Главная страница
Навигация по странице:

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. К 57



Скачать 1.03 Mb.
Название Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. К 57
Анкор Pedagogichesky_slovar.doc
Дата 04.05.2017
Размер 1.03 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Pedagogichesky_slovar.doc
Тип Документы
#7393
страница 4 из 24
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Воспитание экономическоецеленаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формирование у последних знаний, умений и навыков, потребностей, интере­сов и стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам рационального хозяйствования и организации про­изводства, распределения и потребления.

Воспитание эстетическое — целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке и со­вершенствованию в подрастающем человеке способности воспри­нимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты.

Эстетическое сознание — совокупность идей, теорий, взглядов, критериев художественных суждений, вкусов, благодаря к-рым человек получает возможность достоверно определять эстетиче­скую ценность окружающих его предметов, явлений жизни, ис­кусства.

Эстетическое чувство — субъективное эмоциональное пере­живание, рожденное оценочным отношением к эстетическому предмету. Э. ч. выражается в духовном наслаждении или отвраще­нии, сопровождающем восприятие и оценку предмета в единстве его содержания и формы.

Воспитание этическое — целенаправленное взаимодействие вос­питателей и воспитанников, имеющее своей целью выработку у последних правил хорошего тона, формирование культуры пове­дения и отношений.

ВОСПИТАНИЕ СВОБОДНОЕ — не стесняемое никакими огра­ничениями развитие сил и способностей каждого ребенка, пол-


24

ное раскрытие его индивидуальности. Для В. с. характерны кате­горическое отрицание системы воспитания и обучения, осно­ванной на подавлении личности ребенка, регламентации всех сторон его жизни и поведения. Сторонники этой модели прида­вали и придают исключительное значение созданию условий для самовыражения и свободного развития детской индивидуально­сти, сводя к возможному минимуму пед. вмешательство и тем более исключая к.-л. насилие и принуждение. Они считают, что ребенок может себе представить только то, что пережил внут­ренне, поэтому ведущую роль в его воспитании и обучении дол­жны играть детские переживания и накопление детьми личного опыта. Это направление непосредственно связано с концепцией свободного воспитания Ж. Ж. Руссо. Однако широкого распрост­ранения на Западе эти школы не получили. В России наиболее ярким опытом создания школ свободного воспитания был «Дом свободного ребенка», созданный К. Н. Вентцелем в 1906 г. Под­держивал идеи В. с. Л. Н. Толстой, организуя жизнь и обучение крестьянских детей в Яснополянской школе. Были и др. попытки: «Школа шалунов» А. Радченко в Баку, московская семейная шко­ла О. Кайдановской-Берви, близкие к этому направлению учеб­но-воспитательные комплексы «Сетлемент» и «Детский труд и отдых», возглавляемые сначала А. У. Зеленко, затем С. Т. Шац­ким. В настоящее время вновь возродился интерес к идеям В. с. В Москве и ряде др. городов открыты вальдорфские школы, цен­тры М.Монтессори, разрабатываются отечественные модели сво­бодного, ненасильственного воспитания.

ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ — процесс и результат сти­хийного взаимодействия человека с ближайшей жизненной сре­дой и условиями целенаправленного воспитания (семейного, ду­ховно-нравственного, гражданского, правового, религиозного и др.); процесс активного приспособления человека к определен­ным ролям, нормативным установкам и образцам соц. проявле­ния; планомерное создание условий для относительно целенап­равленного развития человека в процессе его социализации.

ВОСПИТАННОСТЬ — уровень развития личности, проявляю­щийся в согласованности между знаниями, убеждениями, пове­дением и характеризующийся степенью оформленности обществен­но значимых качеств. Разлад, конфликт между тем, что человек знает, как он думает и как реально поступает, может приводить к кризису личности. В. — сегодняшний уровень развития личности в отличие от воспитуемости — потенциального уровня личности, зоны ее ближайшего развития.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА — целенаправленная деятель­ность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, ста-

25


вящая своей целью создание условий для полноценного развития личности. Через В. р. реализуется воспитательный процесс.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ - совокупность вза­имосвязанных компонентов (воспитательные цели, люди, их реа­лизующие, их деятельность и общение, отношения, жизненное пространство), составляющая целостную соц.-пед. структуру школы и выступающая мощным и постоянно действующим фактором воспитания. Признаки гуманистически ориентированной В. с. ш.: на­личие единой концепции развития школьной воспитательной си­стемы, формирование здорового образа жизни, сочетание фрон­тальных, групповых и индивидуальных форм воздействия и взаимодействия, обеспечение защитных функций коллектива, раз­нообразная и многообразная совместная деятельность разновоз­растных коллективов и объединений. Примерами гуманистически ориентированной В. с. ш. могут быть школы В. Караковского, А. Ту-бельского и др.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - разновидность отно­шений между людьми, возникающая в воспитательном взаимо­действии, направленная на духовное, нравственное и т. п. разви­тие и совершенствование.

ВОСПИТУЕМОСТЬ — подготовленность человека к сравни­тельно быстрому формированию новых для него познавательных, эмоциональных или поведенческих умений и навыков.

ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ - обучение, при к-ром достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков и формированием у них эмоциональ­но-целостного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу.

ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ - 1) целостное и полноценное развитие всех сущностных сил человека, его спо­собностей и дарований; 2) гуманистический идеал воспитания, сложившийся в эпоху Возрождения в русле культурного движе­ния гуманизма. Идея В. р. л. получила различные интерпретации в позднейших философских и пед. системах в зависимости от осо­бенностей историко-культурной ситуации.

ВУЗ ОТКРЫТЫЙвысшее учебное заведение, куда слуша­телей принимают без ограничения в возрасте, при минимальных требованиях к уровню их знаний. В В. о. достаточно свободный график учебы, т. к. сроки обучения не ограничены. Слушатели могут получать стипендию, учиться по грантам или бесплатно под определенные гарантии. К таким вузам относятся Открытый Британский университет, открытые университеты Германии. От­дельные принципы работы В. о. стали использоваться и в нашей стране.

ВУНДЕРКИНД — ребенок, обладающий гиперспособностями. ВЫТЕСНЕНИЕ — см. Защита психологическая.

г

ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831) — нем. фило­соф. Основные работы: «Философия духа», «Система нравствен­ности», «Философская пропедевтика», «Энциклопедия философ­ских наук» и др. Отстаивал идеал целостного формирования индивида в контексте культуры человечества. Стремился к фор­мированию образованного гражданина как свободного члена об­щества. Противостоял элитарным концепциям образования. Раз­вивал системный и исторический подход к проблемам воспитания и обучения. Цель воспитания, по Г., «сделать человека самостоя­тельным существом, т. е. существом со свободной волей». Воспита­ние считал обязанностью государства и семьи, с к-рой все начи­нается. Она призвана создать, воспитать человека, нужного обществу, государству, миру. В первые годы особенно важно материнское воспитание, ибо нравственность, по мысли Г., дол­жна быть укоренена в ребенке как чувство. Предполагал участие церкви в образовании и воспитании детей, т.к. религия дает в форме чувственных и сверхчувственных образов целостное миро­созерцание. Образование для Г. имело большое соц.-философское значение, он считал, что человек осуществляет «самопорожде­ние» в процессе собственно деятельности. Учитель должен выпол­нять свою работу не только по обязанности, но и с удовольствием. Важнейшим воспитательным учреждением считал гимназию. Зна­чительное место в образовании, по мысли Г., должна занимать философия, включающая философию объективного духа (учение о праве, морали и религии), психологию и логику, философию природы и философию духа.

ГЕДОНИЗМ — этико-психол. учение, возникшее в антично­сти, утверждающее, что наслаждение является высшим благом, целью личности, критерием истинности и целесообразности, основным мотивом ее поведения. Преобладание гедонистских на­клонностей человека является нежелательным при профессио­нальном отборе в пед. учебные заведения.

ГЕЛЬВЕЦИЙ Клод Адриан (1715-1771) - фр. философ-ма­териалист, просветитель. Основные работы: «Об уме», «О чело­веке, его умственных способностях и его воспитании». Считал человека продуктом обстоятельств. Отвергал умственное, соц., национальное и расовое неравенство. Признавал право всех


26

27

(и женщин) на образование. Выступал против засилия латыни в школах. Был сторонником реальных знаний. Доказывал преиму­щества общественного воспитания перед семейным. Обучение, по Г., должно быть наглядным, строиться на личном опыте ре­бенка, учебный материал — простым и доступным, школа — светской и государственной.

ГЕНИАЛЬНОСТЬ (от лат genius — дух) — высший уровень развития способностей — как общих (интеллектуальных), так и специальных. О наличии Г. можно говорить лишь в случае дости­жения личностью таких результатов творческой деятельности, к-рые составляют эпоху в жизни общества, развитии культуры. От учителя и образовательной системы, в к-рую включается ребе­нок с выдающимися способностями, во многом зависит, сумеет ли он реализовать свой потенциал.

ГЕНОТИП — наследственная основа организма; генетиче­ская модель данного организма, заложенная в совокупности его генов.

ГЕРБАРТ Иоганн Фридрих (1776—1841) — нем. философ, пе­дагог, психолог. Основные пед. труды: «Общая педагогика, выве­денная из целей воспитания», «Учебник психологии», «Письма о приложении психологии к педагогике», «Очерк лекций по педа­гогике». По Г., педагогика теснее всего связана с философией, к-рая предписывает ей цели воспитания, и с психологией, ука­зывающей пути достижения этих целей. Считается теоретиком ав­торитарной педагогики. Цель воспитания, считал Г., заключается в формировании добродетельного человека, умеющего приспосо­биться к существующим отношениям, уважающего установлен­ный правопорядок. Выделял основные пути воспитательного воз­действия на воспитанников: обучение, управление и нравственное воспитание. Ввел в оборот понятия ассоциация, апперцепция, вос­питывающее обучение. Во многом опередил развитие западной пе­дагогики XIX в.

ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. hermeneutikos — разъясняющий, ра­столковывающий) — направление в философии, основной про­блемой к-рого является проблема понимания. В педагогике Г. на­чинает использоваться как принцип научного исследования, требующий более осмысленного и глубокого понимания сущно­сти воспитательного взаимодействия и разработки технологий обу­чения. В образовании одним из основных способов постижения истины является обучение пониманию.

ГЕРОГОГИКА — наука о воспитании пожилых и престарелых людей.

ГЕССЕН Сергей Иосифович (1887—1950) - русский философ и педагог, вынужденный в 20-х годах эмигрировать за границу.

Основные пед. работы: «Основы педагогики», «О противоречии и единстве воспитания» и др. Дал философско-пед. анализ важней­ших направлений пед. мысли первой четверти XX в. в России, Ев­ропе, США. Осуществил философский подход к педагогике, по­ставив в ее центр ценностное отношение к образованию, к-рое рассматривал как непрерывное восхождение к высотам культуры, личности, ее индивидуальности. Считал педагогику теоретической наукой о должном, рассматривая ее как прикладную философию. Убедительно показал неприемлемость национализма в системе об­щего образования: «всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным».

ГЕШТАЛЬТ (от нем. Gestalt — образ, форма) — устойчивый способ организации целого, его изменяющихся частей; целост­ные психические образования.

Гештальттерапия — система методов и процедур психотерапев­тического воздействия на человека, основанных на теории гештальтпсихологии. Главный принцип Г. — безусловное приня­тие человеком себя, др. людей и всего остального мира таким, какие они есть; восприятие и оценка сиюминутного состояния человека как вполне совершенного, не требующего изменения или улучшения. В последнее время Г. в нашей стране привлекает внимание не только психологов, но и педагогов, т. к. методы пси­хотерапии все активнее входят в арсенал способов взаимодействия педагогов с воспитанниками.

ГИМНАЗИЯ — среднее общеобразовательное учебное заведе­ние, обычно гуманитарно-филологического направления (термин заимствован из Древней Греции от «гимнасий»). Г. дает углублен­ное изучение дисциплин, обеспечивающее вариативность образо­вания в зависимости от его конкретного направления, а также освоение общеобразовательных дисциплин и курсов основ наук по профилю, выбранному учащимися.

ГИПНОПЕДИЯ — обучение во сне.

ГИПОТЕЗА — основание, предположение, выдвигаемое с це­лью объяснения причин, свойств и существования явлений дей­ствительности. Формулировка гипотезы в пед. исследованиях, как правило, направлена на определение условий протекания тех или иных пед. процессов и явлений.

ГЛОССАРИЙ — словарь к к.-л. тексту, преимущественно древ­нему, объясняющий малоизвестные или устаревшие слова. В на­стоящее время значение этого понятия расширяется. В педагогике часто стали говорить о Г. отдельного учебного предмета или всего образовательного стандарта.

ГОСПИТАЛИЗМ — совокупность психических и соматиче­ских расстройств, обусловленных длительным пребыванием че-


28

29

ловека в больничном стационаре или закрытом учреждении (Дом ребенка, детский дом) в отрыве от близких людей и дефицитом личностно направленного эмоционального общения. Термин ввел в оборот австро-амер. психоаналитик Р. Спите. Для Г. свойствен­ны отставание в овладении собственным телом и речью, пони­женный уровень адаптации к окружению, ослабленная сопро­тивляемость инфекциям и т. д., что у младенцев и детей приводит к тяжелым и зачастую необратимым последствиям. Г. может воз­никнуть не только в официальных заведениях (больничные ста­ционары, приюты), где ребенок не получает достаточного вни­мания и тепла, но и в семьях, где матери не любят своих детей или не уделяют им достаточного внимания. Г. встречается и у взрослых людей, проявляясь соц. дезадаптацией, утратой инте­реса к труду и трудовых навыков, уменьшением и ухудшением контактов с окружающими людьми.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ -1) основной документ, определяющий образовательный уровень, к-рый должен быть достигнут выпускниками независимо от форм получения образования. Включает в себя федеральный и нацио­нально-региональный компоненты; 2) основной документ, в к-ром определены конечные результаты образования по учебно­му предмету. Составляется для каждого этапа образования. Стан­дартом определяются цели и задачи предметного образования, представления, умения и навыки, к-рыми предстоит овладеть уча­щимся, технология проверки результатов образования; 3) феде­ральные компоненты Г. о. с. определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню под­готовки выпускников.

ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ - комплексное поня­тие, в состав к-рого входят личностная и интеллектуальная готов­ность, а также достаточный уровень развития зрительно-мотор­ной координации. Личностная готовность — наличие мотивов учебной деятельности (наличие желания не просто пойти в шко­лу, но и учиться, выполнять определенные, связанные с учебой обязанности), познавательное отношение к внешнему миру, сфор-мированность коммуникативных средств и навыков, желания об­щаться; достаточный уровень эмоционального и волевого разви­тия психики. Интеллектуальная готовность — достижение достаточного для начала систематического обучения уровня зре­лости познавательных процессов (восприятия, памяти, мышле­ния, воображения, речи), владение ребенком знаниями, умения­ми и навыками в объеме стандартной программы детского сада. Для диагностики Г. р. к ш. используется комплекс разнообразных

методик, направленных на исследование развития познаватель­ной и коммуникативной сфер, индивидуальных особенностей и качеств личности, в частности такие, как тест «Мотивационная готовность» (А. Л. Венгер), тест Бендер и др.

ГОТОВНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К САМООПРЕДЕЛЕ­НИЮ — готовность школьников к выбору своего трудового, про­фессионального пути, осознанию собственных интересов, инди­видуальных психол. особенностей своей личности.

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ — нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблю­дение и уважение законов страны.

ГРАМОТНОСТЬ — владение человеком навыками устной и письменной речи в соответствии с нормами литературного языка. Один из базовых показателей соц.-культурного развития населе­ния, а применительно к школе — одно из важнейших условий и показателей качества обучения. Г. имеет и более широкое толкова­ние — как определенная степень владения знаниями в той или иной области и умениями их применять.

Грамотность компьютерная — часть технологического образова­ния. В структуру Г. к. входит: знание основных понятий информа­тики и вычислительной техники; знание принципиального уст­ройства и функциональных возможностей компьютерной техники; знание современных операционных систем и владение их основ­ными командами; знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Norton Commander, Windows, их расширения) и владение их функциями; владение хотя бы одним текстовым редактором; первоначальные представ­ления об алгоритмах, языках и пакетах программирования; пер­воначальный опыт использования прикладных программ утили­тарного назначения.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
написать администратору сайта