Навигация по странице:
|
Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. К 57
ИДЕЯ — мысль, получившая концептуальное оформление.
ИДИОТИЯ — см. Олигофрения.
ИЗОЛЯЦИЯ, ОТЧУЖДЕНИЕ — см. Защита психологическая.
ИМАГОТЕРАПИЯ — см. Психотерапия.
ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ-см. Олигофрения.
ИМИДЖ УЧИТЕЛЯ (от англ. image — образ) — эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, соц. окружения, в массовом сознании. При формировании И. у. реальные качества тесно переплетаются с теми, к-рые приписываются ему окружающими.
ИММАНЕНТНЫЙ (от лат. immanens — свойственный чему-либо, пребывающий в чем-либо) — внутренне присущий к.-л. явлению, проистекающий из его природы, сущности.
ИМПЕРАТИВНЫЙ (от лат. imperativus — повелительный) — не терпящий возражений, не допускающий выбора.
ИМПЛИЦИТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ - стереотипы воспитания, складывающиеся в народных традициях и опыте, но не имеющие теоретического оформления.
ИМПЛИЦИТНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ - совокупность представлений о том, каким должен быть каждый представитель данного этноса. Понятие разрабатывается И. Коном.
ИМПРОВИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - нахождение учителем неожиданного пед. решения в ходе урока или общения и практически мгновенное его воплощение. Процесс И. п. состоит из четырех этапов, к-рые представляют собой по сути в сжатом виде все стадии творческого процесса. Первый этап— пед. озарение. В ходе урока или воспитательного мероприятия в ответ на реплику, вопрос, поступок или при объяснении нового материала учитель получает толчок, импульс изнутри, происходит вспышка, озаряющая новую, необычную мысль, идею. Второй этап — мгновенное осмысление пед. идеи и моментальный выбор пути ее реализации. Если рождение идеи возникает интуитивно, то путь ее воплощения выбирается интуитивно-логически. Третий этап— публичное воплощение, или реализация пед. идеи. Этот этап становится центральным, от него зависит эффективность И. п. Четвертый этап— осмысление, т. е. мгновенный анализ процесса воплощения пед. идеи и решение о продолжении
И. п. или переходе к запланированным ранее действиям. И. п. позволяет совершенствовать пед. технику, гибко реагировать на возникающие задачи.
ИНВАРИАНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ - пед. истины, не подлежащие пересмотру. Термин введен в педагогику фр. педагогом С. Френе, к-рый разработал 30 инвариантных принципов на основе гуманистической педагогики. Напр.: природа ребенка такая же, как и природа взрослого; поведение ребенка в школе зависит от его психол. склада и состояния здоровья; никто — ни ребенок, ни взрослый — не любит, чтобы ему приказывали; любой человек стремится к успеху; неудача тормозит работу и лишает энтузиазма.
ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА — часть базисного учебного плана, не подлежащая изменениям на местах. И. ч. б. у. п. обеспечивает формирование личностных качеств школьников в соответствии с общечеловеческими идеалами и культурными традициями, создает единство образовательного пространства на территории страны.
ИНГИБИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (от лат. inhibere - сдерживать, останавливать) — ухудшение результатов деятельности, если человек начинает ее осуществлять в присутствии посторонних лиц, как реальных, так и воображаемых. Зачастую ребенок хуже, чем обычно, выполняет задание, когда учитель или родители находятся в это время в непосредственной близости.
ИНДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. in — приставка со значением отрицания, determino — определяю) — философская теория, отвергающая всеобщую закономерность и причинную зависимость явлений в природе и обществе. И. признает возможность человека поступать независимо от воздействующих на него внешних факторов, стимулов. В психологии синоним «свобода воли».
ИНДИВИД — 1) человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. Само понятие И. указывает на объединение данного человека с человеческим видом (не путать с индивидуальностью — понятием, указывающим на отличие человека как личности и как И.); 2) отдельный представитель человеческой общности.
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ - организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. И. о. осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения.
ИНДИВИДУАЛИЗМ — черта личности, одновременно тип мировоззрения, выражающийся в абсолютизации позиций, интересов отдельного индивида и в противопоставлении их интересам
46
47
общества, группы людей. В морально-психологическом плане это качество близко к эгоизму.
Индивидуализм нравственный — внутренняя духовная сосредоточенность личности на собственных проблемах совершенствования, поисках цели и смысла жизни, места среди людей, интеллектуально-нравственной свободы; на творческом самовыражении, развитии способностей и дарований.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — уникальное, неповторимое своеобразие личности, совокупность только ей присущих индивидуально-психических особенностей. И. проявляется в специфике темперамента, характера, интересов, интеллекта, потребностей и способностей. Предпосылкой формирования человеческой И. служат анатомо-физиологические задатки, к-рые преобразуются, полностью раскрываются в процессе воспитания.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ — совокупность задач, средств и способов пед. деятельности и общения, а также более частных особенностей, как, напр., ритм работы, характерных и устойчивых для данного учителя. Поскольку И. с. определяется соотношением задач и способов деятельности, то он может меняться.
ИНДИФФЕРЕНТНОСТЬ (от лат. indifferens — безразличный) — нейтральность, равнодушие, безучастность.
ИНИЦИАЦИЯ (от лат. initio — начинать, посвящать в таинство; initiatio — совершение таинств). Комплекс действий (в основном обрядовых), сопровождающих смену соц. статуса человека (напр., конфирмация, первое причастие, посвящение в сан, коронация). Инициируемый, став членом к.-л. замкнутого объединения, приобретает новые особые знания, а также функции или полномочия. В узком значении И. — посвящение подростков, характерное главным образом для первобытной культуры, во взрослые полноправные члены социума, важнейший этап социализации личности. И. заключает в себе огромный воспитательный смысл.
ИННОВАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ (нововведение) - 1) целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом. И. п. классифицируются по видам деятельности — педагогические, обеспечивающие пед. процесс, управленческие; по характеру вносимых изменений— радикальные (основанные на принципиально новых идеях и подходах), комбинаторные (новое сочетание известных элементов) и модифицирующие (совершенствующие и дополняющие существующие образцы и формы); по масштабу вносимых и з-
менений — локальные (независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов), модульные (взаимосвязанные группы нескольких локальных И. п.), системные (полная реконструкция системы как целого); по масштабу использования — единичные и диффузные; по источнику возникновения — внешние (за пределами образовательной системы), внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы); 2) процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т.п.); 3) поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.
Инновационный прогностический характер управления образовательным учреждением — введение в управленческий цикл таких изменений, к-рые направлены на определение перспектив развития образовательной системы и ее радикальное обновление: диагностика состояния проблемы и выявление проблемных полей, построение концепции преобразования и проектирования, программирование деятельности, моделирование и коррекция модели, ее адаптация и тиражирование результатов. Инновационные процессы в системе образования — управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения пед^ новшеств.
ИНСАИТ (от лат. insight — постижение, озарение) — внезапное, логически невыводимое понимание сущности явления, ситуации в целом. Выступает одним из элементов пед. импровизации и любого творческого процесса.
ИНТЕГРАЦИЯ ГРУППОВАЯ (от лат. integer - целый) - процесс упорядочения, структурирования внутригрупповых отношений единства, общих ценностей, оптимизации взаимоотношений. В детском коллективе И. г. возникает на том этапе его развития, когда появляются общественное мнение и внутриколлективные гуманистические отношения.
ИНТЕЛЛЕКТ (от лат. intellectus — разумение, понимание, постижение) — умственные способности человека; ум.
ИНТЕЛЛЕКТА КОЭФФИЦИЕНТ (от англ. Intelligence Quotient — IQ) — количественный показатель уровня интеллектуального развития, измеряемого с помощью теста интеллекта. Формула И. к. имеет следующий вид:
Умственный возраст ,__
И.к.= г-* ЮО.
Хронологический возраст
Для умственной отсталости характерен низкий IQ: 50—75 % — для дебилов, 25—50 % — для имбецилов, ниже 25 % — для идиотов.
48
49
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПАССИВНОСТЬ - сниженный уровень интеллектуальной деятельности, обусловленный в основном особенностями воспитания. И. п. проявляется в недостаточной сформированное™ интеллектуальных умений, негативном отношении к умственному напряжению, использовании обходных путей при выполнении интеллектуальных задач.
ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ (от лат. intelligens — понимающий, мыслящий, знающий) — совокупность личностных качеств человека, свидетельствующих о высоком уровне развития его интеллекта, образованности и поведения. Интеллигентный человек настроен на приобщение к богатствам мировой культуры, на приоритет общечеловеческих ценностей во всех сферах деятельности общества, на реализацию высших идеалов в своей деятельности. В своих поступках он следует велению совести и чувству справедливости, способен к состраданию, порядочен и тактичен, терпим к инакомыслию, принципиален.
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ - выработка тактики и стратегии взаимодействия. Организация совместной деятельности людей. Основные виды И. о. — кооперация и конкуренция.
ИНТЕРАКТИВНЫЙ ДИАЛОГ — активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени. Постепенно включается в оборот пед. взаимодействия. Особенно актуален для дистанционного обучения.
ИНТЕРВЬЮ (от лат. interview — беседа, встреча) — способ получения соц.-психол. информации с помощью устного опроса. Различают два вида И.: свободные (не регламентированные темой и формой беседы) и стандартизованные (по форме близкие к анкете с заранее данными вопросами). Границы между этими видами И. подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования. Степень свободы участников И. определяется наличием и формой вопросов, складывающейся эмоциональной атмосферой; уровень получаемой информации — богатством и сложностью ответов.
ИНТЕРЕС — форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознавание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Удовлетворение И. не ведет к его угасанию, а вызывает новые И., отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. Различают непосредственный И., вызываемый привлекательностью объекта, и опосредствованный И. к объекту как средству достижения целей деятельности. Устойчивость И. выражается в длительности его сохранения и интенсивности. В педагогике проблема И. воспитанника в процессе
его обучения и воспитания всегда была и остается актуальной. Пробуждение и сохранение И. у учащихся в учебно-воспитательном процессе способствует его гуманизации и продуктивности.
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ (от лат. interioris — внутренний) — переход извне вовнутрь. В психологию понятие И. введено фр. социологом Э. Дюркгеймом, отождествляющим его с социализацией. И. — одно из основополагающих понятий культурно-исторической теории отечественного психолога Л. С. Выготского. По его мнению, всякая форма человеческой психики первоначально складывается как внешняя, соц. форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем в результате И. становится компонентом психики отдельного индивида. Особое место И. занимает в работах фр. психологов П. Жане, Ж. Пиаже.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ — истолкование, разъяснение смысла, значения чего-либо.
ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ (от лат. inter — между, ferens (feretis) — несущий) — снижение усвоения и запоминания отдельных частей получаемой информации в зависимости от последовательности их изложения. Это явление необходимо учитывать учителю в процессе отбора и подачи учебного материала, особенно при обучении блоками.
ИНТОНАЦИЯ (от лат. intono — громко произношу) — совокупность акустических элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных, в том числе синтаксических, значений экспрессивной, эмоциональной окраски. По данным психол. исследований, И. речи содержит в себе информацию не меньшего объема, чем ее смысловое содержание. Является важнейшим элементом коммуникативной культуры учителя.
ИНТРОВЕРСИЯ (от лат. intro — движение внутрь и verto — обращать, поворачивать) — свойство человека, характеризующееся доминирующей ориентацией на собственный внутренний мир. Автор этого понятия К. Юнг, к-рый по критериям И. и противоположной ей экстраверсии (т.е. преобладающей ориентации на внешний мир) выделял соответственно типы личности — интровертов и экстравертов. Согласно 3. Фрейду, И. является постоянным и необходимым условием заболевания психоневрозом.
ИНТРОСПЕКЦИЯ (от лат. introspecto — смотрю внутрь) — самонаблюдение человека за своей собственной психической активностью (чувствами, переживаниями, мыслями).
ИНТУИЦИЯ (от позднелат. intuitio — пристально смотреть) — способность постижения истины путем непосредственного ее ус-
50
51
мотрения минуя рефлексию. Близка таким состояниям, как вдохновение, духовное видение, откровение, и имеет истоки в бессознательном слое психики человека.
Интуиция педагогическая — быстрое, одномоментное принятие учителем пед. решения, основанное не на развернутом осознанном анализе, а на предвидении дальнейшего развития ситуации. Совершенствуется на основе необходимых знаний и опыта. Наличие И. п. обусловливает способности учителя к пед. импровизации.
ИНФАНТИЛИЗМ (от лат. infantilis — младенческий, детский) — сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Человек, к-рому свойствен психический И. (инфантил), при нормальном или даже ускоренном физическом и умственном развитии отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы. Это выражается в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе др. о себе, в разнообразных компенсаторных реакциях (фантазирование, замещающее реальные поступки, эгоцентризм и др.) Выделяют три вида И.: физический (отставание в физическом развитии, причинами к-рого, как правило, являются инфекционные заболевания, интоксикации, неполноценное питание и т. п.), психический (отставание в эмоционально-волевом развитии, преимущественно обусловленное недостатками воспитания) и психофизический.
ИНФОРМАТИКА — научное направление, занимающееся изучением законов, методов накапливания, обработки и передачи информации с помощью ЭВМ и др. технических средств; группа дисциплин, занимающихся различными аспектами применения и разработки ЭВМ: прикладная математика, программное обеспечение, искусственный интеллект и др.
ИНФОРМАЦИЯ (от лат. informatio — разъяснение, изложение) — совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними. Является одним из ресурсов, используемых человеком в трудовой деятельности и в быту. И. как продукт производства обладает следующими особенностями: не уменьшается при потреблении, легко и быстро транспортируется на значительные расстояния, одновременно ее могут использовать многие потребители, может производиться в неограниченных масштабах, так как потребность в И. не имеет пределов.
Информационные технологии — методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации.
Информационный барьер — совокупность всех различных препятствий (языкового барьера, трудности в получении необходи-
мых документов и т. п.), к-рые стоят на пути распространения информации.
Информационный взрыв — резкое увеличение объема информации, к-рую должен воспринять, хранить и использовать человек в процессе своей трудовой деятельности; является следствием НТР.
Информационный менеджмент — организационное управление работой учебно-воспитательного учреждения, осуществляемое на основе комплексного использования всех видов информации, имеющихся как в самом учреждении, так и за его пределами. Информационный процесс — процесс восприятия, накопления, обработки и передачи информации. Обеспечивается информационными системами и средствами передачи данных. Информация в управлении — совокупность сведений, отражающих состояние системы управления в целом и отдельных ее компонентов. И. в у. должна быть объективной, своевременной, разносторонней.
|
|
|