Главная страница
Навигация по странице:

практикум по политологии для студентов. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, а также политологический словарьсправочник



Скачать 0.87 Mb.
Название Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, а также политологический словарьсправочник
Анкор практикум по политологии для студентов.doc
Дата 27.04.2017
Размер 0.87 Mb.
Формат файла doc
Имя файла практикум по политологии для студентов.doc
Тип Методические рекомендации
#4162
страница 3 из 14
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Тема 4

ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Цель семинарского занятия: ознакомление с основными трактовками государства; рассмотрение форм государственного устройства и правле­ния; знакомство со спецификой деятельности государственных институтов власти при различных формах правления; усвоение основных положений теории правового и социального государства; характеристика прав чело­века; содержательный анализ принципа разделения властей.

Основные понятия: государство, суверенитет, форма государственно­го устройства, форма правления, федерация, конфедерация, унитарное го­сударство, президент, правительство, парламент, суд, сецессия, монархия, республика, правовое государство, права человека, разделение властей, социальное государство.
План семинара

1. Понятие государства и его функции.

2. Формы государственного устройства и формы правления.

3. Государственные институты власти Российской Федерации.

4. Основные принципы правового и социального государства.
Контрольные вопросы, задания, тесты

1. Укажите, какие из приведенных понятий и определений соот­ветствуют друг другу:а) федерация;

б) суверенитет;

в) государство;

г) конфедерация;

д) форма правления;

е) унитарное государ­ство;

ж) форма государствен­ного устройства;

з) парламент;

и) суд;

к) сецессия;

л) монархия;

м) субъект Федерации;

н) республика;

о) импичмент;

п) право вето;

р) правительство;

с) разделение властей;

т) Федеральное Собрание;

у) правовое государство;

ф) социальное государство.

1. представительный и законодательный орган власти;

2. независимость и верховенство государст­венной власти;

3. особая форма организации политической власти, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом;

4. форма правления, при которой все высшие органы власти либо избираются, либо фор­мируются общенациональным представи­тельным учреждением;

5. процесс отделения, выхода из состава госу­дарства какой-либо его части;

6. форма государственного устройства, харак­теризующаяся высокой степенью централи­зации власти и отсутствием политической самостоятельности административно - тер­риториальных образований;

7. административно-территориальное образо­вание, обладающее ограниченными полити­ческими правомочиями;

8. структура высших органов государственной власти;

9. форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства административно-территориальные образова­ния обладают ограниченной юридической и политической самостоятельностью;

10. форма правления, при которой верховная государственная власть юридически при­надлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследования;

11. политический институт, выполняющий ис­полнительские функции;

12. высший орган представительной и законо­дательной власти Российской Федерации;

13. отстранение президента от должности на ос­новании выдвинутых против него обвинений;

14. форма государственного устройства, пред­ставляющая собой союз суверенных госу­дарств;

15. тип государства, в котором осуществляется верховенство правового закона, гарантиро­ваны права человека и осуществляется раз­деление властей;

16. административно-территориальная органи­зация государства, система взаимоотноше­ний высших государственных и региональ­ных органов власти;

17. политический институт, выполняющий функ­ции контроля за соблюдением законов;

18. право президента отклонить принятый пар­ламентом закон;

19. институциональное распределение полно­мочий между законодательной, исполни­тельной и судебной ветвями власти;

20. государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования для каж­дого гражданина.

2. Чем дуалистическая монархия отличается от абсолютной?

А) наличием двух монархов;

б) существованием наряду с монархом законодательного органа власти;

в) передачей престолонаследия только по женской линии;

г) правом роспуска парламента мо­нархом;

д) правом парламента объявлять импичмент монарху в соответст­вии с конституцией;

е) правом парламента формировать правительство;

ж) правом монарха назначать правительство.

3. В президентской республике правительство несет политичес­кую ответственность:

а) перед парламентом; б) перед президентом;

в) перед судом; г) перед всеми вышеперечисленны­ми органами власти

4. В парламентской республике правительство несет полити­ческую ответственность:

а) перед парламентом; б) перед президентом;

в) перед судом; г) перед всеми вышеперечисленны­ми органами власти

5. Какие из указанных функций характерны для законодатель­ных органов власти:

а) представительство интересов;

б) регулирование финансовой сферы;

в) принятие законов;

г) определение целей политического развития;

д) контроль за исполнением законов;

е) политический контроль за дея­тельностью исполнительной власти;

ж) реализация «общей воли» народа;

з) легитимация принимаемых решений;

и) формирование политической элиты;

к) выработка внешней политики;

л) утверждение бюджета.

6. Определите, какие из указанных ниже функций являются функциями исполнительных органов власти:

а) политический контроль за дея­тельностью законодательных ор­ганов власти;

б) осуществление внешней поли­тики;

в) формирование судебной власти;

г) реализация и исполнение суще­ствующих законов;

д) осуществление контроля за со­блюдением прав человека;

е) лоббирование интересов;

ж) отмена неправовых законов;

з) ратификация международных до­говоров;

и) разработка и исполнение бюд­жета;

к) государственное управление;

л) защита национальных интересов

7. Какие из нижеперечисленных функций могут быть отнесены к функциям судебных органов власти:

а) осуществление правосудия;

б) создание новых законов;

в) правовой контроль за деятельностью законодательной и ис­полнительной власти;

г) участие в выработке внешней и внутренней политики;

д) толкование законов;

е) обеспечение правопорядка;

ж) контроль за соблюдением законов;

з) исполнение воли народа

8. Назовите формальный признак отличия президентской формы правления от парламентской:

а) наличие парламентской ответственности правительства;

б) неопределенный срок функционирования правительства;

в) наличие должности премьер-ми­нистра;

г) совмещение президентом долж­ностей главы государства и главы правительства.

9. Какие из нижеперечисленных субъектов ведения относятся к Совету Федерации, а какие — к Государственной Думе?

а) утверждение Председателя Правительство Российской Федера­ции;

б) решение вопроса о доверии Правительству России;

в) решение вопроса о возможности Российской Федерации.

г) объявление амнистии;

д) утверждение Указа Президента Российской Федерации о введе­нии чрезвычайного положения;

е) назначение выборов Президента использования Вооруженных Сил за пределами территории Российской Федерации;

10. Президент Российской Федерации согласно Конституции яв­ляется:

а) главой государства; б) главой правительства; в) главой государства и правитель­ства.

11. Основным институтом политической системы является госу­дарство. Именно государство выступает официальным предста­вителем всего общества, от его имени принимаются властные ре­шения, обязательные для всего общества, оно придает полити­ческой системе целостность и устойчивость. Чем отличается го­сударство от других политических и социальных институтов?

А) тем, что обеспечивает и гарантирует материальное благополучие всем членам общества;

б) монополией на легитимное наси­лие;

в) осуществлением тотального контроля за всеми сферами жизне­деятельности;

г) более высокой степенью институализации власти.

Назовите основные признаки государства.

12. Сформулируйте два определения, в одном из которых понятие «государство» подразумевало бы страну, а в другом — высшие институты власти.

4. Какое из нижеприведенных суждений характеризует государ­ственный суверенитет?

А) независимость высших органов власти от общества;

б) народ является источником власти всех государственных инсти­тутов;

в) общество безоговорочно должно подчиняться всем решениям го­сударства;

г) право народа на свержение деспотического правительства;

д) независимость государства от других государств.

13.Заполните таблицу «Теория возникновения государства».

Теория

Основные положения

Теократическая




Патриархальная




Договорная




Завоевания




Марксистская




14.Определите критерии форм государственного устройства и приведите примеры стран, где и когда они были реализованы?

Форма государственного устройства

Критерии

Примеры стран, где реализована форма устройства

1. Унитарная







2. Федерация







3. Конфедерация







15.Сформулируйте основные отличия унитарного государства от федеративного в соответствии с признаками, указанными в таблице.

Признак


Унитарное государство


Федеративное государство


Кем принимаются определяющие решения







Территория







Степень самостоятельности

административно-территориальных единиц







Конституция







Гражданство







Субъект внешней политики







16. Сформулируйте основные отличия федерации от конфедера­ции в соответствии с признаками, указанными в таблице.

Признак


Конфедерация


Федерация


Кем принимаются определяющие решения







Территория







Степень самостоятельности административно-территориальных единиц







Конституция







Гражданство







Субъект внешней политики







17. Что означает понятие «сецессия»? Приведите примеры ус­пешной и неуспешной сецессии.

18. Какие из приведенных ниже положений характеризуют ин­ституты президентской, исполнительной и законодательной влас­ти в различных формах правления? Назовите форму правления в России.

1.Избирается народом (прямым или косвенным голосованием).

2.Глава государства.

3.Глава правительства.

4.Назначает премьер-министра.

5.Право импичмента.

6.Право роспуска парламента.

7.Принятие законов.

8.Контроль за исполнительной властью.

9.Исполнение законов.

Форма правления

Президент

Исполни­тельная власть

Законода­тельная власть

Президентская республика (США)








Парламентская республика (Германия)








Полупрезидентская республика (Франция)








……...

(Россия)










19. Президент РФ определяется в главе 4 Конституции РФ как глава государства. Как вы понимаете данное определение? Озна­чает ли оно, что Президент стоит над всеми ветвями власти? В каких основных функциях Президента, закрепленных в Консти­туции РФ, проявляется данная роль Президента?

В Конституции США (ст. 2) говорится: «Исполнительная власть предоставляется Президенту Соединенных Штатов Аме­рики». Чем отличается роль Президента США от закрепленной в Конституции роли Президента РФ как главы государства?

20. Президент РФ обладает значительными полномочиями в об­ласти назначения, утверждения или представления к утвержде­нию высших должностных лиц государства (ст. 83).

Кого из них Президент назначает самостоятельно, без согла­сования с другими ветвями власти, кого назначает и освобождает от должности с согласия, по предложению или после консульта­ций с законодательными или исполнительными органами власти, а кандидатуры каких должностных лиц он вправе лишь представ­лять этим структурам? Каково ваше мнение, почему по одним из этих кандидатур Президент имеет неограниченные полномочия, а по другим его права ограничиваются? Как это согласуется с принципом разделения властей и их самостоятельности?

21. Рассмотрите процедуру отрешения Президента РФ от власти (ст. 93), исходя из принципа разделения властей, и определите роль в этой процедуре:

а) специальной комиссии, образованной Государственной Думой, по рассмотрению вопроса о выдвижении обвинения в адрес Президента РФ;

б) в целом Государственной Думы;

в) Верховного Суда РФ;

г) Конституционного Суда РФ;

д) Совета Федерации РФ.

22. Федеральное Собрание Российской Федерации, согласно ст. 94 Конституции РФ, является представительным и законода­тельным органом РФ. Что это означает?

23. Из указанных признаков выберите те, которые характерны для правового государства. Попытайтесь определить их порядок по степени важности.

1. Правовое государство — это государство, где все подчинены закону.

2. В правовом государстве запрещено все, что не разрешено законом.

3. В правовом государстве гарантируется соблюдение основных прав человека.

4. В правовом государстве права человека устанавливаются государством.

5. В правовом государстве разрешено только то, что разрешено законом.

6. Все государственные органы власти могут судить о том, нарушил человек законы или нет.

7. Все равны перед законом.

8. Правовое государство — это федеративное государство.

9. В правовом государстве в исключительных случаях правительство может издавать законы.

10. Правовое государство — это государство, в котором существует и реально действует конституция.

11. Правовое государство — это государство, в котором реализован и действует принцип разде­ления властей.

12. В исключительных случаях в правовом государстве возможно соединение законодательной и исполнительной власти.

13. Правовое государство — это государство, эффективно отстаивающее и защищающее национальные интересы.

14. Правовое государство — это государство с многопартийной системой

24. В работе «О духе законов» Ш.Л. Монтескье объясняет, к каким негативным последствиям может привести объединение различных ветвей власти. Попытайтесь и вы предсказать послед­ствия объединения:

а) законодательной и исполнительной властей;

б) законодательной и судебной властей;

в) исполнительной и судебной властей;

г) всех трех ветвей власти.

В каких современных формах правления реализован принцип разделения властей?

25. Объясните, почему субъектом прав и свобод является чело­век, а не гражданин?

Верно ли следующее утверждение: «Правовое государство предоставляет каждому человеку основополагающие права и свободы»? Аргументируйте свой ответ.

26. Как вы относитесь к позициям, одна из которых заключа­ется в том, что в правовом государстве существует приоритет и верховенство закона, а вторая — стоит на незыблемости свободы личности, ее прав и интересов. Аргументируйте свой взгляд на соотношение между данными ценностными подхо­дами.

27. С точки зрения Т. Гоббса и Дж. Локка, государство возникает в результате «общественного договора». Каким образом сказы­вается на правах человека, его свободе возникновение государ­ства, с точки зрения:

а) Т. Гоббса;

б) Дж. Локка.

На какой из них основывается концепция правового государ­ства?

28. В политической и правовой науке существует подразделе­ние прав человека на негативные и позитивные. Негативные права призваны обеспечить автономию личности, невмеша­тельство государства в социальную и частную жизнь. Позитив­ные — призваны гарантировать права человека на какие-либо экономические или социальные ценности. Какие права из приве­денного перечня можно считать негативными, а какие — пози­тивными?

а) право на жизнь;

б) право собственности;

в) право на труд;

г) право на свободу выражения мнений или свободу убеждений;

д) избирательное право;

е) право на честь и достоинство;

ж) право на образование;

з) право на демонстрации, митинги и шествия;

и) право на социальное обеспече­ние;

к) свобода совести.

Негативные права

Позитивные права

1. …

1. …

2. …

2. …

3. …

3. …

29. Используя текст Конституции РФ, определите содержание основных прав человека. Заполните таблицу.

Личные

(гражданские) права

Политические

Права

Социально-экономические права

1. …

1. …

1. …

2. …

2. …

2. …

3. …

3. …

3. …

30. Назовите основные цели и функции социального государства. Попытайтесь установить допустимую грань вмешательства госу­дарства в социальную и экономическую жизнь. Какие предпосыл­ки необходимы для формирования социального государства?
Дискуссия.

Права человека
Проблема 1. Фундаментальнейшим правом человека является право на жизнь. Однако во многих современных странах сохраня­ется смертная казнь. Отношение к ней неоднозначно, существую­щие крайние позиции можно представить в виде дискуссии двух людей:

А: «Смертная казнь противоречит главному праву человека — праву на жизнь. Никто, включая и государство, не имеет права по­кушаться на человеческую жизнь. Поэтому смертная казнь в пра­вовом государстве должна быть отменена».

Б: «Я согласен с тем, что право на жизнь носит фундаменталь­ный характер. Я также согласен с тем, что права человека должны быть гарантированы государством. Однако смертная казнь приме­няется к тем лицам, которые сами нарушили права других людей. Совершая тяжкое преступление, человек тем самым ставит себя вне закона, он оказывается за гранью общества, морали, нравст­венности. Следовательно, к нему неприменимы, права человека. Преступление против жизни других людей должно караться самыми жестокими методами, вплоть до смертной казни. Смертная казнь человека, совершившего тяжелое преступление против жизни дру­гого, — это восстановление справедливости и гарантия от подоб­ных преступлений в дальнейшем».

А: «Прежде всего, я хочу заметить по поводу Вашего последнего тезиса о гарантиях против подобных преступлений. В странах, где по-прежнему существует и применяется смертная казнь, тяжелых преступлений против жизни, чести и достоинства человека совер­шается не меньше, чем в странах, где смертная казнь отменена. Те­перь по поводу справедливости: возмездие — это еще не справед­ливость. Вводя смертную казнь, государство само преступает через права человека. Если сегодня государство не гарантирует право на жизнь, пусть даже самому отпетому преступнику, то завтра оно не гарантирует это право добропорядочному, законопослушному гражданину. К тому же, скажем прямо, следствие и правосудие иногда допускают ошибки. Известны случаи, когда по ошибке к смертной казни приговаривались лица, впоследствии оказавшиеся невиновными в совершении тяжких преступлений. Поэтому я делаю вывод, что государство во имя прав человека должно отка­заться от смертной казни, заменив ее, скажем, пожизненным за­ключением».

Б: «Интересно получается. Смертную казнь Вы предлагаете от­менить ради соблюдения прав человека. А пожизненное заключение разве не нарушает право человека на свободу? В конечном итоге, не кажется ли вам, что вы предлагаете заменить одно нарушение прав человека со стороны государства (смертную казнь) другим (по­жизненным заключением)? А если, следуя Вашей логике, государ­ство не должно нарушать права человека, то нужно вообще отме­нить всю пенитенциарную систему. К чему же мы тогда, в итоге, придем?»

Включитесь в предполагаемую дискуссию. Выскажите свое мне­ние. С чем вы согласны, а с чем – нет?

ЛИТЕРАТУРА

Отношение к проблеме смертной казни. М., 1994.

Сурова Л.Б. Проблема смертной казни в современном обществе // Государст­во и право. 1996. № 4.

Квашис В.Е. Смертная казнь в США // Государство и право. 1996. № 9.
Проблема 2. В конце 80-х гг. в связи с правом на жизнь доста­точно неожиданно и остро встал вопрос о том, имеет ли человек право на смерть.

Прецедент А: Тяжело и неизлечимо больная женщина 65 лет, переносящая невыносимые страдания, в здравом уме и твердой па­мяти, обратилась к врачу с просьбой о прекращении жизни.

Прецедент Б: Приговоренный к пожизненному заключению за тяжкие преступления человек обратился в судебные инстанции с апелляцией об изменении приговора и замене пожизненного заключения смертной казнью.

Разберите отдельно каждый прецедент. А: имеет ли право врач удовлетворить просьбу своей пациентки? Б: имеет ли право суд удовлетворить апелляцию лица, пожизненно лишенного свободы?

ЛИТЕРАТУРА

Права человека и медицина. М., 1996.

Вулф С.М. Эвтаназия: не переходить границу // Человек. 1993. № 5.

Малеина М.Н. Уйти достойно // Человек 1993. № 2.

Гейлин М.Н., Касс Л.Р. и др. Врачи не должны убивать // Человек. 1993. № 2.
Проблема 3. В перечне прав человека в особую группу выделя­ются социально-экономические. Однако их трактовка неоднознач­на. Согласно одной точке зрения, государство должно нести ответственность за осуществление этих прав. Суть другой в том, что го­сударство лишь обозначает эти права, а ответственность за их реа­лизацию несет сам человек. Поясним эти положения на примере дискуссии о праве на труд.

А: «Я считаю, что правовое государство должно обеспечить пол­ную занятость, гарантировать каждому индивиду работу в соответ­ствии с определенной профессией и ее достойное вознаграждение. В противном случае государство не может считаться правовым».

Б: «В условиях рыночной экономики стремление государства к обеспечению всеобщей занятости на практике означает финансирование убыточных предприятий, значительные финансовые расходы, которые неизбежно ведут к инфляции. Поэтому, провозглашая право на труд, государство не обязано стремиться к его осуществлению и обес­печивать каждого человека работой. Оно лишь гарантирует индивиду, что никто не может принудить его к подневольному труду либо запре­тить заниматься профессиональной деятельностью, если она не нару­шает общественную безопасность и права других».

А: «Можно ли в таком случае утверждать, исходя из Ваших рас­суждений, что безработица не является нарушением прав человека на труд?»

Б: «Правовое государство не может предотвратить безработи­цы, но оно должно обеспечить индивиду пособие по безработице, по мере возможности помочь получить ему новую, нужную для общества профессию, трудоустроиться. Государство не может брать на себя ответственность за судьбу человека. Поэтому отдельный трудоспособный гражданин должен сам проявлять активность, инициативу и предприимчивость, самостоятельно заботиться о реали­зации своего права на труд».

Какая из двух трактовок социально-экономических прав кажется вам более корректной? Как, в свете избранной вами точки зрения, можно трактовать право на образование, на отдых и др.?
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ

Признаки государства и их трактовки.

Сравнительный анализ основных моделей федерации.

Федерализм: история и современные проблемы

Институт президентства в современном мире.

Представительные институты власти: функции и прерогативы.

Российская государственность: современные проблемы и перспективы.

Эволюция представительной власти в России.

У истоков теории правового государства.

Права человека: история и современность.

Механизмы защиты прав человека.

Состояние прав человека в современной России.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРА ТУРА

Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 1999. Гл. 10.

Каменская Г.В., Родионов А.Н. Политические системы современности. М., 1994.Гл.3.

Боер В.Я. и др. Правовое государство: идея, концепция, реальность. СПб., 1996.

Поздняков Э.А. Философия политики. Ч. 1. М., 1994. Гл. II. Президент — Правительство — исполнительная власть: российская модель. М., 1997.

Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994.

Чиркин В.Е. Современный федерализм: сравнительный анализ. М., 1995.

Унпелев А.Г. Политология: власть; демократия, личность. М., 1994. Ч. VI. Гл. 1.

Тихомиров В.А. Государство на рубеже столетий // Государство и право. 1997. № 2.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Гаджиев К..С. Политическая наука. М., 1994. Гл. IV. § 2—6.

Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 1997. Тема XI.

Багранджия Б.А. Российский федерализм: разграничение предметов ведения и полномочий // Социально-политический журнал. 1996. № 4.

Белов Г.А. Права человека. М., 1996.

Дмитриев В.А., Черемных Г.Г. Судебная власть в механизме разделения влас­тей и защита прав и свобод человека // Государство и право. 1997. № 8.

Зарубежный федерализм: организация государственной власти в субъектах Федерации. М., 1995.

Изензее И. Государство // Вестн. МГУ. Сер. 12. Социально-политические ис­следования. 1992. № 6.

Котлевская И.В. Современный парламент // Государство и право. 1997. № 4.

Мамут Л.С. Государство: полюсы представлений // Общественные науки и со­временность. 1996. № 4.

Милецкий В.П. Социальное государство: эволюция идей, сущность и перспек­тивы становления в современной России // Политические процессы в России в сравнительном измерении. СПб., 1997.

Михайловская И.Б. и др. Права человека и социально-политические процессы в России. М., 1997.

Права человека: история, теория и практика. М., 1995.

Современная российская модель разделения власти между федерацией и ее субъектами. М., 1996.

Чиркин В.Е. Президентская власть // Государство и право. 1997. № 5.

Тема 5
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ


Цель семинарского занятия: изучение основных типов политических режимов; характеристика сущностных черт и признаков тоталитаризма, авторитаризма, демократии и гибридных режимов; характеристика поли­тического режима в современной России; знакомство с основными теория­ми и моделями демократии.

Основные понятия: политический режим, диктатура, демократия, то­талитаризм, авторитаризм, демократура, диктократия, делегативная демо­кратия, демократия, либерально-демократическая и радикально-демокра­тическая теории демократии, модель конкурентной элитистской демокра­тии, модель полиархической демократии, демократическая модель «прав человека», институциональная модель «интегративной демократии».
План семинара

1. Понятие политического режима. Типы политических режимов

2. Тоталитаризм как социальный и политический феномен

3. Авторитарный режим.

4. Сущностные черты и признаки демократии. Теории и модели демократии

5. Политический режим в современной России.
Контрольные вопросы, задания, тесты

1. Укажите, какие из приведенных понятий и определений соот­ветствуют друг другу:

а) деспотия;

б) политический режим;

в) олигархия;

г) демократура;

д) демократия;

е) тирания;

ж) «авторитаризм раз­вития»;

з) тоталитаризм;

и) бюрократический авторитаризм;

к) диктатура;

л) авторитаризм;

м) диктократия;

н) полиархия;

о) делегативная демо­кратия;

1. неограниченная власть одного лица или не­большой группы;

2. историческая разновидность диктатуры, при которой власть осуществляется военачаль­ником;

3. политический режим, при котором государ­ство стремится к целостному, всеохваты­вающему контролю за жизнью общества в целом и каждой личностью в отдель­ности;

4. политический режим, при котором власть осуществляется политическим блоком бю­рократии, национальной буржуазии, воен­ных;

5. упорядоченное взаимодействие структур по­литической системы, а также совокупность методов осуществления власти и достиже­ния политических целей;

6. власть небольшой группы богатых и приви­легированных людей;

7. политический режим, при котором монопо­лией на власть обладает какая-либо одна партия, группировка или одно лицо, одна­ко сохраняются в ограниченном виде неко­торые гражданские свободы;

8. разновидность авторитарного режима, ори­ентированного на социальную и экономи­ческую модернизацию;

9. гибридный режим, характеризующийся про­ведением либерализации без демократиза­ции;

10. политический режим, отличающийся высо­кой степенью политической конкурентнос­ти элит и высоким уровнем политического участия;

11. гибридный режим, характеризующийся проведением демократизации без либера­лизации;

12. историческая разновидность диктатуры, ха­рактеризующаяся властью одного лица, опирающегося на могущественный чинов­ничий аппарат;

13. политический режим, обеспечивающий и гарантирующий права и свободы че­ловека;

14. политический режим, при котором электо­рат делегирует права исполнительной влас­ти, ограниченной лишь сроками действия своих полномочий.

2. Какие из перечисленных признаков присущи тоталитаризму?

а) права и свободы человека;

б) монополия одной официальной идеологии, полностью отрицаю­щей предыдущий порядок, призванной сплотить граждан для построения нового мира и обяза­тельно признаваемой всеми;

в) разделение властей;

г) монополия одной массовой пар­тии, строящейся по олигархичес­кому признаку и возглавляемой харизматическим лидером, на власть;

д) свободные выборы;

е) всеобщий полицейский кон­троль и надзор;

ж) монополия власти на средства массовой информации;

з) многопартийность;

и) централизованный контроль за экономикой.

3. Кто впервые ввел в политический лексикон термин «тоталита­ризм»?

а) К. Маркс; б) У. Черчилль; в) А. Гитлер; г) В. Ленин; д) Б. Муссолини.

4. Какие идеи и политические доктрины Нового времени оказа­ли решающее влияние на современные представления о демо­кратии?

а) концепция естественного права, свободы и автономии личности;

б) теория «общественного догово­ра» Т. Гоббса;

в) теория правового государства И. Канта, Р. Моля, Р. Вилькерта;

г) концепция «общей воли» Ж.Ж. Руссо;

д) теория разделения властей Ш. Монтескье.

5. Какой из перечисленных принципов является принципом плюралистической концепции демократии?

а) преимущественно негативное понимание индивидуальной свободы, т.е. как отсутствие ограничений, нежелательного вмешатель­ства;

б) ограничение компетенции и сферы деятельности государств преимущественно охраной общественного порядка, безопаснос­ти граждан и социального мира;

в) идея автономии личности и ее первичности по отношению к народу и его воле;

г) соперничество и баланс группо­вых интересов как социальной основы демократической власти.

6. Кто из политологов является автором теоретической модели полиархической демократии?

а) М. Вебер; б) С. Хантингтон; в) Р. Даль; г) Г. Алмонд.

7. Кому принадлежит определение демократии как «институци­онального устройства для принятия политических решений, в ко­тором индивиды приобретают власть... через конкурентную борь­бу за голоса избирателей»?

а) С. Липсету; б) И. Шумпетеру; в) А. Лэйну; г) Ф. Шмиттеру.

8. На каких социальных ценностях основывается институцио­нальная модель «интегративной демократии»?

а) политический торг между гражданами, преследующими свои интересы;

б) поиски общего блага в процессе общей дискуссии между правителями и гражданами;

в) порядок, основанный на истории, долге и разуме;

г) порядок, основанный на рациональности и обмене;

д) права человека как высшая ценность и критерий оценки политических институтов;

е) инструментальная оценка прав человека.

9. Американский политолог Дж. Талмон ввел в политический лексикон понятие «тоталитарная демократия». Что оно означа­ет? Чем отличается «либеральная демократия» от «тоталитар­ной»?

10. Сформулируйте основные отличия тоталитаризма от авторита­ризма.

11 Какие социальные слои составляют социальную базу правого и левого тоталитаризма?

12. Охарактеризуйте тоталитарные режимы с точки зрения их легитимности и эффективности.

13. По мнению русского философа и политолога И.А. Ильина, тоталитаризм есть «политический строй, беспредельно расши­ривший свое вмешательство в жизнь граждан, включающий всю свою деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования... Имеется единый властный центр: он призван все знать, все предвидеть, все планировать, все предписывать. Обычное правосознание исходит от предпосылки: все незапре­щенное полезно; тоталитарный режим допускает совершенно иное; все непредписанное — запрещено... Государство заявляет: есть только государственный интерес, и ты им связан».

Подумайте, какие властные, управленческие структуры обес­печивают функционирование тоталитарного режима?

14. Тоталитарные режимы могут искусно использовать многие гуманистические идеи, обладают достаточно высокой способнос­тью мобилизации ресурсов и концентрации усилий для достиже­ния узко ограниченных целей. Их живучесть объясняется также созданием огромного аппарата социального контроля и принуж­дения. И все же тоталитаризм — исторически обреченный режим. Почему? В чем причины смены тоталитарных государств правовыми?

15. Авторитаризм выступает как один из типов политических ре­жимов, альтернативных тоталитаризму, и по своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение. Попытай­тесь сформулировать основные черты авторитаризма. Какие черты, на ваш взгляд, роднят его с тоталитаризмом?

16. Американский политолог С. Хантингтон приводит данные, согласно которым 140 из 190 современных государств являются авторитарными, ныне только 19% населения проживают в демократических обществах.

Объясните, какие причины способствуют сохранению и вос­производству авторитаризма в современном мире?

17. Анализируя причины возникновения тоталитаризма в СССР, немецкий фрейдо-марксист В. Райх писал: «Стремление милли­онов к социализму было стремлением к свободе от угнетения лю­бого рода. Но это стремление к свободе выступало в форме ком­промисса со страхом перед ответственностью. ...Смешение стремления к свободе и страха, коренящегося в психологической структуре, страха перед свободным самоуправлением создало в Советском Союзе ...авторитарно-тоталитарно-диктаторские формы».

Согласны ли вы с подобной точкой зрения?

18. По определению американского президента А. Линкольна, демократия — «это правление народа, избранное народом и для народа». В данном определении демократия выступает скорее нормативным идеалом, привлекательной утопией, чем характе­ристикой демократических государств.

В таком случае, возможно ли подлинное народовластие? Ответ аргументируйте.

19. Французский историк и политический деятель А. де Токвиль считал, что демократия имеет два существенных недостатка: она не дает народу «самого искусного правительства» и представляет собой политическую тиранию большинства. Но она обладает двумя весьма важными преимуществами. Какие это преимущест­ва? О какой стране пишет историк, анализируя недостатки и пре­имущества демократии?

20. Каким образом общество может избежать «парадокса свобо­ды», заключающегося в возможности людей отказаться от зако­нов и самой свободы в пользу тирана?

21. Как вы понимаете следующее высказывание: «Способность человека к справедливости делает демократию возможной, но его склонность к несправедливости делает ее необходимой»?

22. Известный русский юрист, либеральный мыслитель П.И. Новгородцев писал: «Демократия всегда есть распутье... система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны дорог... Прежде ее нередко считали высшей и конечной формой, обеспечивающей прочное и благополучное существование, те­перь ясно ощущают, что, отнюдь не создавая твердого равнове­сия жизни, она более, чем какая-либо другая форма, возбуждает дух исканий».

Какие достоинства и недостатки демократии как политичес­кого режима отметил Новгородцев?

23. Анализ институтов и ценностей народовластия показывает, что в России существовали мощные, глубоко укорененные в на­циональном сознании демократические традиции. Но парадокс нашей истории, как отмечал русский философ Н.О. Лосский, со­стоял в том, что Россия, оставаясь абсолютной монархией «на­верху», «внизу», в глубинах народной жизни, была «бытовой демократией».

Какие виды самоуправления существовали в России и в чем их историческое значение?

24. В работе «О духе законов» Ш. Монтескье писал: «Для граждан политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в собственной безопасности. Чтобы обладать этой свободой, необходимо такое правление, при котором один гражданин может не бояться другого гражданина».

Определите, что именно, по мнению Ш. Монтескье, дает эту свободу?

25. Сформулируйте условия, препятствующие превращению де­мократии в деспотизм большинства.

26. В современной политической науке существует точка зрения, согласно которой стабильная демократия может утвердиться только в экономически развитом обществе. Можно ли согласить­ся с нею?

27. В зависимости от решения вопроса о субъекте власти, кон­цепции демократии можно разделить на три большие группы: ин­дивидуалистические (либеральные), плюралистические (теории групп) и коллективистские. Основные положения этих концеп­ций изложены в таблице. Осуществите позитивно-критический анализ названных концепций, покажите их сильные и слабые стороны. Сформулируйте различия между:

а) коллективистскими и индивидуалистическими концепциями;

б) между индивидуалистическими и плюралистическими концепциями,

в) между коллективистскими и плюралистическими концепциями.

Концепции демократии


Коллективистские


Индивидуалистические


Плюралистические


Отрицание автономии

личности, отношение

к ней как к составной части единого социального организма

Приоритет прав

личности над правами

государства. Индивидуальная свобода как

отсутствие ограничений

Заинтересованная

группа —

центральный элемент политической системы.

Соперничество и баланс интересов —

основа демо­кратической власти

Первичность крупного социального объекта (народа, церкви и др.) в определении

поведения гражданина

Ограничение компетенции и сферы деятельности государства, невмешательства в дела гражданского общества

Государство — арбитр, обеспечивающий саморегулирование общества

Неограниченность власти большинства над меньшинством и отдельной личностью. Государственная поддержка социально ущемленных групп

Разделение властей, создание системы противовесов и балансиров

Диффузия государственной власти. Множественность властных элит

28. Сформулируйте основные положения указанных в таблице теорий демократии.

Теория демократии


Основные положения


Либеральная



Плюралистическая



Плебисцитарная



Партисипаторная



Элитарная



Концепция полиархии Р. Даля




29. Сравните политические режимы по следующим критериям:

Критерии


Тотали­таризм


Автори­таризм


Демо­кратия


Степень политической свободы (наличие прав и свобод личности)











Степень принуждения и насилия











Принципы организации власти (разделение властей или концентрация, всеобщие выборы или закрытый способ формирования, двойственность властей перед законом)










Место и роль государства










Зрелость гражданского общества










Наличие оппозиции, инакомыслия, многообразия идеологий или господство одной из них










Существование конкурентной партийной системы или монополия одной партии











30. Дайте развернутую характеристику гибридных режимов: диктократии, демократуре, делегативной демократии. Определите причины, способствующие их возникновению.
Дискуссия.

Демократия — будущее человечества или явление западной цивилизации?

В современной политологии порой высказываются сомнения от­носительно универсальности демократии и перспектив ее распро­странения в незападном мире. Прямо противоположной является точка зрения, согласно которой демократия является неизбежным итогом социально-экономического и политического развития. Аргументы и доводы сторонников обоих подходов приводятся в форме следующего диалога:

А.: «Демократия — лучший и наивысший тип политического ре­жима, это итог развития цивилизации. При демократии гарантиру­ются права человека, обеспечивается процветание и благосостоя­ние большинства общества. Я считаю, что, в конечном счете, к демо­кратии придут все народы, рано или поздно она утвердится во всех государствах».

Б.: «Мне кажется, вы слишком превозносите демократию. Она действительно обеспечивает защиту прав человека, но отнюдь не гарантирует благосостояния общества. Среди демократических го­сударств есть как экономически развитые, так и экономически от­сталые. Хочу также заметить, что демократические режимы впе­рвые сформировались в государствах, относящихся к западной цивилизации. В странах же незападного мира преобладают авторитар­ные режимы. Причем темпы их экономического развития значи­тельно превосходят темпы экономического роста демократических стран, а результаты весьма впечатляющи».

А.: «Думаю, что именно экономическое развитие и экономичес­кий рост приведут многие страны к демократии».

Б.: «Я не разделяю вашего оптимизма. Наряду с экономическими факторами на характер и природу политического режима также доказывают влияние социокультурные, цивилизационные факторы, традиции и менталитет общества. Неужели вы считаете, что демо­кратия может выжить в иной социокультурной среде?»

А.: «Итак, по-вашему, демократический путь для незападных стран невозможен? Какова же в этом случае судьба России?»

Б.: «Я только хочу сказать, что каждое государство вырабатыва­ет режим, который соответствует его социокультурным основам. Даже, если это и будет демократия, то ее черты, конфигурация, а может даже и механизмы, отнюдь не будут точными копиями запад­ных моделей. Что касается России...» (здесь разговор обрывается). Проанализируйте высказанные позиции. Сформулируйте свою точку зрения о перспективах развития демократии. Реально ли фор­мирование демократии в России?

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ

1. Диктатура и демократия в античном мире.

2. Истоки тоталитаризма.

3. Феномен тоталитаризма в исследованиях западных и российских политологов.

4. Многоликий авторитаризм: основные разновидности авторитарного режима в современном мире.

5. Авторитаризм в странах Азии, Африки и Латинской Америки: природа и эволюция.

6. Авторитарная традиция в российской политической истории.

7. Концепции прямой и представительной демократии: сравнительный анализ.

8. Современные концепции демократии.

9. Необходимые и достаточные условия для возникновения и устойчивого развития демократии.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРА ТУРА

Каменская Г.В., Родионов А.Н. Политические системы современности. М., 1994. Гл.2,4.

Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах: Сравнительное исследование. М., 1997.

Унпелев А.Г. Политология: власть, демократия, личность. М., 1994. Ч. III, IV.

Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М., 1995.

Гуггенбергер Б. Теория демократии // Полис. 1991. № 4.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРА ТУРА

Мухаев Р.Т. Политология. М., 1997. Тема IX.

Пугачев В.П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М., 1995. Гл. 9—11; 12, §1.

Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М., 1996.

Ковлер А. И. Кризис демократии? Демократия на рубеже XXI века. М., 1997.

Соловьев Э.Г. Феномен тоталитаризма в политической мысли России и Запада. М., 1997.

Тоталитаризм в Европе XX века. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. М., 1996.

Актон Д. История свободы в античности // Полис. 1993. № 3.

Гаджиев К. С. Эпоха демократии? // Вопросы философии. 1996. № 9.

Хантингтон С. Будущее демократического процесса: от экспансии к консо­лидации // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 6.

Цыганков А.П. Между либеральной демократией и сползанием в авторита­ризм: предварительные итоги политического развития России, 1991—1996 гг. // Социально-политический журнал. 1997. № 1.


1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
написать администратору сайта