Главная страница
Навигация по странице:

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. К 57



Скачать 1.03 Mb.
Название Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. К 57
Анкор Pedagogichesky_slovar.doc
Дата 04.05.2017
Размер 1.03 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Pedagogichesky_slovar.doc
Тип Документы
#7393
страница 8 из 24
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   24

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ — процесс повышения значимости ин­формации и знаний, широкое распространение информацион­ных методов во всех сферах жизни общества. Информатизация образования — массовое внедрение в пед. прак­тику методов и средств сбора, обработки, передачи и хранения информации на базе микропроцессорной техники и средств пере­дачи информации, а также пед. технологий, основанных на этих средствах, с целью создания условий для перестройки познава­тельной деятельности и усиления интеллектуальных возможнос­тей обучаемых.

Информатизация (компьютеризация) обучения — использова­ние вычислительной техники и связанных с ней информацион­ных технологий в процессе обучения как средств управления по­знавательной деятельностью школьников и предоставления учителю и учащемуся необходимой текстовой и наглядной ин­формации, дополняющей содержание образования.

ИНФОСФЕРА — глобальная инфраструктура электронных средств хранения, обработки и передачи информации вместе с программным обеспечением, организациями и персоналом, обес­печивающими их разработки и эксплуатацию. Термин ввел А. П. Ершов.

ИНФРАСТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННАЯ - совокупность отраслей хозяйства, организационно не входящих в информаци­онную индустрию, но обеспечивающих ее эффективное функ­ционирование: библиотечное дело, издательское дело и поли­графическая промышленность, книжная торговля, почтовая и телефонно-телеграфная и электронная связь, телевидение и т. д.


52

53

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ — отрасль пед. науки, изучающая состояние и развитие теории и практики воспитания и обучения подрастающего поколения на разных ступенях развития челове­ческого общества.

ИССЛЕДОВАНИЕ НАУЧНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ - процесс формирования новых пед. знаний, вид познавательной деятельно­сти, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. Различают три уровня пед. ис­следований: эмпирический — устанавливаются новые факты в пед. науке; теоретический — выдвигаются и формулируются основ­ные, общие пед. закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и предсказать их будущее развитие; методологи­ческий — на базе эмпирических и теоретических исследований фор­мулируются общие принципы и методы исследования пед. явле­ний, построения теории.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЛОНГИРОВАННОЕ (от лат. pro - впе­ред, longys — долгий, дальний)— исследование, предполагаю­щее длительное и систематическое изучение данного объекта, личности, пед. явления и на основе этого прогнозирование даль­нейшего развития изучаемого предмета.

К

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН - план, к-рый со­ставляется по одной из учебных дисциплин (учебному предмету) и включает перечень тем, задачи их изучения, количество отводимых на темы часов, определение типа урока, межпредметные связи, методическое обеспечение. Работа по календарному плану гаранти­рует выполнение программ, предохраняет учащихся от перегрузок.

КАМПАНЕЛЛА Томаззо (1568—1639) — итальянский гуманист эпохи Возрождения, по своим взглядам — социалист-утопист. В своем сочинении «Город Солнца» изобразил идеальное государ­ство, где нет частной собственности, где все одинаково трудятся, имеют полную возможность заниматься науками и искусствами. Значительное место уделил описанию воспитания детей. Оно но­сит полностью общественный характер (семья уступает свои вос­питательные функции) и одинаково для всех граждан государства. Обучение начинается с двухлетнего возраста и является полно­стью наглядным. Стены «города Солнца» расписаны картинами, представляющими различные отрасли знаний и все ремесла. Де­вочки и мальчики, гуляя со своими наставниками вдоль стен, сначала усваивают алфавит и учатся говорить, затем «как бы иг-

раючи» овладевают предметами начального обучения, гимнасти­кой, бегом, метанием диска. На восьмом году дети приступают к активному и сознательному усвоению знаний. Мысли о демокра­тическом и всестороннем воспитании и образовании в условиях справедливого общественного строя, большое внимание умствен­ному развитию, к-рое должно сочетаться с физическим и нрав­ственно-эстетическим воспитанием, ряд соображений о нагляд­ном обучении — таков вклад, внесенный К. в педагогику.

КАНТ Иммануил (1724—1804) — родоначальник немецкой клас­сической философии. Пед. взгляды К. сложились под влиянием Ж. Ж. Руссо и нем. педагога И. Б. Базедова. Основные произведе­ния, в к-рых отражены пед. воззрения К.: «О педагогике», «Уве­домление о расписании лекций на зимнее полугодие "1765—66"», «Ответ на вопрос: что такое просвещение?», «Антропология с прагматической точки зрения». К. считал, что человек становится человеком только благодаря воспитанию и является единственным существом, к-рое в нем нуждается. В воспитании различал пять ком­понентов: физическое воспитание, или уход за ребенком; дисцип-линирование; культивирование, или развитие умственных способ­ностей; цивилизирование, или приспособление к условиям жизни в обществе; морализирование, или выработка твердого характера (последнее является самым важным). Главной задачей воспитания К. считал приучение детей к нравственной деятельности в сочета­нии с внутренними принципами разума и идеей долга. Отсюда его понимание школы как «принудительной культуры», где ребенок приучается выполнять определенные обязанности. Допускал при­менение физических наказаний. Выступал против стремления сде­лать обучение легким и приятным для детей, т. к. серьезные учеб­ные занятия, по его мнению, должны готовить к трудовой жизни. Считал необходимым развивать в юноше сознание равенства лю­дей при их гражданском неравенстве, формировать «всемирно-гражданский образ мыслей».

КАПТЕРЕВ Петр Федорович (1849-1922) — русский педагог, историк педагогики, психолог. Основные работы: «Педагогиче­ский процесс», «Дидактические очерки», «История русской пе­дагогики», «Этюды по психологии народов» и др. Много внима­ния уделял дошкольной педагогике и воспитанию в семье. Ратовал за распространение детских садов, правильно оценив их пед. и общественное значение. Предлагал заменить классно-урочную си­стему предметными классами и разделить школы на отделения по возрастам детей и их способностям. Выступал за разнообразие ти­пов школ. Центральной проблемой всей педагогики считал разви­тие и воспитание характера и воли. Ввел в русскую педагогику понятие «пед. процесса» как целостного явления, в к-ром биоло-


54

55

гическое и соц., индивидуальное и общественное оказываются в сложном взаимодействии. Выступал за автономию школы, чтобы учитель приобрел независимость в своей деятельности, а учащие­ся обрели возможность свободно вырабатывать убеждения и взгляды на религию, государство, общество. Считал, что улучшение мате­риального и правового положения учителя привлечет к этой про­фессии способных людей. Одним из первых дал систематическое изложение развития русской педагогики за весь период ее суще­ствования. Соединяя историю педагогики с общей историей, по­нимая педагогику как область знания, тесно связанную с обще­ственными интересами.

КАТАРСИС — см. Психотерапия.

КАФЕДРА (от греч. kathedra — сидение, стул) — объединение профессорско-преподавательского состава и научных работников одной или нескольких тесно связанных между собой научных дис­циплин, занимающееся научно-исследовательской и пед. деятель­ностью. В вузе — учебно-научное подразделение, осуществляющее учебную, методическую, воспитательную и научно-исследователь­скую работу по своему профилю.

Кафедра школьная — новообразование в структуре школы, осу­ществляющее руководство научно-исследовательской, творчес­кой работой учителя, анализ и корректирование новых учебных программ и курсов, их экспертную оценку и рецензирование, связи с вузами, НИИ, культурными центрами и т. п. На заведо­вание кафедрами приглашаются научные работники и препода­ватели вузов с научными степенями. Под руководством кафедр учителя осваивают новые формы планирования, включающие элементы научного исследования, формы апробации новых идей и технологий.

КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ — совокупность всех социально и био­логически обусловленных компонентов личности, предопределя­ющих ее устойчивое поведение в соц. и природной среде.

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ — характеристика положения человека в различных соц. системах, выражающая степень его соц. свободы (или несвободы), возможности (или препятствия) для личност­ного развития, содержания культурных и духовных ценностей, предоставленных в его распоряжение, уровень его материального благосостояния, физического и психического здоровья.

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ — определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, к-рого достигают обучаемые на определенном этапе в соответ­ствии с планируемыми целями; степень удовлетворения ожида­ний различных участников процесса образования от предоставля­емых образовательным учреждением образовательных услуг. К. о.

прежде всего измеряется его соответствием образовательному стан­дарту. К. о. зависит от уровня престижности образования в обще­ственном сознании и системе государственных приоритетов, финансирования и материально-технической оснащенности об­разовательных учреждений, современной технологии управления ими.

КАЩЕНКО Всеволод Петрович (1870-1943) — дефектолог, организатор высшего дефектологического образования в России. Был сторонником всеобщего обучения аномальных и трудных (исключительных) детей, полагая, что врачебно-педагогически-ми средствами можно ослабить или преодолеть недостатки или трудности развития таких детей. Считал, что многие аномалии детства вызваны не только органическими недостатками, но и отклонениями, обусловленными неправильным образом жизни, неблагоприятными соц. условиями или (и) акцентуациями харак­тера. Пользовался термином «лечебная педагогика», понимая под ним синтез медико-терапевтических, учебно-педагогических и вос­питательных приемов, имеющих целью выправление (коррекцию) характера и личности в целом. Ставил вопрос о психосоциальной гигиене детского возраста.

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ КАТЕГОРИИ РАБОТНИКОВ ОБ­РАЗОВАНИЯ — соответствующий нормативным критериям уро­вень квалификации, профессионализма и продуктивности пед. и (или) управленческого труда, обеспечивающий работнику воз­можность решать профессиональные задачи.

КВАЛИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ - ступени про­фессиональной подготовленности работника, позволяющие ему вы­полнять трудовые функции определенного уровня и сложности в конкретном виде деятельности. Показателем К. п. являются квали­фикационные категории, к-рые присваиваются работнику в соот­ветствии с нормативными характеристиками данной профессии.

КВИНТИЛИАН Марк Фабий (ок. 35 — ок. 96) — древнеримский теоретик ораторского искусства, педагог. Открыл в Риме собствен­ную риторическую школу для юношей, к-рая вскоре стала госу­дарственной. К. — первый учитель, получавший жалованье из госу­дарственной казны. В своей главной книге «Воспитание оратора» изложил мысли о воспитании детей и подростков. В дошкольном возрасте рекомендовал широко использовать игры и следить за ре­чью детей. Высоко ценил школу, где считал полезным проводить коллективные занятия в небольших группах, соревнования, под­держивать дисциплину, но не прибегать к физическим наказани­ям. Верил в силу воспитания и от учителя требовал быть простым, терпеливым, старательным, не раздражительным, но и не потвор­ствующим тем, кто нуждается в исправлении, не скучным, но и не


56

57

расточительным на похвалы, испытывать родительские чувства к воспитанникам. Наметил стадии метода обучения: подражание, теоретическое наставление, упражнение — и требовал сочетать за­учивание с размышлением.

КИНЕСИКА — совокупность зрительной информации в обще­нии (телодвижения, жесты, мимика, позы, взгляд, манера оде­ваться, причесываться).

КЛАССИФИКАЦИЯ — распределение объектов, явлений, по­нятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.

Классификация методов воспитания — система методов воспита­ния, упорядоченная по единому основанию. Существуют различ­ные классификации, но в силу сложности жесткого разграничения методов воспитания по определенному основанию большинство существующих классификаций не отличаются четкостью. В данном словаре представлена классификация методов воспитания на осно­ве личностно-деятельностного подхода (см. Методы воспитания). Классификация методов обучения — система методов обуче­ния, упорядоченная по единому основанию. Существуют различ­ные классификации: по источнику информации и восприятия, по дидактической цели, по логике изложения, по степени познава­тельной активности учащихся и др. В данном словаре методы обу­чения представлены по классификации на основе структуры де­ятельности, разработанной советским педагогом Ю. К. Бабанским и включающей в себя все существующие классификации (см. Ме­тоды обучения).

КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ - организа­ция учебного процесса, при к-рой обучение проводится в клас­сах с постоянным составом учащихся, по твердому расписанию, составленному на основе учебного плана. Основной формой обу­чения является урок. Содержание обучения в каждом классе оп­ределяется учебными планами и программами. Местом проведе­ния уроков служат классные комнаты, учебные кабинеты, мастерские и т. п.

КЛАССНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ — пед. работник, в чьи должно­стные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личнос­ти ребенка; внесение необходимых коррективов в систему его вос­питания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива.

КЛАССЫ ГИБКОГО СОСТАВА — формы внешней дифферен­циации (вне основного класса), создаваемые на основе однород­ных групп учащихся по способностям и интересам для изучения

определенных учебных дисциплин (биологии, истории и др.), занимающихся по специальному расписанию 1—2 раза в неде­лю. Изучение остальных предметов осуществляется в основном классе.

КЛАССЫ ПРОФИЛЬНЫЕ — форма внешней дифференциа­ции по интересам учеников, предполагающая углубленное изуче­ние ряда взаимосвязанных предметов, интересующих учащихся, в классах постоянного состава.

КЛЕПТОМАНИЯ — непреодолимая страсть к воровству, к-рую корректируют лечебными средствами.

КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕ­СКИЙ — эмоциональная атмосфера, складывающаяся в коллек­тиве и отражающая систему межличностных отношений в нем. К. к. с.-п. зависит от степени сплоченности коллектива, удовлетво­ренности людей пребыванием в нем, процессом и результатом своей деятельности и выполняет консолидирующую, стимулирую­щую, стабилизирующую и регулирующую функции.

КОГНИТИВНАЯ СФЕРА — сфера психологии человека, свя­занная с его познавательными процессами и сознанием, включа­ющая в себя знания человека о мире и о самом себе.

КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ — процесс формирования и раз­вития когнитивной сферы человека, в частности его восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи.

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС - переживание человеком противоречия в своих знаниях.

КОЛЛЕДЖ — высшее или среднее учебное заведение в Вели­кобритании, США и ряде др. стран. В РФ к К. относят некоторые вновь образуемые и реорганизуемые учебные заведения, дающие, как правило, среднее специальное профессиональное образова­ние или начальный цикл высшей школы.

КОЛЛЕКТИВ (от лат. collectivus — собирательный) — группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между со­бой общностью соц. обусловленных целей, интересов, потребнос­тей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятель­ностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством К., в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа. К числу призна­ков К. относятся также сознательный характер объединения лю­дей, относительная его устойчивость, четкая организационная структура, наличие органов координации деятельности. К. бывают первичные и вторичные. К первичным принято относить К., в к-рых наблюдается непосредственный межличностный контакт между его членами. Вторичный К. — более сложный по своему составу, он состоит из ряда первичных К.


58

59

Идентификация коллективистская — форма гуманных отноше­ний, возникающая в совместной деятельности, при к-рой про­блемы одного из группы становятся мотивами поведения других. Коллектив детский воспитательный — 1-) созданная система кол­лективистически, высоконравственно и эстетически воспитыва­ющих общественных отношений, деятельности и общения в дет­ской среде, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности; 2) группа высокого уровня развития, где меж­личностные отношения опосредованы общественно ценным и лич­ности о значимым содержанием совместной деятельности. Коллективное самоопределение — психический механизм об­ретения личностями свободы в коллективе, когда различные ин­дивидуальные мнения и точки зрения не подавляются механиз­мами подражания и внушения, как в простой группе, а получают возможность относительно свободного существования. Сплоченность коллектива — степень единства коллектива, про­являющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характе­ре межличностных отношений, настроений и др., а также в един­стве практической деятельности. Формирование С. к. осуществляется в совместной деятельности.

КОЛЛЕКТИВИЗМ — 1) способность человека активно от­кликаться на нужды др. людей, жить общественными интереса­ми; 2) принцип воспитания, утверждающий приоритет интере­сов коллектива над устремлениями индивида. Способствует формированию в человеке идеалов братства, взаимопомощи, уважения к др. людям.

КОЛЛЕКТИВНОЕ МНЕНИЕ — разновидность общественного мнения, представляющая собой совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива (или его значительной части) к различным событиям и явлениям в жизни общества и данного коллектива. Появление в детском коллективе способности к фор­мированию К. м. свидетельствует о высоком уровне развития внут-риколлективных отношений и о превращении группы в коллектив.

КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО (КТД) - основопо­лагающий элемент макаренковской' коммунарской методики, к-рую адаптировал к условиям работы в обычных школах и вне­школьных учреждениях педагог из Санкт-Петербурга И. П. Ива­нов. Организуется таким образом, чтобы предложенная воспита­телем идея оказалась воспринятой детским коллективом как собственная; чтобы деятельность детей имела практическую на­правленность на благо собственного или др. коллективов, др. лю­дей — имела гуманистическую и альтруистскую цель; чтобы все члены коллектива, на добровольных началах, с интересом и же­ланием включаясь в реализацию дела, могли раскрыть свои твор-
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   24
написать администратору сайта