Навигация по странице:
|
Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. К 57
Воспитание экономическое — целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формирование у последних знаний, умений и навыков, потребностей, интересов и стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам рационального хозяйствования и организации производства, распределения и потребления.
Воспитание эстетическое — целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке и совершенствованию в подрастающем человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты.
Эстетическое сознание — совокупность идей, теорий, взглядов, критериев художественных суждений, вкусов, благодаря к-рым человек получает возможность достоверно определять эстетическую ценность окружающих его предметов, явлений жизни, искусства.
Эстетическое чувство — субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением к эстетическому предмету. Э. ч. выражается в духовном наслаждении или отвращении, сопровождающем восприятие и оценку предмета в единстве его содержания и формы.
Воспитание этическое — целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, имеющее своей целью выработку у последних правил хорошего тона, формирование культуры поведения и отношений.
ВОСПИТАНИЕ СВОБОДНОЕ — не стесняемое никакими ограничениями развитие сил и способностей каждого ребенка, пол-
24
ное раскрытие его индивидуальности. Для В. с. характерны категорическое отрицание системы воспитания и обучения, основанной на подавлении личности ребенка, регламентации всех сторон его жизни и поведения. Сторонники этой модели придавали и придают исключительное значение созданию условий для самовыражения и свободного развития детской индивидуальности, сводя к возможному минимуму пед. вмешательство и тем более исключая к.-л. насилие и принуждение. Они считают, что ребенок может себе представить только то, что пережил внутренне, поэтому ведущую роль в его воспитании и обучении должны играть детские переживания и накопление детьми личного опыта. Это направление непосредственно связано с концепцией свободного воспитания Ж. Ж. Руссо. Однако широкого распространения на Западе эти школы не получили. В России наиболее ярким опытом создания школ свободного воспитания был «Дом свободного ребенка», созданный К. Н. Вентцелем в 1906 г. Поддерживал идеи В. с. Л. Н. Толстой, организуя жизнь и обучение крестьянских детей в Яснополянской школе. Были и др. попытки: «Школа шалунов» А. Радченко в Баку, московская семейная школа О. Кайдановской-Берви, близкие к этому направлению учебно-воспитательные комплексы «Сетлемент» и «Детский труд и отдых», возглавляемые сначала А. У. Зеленко, затем С. Т. Шацким. В настоящее время вновь возродился интерес к идеям В. с. В Москве и ряде др. городов открыты вальдорфские школы, центры М.Монтессори, разрабатываются отечественные модели свободного, ненасильственного воспитания.
ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ — процесс и результат стихийного взаимодействия человека с ближайшей жизненной средой и условиями целенаправленного воспитания (семейного, духовно-нравственного, гражданского, правового, религиозного и др.); процесс активного приспособления человека к определенным ролям, нормативным установкам и образцам соц. проявления; планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации.
ВОСПИТАННОСТЬ — уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью оформленности общественно значимых качеств. Разлад, конфликт между тем, что человек знает, как он думает и как реально поступает, может приводить к кризису личности. В. — сегодняшний уровень развития личности в отличие от воспитуемости — потенциального уровня личности, зоны ее ближайшего развития.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА — целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, ста-
25
вящая своей целью создание условий для полноценного развития личности. Через В. р. реализуется воспитательный процесс.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ - совокупность взаимосвязанных компонентов (воспитательные цели, люди, их реализующие, их деятельность и общение, отношения, жизненное пространство), составляющая целостную соц.-пед. структуру школы и выступающая мощным и постоянно действующим фактором воспитания. Признаки гуманистически ориентированной В. с. ш.: наличие единой концепции развития школьной воспитательной системы, формирование здорового образа жизни, сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм воздействия и взаимодействия, обеспечение защитных функций коллектива, разнообразная и многообразная совместная деятельность разновозрастных коллективов и объединений. Примерами гуманистически ориентированной В. с. ш. могут быть школы В. Караковского, А. Ту-бельского и др.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - разновидность отношений между людьми, возникающая в воспитательном взаимодействии, направленная на духовное, нравственное и т. п. развитие и совершенствование.
ВОСПИТУЕМОСТЬ — подготовленность человека к сравнительно быстрому формированию новых для него познавательных, эмоциональных или поведенческих умений и навыков.
ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ - обучение, при к-ром достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков и формированием у них эмоционально-целостного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу.
ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ - 1) целостное и полноценное развитие всех сущностных сил человека, его способностей и дарований; 2) гуманистический идеал воспитания, сложившийся в эпоху Возрождения в русле культурного движения гуманизма. Идея В. р. л. получила различные интерпретации в позднейших философских и пед. системах в зависимости от особенностей историко-культурной ситуации.
ВУЗ ОТКРЫТЫЙ — высшее учебное заведение, куда слушателей принимают без ограничения в возрасте, при минимальных требованиях к уровню их знаний. В В. о. достаточно свободный график учебы, т. к. сроки обучения не ограничены. Слушатели могут получать стипендию, учиться по грантам или бесплатно под определенные гарантии. К таким вузам относятся Открытый Британский университет, открытые университеты Германии. Отдельные принципы работы В. о. стали использоваться и в нашей стране.
ВУНДЕРКИНД — ребенок, обладающий гиперспособностями. ВЫТЕСНЕНИЕ — см. Защита психологическая.
г
ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831) — нем. философ. Основные работы: «Философия духа», «Система нравственности», «Философская пропедевтика», «Энциклопедия философских наук» и др. Отстаивал идеал целостного формирования индивида в контексте культуры человечества. Стремился к формированию образованного гражданина как свободного члена общества. Противостоял элитарным концепциям образования. Развивал системный и исторический подход к проблемам воспитания и обучения. Цель воспитания, по Г., «сделать человека самостоятельным существом, т. е. существом со свободной волей». Воспитание считал обязанностью государства и семьи, с к-рой все начинается. Она призвана создать, воспитать человека, нужного обществу, государству, миру. В первые годы особенно важно материнское воспитание, ибо нравственность, по мысли Г., должна быть укоренена в ребенке как чувство. Предполагал участие церкви в образовании и воспитании детей, т.к. религия дает в форме чувственных и сверхчувственных образов целостное миросозерцание. Образование для Г. имело большое соц.-философское значение, он считал, что человек осуществляет «самопорождение» в процессе собственно деятельности. Учитель должен выполнять свою работу не только по обязанности, но и с удовольствием. Важнейшим воспитательным учреждением считал гимназию. Значительное место в образовании, по мысли Г., должна занимать философия, включающая философию объективного духа (учение о праве, морали и религии), психологию и логику, философию природы и философию духа.
ГЕДОНИЗМ — этико-психол. учение, возникшее в античности, утверждающее, что наслаждение является высшим благом, целью личности, критерием истинности и целесообразности, основным мотивом ее поведения. Преобладание гедонистских наклонностей человека является нежелательным при профессиональном отборе в пед. учебные заведения.
ГЕЛЬВЕЦИЙ Клод Адриан (1715-1771) - фр. философ-материалист, просветитель. Основные работы: «Об уме», «О человеке, его умственных способностях и его воспитании». Считал человека продуктом обстоятельств. Отвергал умственное, соц., национальное и расовое неравенство. Признавал право всех
26
27
(и женщин) на образование. Выступал против засилия латыни в школах. Был сторонником реальных знаний. Доказывал преимущества общественного воспитания перед семейным. Обучение, по Г., должно быть наглядным, строиться на личном опыте ребенка, учебный материал — простым и доступным, школа — светской и государственной.
ГЕНИАЛЬНОСТЬ (от лат genius — дух) — высший уровень развития способностей — как общих (интеллектуальных), так и специальных. О наличии Г. можно говорить лишь в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, к-рые составляют эпоху в жизни общества, развитии культуры. От учителя и образовательной системы, в к-рую включается ребенок с выдающимися способностями, во многом зависит, сумеет ли он реализовать свой потенциал.
ГЕНОТИП — наследственная основа организма; генетическая модель данного организма, заложенная в совокупности его генов.
ГЕРБАРТ Иоганн Фридрих (1776—1841) — нем. философ, педагог, психолог. Основные пед. труды: «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания», «Учебник психологии», «Письма о приложении психологии к педагогике», «Очерк лекций по педагогике». По Г., педагогика теснее всего связана с философией, к-рая предписывает ей цели воспитания, и с психологией, указывающей пути достижения этих целей. Считается теоретиком авторитарной педагогики. Цель воспитания, считал Г., заключается в формировании добродетельного человека, умеющего приспособиться к существующим отношениям, уважающего установленный правопорядок. Выделял основные пути воспитательного воздействия на воспитанников: обучение, управление и нравственное воспитание. Ввел в оборот понятия ассоциация, апперцепция, воспитывающее обучение. Во многом опередил развитие западной педагогики XIX в.
ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. hermeneutikos — разъясняющий, растолковывающий) — направление в философии, основной проблемой к-рого является проблема понимания. В педагогике Г. начинает использоваться как принцип научного исследования, требующий более осмысленного и глубокого понимания сущности воспитательного взаимодействия и разработки технологий обучения. В образовании одним из основных способов постижения истины является обучение пониманию.
ГЕРОГОГИКА — наука о воспитании пожилых и престарелых людей.
ГЕССЕН Сергей Иосифович (1887—1950) - русский философ и педагог, вынужденный в 20-х годах эмигрировать за границу.
Основные пед. работы: «Основы педагогики», «О противоречии и единстве воспитания» и др. Дал философско-пед. анализ важнейших направлений пед. мысли первой четверти XX в. в России, Европе, США. Осуществил философский подход к педагогике, поставив в ее центр ценностное отношение к образованию, к-рое рассматривал как непрерывное восхождение к высотам культуры, личности, ее индивидуальности. Считал педагогику теоретической наукой о должном, рассматривая ее как прикладную философию. Убедительно показал неприемлемость национализма в системе общего образования: «всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным».
ГЕШТАЛЬТ (от нем. Gestalt — образ, форма) — устойчивый способ организации целого, его изменяющихся частей; целостные психические образования.
Гештальттерапия — система методов и процедур психотерапевтического воздействия на человека, основанных на теории гештальтпсихологии. Главный принцип Г. — безусловное принятие человеком себя, др. людей и всего остального мира таким, какие они есть; восприятие и оценка сиюминутного состояния человека как вполне совершенного, не требующего изменения или улучшения. В последнее время Г. в нашей стране привлекает внимание не только психологов, но и педагогов, т. к. методы психотерапии все активнее входят в арсенал способов взаимодействия педагогов с воспитанниками.
ГИМНАЗИЯ — среднее общеобразовательное учебное заведение, обычно гуманитарно-филологического направления (термин заимствован из Древней Греции от «гимнасий»). Г. дает углубленное изучение дисциплин, обеспечивающее вариативность образования в зависимости от его конкретного направления, а также освоение общеобразовательных дисциплин и курсов основ наук по профилю, выбранному учащимися.
ГИПНОПЕДИЯ — обучение во сне.
ГИПОТЕЗА — основание, предположение, выдвигаемое с целью объяснения причин, свойств и существования явлений действительности. Формулировка гипотезы в пед. исследованиях, как правило, направлена на определение условий протекания тех или иных пед. процессов и явлений.
ГЛОССАРИЙ — словарь к к.-л. тексту, преимущественно древнему, объясняющий малоизвестные или устаревшие слова. В настоящее время значение этого понятия расширяется. В педагогике часто стали говорить о Г. отдельного учебного предмета или всего образовательного стандарта.
ГОСПИТАЛИЗМ — совокупность психических и соматических расстройств, обусловленных длительным пребыванием че-
28
29
ловека в больничном стационаре или закрытом учреждении (Дом ребенка, детский дом) в отрыве от близких людей и дефицитом личностно направленного эмоционального общения. Термин ввел в оборот австро-амер. психоаналитик Р. Спите. Для Г. свойственны отставание в овладении собственным телом и речью, пониженный уровень адаптации к окружению, ослабленная сопротивляемость инфекциям и т. д., что у младенцев и детей приводит к тяжелым и зачастую необратимым последствиям. Г. может возникнуть не только в официальных заведениях (больничные стационары, приюты), где ребенок не получает достаточного внимания и тепла, но и в семьях, где матери не любят своих детей или не уделяют им достаточного внимания. Г. встречается и у взрослых людей, проявляясь соц. дезадаптацией, утратой интереса к труду и трудовых навыков, уменьшением и ухудшением контактов с окружающими людьми.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ -1) основной документ, определяющий образовательный уровень, к-рый должен быть достигнут выпускниками независимо от форм получения образования. Включает в себя федеральный и национально-региональный компоненты; 2) основной документ, в к-ром определены конечные результаты образования по учебному предмету. Составляется для каждого этапа образования. Стандартом определяются цели и задачи предметного образования, представления, умения и навыки, к-рыми предстоит овладеть учащимся, технология проверки результатов образования; 3) федеральные компоненты Г. о. с. определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ - комплексное понятие, в состав к-рого входят личностная и интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Личностная готовность — наличие мотивов учебной деятельности (наличие желания не просто пойти в школу, но и учиться, выполнять определенные, связанные с учебой обязанности), познавательное отношение к внешнему миру, сфор-мированность коммуникативных средств и навыков, желания общаться; достаточный уровень эмоционального и волевого развития психики. Интеллектуальная готовность — достижение достаточного для начала систематического обучения уровня зрелости познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, речи), владение ребенком знаниями, умениями и навыками в объеме стандартной программы детского сада. Для диагностики Г. р. к ш. используется комплекс разнообразных
методик, направленных на исследование развития познавательной и коммуникативной сфер, индивидуальных особенностей и качеств личности, в частности такие, как тест «Мотивационная готовность» (А. Л. Венгер), тест Бендер и др.
ГОТОВНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К САМООПРЕДЕЛЕНИЮ — готовность школьников к выбору своего трудового, профессионального пути, осознанию собственных интересов, индивидуальных психол. особенностей своей личности.
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ — нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны.
ГРАМОТНОСТЬ — владение человеком навыками устной и письменной речи в соответствии с нормами литературного языка. Один из базовых показателей соц.-культурного развития населения, а применительно к школе — одно из важнейших условий и показателей качества обучения. Г. имеет и более широкое толкование — как определенная степень владения знаниями в той или иной области и умениями их применять.
Грамотность компьютерная — часть технологического образования. В структуру Г. к. входит: знание основных понятий информатики и вычислительной техники; знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники; знание современных операционных систем и владение их основными командами; знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Norton Commander, Windows, их расширения) и владение их функциями; владение хотя бы одним текстовым редактором; первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования; первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.
|
|
|