Главная страница
Навигация по странице:

Литература по теме Методические указания по изучению темы



Скачать 3.32 Mb.
Название Литература по теме Методические указания по изучению темы
Анкор InternetKurs_YuridPsikhologia (1).doc
Дата 12.04.2017
Размер 3.32 Mb.
Формат файла doc
Имя файла InternetKurs_YuridPsikhologia (1).doc
Тип Литература
#217
страница 16 из 19
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19

Методические указания по изучению темы
Ответьте на следующие вопросы:

1. Какие Вы можете назвать основные формы использования специальных психологических знаний при проведении СПЭ?

2. Роль и значение СПЭ в уголовном и гражданском процессах.

3. Каковы функции психолога при производстве СПЭ?

4. Перечислите виды комплексных экспертиз?
Напишите небольшое эссе (объемом 2-3 страницы) по одному из перечисленных ниже вопросов:

1.Права и обязанности лица (органа), назначающего экспертизу.

2.Права и обязанности эксперта-психолога.

3.Права и обязанности подэкспертного.

4.СПЭ в гражданском процессе.

5.Особенности психологической экспертизы по делам административных правонарушений.
Практические задания:

Задача № 1 Дорожное происшествие

Капитан Королев так резко нажал на тормоз, что следователь Гуров мог бы врезаться в переднее стекло, не будь он пристегнут ремнем безопасности. Красная спортивная машина выскочила из-за крутого поворота горной дороги, теряя управление, она вылетала за предупреждающую ограду. При этом водителя выкинуло из машины. Казалось, что на мгновение он завис в воздухе, перед тем как рухнуть вниз.

В ста метрах от него, лежала разбитая спортивная машина.

— Странно, — пробормотал Королев, указывая на ремень, лежащий в луже свежей крови на сиденье водителя. Было видно, что ремнем не воспользовались.

— Не думаю, что ремень мог спасти его жизнь, - сказал следователь Гуров.

— Мне лучше позвонить в местный участок, — сказал Королев.— Еще одно дорожное происшествие в этом году. Как вы думаете, он уснул за рулем?

— Нет, — сказал Гуров. — Его убили.

Почему Гуров так решил? Аргументируйте свой ответ.
Задача № 2. Смерть в квадрате

— Этот несчастный или лучше сказать несчастная умудрилась покончить с собой дважды. Сначала он..., то есть она, проглотила лошадиную дозу снотворного, а немного погодя, — для верности, — выстрелила себе в висок, — в задумчивости сказал Гуров.

— У этого создания было две сущности — мужская и женская, вот оно их и проявило, — невесело пошутил Королев. — А вообще психология «голубых» всегда оставалась для меня загадкой. Интересно, а что говорит его ...ее дружок?

— Ничего особенного. Их связь тяготила его. Недавно он познакомился с одной девушкой и решил стать «нормальным» мужчиной. Встретившись со своей «подругой» он поведал «ей» о своих намерениях. Объяснение было бурным. Он хлопнул дверью и ушел, но скоро вернулся за забытым мобильным телефоном. А«она» еще была жива, но уже находилась в прострации. Я предполагаю: а не мог ли он расправиться с ней, возвратившись обратно?

  • Но дважды не убивают, товарищ майор.

  • Согласен. Но иногда бывают исключения, и дружок мог отправить свою «возлюбленную» на тот свет, если он не знал ....

Что именно? Аргументируйте свой ответ.
Задача № 3. Отравленный конверт

  • Преуспевающий бизнесмен средних лет, находясь в своем кабинете, запечатывал письмо. Лизнул край конверта, чтобы его заклеить и тут же отдал богу душу, — делился своими соображениями с младшим коллегой Королевым следователь Гуров. — Ясно одно, кто-то задумал инсценировать самоубийство. В конверте находилось письмо, отпечатанное на струйном принтере. В нем всего три фразы: «Дорогая, прости! Нет больше сил жить без тебя. Не верю, чтобы ты согласилась начать все сначала». Хорошо, что письмо не успели отправить, тогда ищи ветра в поле.

— Довольно короткое послание, — отреагировал Королев. — Не забывай, покойный был деловым человеком, у таких каждая минута на счету, он даже адрес на конверте поручил написать своей секретарше. Кстати, о секретарше. Мне известно, что она была влюблена в своего патрона, но была отвергнута им. К тому же она знала, где лежат конверты... Об этом знала и уборщица — дива 18 лет с ногами как у голливудской кинозвезды, к которой наш бизнесмен питал самые трогательные чувства, и тоже неравнодушная к своему шефу. А еще накануне, по словам секретарши, к ее патрону наведывался подозрительный человек по личному делу и ушел, хлопнув дверью. Видишь, как все тут запутано, капитан.

— Но по вашим глазам, товарищ майор, я вижу, что вы уже сделали определенные выводы.

— Ты прав, капитан. Сдается мне, что бизнесмен был сознательно отравлен.

Кем, и почему Гуров так решил? Аргументируйте свой ответ.

 

Задача № 4. Семейная разборка

— Супруги поссорились, — делился своими впечатлениями следователь Гуров с капитаном Королевым. — Глава семейства, не мудрствуя лукаво, сбросил свою дражайшую половину с балкона второго этажа. Пострадавшая отделалась царапинами и легким испугом, так как угодила в густые заросли кустарника.

— И как она объясняет случившееся, товарищ майор? — Они давно не ладили. В тот день ее муж вернулся с работы на рогах и стал к ней приставать. В это время она занималась стиркой и развешивала белье на балконе. Слово за слово, ну ее муж и продемонстрировал свою физическую силу. Что же касается объяснений нашего Геркулеса, то их почти нет: «Был пьян и ничего не помню, товарищ следователь, может, я и скинул ее вниз — уж больно она надоела». Да, вот еще. Сосед с первого этажа видел полет нашей птички и помог ей выпорхнуть из кустов. Он неравнодушен к ней, это видно из его слов: «На ней было одно из лучших ее платьев, а когда она поцеловала меня в знак благодарности, то я оказался на седьмом небе и долго хранил на щеке следы ее губной помады».

Зачем вы мне это все рассказываете, товарищ майор? — удивился Королев. — Муж, не владея собой, столкнул свою жену с балкона... Ну хорошо, она сама спрыгнула, чтобы отправить мужа к нам в «гости», — но ведь это невозможно доказать.

— Итак, мы имеем две версии, объясняющие случившееся, — как бы не слыша последних слов Королева, сказал Гуров. - Я думаю, что жена инсценировала это падение.

Почему Гуров так решил? Аргументируйте свой ответ.
Задача № 5. Плохая игра

Следователь Гуров ужинал в летнем ресторане отеля «Прага», когда в одном из номеров раздался пронзительный женский крик. Быстро сориентировавшись, Гуров стремительно поднялся на второй этаж и толкнул дверь, ведущую в номер. Дверь отворилась, разбив плафон настольной лампы, валяющейся у входа. В комнате царил полный беспорядок.

— Помогите, убивают! — закричала сквозь слезы, обращаясь к Гурову, известная кинозвезда. — Только что здесь был человек в черной маске. Он набросился на меня. Я защищалась, как могла. Во время борьбы мне удалось сорвать с него маску. После этого он бросился к двери и скрылся в коридоре. Прошу вас, скорее позовите полицию!

— Может быть, мне просто пригласить сюда вашего продюсера, который сейчас сидит в ресторане? — спросил Гуров — Видимо, он-то вам и нужен. А полицию вряд ли стоит беспокоить ради такого жалкого спектакля!

Почему Гуров отказался преследовать преступника? Аргументируйте свой ответ.


Тема 11. Основы судебной психологии

 

Вопросы темы:

1. Предмет судебной психологии. Структура судебной деятельности 267

2. Психологические условия глубокого всестороннего познавательного исследования и конструктивной деятельности суда. 270

3. Коммуникативная подструктура деятельности суда. 272

Литература по теме

Методические указания по изучению темы
Цели и задачи:

Цели и задачи изучения данной темы – получение общетеоретических знаний о сущности, содержании, предмете и особенностях судебной психологии. Изучение этой темы познакомит студентов с психологическими особенностями судебной деятельности, соотношением и взаимопроникновением юридической и психологической науки и практики.
В результате успешного изучения темы Вы:

 

Узнаете:

  • предмет, цели, задачи, структуру судебной психологии;

  • общие понятия судебной психологии;

  • основные психологические закономерности судебной деятельности;

  • психологические условия судебной деятельности.


Приобретете следующие профессиональные компетенции:

  • умение оценки возможностей использования специальных психологических познаний в судебном процессе;

  • навыки анализа психологических условий конструктивной деятельности суда;

  • способность оценки психологического обеспечения судебной деятельности.


В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих понятиях:

судебная психология — раздел юридической психологии, где изучаются психологические аспекты судебного разбирательства, проблемы судебно-психологической экспертизы;

предмет судебной психологии — изучение психологических фактов, закономерностей и механизмов, влияющих на осуществление судебного процесса и соответственно проявление активности всех лиц в нем участвующих, а также разработку научно обоснованных рекомендаций по повышению эффективности правосудия.
Теоретический материал по теме

 

Вопрос 1. Предмет судебной психологии. Структура судебной деятельности

 



 

Судебная деятельность как процесс реализации правосудия по уголовным и гражданским делам наполнена глубоким психологическим содержанием. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, действуют основополагающие принципы судопроизводства, а с другой — влияет обстановка в зале судебного заседания, сама процедура исследования доказательств и вынесения приговора (тактика допроса свидетелей, изучение вещественных доказательств, материалов дополнительной или повторной экспертизы, судебные прения и пр.). Все это активно влияет как на раскрытие индивидуально психологических особенностей всех участников судебного процесс (судьи, прокурора, защитников, потерпевшего, свидетелей, подсудимого, судебной аудитории), так и на проявление специфических социально-психологических феноменов, связанных с закономерностями межличностного и группового взаимодействия людей.

Судебная психология — раздел юридической психологии, где изучаются психологические аспекты судебного разбирательства, проблемы судебно-психологической экспертизы.

Предмет судебной психологии — изучение психологических фактов, закономерностей и механизмов, влияющих на осуществление судебного процесса и соответственно проявление активности всех лиц в нем участвующих, а также разработку научно обоснованных рекомендаций по повышению эффективности правосудия.

 



 

Психологический анализ судебной деятельности позволяет внутри нее выделить ряд специфических подструктур (сторон): познавательную, конструктивную, коммуникативную, организаторскую и воспитательную. Рассмотрим более подробно каждую из них.

Психологические аспекты судебной познавательной деятельности весьма своеобразны, прежде всего, в зависимости от процедурного контекста рассмотрения дел в соответствующих типах судов: уголовном, арбитражном, третейском, конституционном.

При рассмотрении в суде уголовного дела имеющиеся материалы предварительного следствия уже как бы задают готовую модель (версию) подлежащего исследованию события. Однако предложенная следователем версия всегда должна восприниматься судом только как вероятная истина, а поэтому суд по уголовному делу ее не только проверяет, но и проводит самостоятельное исследование всех обстоятельств, в том числе привлекая дополнительно истребованные в ходе судебного процесса доказательства. При этом сравнение имевшихся и дополнительно выявленных фактов и обстоятельств с различными нормами закона происходит практически на всем протяжении судебной деятельности, окончательно завершаясь лишь в совещательной комнате. Довольно специфичные внешние условия могут как облегчать, так и затруднять процесс судебного познания. Поэтому познавательная деятельность суда должна быть направлена на изучение не только доказательственных фактов, но и источников их происхождения. Последнее же связано с необходимостью углубленного изучения психологии лиц, являющихся источником информации в суде (подсудимого, свидетелей, потерпевших и др.), а также с отслеживанием и учетом психологических закономерностей групповой динамики взаимодействия и взаимоотношений сторон в судебном процессе.

При рассмотрении в суде гражданских дел процесс познания во многом предопределяется той «моделью подлежащего исследованию правонарушения», которая создается самим судьей в ходе подготовки дела к рассмотрению. От того, насколько адекватно судья подойдет к рассмотрению искового заявления истца с приложенными к нему соответствующими материалами, проведет дополнительный опрос сторон и выявит сведения об их личности, образе жизни, во многом и будет предопределяться эффективность процесса дальнейшего судебного разбирательства.

 

Вопрос 2. Психологические условия глубокого всестороннего познавательного исследования и конструктивной деятельности суда

 

Учитывая, что при любом виде дел процесс познания в суде, как правило, проводится открыто и состязательно, то судья должен создать все необходимые условия для глубокого и всестороннего познавательного исследования доказательств в соответствии с требованиями процессуального законодательства.

 



 

Существенную помощь суду в объективном исследовании доказательств различных обстоятельств дела может оказать психологически грамотное проведение допроса, в том числе с участием в нем в качестве наблюдателей экспертов-психологов. Данные специалисты могут обратить внимание судей и сторон правосудия на проявления субъективных искажений в восприятии, сохранении и репродукции конкретных обстоятельств разбираемых событий, на выявление бессознательных заблуждений и сознательной лжи. Психологами также могут быть даны рекомендации по улучшению понимания субкультурных языковых интерпретаций, обеспечению «жизненности» асимметричной коммуникации, стимуляции свободности высказываний, снижению аффективности реакций и по другим аспектам.

 



 

Значительная активизация познавательной деятельности членов суда обычно наблюдается в ходе судебных прений, где с различных точек зрения всесторонне вскрываются данные по объективной и субъективной сторонам преступления. Однако, здесь могут возникнуть и затруднения в мыслительной деятельности, т. к. возникает не только плюралистичность взглядов, но и могут оказываться через коммуникацию суггестивно-манипулятивные воздействия.

Сущность конструктивной деятельности суда состоит в принятии решений по возникающим спорным вопросам и вынесении приговора. Ее продуктивная реализация требует от членов суда профессионального отношения к своим обязанностям: высокоразвитого правосознания, понимания большой ответственности за свои действия и последствия принимаемых решений.

Законодательное гарантирование свободы личного убеждения судьи, лежащего в основе каждого принятого решения по конкретному делу, облекается в особые процессуальные формы, которые предусмотрены в законодательстве в виде конкретных определений, постановлений и других форм решений. Большая часть единоличных решений судьи, как правило, не вызывает затруднений ни у него самого, ни возражений со стороны участников судебного процесса. В то же время решения, принимаемые на различных стадиях рассмотрения дела, в суде могут вести к возникновению судебных ошибок, которые обусловлены или недостаточной квалификацией, или проявлением индивидуально-психологических особенностей.

Характер конструктивной деятельности суда усложняется, когда возникают не только объективные помехи, но и существуют субъективные затруднения.

Как известно, совещание судей по становлению приговора и вынесение решения присяжными есть деятельность формально-неформальных групп. Сложный процесс постановления законного, обоснованного, справедливого и воспитательно-эффективного приговора требует глубоко конструктивной интегративной деятельности судей. И хотя порядок совещания судей строго процессуально предопределен, но в процессе постановления приговора может иметь место активное действие и психологических факторов. Несмотря на провозглашенную законом независимость волеизъявления судей, они часто действуют как группа, где весома роль группового лидера, действуют социально-психологические механизмы внушения, подражания, заражения. Поэтому влияние социально-психологических закономерностей и механизмов может вести к конформизму в решениях, к реализации стереотипно-формального подхода к рассмотрению сложных проблем и другим, негативным для отправления правосудия моментам.

 

Вопрос 3. Коммуникативная подструктура деятельности суда

 



 

Весьма специфичные психологические закономерности имеет и коммуникативная подструктура деятельности суда. Задача суда их не только регулировать отношения в ходе судебного разбирательства в процессуальных рамках, но и подчинять эффективному развитию для установления истины, вынесения объективного приговора и его последующего исполнения.

Участвующие в судебном разбирательстве лица имеют свои собственные интересы, которые могут не совпадать с целями и общей направленностью правосудия. Отсюда и возникают разного характера конфликты. В этих случаях возникает необходимость воздействия с целью изменения их установок, в том числе и в случаях дачи ложных показаний или отказа от них. Поэтому при реализации различных видов судебного допроса только психологически грамотное его построение и позволяет устранить как недостоверные, так и ложные показания.

 



 

Перекрестный допрос проводится после обычного допроса, где допрашиваемый в свободном рассказе уже изложил все известное ему по делу и ответил на поставленные вопросы, а поэтому цель перекрестного допроса — в рамках определенной темы конкретизировать обстоятельства, вскрыв пробелы и погрешности, уточнить детали, изобличить допрашиваемого в даче ложных показаний.

Сущность же «шахматного судебного допроса» состоит в том, чтобы при допросе одного лица попутно ставить вопросы другим лицам по тем обстоятельствам и фактам, о которых идет речь в данный момент. Целью такой процедуры является подтверждение или опровержение показаниями других лиц сведения, полученного в ходе допроса другого лица. При шахматном допросе попутные вопросы могут быть поставлены в любой последовательности, к любым ранее уже допрашиваемым участникам процесса.

При всех формах допроса обвиняемого для их успешного проведения используются такие тактические подходы и психотехнические приемы как сопоставление, уточнение, детализация, контроль, напоминание, наглядность.

При допросе обвиняемого всегда важным является не то, чтобы он подтвердил свои показания, данные на предварительном следствии, а чтобы им на суде были даны объективно правильные показания по делу. В этой связи общая тактическая схема допроса должна строится по следующему алгоритму: установление психологического контакта, от нейтральных фактов к узловым обстоятельствам дела в ходе свободного рассказа и далее к перекрестному или шахматному допросу. Поэтому только на заключительных этапах постановка перед подсудимым неожиданных вопросов, по форме кажущихся несущественными, но все дальше и глубже заводящих подсудимого в «ловушку», пока он не окажется в затруднении в силу противоречивости данных им же самим показаний.

Это происходит потому, что постановка перед подсудимым с учетом особенностей его личности и текущего психологического состояния детальных вопросов, ответы на которые не были ни им, ни его защитником заранее продуманы, а также вопросов, направленность которых ему не ясна, всегда затрудняет быстрое ориентирование, не позволяет должным образом продумать и дать выгодный для себя ответ.

Существует психологическая специфика и в допросе свидетелей и потерпевших. В этой связи, если свидетели не могут вспомнить какие-либо интересующие суд факты, то их с учетом закономерностей функционирования памяти следует допрашивать с учетом обстоятельств, непосредственно предшествовавших этим фактам или следовавших за ними.

Большим психологизмом пронизана и такая стадия судебного разбирательства как судебные прения. Именно на ней в полной мере проявляются коммуникативные способности всех сторон судебного процесса.

 

Литература по теме

Основная:

1.Аминов И.И. Юридическая психология. - М., 2011.

2. Васильев В.Л. Юридическая психология. Учеб. - СПб.: Питер, 2010.

3. Еникеев М.И. Юридическая психология. Учеб. – СПб.: Питер, 2010.

4. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Мариновская И.Д., Цветков В.Л. Юридическая психология. Учеб. / Под общ. ред. В.Я. Кикотя. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
Дополнительная:

5. Волков В.Н. Юридическая психология. – М., 2007.

6.Ситковская О. Д. Психология уголовной ответственности. - М., 1998.

7.Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. - М., 2001.

8.Столяренко А. М. Психологические приемы в работе юриста: практ. пособие. - М., 2000.

9.Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. - М., 2010.
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19
написать администратору сайта