Задача 2. Напишите, пожалуйста, известные Вам факторы, влияющие на конформность поведения.
С какими проявлениями конформизма сталкивается в своей профессиональной деятельности сотрудник правоохранительных органов?
Задача 3. Прочтите описание преступного поведения. Проанализируйте, какие мотивы лежали в основе совершенных преступлений?
«Смирнов давно занимается карманными кражами. Вором он стал, можно сказать, случайно. Однажды в автобусе он увидел, что у мужчины выглядывает бумажник из заднего кармана — вот-вот выпадет. Он аккуратно достал этот бумажник и хотел отдать гражданину, дескать, кто же так небрежно носит деньги. Но мужчина не заметил, а Смирнов все медлил. В бумажнике было много денег. На них Смирнов купил много разных нужных вещей.
Во время следующей кражи он немного боялся, но воспоминание о первом успехе окрылило его. Постепенно пришла уверенность — уже совершил столько кражи никаких проблем. Да и привычка к легким деньгам давала себя знать. На заводе, где он работал, зарплату часто задерживали, денег практически не было. Теперь у него появился автомобиль. Ремонт и обслуживание стоят недешево — надо добывать деньги. Мало зарабатывать сегодня стыдно. Каждый крутится как может — делает свой «бизнес». Ему это даже нравится. Риск приятно щекочет нервы. На другую жизнь он не согласен».
Задача 4. Чем, на Ваш взгляд, отличаются между собой акцентуация характера и психопатия личности?
Задача 5. Дайте, пожалуйста, определение следующим понятиям: «способность», «одаренность», «талант», «гениальность».
Задача 6. В чем, на Ваш взгляд заключается криминальный талант?
Задача 7. Как Вы думаете, какими специальными способностями должен обладать человек, желающий работать в органах правопорядка?
Тема 5. Психология социальных групп и межличностных отношений. Значение ее анализа для совершенствования правоприменительной деятельности
Вопросы темы:
1. Причины и динамика образования социальных групп, их структура. Понятие социальной группы.. 141
2. Структура социальной группы. Управляющее звено группы.. 143
3. Классификация социальных групп. 146
4. Психологические особенности примитивной (преступной группы) 148
5. Субъекты стихийного массового поведения. 151
6. Действующая и агрессивная толпа как особо опасные субъекты стихийного массового поведения. 153
7. Слухи — как одно из важнейших условий формирования и функционирования действующей толпы.. 155
8. Паника как особое состояние спасающейся толпы.. 159
Литература по теме
Методические указания по изучению темы
Цели и задачи:
Цели и задачи изучения данной темы – получение общетеоретических знаний о причинах формирования социальных групп, уяснение основных положений социальной психологии: общество, социальная группа, социальная структура, социальные нормы, социальный контроль и т. п. Кроме того, получение знаний о проблемах социализации личности, обусловленности поведения личности социальными нормами и контролем, изучение проблем межличностных взаимоотношений в социальной группе.
В результате успешного изучения темы Вы:
Узнаете:
возникновение тех или иных социальных групп связано с потребностями общества в конкретных видах деятельности;
люди объединяются в группы для реализации определенных целей, интересов и т.п.;
внутригрупповые процессы включают: формирование групповой морали, норм, санкций; распределение ролей и статусов; построение внутренней структуры группы;
механизмы внеколлективного поведения
Приобретете следующие профессиональные компетенции:
способность классифицировать социальные группы по определенным признакам;
умение анализировать внутригрупповые социально-психологические процессы;
навыки определения факторов, влияющих на возникновение массовидных социально-психологических явлений, механизмы их развития и влияния на психическое состояние людей
В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих понятиях:
социальная группа — общность людей, объединенных едиными целями, потребностями, совместной деятельностью и составляющая элемент социальной структуры общества;
субъект стихийного массового поведения — достаточно многочисленная группа людей, выделяющих себя по какому-либо признаку и осознающих свое единство в реализации совместных действий;
толпа — контактная, внешне не организованная общность людей, отличающаяся высокой степенью конформизма ее членов, действующая крайне эмоционально и единодушно;
слух — сообщение о событиях, еще никем не подтвержденных, исходящее от одного или нескольких лиц и передающееся в массе людей от одного к другому;
паника— состояние сильного смятения, растерянности и страха, глубоко охватившее человека или группу людей при действительной или мнимой опасности, или как реакция массового страха, возникающая в результате действительной или воображаемой опасности.
Теоретический материал по теме
Вопрос 1. Причины и динамика образования социальных групп, их структура. Понятие социальной группы
Причины объединения людей в группы:
1. Человек — существо социальное и стать личностью может лишь в обществе себе подобных, взаимодействуя с ними, усваивая опыт предыдущих поколений, язык и культуру.
2. Объединение с другими людьми позволяет выполнять сложные виды деятельности, достичь больших результатов труда. Деятельность нескольких человек приносит большие результаты, чем индивидуальный труд.
3. Только в общении с другими людьми человек может удовлетворить различные потребности, в том числе высшие (потребности в общении, в статусе, в самореализации).
4. Только группа дает чувство безопасности и защиты. Когда человек чем-либо напуган, испытывает чувство страха, неуверенности, дискомфорта, у него возникает желание поделиться с кем-нибудь своими проблемами, выговориться. Обращаясь за помощью к другим, он тем самым избавляется от страхов и обретает относительное спокойствие.
Основой объединения становится совместная деятельность, в ходе которой происходит распределение ролей и статусов членов группы и формируются различные отношения: производственные (по поводу того, что и как делается); управленческие (руководитель — подчиненный); межличностные (симпатии, антипатии, взаимная зависимость).
В результате совместных действий формируется социальная группа. Однако следует отметить, что далеко не всякую совокупность индивидов можно назвать группой в строгом смысле этого термина. Так, несколько человек, столпившихся на улице и наблюдающих за последствиями дорожно-транспортного происшествия, представляют собой не группу, а соединение людей, случайно оказавшихся здесь в данный момент. Эти люди не имеют общей цели, между ними нет взаимодействия, через некоторое время они разойдутся навсегда, и ничто не будет их соединять. Но если эти люди начнут предпринимать совместные действия для помощи пострадавшим при аварии, то тогда данное соединение лиц станет на короткое время группой.
Социальная группа — общность людей, объединенных едиными целями, потребностями, совместной деятельностью и составляющая элемент социальной структуры общества.
Группа — это существующее в едином пространстве и времени объединение людей, взаимодействующих в совместной деятельности и вступающих в определенные деловые и межличностные отношения.
Динамика (этапы) формирования социальных групп. Новая группа формируется при появлении конкретной социальной потребности (в новом виде деятельности, формах досуга, передачи социального опыта). Условно можно выделить несколько этапов формирования социальных групп.
Начальным этапом является осознание этой потребности одним человеком или несколькими людьми и создание ядра будущей группы, а также происходит увязка потребностей: общественных с личными. Социальная направленность группы во многом зависит от того, кто и как это сделает.
Следующий этап — ассоциация (объединение) тех, для кого цели, способы совместных действий, сформулированные ядром, отвечают их внутренним побуждениям, накопленному социальному опыту, ориентациям. В это время вырабатывается «групповая мораль», т. е. общие «правила» поведения и деятельности.
На заключительном этапе проверяются и закрепляются наиболее удачные способы и формы деятельности, ролей членов группы (т. е. функций, выполняемых каждым членом группы) и групповые санкции (т. е. способы наказания нарушителей «групповой морали», которые дестабилизируют сложившееся положение). Как правило, санкции не изменяются и система санкций отражает уровень развития общества: чем более жесткие санкции, тем более тоталитарно общество.
Вопрос 2. Структура социальной группы. Управляющее звено группы
В каждой есть управляющее звено, т. е. один или несколько человек, наиболее четко представляющие себе цели совместной деятельности и способные организовать других на их достижение.
В социальной психологии давно возникал вопрос о природе явления лидерства, о причинах его происхождения, на который пытались ответить три основных теоретических подхода: «теория черт» — лидером может быть лишь тот человек, который обладает определенным набором личностных качеств, определенных психологических черт, среди которых инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность и др.; «ситуационная теория лидерства» — лидер лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущую ему черту (наличие которой в принципе не отрицается и у других лиц); «синтетическая теория лидерства», во главу ставятся не просто ситуации, а конкретные задачи групповой деятельности, в которых определенные члены группы могут продемонстрировать свою способность организовать группу для решения этих задач. Отличие лидера — наличие более высокого уровня влияния.
Истина посередине: лидером может быть человек, обладающий определенными чертами характера, умеющий использовать их в конкретной ситуации и, безусловно, имеющий влияние на других членов группы.
Следует разделять такие понятия как лидер и руководитель. Руководитель назначается, а лидер является неформальным руководителем группы. Традиционно принято различать четыре основных стиля лидерства:
— авторитарный, который характеризуется выраженной властностью лидера, директивностью его действий, единоначалием в принятии решений, систематическим контролем за действиями подчиненных;
— при демократическом стиле лидер обращается к мнению зависимых от него людей, советуется с ними, привлекает их к выработке и принятию решений, к сотрудничеству в управлении группой, такой лидер особенно ценит самостоятельных и инициативных подчиненных, творчески подходит к работе, он уделяет большое внимание не только деловым, но и личным взаимоотношениям в группе;
— либеральный лидер фактически уходит от своих обязанностей по руководству группой и ведет себя номинальный лидер.
Поначалу считалось, что наилучший стиль лидерства — демократический, т. к. в группе создается самая благоприятная атмосфера для творческой работы, этот стиль способствует решению группой наиболее сложных задач. Но нередко предпочтительнее оказывается авторитарный стиль лидерства или либеральный стиль. Поэтому на практике самым удачным является не какой-либо из перечисленных стилей, а комбинированный, смешанный стиль лидерства, при котором лидер, умея вести себя по-разному, гибко меняет стиль своего поведения в зависимости от сложившейся в группе обстановки.
Другой элемент внутригрупповой структуры — сублидеры, находящиеся в тени, но при необходимости способные взять на себя управление группой, как правило — это «мозговой центр» группы. Исполнители — следующий элемент группы, это те, кто полностью поддерживает лидеров и выполняет основную часть совместной деятельности. Это самый многочисленный слой группы. Последний элемент группы — «аутсайдеры», члены группы с самым низким статусом, среди которых могут находиться с одной стороны оппозиционеры лидеру, с другой стороны, «добровольные» шуты, не осознающие до конца своего места в группе. Аутсайдеры нужны для эмоциональной разрядки и для внутренней устойчивости группы (есть на ком отыграться). Необходимо заметить, что некоторые элементы структуры группы могут трансформироваться. Знание структуры группы необходимо для того, чтобы лучше понимать роли и статусы членов группы, воздействовать на тех, кого группа слушается (на ядро) и правильно выбирать методы влияния на группу.
Вопрос 3. Классификация социальных групп
Одним из оснований для деления является размер группы, согласно которому выделяются: большие группы — это крупные социальные объединения), т. к. к ним относятся социальные слои, нации, этнические группы и т. п.; средние группы — коллектив университета, коллектив курса; малые группы — совокупность людей, совместно выполняющих определенную целенаправленную деятельность и имеющих непосредственные контакты в соответствии с характером решаемых задач.
По критерию организованности группы можно разделить на: формальные (официальные), которые формируются по воле других социальных вышестоящих групп (организаций) в соответствии с потребностями общества, задачами организации труда, подготовки кадров и т. п.; неформальные группы сверху никем не организовываются, возникают спонтанно на основе появляющихся между людьми симпатий и антипатий, сходных интересов, дружбы, взаимопомощи и т. д. Неформальные группы могут складываться как внутри формальных групп (на основе общей профессиональной направленности), так и выступать как изолированные сообщества вне совместной профессиональной направленности (на основе общих интересов — спортивных, игровых, дружеских).
По другому критерию — время существования групп выделяются: постоянные группы; временны; эпизодические (случайные) группы.
Одним из оснований выделения групп является степень влияния группы на поведение человека (значимость конкретной группы для личности):
— референтная (эталонная) группа, т. е. реальная или вымышленная группа, члены которой являются образцом поведения для конкретной личности, т. е. на нормы и ценности которой индивид ориентируется в своем поведении. Референтная группа может быть условной, воображаемой. Референтная группа может выполнять две основные функции: нормативную и сравнительную. Нормативная функция референтной группы состоит в том, что она может выступать как источник норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций личности, т. е. влиять на формирование мотивационных установок человека. Сравнительная функция референтной группы выступает в качестве эталона-образца, с помощью которого индивид может некоторым образом оценить себя и других людей по определенным критериям: уму, таланту, профессиональному мастерству. Зная референтную группу, можно прогнозировать поведение человека, меняя группу, можно изменить поведение человека;
— группа присутствия (включения) — это малая контактная группа, в которую включен конкретный индивид и которую он всегда оценивает с точки зрения реализации своих возможностей, своих социальных позиций, уровня притязаний, а также дает ему определенную оценку. Особенностью этих групп является невозможность их совпадения. Если у человека нет референтной группы, то ему не к чему стремиться, теряется смысл.
По социальной направленности выделяют просоциальные группы, в которые из внешней социальной среды привнесены позитивные нравственные ценности. Ассоциации, в которых социальные ориентации имеют негативный характер, образуют асоциальные объединения. Они ориентированы на удовлетворение потребностей своих членов, ставящие эти потребности на первое место, но не вступающие в конфронтацию с основными социальными структурами. Асоциальные группы требуют особого профилактического внимания, важно не допустить их перерождения в антисоциальные Они иногда приобретают явно антиобщественный характер и образуют антисоциальные группы, действия которых сознательно или неосознанно направлены на подрыв сложившейся в нашем обществе отношений, экономических и политических порядков (уголовно-преступные группы, формирования, занимающиеся политическими провокациями и т. п.).
Вопрос 4. Психологические особенности примитивной (преступной группы)
Чем более социально опасны цели и действия группы, тем боле дифференцированы роли и функции членов группы: главарь обычно имеет наиболее стойкую антиобщественную ориентацию, он объединяет вокруг себя ядро из наиболее деморализованных членов группы, ее «верхушку», которая организует преступную деятельность всей группы, пользуется преимущественным правом присвоения любых благ и правом безнаказанной агрессии. Это не обязательно самый сильный. Он самый властный, смелый, хитрый и жестокий человек; авторитет — второй по рангу, «мозговой центр» группы. Смелостью и решительностью уступает главарю, но значительно превосходит его в интеллекте. Основная функция в группе — советник главаря, параллельно — хранитель и распространитель «черной романтики»; подхалим — основная функция (о которой он сам не подозревает) — вызывать на себя неприязнь всей группы. Наказывая подхалима, главарь демонстрирует группе свою «справедливость», снимая тем самым внутригрупповое напряжение; марионетка — функция в группе — демонстрация всем остальным «эталонного» поведения в отношении главаря, исполнение его поручений; «шут» — располагает правом публичной насмешки над всеми членами группы, включая главаря. Насмешка — регулятор эмоционального состояния группы.
В интеллектуальном отношении «шут» занимает одно из главных мест в группе, пользуется защитой главаря, никто не имеет права трогать шута, т. к. одной из его функций является выявление отношения членов группы, их настроения; недовольный — действующая оппозиция главарю, обязательно необходим: во-первых, его можно столкнуть с другим недовольным и тем самым подавить бунт в зародыше. Во-вторых, над ним можно устраивать «показательную порку» на страх всем остальным; исполнители («мужики») выполняют всю работу, на них держится все существование группы; забитые (аутсайдеры) не пользуется никакими правами. Функция в группе — объект проявления общегрупповой агрессии. В число «забитых» входят либо самые тупые и трусливые, либо бывшие недовольные. Перемещение в рангах идет вертикально либо вниз, так как существует строгая вертикальная иерархия. В примитивной группе действуют довольно жесткие правила, которым подчиняются все ее члены: правило круговой поруки — начальный (цементирующий) этап функционирования примитивной группы — преступление, в котором участвуют все члены; правило амбиции — «Я и моя группа самые лучшие во всем мире. Кто в этом сомневается — враг»; правило унижения — «Если кто-то демонстрирует свое превосходство в чем-либо, то он меня унижает, а значит, он — враг»; правило рангового соответствия — субъект, занимающий высокое ранговое место в группе, обязан демонстрировать свое превосходство тем, кто ниже его; правило отпора — если кто-то пытается на глазах других продемонстрировать свое превосходство над субъектом, тот обязан немедленно дать самый решительный отпор обидчику. В противном случае каждый член группы будет считать возможным и необходимым унизить данного субъекта; правило силы — если есть возможность безнаказанно продемонстрировать свое превосходство, это надо делать обязательно; правило гонения — субъект, который демонстрирует свои особые дарования, но лишен силы, становится гонимым; правило «козла отпущения» — в случае нарастания напряжения в группе, неудачи в действиях главарь объявляет виновником отдельного члена группы, как правило, недовольного. На нем могут и должны «отыграться» все члены группы, включая забитых; правило отвода агрессии от себя — участвуя в групповом гонении жертвы, субъект демонстрирует свою солидарность с группой, отводя от себя агрессию; правило незаинтересованности — проявляя на глазах других интерес к чему-либо или к кому-либо, субъект «роняет достоинство», «унижает себя»; «правило послабления» — если субъект высокого ранга позволяет нижестоящему минимальные проявления амбиции, он «теряет авторитет».
Вопрос 5. Субъекты стихийного массового поведения
Большую часть жизни человек проводит в привычных для себя группах со сложившейся групповой моралью, системой ценностей; группах, осуществляющих непрерывный социальный контроль за его поведением и деятельностью. Однако случаются ситуации, когда человек (или целые группы людей) оказываются вне привычных для себя условий, вне коллектива (понимаемого в данном случае предельно широко). Оторванность от привычной социальной среды заставляет (неосознанно) человека ассоциироваться с другими людьми, находящимися в аналогичных условиях, имеющих сходные потребности. В основе различных форм стихийного массового поведения лежит особая психология.
Субъектом стихийного массового поведения может быть любая, достаточно многочисленная группа людей, выделяющих себя по какому-либо признаку и осознающих свое единство в реализации совместных действий. В качестве субъектов можно назвать следующие:
Публика — большая группа людей, формирующаяся на основе общих интересов, не имеющая внутренней организации, эмоциональное состояние которой допускает рациональное осмысление и обсуждение ситуации. В основе формирования публики лежит наличие общего объекта внимания — популярная личность, уличное происшествие, зрелищные мероприятия в театре или на стадионе, митинг, демонстрация и т. п. Масса — это совокупность индивидов, составляющих многочисленную, аморфную группу людей, не имеющих в большинстве прямых контактов между собой, но связанных общим и постоянным интересом. Самым сложным и самым важным субъектом стихийного массового поведения является толпа. Толпа — контактная, внешне не организованная общность людей, отличающаяся высокой степенью конформизма ее членов, действующая крайне эмоционально и единодушно. Толпа как наиболее яркое выражение стихийного массового поведения — крайне сложный объект для изучения и управления. Это связано с тем, что она может быстро переходить из одного состояния в другое, следовательно, меняется состояние и поведение людей.
Случайная толпа — скопление людей, желающих получить информацию о событиях или явлениях, очевидцами которых они стали по случайному стечению обстоятельств. Основной контингент, составляющий случайную толпу, — лица, испытывающие острую потребность в острых впечатлениях. Случайная толпа (толпа зевак) по своим характеристикам во многом напоминает публику и также способна быстро переходить в другие, более опасные виды толпы.
Экспрессивная толпа — группа людей, совместно выражающая чувство радости, скорби, гнева или протеста. На форму проявления чувства, характер экспрессии оказывают влияние как сами события и явления, послужившие поводом, так и стереотипы поведения, правила и традиции, характерные для данной социальной среды, ее этнокультурных, профессиональных и других особенностей. Для экспрессивной толпы характерно высокое эмоциональное напряжение, но сама толпа сравнительно легко поддается управлению. В своем поведении она подчиняется определенному ритму, который может задаваться песней, маршем, скандированием лозунгов и т. п. Этот ритм может возникать как спонтанно, благодаря самодеятельности самих участников толпы, так и внедряться с помощью громкоговорящих установок и т. д.
Более сложная разновидность толпы (с точки зрения поддержания общественного порядка) — конвенциональная толпа, представляющая собой группу людей, поведение которых укладывается в какие-то принятые для данной ситуации нормы, но далеко выходит за рамки обычного поведения.
Наиболее сложным и опасным для общественного порядка видом толпы является действующая.
Вопрос 6. Действующая и агрессивная толпа как особо опасные субъекты стихийного массового поведения
Действующая толпа — контактная общность людей, осуществляющая активные действия относительно определенного объекта.
Индивиды, составляющие данную сущность, связаны определенной целью и стремятся к ее достижению на основе совместных действий.
Агрессивная толпа отличается высшей степенью возбуждения и особо опасным характером поведения, в основе которого лежат негативные чувства по отношению к определенному объекту.
Поводом для формирования агрессивной толпы могут быть события и факты, затрагивающие действительные или ложно понятые интересы, касающиеся материальной или духовной сфер жизнедеятельности людей.
Формированию агрессивной толпы предшествует достаточно продолжительный период (от нескольких часов до нескольких суток) нарастания психологической напряженности как в отдельных группах, так и в районах. В то же время сама агрессивная толпа и в пространстве, и во времени локализована.
Как правило, такая толпа может перемещаться на расстоянии нескольких километров, время ее существования ограничено (6—8 часов).
Поведение агрессивной толпы может выражаться как в форме массовых беспорядков, так ив форме нарушения общественного и личного спокойствия, нормального хода общественной жизни, работы транспорта, предприятий, учреждений, оказания неповиновения представителям власти или угрозы насилием.
Одной из ярких разновидностей действующей толпы является спасающаяся. Такая толпа представляет собой группу людей, находящихся в состоянии паники. Эмоциональное состояние предельного напряжения — паники — может возникнуть в самых различных обстоятельствах, когда людьми овладевает чувство острой опасности. Источником такой опасности могут быть: стихийные бедствия, катастрофы, аварии, пожары, необычные природные явления, преступные действия отдельных лиц или групп и т. д.
Особое внимание обратим на то, что приведенная классификация весьма условна. В практическом плане наиболее важное свойство толпы — превращаемость: коль скоро толпа образовалась, она способна сравнительно легко превращаться из одного вида (подвида) в другой.
Превращения могут происходить спонтанно, т. е. без чьего-либо сознательного намерения, но могут быть спровоцированы умышленно. На использовании свойства превращаемости и строятся по большей части приемы манипуляции толпой с теми или иными целями.
Вопрос 7. Слухи — как одно из важнейших условий формирования и функционирования действующей толпы
Слух — сообщение о событиях, еще никем не подтвержденных, исходящее от одного или нескольких лиц и передающееся в массе людей от одного к другому.
При изучении слухов используются различные основания классификации. По экспрессивному параметру различают три типа: слух-желание, слух-пугало и агрессивный слух. Слухи-пугало возникают в периоды социального напряжения и варьируют от просто пессимистических до откровенно панических.
Самая банальная фабула слуха-пугало — грядущий рост цен или новая волна экономического кризиса. Здесь отчетливо проявляются катализационная и инструментальная роль слухов: принимая их за чистую монету, люди лихорадочно приобретают ненужные им продукты или в неразумных количествах, а в результате действительно искажается конъюнктура слабого рынка, товары исчезают или растут в цене. В последних эпизодах уже просматриваются оттенки третьего типа — агрессивных слухов. Иногда агрессивный оттенок выпячивается более отчетливо. Агрессивные слухи возникают там, где имеются напряженные отношения между социальными группами, причем даже явно стихийные или вызванные собственной неразумной деятельностью бедствия часто усиливают ненависть к какой-то группе или личности. Второй, информационный параметр слуха-пугало, отражает степень достоверности фабулы. Порой слух совсем не обязательно несет ложную информацию.
По информационному параметру различают следующие типы слухов: абсолютно недостоверные; недостоверные с элементами правдоподобия; правдоподобные. Циркулирующий слух способен «подстраивать» события под свой сюжет. Следовательно, информационный параметр так же не дискретен, как и экспрессивный. Слух с первоначально низкой достоверностью, упав на благодатную почву и захватывая умы, побуждает людей к действиям, и, таким образом, по мере распространения слуха достоверность фабулы повышается.
Дефицит надежной информации обратно пропорционален количеству непротиворечивых официальных сообщений (на данный момент времени) — и доверием к источнику.
Кроме того, существуют так называемые сопутствующие факторы распространения слухов
1. Фактор личностного статуса. Сообщая интересные сведения, человек привлекает к себе внимание, демонстрирует близость к предмету общего интереса (политику, актеру и т. д.), к референтной группе или к органам, принимающим решение, поддерживает свой статус неформального лидера мнения; короче, повышает или подтверждает значимость собственной персоны в глазах окружающих, а тем самым и в собственных глазах.
2. Фактор эмоционального баланса. Выяснилось, что циркулирующий слух способен временно оптимизировать эмоциональный баланс в группе, т. е. понижать или повышать эмоциональное напряжение до оптимального уровня.
Если группа продолжительное время живет в напряженном ожидании, люди испытывают непреодолимое желание обсуждать «между собой возможные опасности. Парадоксальным образом, даже распространение слухов-пугал способно на время снизить эмоциональное напряжение — срабатывает эффект аффилиации, ощущение принадлежности к общине. Нельзя особо не сказать, что распространению слухов способствует и социальная среда. Поэтому одним из основных направлений профилактики распространения слухов является формирование слухоустойчивой среды. Циркулирующие слухи способны порой нанести очень серьезный социальный и психологический ущерб вообще и ущерб конкретным лицам и делам в частности. Во многих случаях нормальное функционирование группы, организации, фирмы, спокойная жизнь общества в целом, политическая успешность партий и лидеров зависят от умения предупреждать слухи и не терять голову при столкновении с ними.
Вопрос 8. Паника как особое состояние спасающейся толпы
Паника — состояние сильного смятения, растерянности и страха, глубоко охватившее человека или группу людей при действительной или мнимой опасности, или как реакция массового страха, возникающая в результате действительной или воображаемой опасности.
В самом общем определении паника — это состояние ужаса, сопровождающееся резким ослаблением волевого самоконтроля. Поведение во внутренне конфликтной ситуации становится антиволевым: эволюционно примитивные потребности, прямо или косвенно связанные с физическим самосохранением, подавляют потребности, связанные с личностной самооценкой.
Факторы возникновения массовой паники:
1. Социальные факторы — общая напряженность в обществе, вызванная происшедшими или ожидаемыми природными, экономическими, политическими бедствиями. Это могут быть землетрясение, наводнение, резкое изменение валютного курса, государственный переворот, начало или неудачный ход войны и т. д. Иногда напряженность обусловлена памятью о трагедии и (или) предчувствием надвигающейся трагедии, приближение которой ощущается по предварительным признакам.
2. Физиологические факторы: усталость, голод, длительная бессонница, алкогольное и наркотическое опьянение снижают уровень индивидуального самоконтроля, что при массовом скоплении людей чревато особенно опасными последствиями. Так, типичными ошибками при организации митингов, манифестаций и массовых зрелищ становятся затягивание процесса, а также безразличное отношение организаторов к фактам продажи и употребления участниками спиртных напитков. В условиях социального напряжения, жары или холода и т. д. это повышает вероятность паники, равно как и прочих нежелательных превращений толпы.
3. Общепсихологические факторы — неожиданность, удивление, испуг, вызванные недостатком информации о возможных опасностях и способах противодействия.
4. Социально-психологические и идеологические факторы: отсутствие ясной и высокозначимой общей цели, эффективных, пользующихся общим доверием лидеров и, соответственно, низкий уровень групповой сплоченности.
Механизмы развития паники. Наблюдения и описания многочисленных эпизодов коллективной паники позволили вычленить некий «усредненный» сценарий. Шокирующий стимул, очень сильный или повторяющийся, вызывает испуг сначала у одного или нескольких человек. В толпе минимальный порог возбудимости обычно имеют женщины или дети, а в боевой ситуации — молодые и неопытные, не закаленные в сражениях солдаты. Их испуг проявляется криками или междометиями, — выражением лиц и суетливыми телодвижениями. Эти люди становятся источником, от которого страх передается остальным. Происходит взаимная индукция и нагнетание эмоционального напряжения через механизм циркулярной реакции. Далее, если не приняты своевременные меры, масса окончательно деградирует, люди теряют самоконтроль, и начинается паническое бегство, которое кажется спасительном, хотя в действительности только усугубляет опасность.
Присутствие в толпе женщин и детей плохо еще и потому, что звук высокой частоты — женские или детские крики — в стрессовой ситуации оказывает разрушительное влияние на психику. По той же причине, кстати, для противодействия панике, коллективной или индивидуальной, лучше служит низкий мужской голос, чем высокий женский.
Одним из главных условий предотвращения паники (появления спасающейся толпы) является четкая организация управления в экстремальных условиях: громкая команда, указание направления движения и т. п.
Литература по теме
Основная:
1.Аминов И.И. Юридическая психология. - М., 2011.
2.Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2008.
3. Васильев В.Л. Юридическая психология. Учеб. - СПб.: Питер, 2010.
4. Еникеев М.И. Юридическая психология. Учеб. – СПб.: Питер, 2010.
5. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Мариновская И.Д., Цветков В.Л. Юридическая психология. Учеб. / Под общ. ред. В.Я. Кикотя. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
Дополнительная:
6. Волков В.Н. Юридическая психология. – М., 2007.
7.Ситковская О. Д. Психология уголовной ответственности. - М., 1998.
8.Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. - М., 2001.
9.Столяренко А. М. Психологические приемы в работе юриста: практ. пособие. - М., 2000.
10.Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. - М., 2010.
|