Навигация по странице:
|
Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. К 57
ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК (эффект незавершенного действия) — явление, заключающееся в том, что человек лучше запоминает незавершенные действия. Любое пед. воздействие становится наиболее действенным тогда, когда педагог не доводит идею до конца, а подводит воспитанника к ее пониманию и самостоятельному завершению. В таком случае эта идея воспринимается учащимся как самостоятельно усвоенная.
ЭФФЕКТ «ОРЕОЛА» — эффект восприятия людьми друг друга в условиях дефицита информации, когда на положительную или отрицательную оценку партнера по общению существенное влияние оказывает первичная информация о нем от др. лиц. Очень часто отношение воспитателя к воспитаннику определяется именно такой информацией.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - степень реализации учебных целей по сравнению с заданными или возможными (например, переход ученика от необученности к обученное™) при условии нейтрализации остальных факторов, воздействующих, помимо учителя, на достижение поставленной цели.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА — степень достижения заданной цели пед. деятельности с учетом оптимальности (необходимости и достаточности) затраченных усилий, средств и времени.
ю
ЮВЕНОЛОГИЯ ЭВРИСТИЧЕСКАЯ - идея вечного творчества, движения, активного восстановления после перегрузок; обучение учащихся методам саморегуляции и повышение их адаптации к экстремальным условиям, регуляции своего физического и
морального состояния, научение ориентации в вопросах собственного здоровья.
ЮНИСЕФ — Детский фонд Организации Объединенных Наций (ООН). Создан в 1946 г. для организации помощи детям в разоренных войной странах Европы (современное название — с 1953 г.). Ю. воздействует на общественное мнение и заставляет правительства различных стран разрабатывать программы помощи детям. Наиболее важными инициативными акциями Ю. за последние годы стали содействие в разработке проекта Конвенции ООН о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20^ ноября 1989 г.), участие в подготовке и проведении в Нью-Йорке 30 сентября 1990 г. Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей и принятии на ней главами 159 государств Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей до 2000 г. В 1965 г. ЮНИСЕФ удостоен Нобелевской премии за вклад в дело защиты детства и мира.
я
Я — результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов и переживать свою целостность и тождественность.
Я-КОНЦЕПЦИЯ — система представлений человека о самом себе, на основе к-рой он строит свое взаимодействие с др. людьми и относится к себе.
Я-КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ - та часть Я-концепции личности учителя, к-рая складывается из того, как себя видит и оценивает учитель в настоящее время («актуальное Я»); того, каким учитель видит себя и оценивает по отношению к начальным этапам работы в школе («ретроспективное Я»); того, каким бы хотел стать учитель («идеальное Я»); того, как, с точки зрения учителя, его рассматривают др. люди — его коллеги, учащиеся и др. («рефлексивное Я»).
Я-СООБЩЕНИЕ — прием пед. оценки, применяемый в тот момент, когда не требуется открыто высказать отношение учителя к поведению ученика, но необходимо тонко скорректировать его действия. Я-сообщение реализуется через высказывание (сообщение) одним человеком своего отношения к поступку др. человека или к.-л. явлению. «Я всегда...», «Я не находила себе места...», «Меня всегда...».
170
171
МУЧЕНИКА — комплекс представлений и знаний ребенка о себе как школьнике. Представления и знания о себе у школьника неравнозначны и порой противоположны и во многом обусловливают поведение ученика и его успехи в классе, к-рые, в свою очередь, становятся предметом оценки др. лиц, в основном учителя. От принятия учеником оценочных суждений др. людей и объяснения их себе зависит его самооценка, образ себя. Для младших школьников важна их оценка учителем, для старших — оценка сверстниками. Для многих старшеклассников характерно стремление сохранить, вопреки реальности, свое самопонимание или даже его повысить.
ЛИТЕРАТУРА
Беличева С. А. Основы превентивной психологии. — М., 1993.
Вайзман И. П. Реабилитационная педагогика. — М., 1995.
Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. — М., 1991.
Воспитание детей в школе. — М., 1998.
Гузеев В. В. Образовательная технология от приема до философии. — М., 1995.
Детское движение: Вопросы и ответы. — Кострома, 1994.
Дефектология: Словарь-справочник. — М., 1996.
Дьяченко М.И., Кандыбивич Л. А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. — Минск, 1998.
История педагогики. — М., 1998.
Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. — М., 1994.
Коджаспирова Г. М. История и философия образования в таблицах и схемах. - М., 1998.
Коджаспирова Г. М. Педагогика в таблицах и схемах. — М., 1993.
Коменский.Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — М., 1982.
Конюхов И. И. Словарь-справочник практического психолога. — Воронеж, 1996.
Корнетов Г. Б. Всемирная история педагогики. — М., 1994.
Краткий педагогический словарь пропагандиста. — М., 1988.
Краткий психологический словарь-хрестоматия. — М., 1974.
Краткий психологический словарь. — Ростов н/Д, 1998.
Краткий словарь по социологии. — М., 1989.
Куписевич Ч. Основы общей дидактики. — М., 1986.
Кулагина И. Ю. Возрастная психология. — М., 1996.
Куликов В. Б. Педагогическая антропология: Истоки, направления, проблемы. — Свердловск, 1988.
172
Лишин О. В. Педагогическая психология воспитания. — М., 1997. Лиферов А. П. Интеграция мирового образования — реальность третьего тысячелетия. — М., 1997.
Маркова А. К. Психология труда учителя. — М., 1993. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. — М., 1994. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997. Нестеренко А. В. и др. Основы сексологии. — М., 1998. Нововведения в муниципальном управлении образованием. — М.,
1997.
Новые слова и значения: Словарь-справочник по материалам .прессы и литературы 70-х годов. — М., 1984.
Новые ценности образования: Забота — поддержка — консультирование. - М., 1997.
Новые ценности образования: Содержание гуманистического образования. — М., 1995.
Овчаренко В. И. Психоаналитический глоссарий. — Минск, 1994.
Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1993.
Оконь В. Введение в общую дидактику. — М., 1990.
Осмоловская И. М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. — М.; Воронеж, 1998.
Основы дидактики / Под ред. Б. П. Есипова. — М., 1967.
Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. — М., 1988.
Педагогика / Под ред. С. П. Баранова, В. А. Сластенина. — М., 1986.
Педагогика / Под ред. Г. Нойнер. — М., 1978.
Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М., 1997.
Педагогика и психология. — М., 1997.
Педагогический словарь. — М., 1999.
Педагогическое мастерство и педагогические технологии. — Рязань, 1996.
Петровский В. А. Личность в психологии. — Ростов н/Д, 1996.
Полонский. В. М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании. — М., 1995.
Прикладная социальная психология. — М.; Воронеж, 1998.
Профессиональные объединения педагогов: Психология и педагогика. — М., 1998.
Психология: Популярный словарик / Под ред. И. В.Дубровиной. — М., 1998.
Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. В. А. Мижериков. — Ростов н/Д, 1998.
Розанова В. А. Психология управления. — М., 1997.
Розанов В. В. Сумерки просвещения. — М., 1990.
Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. — М., 1993. — Т. 1.
Семейное воспитание: Краткий словарь. — М., 1990.
Симонов В. П. Педагогический менеджмент. — М., 1997.
173
Ситаров В. А., Маралов В. Г. Психология и педагогика ненасилия. — М., 1997.
Сластенин В. А. и др. Педагогика. — М., 1997.
Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. — М., 1995.
Словарь иностранных слов. — М., 1990.
Словарь русского языкам: В 4 т. — М., 1984.
Советы педагогу-воспитателю. — Рязань, 1996.
Сулимова Т. О. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. — М., 1996.
Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. — М., 1998.
Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знаний. — М., 1995.
Управление школой: Теоретические основы и методы. — М., 1997.
Ушаков К. М. Управление школьной организацией: Организационные и человеческие ресурсы. — М., 1995.
Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. — М., 1994. — Вып. 1—3.
Философский словарь. — М., 1986.
Философско-психологические проблемы развития образования. — М., 1994.
Фридман Л. М. Психопедагогика общего образования. — М., 1997.
Фридман Л. М. и др. Психологический справочник учителя. — М, 1998.
Шевандрин N. И. Социальная психология в образовании. — М., 1995.
Шевченко Л. Л. Практическая педагогическая этика. — М., 1997.
Шульга Т. И., ОлиференкоЛ.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи. — М., 1997.
Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования. — М., 1993.
Щуркова И. Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. —
М., 1997. }
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие……………………………………………………………………………………………………………………3
А……………………………………………………………………………………………………………5
Б 14
В 16
Г 27
Д 33
Ж 41
3 41
И 45
К 54
Л 71
М 76
Н 90
О 92
П 104
Р 128
С 131
Т 145
У 152
Ф 158
X 161
Ц 162
Ч 164
Ш 164
Э 167
Ю 170
Я 171
Литература 172
|
|
|