Навигация по странице:
|
МЕТОДЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ. Методы рационального чтения
Как сделать информацию более «удобной» для быстрого
и прочного запоминания?
Для этого надо соблюдать следующие условия.
-
Содержание информации должно быть частично известно тому, для кого она предназначается (абсолютно новая информация запоминается с трудом и не полностью, существенно искажается), то есть нужны предварительное информирование для общей ориентировки либо смысловая опора на уже знакомую информацию или имеющиеся знания.
-
Разнообразие содержания информации способствует её лучшему запоминанию, но содержание информационного сообщения не должно включать более 4-5 вариантов «разнообразия» (то есть разных смысловых частей или блоков).
-
Информация, имеющая чёткую логическую структуру, запоминается быстрее, точнее и будет дольше храниться в памяти и легче вспоминаться, чем слабоструктурированная. Наибольший эффект имеет последовательно-смысловое изложение информации, когда присутствует логика развития или обоснование какой-либо идеи или позиции.
-
Оптимальный объём информации для полного и точного запоминания должен «укладываться» в 6-9 фраз по 9-12 слов в каждой. Точность запоминания смысла текста сохраняется при его объёме, не превышающем 3 страниц типографского набора (6000 знаков) или примерно 1000 слов в устной речи.
-
Активное воспроизведение информации (повторение по памяти) помогает уточнить её смысловое содержание (понять её), лучше запомнить, точнее воспроизводить и адекватнее использовать. Повторное сообщение той же информации её носителем такого эффекта не даёт.
-
Если есть необходимость в максимально точном запоминании информации, то её следует повторить несколько раз, используя так называемые «интервалы активности» памяти, а именно: через 15-20 минут после её первичного восприятия, через 8-9 часов или 24 часа, затем через 2 дня и через 7 дней.
-
Чтобы информация лучше запоминалась, нужно вызвать положительное отношение к ней того, кому она предназначена: интерес, доверие, значимость, понимание перспективы дальнейшего использования и т.п. В то же время мотивация должна быть умеренной, следует избегать чрезмерно эмоционального отношения к информации, стремления во что бы то ни стало запомнить её наилучшим образом, так как это может привести к искажению содержания и даже смысла информации.
-
Известно, что человек запоминает 90% из того, что он делает сам, 30% - из того, что видит, как делают другие, и только 10% - из того, что слышит, как надо делать. Долог путь рассказа, короток путь показа, ещё короче – путь использования информации в деятельности (умственной или физической).
-
Установка на конкретные сроки хранения и использования информации и необходимую точность запоминания позволяет значительно увеличить объём и точность её запоминания. Правда, когда эти сроки проходят, информация быстро «сворачивается» в объёме, забывается.
-
Использование одновременно разных видов памяти при восприятии информации обеспечивает «многоканальность» её запечатления, что способствует длительности и точности сохранения. Так, например, когда человек видит, слышит и записывает информацию, тут же строит предположения относительно её использования, он запоминает её лучше. Эффективнее всего запоминается, если заучивать вслух. Проговаривание необходимо для того, чтобы подключились сенсорные механизмы и в мозг поступало несколько сигналов - мыслительный, слуховой, зрительный, речевой и двигательно-артикуляционный. Поэтому сначала просто прочитайте вслух отрезок информации, подлежащий заучиванию, затем попробуйте его повторить, заглядывая в текст или в конспект, но не переходите на чтение – сделайте усилие первого воспроизведения, отложите материал на некоторое время, а потом повторите сначала.
Известный моралист XVII века Ларошфуко заметил: «Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой ум». И действительно, качество памяти определяется в основном качеством мыслительной обработки получаемой информации. В связи с этим наиболее эффективным считается логическое (осмысленное) запоминание, в котором выделяют несколько этапов:
-
осознание цели запоминания;
-
понимание смысла запоминаемого;
-
анализ материала;
-
выявление наиболее существенных мыслей;
-
обобщение;
-
запоминание этого обобщения.
Таким образом, основу логического запоминания информации и её структурированного сохранения в памяти составляет работа мышления.
ВЕДЕНИЕ ЗАПИСЕЙ В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ
Существуют следующие основные формы записей: выписки, план, тезисы, конспект.
выписки
|
план
|
тезисы
|
конспект
|
Наиболее простая форма — выписки. Это либо дословное воспроизведение наиболее важных положений книги, характерных фактов, цифр, таблиц и схем, либо краткое изложение информации. Достоинство выписок состоит в точности воспроизведения текста книги, в удобстве использования в последующей работе, в накоплении теоретического и фактического материала. Выписки полезны для быстрой мобилизации своих знаний. Выписывать из текста нужно те места, в которых содержится самое главное, суть вопроса. Выписка является составной частью тезисов и конспекта.
Выписки следует делать на специальных карточках или листах бумаги одинакового формата, лучше всего на одной стороне листа. При оформлении выписок нужно точно и четко переписать исходные данные книги, указать страницу. Хранят выписки обычно по темам, в отдельных папках или конвертах.
|
План — это перечень вопросов, рассматриваемых в произведении и раскрывающих логику автора. Есть два способа составления плана. Один из них — работа над ним по ходу чтения. Другой — составление плана после ознакомления с книгой, что позволяет подытожить работу. План может быть простым и развернутым. В отличие от простого, который дает представление о содержании прочитанного, развернутый план не только содержит перечисление вопросов, но и раскрывает основные идеи произведения, может включать выдержки из него.
|
Тезисы — это сжатое изложение мысли книги. Тезисы составляются после ознакомления со всей книгой или отдельной главой. Ценность их заключается в том, что в процессе их составления читатель вычленяет и легко, без специальных усилий, запоминает основные утверждения и выводы автора, логическую структуру текста. Систематическая работа по составлению тезисов изучаемых книг является важнейшим условием развития логического мышления студентов, выработки у них навыков правильного оформления своих мыслей.
|
Наиболее совершенной и наиболее сложной формой записи является конспект — запись, в которой выделяется самое основное в книге, обобщаются в кратких, четких формулировках важнейшие теоретические положения. Конспектирование помогает выработать умение логического анализа текста и четкого формулирования основных идей книги.
Слово «конспект» в переводе с латинского означает очерк или обзор того или иного вопроса. В конспекте в сжатом виде содержится вся основная теоретическая и фактическая информация, все ценное, что заключено в изучаемой книге.
Изучение студенческих конспектов показывает, что нередко студенты процесс конспектирования подменяют выборочным переписыванием текста. Такая работа отнимает много времени и сил и лишает студента важнейших результатов подлинного конспектирования: четкого понимания и прочного запоминания информации, формирования основных интеллектуальных умений, развития стиля речи. Конспект, не являющийся итогом логического анализа текста книги, как правило, малопригоден и в будущем, для воспроизведения записи, для обзора информации по той пли иной проблеме в процессе написания реферата, курсовой работы.
|
ОФОРМЛЕНИЕ КОНСПЕКТА
Важное значение имеет правильное оформление конспекта. Конспект должен иметь четкую структуру, при этом подзаголовки, основные положения, выводы и т.п. следует выделять, записывая их разными чернилами или разными штрихами, а также применяя всю систему пометок, подчеркиваний.
Конспект может быть текстуальным, тематическим, графическим и схематическим.
Текстуальный
конспект
|
Тематический конспект
|
Графический конспект
|
Схематический конспект
|
В текстуальном конспекте сохраняются логика и структура изучаемой книги, запись идет в соответствии с расположением материала в книге.
Текстуальный конспект — это расширенные тезисы, дополненные рассуждениями и доказательствами, содержащимися в изучаемом произведении, а также мыслями и соображениями читателя. Такой конспект включает в себя цитаты, факты, примеры, цифры, таблицы, схемы.
|
Тематический конспект строится иначе: за основу его берется не план книги, а содержание какой-либо проблемы.
Тематический конспект составляется обычно в том случае, когда изучаемая проблема рассматривается в нескольких разделах книги или в различных книгах.
|
Графический конспект отличается тем, что оформляет изучаемый материал в виде отдельно выписанных и графически размещенных мыслей, составляющих основу предмета. Он позволяет полностью охватить весь материал, понять его структуру и главные идеи, а также способствует прочному закреплению в памяти главных положений конспектируемой книги.
|
Конспект-схема является дальнейшим совершенствованием графического конспекта, в нем более наглядно располагается материал, в котором четко выделяются:
значение вопроса, темы, связь с предыдущим материалом;
2) данные экспериментально-теоретических исследований по узловым вопросам темы;
практические выводы;
степень изученности данной темы и нерешенные проблемы.
|
При конспектировании необходимо оставлять место (боковые поля) в тетради конспектов для комментариев или вклеивать отдельные листы, которые не будут мешать при последующем просмотре. Поводом для комментариев могут послужить вопросы, оставшиеся для вас неясными при чтении и требующие дальнейшего разъяснения. При обсуждении проблемы с консультантом (преподавателем) вы найдёте ответ и впишите его в качестве комментария рядом с вопросом. Ответ нужно вписывать обязательно рядом, так как если его поместить в другую часть конспекта, то он, скорее всего, может потеряться. При комментировании можно отметить взаимосвязанность (или различие) нового, обретаемого вами при чтении знания с прошлым. На полях могут быть расставлены условные значки, привлекающие ваше внимание и одновременно отражающие оценку вами отдельных частей конспекта.
Выше были перечислены и описаны традиционные методы ведения записей. Исследования некоторых психологов по различным способам ведения записей выявили интересную тенденцию. Различные способы ведения записей (в обратном порядке по их достоинству) расположены следующим образом:
никаких заметок вообще (наихудший метод);
полная запись материала, предоставленная преподавателем;
полная запись, выполненная студентом;
краткий конспект, предоставленный преподавателем;
краткий конспект, сделанный учеником или студентом;
запись ключевых слов, данная преподавателем;
запись ключевых слов, сделанная самим студентом.
В последнем случае было обнаружено, что, чем меньше (в пределах разумного) ключевых слов, тем лучше. Причиной этого является то, что наш ум в основном вспоминает не предложениями, а ключевыми словами и абзацами. Из всех слов, которые мы слышим, говорим и видим, только 10—20% имеют значения ключевых. Запись ключевых слов исключает ненужные заметки и, следовательно, увеличивает эффективность и скорость ведения записей, кроме того, облегчает запоминание.
Резюмируя сказанное, можно сделать краткие выводы. Чтение — один из самых эффективных инструментов познания, связывающих каждого из нас с неисчерпаемой сокровищницей опыта, накопленного человечеством. Особенность этого инструмента в его чрезвычайной емкости. Имея печатный текст, всегда можно при надобности быстро восстановить любую частность с тем, чтобы подвергнуть ее критической оценке или сопоставить со своим собственным опытом.
Наличие инструмента создает лишь благоприятные предпосылки, но отнюдь не определяет результативность. Всяким инструментом надо уметь пользоваться. И к инструменту чтения нельзя относиться с пренебрежением. Необходимо сначала вдумчиво и последовательно овладеть техникой чтения, а затем в течение всей жизни неустанно тренироваться и совершенствовать приобретенные знания. Как писал великий В. Гёте: «Люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, что вполне достиг цели».
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Что представляет собой чтение?
Какие закономерности чтения вам известны?
В чем состоит подготовка, планирование и организация чтения?
Какие недостатки традиционного чтения вы знаете?
Какие способы чтения вам известны?
Какие методы чтения вы знаете?
Назовите способы повышения качества и скорости чтения учебной и научной литературы.
8. Укажите основные принципы рационального чтения.
9. Перечислите приемы логической переработки текста.
10. В чем состоит метод поэтапного осмысления текста?
11. Расскажите о ключевых словах и их использовании.
12. Какие способы записей в процессе чтения вам известны?
Задание 1.
Опираясь на нормативы скорости чтения, определите собственную.
Нормативы скорости чтения
|
Скорость чтения
|
Количество знаков в мин.
|
Очень медленная
|
900
|
Медленная
|
1200
|
Средняя
|
1500
|
Выше средней
|
1800
|
Быстрая
|
3000-5000
|
Очень быстрая
|
10000
|
Сверхбыстрая
|
20000 и более
|
Задание 2. "Как вы читаете?"
Изучив основные особенности процесса чтения и недостатки традиционных методов чтения, полезно провести анализ своего чтения.
Приготовьте мягкий карандаш.
А теперь мы предлагаем Вам ответить на 10 вопросов приведенной здесь анкеты, причем ответы оцениваете Вы сами, обводя карандашом соответствующее число баллов.
1) Всегда ли Вы, начиная чтение, имеете четкую цель и мотив?
Всегда очень четкую, и чтение
мотивировано 10
Всегда приблизительно и без мотива 6
Иногда 4
Лишь изредка 2
Никогда 0
2) Меняете ли Вы скорость чтения на протяжении одной статьи?
Постоянно меняю 10
Иногда 6
Скорость определяю перед началом
чтения заранее 4
Всегда читаю со средней скоростью 2
Всегда читаю очень медленно 0
3) Удается ли Вам целиком сосредоточиться на тексте?
Удается всегда 10
В основном удается 6
Лишь в случае, если материал очень
интересный 4
В редких случаях 2
Не удается 0
4) Можете ли Вы быстро понять структуру читаемого текста?
Построение текста чувствую всегда 10
Мне удается быстро понять, какие разделы
наиболее важны 6
После прочтение небольшой части уже
представляю себе структуру 4
Разбираюсь в структуре только после того,
как прочитаю весь текст 2
На структуру не обращаю внимания 0
5) Можете ли Вы понять смысл целого предложения или хотя бы части его?
Могу всегда 10
Могу, если текст легкий 6
Иногда 4
Изредка 2
Не могу 0
6) Возвращаетесь ли Вы повторным взглядом к уже прочитанному тексту?
Никогда 10
Если есть непонятные места,
то возвращаюсь 6
Иногда возвращаюсь из-за
непонимания слов 4
Иногда, если не понимаю смысла текста 2
Возвращаюсь часто по различным
поводам 0
7) Водите ли Вы по строке пальцем либо карандашом или следите за текстом движением головы?
Голова и руки всегда без движения 10
Иногда двигаю головой 6
При чтении важных мест вожу пальцем
по тексту 4
Часто делаю так 2
Всегда 0
8) Проговариваете ли Вы вслух или про себя то, что читаете?
Всегда читаю молча и думаю,
что не проговариваю 10
Не могу ответить точно 6
Произношу отдельные (трудные) слова 4
Часто ловлю себя на том, что
проговариваю читаемый текст 2
Всегда читаю с артикуляцией 0
9) Возникает ли у Вас образные представления того, что читаете?
Возникают всегда 10
Иногда 6
Затрудняюсь ответить 4
Очень редко 2
Никогда 0
10) Как двигаются Ваши глаза при чтении?
Вертикально, плавно и быстро
по середине страницы 10
Зигзагообразно от строки к строке 6
По диагонали 4
С остановками на каждой строке 2
С остановками на каждом слове 0
Общее число баллов.
Опыт проведения анкетирования дает следующие результаты: опытный читатель получает общее число баллов, равное 100; обученный навыкам быстрого чтения – от 70 до 80; эрудированный (но не обученный быстрому чтению) – от 40 до 50; большинство читателей получают от 20 до 30 баллов. Запомните этот тест. Время от времени вы будете возвращаться к нему и проверять, насколько продвинулись в овладении навыками быстрого чтения.
Выполнив задание, подсчитайте общее количество баллов, которое у вас получилось в итоге, и запишите его в тексте сверху.
Задание 3. Диагностика читательских умений и навыков
Порядок работы:
-
“Прочтите предложенный для изучения текст учебника”;
Запишите время начала чтения и окончания чтения;
Вычислите скорость чтения:
кол-во слов
V= 60 = [ …….]сл/мин
t чтения
Инструкция к чтению:
откройте учебник на указанной странице, найдите параграф;
читайте так, как Вы привыкли читать учебную литературу;
не нужно торопиться, устанавливать рекорды;
Помните: после прочтения текста Вам придется ответить на вопросы!
не замедляйте чтения сознательно, не возвращайтесь к прочитанному (повторное прочитывание слов, фраз - явление регрессии, не повышает качества чтения и усвоения прочитанного);
можете несколько медленнее прочесть доказательства, проанализировав их по ходу чтения, сравнив с уже известным;
закройте учебник сразу после окончания чтения.
Ваша задача состоит в том, чтобы понять главное содержание с первого прочтения.
Ответьте на вопросы преподавателя. Определение процента усвоения.
Если ответ ошибочный - 0%. Все вопросы в сумме должны соответствовать 100%. Если ответ неточный, количество процентов уменьшается. Процент усвоения определяется суммой процентов за все ответы.
Определение коэффициента эффективности чтения (КЭЧ):
КЭЧ = (скорость чтения процент усвоения)/100
Задание 4. Диагностика скорости и эффективности чтения
Несколько общих правил организации самостоятельной работы
(Не специальный (предметный) текст для диагностики скорости и эффективности чтения)
Если самостоятельная работа проводится стихийно, она требует больших затрат времени и усилий, не дает желаемых результатов. Эффективной может быть только целенаправленная работа, учитывающая Ваши индивидуальные особенности, основанная на анализе и планировании. Настрой на активную, осознанную работу на занятиях существенно увеличивает Ваши возможности: воспринимается больший объем информации, поскольку параллельно идет ее структурирование, систематизация, осмысление. Обработанная информация лучше запоминается.
|
|
|