Главная страница
Навигация по странице:

Литература по теме Методические указания по изучению темы



Скачать 3.32 Mb.
Название Литература по теме Методические указания по изучению темы
Анкор InternetKurs_YuridPsikhologia (1).doc
Дата 12.04.2017
Размер 3.32 Mb.
Формат файла doc
Имя файла InternetKurs_YuridPsikhologia (1).doc
Тип Литература
#217
страница 14 из 19
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19
Вопрос 3. Психологическая характеристика обыска

 

В психологическом аспекте обыск является сложным и специфическим действием, одним из доминирующих элементов которого является: принуждение по отношению к обыскиваемому. Для обыска характерна противоположность целей следователя и других участников обыска, с одной стороны, и обвиняемого — с другой, действительно, основная цель обыскиваемого, определяющая способ его деятельности, состоит в приискании максимально надежного укрытия похищенных ценностей, орудий и результатов преступления, иных предметов, имеющих характер улик. Целью деятельности является отыскание сокрытых объектов, благодаря чему этим объектам возвращается их реальная социальная значимость. Иными словами, противоречие целей деятельности с психологической точки зрения представляет собой своеобразный интеллектуальный конфликт. Принудительный характер обыска порождает, как правило, конфликт эмоциональный, поскольку проведение обыска означает вторжение посторонних лиц в интимно-личностную сферу обыскиваемого, в мир семейно-бытовых отношений, порой тщательно скрываемых. Конфликтный характер обыска порождается с одной стороны, противоречием целей у лиц, принимающих участие в обыске, а с другой — принудительностью обыска по отношению к обыскиваемому.

 



 

Обыск, как следственное действие носит ярко выраженный поисковый характер. Следовательно, работникам милиции необходимо найти орудия преступления, предметы и ценности, как правило, спрятанные, укрытые обвиняемым. Следователь при проведении обыска располагает обычно весьма ограниченными, неполными данными об условиях его производства, объектах, подлежащих изъятию, местах их нахождения. Эти факторы оказывают отрицательное воздействие на получение следователем информации о местонахождении спрятанных предметов и обуславливают проблемный характер обыска.

Можно выделить факторы, которые способствуют успеху обыска. К ним относятся: подготовка к производству обыска; квалифицированное осуществление поисковых действий; целенаправленное наблюдение и правильный анализ обстановки на месте производства обыска, а также за поведением обыскиваемого и его социального окружения; личные качества следователя. Для получения наиболее полных и достоверных результатов такого наблюдения надо знать основные психологические закономерности поведения в конфликтной ситуации обыска. Во-первых, находясь в такой ситуации, обыскиваемый прогнозирует свое будущее в зависимости от результатов обыска. Это обстоятельство, как правило, приводит обыскиваемого в состояние сильного эмоционального возбуждения, которое он обычно стремиться скрыть. Во-вторых, приближение обыскивающего к месту хранения искомых предметов приводит к акцентированию в мозгу обыскиваемого тех очагов, которые связаны с событием преступления и его последствиями, и это обстоятельство не может не сказаться на поведении обыскиваемого, так же как и удаление обыскивающего от «опасного места». Существующий очаг возбуждения в коре головного мозга захватывает и зоны коры, ответственные за психофизиологические реакции, слабо поддающиеся сознательному контролю — потоотделение, изменение цвета покровов кожи, судорожные движения лицевых мышц, непроизвольные движения, голосовые реакции. Вот за этими физиологическими сдвигами и поведенческими реакциями обыскиваемого и нужно наблюдать. Для облегчения фиксации эмоциональных и функциональных изменений в поведении необходимо в начале обыска так организовать общение, чтобы вывести обыскиваемого из состояния душевного равновесия, создать ситуацию напряженности.

Другая задача — это установление речевого контакта с обыскиваемым в процессе обыска.

 

Вопрос 4. Психология допроса. Психологические особенности формирования показаний

 

Допрос является одним из основных следственных действий, направленных на получение информации о преступлении. В работе следователя допрос занимает более четверти его рабочего времени. Допрос является и наиболее психологизированным следственным действием, связанным с личностными особенностями допрашиваемого и допрашивающего, с психическим взаимодействием между ними. Основным психическим процессом во время допроса является воспроизведение — умственное (когнитивное) действие по восстановлению, актуализации ранее воспринятого содержания. В основном это произвольное, преднамеренное восстановление образов, нередко сопровождающихся и непроизвольными, ассоциативными воспоминаниями. Воспоминания человек всегда связаны с определенными переживаниями тех или иных событий. Это вносит субъективные искажения в процесс воспроизведения. Учет возможных причин подобных искажений, их фильтрация, выявление подлинной чувственной основы воспроизводимого материала — важнейшая задача следователя при допросе. В своей практике следователь неизбежно встречается с явлениями реконструкции и деформации воспроизводимого материала. Отдельные стороны события могут утрироваться в зависимости от устойчивых и ситуативных интересов допрашиваемого лица. Воспроизведение на допросе тесно связано с репродуктивной задачей — специально поставленной целью. При этом материал в основном «извлекается» из долговременной памяти, является их осмысленная интерпретация. Она зависит от опыта, ориентаций, интеллектуального развития личности, от степени активного взаимодействия индивида с материалом запоминания.

При сохранении материала в долговременной памяти происходит его определенная личностная реконструкция, обобщение, фрагментация. Прочность же и своеобразие такого сохранения зависит от значения и личностного смысла материала.

Наибольшее значение при допросе имеет такой вид воспроизведения, как воспоминание — извлечение из долговременной памяти образов прошлого, мысленно локализуемых во времени и пространстве. При воспоминании актуализируется не только сам образ, но и вся система отношений (в том числе и эмоциональных), связанных в соответствующим объектом.

Репродукция, восстановление прошлого никогда не может быть его полностью адекватным «отпечатком». Мера расхождения образа восприятия, представления и реального события у разных людей различна. Она зависит от типа высшей нервной деятельности, особенностей сенсорно-перцептивной системы индивида, от личностных ориентаций, установок, мотивов и целей деятельности.

Продуктивность воспоминания в значительной мере зависит от мнемических средств — системы различных индивидуальных приемов, облегчающих запоминание.

На допросе должна «включаться» как произвольная, так и непроизвольная память, связанная с естественной повышенной восприимчивостью индивида к внезапно возникающим событиям, их необычности (яркой выраженности).

 



 

Наиболее прочно в памяти удерживается то, что вызывает повышенную ориентационную реакцию: сильные физические раздражители (крик, вспышка света, громкие неожиданные голоса и т. п.), начало или конец каких-либо процессов, действий, а также все то, что охватывается адекватными действиями, является целью или условием деятельности, что имеет значимость для субъекта. При этом также следует иметь в виду, что одни люди лучше запоминают приятные, другие — неприятные события. Произвольное, специально организованное запоминание связано с выделением «вех» запоминания, опорных пунктов, с выделением объекта структурных элементов, смысловых образований, их группировкой, систематизацией. Существенна также частота обращения к объекту запоминания.

 

Вопрос 5. Психологические аспекты подготовки к допросу. Взаимодействие с допрашиваемым на различных стадиях допроса

 



 

Поскольку допрос осуществляется в ситуации непосредственного общения с конкретным лицом, главенствующее место в нем занимает познавательная и коммуникативная деятельность следователя. Допрос главным образом проводится в отношении подозреваемых, обвиняемых, свидетелей и потерпевших. Несмотря на существенные различия социального и уголовно-правового статуса указанных категорий лиц, их допрос по психологическим критериям содержательной и динамической сторон имеет некоторые общие черты. При подготовке необходимо заранее предусмотреть те специальные вопросы, которые будут затронуты, и использовать консультации специалистов.

Существенное значение для проведения допроса имеют внешние условия, обстановка общения. Выбор места проведения допроса — один из существенных тактических факторов. Чаще всего допрос проводится в кабинете следователя. Психологически важно, чтобы следователь и допрашиваемое лицо остались наедине, «с глазу на глаз». Присутствие третьих лиц, как правило, сковывает коммуникативную активность.

В начальной стадии допроса (вводной) диагностируется психическое состояние допрашиваемого, его эмоционально-волевые установки, прогнозируется возможное развитие межличностного взаимодействия (т. е. тактика допроса), изыскивается возможность установления психического контакта.

Установление психологического контакта — исходное условие проведения допроса. Эффективность его установления зависит от правильного выбора способа, которым это достигается.

Психофизиологические особенности стадии свободного рассказа допрашиваемого.

Представление допрашиваемому лицу возможности свободного рассказа исключает возможность внушающего воздействия со стороны следователя, облегчает течение ассоциативных процессов, содействует проявлению реминисценции.

Однако в условиях свободного рассказа может проявляться конформность допрашиваемого, его стремление соответствовать ожиданиям следователя. С другой стороны возможны и нежелание лица воспроизводить определенные события в целостном рассказе, и даже его речевая неспособность к этому. Уже на этой стадии допроса можно оказывать определенную мнемическую помощь допрашиваемому. Однако при этом надо воздерживаться от постановки уточняющих вопросов, которые могут нарушить развитие свободного рассказа.

 



 

Психологические особенности детализирующей стадии допроса (вопрос-ответ).

Следователь может сталкиваться и с проявлением речевой пассивности допрашиваемого. В этих случаях активизация речевой деятельности допрашиваемого становится особой коммуникативной задачей следователя и существенное значение в плане ее решения приобретает умение следователя задавать активизирующие вопросы. Система вопросов следователя — тактическое средство правомерного психического воздействия на допрашиваемого, причем психическое воздействие оказывает не только содержание, но и последовательность вопросов. Сложные вопросы целесообразно разделять на ряд более простых, однозначных. Общие многозначные ответы необходимо немедленно уточнять и конкретизировать. Задавая вопрос, следователь должен предвидеть возможные ответы на него и планировать соответствующие вопросы по этим ответам.

 



 

На заключительной стадии допроса необходимо учитывать следующие обстоятельства: закон требует фиксации в протоколе допроса всех полученных показаний «по возможности дословно». В нем должны быть отражены показания, данные на стадии свободного рассказа и на вопросно-ответной стадии с точной фиксацией вопросов и ответов.

 

Вопрос 6. Психология допроса подозреваемого и обвиняемого

 



 

Сильным психологическим состоянием, формирующим мотивы поведения обвиняемого является страх лишения свободы, привычного образа жизни, оказаться среди преступников. Привлечение лица в качестве подозреваемого или обвиняемого связано с резким изменением его социального статуса, со значительным сужением социально-ролевых функций, со сдвигами в психике, усугубляющимися в условиях изоляции. Арест вызывает у одних людей повышенный уровень тревожности, чувство обреченности, отчаяния, безысходности, полной зависимости от лиц, осуществляющих правосудие (особенно это присуще людям, впервые совершивших преступление); у других — чувство озлобленности, агрессивности, активное противодействие правосудию. В такой ситуации обвиняемый полагает, что избежать задержания, ареста, содержания под стражей, приговора, связанного с лишением свободы, можно только отрицая свою вину, давая ложные показания, у него возникает соответствующее психологическое состояние, формируется позиция, которую следователю необходимо преодолеть. Для обвиняемого на предварительном следствии очень характерно психологическое состояние неопределенности, невозможности правильного предвидения сложившейся ситуации и управления ею.

Часто подозреваемому неизвестно, какими доказательствами располагает следователь, какая мера пресечения может быть избрана, какие следственные действия могут быть проведены и т. д. Особое место занимают психологические состояния, переживаемые невиновным человеком, который в силу стечения обстоятельств оказался в положении подозреваемого или даже обвиняемого. Безусловно, он испытывает чувства возмущения, гнева, обиды, стремится скорее избавиться от необоснованных, с его точки зрения, подозрений, доказать свою невиновность; он также может ощущать беспомощность, невозможность опровергнуть имеющиеся против него улики, преодолеть предубеждение окружающих.

Поведение человека во многом определяется воздействием на него доминанты — господствующего в данный момент очага возбуждения в коре полушарий головного мозга, который обладает повышенной чувствительностью к раздражению и способен оказывать тормозящее влияние на работу других нервных центров. В очаге при этом происходит концентрация возбуждения. Доминанта, как правило, возникает у человека в связи с более или менее серьезными событиями в его жизни, за исход которых он переживает, в связи с которыми испытывает чувство страха, неуверенности, беспокойства. Зачастую доминанта воздействует на преступника. Под воздействием доминанты преступник стремится к совершению поступков, которые, как он думает, обеспечат ему безопасность, помогут избежать изобличения и последующего наказания. Его действия носят своеобразный защищающий характер. В то же время именно эти действия преступника зачастую привлекают к себе внимание органов следствия, дают основания для предположений о его причастности к совершенному преступлению.

 



 

Такие действия получили название «улики поведения». Умение разбираться в психофизической природе улик поведения, их сущности, видах, особенностях проявления помогает следователю и работникам дознания успешно решать оперативно-тактические задачи; выдвигать обоснованные версии и вести их продуманную разработку, осуществлять целенаправленный, всесторонний поиск доказательств, избирать правильную тактику допроса подозреваемых (обвиняемых), проведения других следственных действий. Допрос подозреваемого и обвиняемого имеет много общих сторон и существенных различий, которые обусловлены, прежде всего, различным процессуальным положением этих лиц. Основная задача следователя — получить сведения, позволяющие проверить причастность подозреваемого к расследуемому событию.

 

Вопрос 7. Психология допроса потерпевшего, свидетеля

 

Допрашивая потерпевшего, необходимо в первую очередь выявлять условия, в которых тот воспринимал событие преступления и его последствия, факты, характеризующие его психическое состояние в момент посягательства и после него. Показания потерпевших отличаются, как правило, большой эмоциональной насыщенностью и нередко значительной реконструкцией подлинных событий.

 



 

Поэтому крайне важно задолго до допроса начинать изучение личности потерпевшего, его личностных качеств, стереотипов поведения, социальных связей, а также особенностей поведения в экстремальных условиях. Потерпевшие обычно долго сохраняют в памяти то, что они пережили при взаимодействии с преступником — страх, ужас, стрессовое перенапряжение, отчаяние, физические страдания, коллизии борьбы и т. д. В отдельных случаях возможно возникновение так называемого следового аффекта, реактивных состояний, душевного расстройства. С другой стороны тягостные события преступления как бы отторгаются сознанием многих потерпевших, влекут состояние охранительной заторможенности, При грубых физических воздействиях возможно возникновение состояния оглушенности, шока. Нарушение нормальной психической деятельности потерпевших от насильственных действий приводит к тому, что при следующей реконструкции событий часто возникает явление переноса, диффузного обобщения («все насиловали», «все били»). Допрашивая потерпевшего, необходимо выявить все существенные обстоятельства его взаимодействия с преступником до совершения преступления, во время его совершения и после. Это позволяет лучше понять мотивы преступления, механизм его совершения. Нередко поведение потерпевшего бывает виктимным, т. е. способствует совершению преступления или непосредственно провоцирует его. Виктимность является значимым фактором в анализе взаимодействия преступника и потерпевшего, в оценке правдивости показаний обвиняемого, потерпевшего и свидетелей. Следует тщательно проверять показания потерпевшего, учитывая, что в ряде случаев при первом допросе состояние крайнего психического напряжения лица, воспроизводящего стрессогенное событие, ограничивает его возможности.

При повторном допросе возможно явление реминисценции — более полное воспроизведение событий. Взаимодействие следователя с потерпевшим должно строиться с учетом состояния потерпевшего как лица, пострадавшего от определенных событий, перенесшего психическую травму, ищущего защиту у правосудия. Малейшая невнимательность, подозрительность следователя остро переживается потерпевшим, усиливает его эмоционально-негативное состояние.

 



 

Все свидетели занимают определенную позицию — они так и или иначе относятся к криминальному событию, к личностным качествам обвиняемого и лица, ведущего расследование. В психологическом аспекте свидетельские показания — это воспроизведение ранее сформированных впечатлений, актуализированные образы происшедших событий. Здесь существенны правильность, адекватность процесса восприятия, особенности сохранения и реконструкции сформировавшихся образов в памяти данного лица. Наиболее психологизированными моментами допроса свидетелей являются: оценка истинности их показаний, диагностика ложности показаний, преодоление лжесвидетельства, оказание мнемической помощи. При допросе свидетеля наиболее сложной психологической задачей является установление достоверности его показаний. При этом сомнения, неуверенность свидетеля не следует расценивать как признак недостоверности. Мотивами заведомо ложных показаний могут быть: личная заинтересованность свидетеля (корысть, зависть, ненависть, мстительность, обнаружить свои неблаговидные поступки); ложно понятые чувства дружбы, родственные обязанности; чувство сострадания к обвиняемому или потерпевшему; понуждение заинтересованных лиц (психическое насилие посредством угрозы убийством, физической расправы и т. д.).

 

Вопрос 8. Психологические особенности очной ставки

 

С точки зрения психологии — очная ставка — это специфическое психическое общение, которое развивается между тремя лицами. Очная ставка, несомненно, является мощным средством психологического воздействия. Сила ее обусловлена, с одной стороны, тем, что ее участникам необходимо дать сведения друг о друге в условиях непосредственного контакта, чем создается довольно сильная эмоциональная напряженность, а с другой — наличием противоречий в ранее данных показаниях одного или нескольких участников. Многие тактические и психологические приемы, применяемые при допросе, являются эффективными в производстве очной ставки. Поэтому целесообразно обратить внимание на особенности применения специфических для очной ставки приемов.

Изменение плана очной ставки, порядка задаваемых вопросов. С учетом необходимости правомерного психологического воздействия наиболее желательно первым допрашивать на очной ставке добросовестного участника. При этом уменьшается возможность оказания на него воздействия со стороны лица, дающего ложные показания.

Максимальная детализация показаний участников очной ставки. Это тактико-психологический прием позволяет изобличить лжеца, поскольку он обычно не в состоянии продумать и предусмотреть все обстоятельства, излагаемые в ложных показаниях.

 



 

Весьма эффективным приемом является использование на очной ставке доказательств, которые для недобросовестного участника представляются наиболее вескими и убедительными. Например, при расследовании групповых преступлений подозреваемый часто заявляет, что не только не совершал преступления, но даже не был знаком с соучастником. В таких случаях очная ставка, на которой второй из ее участников отвечает на вопрос следователя, что хорошо знает предъявленное ему лицо, неоднократно с ним встречался, совместно проводил время, обычно оказывает сильное психологическое воздействие. У подозреваемого возникает представление, что его соучастник уже полностью изобличен и рассказал о его роли в совершении преступлений. Указанный прием также весьма полезен, когда один из подозреваемых заявляет, что он не даст показаний, пока не услышит, что другой его соучастник во всем признался.

Обязательно должно быть осуществлено предварительное планирование очной ставки: примерный круг обсуждаемых вопросов, расчет времени, формы контроля за поведением и пресечения неправомерных действий участников очной ставки. Планирование очной ставки производится с учетом анализа всех факторов, всех материалов, имеющихся у следователя.

Анализ следственной практики показывает, что очная ставка наиболее эффективна, если проводится внезапно для лица, дающие ложные показания. Недобросовестный участник, догадываясь о проведении очной ставки, не должен знать о дне и часе ее проведения. Этим достигается эффект неожиданности и создается сильная эмоциональная напряженность у лиц данной категории. Они не имеют возможности тщательно продумать свою линию поведения, сосредоточиться и избрать результативные меры воздействия на добросовестных участников. Очная ставка будет наиболее эффективна, если неожиданным будет само появление другого или других участников.

Следующим фактором, от которого зависит результативность очной ставки, является неожиданность сообщаемой информации. Помимо содержательного аспекта информации большое значение при проведении очной ставки имеет убедительность изложения фактов и сила нравственно-эмоционального воздействия лица, излагающего эти факты. Правильное понимание сущности очной ставки, тщательный психологический анализ лиц, принимающих в ней участие, их психологическая подготовка, продуманное и направленное воздействие следователя — все это способно значительно повысить результативность данного следственного действия.

 

Вопрос 9. Психологические аспекты опознания

 



 

С психологической точки зрения опознание представляет собой следственное действие, при котором лицо воспринимает предъявляемые ему объекты, сопоставляет, сравнивает их с мысленными образами объектов, воспринятых им ранее, и на этой основе приходит к выводу об их тождестве, сходстве или различии.

Опознание, если иметь в виду его психологическое содержание состоит из двух стадий: подготовительной (предварительный допрос об обстоятельствах, при которых опознающие ранее воспринимали определенное лицо либо предмет, и об особенностях, приметах, по которым они могут их опознать) и основной (само опознание).

 



 

В процессе допроса, предшествующего опознанию, следует учитывать психофизиологические особенности опознающего, психологическую характеристику его состояния в момент восприятия, а также физические особенности и признаки воспринятых им объектов. Человек расценивает какие-либо объекты (других людей, животных, вещи, предметы), сохраняет в памяти их мысленные образы, а затем при предъявлении аналогичных объектов сопоставляет с имеющимися у него образами. В конечном счете, процесс сводится к сравнению образа, хранящегося в памяти опознающего, с объектами, предъявляемым следствием. Вывод, получаемый в результате такого сравнения, сообщается следователю.

При подготовке и проведении опознания нужно учитывать ряд объективных и субъективных факторов. К объективным относятся условия, при которых происходило восприятие, характеристика воспринимаемых объектов, Очевидно, что расстояние, условия освещения, продолжительность наблюдения, время, прошедшее с момента восприятия до предъявления на опознание, могут оказать значительное воздействие на его результаты. Так, восприятие свидетелем преступника, находившегося от него на значительном удалении, ночью, на плохо освещенной улице, в течение очень непродолжительного времени уменьшает возможности его последующего опознания. Вот почему на допросе предшествующему опознанию, необходимо выяснить, при каких условиях происходило восприятие.

Значительное влияние на опознание оказывает длительность первичного восприятия: видел преступника один раз в течение короткого отрезка времени, общался с ним более продолжительное время, видел его неоднократно. Если потерпевшие, свидетели хорошо знают преступника, опознание не нужно вовсе. Сам процесс восприятия и последующие результаты опознания определяются и особенностями воспринимаемых объектов, из которых в первую очередь нужно отметить такие, как количество, форма, размеры и т. п.

Психологическая характеристика предъявления для опознания основана на анализе двух основных процессов: усвоение отличительных признаков определенного объекта и использование данных признаков для выделения этого объекта из других ему подобных.

Первый процесс в психологии называют формирующим и относят его к стадии усвоения, второй — опознавательным и относят к стадии распознавания. В основе опознания лежит способность человека узнать в предъявленном ему объекте тот объект, который воспринимался им ранее и запомнился. Следовательно, для правильной оценки опознания важно знать психологический механизм процесса узнавания.

В психологии различают два основных вида узнавания: симультанное (синтетическое) и сукцессивное (аналитическое). Симультанное узнавание — это узнавание сразу, в результате мгновенного образа человека (предмета), находящегося в памяти узнающего и объекта, наблюдаемого им в момент предъявления для опознания. Сукцессивное узнавание происходит постепенно, путем мысленного сравнения, отбора, сопоставления признаков объекта, запечатленных в памяти и воспринимаемых при опознании. Имеются данные о том, что более надежным является первый вид.

 

Вопрос 10. Психология следственного эксперимента

 



 

Следственный эксперимент является сильным средством психологического воздействия на его участников, поскольку его результаты нередко свидетельствуют о возможности или невозможности определенного явления, события, а опровергнуть их подозреваемому (обвиняемому) бывает довольно трудно. По своему содержанию большинство видов следственного эксперимента представляет собой исследование и оценку тех или иных возможностей человека: восприятие какого-либо события, факта при определенных условиях; совершение тех или иных действий. Проверяются также умения, навыки (изготовить клише, поддельную печать, открыть замок определенным образом и т. д.). При определении условий следственного эксперимента и оценке полученных результатов надо исходить из знания психофизиологических возможностей человека. Немаловажен вопрос о возможности существования следственного эксперимента. Он станет возможным, если следователь сумеет обеспечить: воссоздание материальной обстановки, максимально сходной с той, в которой происходили проверяемые действия или события; воспроизведение субъективных психофизиологических факторов; моделирование самих опытных действий. Если в обычной жизни человек действует, как правило, непроизвольно, то в условиях следственного эксперимента у него появляется состояние психологической готовности, которое также мобилизует его психические процессы, увеличивает сосредоточенность; он предпринимает волевые усилия, чтобы лучше услышать, увидеть, запомнить. В обыденной ситуации, человек, погруженный в свои мысли, переживания может не услышать какой-либо звук. разговор, не обратить внимания на происходящие события, не заметить каких-либо изменений в обстановке. С другой стороны, в необычной ситуации преступления, испытывая сильное душевное волнение, потрясение, страх, человек в состоянии действовать так, как он не сможет в обстановке следственного эксперимента. Нужно очень осторожно подходить к оценке результатов следственного эксперимента. Главным в следственном эксперименте является проведение опытов и правильная оценка полученных результатов. Задача следователя — организовать производство опытов, осуществлять контроль за ними, фиксировать ход эксперимента, оценивать полученные результаты. Следователь определяет количество опытов, их содержание, при необходимости повторяет опыты. Опыты, как правило, проводятся многократно. Неоднократное проведение одних и тех же опытов в процессе одного следственного эксперимента позволяет более тщательно изучить исследуемое явление, убедиться в том, что полученные результаты не являются случайными и что они достоверны. Дублирующие опытные действия должны быть повторены столько раз, сколько необходимо, чтобы исключить возможность случайных результатов и доказать их закономерность. Многократность — первый принцип следственного эксперимента. Второй принцип — вариативность, т. е. осуществление каждого последующего опыта в несколько измененных условиях. Так, при проверке возможности свидетеля услышать и понять содержание разговора, происходившего в соседней комнате, обвиняемому предлагают говорить обычным голосом, громко, тихо, при плотно закрытой двери, посередине комнаты, в ее противоположной части и т. п. Вариативность может быть связана и с изменением психологического состояния испытуемых. Различные варианты опытов могут следствием изменения темпа, скорости выполнения опытных действий или их отдельных элементов.

Следственный эксперимент проводится для диагностики истинности показаний и изобличения лжи. Психологическая сила его заключается в практической демонстрации всем участникам эксперимента расхождения показаний с результатами, полученными в ходе опытных действий. Недопустимы опытные действия, унижающие честь и достоинство или содержащие угрозу для жизни и здоровья людей.

 

Литература по теме

Основная:

1.Аминов И.И. Юридическая психология. - М., 2011.

2. Васильев В.Л. Юридическая психология. Учеб. - СПб.: Питер, 2010.

3. Еникеев М.И. Юридическая психология. Учеб. – СПб.: Питер, 2010.

4. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Мариновская И.Д., Цветков В.Л. Юридическая психология. Учеб. / Под общ. ред. В.Я. Кикотя. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

5. Образцов В.А., Богомолова Н.Н. Криминалистическая психология.- М.: Закон и право, 2002.
Дополнительная:

6. Волков В.Н. Юридическая психология. – М., 2007.

7. Ситковская О. Д. Психология уголовной ответственности. - М., 1998.

8.Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. - М., 2001.

9.Столяренко А. М. Психологические приемы в работе юриста: практ. пособие. - М., 2000.

10.Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. - М., 2010.
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19
написать администратору сайта