы превентивной психологии. — М., 1993.

Вайзман И. П. Реабилитационная педагогика. — М., 1995.

Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. — М., 1991.

Воспитание детей в школе. — М., 1998.

Гузеев В. В. Образовательная технология от приема до философии. — М., 1995.

Детское движение: Вопросы и ответы. — Кострома, 1994.

Дефектология: Словарь-справочник. — М., 1996.

Дьяченко М.И., Кандыбивич Л. А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. — Минск, 1998.

История педагогики. — М., 1998.

Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. — М., 1994.

Коджаспирова Г. М. История и философия образования в таблицах и схемах. - М., 1998.

Коджаспирова Г. М. Педагогика в таблицах и схемах. — М., 1993.

Коменский.Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — М., 1982.

Конюхов И. И. Словарь-справочник практического психолога. — Воро­неж, 1996.

Корнетов Г. Б. Всемирная история педагогики. — М., 1994.

Краткий педагогический словарь пропагандиста. — М., 1988.

Краткий психологический словарь-хрестоматия. — М., 1974.

Краткий психологический словарь. — Ростов н/Д, 1998.

Краткий словарь по социологии. — М., 1989.

Куписевич Ч. Основы общей дидактики. — М., 1986.

Кулагина И. Ю. Возрастная психология. — М., 1996.

Куликов В. Б. Педагогическая антропология: Истоки, направления, проблемы. — Свердловск, 1988.

172

Лишин О. В. Педагогическая психология воспитания. — М., 1997. Лиферов А. П. Интеграция мирового образования — реальность тре­тьего тысячелетия. — М., 1997.

Маркова А. К. Психология труда учителя. — М., 1993. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. — М., 1994. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997. Нестеренко А. В. и др. Основы сексологии. — М., 1998. Нововведения в муниципальном управлении образованием. — М.,

1997.

Новые слова и значения: Словарь-справочник по материалам .прессы и литературы 70-х годов. — М., 1984.

Новые ценности образования: Забота — поддержка — консультиро­вание. - М., 1997.

Новые ценности образования: Содержание гуманистического обра­зования. — М., 1995.

Овчаренко В. И. Психоаналитический глоссарий. — Минск, 1994.

Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1993.

Оконь В. Введение в общую дидактику. — М., 1990.

Осмоловская И. М. Организация дифференцированного обучения в со­временной общеобразовательной школе. — М.; Воронеж, 1998.

Основы дидактики / Под ред. Б. П. Есипова. — М., 1967.

Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. — М., 1988.

Педагогика / Под ред. С. П. Баранова, В. А. Сластенина. — М., 1986.

Педагогика / Под ред. Г. Нойнер. — М., 1978.

Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М., 1997.

Педагогика и психология. — М., 1997.

Педагогический словарь. — М., 1999.

Педагогическое мастерство и педагогические технологии. — Рязань, 1996.

Петровский В. А. Личность в психологии. — Ростов н/Д, 1996.

Полонский. В. М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании. — М., 1995.

Прикладная социальная психология. — М.; Воронеж, 1998.

Профессиональные объединения педагогов: Психология и педагоги­ка. — М., 1998.

Психология: Популярный словарик / Под ред. И. В.Дубровиной. — М., 1998.

Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. В. А. Мижериков. — Рос­тов н/Д, 1998.

Розанова В. А. Психология управления. — М., 1997.

Розанов В. В. Сумерки просвещения. — М., 1990.

Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. — М., 1993. — Т. 1.

Семейное воспитание: Краткий словарь. — М., 1990.

Симонов В. П. Педагогический менеджмент. — М., 1997.

173

Ситаров В. А., Маралов В. Г. Психология и педагогика ненасилия. — М., 1997.

Сластенин В. А. и др. Педагогика. — М., 1997.

Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. — М., 1995.

Словарь иностранных слов. — М., 1990.

Словарь русского языкам: В 4 т. — М., 1984.

Советы педагогу-воспитателю. — Рязань, 1996.

Сулимова Т. О. Социальная работа и конструктивное разрешение конф­ликтов. — М., 1996.

Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. — М., 1998.

Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным от­раслям знаний. — М., 1995.

Управление школой: Теоретические основы и методы. — М., 1997.

Ушаков К. М. Управление школьной организацией: Организационные и человеческие ресурсы. — М., 1995.

Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. — М., 1994. — Вып. 1—3.

Философский словарь. — М., 1986.

Философско-психологические проблемы развития образования. — М., 1994.

Фридман Л. М. Психопедагогика общего образования. — М., 1997.

Фридман Л. М. и др. Психологический справочник учителя. — М, 1998.

Шевандрин N. И. Социальная психология в образовании. — М., 1995.

Шевченко Л. Л. Практическая педагогическая этика. — М., 1997.

Шульга Т. И., ОлиференкоЛ.Я. Психологические основы работы с деть­ми «группы риска» в учреждениях социальной помощи. — М., 1997.

Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования. — М., 1993.

Щуркова И. Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. —
М., 1997. }
СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие……………………………………………………………………………………………………………………3

А……………………………………………………………………………………………………………5

Б 14

В 16

Г 27

Д 33

Ж 41

3 41

И 45

К 54

Л 71

М 76

Н 90

О 92

П 104

Р 128

С 131

Т 145

У 152

Ф 158

X 161

Ц 162

Ч 164

Ш 164

Э 167

Ю 170

Я 171

Литература 172




1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24
написать администратору сайта