Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. К 57



Скачать 1.03 Mb.
Название Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. К 57
Анкор Pedagogichesky_slovar.doc
Дата 04.05.2017
Размер 1.03 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Pedagogichesky_slovar.doc
Тип Документы
#7393
страница 5 из 24
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

ГРУППА РЕФЕРЕНТНАЯ (от лат. referens - сообщающий) -реальная или условная соц. общность, с к-рой индивид соот­носит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки к-рой ориентируется в своем поведении и своей само­оценке.

ГРУППОВАЯ РАБОТА НА УРОКЕ - форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагаю­щая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога. 1 • Р- н. у. стимулирует согласованное взаимодействие между уча­щимися, отношения взаимной ответственности и сотрудниче­ства.


30

31

ГРУППЫ РИСКА — категории населения, в том числе дети и подростки, более др. склонные совершать аморальные или уго­ловно наказуемые поступки.

ГУМАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ - реализа­ция в процессе построения отношений между педагогом и воспи­танником принципов мировоззрения, в основе к-рого лежит ува­жение к людям, забота о них; постановка в центр пед. внимания интересов и проблем ребенка; формирование у детей отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире. Играет роль соц. защиты ребенка и детства.

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — распространение идей гу­манизма на содержание, формы и методы обучения; обеспечение образовательным процессом свободного и всестороннего разви­тия личности, ее деятельного участия в жизни общества.

ГУМАНИЗМ — принцип мировоззрения, в основе к-рого ле­жит признание безграничности возможностей человека и его спо­собности к совершенствованию, прав личности на свободное про­явление своих способностей, убеждений, утверждение блага че­ловека как критерия оценки уровня общественных отношений. В настоящее время становится одним из основных принципов пе­дагогики.

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА - возникшее в античной Греции, а затем неоднократно возрождавшееся в обще­ственном сознании на протяжении человеческой истории пред­ставление о совершенном человеке как всесторонне образован­ном и развитом, осознающем свою индивидуальность, призвание, свое право на свободное развитие собственных способностей. Со­временные пед. подходы возвращаются к этим представлениям, придавая большое значение нравственному воздействию на ум уча­щихся, на их сердце, чувства, волю.

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - установление гар­монического равновесия между естественно-математическими и гуманитарными циклами в обучении с целью развития в каждом обучаемом духовно богатой личности, умеющей противостоять тех­нократизму и бесчеловечности.

ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, направ­ленное на формирование личностной зрелости обучаемых.

ГУМАНИТАРНЫЙ — относящийся к человеческому обществу, к человеку и его культуре.

ГУМАННОСТЬ (от лат. humanus — человечный) — человеч­ность, человеколюбие, уважение к людям и их переживаниям. Одна из ведущих нравственных ценностей, к-рая должна формироваться у современного человека в процессе воспитания и обучения.

Д

ДАЛЬТОН-ПЛАН — одна из форм индивидуализированного обучения, возникшая в США в начале XX в. Учащиеся не связы­вались общей классной работой, они самостоятельно планирова­ли свою учебную работу, определяли очередность изучения от­дельных предметов и порядок использования своего рабочего времени.

ДВИЖЕНИЕ ДЕТСКОЕ — совместные действия различных детских объединений, направленные на изменение статуса детей и подростков в обществе, посильное включение их в обществен­ную жизнь и деятельность, развитие соц. творчества и граждан­ского самосознания, защиту прав и интересов несовершенно­летних.

ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ - объек­тивные противоречия между обновляющимися потребностями воспитанника и возможностями их удовлетворения, регулируе­мыми педагогом. Разрешение этих противоречий через активность самого школьника способствует его развитию.

ДЕБИЛЬНОСТЬ — см. Олигофрения.

ДЕЗАДАПТАЦИЯ — психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофи­зиологического статуса ребенка требованиям новой соц. ситуа­ции. Различают (в зависимости от природы, характера и степени проявления) патогенную, психическую, социальную Д. детей и под­ростков.

Дезадаптация патогенная — психические состояния, вызванные функционально-органическими поражениями ЦНС. В зависимости от степени и глубины поражения Д. п. бывает устойчивой (психозы, психопатии, органические поражения головного мозга, отстава­ние в умственном развитии, дефекты анализаторов) и имеющей пограничный характер (повышенная тревожность, возбудимость, страхи, навязчивые дурные привычки, энурез и т. п.). Отдельно вы­деляются проблемы соц. адаптации, присущие умственно отсталым детям.

Дезадаптация психическая — психические состояния, связан­ные с половозрастными и индивидуально-психол. особенностями ребенка, подростка. Д. п., обусловливая определенную нестандар­тность, трудновоспитуемость детей, требует индивидуального пед. подхода и, в отдельных случаях, специальных психолого-пед. кор-рекционных программ, к-рые м. б. реализованы в условиях обще­образовательных учебно-воспитательных учреждений. Формы А- п.: устойчивые (акцентуации характера, снижение порога эмпа-


32

2—401

33

тийности, индифферентность интересов, низкая познавательная активность, дефекты волевой сферы: импульсивность, растормо-женность, безволие, податливость чужому влиянию; способные и одаренные дети); неустойчивые (психофизиологические половоз­растные особенности отдельных кризисных периодов развития ре­бенка и подростка, неравномерное психическое развитие, состоя­ния, вызванные психотравмирующими обстоятельствами: влюбленность, развод родителей, конфликт с родителями и т. п.). Дезадаптация социальная — нарушение детьми и подростками норм морали и права, деформация системы внутренней регуля­ции, ценностных ориентации, соц. установок. В Д. с. прослежива­ются две стадии: педагогическая и соц. запущенность учащихся и воспитанников. Пед. запущенные дети хронически отстают по ряду предметов школьной программы, сопротивляются пед. воздей­ствию, демонстрируют различные проявления асоциального по­ведения: сквернословят, курят, конфликтуют с учителями, роди­телями и сверстниками. У соц. запущенных детей и подростков все эти негативные проявления отягощены ориентацией на крими­ногенные группировки, деформацией сознания, ценностных ори­ентации, приобщением к бродяжничеству, наркомании, алкого­лизму ^правонарушениям. Д. с. — процесс обратимый.

ДЕЙСТВИЯ — относительно законченные элементы деятель­ности, направленные на достижение промежуточных целей, под­чиненные общему замыслу.

Действия импульсивные — непроизвольные действия, возника­ющие под влиянием ситуации и недостаточно контролируемые сознанием.

Действия умственные — действия человека (от математических преобразований до оценки поведения др. человека), выполняе­мые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние сред­ства, в том числе слышимую речь. Этим Д. у. отличаются от др. видов человеческих действий (напр., речевых, физических). Д. у. могут быть направлены на решение как познавательных, так и эмоциональных задач.

ДЕЛИНКВЕНТ (от лат. delinquens — правонарушитель) — субъект, чье отклоняющееся поведение в крайних своих проявле­ниях представляет собой уголовно наказуемые действия.

ДЕЛОВАЯ ИГРА — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по задан­ным правилам. Применяется для обучения и исследовательских целей.

ДЕМОКРИТ (ок. 460—370 до н. э.) — древнегреческий фило­соф-материалист, создатель атомистической теории, на основе к-рой выдвинул материалистическую концепцию развития лич-

ности. Считал, что воспитание можно получать везде и всегда: «ночью и днем, на родине и на чужбине». Огромное значение в воспитании придавал среде, примеру взрослых, воздействию «до­водами». Одним из первых выдвинул принцип природосообразно-сти в воспитании. При решении вопросов умственного воспита­ния руководствовался своей материалистической теорией, согласно к-рой началом знаний служат ощущения, истина по­стигается разумом, к-рый свои доказательства берет из ощуще­ний. Выступал за включение в систему воспитания труда. Был убежден, что в воспитании без принуждения не обойтись. При­зывал остерегаться дурного примера и упражняться в нравствен­ных поступках.

ДЕМОРАЛИЗАЦИЯ — моральное разложение, утрата нрав­ственных критериев, упадок духа, дисциплины.

ДЕОНТОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - 1) наука о профес­сиональном поведении педагога; 2) профессиональная этика, гарантирующая отношения доверия между участниками деятель­ности и общения. Означает пед. компетенцию, терпимость по отношению к др. людям и их идеям, моральную ответственность за принятые в учебной и воспитательной деятельности решения.

ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ (от лат. de — отрицательная пристав­ка, persona — личность, лицо) — изменение самосознания, для к-рого характерно ощущение потери своего Я и мучительное переживание по поводу отсутствия эмоциональной вовлеченно­сти в отношения к близким, к работе и т. д. В легкой форме встре­чается у психически здоровых людей при эмоциональных пере­грузках.

ДЕПОНИРОВАННАЯ РУКОПИСЬ - узкоспециальная рабо­та, обычно в виде машинописного оригинала, находящаяся на хранении в библиотеке или информационном центре, к-рые ин­формируют специалистов о ее наличии и выдают копии для изу­чения. Д. р. приравниваются к опубликованным документам и ма­териалам исследования.

ДЕПРИВАЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ (от лат. deprivatio - потеря, лишение чего-либо) — психическое состояние страдания, к-рое возникает вследствие длительного ограничения человека в удов­летворении его основных потребностей. Наиболее опасны для пол­ноценного развития сенсорная, эмоциональная, коммуникативная формы Д. Характеризуется выраженными отклонениями в эмоци­ональном и интеллектуальном развитии (нарушение эмоциональ­ных контактов, задержка в развитии речи, освоении соц. и гигие­нических навыков, развитии тонкой моторики, интеллекта).

ДЕПРИВИРОВАННЫЙ (соц.) — ограниченный, лишенный тех или иных условий, необходимых для выживания и развития.


34

35

ДЕТИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ — термин, в зарубежной (осо­бенно в англоязычной) научной литературе, обозначающий ши­рокую категорию детей, развитие к-рых по тем или иным показа­телям отклоняется от среднестатистической нормы; кроме аномальных к этой категории могут быть отнесены одаренные и застенчивые дети, дети с «характером» и акцентуациями и т. п. У нас данный термин использовался В. П. Кащенко.

ДЕТИ И ПОДРОСТКИ «ГРУППЫ РИСКА» - дети с различ­ными формами психической и соц. дезадаптации, поведением, не адекватным нормам и требованиям! ближайшего окружения (се­мьи, школы, детского сада и т. п.)

ДЕТСКИЕ ДЕРЕВНИ (SOS — киндердорфы) — система вос­питания детей-сирот и оставшихся без попечения родителей в условиях, приближенных к семейным. Д. д., впервые созданные в 1949 г. австрийским педагогом Германом Гмайнером, органи­зованы более чем в 120 странах мира.

ДЕТСТВО — этап развития человека, предшествующий взрос­лости; характеризуется интенсивным ростом организма и форми­рованием высших психических функций. Д., по международным нормам, закрепленным в Конвенции ООН о правах ребенка, ох­ватывает период жизни от рождения до примерно младшего юно­шеского возраста (до 18 лет). По возрастной периодизации, при­нятой в педагогике, детством считается период до 11 лет, к-рый включает: младенчество — до 1 года; раннее детство — до 3 лет; дошкольный возраст — до 7 лет; младший школьный возраст — до 10—11 лет.

ДЕФЕКТОЛОГИЯ — см. Педагогика специальная.

ДЕЦЕНТРАЦИЯ — один из механизмов развития познаватель­ных процессов личности, формирования ее моральной зрелости и совершенствования навыков общения; функционирует на основе способности к восприятию точки зрения др. людей. Ключевое по­нятие в теории Ж. Пиаже, в к-рой она определяется как меха­низм преодоления эгоцентризма и означает процесс преобразо­вания смысла образов, понятий и представлений ребенка с учетом возможных точек зрения др. людей. Играет значительную роль в развитии самостоятельного творческого мышления.

ДЕЦЕНТРАЦИЯ (ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ) УПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ — передача центром части функций по управ­лению системой образования органам регионального, муници­пального и местного самоуправления.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД - 1) принцип изучения психики, в основу к-рого положена категория предметной дея­тельности (И.Фихте, Г.Гегель, М.Я.Басов, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др.); 2) теория, рассматривающая психологию

как науку о порождении, функционировании и структуре пси­хического отражения в процессах деятельности индивидов (А. Н.Леонтьев).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — форма психической активности лично­сти, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Д. состоит из более мелких единиц — действий, каждому из к-рых соответствует своя частная цель или задача. Д. включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат. Деятельность ведущая — деятельность, под влиянием к-рой про­исходят главнейшие изменения в психике ребенка, подготавли­вающие его переход к новой, высшей ступени развития. Термин введен отечественным психологом А. Н. Леонтьевым. Д. Б. Элько-нин определил следующие виды Д. в.: непосредственно-эмоциональ­ное общение, предметно-манипулятивная деятельность, ролевая игра, учебная деятельность, интимно-личное общение, учебно-профессио­нальная деятельность.

Деятельность информационная — совокупность процессов сбо­ра, анализа, преобразования, хранения, поиска и распростране­ния информации.

Деятельность организаторская — практическая деятельность по руководству людьми, согласованию их совместных действий и управлению ими.

Деятельность педагогическая — профессиональная деятельность, направленная на создание в пед. процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанни­ка и выбора возможностей свободного и творческого самовыра­жения. Основная проблема Д. п. — совмещение требований и це­лей учителя с возможностями, желаниями и целями учеников; успешное осуществление Д. п. обусловливается уровнем профес­сионального сознания учителя, овладения им пед. технологией, пед. техникой. Три модели П. д.: педагогика принуждения (автори­тарная педагогика), педагогика полной свободы, педагогика сотруд­ничества.

ДИАГНОЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ - определение характера и объема способностей учащихся, затруднений, испытываемых ими в учебе, отклонений в поведении. Д. п. ставится на основе данных об освоении учениками школьных программ, наблюдения за их обучением, деятельностью, изучения ее результатов и др.

ДИДАКТИКА (от греч. didaktikos — получающий, относящийся к обучению) — теория образования и обучения, отрасль педаго­гики. Предметом Д. является обучение как средство образования и воспитания человека, т. е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное учителем усвое­ние учащимися содержания образования. Функции Д.: теорети-


36

37

ческая (диагностическая и прогностическая) и практическая (нор­мативная, инструментальная).

Дидактика урока — система правил подготовки, проведения и анализа результатов урока.

Дидактическая система учителя — совокупность документов и дидактических материалов, с помощью к-рых учитель осуществля­ет обучение, развитие и воспитание детей на уроках и внеклассных занятиях. Включает в себя: стандарт образования, учебную програм­му, календарные и тематические планы, конспекты уроков, планы воспитательной работы, пособия, наглядные средства и т. п. Дидактические правила — руководящие положения, к-рые рас­крывают отдельные стороны применения того или иного прин­ципа обучения. Напр., одним из правил реализации принципа наглядности является такое: использовать различные виды нагляд­ности, но не увлекаться их чрезмерным количеством. Дидактические принципы — основные положения, определяю­щие содержание, организационные формы и методы учебного про­цесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. Дидактические способности — способности обучать. Дидактогения — негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением пед. такта со стороны учителя, воспитате­ля, родителя, тренера и др. Д., проявляющаяся угнетенным со­стоянием, страхом, фрустрацией и т. д., отрицательно сказывает­ся на деятельности ученика и его отношениях с окружающими. Дидаскология — наука об учителе. Просуществовала с 1910 г. до 30-х гг. XX столетия. Основатель — Т. Г. Маркирьян.

ДИДРО Дени (1713—1784) — фр. просветитель-материалист XVIII в., автор «Энциклопедии наук, искусств и ремесел», сыг­равшей не последнюю роль в идеологической подготовке буржу­азной французской революции. Основные взгляды Д. на воспита­ние изложены им в книге «Систематическое опровержение книги Гельвеция "Человек"». Придавая большое значение воспитанию, он, в отличие от К. Гельвеция, не признавал этот процесс всемо­гущим. Воспитание может сделать многое, если оно будет учиты­вать физическую организацию человека и его природные особен­ности. Был сторонником просвещения широких народных масс. Выступал против сословной школы и неравенства в образовании. Считал, что школы должны быть изъяты у духовенства и отданы государству, в них, ограничив классическое образование, необ­ходимо обеспечить преподавание таких дисциплин, как матема­тика, физика, химия, естествознание, астрономия. В 1773 г. по приглашению Екатерины II Д. год жил в Петербурге и составил «План университета для России», к-рый не был реализован из-за своего крайнего радикализма.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
написать администратору сайта