Навигация по странице:
|
Литература по теме Методические указания по изучению темы
Карта баллов
Наименование тем
дисциплины
|
Задания текущего контроля успеваемости
|
Всего бал-лов
|
Форма итого-вого контро-ля
|
Вопросы семинара
|
Эссе (реферат)
|
Задание ситуационного практикума
|
Тест
|
|
|
аудитор.
|
вирт. кампус
|
аудитор.
|
вирт. кампус
|
аудитор.
|
вирт.
кампус
|
аудитор.
|
вирт.
кампус
|
|
|
Предмет, цели, задачи, методы юридической психологии
|
|
2
|
|
2
|
|
2
|
|
2
|
|
|
Психические познавательные процессы. Закономерности их проявления и возможности практического использования в правоприменительной деятельности 29
|
|
2
|
|
2
|
|
2
|
|
2
|
|
|
Психические эмоционально-волевые процессы, особенности их проявления у юристов. 70
|
|
2
|
|
2
|
|
2
|
|
2
|
|
|
Личность как объект психологического познания в правоприменительной деятельности. 95
|
|
2
|
|
2
|
|
2
|
|
2
|
|
|
Психология социальных групп и межличностных отношений. Значение ее анализа для совершенствования правоприменительной деятельности. 138
|
|
2
|
|
2
|
|
2
|
|
2
|
|
|
Психологические закономерности общения. Специфика их проявления и особенности реализации при осуществлении правоприменительной деятельности 164
|
|
2
|
|
2
|
|
2
|
|
2
|
|
|
Криминальная психология. 191
|
|
2
|
|
2
|
|
2
|
|
2
|
|
|
Психология оперативно-розыскной деятельности. 209
|
|
2
|
|
2
|
|
2
|
|
2
|
|
|
Психологические особенности предварительного расследования 216
|
|
2
|
|
2
|
|
2
|
|
2
|
|
|
Основы судебно-психологической экспертизы.. 248
|
|
2
|
|
2
|
|
2
|
|
2
|
|
|
Основы судебной психологии. 267
|
|
2
|
|
2
|
|
2
|
|
2
|
|
|
Формы и методы осуществления психологического воздействия в правоприменительной деятельности. 275
|
|
2
|
|
2
|
|
2
|
|
2
|
|
|
Итого
|
4
|
24
|
|
24
|
|
24
|
|
24
|
100
|
зачет
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 1. Предмет, цели, задачи, методы юридической психологии.
Вопросы темы:
1. Юридическая психология как наука. 13
2. Методологические основы юридической психологии. 16
3. История становления юридической психологии как науки. 20
4. Методы юридической психологии. 23
5. Связь юридической психологии с другими науками. 25
6. Структура современной юридической психологии. 26
Литература по теме
Методические указания по изучению темы
Цели и задачи:
Цели и задачи изучения данной темы – получение общетеоретических знаний о сущности, содержании, предмете и особенностях юридической психологии. Вдумчивое изучение первой темы познакомит студентов с методологией психологической науки, соотношении и взаимопроникновении юридической и психологической науки и практики. Даст возможность познакомится с основами понятийного аппарата изучаемой дисциплины, основной и дополнительной литературой, другими источниками информации.
В результате успешного изучения темы Вы:
Узнаете:
о предмете, цели и задачах юридической психологии;
основные этапы истории развития юридической психологии;
о ее теоретико-методологических основах;
структуре, месте юридической психологии в системе подготовки юристов.
Приобретете следующие профессиональные компетенции:
способность ориентироваться в основных областях психологического знания;
умение оценки возможностей использования специальных психологических познаний в юридической деятельности;
навыки оценки психологического обеспечения юридической деятельности.
В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих понятиях:
юридическая психология — прикладная отрасль психологии, исследующая проявление и использование общих психических механизмов и закономерностей в сфере отношений, регулируемых правом;
теоретические основы юридической психологии — это совокупность научных взглядов и представлений, которые являются результатом исследования и осмысления сущности изучаемых феноменов и на основе которых делаются выводы о закономерностях и механизмах их формирования и функционирования;
методы юридической психологии — способы достижения определенной цели, совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности;
место юридической психологии — пограничное положение в системе психологических наук и юриспруденции.
Теоретический материал по теме
Вопрос 1. Юридическая психология как наука
Любая наука только тогда может считаться наукой, если имеет свой объект, предмет, имеет свои методологические основы, разрабатывает теоретические основы и категории, изучает свой предмет, присущими ей методами и решает определенные не только теоретические, но и практические задачи.
Объектомизучения юридической психологии являются конкретные типы людей и их общности как субъекты правовой активности в рамках существующих процессов правового регулирования.
Предметомюридической психологии являются различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности участников правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей.
Ее основные задачи:
1. Теоретико-методологические: разработка в соответствии с требованиями общей научной методологии и гносеологии проблем объекта, предмета, методологических принципов, исторического развития, категориального аппарата, структуры и взаимосвязи данной дисциплины со смежными науками, создание социально-психологической методики исследования проблем борьбы с преступностью и психологического обеспечения юридической деятельности.
2. Аналитические: исследование психологических закономерностей и механизмов развития правосознания, правопослушного поведения, преступных деяний индивидуального и группового характера, психологической стороны процесса исправления осужденных и реадаптации лиц, отбывших наказания, проблем эффективности психологического обеспечения правового регулирования и формирования личности субъектов юридической деятельности.
3. Прогностические: выработка научно обоснованных предположений о возможной динамике детерминации, психологических закономерностях изменения правосознания и преступности как социальных явлений, о тенденциях развития личности отдельных категорий преступников и преступных групп, экспертно-психологические оценки и прогнозирование эффективности правового регулирования.
4. Практические: разработка и внедрение рекомендаций юридической психологии, направленных на повышение эффективности правотворческой, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности, участие специалистов-психологов в юрисдикционном процессе, в проведении судебно-психологических экспертиз, психологического консультирования и психокоррекционной работы с девиантными людьми.
Перечисленные задачи отражают общие функции юридической психологии. Ее дальнейшее развитие, обусловлено внешними социальными заказами правовой практики и внутренними предметно-логическими закономерностями как области прикладного психологического знания. Это, в свою очередь, будет приводить к уточнению задач как текущего, так и перспективного характера.
Категорииюридической психологии отражены в названиях тех явлений и процессов, которые она изучает.
Теоретические основыюридической психологии — это совокупность научных взглядов и представлений, которые являются результатом исследования и осмысления сущности изучаемых феноменов и на основе которых делаются выводы о закономерностях и механизмах их формирования и функционирования.
Содержанием методологии науки являются идейно-теоретические, мировоззренческие позиции, принципы, определяющие подходы к изучаемым явлениям, методы исследования.
Методыюридической психологии представляют собой совокупность способов и приемов исследований конкретных психологических явлений и процессов в сфере отношений, регулируемых правом.
Вопрос 2. Методологические основы юридической психологии
Современная юридическая психология все глубже познает закономерности психической деятельности человека — закономерности психического отражения действительности и психической регуляции поведения, выявляет условия и средства оптимизации человеческой деятельности. Каждая наука для того, чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают методология и теория.
Методология — это учение об идейных позициях науки, логики и методах ее исследования. В свою очередь, теория — это совокупность взглядов, представляющих собой результат познания и осмысления практики жизни, позволяющих строить конкретные рассуждения об изучаемых явлениях и процессах.
Обычно различают три уровня методологии любой науки.
Общая методология обеспечивает наиболее правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли в нем тех явлений, которые изучает данная наука.
Специальная методология, или методология конкретной науки, позволяет последней сформулировать свои собственные (внутринаучные) законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует.
Наконец, частная методология представляет собой совокупность методов, способов, приемов и методик исследования конкретной наукой различных явлений, которые составляют предмет и объект ее анализа.
В качестве общей методологии психологической науки выступает диалектико-материалистический подход к пониманию окружающего мира, роли и месту психики и психического в нем.
Специальной методологией психологии выступают ее методологические принципы.
Принципы юридической психологии — руководящие положения, составляющие основу теории психологии и определяющие подходы к пониманию предмета психологии. К ним относятся: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития, принцип личностного подхода, принцип активности.
Принцип детерминизма, т. е. причинной обусловленности психических явлений, означает, что они опосредуются естественными и социальными условиями и изменяются с изменением этих условий.
Другими словами — причиной обусловленности психических явлений является их опосредование естественными и социальными условиями и их изменение с изменением этих условий.
Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют неразрывное единство. Сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности. Деятельность выступает как форма активности сознания, а само сознание обеспечивает активный характер деятельности.
Принцип развития означает, что психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и в процессе этого развития. Принцип развития ориентирует на понимание психики человека как изменяющегося, развивающегося под влиянием различных факторов явления.
Принцип личностного подхода ориентирует исследователей всех индивидуально — и социально-психологических особенностей человека рассматривать с позиции целостной личности, учитывать ее психологический склад.
Принцип активности — принцип психологии, предполагающий, что личность является активным субъектом преобразования мира.
Вопрос 3. История становления юридической психологии как науки
Долгое время психологические проблемы разрабатывались внутри философии.
В России о необходимости учитывать психологию преступников в XVIII в. высказывался И. Т. Посошков, предлагавший в «Книге о скудности и богатстве» различные способы допроса обвиняемых и свидетелей. Князь М. М. Щербатов, историк и философ, в «Истории российской с древних времен», указывал на необходимость знания законодателем «человеческого сердца» и создания законов с учетом психологии народа. В. Ф. Ушаков в трактате «О праве и цели наказания» раскрывал психологические условия воздействия на преступника наказания. Главным он считал приведение преступника к раскаянию.
Распространение идеи исправления и перевоспитания преступника привело к обращению права к психологии для научного обоснования этих проблем, над которыми в начале XIX в. в России работали П. Д. Лодий, В. К. Елпатьевский, Г. С. Гордиенко, Х. Р. Штельцер и другие ученые. Значительное количество работ, посвященных юридической психологии, появилось в России при проведении правовой реформы последней трети XIX столетия. Это работы И. С. Баршева «Взгляд на науку уголовного законоведения», К. Я. Яневич-Яновского «Мысли об уголовной юстиции с точки зрения психологии и физиологии», А. У. Фрезе «Очерк судебной психологии», Л. Е. Владимирова «Психические особенности преступников по новейшим исследованиям» и некоторые другие.
Конец XIX и начало XX столетия в России связаны с интенсивным развитием психологии и психиатрии и ряда правовых дисциплин (И. М. Сеченов, В. Д. Спасовий, Д. А. Дриль, Л. Е. Владимиров, И. Я. Фойницкий, В. М. Бехтерев, С. С. Корсаков, В. П. Сербский, А. Ф. Кони и др.). В результате активной разработки проблем психологии, психиатрии и права возникла необходимость в оформлении юридической психологии как самостоятельной научной дисциплины.
П. И. Ковалевский в 1899 г. поставил вопрос о разделении психопатологии и юридической психологии и введении этих наук в курс юридического образования.
В начале XX столетия в теории и на практике все большее значение приобрели экспериментальные исследования в юридической психологии. Значительное количество работ этого периода посвящено актуальной проблеме психологии свидетельских показаний (И. Н. Хомяков, Г. Р. Португалов, О. В. Гольдовский, Е. М. Кулишер). В этот же период значительное количество работ было посвящено исследованию психологии личности преступника (А. Ф. Лазурский, Л. И. Петражицкий, С. П. Познышев, М. Н. Гернет и других).
В 1925 г. в Москве создан Государственный институт по изучению преступности и преступника, который способствовал росту психолого-юридических знаний. Среди наиболее значительных работ того периода труды К. Сотонина «Очерки криминальной психологии» (1925); С. В. Познышева «Криминальная психология: преступные типы» (1926); М. Н. Гернета «В тюрьме. Очерки тюремной психологии» (1927); В. М. Бехтерева «Изучение личности заключенного» (1928); А. Р. Лурия «Экспериментальная психология в судебно-следственном деле» (1928); А. Е. Брусиловского «Судебно-психологическая экспертиза» (1929). В 1930 г. I съезде по изучению человека юридическая психология уже становится общепризнанной прикладной наукой.
Возобновление исследований в области юридической психологии произошло только в 60-е гг. Были развернуты прикладные психологические исследования для обеспечения целей правоохранительной, правоприменительной и профилактической деятельности. В это время сложилась современная школа отечественной юридической психологии.
В зарубежной юриспруденции первые работы по юридической психологии считают публикации немецких ученых — К. Эккартсгаузена «О необходимости психологических познаний при обсуждении преступлений» (1792) и И. Х. Шауманна «Мысли о криминальной психологии» (1792).
В рамках ориентации на достижение и методы естественных наук в первой половине XIX в. большую популярность получила френологическая (от греческого «френ» — ум) теория австрийского врача-анатома Франца Галя, который пытался доказать прямую зависимость между психическими явлениями и внешними физическими особенностями строения головного мозга человека.
Итальянским тюремным врачом-психиатром Чезаре Ломброзо в изданной монографии «Преступный человек, изученный на основе антропологии, судебной медицины и тюрьмоведения» (1876) приводились данные антропологических измерений и анализа внешности заключенных. Он делал вывод, что «типичные преступники» не есть нормальные люди, а вследствие своих анатомических, физиологических и психических ненормальностей составляют особую разновидность человеческого рода — «прирожденные преступники». В зарубежных странах в конце XIX столетия после возникновения психологии в качестве самостоятельной науки многие ее общенаучные наработки стали активно востребоваться, прежде всего, для объяснения причин преступности.
Конец XIX — начало XX вв. знаменательны и тем, что появился ряд фундаментальных психолого-юридических трудов (Ганс Гросс в 1898 году публикует «Криминальную психологию», в которой он знакомит юристов с достижениями психологии для улучшения следственной и криминалистической деятельности. В это же время немецкие психологи В. Штерн, К. Марбе, М. Вертгеймер исследуют вопросы правдивости/лживости свидетельских показаний, проявления объективных и субъективных факторов в суде. Французский психолог А. Бине, публикуя книгу «Внушаемость», целую главу в ней отводит рассмотрению влияния внушения на показания свидетелей.
Значительным достижением в разработке психологического инструментария является создание методики ассоциативного эксперимента, позволявшей выявлять правдивость/лживость в показаниях преступников (Карл Густав Юнг, К. Марбе, В. Штерн, М. Вертгейнер).
В начале XX в. швейцарский психолог Э. Клапаред в научный обиход ввел понятие «юридическая психология», которое характеризовало активно развивающуюся прикладную отрасль психологии, исследующую проявление и использование общих психологических механизмов и закономерностей в сфере отношений, регулируемых правом. В 20—30 гг. ХХ в. зарубежные ученые стали активно внедрять в практику правового регулирования методические наработки таких школ психологии, как психоанализ, бихевиоризм, психотехника. В то время пик активности наблюдался и в психотехническом обеспечении правового регулирования. Руководствуясь методологическими ориентирами, сформулированными основателем психотехники Гуго Мюнстербергом, его последователи стремились разработать психологический.
В зарубежных странах в 30—70-е гг. получили дальнейшее многоплановое развитие как теоретические разработки, так и разносторонние подходы в создании инструментария психодиагностики, психокоррекции и психотерапии, которые достаточно активно использовались и используются ныне в юридической психологии.
Вопрос 4. Методы юридической психологии
Метод(от греч. methodos — путь, исследование, прослеживание) — способ достижения определенной цели, совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности. В области науки метод — это определенный способ познания, которым руководствуется исследователь при анализе того или иного предмета.
Совершенность научного знания во многом зависит от эффективности методов исследования, от того насколько они валидны и надежны. Валидность — это адекватность и действенность применяемого метода, параметр точности измерения исследуемого свойства; определяется валидность корреляцией полученных результатов с другими критериями измеряемого свойства. Надежность — рассматривается как постоянство, устойчивость результатов с использованием конкретного метода при соблюдении идентичных условий; определяется надежность метода путем установления корреляций между результатами первого и последнего использования данного метода.
Методы, которые используются в юридической психологии — разнообразны и призваны решать обширные и многоплановые задачи.
По целевому предназначению можно выделить следующие группы методов:
1) научного исследования;
2) психотехнического воздействия;
3) судебно-психологической экспертизы;
4) психологической экспертизы правовых законов и нормативных актов.
Методы научного исследования предназначены для выявления психологических фактов, закономерностей и механизмов поведения и отношений людей, регулируемых нормами права. К ним относят как традиционные для психологии методы: наблюдение, эксперимент, беседа, опрос, тестирование, анализ результатов деятельности, биографический метод, так и специально разработанные в юридической психологии — методики детекции лжи, психологический анализ уголовного дела и др.
Методы психотехнического воздействия представляют собой совокупность психотехнологий, техник и приемов оказания влияния на отдельных людей и группы, которые включены в правовое регулирование (психоконсультативная, психокоррекционная и психотерапевтическую деятельность).
Методы судебно-психологической экспертизы предназначены для проведения целевых объективных исследований экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов (метод психологического анализа материалов уголовного дела; анамнестический (биографический) метод; методы наблюдения и естественного эксперимента; инструментальные методы изучения индивидуально-психологических особенностей личности (тесты, опросники, ассоциативный эксперимент и др.).
Методы психологической экспертизы правовых законов и нормативных актов предназначены для выяснения адекватности последних закономерностям и механизмам функционирования правосознания, психологически обоснованным путям совершенствования правового регулирования в условиях формирующегося правового государства.
Вопрос 5. Связь юридической психологии с другими науками
Как прикладная отрасль юридическая психология, естественно, должна иметь тесную взаимосвязь прежде всего с фундаментальными психологическими науками — историей, общей и социальной психологией.
При этом последние оказывают влияние на развитие юридической психологии через использование ее представителями имеющейся в фундаментальных психологических дисциплинах методологии, категориального аппарата, классификационных теоретических схем, общих законов и механизмов возникновения, проявления и развития психических явлений.
Однако в связи с тем, что юридической психологии присуща и своя «внутренняя логика развития» (причем, во многом обусловленная ее тесной связью с юриспруденцией), то выявленные специфические закономерности в последующем должны ассимилироваться и в обобщенных теориях или концепциях, которые разрабатываются в фундаментальных психологических науках.
Для современной юридической психологии характерны очень тесные взаимосвязи со многими смежными психологическими дисциплинами: дифференциальной, возрастной, педагогической, медицинской, инженерной психологией, психологией труда, управления и др. Заимствуя из данных смежных наук многие узловые теоретические положения и методический инструментарий, юридические психологи не только адаптируют их применительно к решению своих частных задач, но и своими научными наработками оказывают коррекционно-стимулирующее влияние на построение в указанных отраслях более глубоких концептуальных схем и моделей.
Исходя из предмета и теоретических основ юридической психологии, нетрудно заметить, что она обеспечивает эффективность деятельности юристов.
Юридическая психология по соотношению ко всему спектру нормативно-правовых и научно-юридических феноменов должна являться не частной областью знаний, т. е. одной из множества научных дисциплин, способствующих совершенствованию правового регулирования, а выступать в роли дополняющей науки. Она изучает психологические закономерности, связанные с формированием преступной установки, образованием преступного умысла, подготовкой и совершением преступления, а также созданием преступного стереотипа поведения. Это авторитетная и обширная область науки, имеющая предметом изучения психологические предпосылки преступления, быт и психологию преступников, психологию свидетельских показаний и судебно-психологическую экспертизу, психологию заключенного и т. п.
Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, являясь наукой в равной мере принадлежащей как психологии, так и юриспруденции.
Синтез психологии и юриспруденции по мнению В. Л. Васильева в юридической психологии должен привести к взаимному обогащению обеих наук и к разрешению одной из наиболее актуальных проблем — проблему повышения эффективности правоохранительной деятельности.
Вопрос 6. Структура современной юридической психологии
Говоря о содержании юридической психологии, необходимо иметь в виду, что это понятие подразумевает, с одной стороны, одну из прикладных отраслей психологической науки, а с другой — учебную дисциплину. При общем предмете, как считает В. В. Романов, объем юридической психологии как научной отрасли знания, безусловно, шире объема материала, охватываемого юридической психологией в качестве учебной дисциплины, которая преподается в вузе с учетом специализации.
Вместе с тем, в структуре системы юридической психологии можно выделить следующие основные составляющие:
1. Теоретико-методологические основы, где обосновываются объект, предмет, задачи, система, методология и методы, а также раскрывается история и перспективы развития юридической психологии.
2. Правовая психология — раздел юридической психологии, где изучаются психологические аспекты правотворчества и правореализации, психологические закономерности и механизмы правовой социализации личности, развития правосознания и его дефекты.
3. Криминальная психология — раздел юридической психологии, где исследуются психологические особенности личности преступника и генезиса различных видов преступных деяний (насильственных, корыстных и др.), а также психология преступных групп и организованной преступности.
4. Психология следственной и оперативно-розыскной деятельности — разделы юридической психологии, в которых изучаются психологические аспекты раскрытия и расследования преступлений, а также разрабатываются психотехнические средства воздействия на криминальные элементы.
5. Судебная психология — раздел юридической психологии, где изучаются психологические аспекты судебного разбирательства, проблемы судебно-психологической экспертизы.
6. Пенитенциарная психология (уголовно-исполнительная) — раздел юридической психологии, где изучаются психологические аспекты эффективности различных видов наказания, психология осужденных и их общностей, а также обосновываются меры по их ресоциализации и реабилитации лиц, отбывающих наказания.
Кроме указанных основных составляющих в последние десятилетия активно начали развиваться и такие направления юридической психологии, как превентивная, военно-юридическая, психология юридического труда, психология правоотношений в предпринимательстве и др.
Литература по теме
Основная:
1.Аминов И.И. Юридическая психология. - М., 2011.
2. Васильев В.Л. Юридическая психология. Учеб. - СПб.: Питер, 2010.
3. Еникеев М.И. Юридическая психология. Учеб. – СПб.: Питер, 2010.
4. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Мариновская И.Д., Цветков В.Л. Юридическая психология. Учеб. / Под общ. ред. В.Я. Кикотя. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
Дополнительная:
Волков В.Н. Юридическая психология. – М., 2007.
Ситковская О. Д. Психология уголовной ответственности. - М., 1998.
Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. - М., 2001.
Столяренко А. М. Психологические приемы в работе юриста: практ. пособие. - М., 2000.
Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. - М., 2010.
|
|
|