Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Литература по теме Методические указания по изучению темы



Скачать 3.32 Mb.
Название Литература по теме Методические указания по изучению темы
Анкор InternetKurs_YuridPsikhologia (1).doc
Дата 12.04.2017
Размер 3.32 Mb.
Формат файла doc
Имя файла InternetKurs_YuridPsikhologia (1).doc
Тип Литература
#217
страница 17 из 19
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19

Методические указания по изучению темы
Ответьте на следующие вопросы:

1. Что включает психологическая структура судебной деятельности?

2. Перечислите психологические условия глубокого всестороннего познавательного исследования в суде.
Напишите небольшое эссе (объемом 2-3 страницы) по одному из перечисленных ниже вопросов:

  1. Психологические феномены судопроизводства.

  2. Психологические закономерности судопроизводства.

  3. Методы психологического стимулирования в судебной практике.

  4. Методы психологического воздействия, используемые в судебной практике.


Выполните тестовое задание для самопроверки:
1.Методические формы исследования психологических явлений, типа: беседа, интервью и анкетирование - относятся к методу

  1. анализу продуктов деятельности

  2. эксперимента

  3. тестирования

  4. опроса

2.Построение и сбор в ходе профессионального общения следователем всей необходимой информации о преступлении, ситуации и его участниках составляет содержание

  1. организационно-управленческой структуры следственной деятельности

  2. социально-воспитательной структуры следственной деятельности

  3. коммуникативной структуры следственной деятельности

  4. познавательно-прогностической стороны следственной деятельности

3.Отношения «позиционной солидарности» между адвокатом и подзащитным должны сохраняться:

  1. при любом варианте поведения подзащитного;

  2. за исключением случаев ложного самооговора подзащитного (подсудимого);

  3. за исключением случаев, когда адвокат искренне осуждает противоправные действия подзащитного

  4. за исключением тех случаев, когда адвокат отказывается от своего подзащитного

4.Адвокат обязан работать со своим подзащитным:

  1. в процессе ведения предварительного следствия

  2. в период проведения судебного процесса

  3. не только до начала и в процессе судебного разбирательства, но и после оглашения приговора

5.Найдите неверное утверждение, касающееся защитительной речи адвоката:

  1. выступление защитника в уголовном процессе должно быть увязано с речью обвинителя

  2. выступления адвоката в гражданском суде должны быть более лаконичными и менее эмоциональными, чем в уголовном процессе

  3. выступая в уголовном процессе по групповому делу, адвокат обязан согласовывать свою речь с защитниками других подсудимых

  4. в речи защитника в гражданском процессе должны присутствовать личностные характеристики участников процесса, анализ причин и условий деликта.

6.Конфликты с родителями, воспитание в социально неблагополучной семье, трудности саморегуляции в школе и сближение с неформальными ассоциальными группами способствуют формированию

  1. недостатков механизма заражения

  2. дефектов правовой идентификации

  3. дефектов правовой социализации

  4. недостатков механизма убеждения

7.В том случае, если информация для исследования берется из материалов уголовного (гражданского) дела и основана на показаниях свидетелей, потерпевших или обвиняемого, мы имеем дело с модификацией

  1. эксперимента

  2. проективного метода в юридической психологии

  3. праксиметрического метода в юридической психологии

  4. контент-анализа

8.Допрос можно считать оконченным, если:

  1. уже установлен психологический контакт следователя с допрашиваемым

  2. получены показания от допрашиваемого

  3. полученная следователем информация сопоставлена с имевшимися ранее сведениями

  4. полученная информация зафиксирована письменно и подписана допрашиваемым

9.На формирование решения судьи непосредственно не влияют:

  1. выводы органов предварительного следствия

  2. доказанность (недоказанность) обвинения

  3. внутренние психологические факторы (поведение подсудимого в суде и пр.)

  4. внешние, внесудебные факторы (общественное мнение, требования общественных организаций)

  5. предварительная преступная деятельность подсудимого и другие социально-психологические факторы его жизни

10.На формирование решения судьи непосредственно не влияют:

  1. выводы органов предварительного следствия

  2. доказанность (недоказанность) обвинения

  3. внутренние психологические факторы (поведение подсудимого в суде и пр.)

  4. внешние, внесудебные факторы (общественное мнение, требования общественных организаций)

  5. предварительная преступная деятельность подсудимого и другие социально-психологические факторы его жизни


Практические задания:

Задача № 1. "Солнечник"

— Евгений Дроздов — докладывал капитан Королев — только что сообщил, что у него похитили старинную монету — серебряный рубль времен Петра I — «Солнечник». У Дроздова великолепная нумизматическая коллекция. Эту монету он приобрел вчера. Он искал ее много лет и был совершенно счастлив, что в конце концов ее заполучил. С ним живут два его сына. Старший, Борис, коллекционирует бумажные денежные знаки, а младший, Роман, собирает марки. Все три коллекции хранятся в квартире в большом стенном шкафу. Ключи от шкафа с коллекциями — в коробке из-под гаванских сигар. Вчера потерпевшего навестил некий Зуев. Дроздов показал ему свое приобретение. Монета так понравилась Зуеву, что он тотчас предложил за нее крупную сумму. Однако Дроздов отказался ее продавать. Сегодня в одиннадцать часов Зуев снова звонил нумизмату и повторил свое предложение. Но Дроздов и на этот раз отказал ему, а затем отворил шкаф, чтобы еще раз взглянуть на новую монету. Монеты на месте не оказалось. Шкаф был открыт ключом, так как замок оказался совершенно цел.

— А отпечатки пальцев, — спросил Гуров.

— Не обнаружены. Все места, к которым прикасалась рука человека, оказались тщательно протертыми. Борис Дроздов утверждает, что ни о чем не имеет понятия. Роман сегодня отбыл в заграничную командировку и его, разумеется, мы не смогли допросить.

— Пожалуй, я знаю, кто из трех похитил монету, — сказал следовательГуров.

Кто, и почему Гуров пришел к такому выводу? Аргументируйте свой ответ.
Задача № 2. Очевидец

Следователь Гуров и оперуполномоченный Королев шли по тропинке, между домом В. Сергеева и его гаражом.

— С любого места на этой дорожке, — сказал Королев, — Сергеев мог видеть, как задушили Синцова. Сергеев — единственный возможный свидетель, но он все отрицает.

— Что вы думаете об этом? — спросил Гуров, указывая на капли автола вдоль тропинки.

— Сергеев, — ответил капитан, — закончил перебирать двигатель и относил ведерко с автолом в гараж примерно во время убийства. Он утверждает, что не заметил дырку в ведерке, пока не принес ее в гараж. Гуров рассмотрел капли автола более внимательно. От машины до середины тропинки смазка падала крутыми каплями каждые полметра. От середины тропинки до гаража расстояние между каплями было около двух метров, и они стали значительно уже.

Гуров не был удивлен, найдя гараж Сергеева закрытым.

— Сергеев, видимо, очень испуган, — сказал Королев. — Он серьезно запутался. И если он и знает больше, чем говорит, не просто будет доказать, что он видел, кем было совершено убийство.

— Без сомнения, он боится преступника и может не признаться, что видел само убийство, — сказал Гуров, — Но он все видел.

Как Гуров догадался об этом? Аргументируйте свой ответ.
Задача № 3. В порыве ревности

— Дмитрий Поздняков убил Лидию Вострицову, с этим все ясно. Не ясно одно — было это запланированное убийство или он убил ее в приступе безумия? От этого зависит решение суда, — сказал Королев, когда он и следователь Гуров занимали места в зале суда.

Дмитрий и Лидия разошлись три недели назад. Они еще встречались, но она свободно гуляла с другими. В день своей смерти она пошла к озеру, захватив купальный костюм, завернутый в полотенце. Она была в белой блузке, плотно прилегающих брюках и сланцах на высоком каблуке.

На озере есть кабинка для переодевания. Лидия надела свой купальник и сложила вещи на одной из скамеек. Около трех часов другая девушка вошла в кабинку и увидела Дмитрия, который душил Лидию.

На первом допросе Дмитрий признался, что убил Лидию.

— Она не хотела ко мне возвращаться, - сказал он, — тогда я хотел запугать ее. Я вытащил комбинацию из стопки одежды и затянул вокруг шеи. Она стала сопротивляться. Это был несчастный случай.

  • Теперь, — заключил Королев, - давайте посмотрим, поверит ли суд, что он хотел ее только испугать.

  • Нет, - отозвался Гуров.

Почему он так решил? Аргументируйте свой ответ.
Задача № 4. Полуденный выстрел

Через десять минут после звонка в отделение милиции следователь Гуров уже был на месте происшествия. Его встретил участковый инспектор и человек, представившийся Александром Сориным — соседом убитого С. Бойцова, тело которого лежало у порога собственного дома. — Итак, гражданин Сорин, что вы можете сообщить следствию?

— Видите ли, товарищ следователь, примерно двадцать минут назад я вернулся с вокзала, куда ездил провожать брата. Подъехав к дому, я загнал машину в гараж и собирался отрегулировать стартер. В этот момент раздался ужасный крик, а за ним выстрел. Это произошло ровно в полдень. Я в этом абсолютно уверен, поскольку буквально минут пять назад, я слышал как проследовал товарный поезд.

— Что же было дальше?

— Не теряя ни минуты я бросился к шоссе, где находится опорный пункт полиции. Там были два сотрудника. Один из них стал звонить вам, а с другим мы побежали к дому Бойцова.

Осмотрев место происшествия, следователь обратился к Сорину.

— Нельзя ли мне побывать на том месте, откуда вы услышали выстрел?

— Разумеется, — ответил Сорин. Он проводил следователя к своему дому, находившемуся в метрах двадцати от дома убитого. Осмотрев двор, Гуров сказал:

— Гражданин Сорин, я хотел бы заодно осмотреть и ваш гараж.

— Пожалуйста, товарищ следователь, но вы зря теряете время. Какое отношение мой гараж имеет к убийству?

— Возможно никакого, но я должен во всем убедиться сам, — заметил следователь.

Они подошли к гаражу. Сорин не медля отворил оба замка и вежливо пропустил Гурова вперед. Бросив беглый взгляд на машину, Гуров обратился к Сорину:

— В том, что вы мне рассказали, очевидно, есть стремление помочь следствию, но для того, чтобы выяснить причину, заставившую вас солгать, вам придется проехать со мной в отделение.

Почему Гуров принял такое решение? Аргументируйте свой ответ.
Задача № 5. Несчастный случай

— Прошу извинения, — сказал следователь Гуров, войдя в квартиру супругов С. — Примерно полчаса назад я проходил мимо вашего дома, как в голову вашего соседа выстрелили из пневматической винтовки. Я не смог подняться к вам сразу же, поскольку вместе с пострадавшим отправился в больницу. Но я заметил, что выстрел был произведен из вашего окна.

Лицо хозяина квартиры покрылось красными пятнами.

— Нет, вы ошибаетесь, этого не могло произойти. Наши окна были закрыты, да и мы только что вернулись домой за минуту до вашего прихода. Спросите хотя бы мою жену.

Гуров взглянул на кухню, где невозмутимая супруга С. суетилась возле плиты. Распечатав пачку спагетти, она опустила их в кастрюлю.

— Что вы, товарищ следователь, — вступила разговор хозяйка квартиры, одетая в белую блузку и элегантно облегающие лосины, — произошла нелепая ошибка. Мы с мужем и в руках-то никогда не держали винтовок. Кроме того, в квартире никого не было. Наши мальчики остались со свекровью на даче, откуда мы только что вернулись.

— Дома вы находитесь давно, — заметил Гуров после некоторого размышления, — и для вас будет лучше, если вы уплатите штраф пострадавшему.

Почему Гуров не поверил объяснению супругов С.? Аргументируйте свой ответ.

 
Тема 12. Формы и методы осуществления психологического воздействия в правоприменительной деятельности

 

Вопросы темы:

1. Содержание и классификация методов психологического воздействия, используемых в правоприменительной деятельности. 275

2. Метод убеждения и приемы его использования в практике правоприменительной деятельности. 278

3. Психологический метод внушения, возможности и условия его эффективного использования. 280

4. Метод психологического стимулирования, его приемы и условия эффективного использования. 283

5. Метод «психического заражения», его учет в правоприменительной деятельности. 285

Литература по теме

Методические указания по изучению темы
Цели и задачи:

Цели и задачи изучения данной темы – формирование у студентов систематезированных теоретических знаний и представлений о формах и методах психологического воздействия, применяемых в правоприменительной деятельности. Освоение данной темы даст возможность познакомится с возможностями, приемами и условиями их эффективного использования.
В результате успешного изучения темы Вы:

 

Узнаете:

содержание и классификацию методов психологического воздействия, используемых в правоприменительной деятельности
Приобретете следующие профессиональные компетенции:

  • способность ориентироваться в основных методах психологического воздействия, используемых в правоприменительной деятельности;

  • умение применения специальных психологических методов воздействия в юридической деятельности;

  • умение оценки результатов использования специальных психологических методов воздействия в юридической деятельности.


В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих понятиях:

психологическое воздействие, как частный случай воздействия — комплекс мер, применяемых для модификации мышления и поведения;

основные социальные функции массовой коммуникации: во-первых, распространение знаний о действительности; во-вторых, социальное регулирование и управление; в-третьих, распространение культуры; в-четвертых, развлечение;

убеждение - прямое коммуникативное воздействие, в ходе которого происходит сознательное принятие объектом определенной позиции;

внушение - некритическое восприятие объектом информации, позволяющее изменить его поведение в короткий период времени;

«психическое заражение» — это бессознательная спонтанная подверженность индивида определенным психическим состояниям.
 Теоретический материал по теме
Вопрос 1. Содержание и классификация методов психологического воздействия, используемых в правоприменительной деятельности

 

Качества личности не возникают сами собой, они могут быть сформированы лишь в результате воздействия на личность. Важным резервом совершенствования правоохранительной деятельности является все более широкое, квалифицированное, научно, юридически и психологически обоснованное применение методов воздействия.

Психологическое воздействие применяется в процессе предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, осуществления воспитательной работы с правонарушителями, в ходе нейтрализации негативных явлений, возникающих в экстремальных ситуациях, организационно-управленческой деятельности. Психологическое воздействие является лишь одним из многочисленных видов воздействия. Наряду с ним существует также правовое, экономическое, идеологическое, и другие виды воздействия.

Под воздействием понимается активное и целенаправленное действие на определенные объекты. Говоря об активном действии, имеется в виду, что воздействующий не удовлетворяется стихийным течением событий, а берет в свои руки управление состоянием объекта воздействия. Указание на целенаправленность действия подчеркивает, что субъект воздействия (воздействующий) преследует при этом определенную цель. В соответствии с этим под психологическим воздействием, как частным случаем воздействия, можно понимать комплекс мер, применяемых для модификации мышления и поведения.

Применение методов психолого-педагогического воздействия протекает в определенных рамках, очерченных юридическими и этическими нормами, состоянием объекта воздействия и возможностями субъекта воздействия.

 



 

Содержательная характеристика данной классификации раскрывается при рассмотрении средств, методов и приемов психологического воздействия на правонарушителей.

Другую группу средств воздействия составляют средства массовой коммуникации: телевидение, печать, радио, кино, устная пропаганда и т. д. Обычно выделяют следующие основные социальные функции массовой коммуникации: во-первых, распространение знаний о действительности; во-вторых, социальное регулирование и управление; в-третьих, распространение культуры; в-четвертых, развлечение.

Обычно использование средств массовой коммуникации связывается с обще-профилактической деятельностью правоохранительных органов. Между тем рассматриваемые средства следует использовать также и в индивидуально-профилактической работе с конкретными лицами, совершающими правонарушения.

Таким образом, можно предложить следующую систему методов психологического воздействия. Это убеждение, внушение, «заражение», метод стимулирования, феномен «группового давления».

С помощью приемов в каждом конкретном случае обычно решается какая-либо одна из многочисленных частных задач, а в совокупности применение разнообразных приемов способствует реализации методов.

Понимаемые таким образом приемы психологического воздействия, а точнее их определенные группы, «привязаны» к тому или иному методу: метод убеждения реализуется с помощью одних приемов, метод стимулирования — с помощью других и т. д. Однако эта связь не является абсолютно жесткой и однозначной, здесь возможны взаимовлияния и взаимопереходы, поэтому, правильнее сказать, что тот или иной метод реализуется путем применения преимущественно таких-то приемов, имея в виду, что эти же приемы могут использоваться и в рамках другого метода.

 

Вопрос 2. Метод убеждения и приемы его использования в практике правоприменительной деятельности

 

По оценке большинства авторов метод убеждения является ведущим, занимает определяющее место в системе методов психологического воздействия.

Под убеждением понимают прямое коммуникативное воздействие, в ходе которого происходит сознательное принятие объектом определенной позиции. Этот метод «апеллирует к уму, логике, опыту и чувствам человека, обеспечивая добровольное принятие идей, их самостоятельное осмысливание и превращение в мотивы поведения».

Требования, предъявляемые к убеждению:

1) текст убеждения должен быть понятным объекту и соответствовать его социальному опыту;

2) смысл убеждения должен быть значимым и актуальным для объекта воздействия, т. е. он должен соответствовать его основным потребностям и мотивам:

3) должно быть необходимое сочетание абстрактных теоретических положений с конкретными реальными жизненными фактами; причем, чем ниже уровень развития объекта воздействия, тем больше должно быть конкретных фактов и наоборот, более высокий уровень развития требует большей опоры на теоретические положения и концепции;

4) сравнительно высокий уровень эмоциональности; здесь нужно соблюдать меру, т. к. слишком высокий эмоциональный накал затрудняет восприятие смысла текста убеждения;

5) последовательность изложения и передачи информации; лучше давать информацию постепенно и разбить ее на несколько этапов; эффект, на который рассчитано применение этого метода, проявляется не сразу, а где-то через 10—14 дней (среднестатистическая величина — до 2-х недель). Зато большим преимуществом этого метода является то, что изменения в сознании объекта воздействия остаются надолго.

 



 

Этот метод реализуется с помощью различных приемов воздействия. Широко распространенным приемом является разъяснение, которое может касаться самых различных сторон социальной жизни, социальных ценностей и принципов поведения в обществе. Разъяснительная работа достигает успехов в том случае, если она не сводится к изложению прописных истин, общеизвестных положений, а опирается на конкретные убедительные факты. Оперируя ими, следует шире применять приемы сравнения, сопоставления, противопоставления. Разъяснение с успехом может быть использовано в работе со взрослыми правонарушителями, чья нравственно-педагогическая запущенность выражается главным образом в обедненности сознания, скудности знаний, неразвитости интеллекта, а также с лицами, у которых отмечается морально-психологическая слабость личности, ее раздвоенность, легкомыслие, бесшабашность, бездумное отношение к жизни, к своим поступкам и их последствиям.

В случаях, когда требуется доказать сложность, несостоятельность каких-либо положений и взглядов, развенчать стойкую антиобщественную позицию, применяется более сложный прием словесного убеждения — опровержение. Его использование создает определенные психологические сложности, связанные с борьбой мотивов, переоценкой ценностей, пересмотром привычных взглядов и отношений, ломкой стереотипов. Для опровержения стойких антиобщественных взглядов, доказывания их несостоятельности необходимы веские аргументы, тщательное психологическое изучение объекта воздействия (выявление «слабых», уязвимых сторон личности). Успешное использование этого приема в работе сотрудников органов внутренних дел требует высокой эрудиции, умения вести полемику строгой логичности, последовательности суждений, неукоснительного соблюдения всех требований, предъявляемых к методу убеждения в целом. Наиболее часто этот метод применяется при индивидуальной воспитательной работе и работе с малой группой (численностью не более 5 человек). Если число участников группы возрастает, то применение этого метода затрудняется вследствие наложения на воздействие фактора влияния группы.

 

Вопрос 3. Психологический метод внушения, возможности и условия его эффективного использования

 



 

Под внушением понимают некритическое восприятие объектом информации, позволяющее изменить его поведение в короткий период времени.

Механизм внушения в данном случае основан на таком качестве личности как конформизм. Само слово «конформизм» имеет в обыденном языке совершенно определенное содержание и означает «приспособленчество». Психологами было установлено, что влиянию группы (конформности) в большей или меньшей мере подвластны все люди.

Конформность — явление социально-психологического характера — постоянно присутствует в любой группе. Доказано, что конформность в сложных вопросах выше, чем в простых, и что конформность у людей варьируется в зависимости от рода их постоянных занятий и возраста.

Эффективность внушения усиливает все то, что снижает возможность рациональной оценки ситуации — страх, неуверенность в собственных силах, эмоциональные переживания. Чем больше численность группы, тем больше все ее члены поддаются внушению. Для того чтобы внушение было наиболее эффективно нужно, во-первых, предварительно изучить предполагаемый объект воздействия, т. е. постараться как можно больше собрать информации о поло-возрастном составе группы, основных мотивах ее поведения, дать оценку уровню интеллектуально-культурного развития. Если внушение проводится в младшей возрастной группе, то необходимо обязательно использовать в ходе внушения примеры на основе актуальных событий из жизни этой группы.

Во-вторых, учитывать возможность коммуникативных барьеров общения и по возможности их преодолевать. Среди таких барьеров можно выделить: а) понятийный или терминологический — использование непонятных для аудитории слов и терминов затрудняет понимание и снижает интерес к смыслу сообщения; б) барьер стереотипизации возникает, если человек неосознанно кому-то подражает («идеализация» социального шаблона); в) ролевой и статусный барьер. Степень готовности аудитории сосредоточить свое внимание на сообщениях, определенного содержания, воспринимать их и усваивать в значительной мере зависит от ее представлений о человеке, выступающем в роли коммуникатора. Большое значение приобретает оценка его статуса и ролевого поведения, его престижа, искренности намерений и достоверности исходящей от него информации. Процесс внушения в условиях, характеризующихся положительно по отмеченным показателям бывает весьма эффективным; г) половозрастной барьер. Возникает в самых разнообразных сферах человеческого взаимодействия: между взрослыми и детьми (взрослый не понимает того, чем живет ребенок, что является причиной многих конфликтов), между людьми разных поколений (люди постарше нередко осуждают поведение молодых, как бы забывая себя самих в этом возрасте, а кто помоложе, раздражаются, посмеиваются). Оптимально понимают друг друга люди с небольшой разницей в возрасте (не более 3—5 лет).

Все эти барьеры необходимо целенаправленно преодолевать в процессе внушения. В-третьих, для успешной реализации целей внушения необходимо учитывать, что чем больше число участников в группе, тем в большей степени нарастает конформизм в ней и соответственно более эффективно внушение. Внушение на индивидуальном уровне осуществляется за счет двух основных приемов: внушение авторитетом; внушение страхом. Явление внушения авторитетом используется очень давно, правда, в большей степени оно изучалось в связи с медицинской практикой или, с некоторыми конкретными формами обучения.

 

Вопрос 4. Метод психологического стимулирования, его приемы и условия эффективного использования

 

Применяя этот метод, стимулируют деятельность, активность, отдельные формы поведения. Он распадается на два приема — поощрение и наказание. Суть поощрения сводится к одобрению, поддержанию и стимулированию положительных проявлений личности. «Поощрение — это подтверждение правильности того, что сделано». Оно способствует закреплению и развитию положительных черт в характере и в поведении воспитуемого. В основе поощрения лежит доверие к нравственным силам и возможностям того, кто подвергается воспитательному воздействию.

 



 

В работе с конкретными правонарушителями очень важно вовремя заметить позитивные изменения в их поведении, их общественно-полезные начинания, стремления и действия и с помощью поощрительных приемов способствовать закреплению, развитию малейших успехов в перевоспитании и исправлении этих лиц. В педагогике существует правило «экономии поощрения». В частности не рекомендуется поощрять за то, что укладывается в нормы поведения, соответствует традициям, вошло в жизнь и быт. Применительно к сфере борьбы с преступностью возможно поощрение за возвращение к норме. Особую роль в стимулировании положительного поведения воспитуемого имеет оказание ему в допустимых пределах доверия, которое развивает чувство ответственности, способствует изменению в лучшую сторону мотивации поведения. Доверием и другими приемами поощрения не следует злоупотреблять, так как они теряют силу, «девальвируются» при неумеренном употреблении. К тому же в работе с правонарушителями, особенно злостными, необходимо считаться с весьма реальной возможностью спекуляции доверием. В отличие от поощрения — наказание, напротив, является практической демонстрацией негативных последствий данного поведения.

Основные требования, предъявляемые к методу стимулирования:

1) стимулирование должно быть конкретным и ясным;

2) актуальность—эффективность стимулирования достигается в течение 12 часов после совершения поступка. Отсроченное стимулирование, как правило, не дает должного воспитательного эффекта;

3) формы стимулирования должны соответствовать индивидуальным особенностям конкретного человека. Выделяют следующие формы стимулирования: прямое —косвенное; глобальное—частичное; публичное — межличностное.

 

Прямое — это непосредственно личное участие; косвенное — стимулирование через 3-х лиц, в форме приказа, через документы; глобальное — проводится сразу в отношении всей личности; частичное — подчеркиваются только определенные черты (достоинства или недостатки); публичное — перед всей аудиторией; межличностное — один на один. Выбор формы стимулирования зависит от самооценки человека и уровня его притязаний. Так, человека с завышенной самооценкой лучше поощрять формами из правого ряда (т. е. косвенно, частично и межличностно) и наоборот, наказывать формами из левого ряда. Это позволит приблизить его самооценку к реальной. Человека с заниженной самооценкой нужно поощрять формами из левого ряда, чтобы он поверил в свои силы, приобрел уверенность. При наказании такого человека лучше прибегать к формам из правого ряда, чтобы не произошло снижения и без того низкой самооценки. Методом косвенного психолого-педагогического воздействия является феномен «группового давления», используемый в комплексе с прямыми методами. Групповое давление — это создание условий, вынуждающих объект поступать требуемым образом, благодаря его положению в системе социальных связей и отношений. Четкое понимание структуры внутригрупповых отношений и места в ней объекта воздействия, знание групповой морали и ценностей в группе позволяет при неадекватном поведении объекта воздействовать не непосредственно на него, а осуществлять воздействие через группу. Группа через механизм конформности, под которым понимается мера «подчинения» индивида групповому давлению, осуществляет воздействие на объект.

 

Вопрос 5. Метод «психического заражения», его учет в правоприменительной деятельности

 



 

Близок к методу внушения по механизму развития феномен «психического заражения». «Психическое заражение» — это бессознательная спонтанная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Психическое заражение осуществляется только через совместную деятельность, связанную с высоким эмоциональным напряжением. Эффект «психического заражения» зависит от размера группы — чем больше число ее участников, тем больше эффект. Так как действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей, индивид здесь не испытывает организованного, преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему. «Реакция заражения» часто возникает в больших открытых аудиториях, когда эмоциональное состояние усиливается путем многократного «отражения» по моделям обычной цепной реакции. Также усиливает этот эффект непосредственный контакт между людьми. Чаще всего это наблюдается в неорганизованной общности людей, а именно в толпе. Примером «психического заражения» является вовлечение случайного прохожего в митинговую активность, поведение футбольных фанатов на стадионе или зрителей на концерте.

Важным вопросом проблемы заражения является вопрос о той роли, которую играет уровень развития некоторой общности оценок и установок, свойственных массе людей, подверженных психическому заражению. Хотя вопрос этот недостаточно изучен в науке, в практике найдены формы включения этих характеристик в ситуации заражения. Так, в условиях массовых зрелищ стимулом, включающим предшествующую заражению общность оценок, например, популярного актера, являются аплодисменты. Они могут сыграть роль импульса, вслед за которым ситуация будет развиваться по законам заражения. Знание такого механизма использовалось в частности в фашистской пропаганде, где была разработана особая концепция повышения эффективности воздействия на аудиторию путем доведения ее до открытого возбуждения, до состояния экстаза.

Мера, в которой различные аудитории поддаются заражению, зависит, конечно, и от общего уровня развития личностей, составляющих аудиторию, и — более конкретно — от уровня развития их самосознания. В этом смысле справедливо утверждение, что в современных обществах заражение играет значительно меньшую роль, чем на начальных этапах человеческой истории.

Тем не менее, данный феномен с успехом может применяться для изменения характера эмоционального напряжения при возникновении экстремальной ситуации. Так, неоднократно при возникновении пожара в театре во время спектакля использовался прием исполнения национального гимна (в частности в «Комедии Франсез» для предотвращения паники и давки оркестр заиграл «Марсельезу»). Мечущиеся в панике люди останавливались на мгновение, которое было необходимо для установления контакта с ними и начала руководства. Это позволило ликвидировать начинавшуюся панику и предотвратить человеческие жертвы.

Таким образом, метод «психического заражения» эффективен в следующих ситуациях:

1) когда нужно изменить характер эмоционального напряжения;

2) когда необходимо увеличить сплоченность группы при ее сознательной полезной деятельности;

3) когда надо быстро переориентировать деятельность (перевод спасающейся толпы в ситуации паники в экспрессивную, а значит управляемую).
Литература по теме

Основная:

1.Аминов И.И. Юридическая психология. - М., 2011.

2. Васильев В.Л. Юридическая психология. Учеб. - СПб.: Питер, 2010.

3.Доценко Е.Л. Психология манипуляции. – М.: Речь, 2003.

4. Еникеев М.И. Юридическая психология. Учеб. – СПб.: Питер, 2010.

5. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Мариновская И.Д., Цветков В.Л. Юридическая психология. Учеб. / Под общ. ред. В.Я. Кикотя. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
Дополнительная:

6. Волков В.Н. Юридическая психология. – М., 2007.

7.Ситковская О. Д. Психология уголовной ответственности. - М., 1998.

8.Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. - М., 2001.

9.Столяренко А. М. Психологические приемы в работе юриста: практ. пособие. - М., 2000.

10.Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. - М., 2010.
Методические указания по изучению темы
Ответьте на следующие вопросы:

1. Почему метод убеждения считается основополагающим?

2. Какое значение имеет социально-психологическое явление конформизма для применения метода внушения?

3. Назовите особенности применения метода психологического стимулирования.
Напишите небольшое эссе (объемом 2-3 страницы) по одному из перечисленных ниже вопросов:

  1. Сущность и особенности манипулятивных технологий.

  2. Эффективность применения метода внушения в правоохранительной деятельности.

  3. Негативные последствия применения метода заражения в правоохранительной деятельности.


Выполните тестовое задание для самопроверки:

1.Метод юридической психологии, который основан на объективных материалах: письмах, дневниках, архивных документах, продуктах преступной деятельности называется

  1. наблюдения

  2. анализ продуктов деятельности

  3. эксперимента

  4. проективный метод

2.Нежелание гражданина в данный момент времени вести с оперативным работником откровенный разговор, боязнь мести со стороны преступного элемента составляют содержание психологического барьера на установление контакта, а именно

  1. эмоционального барьера

  2. интеллектуального барьера

  3. волевого барьера

  4. мотивационного барьера

3.При проведении оперативными работниками дознания часто используются различные методы воздействия на преступника, основными из которых являются

  1. рассказ, собеседование, лекция, диспут

  2. наблюдение, эксперимент, тестирование и обобщение характеристик

  3. эмоции, воля, интеллект, характер и темперамент

  4. убеждение, принуждение, внушение, постановка и варьирование задач

4.Найдите неверное утверждение, касающееся защитительной речи адвоката:

  1. выступление защитника в уголовном процессе должно быть увязано с речью обвинителя

  2. выступления адвоката в гражданском суде должны быть более лаконичными и менее эмоциональными, чем в уголовном процессе

  3. выступая в уголовном процессе по групповому делу, адвокат обязан согласовывать свою речь с защитниками других подсудимых

  4. в речи защитника в гражданском процессе должны присутствовать личностные характеристики участников процесса, анализ причин и условий деликта.

5.В местах предварительного заключения подследственные применяют различные психологические формы адаптации к социальному окружению в камере. При этом самой сложной для психолого-воспитательного воздействия категорией лиц являются подследственные, применяющие следующую форму адаптации:

  1. осторожную

  2. приспособленческую

  3. активную

  4. пассивную

6.С психологической точки зрения феномен наказания имеет три функции

  1. исправления, воспитания и профессионального роста

  2. карательную, воспитывающую и обеспечивающую

  3. карательную, воспитывающую и совершенствование мировоззрения

  4. изоляции от общества, воспитания и профилактика новых преступлений

7. Характер – это

  1. устойчивые свойства индивида, в которых выражаются способы его поведения

  2. устойчивые свойства индивида, в которых выражаются особенности его интеллектуального развития

  3. устойчивые свойства индивида, в которых выражаются элементы индивидуального стиля его деятельности

  4. система сложившихся привычек человека

8.Поисковые способности следователя зависят от развитости у него таких личностных качеств как:

  1. интеллект, креативность, наблюдательность, воля, установки

  2. эмоции, чувства, воля и установки

  3. направленность, характер, темперамент и установки

  4. память, речь, наблюдательность, цели и задачи

9.Выберите верное утверждение:

  1. ощущения всегда объективны, а восприятие субъективно, так как зависит от личного опыта человека

  2. ощущения и восприятие человека всегда субъективны

  3. ощущения и восприятие человека всегда объективны

  4. ощущения субъективны, а восприятие объективно, так как не зависит от личного опыта человека

10. Адвокат обязан работать со своим подзащитным:

  1. в процессе ведения предварительного следствия

  2. в период проведения судебного процесса

  3. не только до начала и в процессе судебного разбирательства, но и после оглашения приговора


Практические задания:

Задание 1. Дайте, пожалуйста, определение психическим и психологическим методам воздействия. В чем заключается их принципиальное различие.

Перечислите известные Вам приемы и методы данных категорий воздействия. Напишите, в каких случаях в правоохранительной деятельности они используются.

 

Задание 2. Напишите, пожалуйста, как в преступных целях используется социально-психологический феномен «нога-в-дверях».

 

Задание 3. В чем заключается психологический механизм внушения. Определите на выбранном Вами примере факторы, способствующие внушающему воздействию в преступных целях.

 

Задание 4. В оставленном для ответа месте распишите, пожалуйста, механизм реализации соответствующего способа изменения поведения.

 

 

позитивное

негативное

Подкрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наказание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача № 1. Наезд

— Вам придется проехать со мной в отдел полиции, гражданин Левин, — сказал следователь Гуров. — Сегодня утром видели, как ваша машина неслась по центральной улице, где был сбит подросток.

— Это какое-то недоразумение, — отвечал Левин, высокий грузный мужчина, ростом под два метра. — Вот уже третий день как я не садился за руль и убежден, что это нелепая ошибка.

— Но мать пострадавшего мальчика видела, что за рулем сидел высокий мужчина, — возразил следователь. Левин громко рассмеялся.

— Единственным человеком, кто ездил на машине сегодня, была моя жена, но вряд ли ее можно принять за высокого мужчину.

Гуров взглянул на жену Левина, стоявшую рядом. Это была хрупкая, миниатюрная шатенка.

— Вы правы, — согласился Гуров. — Да вот еще что: машина, сбившая паренька, сильно коптила, будто у нее неисправен карбюратор.

— Это ошибка. Посмотрите сами, моя машина не загрязняет воздуха, — сказал Левин, подводя Гурова к автостоянке.

Удобно устроившись за рулем, он завел двигатель.

— Машина работала совершенно исправно, — рассказывал потом Гуров капитану Королеву, — но еще до того, как я убедился, что на ней установлен новый карбюратор, я уже знал, что Левин лжет.

Королев тоже догадался, в чем дело.

Так что же произошло на самом деле? Аргументируйте свой ответ.
Задача № 2. Браслет

У гражданки Львовой пропал гранатовый браслет работы французского мастера XIX в. Готье. Как она заявила, единственный человек, знавший о браслете, — это близкий друг ее покойного мужа — художник Демин.

Расследовавшему пропажу браслета следователю Гурову Демин сказал:

— Во-первых, я ничего не знал о том, что у Львовых имеется такая ценная вещь. Во-вторых, у меня дома действительно хранится какой-то браслет, но это семейная реликвия — его приобрел в сороковые -годы мой дед — большой любитель ювелирных безделушек.

Порывшись в старых бумагах, Демин предъявил в доказательство пожелтевшее от времени письмо:

«...Дорогой сын! Будучи проездом в Калининграде, я приобрел неплохой браслет. Это подарок твоей невесте.

Твой отец. 26 декабря 1944 г.»

Прочитав письмо, Гуров заметил:

  • Это подделка, Демин! Я арестую вас по подозрению в краже браслета!

Что позволило следователю Гурову принять такое решение? Аргументируйте свой ответ.
Задача № 3. На пляже

— Что случилось? — обратился к рыдающей девушке Гуров,— пожалуйста, успокойтесь и расскажите все по порядку.

— Вам хорошо говорить, — сквозь слезы проговорила она. — Вы даже представить себе не можете, как дорого для меня это ожерелье. Я прихожу сюда каждый день. Сегодня я сняла ожерелье, чтобы загорела шея, положила его на коврик и случайно задремала. Проснулась, а ожерелья нет.

Следователь Гуров погрузился в глубокое размышление. На песке, вокруг коврика не было видно чужих следов, кроме следов самой потерпевшей и его. Следовательно, ожерелье мог похитить кто-то из посторонних. Гуров оглянулся. Отдыхающих было восьмеро: женщина, читающая книгу; пожилой человек, примеряющий ласты и маску; возле кустов расположился юноша, ловивший рыбу перископической удочкой; ближе всех к потерпевшей находилась молодая пара, с аппетитом обедающая; на перевернутой лодке, положив ноги на акваланг, дремал спасатель; двое подростков с азартом резались в карты. Гуров осмотрелся и через мгновение понял, кто мог это сделать.

Так кто же мог это сделать, и почему Гуров пришел к такому выводу? Аргументируйте свой ответ.
Задача № 4. Унесенная ветром

Следователь Гуров сидел на берегу моря на пустом конце дощатого настила перед домом филателиста Ларина и внимательно разглядывал полет чайки, словно застывшей в небе.

— Верная примета. Погода опять испортится, холодным и ветреным нынче выдался июль. Что не говори, а чайка — лучший синоптик.

— Я попросил вас приехать не для того, чтобы вы занимались предсказанием погоды, а убедили господина Вольфа, когда он приедет!— воскликнул Ларин. — Надеюсь, вы уже слышали, в каком затруднительном положении я оказался, разве я мог.....

— Слухи в нашем городе распространяются со скоростью света. Каждый знает, что у вас пропала одна из раритетных португальских марок выпуска 1874 года, — прервал сетования филателиста Гуров.

— Обе марки лежали на моем столе. И я собирался показать их коллекционеру Вольфу, который обещал уплатить 20 000 долларов за лучшую из них.

— А окно, выходящее на море, было приоткрыто, так?

— Весь день дул сильный ветер. Внезапно окно резко распахнулось и одну из марок унесло прямо в море! Другую мне, к счастью, удалось спасти. Затем ветер резко стих.

— Значит, оставшаяся марка теперь повышается в цене вдвое,— сказал Гуров, — и вы хотите, чтобы я подтвердил покупателю ваш рассказ. Но я этого не сделаю, так как «пропавшая» марка находится у вас.

Как Гуров это понял? Аргументируйте свой ответ.
Задача № 5. Тревожный звонок

Следователь Гуров закончил осмотр тела В. Сазонова, которое лежало на полу одной из комнат двухэтажного коттеджа. Пуля попала в самое сердце. Револьвер лежал тут же около убитого. Врач засвидетельствовал, что смерть наступила вечером предыдущего дня. Сейчас было около 8 утра. Гуров тотчас приступил к допросу свидетелей.

— Я приехала вчера поездом, который прибыл в 19.30, и через несколько минут была дома, — уверяла жена Сазонова. — К мужу в кабинет я не заходила, так как была уверена, что он еще в отъезде по делам фирмы. Я распаковала вещи, легла в постель и начала смотреть телевизор. Хотя дорога утомила меня, уснула я не сразу и ничего подозрительного не слышала. Рано утром меня разбудила секретарша мужа, сообщившая мне эту трагическую новость...

— Мой шеф просил меня прийти сегодня немного пораньше, — рассказывала секретарша. — Я хотела, как обычно, пройти в его кабинет через террасу, однако на мой стук никто не ответил. Через стеклянную дверь я увидела, что он лежит на полу, а рядом — пистолет. Первое, что мне пришло в голову: это самоубийство. Я обежала дом и позвонила у главной двери. Дверь мне открыла жена шефа, которой я рассказала о том, что увидела. Мы тотчас же позвонили в милицию....

Ее слова вдруг прервал громкий звонок. От неожиданности все вздрогнули. Это зазвонил старинный будильник на рабочем столе покойного. Не успел будильник дозвонить до конца, как Гуров проговорил:

— Нет, это не было самоубийством. Одна из вас говорит не правду.

Кто, и почему Гуров так решил? Аргументируйте свой ответ.

Итоговый контрольный тест


  1. Криминальная психология является разделом

  1. юридической психологии

  2. превентивной психологии

  3. правовой психологии

  4. судебной психологии




  1. Юридическая психология является

  1. фундаментальным психологическим знанием

  2. частью правового знания

  3. частью общей психологии

  4. прикладной отраслью психологии




  1. Согласно теории австрийского врача-анатома Франца Галля имеет место прямая зависимость между

  1. преступным поведением и антропометрическими характеристиками

  2. психическими явлениями и физическими особенностями строения туловища

  3. психическими явлениями и физическими особенностями строения мозга

  4. преступным поведением и социальными условиями жизни




  1. С психологической точки зрения феномен наказания имеет три функции

  1. исправления, воспитания и профессионального роста

  2. карательную, воспитывающую и обеспечивающую

  3. карательную, воспитывающую и совершенствование мировоззрения

  4. изоляции от общества, воспитания и профилактика новых преступлений




  1. Информационно-поисковые следственные действия – это группа следственных действий, которые имеют в основе:

  1. коммуникативную деятельность

  2. психологическую деятельность

  3. познавательную и конструктивную деятельность

  4. организационную деятельность

  5. профилактическую деятельность




  1. Что принадлежит к информационно-поисковым следственным действиям:

  1. осмотр места происшествия

  2. допрос

  3. задержание

  4. проверка свидетельских показаний на месте

  5. обыск




  1. Что принадлежит к информационно-коммуникативным следственным действиям:

    1. осмотр места происшествия

    2. обыск

    3. предъявление для опознания

    4. проверка свидетельских показаний на месте

    5. допрос




  1. К объективным факторам, влияющим на формирование свидетельских показаний на стадии восприятия не относятся:

  1. информационная насыщенность события

  2. эмоциональное состояние наблюдателя

  3. степень новизны (необычности)

  4. погодные условия, степень освещенности, время суток

  5. степень удаленности от наблюдаемого объекта




  1. К субъективным факторам, влияющим на формирование свидетельских показаний на стадии восприятия не относятся:

  1. личностная значимость события

  2. установка на восприятие события

  3. степень видимости объекта наблюдения

  4. эмоциональное состояние наблюдателя

  5. степень развития психических познавательных процессов наблюдателя




  1. Какие из перечисленных видов мнемической помощи не являются процессуально дозволенными:

а) предоставление возможности свободного рассказа

б) восстановление в памяти допрашиваемого лица забытого им материала на основе ассоциативных механизмов: по смежности, сходству, контрасту, логическим связям явления, по структурно-функциональной объединенности

в) использование закрытых вопросов внушающего характера

г) ознакомление допрашиваемого с показаниями других лиц

д) допрос на месте происшествия

е) использование визуальных стимулирующих материалов: фотографий, схем, выезд на место происшествия


  1. 1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19
написать администратору сайта