Главная страница |
Навигация по странице:
|
практикум по политологии для студентов. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, а также политологический словарьсправочник
12. Объясните феномен политического радикализма с точки зрения концепций: а) «идеологической модернизации»; б) «революции отобранных выгод»; в) «прогрессивной депривации»; г) «статусной несовместимости». 13. Назовите основные классы современного индустриального и постиндустриального общества. 14. Назовите основные системообразующие элементы гражданского общества. 15. Какую роль играет частная собственность в структуре гражданского общества? 16. В чем отличие гегелевского подхода к гражданскому обществу от марксистского? 17. Какие исторические условия и социальные факторы способствовали формированию гражданского общества? 18. Попытайтесь сформулировать возможные варианты взаимоотношений между гражданским обществом и государством. 19. Назовите основные вехи эволюции гражданского общества в России. 20. Какие причины способствовали разрушению гражданского общества в Советской России и «блокировали» его возникновение? 21. Чем отличаются процессы формирования гражданского общества в России и на Западе? 22. Почему переход от авторитаризма к демократии невозможен без формирования развитого гражданского общества? 23. Объясните, почему средний класс считается социальной основой стабильности? 24. Американский политолог С. Липсет утверждал, что социальной базой фашизма является экстремистская часть среднего класса. Попытайтесь подтвердить или опровергнуть данную концепцию. 25. Сравните стратификацию советского и современного российского общества. Результаты сравнения занесите в следующую таблицу.
26. Представители каких профессиональных групп составляют основу формирующегося в России среднего класса? Какие социальные группы составляют основу «потенциального» среднего класса в России? 27. Какими политическими последствиями для России могут обернуться малочисленность среднего класса и отсутствие перспектив его формирования? 28. Проследите, как менялся тип стратификации в различные исторические периоды российского общества (дореволюционный советский, современный)? 29. Назовите основные социальные слои, образующие социальную структуру российского общества. 30. Можно ли утверждать, что в современной России доминирующим типом стратификации стал классовый? Обоснуйте свою точку зрения. Учебная игра. Сценарии развития стратификационной системы российского общества В научной литературе выделяются три возможные альтернативы развития социальной структуры российского общества. Постепенно формируется классовый тип стратификации, вытесняющий этакратический; Большее значение приобретают такие характеристики, как размер собственности и уровень доводов, качество образования и профессионализм. В процессе развития классовой стратификации увеличивается численность и доля среднего класса. Социальная структура общества соединяет в себе черты этакратического и классового типов стратификации. В политике сохраняется патернализм вышестоящих социальных групп по отношению к нижестоящим. Происходит «откат» от нарождающейся классовой структуры к этакратической и возрождение корпоративных структур. Социальный статус различных социальных групп предписывается государством. Осуществляется политика формального выравнивания доходов с одновременным восстановлением системы льгот и привилегий (см.: Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1995. С. 215—21). Определите с вашей точки зрения: а) наиболее оптимальный; б) наиболее реальный; в) наиболее предпочтительный сценарий развития социальной стратификации российского общества. Какие последствия с точки зрения развитие гражданского общества будет иметь реализация на практике каждого из сценариев? Попытайтесь дать прогноз изменению политического режима в соответствии с каждым из предложенных сценариев. Сравните в студенческой группе результаты ваших ответов с ответами других студентов. ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ. СООБЩЕНИЙ 1. Теории происхождения неравенства. 2. Социальный контекст политики. 3. Теории социальных классов: между Марксом и Вебером. 4. Социальные группы и политическое поведение. 5. Эволюция социальной стратификации западного общества. 6. Основные черты и характер стратификации советского общества. 7. От неосословности к неоклассовости; динамика социальных перемен современного российского общества. 8. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования. 9. Гражданское общество в странах Запада, Востока, Африки и Латинской Америки. 10. «Взлеты» и «падения» гражданского общества в российской истории. 11. Деструктурация гражданского общества и феномен маргинализации. 12. Формирование гражданского общества в современной России: проблемы и перспективы. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 1999. Гл. 5. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1995. Витюк В.В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. М., 1995. Гражданское общество. М., 1993. Гражданское общество в России: западная парадигма и российская реальность. М., 1996. Попова И.П. Маргинальность. Социологический анализ. М., 1996. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества. М., 1996. Арато А. Концепция гражданского общества: восхождение и упадок, и воссоздание и направления дальнейшего исследования // Полис. 1995. № 3. Голенкова З., Витюк В. и др. Становление гражданского общества и социальная стратификация // Социс. 1996. № 5. Тихонова Н.Е. Динамика социальной стратификации в постсоветском обществе // Общественные науки и современность. 1997. № 5. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Белов Г.А. Политология. М., 1994. Гл. 6. § 1, 2. Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1994. Гл. III. §1,2. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1997. Гл. 7. Бредли Дж. Общественные организации и развитие гражданского общества в дореволюционной России //Общественные науки и современность. 1994. № 5. Ворожейкина Е., Рашковский Е., Умнов А. Гражданское общество и религия // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 7,8. Гридчин Ю.В. Гражданское Общество в России накануне кризиса 1917 г. // Проблемы формирования гражданского общества. М., 1994. Левин И.Б. Гражданское общество на Западе и в России: сравнительный анализ // Полис. 1996. № 5. Романенко Л.М. К вопросу об объективных индикаторах современного гражданского общества в России // Вестн. МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 1995. №2. Рыбаков В. Ислам и гражданское общество // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 8. Соловьев А.И. Три облика государства — три стратегии гражданского общества // Полис. 1996. № 6. Умное А. Общество и государево в Средней Азии и на Среднее Востоке // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 7. Шмиттер Ф. Размышления о гражданском обществе и консолидации демократии // Полис. 1996. № 5. Тема 7 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ Цель семинарского занятия: изучение партий как политического института; выяснение места и роли партий в политической системе общества; типологизация и сравнительный анализ партийных систем; выявление специфических особенностей российской партийной системы. Основные понятия: политическая партия, клиентела, протопартия, партология, «кадровые» и «массовые» партии, «системная» и «внесистемная» оппозиция, «закон олигархизации партий», партийная система, общественно-политическое движение, парламентская партия. План семинара 1. Партия как политический институт. 2. Типология партий и партийных систем. 3. Политические партии России: происхождение, идейные ориентации, электорат. Контрольные вопросы, задания, тесты 1. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу: а) партология; б) политическая партия; в) партийная система; г) массовая политическая партия; д) фракция; е) тип партии; ж) патронажная партия; з) оппозиция; и) многопартийная система; к) идеологическая партия; л) партийная система « поляризованного плюрализма». 1. прямые и косвенные проявления общественного инакомыслия и недовольства существующим режимом; 2. группа внутри партии, имеющая особенности и отличающаяся по идейным, организационным формам; 3. тип партии, являющийся продуктом всеобщего избирательного права; 4. механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществление; 5. дисциплина, изучающая формирование и функционирование политических партий; 6. система существенных признаков политической партии, в которых выражаются социальная природа, 7. идейная основа, главная социально-ролевая функция партии, особенности ее внутреннего устройства и преобладающий характер методов деятельности; 8. добровольная политическая организация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, деятельность, которой направлена на завоевание политической власти либо участие в ее осуществлении; 9. партия, деятельность которой направлена на обеспечение представляемых политической властью преимуществ для лидера, его штаба и сторонников; 10. партийная система, в которой более двух партий имеют достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать на функционирование правительственных институтов; 11. партийная система, для которой характерно наличие антисистемных партий, существование двусторонних оппозиций, поляризация как результат значительного идеологического размежевания; партия, ориентированная, прежде всего на реализацию неких абстрактных принципов, обозначенных в ее программе. 2. Каковы условия существования двухпартийной системы? а) конфронтация между двумя политическими партиями; б) полное совпадение взглядов обеих партий; в) наличие в обществе влиятельных политических партий, придерживающихся сходных взглядов и ценностей; г) раскол общества на два противоположных лагеря. 3. Когда возникли массовые политические партии? а) в конце XIX в.; б) после Первой мировой войны; в) в середине XVIII в.; г) в древнем Риме. 4. Каковы манипулятивные возможности однопартийной системы? а) отсутствие реального разнообразия политических пристрастий общества; б) односторонние преимущества в доступе к СМИ; в) доминирование силовых методов регулирования конфликтов; г) все перечисленные 5. Как, согласно принятой в политологии классификации, шло становление партий в СССР и затем в России? а) ни в СССР, ни в современной России вообще нет политических партий в классическом понимании; б) партии возникали как естественное выражение позиций социальных групп и слоев; в) партии возникали как объединение вокруг созданной программы; г) партии возникали как объединение вокруг лидера 6. Какое суждение является правильным? А) во Франции существует многопартийная система; б) в Индии существует однопартийная система; в) в США существует многопартийная система; г) в Германии существует двухпартийная система. 7. Признаками политической партии являются: 1. Организационная упорядоченность. 2. Наличие целей, связанных с властными отношениями в обществе. 3. Наличие лидера. 4. Приверженность традициям. а) 2,3; 6) 1,2,3; в) 1,2; г) 3,4. Под какими сочетаниями цифр скрывается правильный ответ? 8. Классификация политических партий на кадровые, массовые и строго централизованные, исходящая из оснований и условий приобретения партийного членства, была разработана: а) американским политологом Ч. Мерриамом в 40-е гг. XX в.; б) итальянским социологом и политологом В. Парето в конце XIX в.; в) французским теоретиком М. Дюверже в начале 60-х гг. XX в.; г) немецким социологом М. Вебером в начале XX в. 9. Чем отличаются массовые партии от кадровых? а) значительным числом членов; в) преобладанием идеологической и воспитательной форм деятельности; б) аморфным свободным членством; г) опорой на профессиональных политиков и финансовую элиту. 10. Назовите особую политическую науку, тематика исследования которой — общественно-политические организации: а) теология; б) идеология; в) партология; г) фактология. 11. Используя таблицу, покажите взаимосвязь политических партий и заинтересованных групп, их отличия. Каковы средства воздействия заинтересованных групп на курс государственно-политических институтов и политических партий?
12. Дайте характеристику однопартийной, двухпартийной и многопартийной политических систем. Проведите сравнение различных партийных систем с точки зрения наличия или отсутствия политического соперничества, возможности выбора для избирателей, влияния на степень демократичности общества. 13. Почему, в силу каких факторов, причин в США сложилась двухпартийная политическая система? Чем вызвана и как функционирует многопартийная политическая система Италии? Проанализируйте многопартийную политическую систему на примере этой страны. 14. Чем отличаются партии от других политических институтов? 15. Чем различаются партийные системы России, Франции, Китая и США? 16. Проанализируйте партийные ориентации российского электората (по материалам последних президентских выборов). 17. На основе предложенных определений понятия «политическая партия» выявите основные цели, признаки и функции этого политического института: а) «Партия представляет собой организацию людей, объединенных с целью продвижения совместными усилиями национального интереса, руководствуясь некоторым специфическим принципом, относительного которого все они пришли к согласию» (Э. Берк). б) М. Вебер считал партии «общественными организациями, опирающимися на добровольный прием членов, ставящих себе целью завоевание власти для своего руководства и обеспечение членами соответствующих условий (духовных и материальных) для получения определенных материальных выгод или личных привилегий либо того и другого одновременно». в) «Политическая партия может быть определена как средство организации политической власти, которое характеризуется исключительно политическими функциями, стабильной структурой и членством, а также способностью доминировать в политической борьбе» (Ф. Сорауф). г) «Партия (легальная) — это общественная организация, которая открыто, ставит своей целью установление или удержание контроля (чаще всего в коалиции) над ключевыми позициями в структурах государственной власти и управления через соревнование с другими партиями в электоральном процессе» (А.Н. Кулик). д) «Партии — это организованные политические силы, объединяющие граждан одной политической тенденции для мобилизации мнения по определенному количеству целей и для участия в органах власти либо для ориентирования власти на достижение этих требований» (Ж.Л. Кермонн). 18. Каковы критерии деления партий на кадровые, массовые и универсальные? Назовите достоинства и недостатки каждого из указанных типов. 19. На основе известных вам исторических фактов определите различные пути формирования партий. 20. Проанализируйте влияние исторических, национально-культурных факторов, типа политического режима, государственно-административного устройства на содержание и формы функционирования партий и партийных систем? 21. Назовите страны, где существуют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы. От каких факторов зависит характер партийной системы? 22. Устойчивой тенденцией при переходе от тоталитарной к демократической системе является «атомизация» политического пространства. В России действует около 200 политических партий и движений. Столько же было в Португалии после свержения диктатуры Салазара в 1975 г. Это явление вызвано в первую очередь: а) бурным ростом политической активности снизу, когда самодостаточной основой политической организации становится локальный круг единомышленников, друзей, коллег; б) амбициями отдельных общественно активных личностей, «политических гладиаторов», добивающихся самореализации на политической арене; в) массовой дезориентацией общества, утратившего цель и смысл своего существования как единого целого (что всегда характерно для его состояния при тоталитарном правлении) и пытающегося методом проб и ошибок обрести новые общественные идеалы. 23. Чем обусловлена перспектива резкого сокращения числа партий и движений, участвующих в политическом процессе страны? а) неизбежным объединением и слиянием родственных, близких по программным требованиям партий; появлением нескольких массовых, четко организованных партий, постоянно ведущих партийную работу (пропаганду и агитацию) в обществе; б) эта перспектива в принципе невозможна в демократическом обществе, в котором новые «политические карлики» постоянно воспроизводятся на политической сцене; в) реальной борьбой за места в парламенте, вынуждающей многочисленные партии блокироваться, но только на период предвыборной кампании; г) апатией масс, их нежеланием участвовать в политической жизни и ситуацией, при которой немногие политически активные люди присоединяются к ограниченному кругу партий (как правило, радикально противостоящих друг другу). Учебная игра. Идейно-политические ориентации российских партий При подготовке игры следует попросить нескольких студентов познакомиться с программными документами партий, представляющих в России различные идейно-политические течения (например, КПРФ, ЛДПР и «Яблоко») и сопоставить их трактовку следующих вопросов: а) форма правления; б) национально-государственное устройство; в) формы собственности и механизмы хозяйствования; г) права и свободы граждан; д) социальная защита; е) решение национальных проблем. В ходе учебной игры «представители» конкретной партии кратко излагают ее платформу. Затем проводится анализ и обсуждение этих платформ. Студентам предлагается выяснить: что объединяет и разъединяет платформы этих партий? Какие возможны союзы и коалиции между ними? Материал о партиях целесообразно представить в сообщениях в форме справок-«визиток» (краткая история эволюции партии, характеристика ее деятельности, сведения о лидерах и т.д.). При организации учебной игры необходимо использовать как материалы периодической печати, так и литературу справочного характера. Учебная игра завершается (уместнее в форме контрольного задания) заполнением студентами таблицы «Программные установки российских политических партий»:
Приведенная таблица поможет студентам сравнить программные установки современных и дореволюционных российских партий в переломные периоды истории (см.: Сравнительная таблица русских политических партий: Октябрь 1917 г. Пг., 1917; Политические партии России (программные документы) /Под ред. В.В. Рябова и В.И. Добренькова. М., 1994; Тимошенко В.И. Доктрины российских партий // Вести. МГУ. Сер. 12. Политические науки. 1995. № 4; Лысенко В. Проблемы российской государственности и федерализм: позиции политических партий // Власть. 1995 № 12). ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, СООБЩЕНИЙ, РЕФЕРАТОВ 1. Партия как социальный и правовой институт. 2. Партии на выборах, в парламенте и правительстве. 3. «Железный закон олигархизации» Р. Михельса. 4. Оппозиция и ее роль в политической жизни. 5. Партийные ориентации российского электората. 6. Сравнительный анализ партийных систем в странах СНГ. 7. Сравнительная характеристика партийных систем в развитых и переходных обществах. 8. Электоральные стратегии российских партий. 9. «Смеховые» партии в России. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРА ТУРА Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовая основа. М., 1996. Партии и партийные системы современной Европы. М., 1994. Коргунюк Ю.Г., Заславский С.Е. Российская многопартийность (становление функционирование, развитие). М., 1996. Россия: партии, выборы, власть / Под общ. ред. В.Н. Краснова. М., 1996. Лапаева В.В. Становление российской многопартийности // Социс 1996 № 8. Холодковский К. Политические партии России и выборы 1995—1996 гг. // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 2. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРА ТУРА Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 1997. Тема XII. Общая и прикладная Политология /Под общ. ред. В.И. Жукова Б И Краснова. М , 1997. Гл. XXVII. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1996. Гл. 15 Бейме К. Партии // Политология вчера и сегодня. М., 1992. Вып. 4. Евдокимов В.Б. Политические партии в зарубежных странах: политико-правовые аспекты. Екатеринбург, 1992. Кисовская Н. Предприниматели и основные политические партии России (1991—1995) // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 3. Кулик А. Посттоталитарные партии в политическом процессе: методология исследования // Мировая экономика и международные отношения. 1994. № 2, 3. Пушкарева Г.В. Партии и партийные системы: концепция М. Дюверже // Социально-политический журнал. 1993. № 9. Шмачкова Т.В. Теории коалиций и становление российской многопартийности (Методики рационализации политического процесса) // Полис. 1996. № 5. Юдин Ю.А. Финансирование политических партий в зарубежных странах // Государство и право. 1996. № 4. Партийно-политические элиты и электоральные процессы в России. М., 1996. Тема 8 ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ Цель семинарского занятия: знакомство с понятием избирательной системы; изучение основных типов избирательных систем; характеристика избирательного права и избирательных процедур; описание технологий избирательных кампаний. Основные понятия: избирательная система, избирательное право, активное и пассивное избирательное право, избирательная процедура, куриальные выборы, референдум, избирательная кампания, электорат, политический маркетинг, пропорциональная избирательная система, мажоритарная избирательная система, смешанная избирательная система. План семинара 1. Понятие избирательной системы и основные виды выборов. 2. Пропорциональная и мажоритарная системы голосования. Избирательная компания. 3. Избирательная система и выборы в современной России. Контрольные задания, вопросы, тесты 1. Укажите, какие из приведенных понятий и определений соответствуют друг другу: а) референдум; б) избирательная кампания; в) электорат; г) избирательное право; д) мажоритарная избирательная система; е) политический маркетинг; ж) избирательная процедура; з)пропорциональная избирательная система; и)куриальные выборы; к) смешанная избирательная система; л) избирательная система; м) активное избирательное право; н) пассивное избирательное право. 1. комплекс мероприятий в области исследований политического рынка, по изучению поведения избирателей и воздействия на них с целью победы кандидатов на выборах; 2. контингент избирателей, голосующих за какую-либо партию на выборах; 3. избирательная система, при которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов; 4. мероприятия государства по организации и проведению выборов; 5. особый тип всенародного голосования, объектом которого является не тот или иной кандидат, а какой-либо важный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всего населения страны; 6. избирательная система, при которой голосование осуществляется по партийным спискам и распределение кандидатов между партиями строго пропорционально числу поданных голосов; 7. порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций; 8. право гражданина выступать в качестве избираемого; 9. участие в выборах избирателей, разделенных по национальному, профессиональному и др. признакам; 10. процесс выдвижения кандидатов в депутаты, агитация за них, борьба за голоса и симпатии избирателей; 11. право гражданина выступать в качестве избирающего; 12. избирательная система, при которой одна половина кандидатов избирается по мажоритарному, а другая — по пропорциональному принципу; 13. совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, организацию и проведение последних, взаимоотношения между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва неоправдавших доверие избирателей выбранных представителей. 2. Каким избирательным правом пользуется гражданин, пришедший в день голосования на избирательный участок? а) активным избирательным правом; б) пассивным избирательным правом; в) и тем, и другим; г) никаким. 3. Современной формой непосредственной демократии является референдум. В какой стране состоялся первый в истории референдум? а) Великобритания; б) Швейцария; в) США; г) Франция. 4. Исследование политического рынка в период проведения избирательной кампании предполагает выделение сегментов электората. Какие из указанных признаков являются наиболее важными для выделения его сегментов? а) демографические данные (пол, возраст); б) уровень доходов; в) семейное положение; г) партийная идентификация; д) эмоциональные ориентации; е) религия; ж) этнический состав. 5. С какого возраста граждане Российской Федерации обретают избирательные права? а) с 16 лет; б) с 18 лет; в) с 21 года; г) после выхода на пенсию; д) с рождения 6. По какой избирательной системе осуществляются выборы в Государственную Думу? а) по мажоритарной; б) по пропорциональной; в) по смешанной. 7. Вы решили выдвинуть свою кандидатуру на выборах в Государственную Думу. Какое количество подписей вам необходимо собрать, чтобы зарегистрироваться в качестве кандидата? а) 100 тысяч; б) 200 тысяч; д) 1 миллион. 300 тысяч; г) 500 тысяч; Достаточно ли для регистрации кандидата собрать нужное количество голосов в одном или двух регионах? 8. Вы пришли на свой избирательный участок в день голосования исполнить гражданский долг и отдать голос за выбранного вами кандидата. По какому документу, удостоверяющему вашу личность, вы можете получить бюллетень? а) по водительским правам; б) по студенческому билету; в) по читательскому билету библиотеки; г) по общегражданскому паспорту; д) по военному билету военнослужащего запаса; е) по заграничному паспорту; 9. Предположим, вы пришли на свой избирательный участок в день голосования. Ваши документы, удостоверяющие личность, в порядке, но член участковой избирательной комиссии не обнаруживает вашу фамилию в списке избирателей. Как в таком случае следует поступить? а) уйти, не проголосовав; б) написать жалобу в Центральную избирательную комиссию; в) потребовать внести вашу фамилию в дополнительный список голосующих; г) устроить митинг протеста. 10. Вы получили бюллетень, но по ошибке поставили отметку против фамилии того кандидата, за которого не собирались голосовать. Как в таком случае следует поступить? а) оставить все как есть, опустить бюллетень в избирательную урну; б) в письменной форме сообщить в бюллетене о своей ошибке и опустить его в избирательную урну; в) порвать бюллетень и уйти, не проголосовав; г) обратиться в участковую избирательную комиссию с просьбой выдать новый бюллетень взамен испорченного; д) неправильно заполненный бюллетень унести с собой в кармане. 11. Представьте себе, что вы решили баллотироваться на выборах. Ваш соперник — искушенный политик, длительное время находившийся у власти. Какую тактику вы изберете? 12. Некоторые футурологи, отмечая высокие темпы развития информационных технологий, предрекают в будущем введение компьютерной системы голосования, при которой каждый избиратель, используя глобальные сети, сможет голосовать, не выходя из собственного дома. Попытайтесь определить возможные «издержки» и возможную «прибыль» такой системы. 13. Сравните достоинства и недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Заполните таблицу:
14. Сравните избирательные системы в дореволюционной России, Советском Союзе (70—80-е гг. ) и современной России по следующим параметрам: а) избирательное право; б) степень предвыборной конкуренции. Попробуйте сформулировать тенденции развития избирательного права в российской политической истории. 15. Обладаете ли вы в настоящий момент правом быть избранным Президентом Российской Федерации? 16. Может ли Президентом России стать гражданин другого государства? 17. Представьте, что вы баллотируетесь в депутаты Государственной Думы. За вас проголосовало 49% избирателей вашего избирательного округа. Ваши конкуренты получили соответственно — 31, 10, 5, 3 и 2% голосов. Можно ли вас поздравить с избранием? 18. В стране Х избирательными правами пользуются граждане, имеющие определенные размеры доходов и собственности. К какому виду относятся выборы, проводимые в данном государстве? 19. Чем прямые выборы отличаются от косвенных? 20. Представьте себе выборы, проходящие по олимпийской системе, в которых борьбу между собой ведут три кандидата: К, Р, Т. Известно, что избиратели симпатизируют К больше, чем Р (К > Р), а Р предпочитают больше Т (Р > Т), но в то же самое время Т предпочтительнее К (Т > К). К > Р > Т > К. В первом туре выборов встречаются кандидаты К и Р. Победу одерживает К. Во втором туре состязаются Р и Т. Побеждает Р. В заключительном туре борьба разворачивается между Т и К. Большинство голосов получает Т. Но если по окончанию выборов спросить избирателей, то можно услышать, что они предпочли бы видеть депутатом К. Таким образом, избран далеко не тот кандидат, которого желали бы видеть депутатом избиратели. Этот парадокс был описан еще в XVIII в. французским академиком Кондорсе. Можно ли логическим путем разрешить данный парадокс? Как организовать выборы, чтобы избежать парадокса Кондорсе? Почему опросы типа «Кто из двух кандидатов кажется Вам наиболее предпочтительными» только запутывают, а не проясняют картину реальных симпатий избирателей? 21. Предположим, что предвыборная борьба осуществляется между тремя кандидатами: А, Б и В. Соотношение голосов выглядит следующим образом: А — 120, Б — 119 и В — 100. При этом: а) одна половина электората В может проголосовать за А, а другая — за Б; б) электорат А не проголосует за Б; в) электорат Б не проголосует за А. В таком случае, если во второй тур проходят кандидаты А и Б, то каждый из них в дальнейшем получает дополнительно по 50 голосов электората В. А: 120+50=170 Б: 119+50=169 В конечном итоге побеждает А с перевесом в 1 голос. На следующих выборах А, желая получить больший отрыв от Б, проводит более активную избирательную кампанию и «забирает» от Б в первом туре 40 голосов. Таким образом, в первом туре А получает 120+40=160 голосов. Б — 119 - 40=79 голосов В — 100 + 0=100 голосов Во второй тур проходят А и В. Но мы помним, что электорат Б (а он составляет 79 голосов) не проголосует за кандидата А. Он отдает свои голоса кандидату В. Таким образом В присоединяет к своему электорату (100 голосов) электорат Б (79 голосов) и побеждает. А — 160 голосов В—179 голосов (100+79) Покажите, в чем заключается ошибка кандидата А? Каким образом должен был построить свою кампанию А, чтобы избежать подобного поворота событий? 22. В политической науке известна теорема Гиббарда — Сэттертуэйта, которая звучит следующим образом: «Если кандидатов не менее трех, то единственным неманипулируемым правилом голосования является диктаторское» (диктаторской считается избирательная система, при которой результат голосования зависит от одного голоса). Попытайтесь доказать или опровергнуть данную теорему. 23. Французский политолог М. Дюверже сформулировал «три социологических закона» взаимосвязи партийной и избирательной систем. Их основные положения таковы: — пропорциональная избирательная система обусловливает возникновение и существование многопартийной системы, характеризующейся автономностью партий и их жесткой структурой; — абсолютная мажоритарная система влияет на формирование многопартийной системы, в которой партии занимают гибкие позиции и стремятся к поиску консенсуса и компромисса; — относительная мажоритарная система порождает двухпартийную систему. Попытайтесь объяснить характер взаимосвязи между различными избирательными и партийными системами. Приведите известные вам примеры, подтверждающие эти законы. Деловая игра. Технология избирательной кампании Игра тщательно готовится участниками заранее. В ней принимают участие 30—40 человек. Время проведения игры 90 минут. Формируются 3—4 команды — «партии» по 4—5 человек. «Беспартийные» учащиеся образуют «электорат». Задача «партий» — привлечь на свою сторону как можно больше «избирателей». Каждая «партия» определяет свою политическую «нишу», идейно-политическую платформу и готовит «предвыборную программу». Игра состоит из 5 блоков. Блок 1 (организационный). Каждая команда создает штаб избирательной кампании, разрабатывает его структуру и распределяет функции между его структурными единицами. Структура каждого штаба изображается графически и комментируется устно одним из игроков команды. Каждая команда представляет свой план и график проведения избирательной кампании (на 17 недель), в котором подробно и последовательно указываются все мероприятия предвыборной кампании. Блок 2 (подготовительный). Каждая команда накануне игры проводит исследование «политического рынка». Объектами изучения являются социально-экономические параметры различных групп избирателей (доход, образование, профессионально-квалификационный уровень), демографические показатели (пол и возраст избирателей), социальные признаки (принадлежность к классу или социальной группе, традиции и образ жизни), поведенческие характеристики электоральных групп (доверие к партии, доминирующие нормы политической культуры, склонность к политическому участию). В результате создается «карта» электората, определяйся его основные сегменты, сторонники, противники и колеблющиеся группы электората. Определяются основные конкуренты, их сильные и слабые стороны. Блок. 3 (имиджелогия). Каждая команда формирует имидж своего кандидата, исходя из представлений об основных сегментах политического рынка, основных потребностях и интересах избирателей. Разрабатываются различные методы предвыборной агитации. Один кандидат от каждой «партии» в течение 3 минут выступает по «телевидению», в течение 2—3 мин отвечает на вопросы телезрителей» и заявления оппонентов. Все участвующие в игре группы выпускают по экземпляру агитационной «листовки». При продвижении политического имиджа могут быть «проиграны» такие формы его актуализации, как «выступление на митинге», встреча с избирателями». Также определяются другие формы работы с избирателями. Блок 4 (последний этап). Состязающиеся группы проводят опрос среди «электората», в ходе которого определяются политические предпочтения и намерения принять участие в выборах. Каждая команда получает последнюю возможность сделать заявление накануне «выборов» в течение 2 мин. Блок 5 (выборы). Из числа наблюдающих формируется «избирательная комиссия» и определяются наблюдатели от «партий». Затем осуществляется «голосование» и «подсчет» голосов. Результаты игры подсчитываются в баллах. Блок 1 — от 0 до 5 баллов; Блок 2 — от 0 до 7 баллов; Блок 3 — от 0 до 7 баллов; Блок 4 — от 0 до 5 баллов; Блок 5 — от 0 до 12 баллов. а) 12 баллов за 1-е место на «выборах»; б) 9 баллов за 2-е место на «выборах»; в) 6 баллов за 3-е место на «выборах»; г) 3 балла за 4-е место на «выборах». Полученные баллы суммируются. Таким образом, учитываются не только «победа на выборах», но и умение грамотно провести избирательную кампанию. ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ 1. Ретроспективный и сравнительный анализ избирательных систем. 2. Пропорциональная и мажоритарная избирательные системы: «плюсы» и «минусы». 3. Порядок проведения и организация референдума в демократических странах. 4. Политический маркетинг. 5. Технология проведения избирательной кампании. 6. Основные способы формирования политического имиджа кандидата в депутаты. 7. Финансирование избирательных кампаний. 8. Избирательное право и избирательная система в современной России. 9. Взаимосвязь избирательных и партийных систем. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРА ТУРА Автономов А.С. Основные категории и институты избирательного права. М., 1995. Автономов А.С.. Морозова Б.Г. Избирательная кампания. М., 1995. Избирательные системы и наблюдение за выборами. М., 1995. Лейкман Э., Ламберт Дж. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательной систем. М., 1958. Лысенко В.И. Выборы в представительные органы в новой Европе: политический опыт и тенденции 80—90-х годов. М., 1994. Никитин. А.Ф. Избирательное право. Избирательный процесс. М., 1996. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРА ТУРА Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1994. Гл. V, § 6—8. Общая и прикладная политология / Под общ. ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М., 1997. Гл. XV, LV. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1996. Гл. 22. Алексеров Ф., Ортешук П. Выборы, голосование, партии. М., 1995. Выборы. Федеральное законодательство. М., 1996. Постников А.Ж. Избирательное право России. М., 1996. Степанков И.М., Аверин Ю.П., Розенталь Э.И. Избирательная кампания: стратегия, тактика, психологические аспекты. М., 1995. Технология и организация выборных кампаний. Зарубежный и отечественный опыт. М., 1993. Холодковский К.Г. Как выбирают парламент в странах Европы, Америки, Азии... М., 1993. Ильясов Ф.Н. Политический маркетинг, или как «продать» вождя // Полис. 1997. № 5. Мерло П. Избирательные кампании и проблемы их подготовки: «равное игровое поле» и демократические выборы // Полис. 1995. № 4. Мерфин Р. Технология избирательной кампании в США// Полис. 1991. № 3. Комаровский К.С. Демократия и выборы в России: теория и история вопроса // Социс. 1996. № 6. Собянин А., Суховольский В. Как организовать контроль на выборах? М., 1995. Таагепера Р., Шугарт М.С. Описание избирательных систем // Полис. 1997. № 3 |