Методические указания по изучению темы
Ответьте на следующие вопросы:
1. Каковы основные задачи криминальной психологии?
2. Перечислите признаки преступного поведения.
3. Дайте характеристику личности преступника.
4. Назовите психологические особенности организованной преступности.
Напишите небольшое эссе (объемом 2-3 страницы) по одному из перечисленных ниже вопросов:
Генезис и факторы преступного поведения.
Основные психологические свойства преступников.
Психологический механизм формирования корыстного противоправного поведения.
Психологическая характеристика преступной направленности серийного убийцы.
Выполните тестовое задание для самопроверки:
1.Раздел юридической психологии, где изучаются психологические аспекты различных видов наказания, психология осужденных и их общностей, составляет содержание
криминальной психологии
пенитенциарной психологии
правовой психологии
превентивной психологии
2.В том случае, если бандитское формирование имеет иерархическое строение по типу традиционных "шаек" и действует путем открытого вооруженного нападения, оно называется
малина
специализированным
заказник
классическим
3.Отметьте пункт, отображающий верный порядок чередования фаз эмоционального реагирования подследственных на условия изоляции:
отчаяния - болезненной впечатлительности – апатии – смирения
болезненной впечатлительности – апатии – смирения – отчаяния
апатии – смирения – отчаяния - болезненной впечатлительности
смирения – отчаяния - болезненной впечатлительности– апатии
4.Объектом пенитенциарной психологии являются люди
после освобождения из мест заключения
до совершения преступления
в условиях совершения преступления
в условиях отбывания наказания
5.Устойчивость, сплоченность, иерархическая структура, защищенность характеризуют
организованные преступные группы
случайные преступные группы
девиантные группы
устойчивые преступные группы
6.Устойчивые вооруженные группировки, которые состоят из небольшого числа членов и осуществляют жестокие корыстно-насильственные действия характеризуют
случайные преступные группы
военизированные формирования
бандитские формирования
устойчивые преступные группы
7.Для первой фазы отбывания наказания (3-5 месяцев) психика осужденных характеризуется состояниями
нивелирование личностных реакций
воодушевления и активности
поиска целей и задач в условиях изоляции
фрустрации, депрессии, тоски
8.Особая форма объединения преступников, которое основано на уголовных традициях и неформальных законах, равноправии участников и оказывает влияние на все сферы жизни в отдельных регионах, а также пытается выйти на связи с международной преступностью, называется
устойчивая преступная группа
кооперация профессиональных преступных лидеров
сплоченность организованных преступных групп
ассоциация преступников
9.Члены микрогрупп, которые стремятся к авторитарной власти, высказывают и демонстрируют негативное отношение к режиму отбывания наказания, составляют
организованные преступные группы
асоциальные группировки осужденных
криминальные группировки осужденных
-
формальные связи осужденных
10.К наиболее простому типу преступных формирований обычно относят
организованные преступные группы
случайные преступные группы
"бригады"
устойчивые преступные группы
Практические задания:
Задание 1. Перечислите, пожалуйста, причины формирования преступной личности с учетом предложенной классификации.
Контрольный вопрос. В уголовном законе человек, совершивший преступное деяние, может быть назван различными терминами: «лицо, совершившее преступление», «личность виновного», «обвиняемый». Что помогает определить правоохранительным органам оценка поведения правонарушителя как личности, какие положительные моменты Вы можете отметить при таком подходе рассмотрения уголовных дел?
Задание 2. Лиц, совершающих преступление, условно можно разделить на две большие группы: социально-адаптивный тип и социально-дезадаптивный тип личности. Охарактеризует, пожалуйста, данные типы преступной личности с учетом представленных в таблице трех психологических факторов, определяющих уровень социальной адаптивности человека.
Дополнение к заданию. Напишите, пожалуйста, пример совершения преступления социально-адаптивной и -дезадаптивной личностью.
А. Фабула преступления, совершенного социально-адаптивной личностью:
_________________________________________________
Б. Фабула преступления, совершенного социально-дезадаптивной личностью:
_________________________________________________
Задание 3. В оставленном для ответа месте напишите, пожалуйста, основные четыре свойства организованной преступной группы и раскройте их значение.
1.___________________________________________________ 2.___________________________________________________ 3.___________________________________________________ 4.___________________________________________________
Контрольный вопрос. Какие Вы можете привести способы нейтрализации и последующего пресечения организованной преступной деятельности?
Задание 4. По представленному шаблону опишите, пожалуйста, структуру руководства организованной преступной группы, раскрывая основные функции структурных подразделений.
Контрольный вопрос. В чем заключается принципиальное различие таких понятий как «коллектив» и «группа»?
Задание 5. Одна из героинь романа Д. Х. Чейза рассуждает так: «Единственная вещь, которая что-то значит в жизни, от которой зависит все, — это деньги. И если кто-то говорит, что это не так, не верьте. Они говорят, что самое главное в жизни — это здоровье и религия. Какая чепуха! Деньги — вот что самое главное! И если у вас их нет, можете смело идти в магазин, покупать бритву и резать себе горло. Без денег вы полное дерьмо. Вы не можете найти приличную работу. Вы не можете ходить туда, куда стоит ходить. Вы не можете жить там, где стоит жить. Вы не можете общаться с людьми, с которыми стоит общаться».
Согласны ли Вы с таким мнением? Аргументируйте свою точку зрения.
Как Вы считаете, к чему может привести воспитание ребенка в духе преклонения перед деньгами, когда в семье придают им большое значение?
Тема 8. Психология оперативно-розыскной деятельности
Вопросы темы:
1. Основные задачи ОРД и ее психологическая структура. 209
2. Психологические аспекты, повышающие эффективность ОРД.. 212
Литература по теме
Методические указания по изучению темы
Цели и задачи:
Цели и задачи изучения данной темы – рассмотреть понятие психологии ОРД и ее основные задачи. Получение знаний о психологической структуре этой профессиональной деятельности и ее подструктурах: познавательно-поисковой, коммуникативной. Изучение данной темы покажет студентам значение конспиративно-ролевого и профессионально-ролевого поведения для установления оперативного контакта, а также познакомит с психологическими барьерами, затрудняющими установление контакта: мотивационного, интеллектуального, эмоционального и волевого характера.
В результате успешного изучения темы Вы:
Узнаете:
об основных задачах оперативно-розыскной деятельности и ее психологической структуре,
о психологических аспектах, повышающих эффективность этой деятельности.
Приобретете следующие профессиональные компетенции:
способность ориентироваться в основных областях психологического знания оперативно-розыскной деятельности;
умение оценивать возможности использования специальных психологических познаний в оперативно-розыскной деятельности;
навыки оценки психологического обеспечения оперативно-розыскной деятельности.
В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих понятиях:
психология оперативно-розыскной деятельности — раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты раскрытия и расследования преступлений, а также разрабатывающий психотехнические средства воздействия на криминальные элементы.
Теоретический материал по теме
Вопрос 1. Основные задачи ОРД и ее психологическая структура
Психология оперативно-розыскной деятельности — раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты раскрытия и расследования преступлений, а также разрабатывающий психотехнические средства воздействия на криминальные элементы.
В психологической структуре профессиональной деятельности оперативных работников ведущую роль играют познавательно-поисковая и коммуникативная подструктуры.
Наибольший интерес для психологии представляет коммуникативная подструктура ОРД, в ней важную роль играет, прежде всего, компетентность в вопросах тактики установления психологического контакта и развития доверительных отношений с различными объектами их заинтересованности. Из-за того, что им часто приходится вести конспиративное общение, то уже само установление психологического контакта с объектами заинтересованности протекает по специфическим психологическим закономерностям и при значительной инициирующей активности оперативного сотрудника.
Для установления оперативного контакта с объектом заинтересованности оперативный работник может избрать один из двух видов ролевого поведения:
а) конспиративно-ролевое;
б) профессионально-ролевое.
Первое базируется на маскировке сотрудника своей принадлежности к правоохранительным органам, а поэтому предлагается разыгрывание роли определенного типа человека — представителя конкретной социальной общности, профессии, статуса и т. д. Естественно, что в данном случае требуется знание субкультурных особенностей определенной социальной группы (например, конкретного типа преступных сообществ), убедительная демонстрация через речь и невербальные проявления (жесты, позы и различные формы экспрессии) сложившихся субкультурных стереотипов. В случае же профессионально-ролевого поведения оперативный работник не маскирует свою принадлежность к правоохранительным органам, а лишь в ролевом аспекте акцентирует желательные для успешного профессионально-ролевого общения психологические качества и заинтересованность в общении.
Психологические барьеры, затрудняющие установление контакта могут носить мотивационный, интеллектуальный, эмоциональный и волевой характер. В качестве мотивационных барьеров могут выступать: нежелание гражданина в данный момент вести с сотрудником откровенный разговор, наличие предубежденного отношения к правоохранительным органам, боязнь мести со стороны преступного элемента и др. Интеллектуальные барьеры могут быть вызваны ошибками неверного восприятия друг друга, особенностями их мышления, речи, в целом противоположностью личностных стилей, различиями в уровне образования, осведомленности в тех или иных вопросах и т. д. Эмоциональные барьеры могут быть обусловлены как отрицательными (астеническими) переживаниями и чувствами, которые испытывает сотрудник к данному лицу, с которым необходимо установить контакт, так и эмоциональными состояниями объекта заинтересованности (подавленность, раздражительность, невыдержанность, агрессивность и пр.). Волевые барьеры могут иметь место, когда, например, сотрудник форсирует подчинение гражданина своей воле или гражданин не может заставить себя отказаться от установки либо от данного кому-либо обещания не вступать в контакт с сотрудниками правоохранительных органов.
Преодоление указанных психологических барьеров в общении достигается за счет особой «психологической настройки» («подстройки») сотрудника к личностным особенностям людей, с которыми он вступает в контакт, применения определенных психотехнических приемов и создания условий, оптимизирующих динамику профессионального общения.
Вопрос 2. Психологические аспекты, повышающие эффективность ОРД
В профессиональном общении задачей сотрудников является не только обеспечение взаимной заинтересованности, но и установление доверительных взаимоотношений с партнером по взаимодействию.
Возникновение в оперативной работе доверительных отношений с объектом заинтересованности — это относительно устойчивое состояние взаимоотношений сотрудника с гражданином, который доверяет ему конфиденциальную информацию для решения оперативно-служебных задач. При этом конфиденциальная информация — это те сведения, которые до определенного времени не подлежат огласке.
В практике общения, реализуемого в целях ОРД, информацию часто получают путем ее выведывания у лиц, которые имеют криминальную направленность личности. В большинстве таких случаев успех напрямую зависит не только от умения устанавливать с объектом заинтересованности психологический контакт, но и осуществлять на них целенаправленные воздействия, в том числе, как на сознательную, так и бессознательную сферу психики.
Существует два основных пути получения профессионально значимой информации:
а) словесно-репродуктивный — это побуждение объекта заинтересованности к непроизвольной вербальной репродукции (непроизвольным высказываниям) фактов, представляющих интерес для сотрудников правоохранительных органов;
б) моторно-репродуктивный — это побуждение объекта заинтересованности к непроизвольным невербальным реакциям и экспрессивным проявлениям, содержащим соответствующую информацию.
Для реализации каждого из указанных подходов психологи рекомендуют целый арсенал конкретных приемов, с помощью которых осуществляется получение профессионально значимой информации.
Для вызывания словесно-репродуктивных высказываний можно применять:
1) демонстрации конкретных примеров, «оживляющих» в памяти заинтересованного для нас лица соответствующие образы и побуждающих его к непроизвольным высказываниям;
2) смежную тему разговора;
3) вызывать чувство особой значимости собственной личности объекта заинтересованности;
4) обращение к чувству собственного достоинства;
5) демонстрацию проявления равнодушия;
6) эскалацию эмоционального стресса;
7) постановку неожиданных вопросов;
8) неточное или ложное заявление;
9) сообщения «якобы» важных сведений;
10) показ осведомленности и др.
К приемам, с помощью которых реализуется моторно-репродуктивный способ получения информации, можно отнести следующие:
1) демонстрация конкретных предметов, связанных с преступной деятельностью субъекта;
2) создание кратковременных психологически острых жизненных ситуаций;
3) использование приемов психотехник из нейролингвистического программирования и других психокоррекционных методов немедицинского характера.
Указанные выше психологические подходы и приемы могут успешно использоваться не только в процессе выведывания сотрудниками информации, но и в ходе предупреждения и пресечения преступной деятельности, при проведении дознания и предварительного расследования (при работе в составе оперативно-следственной группы).
При проведении сотрудниками дознания часто используются различные методы воздействия на преступников. Основными среди них на практике являются убеждение, принуждение, внушение, постановка и варьирование задач.
Литература по теме
Основная:
1.Аминов И.И. Юридическая психология. - М., 2011.
2. Васильев В.Л. Юридическая психология. Учеб. - СПб.: Питер, 2010.
3. Еникеев М.И. Юридическая психология. Учеб. – СПб.: Питер, 2010.
4. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Мариновская И.Д., Цветков В.Л. Юридическая психология. Учеб. / Под общ. ред. В.Я. Кикотя. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
5. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной деятельности. — 2-е изд., доп. — М.: Издательство «МЗ-Пресс», 2001.
Дополнительная:
6. Волков В.Н. Юридическая психология. – М., 2007.
7. Образцов В.А., Богомолова Н.Н. Криминалистическая психология.- М.: Закон и право, 2002.
8.Ситковская О. Д. Психология уголовной ответственности. - М., 1998.
9.Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. - М., 2001.
10.Столяренко А. М. Психологические приемы в работе юриста: практ. пособие. - М., 2000.
|