Навигация по странице:
|
Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. К 57
Целесообразность педагогическая — мера пед. вмешательства, разумная достаточность. Предоставление самостоятельности и возможностей для самовыражения самому воспитаннику. Цель воспитания — теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определенном типе личности, идеальных требований к ее сущности, индивидуальности, свойствам и качествам, умственному, физическому, нравственному, эстетическому развитию и отношению к жизни.
Цель образования — образовательный идеал, задаваемый соц. заказом и реализуемый через различные подходы. Экстенсивная модель Ц. о. — передача как можно более полного объема накопленного опыта, культурных достижений, помощь учащемуся в самоопределении на этом культурном базисе. Продуктивная модель — подготовка учащихся к тем видам деятельности, к-рыми ему предстоит заниматься, и к той структуре занятости, к-рая поддерживает развитие соц. общности и его собственное развитие. Интенсивная модель — подготовка учащихся на основе развития их универсальных качеств не только к освоению определенных знаний, но и к постоянному их совершенствованию и развитию собственных творческих потенций.
Цель педагогическая — результат взаимодействия педагога и учащегося, формируемый в сознании педагога в виде обобщенных мысленных представлений, в соответствии с к-рыми затем отбираются и соотносятся между собой все остальные компоненты пед. процесса.
Цель педагогического исследования — выявление причинно-следственных связей и закономерностей в пед. явлениях и разработка на их основе теорий и методик.
ЦЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫЕ — общественно значимые для личности, соц. общности, общества в целом материальные, соц. объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; соц. одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п. Ц. с. не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей, на их формирование направлен пед. процесс.
ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО ГРУППЫ -один из основных показателей сплоченности группы, фиксирующий степень совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ - 1) избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и
162
163
поведении; 2) способ дифференциации человеком объектов по их значимости.
ЦЕРЕМОНИЯ — последовательность действий, имеющих символическое значение, посвященных празднованию к.-л. событий или дат. Ц. в учебно-воспитательных учреждениях необходимы для придания торжественности и красочности отдельным событиям жизни детского коллектива, создания и закрепления традиций, к-рым огромное значение в формировании детского коллектива придавал А.С.Макаренко.
ч
ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ — относительно устойчивое качество личности, являющееся компонентом ее характера и проявляющееся в особенностях поведения. Наиболее широко исследованы такие Ч. л., как экстраверсия — интроверсия, тревожность, ригидность и др.
ЧЕСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - признание обществом и осознание педагогом высокой общественной ценности самоотверженного выполнения своего профессионального долга.
ЧУВСТВА — устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие связь последних с его потребностями и мотивами.
ш
ШАГ ПРОГРАММЫ (в программированном обучении) — доза информации об изучаемом знании, действии; задания-операции по работе с информацией, по ее усвоению; контрольные задания (обратная связь) и указания о повторении упражнений или переходе к следующему шагу.
ШКОЛА — соц. институт, общественно-государственная система, призванная удовлетворять образовательные запросы общества, личности и государства.
Школа демократическая — школа, в к-рой административное управление рационально сочетается с хорошо развитым и эффективно действующим общественным управлением. Ш. д. предоставляет учащимся возможности для их индивидуального самосовершенствования при условии соблюдения правил коллективной
жизни. Основными принципами жизнедеятельности Ш. д. являются строгое соблюдение Устава школы, основанного на демократических началах, всеми участниками пед. процесса; выбор учащимися учебных предметов, уровня их усвоения и времени изучения, выбор учителей и учащихся, возможность самостоятельного изучения учебных предметов в форме заочного обучения или экстерната, обязательная защита прав учащихся, учителей и администрации школы.
Школа как культурно-образовательное пространство — образовательное пространство, в к-ром культивируется личностный и профессиональный рост пед. и управленческих кадров, а также учащихся и их родителей как творческих личностей. Школа как развивающаяся система — школа, в к-рой сохраняется лучшее из того, что было создано прежде, и его упрочение; демонтируется старое и негодное; незаслуженно забытое возрождается в новых формах; осуществляются инновации во всех направлениях деятельности.
Школа как функционирующая система — школа, работающая в режиме традиционных форм, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса и дающая, как правило, устойчивый стабильный результат. Инновации осуществляются, но носят эпизодический характер.
Школа русская национальная — направление в русской педагогике в XIX в., выражающее общенациональные идеи. Было представлено К. Д. Ушинским, Н. М. Карамзиным, И. И. Мартыновым, И. В. Киреевским, И. М. Ястребцовым и др. Их выступления, особенно идеи о народности воспитания К. Д. Ушинского, возбуждали у современников интерес и формировали национальную позицию в построении народной школы, определяли отношение к иностранному опыту в области образования. В начале XX в. В. Н. Со-рока-Росинский (1882—1960) при организации русской национальной школы предлагал руководствоваться двумял принципами: анализом всей совокупности реальных факторов меняющейся жизни и определением их пед. значимости; выяснением ближайшего направления этих течений и учетом вырисовывающихся в будущем новых явлений хозяйственной, общественной, политической и культурной жизни России. В настоящее время начинается возрождение Ш. р. н., в к-рой углубленно изучается русская история, культура, литература, православие, возрождаются духовные традиции русского народа.
Школа труда — направление в педагогике, сочетающее всестороннее воспитание детей с выработкой у них определенного комплекса трудовых умений и навыков, с теми или иными формами профессиональной ориентации. Впервые идея таких школ была
164
165
высказана представителями раннего утопического социализма (Т. Мор, Т. Кампанелла), к-рые в своих проектах организации идеального общества будущего предусматривали участие всех его членов в производительном труде. Отсюда вытекало требование подготовки детей к труду, привлечения их к посильной трудовой деятельности. Трудовому элементу в воспитании и образовании большое значение придавали идеологи Реформации, многие педагоги Нового времени (Я. Коменский, Ж.Ж.Руссо, И.Песталоцци и др.). У Д.Дьюи труд составлял системообразующий стержень учебно-воспитательного процесса в школе. Представители трудовой школы объективно пытались решать задачу подготовки политехнически образованного, грамотного работника, способного быстро менять виды деятельности, самостоятельно принимать решения, заниматься самообразованием. Одним из теоретиков и организаторов школы труда в конце XIX в. на Западе выступил Георг Кершенштейнер (1854—1932). Советская школа с первых лет существования строилась как трудовая и политехническая.
Школа учебы — направление в педагогике, сложившееся в XVIII— XIX вв. Основывается на детальной регламентации учебного процесса, вербальных методах обучения, стремлении к развитию интеллекта посредством приобщения к книжному знанию, ориентирована на знания, умения, навыки. Базируется на принципах авторитарной педагогики, обладает высоким уровнем методического обеспечения, создает условия для успешной работы массового учителя.
Школа малокомплектная — школа, в к-рой из-за недостаточного количества детей создаются разновозрастные, с малой наполняемостью (по 2—3 человека в каждом) класс, и один учитель одновременно работает с несколькими классами по учебным планам, соответствующим возрастным группам. М. б. начальные, неполные средние и средние. Ш. м. открываются, как правило, в сельской местности.
Школы воскресные — общеобразовательные, профессиональные или религиозные школы, обучение в к-рых проводилось по воскресеньям. Открывались в России с середины XIX в. для неграмотных и малограмотных рабочих, крестьян, ремесленников. В настоящее время возрождаются религиозные воскресные школы, в к-рых дети по собственному желанию или воле родителей осваивают основы того или иного вероучения.
Школы-коммуны — 1) учебно-воспитательные заведения, созданные в РСФСР в 1918 г. с целью практической разработки вопросов новой педагогики и трудовой школы. Состояли из школы 1-й и 2-й ступени и интерната при них. Иногда при школах от-
крывался и детский сад. Помимо учебных занятий воспитанники Ш.-к. работали в ремесленных мастерских, на производстве и в сельском хозяйстве. Жизнь в интернате строилась на началах самообслуживания, поощрялись инициатива и самодеятельность воспитанников. Просуществовали до конца 20-х годов. 2) Образовательно-воспитательные учреждения в СССР для беспризорных детей и подростков, сирот и несовершеннолетних правонарушителей, к-рые были созданы в первые годы советской власти и просуществовали до конца 30-х годов. Обучение соединялось с производительным трудом.
э
ЭВРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — методология обучения через собственный поиск; изучение принципиальных закономерностей построения новых для обучаемого действий в специально созданных новых учебных ситуациях для целенаправленного развития на их основе продуктивно-познавательных качеств мышления. Э. п. имитирует эвристическую деятельность на учебном материале, чем подготавливает обучаемого к реальному творчеству. Кроме предметного содержания образования вводится метапредметное.
ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ (П. Ф. Каптерев) — такая форма обучения, при к-рой научные законы, формулы, правила и истины открываются и вырабатываются самими учениками под руководством учителя. Внешний вид Э. ф. о. — сократическая беседа.
ЭГОИЗМ (от лат. ego — я) — преобладание в жизнедеятельности личности своекорыстных индивидуалистических потребностей и интересов, равнодушие к др. людям. Бывает и альтруистический Э., когда желание сохранить себя и сделать себя счастливым соединяется с желанием делать добро др., с надеждой на положительное отношение их к себе.
ЭГОЦЕНТРИЗМ (лат. ego — я, centrum — центр круга) — сосредоточенность личности на собственных целях, мыслях и переживаниях, ограниченная способность объективно воспринимать внешние воздействия и состояния др. людей. Отличается от эгоизма тем, что эгоист может отчетливо сознавать стремления и переживания др. людей, но намеренно пренебрегает ими.
ЭДУКОЛОГИЯ ИНФОСФЕРНАЯ - научная область, изучающая комплекс упорядоченного и стихийно циркулирующего в информационной сфере Земли знания о мировых и региональных (особенное), индивидуально-эмпирических (единичное) образо-
166
167
вательных процессах и системах, выступающий как информационный фонд Земли — Космоса. Термин предложен В. А. Извозчи-ковым.
ЭКСКУРСИИ (в пед.) — форма организации обучения, позволяющая проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. В отличие от уроков Э. проводятся вне класса, не имеют строгого ограничения во времени, их способен вести не учитель; может меняться состав учащихся.
ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. experimentum — проба, опыт) — общенаучный метод исследования, к-рый заключается в активной теоретико-практической деятельности экспериментатора, определенным образом преобразующего ситуацию для планомерного изучения объекта в процессе естественного или искусственного, однако заранее запланированного его развития и функционирования. Э. предполагает возможность повторения исследования как с относительно неизменными, так и с измененными условиями. Виды Э.: естественный (осуществляемый в естественных условиях деятельности человека и построенный так, что испытуемый не подозревает, что подвергается изучению), лабораторный (осу-ществлямый в искусственных условиях, как правило с применением специальной аппаратуры, со строгим контролем всех влияющих факторов), преобразующий, формирующий (прослеживающий влияния вносимых изменений в изучаемом пед. процессе. Э. ф. позволяет не только регистрировать выявляемые факты, но и через создание специальных ситуаций раскрывать закономерности, механизмы, динамику, тенденции развития, становления личности, определять возможность оптимизации этого процесса) и др.
Эксперимент педагогический — научно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы с целью поиска новых, более эффективных способов решения пед. проблемы; исследовательская деятельность по изучению причинно-следственных связей в пед. явлениях, к-рая предполагает опытное моделирование пед. явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на пед. явление; измерение отклика, результатов пед. воздействия и взаимодействия; неоднократную воспроизводимость пед. явлений и процессов.
ЭКСПРЕССИЯ — выразительное поведение человека.
ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ (от лат. exterior — наружный, внешний) — процесс перехода от внутренней, психической, деятельности к внешней, предметной.
ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ — распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на др. его часть.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
направленность чувств и переживаний человека. Рассматривается альтруистическая Э. н. л. (потребность в содействии и помощи, покровительстве др. людям); коммуникативная (потребность в общении, дружеских отношениях, сочувствующем собеседнике); глорическая (потребность самоутверждения, славы, почета); пуг-ническая (потребность в преодолении опасности, на базе которой позднее возникает интерес к борьбе); романтическая (стремление ко всему необычному, таинственному); гностическая (стремление понять, разрешить сложные проблемы) и т. д. Э. н. л., выявляемая с помощью специального теста, определяет характер профессиональной пригодности к тому или иному виду пед. деятельности.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗАРАЖЕНИЕ - воздействие на человека путем передачи собственного эмоционального состояния не словесно, а с помощью интонации, темпа, ритма речи, тембра и силы голоса, жестов, мимики, движений. Владение средствами Э. з. является обязательным компонентом пед. мастерства учителя.
ЭМПАТИЯ (от греч. empatheia — сопереживание) — качество личности, ее способность проникать с помощью чувств в душевные переживания др. людей, сочувствовать им, сопереживать. Э. трудно воспитать, но также трудно и разрушить. Э. сближает людей в общении, доводя его до уровня доверительного, интимного. Профессионально значимое личностное качество для педагога.
ЭПАТИРОВАТЬ (фр. epater) — поражать, удивлять необычным поведением, скандализировать.
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ — философская наука о знании. ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (1466-1536) - гуманист эпохи Возрождения, философ, писатель, педагог. Основные пед. работы: «О раннем и достойном воспитании детей», «О методе обучения», «Воспитание христианского государя», «Книжица о приличии детских нравов», «Похвала глупости», «Разговоры запросто». Впервые в мировой педагогике показал значение воспитания как универсального явления, без к-рого развитие ребенка невозможно. Считал, что ребенка надо правильно воспитывать с самого рождения и делать это должны родители. В процессе воспитания — религиозного, умственного, нравственного, физического — необходимо учитывать возрастные возможности ребенка, не допускать ничего такого, что их превосходит; воспитателю следует как можно раньше распознавать склонности и способности ребенка и опираться на них в обучении. Э. Р. выступил в защиту детства, что явилось новым в понимании этого периода в развитии ребенка, принципиальным вкладом в педагогику.
168
169
ЭРУДИЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - запас современных знаний, к-рые учитель гибко применяет при решении пед. задач.
ЭТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного пед. процесса; наука о разных аспектах нравственной деятельности учителя. Предметом Э. п. являются закономерности проявления морали в сознании, поведении, отношениях и деятельности педагога.
ЭТН О ПЕДАГОГИКА — наука, предметом изучения к-рой является народная педагогика, закономерности становления и развития традиционных культур воспитания под воздействием соц., экономических и др. факторов и способы их отражения и функционирования в современной воспитательной системе.
|
|
|