Главная страница
Навигация по странице:

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. К 57



Скачать 1.03 Mb.
Название Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. К 57
Анкор Pedagogichesky_slovar.doc
Дата 04.05.2017
Размер 1.03 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Pedagogichesky_slovar.doc
Тип Документы
#7393
страница 23 из 24
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24

Целесообразность педагогическая — мера пед. вмешательства, разумная достаточность. Предоставление самостоятельности и воз­можностей для самовыражения самому воспитаннику. Цель воспитания — теоретическое обобщение и выражение по­требностей общества в определенном типе личности, идеальных требований к ее сущности, индивидуальности, свойствам и каче­ствам, умственному, физическому, нравственному, эстетическо­му развитию и отношению к жизни.

Цель образования — образовательный идеал, задаваемый соц. заказом и реализуемый через различные подходы. Экстенсивная модель Ц. о. — передача как можно более полного объема накоп­ленного опыта, культурных достижений, помощь учащемуся в самоопределении на этом культурном базисе. Продуктивная мо­дель — подготовка учащихся к тем видам деятельности, к-рыми ему предстоит заниматься, и к той структуре занятости, к-рая поддерживает развитие соц. общности и его собственное развитие. Интенсивная модель — подготовка учащихся на основе развития их универсальных качеств не только к освоению определенных знаний, но и к постоянному их совершенствованию и развитию собственных творческих потенций.

Цель педагогическая — результат взаимодействия педагога и уча­щегося, формируемый в сознании педагога в виде обобщенных мысленных представлений, в соответствии с к-рыми затем отби­раются и соотносятся между собой все остальные компоненты пед. процесса.

Цель педагогического исследования — выявление причинно-следственных связей и закономерностей в пед. явлениях и разра­ботка на их основе теорий и методик.

ЦЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫЕ — общественно значимые для личности, соц. общности, общества в целом материальные, соц. объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; соц. одоб­ряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п. Ц. с. не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей, на их формирование направ­лен пед. процесс.

ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО ГРУППЫ -один из основных показателей сплоченности группы, фиксирую­щий степень совпадения позиций и оценок ее членов по отноше­нию к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ - 1) избирательное отноше­ние человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и


162

163

поведении; 2) способ дифференциации человеком объектов по их значимости.

ЦЕРЕМОНИЯ — последовательность действий, имеющих сим­волическое значение, посвященных празднованию к.-л. событий или дат. Ц. в учебно-воспитательных учреждениях необходимы для придания торжественности и красочности отдельным событиям жизни детского коллектива, создания и закрепления традиций, к-рым огромное значение в формировании детского коллектива придавал А.С.Макаренко.

ч

ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ — относительно устойчивое качество лич­ности, являющееся компонентом ее характера и проявляющееся в особенностях поведения. Наиболее широко исследованы такие Ч. л., как экстраверсияинтроверсия, тревожность, ригидность и др.

ЧЕСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - при­знание обществом и осознание педагогом высокой общественной ценности самоотверженного выполнения своего профессиональ­ного долга.

ЧУВСТВА — устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие связь последних с его потребностями и мотивами.

ш

ШАГ ПРОГРАММЫ (в программированном обучении) — доза информации об изучаемом знании, действии; задания-операции по работе с информацией, по ее усвоению; контрольные задания (обратная связь) и указания о повторении упражнений или пере­ходе к следующему шагу.

ШКОЛА — соц. институт, общественно-государственная сис­тема, призванная удовлетворять образовательные запросы обще­ства, личности и государства.

Школа демократическая — школа, в к-рой административное управление рационально сочетается с хорошо развитым и эффек­тивно действующим общественным управлением. Ш. д. предостав­ляет учащимся возможности для их индивидуального самосовер­шенствования при условии соблюдения правил коллективной

жизни. Основными принципами жизнедеятельности Ш. д. являют­ся строгое соблюдение Устава школы, основанного на демокра­тических началах, всеми участниками пед. процесса; выбор уча­щимися учебных предметов, уровня их усвоения и времени изучения, выбор учителей и учащихся, возможность самостоя­тельного изучения учебных предметов в форме заочного обучения или экстерната, обязательная защита прав учащихся, учителей и администрации школы.

Школа как культурно-образовательное пространство — об­разовательное пространство, в к-ром культивируется личностный и профессиональный рост пед. и управленческих кадров, а также учащихся и их родителей как творческих личностей. Школа как развивающаяся система — школа, в к-рой сохраня­ется лучшее из того, что было создано прежде, и его упрочение; демонтируется старое и негодное; незаслуженно забытое возрож­дается в новых формах; осуществляются инновации во всех направлениях деятельности.

Школа как функционирующая система — школа, работающая в режиме традиционных форм, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса и дающая, как правило, устой­чивый стабильный результат. Инновации осуществляются, но но­сят эпизодический характер.

Школа русская национальная — направление в русской педаго­гике в XIX в., выражающее общенациональные идеи. Было пред­ставлено К. Д. Ушинским, Н. М. Карамзиным, И. И. Мартыновым, И. В. Киреевским, И. М. Ястребцовым и др. Их выступления, осо­бенно идеи о народности воспитания К. Д. Ушинского, возбужда­ли у современников интерес и формировали национальную пози­цию в построении народной школы, определяли отношение к иностранному опыту в области образования. В начале XX в. В. Н. Со-рока-Росинский (1882—1960) при организации русской нацио­нальной школы предлагал руководствоваться двумял принципами: анализом всей совокупности реальных факторов меняющейся жизни и определением их пед. значимости; выяснением ближайшего направ­ления этих течений и учетом вырисовывающихся в будущем новых явлений хозяйственной, общественной, политической и культурной жизни России. В настоящее время начинается возрождение Ш. р. н., в к-рой углубленно изучается русская история, культура, литера­тура, православие, возрождаются духовные традиции русского народа.

Школа труданаправление в педагогике, сочетающее всесто­роннее воспитание детей с выработкой у них определенного ком­плекса трудовых умений и навыков, с теми или иными формами профессиональной ориентации. Впервые идея таких школ была


164

165

высказана представителями раннего утопического социализма (Т. Мор, Т. Кампанелла), к-рые в своих проектах организации идеального общества будущего предусматривали участие всех его членов в производительном труде. Отсюда вытекало требование подготовки детей к труду, привлечения их к посильной трудо­вой деятельности. Трудовому элементу в воспитании и образо­вании большое значение придавали идеологи Реформации, мно­гие педагоги Нового времени (Я. Коменский, Ж.Ж.Руссо, И.Песталоцци и др.). У Д.Дьюи труд составлял системообра­зующий стержень учебно-воспитательного процесса в школе. Пред­ставители трудовой школы объективно пытались решать задачу подготовки политехнически образованного, грамотного работ­ника, способного быстро менять виды деятельности, самостоя­тельно принимать решения, заниматься самообразованием. Од­ним из теоретиков и организаторов школы труда в конце XIX в. на Западе выступил Георг Кершенштейнер (1854—1932). Совет­ская школа с первых лет существования строилась как трудовая и политехническая.

Школа учебы — направление в педагогике, сложившееся в XVIII— XIX вв. Основывается на детальной регламентации учебного про­цесса, вербальных методах обучения, стремлении к развитию ин­теллекта посредством приобщения к книжному знанию, ориен­тирована на знания, умения, навыки. Базируется на принципах авторитарной педагогики, обладает высоким уровнем методиче­ского обеспечения, создает условия для успешной работы массо­вого учителя.

Школа малокомплектная — школа, в к-рой из-за недостаточ­ного количества детей создаются разновозрастные, с малой на­полняемостью (по 2—3 человека в каждом) класс, и один учитель одновременно работает с несколькими классами по учебным пла­нам, соответствующим возрастным группам. М. б. начальные, не­полные средние и средние. Ш. м. открываются, как правило, в сель­ской местности.

Школы воскресные — общеобразовательные, профессиональные или религиозные школы, обучение в к-рых проводилось по вос­кресеньям. Открывались в России с середины XIX в. для неграмот­ных и малограмотных рабочих, крестьян, ремесленников. В насто­ящее время возрождаются религиозные воскресные школы, в к-рых дети по собственному желанию или воле родителей осваивают основы того или иного вероучения.

Школы-коммуны — 1) учебно-воспитательные заведения, со­зданные в РСФСР в 1918 г. с целью практической разработки во­просов новой педагогики и трудовой школы. Состояли из школы 1-й и 2-й ступени и интерната при них. Иногда при школах от-

крывался и детский сад. Помимо учебных занятий воспитанники Ш.-к. работали в ремесленных мастерских, на производстве и в сельском хозяйстве. Жизнь в интернате строилась на началах са­мообслуживания, поощрялись инициатива и самодеятельность вос­питанников. Просуществовали до конца 20-х годов. 2) Образова­тельно-воспитательные учреждения в СССР для беспризорных детей и подростков, сирот и несовершеннолетних правонаруши­телей, к-рые были созданы в первые годы советской власти и просуществовали до конца 30-х годов. Обучение соединялось с про­изводительным трудом.

э

ЭВРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — методология обучения через собственный поиск; изучение принципиальных закономер­ностей построения новых для обучаемого действий в специально созданных новых учебных ситуациях для целенаправленного разви­тия на их основе продуктивно-познавательных качеств мышления. Э. п. имитирует эвристическую деятельность на учебном материале, чем подготавливает обучаемого к реальному творчеству. Кроме пред­метного содержания образования вводится метапредметное.

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ (П. Ф. Каптерев) — такая форма обучения, при к-рой научные законы, формулы, правила и истины открываются и вырабатываются самими уче­никами под руководством учителя. Внешний вид Э. ф. о. — со­кратическая беседа.

ЭГОИЗМ (от лат. ego — я) — преобладание в жизнедеятельно­сти личности своекорыстных индивидуалистических потребностей и интересов, равнодушие к др. людям. Бывает и альтруистический Э., когда желание сохранить себя и сделать себя счастливым со­единяется с желанием делать добро др., с надеждой на положи­тельное отношение их к себе.

ЭГОЦЕНТРИЗМ (лат. ego — я, centrum — центр круга) — со­средоточенность личности на собственных целях, мыслях и пере­живаниях, ограниченная способность объективно воспринимать внешние воздействия и состояния др. людей. Отличается от эгоиз­ма тем, что эгоист может отчетливо сознавать стремления и пере­живания др. людей, но намеренно пренебрегает ими.

ЭДУКОЛОГИЯ ИНФОСФЕРНАЯ - научная область, изуча­ющая комплекс упорядоченного и стихийно циркулирующего в информационной сфере Земли знания о мировых и региональных (особенное), индивидуально-эмпирических (единичное) образо-


166

167

вательных процессах и системах, выступающий как информаци­онный фонд Земли — Космоса. Термин предложен В. А. Извозчи-ковым.

ЭКСКУРСИИ (в пед.) — форма организации обучения, по­зволяющая проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. В отли­чие от уроков Э. проводятся вне класса, не имеют строгого ограничения во времени, их способен вести не учитель; может меняться состав учащихся.

ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. experimentum — проба, опыт) — об­щенаучный метод исследования, к-рый заключается в активной теоретико-практической деятельности экспериментатора, опре­деленным образом преобразующего ситуацию для планомерного изучения объекта в процессе естественного или искусственного, однако заранее запланированного его развития и функциониро­вания. Э. предполагает возможность повторения исследования как с относительно неизменными, так и с измененными условиями. Виды Э.: естественный (осуществляемый в естественных услови­ях деятельности человека и построенный так, что испытуемый не подозревает, что подвергается изучению), лабораторный (осу-ществлямый в искусственных условиях, как правило с примене­нием специальной аппаратуры, со строгим контролем всех вли­яющих факторов), преобразующий, формирующий (прослеживаю­щий влияния вносимых изменений в изучаемом пед. процессе. Э. ф. позволяет не только регистрировать выявляемые факты, но и через создание специальных ситуаций раскрывать закономер­ности, механизмы, динамику, тенденции развития, становле­ния личности, определять возможность оптимизации этого про­цесса) и др.

Эксперимент педагогический — научно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы с целью поиска но­вых, более эффективных способов решения пед. проблемы; иссле­довательская деятельность по изучению причинно-следственных связей в пед. явлениях, к-рая предполагает опытное моделирова­ние пед. явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на пед. явление; измерение отклика, результатов пед. воздействия и взаимодействия; неоднократную воспроизво­димость пед. явлений и процессов.

ЭКСПРЕССИЯ — выразительное поведение человека.

ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ (от лат. exterior — наружный, внеш­ний) — процесс перехода от внутренней, психической, деятель­ности к внешней, предметной.

ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ — распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на др. его часть.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

направленность чувств и переживаний человека. Рассматривает­ся альтруистическая Э. н. л. (потребность в содействии и помощи, покровительстве др. людям); коммуникативная (потребность в об­щении, дружеских отношениях, сочувствующем собеседнике); глорическая (потребность самоутверждения, славы, почета); пуг-ническая (потребность в преодолении опасности, на базе кото­рой позднее возникает интерес к борьбе); романтическая (стрем­ление ко всему необычному, таинственному); гностическая (стремление понять, разрешить сложные проблемы) и т. д. Э. н. л., выявляемая с помощью специального теста, определяет харак­тер профессиональной пригодности к тому или иному виду пед. деятельности.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗАРАЖЕНИЕ - воздействие на чело­века путем передачи собственного эмоционального состояния не словесно, а с помощью интонации, темпа, ритма речи, тем­бра и силы голоса, жестов, мимики, движений. Владение средст­вами Э. з. является обязательным компонентом пед. мастерства учителя.

ЭМПАТИЯ (от греч. empatheia — сопереживание) — качество личности, ее способность проникать с помощью чувств в душев­ные переживания др. людей, сочувствовать им, сопереживать. Э. трудно воспитать, но также трудно и разрушить. Э. сближает лю­дей в общении, доводя его до уровня доверительного, интимного. Профессионально значимое личностное качество для педагога.

ЭПАТИРОВАТЬ (фр. epater) — поражать, удивлять необычным поведением, скандализировать.

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ — философская наука о знании. ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (1466-1536) - гуманист эпохи Возрождения, философ, писатель, педагог. Основные пед. рабо­ты: «О раннем и достойном воспитании детей», «О методе обу­чения», «Воспитание христианского государя», «Книжица о при­личии детских нравов», «Похвала глупости», «Разговоры запросто». Впервые в мировой педагогике показал значение воспитания как универсального явления, без к-рого развитие ребенка невозможно. Считал, что ребенка надо правильно воспитывать с самого рож­дения и делать это должны родители. В процессе воспитания — религиозного, умственного, нравственного, физического — не­обходимо учитывать возрастные возможности ребенка, не допус­кать ничего такого, что их превосходит; воспитателю следует как можно раньше распознавать склонности и способности ребенка и опираться на них в обучении. Э. Р. выступил в защиту детства, что явилось новым в понимании этого периода в развитии ребенка, принципиальным вкладом в педагогику.


168

169

ЭРУДИЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - запас современных зна­ний, к-рые учитель гибко применяет при решении пед. задач.

ЭТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — составная часть этики, отра­жающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного пед. процесса; наука о разных аспектах нрав­ственной деятельности учителя. Предметом Э. п. являются законо­мерности проявления морали в сознании, поведении, отношени­ях и деятельности педагога.

ЭТН О ПЕДАГОГИКА — наука, предметом изучения к-рой яв­ляется народная педагогика, закономерности становления и раз­вития традиционных культур воспитания под воздействием соц., экономических и др. факторов и способы их отражения и функци­онирования в современной воспитательной системе.
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24
написать администратору сайта