Навигация по странице:
|
Литература по теме Методические указания по изучению темы
Флегматик — это человек, реагирующий спокойно и медленно, не склонный к перемене своего окружения. Хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям. Благодаря уравновешенности процессов раздражения и торможения, флегматик спокойный, всегда ровный. Он с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке медленно перестраивает навыки и привычки. Флегматик трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интраверт. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным. Однако не следует думать, что он такой уж всепрощающий, совершенно безопасный в общении человек. Подобно конденсатору, он долго впитывает в себя, поглощает, накапливает энергию неудовольствий, но когда она достигает определенного предела, критической величины, неминуем сильный «разряд», нередко весьма неожиданный для его собеседника. Он достигает наибольших успехов в тех видах деятельности, которые требуют равномерного напряжения сил, усидчивости, устойчивости внимания и большого терпения. (М. И. Кутузов, И. А. Крылов)
Меланхолик — это человек, плохо сопротивляющийся воздействию сильных стимулов, такое воздействие может привести к нарушениям поведения. Он очень склонен отдаваться переживаниям, неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Большинство меланхоликов — интраверты. Значительные успехи могут быть достигнуты в таких видах деятельности, которые требуют повышенной чувствительности (например, творчество). (Н. В. Гоголь, П. И. Чайковский)
Необходимо помнить, что картина поведения человека зависит не только от особенностей типа, но и от состояния нервной системы. Но и возникающие состояния оказываются характерными для определенных типов нервной системы. Не существует «хороших» или «плохих» видов темперамента. Проявление темперамента зависит также и от общей культуры человека. В зависимости от того, как человек относится к тем или иным явлениям, к жизненным задачам, к окружающим людям, он мобилизует соответствующую энергию, становится способным к длительным напряжениям, заставляет себя изменить скорость своих реакций и темп работы. Жизненный опыт и воспитание человека маскируют проявление типа высшей нервной деятельности и темперамента человека. Однако в экстремальных ситуациях могут внезапно проявить природную динамическую особенность психики человека.
Вопрос 8. Характер. Акцентуации характера. 130
Характер — это психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях: к окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе. Характер представляет собой совокупность сравнительно устойчивых и постоянно проявляющихся черт и качеств личности, которые обусловливают особенности его индивидуального и социального поведения и взаимодействия с другими людьми.
Знать характер человека — значит знать те существенные его черты, которые с определенной логикой и внутренней последовательностью проявляются в поступках человека.
Характер (от греч. charakter — «печать», «чеканка») — индивидуальное сочетание устойчивых психологических особенностей человека, обусловливающих типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. В характере выражаются наиболее типичные существенные особенности человека, знание которых позволяет в какой-то мере предвидеть, как человек будет поступать в тех или иных ситуациях.
В характере каждого человека обнаруживается единство устойчивых и динамических свойств: оставаясь самим собой, человек может проявлять то большую, то меньшую откровенность или замкнутость, решительность или нерешительность, твердость или мягкость. Главный стержень характера складывается постепенно и становится типичным для данного человека, а конкретные проявления характера могут видоизменяться в зависимости от ситуации, под влиянием других людей и т. п.
В характере человека природное и приобретенное взаимосвязано. На проявлениях характера и на процессе формирования его отдельных черт сказывается прежде всего тип нервной системы: сила-слабость, уравновешенность — неуравновешенность, подвижность-инертность нервных процессов. Это проявляется в реакциях человека, его поведении и деятельности. Кроме того, на характер влияют другие особенности организма (сердечно-сосудистой, пищеварительной и эндокринной систем): установлено, что различные расстройства в деятельности разных систем сказываются на характере человека.
В структуру характера входят такие взаимосвязанные существенные компоненты, которые являются общими для всех людей.
Структура и содержание характера каждого человека определяются:
а) динамикой воли (от того, насколько способен человек осуществить свои цели, т. е. слаба или сильна его воля);
б) спецификой проявления эмоций человека и эмоционального фона (например, конфликтного), который сопровождает те или иные его поступки;
в) интеллектуальными особенностями человека;
г) взаимосвязью всех этих компонентов (для структуры характера важно то, насколько они слиты воедино, гармоничны между собой или же, наоборот, находятся в конфликте, противоречат друг другу.
Необходимо помнить об определенной условности разделения черт характера, поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимопроникновение указанных аспектов отношений. Например, проявление грубости показывает его отношение к людям, но если дело касается профессиональной деятельности (скажем, он является сотрудником полиции), то речь уже идет о его отношении к делу (недобросовестность), также можно рассматривать и отношение к себе (самовлюбленность).
Динамика характера находится в прямой зависимости от динамики внешней действительности, проявление тех или иных черт зависит не только от прошлого опыта, но и от требований, которые предъявляют человеку в данный момент, от ситуации, в которой он находится. Поэтому структуру характера необходимо рассматривать всесторонне, анализировать поведение в различных ситуациях, и не вообще, а в развитии, в зависимости от условий жизни и воспитания.
Акцентуации характера
Акцентуации характера определяются как «крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психических воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим». Такое слабое звено в характере человека проявляется лишь в ситуациях, предъявляющих повышенное требование именно к функционированию конкретной черты характера. Во всех других ситуациях, не затрагивающих уязвимых точек характера, человек ведет себя без срывов, не доставляя окружающим и себе неприятностей. Сами по себе акцентуации характера не могут быть клиническим диагнозом и не свидетельствуют о психическом нездоровье, но при этом следует учитывать, что:
— акцентуация является почвой, фоном, предрасполагающим фактором для развития психогенных расстройств, иначе говоря, предпатологическим состоянием;
— на почве акцентуации характера могут формироваться психопатии, когда еще более обостряются отдельные черты и уязвимые зоны психики;
— для каждого типа акцентуаций характерны свои «слабые места», на которые могут оказать криминогенное влияние неблагоприятные воздействия среды.
Гипертимный тип. Люди этого типа очень общительны, у них всегда приподнятое настроение, повышенная психологическая активность с жаждой деятельности, тенденция разбрасываться, не доводить дело до конца. Циклоидный тип. Представители данной акцентуации характера очень похожи на людей гипертимного типа, однако периоды подъема у них сменяются субдепрессивной фазой, во время которой резко сужается круг контактов, они избегают компаний, начинаются проблемы на работе или в учебе, появляется настроение общей подавленности, упадок сил. Лабильный тип. Главная черта таких людей — крайняя неустойчивость, подвижность; нестроение меняется слишком часто и резко, порой даже по несущественным поводам. Все поведение зависит от нестроения в данный момент. Шизоидный тип. Люди этого типа с детства тяготеют к одиночеству, отличаются сдержанностью и холодностью в отношениях с людьми. Эпилептоидный тип. Главной чертой является склонность к периодам злобно-тоскливого настроения с поиском объекта, на котором можно сорвать злобу (обостряется в подростковый период).
Истероидный тип. Главная черта — эгоцентризм, жажда внимания к себе и все основные качества личности такого типа питаются этой доминирующей чертой. Постоянная рисовка и позерство, демонстративное поведение характерны для таких людей, им чужды глубокие искренние чувства. Основная цель — привлечь к себе внимание. Неустойчивый тип. Такие люди с детства непослушны, непоседливы, всюду и во все лезут, в то же время они трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим. Элементарные правила поведения усваиваются ими с трудом, за ними все время приходится следить. Люди этого типа обнаруживают полное безволие при выполнении любой работы, любых обязанностей, требований долга, достижении поставленных перед ними целей. Характерна повышенная тяга таких людей к времяпровождению, связанному с удовольствиями, развлечениями, праздностью, бездельем. Они проявляют равнодушие к собственному будущему, живут сегодняшним днем, стараются избежать трудностей и неприятностей. Черты неустойчивой акцентуации с возрастом плохо сглаживаются, возможно формирование психопатии.
Конформный тип. Главная черта людей этого типа — приспособленчество к своему непосредственному окружению. Такой человек становится тем, кем его делает микросреда.
Вопрос 9. Способности
Способности совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические возможности человека в различных видах деятельности.
Говоря о способностях, необходимо иметь в виду следующее. Это особенности, отличающие одного человека от другого. Важнейшим признаком способностей Б. М. Теплов считает индивидуальное своеобразие продуктивной деятельности, оригинальность и самобытность приемов, используемых в деятельности.
Каждая деятельность предъявляет комплекс требований к физическим, психофизиологическим и психическим возможностям человека.
Способности служат успешному выполнению деятельности. Некоторые исследователи полагают, что в данном случае логичнее говорить об обучаемости как успешности в приобретении умений, знаний, навыков.
Для способностей характерна возможность переноса выработанных умений и навыков в новую ситуацию. При этом новая задача должна быть сходна с разрешавшимися ранее задачами не последовательностью способов действия, а требованиями к тем же психическим свойствам человека.
Основу способностей составляют задатки.
Задатки — это природные предпосылки, которые являются условием развития способностей не только в смысле того, что они придают своеобразие процессу их развития, но и в смысле того, что они в известных пределах могут определять содержательную сторону и влиять на уровень достижений.
К задаткам относятся не только анатомо-морфологические и физиологические свойства мозга, но и психические свойства в той степени, в которой они прямо и непосредственно обусловлены наследственностью.
Способности — это психическое свойство личности, отражающее проявления таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности.
Способности — понятие динамическое. Они формируются, развиваются и проявляются в деятельности.
Общие и специальные способности. Специальные способности — способности к определенным видам деятельности (математические способности, музыкальные способности, педагогические и т. д.).
Общие способности — это способность к развитию специальных способностей.
Одаренность — это качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.
Талант — высшая степень одаренности, реализованная в определенной области.
Гениальность — высшая степень одаренности, выражающаяся в результатах, достигнутых одновременно в ряде областей деятельности.
Понятие способностей обычно ассоциируется с умственной деятельностью. Но оснований для такого узкого толкования способностей нет, хотя традиционно именно сфера умственной деятельности исследовалась и продолжает исследоваться в связи со способностями.
Высокое общее умственное развитие может не сопровождаться проявлением в какой-нибудь специальной области способностей или каким-либо видом специальной одаренности. Однако проявление и достижение высоких специальных способностей, специальной одаренности немыслимо без наличия общих способностей, общей одаренности.
Таким образом, способности — мера ответственности свойств личности требованиям конкретной деятельности.
Литература по теме
Основная:
1.Аминов И.И. Юридическая психология. - М., 2011.
2. Васильев В.Л. Юридическая психология. Учеб. - СПб.: Питер, 2010.
3. Еникеев М.И. Юридическая психология. Учеб. – СПб.: Питер, 2010.
4. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Мариновская И.Д., Цветков В.Л. Юридическая психология. Учеб. / Под общ. ред. В.Я. Кикотя. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
Дополнительная:
5. Волков В.Н. Юридическая психология. – М., 2007.
6.Ситковская О. Д. Психология уголовной ответственности. - М., 1998.
7.Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. - М., 2001.
8.Столяренко А. М. Психологические приемы в работе юриста: практ. пособие. - М., 2000.
9.Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. - М., 2010.
Методические указания по изучению темы
Ответьте на следующие вопросы:
1. Каково соотношение биологического и социального в личности?
2. Каково соотношение характера и темперамента?
3. Раскройте криминологическое значение отдельных видов акцентуаций характера.
4. Что такое направленность личности, каково ее содержание?
5. Как влияет психологическая установка личности на деятельность юриста?
6. Раскройте психолого-правовое значение мотива, его соотношение с понятием мотивации?
Напишите небольшое эссе (объемом 2-3 страницы) по одному из перечисленных ниже вопросов:
1. Социально-правовое содержание психологических свойств и качеств личности как объекта познания в сфере деятельности органов внутренних дел.
2. Социально-психологическая оценка конформизма личности.
3. Влияние направленности на выбор личностью вариантов поведения в сфере правопорядка.
4. Учет особенностей направленности личности при решении юристом задач правоприменительной деятельности.
5. Индивидуально-психологические особенности личности, их влияние на поведение людей в сфере правопорядка.
6. Психологические методы изучения личности.
7. Учет юристом индивидуально-психологических особенностей личности при определении тактики осуществления профессиональных действий.
Выполните тестовое задание для самопроверки:
1.Выберите верное утверждение
каждый человек рождается личностью с задатками, определяющими, например, правосознание, склонность к криминальному поведению и т.п.
каждый человек рождается личностью, но правосознание или особенности поведения формируются под влиянием социальных факторов
каждый человек рождается индивидом, а личность его формируется под влиянием социальных факторов, определяющих его систему ценностей
2.Укажите свойство личности, которое формируется после рождения (в процессе воспитания) и может изменяться на протяжении жизни:
темперамент
характер
направленность
способности
3.Акцентуацией характера называется:
совокупность наиболее ярко выраженных черт личности
патологические изменения личности
совокупность черт, которые в человеке преднамеренно вырабатывали окружающие в процессе воспитания
черты, являющиеся недостатками характера человека
4.Укажите название темперамента, обладатели которого труднее всего поддаются сиюминутным настроениям и чужому влиянию:
холерический
меланхолический
сангвинический
флегматический
5.Выберите из списка название акцентуации, которая, по вашему мнению, наименее способствует противоправному поведению личности:
психастеническая
истероидная
гипертимная
эпилептоидная
6.Выберите из перечисленных темпераментов тот, для которого возможны мощные внешние проявления агрессии:
меланхолический
холерический
флегматический
сангвинический
7. Какие из перечисленных свойств индивида следует отнести к свойствам его характера:
импульсивный, вспыльчивый
творческий, выдающийся
добродушный, мягкий
живой, чувствительный
8.Понятие «установка» используется для обозначения
а) неосознаваемых побудителей сознательных действий
b) неосознаваемых механизмов сознательных действий
c) неосознаваемых психических процессов, протекающих в области «надсознания»
9. Различия между темпераментом и характером могут быть обозначены следующим образом:
-
темперамент отражает физиологические свойства нервной системы, а характер – способы межличностного общения человека
«темперамент» – понятие устаревшее, а «характер» – современное
темперамент наследуется, а характер приобретается
различия условны
10. Потребность в самореализации:
духовная потребность
одна из высших потребностей
менее важна для выживания, чем физиологическая потребность
детерминирована внешним воздействием
Практические задания:
Задание 1.
Ответьте, пожалуйста, на следующий вопрос: «Какого человека можно считать личностью?» Дайте свое определение понятию «личность».
|
|
|