Главная страница
Навигация по странице:

ТВЗиС Конспект лекций часть1. Курс лекций Челябинск Издательство юургу 2000



Скачать 319.5 Kb.
Название Курс лекций Челябинск Издательство юургу 2000
Анкор ТВЗиС Конспект лекций часть1.doc
Дата 22.04.2017
Размер 319.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла ТВЗиС Конспект лекций часть1.doc
Тип Курс лекций
#1594
страница 4 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

ИСХОДНЫЕ данные для проектирования



Строительство любого здания или сооружения можно начинать только после утверждения проекта, который представляет собой комплект документации в виде рабочих чертежей, расчетно-пояснительной записки, сметы, проекта организации строительства (ПОС) и проекта производства работ (ППР). Исходными данными для проектирования любого объекта являются:
а)

б)

в)

Рис.4. Циклограммы неритмичных потоков: а) с одинаковым изменением ритмов; б) с неодинаковыми, но кратными ритмами; в) с неодинаковыми и не кратными ритмами.
1) изыскательские работы — изучение геодезических, гидрологических и климатологических данных участка строительства;

2) технико-экономическое обоснование проекта (ТЭО) — носит предварительный характер, т.е. по имеющимся проектам, укрупненным показателям и затратам на производство материалов и изделий определяют:

  1. расчетную стоимость строительства;

  2. порядок разработки проектно-сметной документации;

  3. краткую характеристику объекта;

  4. конструктивные решения (в виде сопоставления конструктивных ячеек с близкими параметрами табл. 2).


Таблица 2

Сопоставление основных технико-экономических показателей

Конструктивная схема

Несущие

конструкции

Расход на 1м2 общей

площади

Затраты труда на 1м2 общей

площади

Число монтажных элементов, 1000/м2

Бетон, м3

Сталь, кг

На заводе

На строй-площадке

Каркасно-панельная

Колонны, ригеля, многопустотные плиты перекрытия, навесные панели из легкого бетона

0,3

19,6

3,5

4,4

369

Бескаркасная

Наружные легкобетонные панели S=30см, внутренние из тяжелого бетона S=16см, пустотные плиты перекрытия

0,3

10,0

2,4

3,1

273


Как правило, одновременно рассматриваются несколько вариантов, из которых выбирается наиболее технологичный и экономичный.

3) нормативные документы — устанавливают комплекс норм, правил, стандартов, положений и требований, обязательных при разработке проектно-сметной документации.


СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА НОРМ И СТАНДАРТОВ



В Российской Федерации строительство и реконструкция объектов осуществляются по нормам, правилам и стандартам, которые утверждаются Госстроем РФ. Нормативная база должна обеспечить потребности не только стройкомплекса, но и всех отраслей промышленности, транспорта, энергетики, связи, сельского и городского хозяйства.

С 1 января 1995 года ведется обновление, совершенствование нормативов в соответствии со СНиП 10-01-94, принятым Госстроем РФ. В этом документе изложены организационные, методологические принципы, порядок разработки положений и требования к их содержанию, представлена общая структура системы нормативных документов в строительстве. Она формируется в соответствии с новыми рыночными потребностями, экономическими и организационными условиями строительства.

Система нормативных документов представляется как совокупность взаимосвязанных документов, принимаемых Госстроем России и другими компетентными органами исполнительной власти и управления строительством, предприятиями и организациями для применения на всех этапах создания и эксплуатации строительной продукции.

Новые документы системы в первую очередь должны обеспечивать:

  • соответствие строительной продукции своему назначению и создание благоприятных условий жизнедеятельности населения;

  • безопасность строительной продукции для жизни и здоровья людей в процессе ее создания и эксплуатации;

  • защиту строительной продукции и людей от неблагоприятных воздействий с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций;

  • надежность и качество строительных конструкций и оснований, систем инженерного оборудования, зданий и сооружений;

  • выполнение экологических требований, рациональное использование природных, материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов;

  • взаимопонимание при осуществлении всех видов строительной деятельности и устранение технических барьеров в международном сотрудничестве.

Правовой базой стандартизации и нормирования в строительстве является законодательство Российской Федерации, определяющее взаимоотношения участников инвестиционной деятельности, их права, обязанности и ответственность за качество продукции и услуг. Строительные нормы, правила и стандарты являются одним из средств межотраслевого регулирования и управления при проектировании и строительстве в целях реализации требований законодательства. При этом предполагается обеспечить необходимую гармонизацию и сопоставимость нормативных документов системы с международными стандартами, строительным законодательством и стандартами технически развитых зарубежных стран.

В новых условиях перехода к рыночной экономике необходимо было по- новому взглянуть на задачи системы и вновь разрабатываемых нормативных документов.

С одной стороны, требуется обеспечить защиту законных интересов общества и каждого гражданина в части безопасности жизни, здоровья, окружающей среды и т.д., что, как очевидно, ограничивает права и возможности участников инвестиционного процесса.

С другой стороны — предоставить более широкие права и реальную возможность развития самостоятельности и инициативы каждого работника, предприятия, территории в целом, чтобы создать условия для повышения эффективности их труда.

Одно из основных средств решения этих задач — переход к новым методическим принципам стандартизации и нормирования. В отличие от традиционно сложившегося описательного или предписывающего подхода к конструкциям, методам расчета, применяемым материалам, в новых нормативных документах должны в первую очередь приводиться эксплуатационные характеристики, основанные на требованиях потребителя. Эта идеология уже находит реальное воплощение в работе по строительному нормированию в некоторых странах и все в большей мере проявляется в деятельности Международной организации по стандартизации (ИСО), в частности, технического комитета 59 “Строительство зданий”.

СНиП 10-01-94 предлагает не предписывать как проектировать и строить, а устанавливать цели, которые должны быть достигнуты в процессе проектирования и строительства. При этом в качестве обязательных должны устанавливаться только те требования, которыми определяются задачи по обеспечению безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей природной среды, надежности возводимых зданий и сооружений, совместимости и взаимозаменяемости.

Характеристики, уровень которых определяется возможностями и желанием потребителя, а также способы достижения поставленных целей, должны носить рекомендательный характер. Это объемно-планировочные решения, конструкции, технология, методы расчета и т.п.

В результате реализации такого подхода должно быть значительно сокращено число обязательных требований при увеличении доли норм рекомендательного характера.

Обязательные требования нормативных документов подлежат применению всеми органами управления и надзора, предприятиями и организациями независимо от формы собственности и принадлежности, гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью или осуществляющими индивидуальное строительство, а также общественными и иными организациями, включая совместные предприятия с участием зарубежных партнеров, зарубежных юридических и физических лиц.

Нормативные документы подразделены на государственные федеральные документы, документы субъектов Российской Федерации, а также на производственно-отраслевые документы субъектов хозяйственной деятельности.

Федеральные нормативные документы:

Строительные нормы и правила Российской Федерации — СНиП;

Государственные стандарты Российской Федерации в области строительства и введенные в России межгосударственные стандарты стран СНГ — ГОСТР и ГОСТ;

Своды правил по проектированию и строительству — СП;

Руководящие документы системы — РДС.

Нормативные документы субъектов Российской Федерации:

Территориальные строительные нормы — ТСН.

Производственно-отраслевые нормативные документы:

Стандарты предприятий (объединений) строительного комплекса и стандарты общественных объединений — СТП и СТО.

Наряду с указанными нормативными документами системы в строительстве применяют:

государственные стандарты и другие документы по стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России. Прежде всего, это стандарты на применяемую в строительстве продукцию различных отраслей промышленности — машиностроения, металлургии, химии и других;

нормы, правила и нормативы органов государственного надзора, разрабатываемые по правилам, установленным этими органами (санитарные, пожарные, правила Госгортехнадзора, Госэнергонадзора и др.);

стандарты отраслей, нормы технологического проектирования и другие нормативные документы, применяемые отраслевыми министерствами, государственными комитетами и комитетами в соответствии с их компетенцией.

Нормативные документы Системы не должны нарушать положений, установленных законодательными актами Российской Федерации. Нормативные документы министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации и субъектов хозяйственной деятельности не должны нарушать обязательных положений федеральных строительных норм и правил и государственных стандартов. Нормативные документы Системы согласовываются их разработчиками с соответствующими органами Государственного надзора. Госстрой России дает заключения по документам органов надзора.

Строительные нормы и правила Российской Федерации принимаются Госстроем России и устанавливаются обязательные требования, определяющие цели, которые должны быть достигнуты, и принципы, которыми необходимо руководствоваться в процессе производства строительной продукции.

Государственные стандарты Российской Федерации в области строительства разрабатываются в соответствии с правилами Государственной системы стандартизации Госстандарта России. В соответствии с Законом “О стандартизации” в России имеется два органа, принимающих обязательные государственные стандарты: Госстандарт России, который является национальным органом по стандартизации, и Госстрой России, на который возложены конкретные функции по стандартизации в области строительства. Государственные стандарты в строительстве принимаются Госстроем России и устанавливают обязательные и рекомендуемые положения, определяющие конкретные параметры и характеристики отдельных частей зданий и сооружений, строительных изделий и материалов и обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве и эксплуатации этой продукции.

Своды правил по проектированию и строительству являются новым для России видом нормативного документа рекомендательного характера. Своды правил утверждаются разработчиком и одобряются (рекомендуются) Госстроем России для применения в качестве нормативных документов системы. В СП устанавливаются рекомендуемые положения о развитии и обеспечении обязательных требований строительных норм, правил и общетехнических стандартов системы, приводятся рекомендательные нормы по отдельным самостоятельным вопросам, не регламентированным нормативными документами.

Территориальные строительные нормы впервые введены в России с принятием СНиП 10-01-94. ТСН принимаются (утверждаются) администрациями субъектов Федерации. В ТСН устанавливают обязательные для применения в пределах соответствующих территорий положения, учитывающие природно-климатические и социальные особенности, национальные традиции и экономические возможности республик, краев и областей России, которые в федеральных нормативных документах не устанавливаются. В ТСН могут приводиться и рекомендуемые положения. ТСН вступают в силу после их регистрации в Госстрое России.

Стандарты предприятий устанавливают для применения на данном предприятии или в объединении положения по организации и технологии производства, а также обеспечению качества продукции. Эти стандарты утверждаются руководителями предприятий и объединений. При этом строительные акционерные общества, ассоциации, концерны и другие объединения в соответствии с правилами, делегированными им их учредителями, устанавливают в стандартах предприятий (объединений) положения, необходимые для деятельности входящих в объединение производственных организаций и предприятий.

На поставляемую (сдаваемую заказчику) продукцию стандарты предприятия не разрабатывают. Требования к этой продукции при отсутствии государственных стандартов должны устанавливаться в технических условиях (ТУ).

Технические условия являются распространенным в России видом технического документа, который в соответствии с Законом “О стандартизации” является неотъемлемой частью комплекта конструкторской или другой технической документации на продукцию. ТУ утверждает их разработчик по согласованию с заказчиком ТУ (потребителем) и органами надзора, а при необходимости и с другими заинтересованными организациями.

Структура системы определяется номенклатурой объектов стандартизации и нормирования. Для каждой группы однородных объектов формируется комплекс взаимосвязанных документов различного вида, объединенных единством целей и задач. В составе комплексов при необходимости разрабатывают основополагающие нормативные документы, в которых устанавливают положения, общие для объектов комплекса.


1   2   3   4   5   6   7   8
написать администратору сайта