Вопрос 8. Основные формы взаимодействия в общении
Анализ интерактивной стороны общения представляет определенную сложность.
Вообще разделение трех сторон общения — коммуникативной, перцептивной и интерактивной возможно только как прием анализа.
В действительности нельзя выделить «чистую» коммуникацию без восприятия и взаимодействия, или «чистое» восприятие. Как познание другого в общении, так и воздействие, — всегда действие, одно без другого существовать не может.
В зависимости от цели все многообразие вариантов общения условно можно разделить на три основные формы: ролевое, коммуникация «масок», экспрессивное.
Ролевое (инструментальное, функциональное) — имеет целью выполнение совместных действий, а также получение конкретной информации.
Ролевое взаимодействие — это взаимодействие в рамках функций и стереотипов, которые соответствуют содержанию ролей партнеров: инструментальная роль и инструментальное общение — это общение по поводу совместной деятельности, регламентируется оно документами. Ролевое межличностное общение — это общение в рамках той структуры отношений, которая сложилась между людьми.
Коммуникация «масок» — промежуточная форма между ролевым и экспрессивным взаимодействием в общении.
Маска — это совокупность знаков, передача которых обеспечивает бесконфликтность общения в случаях, когда имеются ограничения в нем. Ограничения могут быть конвенциональные. Функциональные ограничения связаны с выполняемой деятельностью.
Эффективной коммуникация «масок» может быть только при учете региональных и этнокультурных особенностей.
Экспрессивное общение более, чем на 2/3 является основой всего того, что мы говорим и делаем. Главное здесь — чувства, получение эмоций. Причем каждому человеку постоянно нужна своя доля эмоций, особенно положительных. Исследователи выделяют довольно большое количество разновидностей экспрессивного общения; однако среди разнообразия форм можно вычленить три основных, которые являются общепризнанными: ритуалы; психологические игры; манипуляция. Сущность ритуалов и психологических игр заключается в гласном или негласном подтверждении нашего статуса.
Ритуальное общение ведет свое происхождение от социальных, межгрупповых ситуаций общения, где главной задачей партнеров является поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как члене общества. Партнер в таком общении является как бы необходимым атрибутом выполнения ритуала. В реальной жизни существует огромное количество ритуалов, в которых каждый участвует только как некоторая маска с заранее заданными свойствами и которые требуют от участников только одного, по мнению Ю. С. Крижанской и В. П. Третьякова, — знания правил игры.
В ритуальном общении для нас существенно следование роли — социальной, профессиональной или межличностной. Поэтому восприятие друг друга схематично. Целью ритуального общения является не изменение другого, не воздействие на него, а подтверждение себя — своих мнений, своих представлений. Поэтому участники такого общения стараются избежать всякого столкновения мнений. Интерактивная сторона ритуального общения определяется тем, что ситуация воспринимается как межгрупповая. Ритуальное общение — это чисто социальное общение.
При манипулятивном общении к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей. Существенной особенностью интерактивной стороны в манипулятивном общении является точный выбор позиции в общении. Манипулятивное общение — чрезвычайно распространенный вид общения.
Вопрос 9. Специфика профессионального общения юриста
Профессиональное общение юристов обладает рядом особенностей, относящихся ко всем направлениям их деятельности. Среди них:
1. Специфичность поводов для вступления в общение. В большинстве случаев, например в преступной среде, поводом для вступления в общение является совершенное либо готовящееся преступление, правонарушение, асоциальное поведение. Это обстоятельство ограничивает круг участников общения, определяет содержание общения, его цели.
2. Наличие множественности целей в каждом акте общения. Кроме получения информации о конкретном преступлении, правонарушении и личностях участников, в каждом акте общения, вне зависимости от того, сотрудниками какой службы проводится общение, должна реализовываться задача воспитания человека, преодоление социально-негативных свойств и качеств личности, предупреждение преступлений и правонарушений со стороны как данного лица, так и его окружения.
3. Конфликтный характер общения. Специфика поводов вступления в общение — преступление или правонарушение — ведет к тому, что цели участников общения либо не совпадают, либо не понимаются в полной мере друг другом.
4. Формализация общения, т. е. регламентация целей, характера и способов общения различными документами. Формализация может быть жесткой, предусматривающей принудительный характер регламентации общения и гибкой.
5. Специфика психических состояний участников общения: повышенное нервное напряжение в связи с высокой ответственностью за результаты общения; доминирование отрицательных эмоциональных состояний.
6. Особое значение психологического контакта. В связи с вышеперечисленными особенностями особое значение приобретает начальная фаза взаимодействия, в ходе которой происходит формирование тенденции дальнейшего общения.
Первый этап – установление контакта, имеет достаточно сложную структуру, которая включает в себя ряд элементов:
а. прогнозирование общения и формирование модели партнера. Главная задача этапа — сбор информации о партнере по общению;
б. создание внешних условий, облегчающих установление контакта, т. е. выбор времени, места, ситуации, обеспечивающих реализацию намеченной стратегии поведения;
в. проявление внешних коммуникативных свойств в начале зрительного контакта, т. е. формирование образа и его демонстрация партнеру. Цель этапа — снять у партнера предубеждение и заинтересовать предстоящим общением;
г. оценка психического состояния, отношения партнера к начавшемуся общению. Источник: мимические, топомимические, проксемимические знаки, речь, интонации партнера;
д. устранение помех в общении;
е. стимулирование интереса к продолжению общения.
Второй этап — информационный обмен — передача сведений в ответ на запрос, обмен мнениями, замыслами, решениями.
Третий этап — побуждение партнера к активному обмену информацией.
Четвертый этап — координация общения — согласование планов, действий, позиций юриста с партнером по общению.
Пятый этап — установление взаимопонимания — понимание смысла сообщаемой информации. Но главное — понимание партнерами намерений, установок, переживаний, целей и т. д.
Шестой этап — эмоциональное воздействие — побуждение в партнере нужных эмоциональных состояний, приведение его реакций к специфике общения.
Седьмой этап — установление отношений — определение взаимных позиций, правил, принципов взаимоотношений, условий и взаимных уступок.
Восьмой этап — регуляция поведения партнера — изменение поведения (намерений, решений, установок, представлений) партнера в контексте взаимодействия.
Литература по теме
Основная:
1.Аминов И.И. Психология делового общения. 7-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2011.
2. Васильев В.Л. Юридическая психология. Учеб. - СПб.: Питер, 2010.
3. Еникеев М.И. Юридическая психология. Учеб. – СПб.: Питер, 2010.
4. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Мариновская И.Д., Цветков В.Л. Юридическая психология. Учеб. / Под общ. ред. В.Я. Кикотя. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
Дополнительная:
5.Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М., 2011.
6.Ситковская О. Д. Психология уголовной ответственности. - М., 1998.
7.Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. - М., 2001.
8.Столяренко А. М. Психологические приемы в работе юриста: практ. пособие. - М., 2000.
9.Суховершина Ю.В., Тихомирова Е.П. Тренинг делового (профессионального) общения. – М., 2009.
Методические указания по изучению темы
Ответьте на следующие вопросы:
1. Каково значение общения для юриста?
2. В чем специфика общения юриста?
3. Что понимается под коммуникативной компетентностью юриста?
4. Раскройте содержание коммуникативной стороны общения.
5. В результате чего возникают коммуникативные барьеры общения, какие обстоятельства влияют на их появление?
6. Раскройте содержание перцептивной стороны общения.
7. Охарактеризуйте интерактивную сторону общения.
Напишите небольшое эссе (объемом 2-3 страницы) по одному из перечисленных ниже вопросов:
Особенности процесса передачи невербальной информации.
Коммуникативные барьеры общения.
Профессиональные особенности восприятия другого человека.
Психологические особенности различных форм взаимодействия в процессе общения.
Условия и динамика контактного взаимодействия в ситуациях деятельности юриста.
Психотехники общения юриста.
Выполните тестовое задание для самопроверки:
Речь, произносимая с целью оказать влияние на мнение слушателей, сформировать или изменить их мнение по какому-либо вопросу - это:
a) убеждающая речь
b) информационная речь
c) рекламная речь
d) презентационная речь
Перцептивня сторона общения включает в себя:
a) процесс познания и понимания людьми друг друга
b) организацию взаимодействия людей
c) обмен информацией
Общепринятым, считается выделение трех основных групп жестов, к числу которых не относятся:
a) эмблематические жесты
b) иллюстративные жесты
c) ситуативные жесты
d) регулятивные жесты
-
К особенностям делового общения не относится:
a)соблюдение участниками формально-ролевых принципов взаимодействия
b) количественное ограничение участников взаимодействия
c) повышенная ответственность участников делового общения за его результат
d) строгое отношение к использованию речевых средств
Какая из функций переговоров заключается в осуществлении контроля и координация действий участников?
a)регуляционная
b)коммуникативная
c)информационная
d)функция «маскировки»
Деловое общение:
a)служит способом организации и оптимизации того или иного вида b)предметной деятельности
c)не выходят за рамки удовлетворения актуальных биологических потребностей
d)содействует, исключительно, реализации духовных потребностей личности
В какой мере проявление внимания со стороны руководителя к личной жизни своих сотрудников, сказывается на эффективности их трудовой деятельности?
a)способствует ее повышению
b)сказывается отрицательно
c)никак не влияет
Взаимоотношения руководителя и подчиненных должны строиться на основе нравственных принципов, к числу которых не относится:
a)принцип гуманизма
b)принцип толерантности
c)принцип справедливости
d)принцип ответственности
Человек, у которого преобладают в мышлении зрительные образы, который «специализируется» на зрительном внутреннем опыте, называется:
a)визуалистом
b)аудиалистом
c)кинестетиком
Участие сотрудников в процессе выработки решений по той или иной проблеме:
a)способствует повышению исполнительности работников
b)снижает эффективность их работы
c)никак не влияет на результативность труда
Практические задания:
Задача 1. Напишите, пожалуйста, основные функции общения. Дайте им определение.
Задача 2. Заполните, пожалуйста, таблицу отличий двух средств общения: вербального и невербального.
Вербальная коммуникация
|
Невербальная коммуникация
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задача 3. Напишите, пожалуйста, психологические приемы, которые формируют приятное впечатление о человеке при первом знакомстве.
Задача 4. Отметьте, пожалуйста, стрелочкой направление взгляда человека, который при сообщении о чем-либо говорит неправду. Аргументируйте свою точку зрения.
Задача 5. Напишите, пожалуйста, каких необходимо придерживаться правил в конфликтной ситуации, что бы «не подливать масло в огонь».
Задача 6. Какой из невербальных сигналов является самым верным информатором о состоянии человека? Приведите пример.
Тема 7. Криминальная психология
Вопросы темы:
1. Задачи криминальной психологии. Факторы, детерминирующие преступное поведение. 192
2. Психологические особенности личности преступника (правонарушителя) 195
3. Психические аномалии, не исключающие вменяемости, и личность преступника. 198
4. Психология организованной преступности. 200
Литература по теме
Методические указания по изучению темы
Цели и задачи:
Цели и задачи изучения данной темы – получение общетеоретических знаний об истории зарождения, сущности, содержании, предмете и особенностях криминальной психологии. Вдумчивое изучение данной темы познакомит студентов с задачами, которые решает криминальная психология, с факторами, детерминирующими преступное поведение, психологическими особенностями этого поведения. Даст возможность познакомится с психологическими особенностями личности преступника, а также психологическими особенностями организованной преступности.
В результате успешного изучения темы Вы:
Узнаете:
криминальная психология изучает психические закономерности, связанные с формированием преступной установки;
механизм образования преступного умысла;
алгоритм подготовки и совершения преступления;
процесс формирования преступного стереотипа поведения
Приобретете следующие профессиональные компетенции:
-
способность ориентироваться в основных категориях криминальной психологии;
умение использования специальных психологических познаний в исследовании личности преступника и преступной группы;
навыки оценки психологических методов, приемов воздействия на личность преступника и преступной группы
В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих понятиях:
преступное поведение — понятие, включающее не только само преступление как общественно опасное, противоправное деяние (действие или бездействие), но и его истоки; возникновение мотивов, постановку целей, выбор средств, принятие субъектом будущего преступления различных решений;
преступное сообщество (организация) — это наиболее устойчивое, организационно сложенное, иерархическое криминальное образование.
Теоретический материал по теме
Вопрос 1. Задачи криминальной психологии. Факторы, детерминирующие преступное поведение
Криминальное поведение отличается от правопослушного как по содержанию, направленности, так и по психорегуляционным особенностям, поэтому актуально изучение, с одной стороны, истоков асоциальности личностей конкретного типа преступников, степени его антиобщественных взглядов и установок, криминальных привычек и навыков, а с другой роли криминогенной ситуации и самого асоциального субъекта в развитии преступного деяния.
Биологические и социальные факторы являются детерминантами криминального поведения, интегрируясь в личностно-психологических качествах преступника, являющегося субъектом противоправного деяния. Для поведения большинства преступников характерны социально ценностная дезадаптация и дефекты саморегуляции. Доказано, что преступники отличаются от правопослушных граждан в наибольшей степени отношением к таким ценностям как общественно-полезная деятельность, нравственность, эстетическое удовольствие, брак, семья, дети. Преступники являются людьми более фаталистичными и меланхоличными (т. е. крайне отрицательно оценивающими свою прожитую жизнь, повседневные дела и жизненные перспективы), у них также занижена потребность в социально-приемлемой саморегуляции. Все это может свидетельствовать о том, что преступников от не преступников отличает не одно какое-то ведущее психологическое свойство, а неповторимое сочетание и особый удельный вес каждого из личностных свойств (своеобразный «симптомокомплекс»), который характеризует делинквентную личность как человека с особой «жизненной философией» и поведенческими стереотипами.
В качестве психологических предпосылок преступного поведения могут выступать феномены отчуждения и тревожности. По мнению ученых, социально-психологическое отчуждение есть развивающаяся чаще всего в результате эмоционального отвергания родителями (психологической депривации), из безразличия, а также усвоенной социально-психологической дистанцией между индивидом и средой, изолированность от ценностей общества и невключенность в эмоциональные контакты, отчужденность от общества в целом, его социальных институтов и малых групп (семья, коллектив и др.). По данным эмпирических исследований наиболее отчужденными среди деликвентов являются бродяги, а среди них — алкоголики. Среди преступников наибольшая отчужденность наблюдается у лиц, отбывающих длительные сроки наказания в виде лишения свободы. Большой криминогенностью обладает и феномен личностной тревожности, обусловленный наличием у определенного типа людей значительного беспредметного страха. В случае, когда человек, обладающий чрезмерным уровнем тревожности, начинает оценивать субъективную угрозу безопасности, то он может предпринять попытки насильственных действий, против людей или явлений, которые воспринимаются им как угрожающие, деструктивные. В этом случае человек может совершить преступление, чтобы не разрушить представление о самом себе, своем месте в мире, самоощущении, самоценности, чтобы не прекратилось его биологическое и социальное бытие. По данным эмпирических исследований, тревожность как причина преступного поведения присуща преступникам женского пола, а также несовершеннолетним, имеющим проблемы с самоутверждением.
Рассмотренные феномены тревожности и отчужденности диалектически между собой взаимосвязаны, а поэтому при низких регуляционных возможностях возникающие сначала асоциальные, а затем и антисоциальные установки и привычки не только не контролируются, но и могут становиться целеобразующими механизмами преступного поведения.
Антисоциальное поведение может быть обусловлено не только рассудочным отношением к действительности, но и неосознаваемыми компонентами психики.
Вопрос 2. Психологические особенности личности преступника (правонарушителя)
О личности преступника можно говорить лишь в том случае, если человеком совершено преступление, т. е. он становится субъектом преступления в смысле уголовного закона до отбытия наказания. Личность преступника отличается от личности не преступника общественной опасностью. Последняя представляет собой систему свойств личности в виде криминогенных интересов и мотивации, которые породили соответствующее преступное поведение.
Как правило, общественная опасность носит не всеобъемлющий характер, а проявляется в некоторых доминирующих ориентациях и мотивациях, например, корыстной, насильственной и т. д. Такая криминогенная ориентация личности определяет содержание ее общественной опасности и ее преступного поведения. Обязательным компонентом общественной опасности личности является криминогенная деформация правового сознания, т. е. различные варианты неуважения уголовного закона.
Общественная опасность личности формируется чаще всего до момента совершения преступления. Постепенное возникновение такой опасности обычно проявляется в антиобщественном поведении конкретного лица — дисциплинарных, административных правонарушениях, аморальных действиях, не носящих пока еще характера преступления. Но по мере повторения и усугубления они все более указывают на развитие предкриминогенной направленности субъекта, статистически подтвержденной возможности совершения им преступления и даже его вида.
Изучение личности преступника необходимо для определения причин совершения преступления. Причинами совершения конкретных преступлений являются социально-отрицательные свойства и прежде всего криминальная мотивация поведения личности, которые взаимодействуют с криминогенными условиями среды и ситуации. Преступное поведение возникает при действии негативных личностных и социальных факторов, а также психических аномалий.
Мотивы преступного поведения обладают определенной спецификой. Она проявляется в следующем: антисоциальность мотивов, большей частью проявляющаяся в узколичностных побуждениях действующего субъекта; преобладание материальных и естественных побуждений над духовными; доминирование побуждений типа влечения, а не долга или ответственности; господство побуждений с ближайшими целями, а не с более отдаленной жизненной перспективой; низкий уровень этих побуждений по сравнению с ценностями общества.
Мотивация связана со всеми элементами преступного поведения: актуализацией потребности; возникновением и формированием мотива преступления; целеобразованием; выбором путей достижения целей; прогнозированием возможных результатов; принятием решения; контролем и коррекцией действий; анализом наступивших последствий; раскаянием или выработкой защитного мотива.
Развитие мотива преступного поведения обусловлено также влиянием ситуации. Ситуация может быть криминогенной, если для нее характерны: неопределенность, непредсказуемость развития события, поведения различных лиц; экстремальность, быстротечность происходящих событий; альтернативность, побуждающая человека принять какое-либо одно решение из числа двух или нескольких исключающих друг друга личностно значимых вариантов; конфликтный характер отношений сторон с наличием провоцирующих элементов, например, в виде неправомерного поведения потерпевшего; бесконтрольность, отсутствие порядка и дисциплины.
Определенное влияние на формирование мотивов преступного поведения оказывает искаженное восприятие и недооценка правонарушителем конкретной жизненной ситуации в качестве криминогенной.
Кроме деформации потребностно-мотивационной сферы, причиной совершения преступлений могут являться психические аномалии.
Вопрос 3. Психические аномалии, не исключающие вменяемости, и личность преступника
При психических аномалиях, не исключающих вменяемости, сохраняются (хотя с определенными изменениями) общие механизмы осознания и руководства своим преступным поведением. Психические аномалии относительно чаще встречаются у лиц, совершающих тяжкие и особо тяжкие преступления (убийства, изнасилования, телесные повреждения и хулиганство), у рецидивистов, у преступников, не имевших определенных занятий и жилья. Относительно они распространены и у несовершеннолетних преступников. Наличие психических аномалий у преступников не должно отождествляться с наследственностью. Значительная их часть носит приобретенный характер (алкоголизм, травмы, часть психопатий и т. д.). Так из числа признанных вменяемых лиц, направленных на судебно-психиатрическую экспертизу в связи с совершением убийства, изнасилования и тяжких телесных повреждений в разных регионах России, около 60% имели различные психические аномалии, не исключающие вменяемости, но облегчающие реализацию преступных действий. По данным различных исследований подростков, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, до 40% из них обнаруживали психопатические признаки. Психопатии и психопатоподобные состояния лиц, совершивших тяжкие насильственные преступления, устанавливаются у 33%, органическое поражение центральной нервной системы — у 19%, ушибы мозга — у 18%, хронический алкоголизм — у 17%.
Социально-демографические данные личности преступника сами по себе не криминогенны. Но они связаны с условиями формирования личности и ее жизнедеятельности, с потребностями и мотивацией, с социальными ролями личности. Например, среди лиц, совершающих хищения, а также преступления в сфере обслуживания доля женщин более значительна. С другой стороны среди лиц, совершивших хулиганства, разбой, доля женщин меньше, чем средняя. Отмеченные особенности более всего связаны с социальными ролями женщин (например, до 80% работающих в сфере торговли, бытового обслуживания, здравоохранения — женщины).
Значимы и сами условия формирования личности (воспитание, социальный контроль и т. д.), роль в семье, которые традиционно имеют межполовые различия и определяют в значительной мере стереотипы и рамки допускаемого поведения. Соотношение лиц женского и мужского пола среди преступников составляет в среднем 1:8. В последнее время наблюдается рост доли женской преступности. Удельный вес выявленных преступлений женщин составляет в среднем 11%. Такое соотношение, правда, характерно не для всех видов преступлений. Соотношение лиц разных возрастов в преступности показывает, что криминальная активность наиболее характерна для возрастной группы 25—29 лет, затем следуют 18—24, 14—17, наконец — 30—40 летние. Наименьшую долю среди преступников составляют люди старше 50 лет. Преобладающее число преступлений совершают, таким образом, лица молодого возраста. Доля несовершеннолетних в общем объеме выявленных преступлений постоянно растет. Наблюдается омоложение преступников как за счет увеличения доли преступников в возрасте от 14 до 18 лет, так и возрастания удельного веса несовершеннолетних младшей группы — до 14 лет.
Лицам, совершающим умышленные преступления, и рецидивистам в ряде случаев свойственна антиобщественная установка. Она заключается в постоянной внутренней готовности к определенному криминальному поведению. С такой установкой чаще всего действуют неоднократные рецидивисты, профессиональные преступники.
Обобщенная характеристика лиц, совершающих преступления, на статистическом уровне позволяет определить степень типичности, распространенности определенных свойств среди них и необходима для планирования и организации правоприменительной деятельности.
Вопрос 4. Психология организованной преступности
Борьба с организованной групповой преступностью является одной из актуальных проблем современного российского общества. Понимание социально-психологических особенностей, как считает В. В. Романов, возникновения и функционирования различных преступных групп (группировок), сообществ (преступных организаций), объединений преступных групп, созданных для совершения тяжких и особо тяжких преступлений, внутригрупповых динамических процессов, происходящих в них, правильная психолого-правовая оценка их преступной деятельности является необходимым условием разработки наиболее эффективных приемов и методов борьбы с ними.
Сплоченные организованные преступные группы — это объединения преступников на основе умышленного совершения преступных деяний, где присутствует статусная иерархия и жесткая структура, т.к. состав участников может доходить до нескольких десятков человек. Для них характерно то, что тщательной подготовкой и планированием преступлений занимается главарь (лидер) и руководящее ядро, которыми распределяются роли среди соучастников, ведется разноплановый сбор информации и оснащение техникой и т. д. В зависимости от характера преступной деятельности группа делится на несколько звеньев, обеспечивающих ее жизнедеятельность: разведчики, боевики, группы прикрытия и пр.
В своей преступной деятельности члены данного образования руководствуются ярко выраженной криминальной идеей, традициями и обычаями, а поэтому у таких групп, как правило, отсутствуют коррумпированные связи и тесное взаимодействие с органами и представителями власти. Главарь осуществляет при поддержке руководящего ядра жестокое подавление любого инакомыслия или отступничества, выступает арбитром при разрешении возникающих внутренних конфликтов. Для успешной деятельности такая группа вынуждена взаимодействовать с другими территориальными преступными формированиями, а также отдельными преступными элементами, которые могут обеспечивать ее жизнедеятельность.
Наиболее часто организованные преступные группы занимаются совершением профессиональных краж (квартирных, автомобилей, транспортных грузов), грабежом и разбоем, вымогательством (рэкет), мошенничеством, контрабандой.
Исходя из необходимости упорядочивания сфер влияния и контроля, лидеры преступных образований или постепенно подчиняются влиянию наиболее деятельных преступных организаций или образуют различного рода объединения (ассоциации) преступных организаций по типу «мафии».
В конце 80-х и в 90-х годах большое распространение получила и кооперация профессиональных преступных лидеров («воров в законе»), как особая форма объединения преступников не имеющая аналогов в мировой преступной практике. Данное объединение, основывающееся на уголовных традициях и неформальных законах, равноправии участников, пытается оказывать нужное влияние не только на все сферы жизни в отдельных регионах, но и пытается выйти на связь с международной преступностью.
Управление кооперацией «воров в законе» осуществляется с помощью «воровских сходок», а воздействие на криминальную среду — посредством специально выделенных лиц и воровских обращений.
Учитывая исключительную опасность для российского общества устойчивых, сплоченных преступных группировок, различного рода преступных сообществ (организаций) и объединений законодатели сочли важным считать их создание, участие в них или в совершаемых ими преступлениях в любой форме соучастия признать преступлением.
Литература по теме
Основная:
1.Аминов И.И. Юридическая психология. - М., 2011.
2. Васильев В.Л. Юридическая психология. Учеб. - СПб.: Питер, 2010.
3. Еникеев М.И. Юридическая психология. Учеб. – СПб.: Питер, 2010.
4. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Мариновская И.Д., Цветков В.Л. Юридическая психология. Учеб. / Под общ. ред. В.Я. Кикотя. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
5. Образцов В.А., Богомолова Н.Н. Криминалистическая психология.- М.: Закон и право, 2002.
Дополнительная:
6. Волков В.Н. Юридическая психология. – М., 2007.
7.Ситковская О. Д. Психология уголовной ответственности. - М., 1998.
8.Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. - М., 2001.
9.Столяренко А. М. Психологические приемы в работе юриста: практ. пособие. - М., 2000.
10.Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. - М., 2010.
|