Главная страница
Навигация по странице:

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. К 57



Скачать 1.03 Mb.
Название Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. К 57
Анкор Pedagogichesky_slovar.doc
Дата 04.05.2017
Размер 1.03 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Pedagogichesky_slovar.doc
Тип Документы
#7393
страница 2 из 24
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Эпилептоидная — тип акцентуации, связанный с такими черта­ми, как склонность к злобно-тоскливому настроению, раздра­жительности, агрессивности, внутренней неудовлетворенности, проявляющихся в форме злости, гнева, ярости, жестокости, кон­фликтности. Эпилептоидная акцентуация характера нередко свя­зана с вязкостью мышления, скрупулезностью, педантичностью и др.

АЛГОРИТМ — предписание, задающее на основе системы правил последовательность операций, точное выполнение к-рых позволяет решать задачи определенного класса. На основе алго­ритма учителем составляются различные памятки для учащихся, схемы анализа изучаемых явлений и фактов.

АЛЬТРУИЗМ (от лат. alter — другой) — нравственная норма и черта личности, проявляющаяся в бескорыстной заботе о благе окружающих, готовности жертвовать собственными интересами в пользу др. человека или соц. общности. Введен философом О. Кон-том как противоположный понятию эгоизм. Формируется в про­цессе гуманистического взаимодействия воспитателя и воспитан­ников.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ (от греч. ambi - приставка, обозначающая двойственность, лат. valentia — сила) — сложное состояние личности, связанное с одновременным возникновени­ем противоположных эмоций и чувств; проявление внутреннего конфликта личности. Часто наблюдается у подростков во взаимо­действии со сверстниками, родителями, педагогами.

АМБИДЕКСТРИЯ — способность одинаково успешно пользо­ваться как правой, так и левой рукой.

АМБИЦИЯ — обостренное самолюбие, самоуверенность, над­менность, пренебрежительное отношение к др. людям, недооцен­ка их способностей и возможностей. А. затрудняет общение чело­века в коллективе, семье.

АНДРОГОГИКА — раздел дидактики, раскрывающий и раз­вивающий принципы обучения взрослых.

АНДРОГИНИЯ (от лат. andros — мужской, gunes — женский) — понятие, введенное амер. психологом С. Бемом для обозначения людей, успешно сочетающих в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психол. качества. Как было доказано, дифференциация этих качеств по половому признаку возникает и формируется скорее вследствие специфического семейного вос­питания мальчиков и девочек и соц. воздействия, нежели биоло­гических различий между полами.

АНКЕТА — опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. Используется для получения к.-л. сведений о том, кто ее заполняет, а также при изучении мнений больших соц. групп. А. бывают открытые (свободные ответы отве­чающего), закрытые (выбор ответа из предлагаемых) и смешан­ные. Широко используется в пед. исследованиях.

АННОТАЦИЯ (от лат. annotatio — примечание, пометка) — краткая формулировка основного содержания источника в двух-трех предложениях. Умение делать А. своими молитвами, мольбами, переживаниями, всем своим существом. Развернутое учение о человеке и конкретной практике его жизни в соответствии с Законом Божьим и запове­дями блаженства. Руководящим началом жизни каждого челове-


10

11

ка должно быть проявление духа в человеке. Сам же дух проявля­ется в страхе Божьем, совести и жажде Бога. Учение о нераздельно­сти и одновременно неслиянности двух природ во Христе — бо­жественной и человеческой. Философско-антропологическое учение понимает человека в его всеобъемлющей, всеохватываю­щей целостности и самоценности, как творческую и свободную личность. В А. х. ставятся задачи выработки принципов, руковод­ствуясь к-рыми можно было бы. защитить достоинство и свободу человека. Выступает методологическим обоснованием педагоги­ки христианства.

АНТРОПОЛОГО-1УМАНИСГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП (в пед.) -организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с законами развития детского организма и становления личности.

АПАТИЯ (от греч. apathetia — бесстрастность) — состояние, характеризующееся снижением активности, эмоциональной пас­сивностью, безразличием, упрощением чувств, равнодушием к событиям окружающей действительности и ослаблением побуж­дений и интересов.

АППЕРЦЕПЦИЯ — зависимость восприятия от прошлого опы­та и запаса знаний.

АПРОБАЦИЯ — испытание с целью подтверждения того или иного предположения в ходе исследования; опытная проверка.

АРИСТОТЕЛЬ (384—322 до н. э.) — древнегреческий фило­соф, к-рый систематизировал все области знания своего времени. Мысли, высказанные им по вопросам воспитания, целью к-рого считал формирование деятельной, волевой, самостоятельной лич­ности, актуальны и в наше время. А. создал первую возрастную периодизацию, указав на особенности каждого возраста, опреде­лив цели, содержание и методы воспитания в каждый возрастной период. Выдвинул требование: в воспитании следовать за приро­дой (принцип природосообразности). Выступал против равного с мужчинами образования для женщин.

АРТТЕРАПИЯ — см. Психотерапия.

АРХЕТИП (от греч. archetipos — первообраз) — связь образов (Бога, матери, вождя и т. п.), переходящих из поколения в поко­ление. Термин введен К. Юнгом, швейц. психологом и психиат­ром. Архетипы сокрыты в коллективном бессознательном, к-рое существует в каждом человеке наряду с личным бессознательным и сознанием, определяют особенности поведения, мышления лич­ности, наполняясь в течение жизни конкретным содержанием.

АТТЕСТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - ус­тановление соответствия содержания, уровня и качества подго­товки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов.

АТТИТЮД — соц. фиксированная установка, предрасположе­ние к определенному поведению личности в ситуациях внутри-коллективного общения.

АТТРАКЦИЯ (от лат. attrahere — привлекать, притягивать) — возникновение симпатии, установка на др. человека, как на при­влекательного. Является важным показателем профессиональной пед. пригодности.

АУТИЗМ (от греч. autos — сам) — состояние психики, харак­теризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в обще­нии, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окру­жающими. Термин, введенный Э. Блейером (швейц. психологом), используется как для обозначения грубой аномалии психического развития, так и применительно к нормальной психике (А. может являться способом психологической защиты). Дети-аутисты обла­дают хорошей памятью, проявляют математическую и музыкаль­ную одаренность, способны к обучению, изучению языков, но сроки овладения знаниями могут быть сдвинуты на более поздние возрастные периоды, чем обычно. Такие дети должны жить и вос­питываться в семьях, а не в специнтернатах.

АУТОАГРЕССИЯ — разновидность агрессивного поведения, когда враждебные действия направлены человеком на самого себя. Проявляется в склонности к самоунижению, самобичеванию. В особо тяжелых случаях — в попытках суицида. Характерна для лиц, страдающих невротическими и депрессивными расстройства­ми. Основное средство коррекции — психотерапия.

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА (от греч. autos — сам, genos — происхождение) — см. Психотерапия.

АФФЕКТ (от лат. affektus — душевное волнение, страсть) — сильное и относительно кратковременное нервно-психическое воз­буждение (ярость, ужас, гнев), сопровождающееся нарушением самоконтроля, напряженной мимикой и жестикуляцией, возни­кающее в критических обстоятельствах — при неспособности че­ловека найти адекватный выход из сложившейся ситуации. Учите­лю необходимо учитывать при оценке поступков воспитанников эмоциональное состояние, в к-ром ученики находились во время их совершения.

Аффект неадекватности — устойчивое отрицательное пере­живание, вызванное неспособностью добиться успеха в к.-л. деятельности и, как правило, сопровождающееся попытками самооправдания или дискредитации самих целей деятельности. Длительное состояние А. н. приводит к формированию и закреп­лению отрицательных черт характера. Дети в состоянии А. н. ста­новятся обидчивыми, подозрительными, раздражительными, склонными к негативизму и агрессии.


12

13

АФФЕКТАЦИЯ — необычное, искусственное возбуждение, не­естественность в речи, жестах, манерах, излишняя активность по­ведения. Признак неискренности в общении, в поведении.

АФФИЛИАЦИЯ (от лат. affiliate — присоединять, присоеди­няться) — потребность человека в общении, в эмоциональных контактах. А. проявляется в стремлении быть членом группы, вза­имодействовать с окружающими, оказывать помощь членам сооб­щества и принимать помощь других. Наличие этой потребности является одной из предпосылок определения профессиональной пригодности учителя.

Б

БАРЬЕР ОБЩЕНИЯ — психол. трудности, возникающие в про­цессе общения, служащие причиной конфликтов или препятству­ющие взаимопониманию и взаимодействию.

БАРЬЕР СМЫСЛОВОЙ (от фр. barriere — преграда, препят­ствие) — взаимонепонимание между людьми, вызванное тем, что одно и то же явление имеет для них различный личностный смысл. Наиболее ярко Б. с. проявляется во взаимоотношениях меж­ду взрослыми и детьми, когда ребенок (подросток), даже пони­мая правильность требований взрослого, не принимает их, если эти требования игнорируют его взгляды, ценности, систему его личностных смыслов. В таких случаях те или иные пед. меры не оказывают на него воздействия. Б. с. возникает по следующим при­чинам: несовпадение ценностей воспитанника и воспитателя; не­приятие учащимся формы и тона выражения требований педаго­га; неприятие личности учителя.

БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ - психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности личности, что пре­пятствует выполнению ею тех или иных действий. Причинами воз­никновения Б. п. могут стать новизна и опасность ситуации, нео­жиданная или негативная информация, отсутствие гибкости и быстроты мышления.

БАТАВИЯ-ПЛАН — система индивидуального обучения, воз­никшая в Америке в конце XIX в.

БЕЛЛ-ЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА - система взаимного обучения, при к-рой в младшей школе старшие и более успева­ющие ученики (мониторы) под руководством учителя вели за­нятия с остальными учениками. Возникла в конце XVIII в. в Индии, а в начале XIX в. — в Англии. Против этой системы выступали сторонники развивающего обучения.

БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874—1948) — русский философ и публицист. Основные работы: «О назначении чело­века», «Самопознание», «Смысл творчества: Оправдание чело­века» и Др. На рубеже веков примыкал к легальному марксиз­му, в дальнейшем обратился к религиозной философии. Триада идей — свобода, творчество, личность — легла в основу его философского учения. Свободное волеизъявление личности и ее творческое начало, по мысли Б., — первоисточник бытия. Человек — микрокосм и заключает в себе все, «личность чело­веческая более таинственна, чем мир». Цель человеческой жиз­ни заключается не только в соблюдении святости и следовании библейским заповедям, но и в свободном творчестве, к-рое есть выражение потенциальной гениальности каждого человека. Пед. усилия должны быть направлены не на исправление человека, а на его развитие.

БЕСЕДА — 1) вопросо-ответный метод привлечения уча­щихся к обсуждению, анализу поступков и выработке нравствен­ных оценок; 2) метод получения информации на основе вер­бальной (словесной) коммуникации; 3) метод обучения. Виды Б.: катехизическая, или репродуктивная, — направлена на за­крепление, проверку изученного материала путем его повторе­ния; эвристическая, поисковая, — опираясь на имеющиеся зна­ния учащихся, учитель подводит их к усвоению новых понятий; сократическая — поиск истины через сомнение, к-рому подвер­гается каждый получаемый вывод.

БЕЦКОЙ Иван Иванович (1704—1795) — видный деятель про­свещения в России, много сделавший в области образования. При его содействии в Москве и Петербурге были открыты воспита­тельные дома с госпиталем для рожениц, коммерческое учили­ще, училище при Академии художеств, куда принимали мальчи­ков разных сословий (кроме крепостных), Смольный институт благородных девиц с отделением для девочек-мещанок. Путем воспитания Б. стремился создать «новую породу людей» — дворян и представителей др. сословий, способных гуманно обращаться с крестьянами и справедливо управлять государством. Не заражен­ные предрассудками и нормами старого поколения, всесторонне образованные, эти люди, по мысли Б., передадут привитые им взгляды и привычки своим детям, что приведет к постепенному изменению нравственности и улучшению общества. Б. выступал против физических наказаний.

БИБЛИОТЕРАПИЯ — см. Психотерапия. БИСЕКСУАЛЬНОСТЬ — 1) обладание личностью психол. свой­ствами обоих полов (андрогиния); 2) сексуальное влечение к ли­цам своего и противоположного пола.


14

15

БИХЕВИОРИЗМ — направление в психологии XX в., игнори­рующее явления сознания, психики и всецело сводящее поведе­ние человека к физиологическим реакциям организма на воздей­ствие внешней среды.

БЛОНСКИЙ Павел Петрович (1884—1941) — русский и совет­ский педагог и психолог, написал свыше 200 работ по философии, психологии и педагогике («Трудовая школа», «Педагогика», «Зада­чи и методы народной школы», «Очерки детской сексуальности» и др.). Б. выступал с критикой старой школы и обосновал основы построения новой школы, в к-рой большое место должны зани­мать труд и самообразование. Значительную роль в формировании личности отводил умственному труду, эстетическому, нравствен­ному и атеистическому воспитанию. Разрабатывал вопросы подго­товки учителя, методики преподавания педагогики. Многие психо­логические труды Б. имеют пед. направленность.

БРАТСКИЕ ШКОЛЫ — учебные заведения, существовав­шие в XVI — XVII вв. при братствах — национально-религиоз­ных объединениях православных верующих Украины, Белорус­сии, Чехии и др. стран. Деятельность Б. ш. способствовала подъему культурной жизни и сохранению национального самосознания народов этих стран. В Б. ш. впервые в истории школьного обуче­ния зародилась классно-урочная система, получившая теорети­ческое обоснование и разработку в трудах чешского педагога Я .А. Коменского.

БРИГАДНО-ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ - разработан­ная в амер. университете система обучения математике в началь­ных классах, когда индивидуальные занятия сочетаются с орга­низацией работы учащихся в малых группах.

БРИГАДНО-ЛАБОРАТОРНЫЙ МЕТОД - одна из форм органи­зации обучения, сложившаяся в учебных заведениях СССР в 20-х — начале 30-х гг. под влиянием дальтон-плана, строившего­ся на началах индивидуальной исследовательской работы учащихся.

В

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ (от

лат. vale — будь здоров) — воспитание у учащихся потребности в здоровье, формирование у них научного понимания сущности здо­рового образа жизни и выработки соответствующего поведения. В основе В. о. и в. лежит концепция формирования здорового чело­века, осуществляемого через нравственное, физическое и поло­вое воспитание, обучение способам психосаморегуляции, пере-

п-

лачу и усвоение гигиенических, физиологических, экологических и мед. знаний.

ВАЛЕОЛОГИЯ ШКОЛЬНАЯ — отрасль науки, имеющая сво­ей целью исследование системы факторов и условий, способству­ющих укреплению здоровья детей, педагогов и их родителей. В. ш. ставит своими целями изучение состояния здоровья участников пед. процесса и факторов, его определяющих; поиск и разработку средств по охране, коррекции, реабилитации здоровья детей и взрослых, их обучение и просвещение в данной сфере; разработку методологических, теоретических и методических проблем валео-логического содержания образования; разработку основ подготовки пед. кадров с учетом валеологических аспектов.

ВАЛИДНОСТЬ — комплексная характеристика метода иссле­дования, включающая сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, и какова ее действен­ность, практическая полезность.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
написать администратору сайта