Главная страница
Навигация по странице:

практикум по политологии для студентов. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, а также политологический словарьсправочник



Скачать 0.87 Mb.
Название Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, а также политологический словарьсправочник
Анкор практикум по политологии для студентов.doc
Дата 27.04.2017
Размер 0.87 Mb.
Формат файла doc
Имя файла практикум по политологии для студентов.doc
Тип Методические рекомендации
#4162
страница 4 из 14
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Тема 6
СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ политики


Цель семинарского занятия: изучение социальных общностей как субъектов политики; знакомство с основными типами стратификационных систем; анализ стратификации западного, советского и современного рос­сийского общества; определение специфики гражданского общества, его структуры и функций; анализ взаимоотношений между гражданским об­ществом и государством.

Основные понятия: субъект политики, объект политики, социальная стратификация, социальный статус, класс, статусная перестановка, ста­тусная несовместимость, депривация, мобильность, маргинальность, гражданское общество

План семинара

  1. Социальные общности как субъекты политики. Теория социальной страти­фикации

  2. Гражданское общество

  3. Социальная стратификация западного общества

  4. Социальная стратификация и перспективы гражданского общества в России

Контрольные вопросы, задания, тесты


1. Какие из приведенных ниже понятий и определений соответ­ствуют друг другу?

а) субъект политики;

б) социальная мобильность;

в) гражданское общество;

г) вертикальная мобильность;

д) объект политики;

е) приобретенный ста­тус;

ж) социальная стратификация;

з) престиж;

и) статусная переста­новка;

к) горизонтальная мо­бильность;

л) социальный статус;

м) аскриптивный ста­тус;

н) маргиналы;

о) статусная несовмес­тимость.

1. предмет, на который направлена деятель­ность субъекта политики, пассивная сторо­на политического взаимодействия;

2. система социального неравенства, состоящая из совокупности взаимосвязанных и иерархически организованных слоев;

3. «достигаемое» социальное положение;

4. источник политической активности, ак­тивная сторона политического взаимодей­ствия;

5. перемещение из одних социальных слоев в другие;

6. положение в системе социальной стратифи­кации;

7. «предписанный» статус;

8. личности и группы, находящиеся за рам­ками характерных для данного обще­ства основных структурных подразделе­ний или господствующих норм и тра­диций;

9. относительное снижение статуса традици­онно влиятельных социальных групп;

10. совокупность социальных образований, объединенных специфическими интереса­ми, реализуемыми вне сферы деятельности государства;

11. субъективная оценка статусного положе­ния;

12. социальные перемещения, связанные с из­менением социального статуса;

13. социальные перемещения, не связанные с изменением социального статуса;

14. несовместимые социальные позиции, зани­маемые индивидом;

15. формирование класса на основе близости ряда статусных позиций.

2. Кто из мыслителей при выделении класса использовал следую­щие критерии: контроль за средствами производства, квалифика­ция, престиж, власть?

а) К. Маркс; б) М. Вебер; в) Р. Дарендорф; г) М. Дюверже.

3. Какие из нижеперечисленных признаков присущи граждан­скому обществу?

а) этатизм; б) частная собственность;

в) клиентелизм; г) свобода;

д) монополия государства на собст­венность; е) независимые ассоциации граж­дан;

ж) патернализм; з) корпоративизм.

4. Кто из нижеперечисленных акторов относится к социальным субъектам политики?

а) предпринимательские организации; б) парламенты;

в) судебные органы власти; г) законодательные органы власти;

д) профсоюз; е) политические партии

5. Кого из мыслителей можно отнести к основоположникам концепции гражданского общества?

а) Ж.Ж. Руссо; б) Г. Гегель; в) Дж. Локк; г) А. де Токвиль;

д) Т. Пейн; е) Н. Макиавелли; ж) Платон; з) Цицерон;

6. Каковы характеристики классовой принадлежности?

а) неравенство в контроле материальных ресурсов;

б) формально закрепленное неравенство прав и обязанностей по отношению к государству;

г) ранг во властной иерархии;

д) профессиональная компетентность;

в) рыночные возможности индивидов и групп, определяемые вла­дением собственностью;

е) пол, возраст.

7. Какая геометрическая фигура символизирует стратификацию современного западного общества?

а) квадрат; б) круг; в) пирамида; г) ромб.

8. Представителей каких социально-профессиональных групп можно отнести к среднему классу?

а) врачей; б) студентов; в) рабочих низкой квалификации; г) адвокатов;

д) учителей; е) наемных сельскохозяйственных рабочих; ж) инженеров;

з) мусорщиков; и) клерков.

9. Кого называют субъектом, а кого — объектом политики?

10. Каков характер неравенства в индустриальном и доиндустриальном обществах? Проиллюстрируйте различия конкретными примерами.

11. Заполните таблицу подходящими примерами, характеризую­щими соответствующие виды мобильности:

Характер мобильности

Вертикальная мобильность

Горизонтальная мобильность

Восходящая

Нисходящая

Индивидуальная мобильность










Групповая мобильность










12. Объясните феномен политического радикализма с точки зре­ния концепций:

а) «идеологической модернизации»;

б) «революции отобранных выгод»;

в) «прогрессивной депривации»;

г) «статусной несовместимости».

13. Назовите основные классы современного индустриального и постиндустриального общества.

14. Назовите основные системообразующие элементы гражданского общества.

15. Какую роль играет частная собственность в структуре граж­данского общества?

16. В чем отличие гегелевского подхода к гражданскому обществу от марксистского?

17. Какие исторические условия и социальные факторы способ­ствовали формированию гражданского общества?

18. Попытайтесь сформулировать возможные варианты взаимо­отношений между гражданским обществом и государством.

19. Назовите основные вехи эволюции гражданского общества в России.

20. Какие причины способствовали разрушению гражданского общества в Советской России и «блокировали» его возникновение?

21. Чем отличаются процессы формирования гражданского общества в России и на Западе?

22. Почему переход от авторитаризма к демократии невозможен без формирования развитого гражданского общества?

23. Объясните, почему средний класс считается социальной ос­новой стабильности?

24. Американский политолог С. Липсет утверждал, что социаль­ной базой фашизма является экстремистская часть среднего класса. Попытайтесь подтвердить или опровергнуть данную концепцию.

25. Сравните стратификацию советского и современного россий­ского общества. Результаты сравнения занесите в следующую таблицу.

Критерии

Советское общество

Российское общество

Доминирующий тип стратификации





Уровень дифференциации доходов





Характер правящей элиты





Средний класс





Отношение классов к собственности





Престиж профессий





26. Представители каких профессиональных групп составляют основу формирующегося в России среднего класса? Какие соци­альные группы составляют основу «потенциального» среднего класса в России?

27. Какими политическими последствиями для России могут обернуться малочисленность среднего класса и отсутствие пер­спектив его формирования?

28. Проследите, как менялся тип стратификации в различные ис­торические периоды российского общества (дореволюционный советский, современный)?

29. Назовите основные социальные слои, образующие социаль­ную структуру российского общества.

30. Можно ли утверждать, что в современной России доминиру­ющим типом стратификации стал классовый? Обоснуйте свою точку зрения.
Учебная игра.



Сценарии развития стратификационной системы российского общества

В научной литературе выделяются три возможные альтернативы развития социальной структуры российского общества.

Постепенно формируется классовый тип стратификации, вы­тесняющий этакратический; Большее значение приобретают такие характеристики, как размер собственности и уровень доводов, ка­чество образования и профессионализм. В процессе развития клас­совой стратификации увеличивается численность и доля среднего класса.

Социальная структура общества соединяет в себе черты этакратического и классового типов стратификации. В политике сохра­няется патернализм вышестоящих социальных групп по отношению к нижестоящим.

Происходит «откат» от нарождающейся классовой структуры к этакратической и возрождение корпоративных структур. Соци­альный статус различных социальных групп предписывается государством. Осуществляется политика формального выравнивания доходов с одновременным восстановлением системы льгот и приви­легий (см.: Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратифика­ция. М., 1995. С. 215—21).

Определите с вашей точки зрения:

а) наиболее оптимальный;

б) наиболее реальный;

в) наиболее предпочтительный сценарий развития социальной стратификации российского общества.

Какие последствия с точки зрения развитие гражданского общества будет иметь реализация на практике каждого из сценариев?

Попытайтесь дать прогноз изменению политического режима в соответствии с каждым из предложенных сценариев.

Сравните в студенческой группе результаты ваших ответов с ответами других студентов.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ. СООБЩЕНИЙ

1. Теории происхождения неравенства.

2. Социальный контекст политики.

3. Теории социальных классов: между Марксом и Вебером.

4. Социальные группы и политическое поведение.

5. Эволюция социальной стратификации западного общества.

6. Основные черты и характер стратификации советского общества.

7. От неосословности к неоклассовости; динамика социальных перемен совре­менного российского общества.

8. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования.

9. Гражданское общество в странах Запада, Востока, Африки и Латинской Америки.

10. «Взлеты» и «падения» гражданского общества в российской истории.

11. Деструктурация гражданского общества и феномен маргинализации.

12. Формирование гражданского общества в современной России: проблемы и перспективы.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 1999. Гл. 5.

Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1995.

Витюк В.В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эво­люция. М., 1995.

Гражданское общество. М., 1993.

Гражданское общество в России: западная парадигма и российская реальность. М., 1996.

Попова И.П. Маргинальность. Социологический анализ. М., 1996.

Трансформация социальной структуры и стратификация российского общест­ва. М., 1996.

Арато А. Концепция гражданского общества: восхождение и упадок, и воссоздание и направления дальнейшего исследования // Полис. 1995. № 3.

Голенкова З., Витюк В. и др. Становление гражданского общества и социальная стратификация // Социс. 1996. № 5.

Тихонова Н.Е. Динамика социальной стратификации в постсоветском общест­ве // Общественные науки и современность. 1997. № 5.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Белов Г.А. Политология. М., 1994. Гл. 6. § 1, 2.

Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1994. Гл. III. §1,2.

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1997. Гл. 7.

Бредли Дж. Общественные организации и развитие гражданского общества в дореволюционной России //Общественные науки и современность. 1994. № 5.

Ворожейкина Е., Рашковский Е., Умнов А. Гражданское общество и рели­гия // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 7,8.

Гридчин Ю.В. Гражданское Общество в России накануне кризиса 1917 г. // Проблемы формирования гражданского общества. М., 1994.

Левин И.Б. Гражданское общество на Западе и в России: сравнительный ана­лиз // Полис. 1996. № 5.

Романенко Л.М. К вопросу об объективных индикаторах современного граж­данского общества в России // Вестн. МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 1995. №2.

Рыбаков В. Ислам и гражданское общество // Мировая экономика и между­народные отношения. 1996. № 8.

Соловьев А.И. Три облика государства — три стратегии гражданского обще­ства // Полис. 1996. № 6.

Умное А. Общество и государево в Средней Азии и на Среднее Востоке // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 7.

Шмиттер Ф. Размышления о гражданском обществе и консолидации демо­кратии // Полис. 1996. № 5.


Тема 7
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ


Цель семинарского занятия: изучение партий как политического института; выяснение места и роли партий в политической системе общества; типологизация и сравнительный анализ партийных систем; выявление специфических особенностей российской партийной системы.

Основные понятия: политическая партия, клиентела, протопартия, партология, «кадровые» и «массовые» партии, «системная» и «внесистемная» оппозиция, «закон олигархизации партий», партийная система, общественно-политическое движение, парламентская партия.

План семинара

1. Партия как политический институт.

2. Типология партий и партийных систем.

3. Политические партии России: происхождение, идейные ориентации, электорат.

Контрольные вопросы, задания, тесты

1. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:

а) партология;

б) политическая партия;

в) партийная система;

г) массовая политичес­кая партия;

д) фракция;

е) тип партии;

ж) патронажная партия;

з) оппозиция;

и) многопартийная сис­тема;

к) идеологическая пар­тия;

л) партийная система « поляризованного плюрализма».

1. прямые и косвенные проявления общест­венного инакомыслия и недовольства суще­ствующим режимом;

2. группа внутри партии, имеющая особеннос­ти и отличающаяся по идейным, организа­ционным формам;

3. тип партии, являющийся продуктом всеоб­щего избирательного права;

4. механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществле­ние;

5. дисциплина, изучающая формирование и функционирование политических партий;

6. система существенных признаков полити­ческой партии, в которых выражаются со­циальная природа, 7. идейная основа, глав­ная социально-ролевая функция партии, особенности ее внутреннего устройства и преобладающий характер методов деятель­ности;

8. добровольная политическая организация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, деятельность, которой направ­лена на завоевание политической власти либо участие в ее осуществлении;

9. партия, деятельность которой направлена на обеспечение представляемых политичес­кой властью преимуществ для лидера, его штаба и сторонников;

10. партийная система, в которой более двух партий имеют достаточно сильную органи­зацию и влияние, чтобы воздействовать на функционирование правительственных ин­ститутов;

11. партийная система, для которой характер­но наличие антисистемных партий, сущест­вование двусторонних оппозиций, поляри­зация как результат значительного идеоло­гического размежевания;

партия, ориентированная, прежде всего на реализацию неких абстрактных принципов, обозначенных в ее программе.

2. Каковы условия существования двухпартийной системы?

а) конфронтация между двумя по­литическими партиями;

б) полное совпадение взглядов обеих партий;

в) наличие в обществе влиятель­ных политических партий, при­держивающихся сходных взгля­дов и ценностей;

г) раскол общества на два противо­положных лагеря.

3. Когда возникли массовые политические партии?

а) в конце XIX в.; б) после Первой мировой войны;

в) в середине XVIII в.; г) в древнем Риме.

4. Каковы манипулятивные возможности однопартийной сис­темы?

а) отсутствие реального разнообразия политических пристрастий общества;

б) односторонние преимущества в доступе к СМИ;

в) доминирование силовых методов регулирования конфликтов;

г) все перечисленные

5. Как, согласно принятой в политологии классификации, шло становление партий в СССР и затем в России?

а) ни в СССР, ни в современной России вообще нет политических партий в классическом понимании;

б) партии возникали как естественное выражение позиций социальных групп и слоев;

в) партии возникали как объединение вокруг созданной программы;

г) партии возникали как объединение вокруг лидера

6. Какое суждение является правильным?

А) во Франции существует многопартийная система;

б) в Индии существует однопартийная система;

в) в США существует многопартийная система;

г) в Германии существует двухпар­тийная система.

7. Признаками политической партии являются: 1. Организаци­онная упорядоченность. 2. Наличие целей, связанных с властны­ми отношениями в обществе. 3. Наличие лидера. 4. Привержен­ность традициям.

а) 2,3; 6) 1,2,3; в) 1,2; г) 3,4.

Под какими сочетаниями цифр скрывается правильный ответ?

8. Классификация политических партий на кадровые, массовые и строго централизованные, исходящая из оснований и условий приобретения партийного членства, была разработана:

а) американским политологом Ч. Мерриамом в 40-е гг. XX в.;

б) итальянским социологом и политологом В. Парето в конце XIX в.;

в) французским теоретиком М. Дюверже в начале 60-х гг. XX в.;

г) немецким социологом М. Вебером в начале XX в.

9. Чем отличаются массовые партии от кадровых?

а) значительным числом членов;

в) преобладанием идеологической и воспитательной форм деятель­ности;

б) аморфным свободным членством;

г) опорой на профессиональных политиков и финансовую элиту.

10. Назовите особую политическую науку, тематика исследова­ния которой — общественно-политические организации:

а) теология; б) идеология; в) партология; г) фактология.

11. Используя таблицу, покажите взаимосвязь политических партий и заинтересованных групп, их отличия. Каковы средства воздействия заинтересованных групп на курс государственно-политических институтов и политических партий?

Критерии отличия


Партии


Заинтересованные группы


Главная цель


Завоевание власти для реализации определен­ного политического курса

Оказание влияния на политику

Состав

Люди с разнообраз­ными интересами и

разными ориентирами

и установками


Люди, которые пресле­дуют специфические для всех членов инте­ресы и концентрируют внимание главным образом на одной или нескольких проблемах

Определение, форму­лировка политической позиции

Партия должна сфор­мулировать такие политические пози­ции, которые носят общий характер; когда мнения избирателей резко расходятся, большинство кандида­тов пытаются занять средние позиции, чтобы избежать риска потерять ту или иную значительную группу избирателей

Занимают четко выраженные позиции, объединяющие всех

членов данных групп

12. Дайте характеристику однопартийной, двухпартийной и многопартийной политических систем. Проведите сравнение раз­личных партийных систем с точки зрения наличия или отсутствия политического соперничества, возможности выбора для избира­телей, влияния на степень демократичности общества.

13. Почему, в силу каких факторов, причин в США сложилась двухпартийная политическая система? Чем вызвана и как функ­ционирует многопартийная политическая система Италии? Проанализируйте многопартийную политическую систему на приме­ре этой страны.

14. Чем отличаются партии от других политических институтов?

15. Чем различаются партийные системы России, Франции, Китая и США?

16. Проанализируйте партийные ориентации российского элек­тората (по материалам последних президентских выборов).

17. На основе предложенных определений понятия «политическая партия» выявите основные цели, признаки и функции этого по­литического института:

а) «Партия представляет собой организацию людей, объединенных с целью продвижения совместными усилиями национального интереса, руководствуясь некоторым специфическим принципом, относи­тельного которого все они пришли к согласию» (Э. Берк).

б) М. Вебер считал партии «общественными организациями, опираю­щимися на добровольный прием членов, ставящих себе целью за­воевание власти для своего руководства и обеспечение членами со­ответствующих условий (духовных и материальных) для получения определенных материальных выгод или личных привилегий либо того и другого одновременно».

в) «Политическая партия может быть определена как средство органи­зации политической власти, которое характеризуется исключитель­но политическими функциями, стабильной структурой и членством, а также способностью доминировать в политической борьбе» (Ф. Сорауф).

г) «Партия (легальная) — это общественная организация, которая открыто, ставит своей целью установление или удержание контроля (чаще всего в коалиции) над ключевыми позициями в структурах го­сударственной власти и управления через соревнование с другими партиями в электоральном процессе» (А.Н. Кулик).

д) «Партии — это организованные политические силы, объединяющие граждан одной политической тенденции для мобилизации мнения по определенному количеству целей и для участия в органах власти либо для ориентирования власти на достижение этих требований» (Ж.Л. Кермонн).

18. Каковы критерии деления партий на кадровые, массовые и универсальные? Назовите достоинства и недостатки каждого из указанных типов.

19. На основе известных вам исторических фактов определите различные пути формирования партий.

20. Проанализируйте влияние исторических, национально-куль­турных факторов, типа политического режима, государственно-административного устройства на содержание и формы функци­онирования партий и партийных систем?

21. Назовите страны, где существуют однопартийные, двухпартий­ные и многопартийные системы. От каких факторов зависит ха­рактер партийной системы?

22. Устойчивой тенденцией при переходе от тоталитарной к де­мократической системе является «атомизация» политического пространства. В России действует около 200 политических пар­тий и движений. Столько же было в Португалии после свержения диктатуры Салазара в 1975 г. Это явление вызвано в первую оче­редь:

а) бурным ростом политической активности снизу, когда самодостаточ­ной основой политической организации становится локальный круг единомышленников, друзей, коллег;

б) амбициями отдельных общественно активных личностей, «полити­ческих гладиаторов», добивающихся самореализации на политичес­кой арене;

в) массовой дезориентацией общества, утратившего цель и смысл свое­го существования как единого целого (что всегда характерно для его состояния при тоталитарном правлении) и пытающегося методом проб и ошибок обрести новые общественные идеалы.

23. Чем обусловлена перспектива резкого сокращения числа партий и движений, участвующих в политическом процессе страны?

а) неизбежным объединением и слиянием родственных, близких по про­граммным требованиям партий; появлением нескольких массовых, четко организованных партий, постоянно ведущих партийную работу (пропаганду и агитацию) в обществе;

б) эта перспектива в принципе невозможна в демократическом обще­стве, в котором новые «политические карлики» постоянно воспро­изводятся на политической сцене;

в) реальной борьбой за места в парламенте, вынуждающей многочис­ленные партии блокироваться, но только на период предвыборной кампании;

г) апатией масс, их нежеланием участвовать в политической жизни и ситуацией, при которой немногие политически активные люди при­соединяются к ограниченному кругу партий (как правило, радикаль­но противостоящих друг другу).
Учебная игра.

Идейно-политические ориентации российских партий

При подготовке игры следует попросить нескольких студентов познакомиться с программными документами партий, представля­ющих в России различные идейно-политические течения (напри­мер, КПРФ, ЛДПР и «Яблоко») и сопоставить их трактовку следу­ющих вопросов:

а) форма правления;

б) национально-государственное устройство;

в) формы собственности и механизмы хозяйствования;

г) права и свободы граждан;

д) социальная защита;

е) решение национальных проблем.

В ходе учебной игры «представители» конкретной партии кратко излагают ее платформу. Затем проводится анализ и обсуждение этих платформ. Студентам предлагается выяснить: что объединяет и разъединяет платформы этих партий? Какие возможны союзы и коалиции между ними?

Материал о партиях целесообразно представить в сообщениях в форме справок-«визиток» (краткая история эволюции партии, ха­рактеристика ее деятельности, сведения о лидерах и т.д.).

При организации учебной игры необходимо использовать как материалы периодической печати, так и литературу справочного ха­рактера.

Учебная игра завершается (уместнее в форме контрольного за­дания) заполнением студентами таблицы «Программные установки российских политических партий»:

Партия

Форма правления

Национально-государственное устройство

Экономичес­кая модель

Социальная защита

КПРФ













ЛДПР













«Яблоко»



























Приведенная таблица поможет студентам сравнить програм­мные установки современных и дореволюционных российских пар­тий в переломные периоды истории (см.: Сравнительная таблица русских политических партий: Октябрь 1917 г. Пг., 1917; Полити­ческие партии России (программные документы) /Под ред. В.В. Ря­бова и В.И. Добренькова. М., 1994; Тимошенко В.И. Доктрины российских партий // Вести. МГУ. Сер. 12. Политические науки. 1995. № 4; Лысенко В. Проблемы российской государственности и федерализм: позиции политических партий // Власть. 1995 № 12).
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, СООБЩЕНИЙ, РЕФЕРАТОВ

1. Партия как социальный и правовой институт.

2. Партии на выборах, в парламенте и правительстве.

3. «Железный закон олигархизации» Р. Михельса.

4. Оппозиция и ее роль в политической жизни.

5. Партийные ориентации российского электората.

6. Сравнительный анализ партийных систем в странах СНГ.

7. Сравнительная характеристика партийных систем в развитых и переходных об­ществах.

8. Электоральные стратегии российских партий.

9. «Смеховые» партии в России.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРА ТУРА

Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Рос­сийской Федерации: конституционно-правовая основа. М., 1996.

Партии и партийные системы современной Европы. М., 1994.

Коргунюк Ю.Г., Заславский С.Е. Российская многопартийность (становление функционирование, развитие). М., 1996.

Россия: партии, выборы, власть / Под общ. ред. В.Н. Краснова. М., 1996.

Лапаева В.В. Становление российской многопартийности // Социс 1996 № 8.

Холодковский К. Политические партии России и выборы 1995—1996 гг. // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 2.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРА ТУРА

Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 1997. Тема XII.

Общая и прикладная Политология /Под общ. ред. В.И. Жукова Б И Красно­ва. М , 1997. Гл. XXVII.

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1996. Гл. 15

Бейме К. Партии // Политология вчера и сегодня. М., 1992. Вып. 4.

Евдокимов В.Б. Политические партии в зарубежных странах: политико-пра­вовые аспекты. Екатеринбург, 1992.

Кисовская Н. Предприниматели и основные политические партии России (1991—1995) // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 3.

Кулик А. Посттоталитарные партии в политическом процессе: методология ис­следования // Мировая экономика и международные отношения. 1994. № 2, 3.

Пушкарева Г.В. Партии и партийные системы: концепция М. Дюверже // Со­циально-политический журнал. 1993. № 9.

Шмачкова Т.В. Теории коалиций и становление российской многопартийности (Методики рационализации политического процесса) // Полис. 1996. № 5.

Юдин Ю.А. Финансирование политических партий в зарубежных странах // Государство и право. 1996. № 4.

Партийно-политические элиты и электоральные процессы в России. М., 1996.

Тема 8

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Цель семинарского занятия: знакомство с понятием избирательной системы; изучение основных типов избирательных систем; характеристика избирательного права и избирательных процедур; описание технологий избирательных кампаний.

Основные понятия: избирательная система, избирательное право, активное и пассивное избирательное право, избирательная процедура, куриальные выборы, референдум, избирательная кампания, электорат, политический маркетинг, пропорциональная избирательная система, мажоритарная избирательная система, смешанная избирательная система.

План семинара

1. Понятие избирательной системы и основные виды выборов.

2. Пропорциональная и мажоритарная системы голосования. Избирательная компания.

3. Избирательная система и выборы в современной России.
Контрольные задания, вопросы, тесты

1. Укажите, какие из приведенных понятий и определений соот­ветствуют друг другу:

а) референдум;

б) избирательная кам­пания;

в) электорат;

г) избирательное право;

д) мажоритарная изби­рательная система;

е) политический марке­тинг;

ж) избирательная про­цедура;

з)пропорциональная избирательная сис­тема;

и)куриальные выборы;

к) смешанная избира­тельная система;

л) избирательная сис­тема;

м) активное избира­тельное право;

н) пассивное избира­тельное право.

1. комплекс мероприятий в области исследо­ваний политического рынка, по изучению поведения избирателей и воздействия на них с целью победы кандидатов на выбо­рах;

2. контингент избирателей, голосующих за какую-либо партию на выборах;

3. избирательная система, при которой из­бранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство го­лосов;

4. мероприятия государства по организации и проведению выборов;

5. особый тип всенародного голосования, объ­ектом которого является не тот или иной кандидат, а какой-либо важный государст­венный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всего населения страны;

6. избирательная система, при которой голо­сование осуществляется по партийным спискам и распределение кандидатов между партиями строго пропорционально числу поданных голосов;

7. порядок организации и проведения выбо­ров в представительные учреждения или индивидуального руководящего представи­теля (например, президента страны), за­крепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельнос­ти государственных и общественных орга­низаций;

8. право гражданина выступать в качестве из­бираемого;

9. участие в выборах избирателей, разделен­ных по национальному, профессионально­му и др. признакам;

10. процесс выдвижения кандидатов в депута­ты, агитация за них, борьба за голоса и симпатии избирателей;

11. право гражданина выступать в качестве из­бирающего;

12. избирательная система, при которой одна половина кандидатов избирается по мажо­ритарному, а другая — по пропорциональ­ному принципу;

13. совокупность юридических норм, регулиру­ющих участие граждан в выборах, органи­зацию и проведение последних, взаимоот­ношения между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва неоправдавших дове­рие избирателей выбранных представите­лей.

2. Каким избирательным правом пользуется гражданин, пришед­ший в день голосования на избирательный участок?

а) активным избирательным правом; б) пассивным избирательным правом;

в) и тем, и другим; г) никаким.

3. Современной формой непосредственной демократии является референдум. В какой стране состоялся первый в истории рефе­рендум?

а) Великобритания; б) Швейцария; в) США; г) Франция.

4. Исследование политического рынка в период проведения из­бирательной кампании предполагает выделение сегментов элек­тората. Какие из указанных признаков являются наиболее важ­ными для выделения его сегментов?

а) демографические данные (пол, возраст); б) уровень доходов;

в) семейное положение; г) партийная идентификация;

д) эмоциональные ориентации; е) религия; ж) этнический состав.

5. С какого возраста граждане Российской Федерации обретают избирательные права?

а) с 16 лет; б) с 18 лет; в) с 21 года; г) после выхода на пенсию;

д) с рождения

6. По какой избирательной системе осуществляются выборы в Государственную Думу?

а) по мажоритарной; б) по пропорциональной; в) по смешанной.

7. Вы решили выдвинуть свою кандидатуру на выборах в Госу­дарственную Думу. Какое количество подписей вам необходимо собрать, чтобы зарегистрироваться в качестве кандидата?

а) 100 тысяч; б) 200 тысяч; д) 1 миллион. 300 тысяч; г) 500 тысяч;

Достаточно ли для регистрации кандидата собрать нужное ко­личество голосов в одном или двух регионах?

8. Вы пришли на свой избирательный участок в день голосова­ния исполнить гражданский долг и отдать голос за выбранного вами кандидата. По какому документу, удостоверяющему вашу личность, вы можете получить бюллетень?

а) по водительским правам; б) по студенческому билету;

в) по читательскому билету библиотеки; г) по общегражданскому паспорту;

д) по военному билету военнослу­жащего запаса; е) по заграничному паспорту;

9. Предположим, вы пришли на свой избирательный участок в день голосования. Ваши документы, удостоверяющие личность, в порядке, но член участковой избирательной комиссии не обнаруживает вашу фамилию в списке избирателей. Как в таком слу­чае следует поступить?

а) уйти, не проголосовав;

б) написать жалобу в Центральную избирательную комиссию;

в) потребовать внести вашу фами­лию в дополнительный список голосующих;

г) устроить митинг протеста.

10. Вы получили бюллетень, но по ошибке поставили отметку против фамилии того кандидата, за которого не собирались голо­совать. Как в таком случае следует поступить?

а) оставить все как есть, опустить бюллетень в избирательную урну;

б) в письменной форме сообщить в бюллетене о своей ошибке и опустить его в избирательную урну;

в) порвать бюллетень и уйти, не проголосовав;

г) обратиться в участковую избирательную комиссию с просьбой выдать новый бюллетень взамен испорченного;

д) неправильно заполненный бюллетень унести с собой в кармане.

11. Представьте себе, что вы решили баллотироваться на выбо­рах. Ваш соперник — искушенный политик, длительное время находившийся у власти. Какую тактику вы изберете?

12. Некоторые футурологи, отмечая высокие темпы развития ин­формационных технологий, предрекают в будущем введение ком­пьютерной системы голосования, при которой каждый избира­тель, используя глобальные сети, сможет голосовать, не выходя из собственного дома. Попытайтесь определить возможные «из­держки» и возможную «прибыль» такой системы.

13. Сравните достоинства и недостатки мажоритарной и пропор­циональной избирательных систем. Заполните таблицу:




Мажоритарная система

Пропорциональная система

Достоинства

1.

2.

3.

1.

2.

3.

Недостатки

1.

2.

3.


1.

2.

3.


14. Сравните избирательные системы в дореволюционной Рос­сии, Советском Союзе (70—80-е гг. ) и современной России по следующим параметрам:

а) избирательное право; б) степень предвыборной конкуренции.

Попробуйте сформулировать тенденции развития избира­тельного права в российской политической истории.

15. Обладаете ли вы в настоящий момент правом быть избран­ным Президентом Российской Федерации?

16. Может ли Президентом России стать гражданин другого го­сударства?

17. Представьте, что вы баллотируетесь в депутаты Государст­венной Думы. За вас проголосовало 49% избирателей вашего избирательного округа. Ваши конкуренты получили соответст­венно — 31, 10, 5, 3 и 2% голосов. Можно ли вас поздравить с избранием?

18. В стране Х избирательными правами пользуются граждане, имеющие определенные размеры доходов и собственности. К ка­кому виду относятся выборы, проводимые в данном государстве?

19. Чем прямые выборы отличаются от косвенных?

20. Представьте себе выборы, проходящие по олимпийской сис­теме, в которых борьбу между собой ведут три кандидата: К, Р, Т. Известно, что избиратели симпатизируют К больше, чем Р (К > Р), а Р предпочитают больше Т (Р > Т), но в то же самое время Т предпочтительнее К (Т > К). К > Р > Т > К.

В первом туре выборов встречаются кандидаты К и Р. Победу одерживает К.

Во втором туре состязаются Р и Т. Побеждает Р.

В заключительном туре борьба разворачивается между Т и К. Большинство голосов получает Т.

Но если по окончанию выборов спросить избирателей, то можно услышать, что они предпочли бы видеть депутатом К. Таким образом, избран далеко не тот кандидат, которого желали бы видеть депутатом избиратели. Этот парадокс был описан еще в XVIII в. французским академиком Кондорсе. Можно ли логи­ческим путем разрешить данный парадокс? Как организовать вы­боры, чтобы избежать парадокса Кондорсе? Почему опросы типа «Кто из двух кандидатов кажется Вам наиболее предпочтительными» только запутывают, а не проясняют картину реальных симпатий избирателей?

21. Предположим, что предвыборная борьба осуществляется между тремя кандидатами: А, Б и В. Соотношение голосов выгля­дит следующим образом: А — 120, Б — 119 и В — 100. При этом:

а) одна половина электората В может проголосовать за А, а другая — за Б;

б) электорат А не проголосует за Б;

в) электорат Б не проголосует за А.

В таком случае, если во второй тур проходят кандидаты А и Б, то каждый из них в дальнейшем получает дополнительно по 50 голосов электората В.

А: 120+50=170

Б: 119+50=169

В конечном итоге побеждает А с перевесом в 1 голос.

На следующих выборах А, желая получить больший отрыв от Б, проводит более активную избирательную кампанию и «заби­рает» от Б в первом туре 40 голосов.

Таким образом, в первом туре А получает 120+40=160 голо­сов.

Б — 119 - 40=79 голосов

В — 100 + 0=100 голосов

Во второй тур проходят А и В. Но мы помним, что электорат Б (а он составляет 79 голосов) не проголосует за кандидата А. Он отдает свои голоса кандидату В. Таким образом В присоединяет к своему электорату (100 голосов) электорат Б (79 голосов) и по­беждает.

А — 160 голосов

В—179 голосов (100+79)

Покажите, в чем заключается ошибка кандидата А? Каким образом должен был построить свою кампанию А, чтобы избе­жать подобного поворота событий?

22. В политической науке известна теорема Гиббарда — Сэттертуэйта, которая звучит следующим образом: «Если кандидатов не менее трех, то единственным неманипулируемым правилом голо­сования является диктаторское» (диктаторской считается избирательная система, при которой результат голосования зависит от одного голоса). Попытайтесь доказать или опровергнуть дан­ную теорему.

23. Французский политолог М. Дюверже сформулировал «три социологических закона» взаимосвязи партийной и избиратель­ной систем. Их основные положения таковы:

— пропорциональная избирательная система обусловливает возникно­вение и существование многопартийной системы, характеризую­щейся автономностью партий и их жесткой структурой;

— абсолютная мажоритарная система влияет на формирование много­партийной системы, в которой партии занимают гибкие позиции и стремятся к поиску консенсуса и компромисса;

— относительная мажоритарная система порождает двухпартийную систему.

Попытайтесь объяснить характер взаимосвязи между различ­ными избирательными и партийными системами. Приведите из­вестные вам примеры, подтверждающие эти законы.
Деловая игра.
Технология избирательной кампании


Игра тщательно готовится участниками заранее. В ней принима­ют участие 30—40 человек. Время проведения игры 90 минут. Фор­мируются 3—4 команды — «партии» по 4—5 человек. «Беспар­тийные» учащиеся образуют «электорат». Задача «партий» — привлечь на свою сторону как можно больше «избирателей». Каж­дая «партия» определяет свою политическую «нишу», идейно-по­литическую платформу и готовит «предвыборную программу». Игра состоит из 5 блоков.

Блок 1 (организационный). Каждая команда создает штаб из­бирательной кампании, разрабатывает его структуру и распределя­ет функции между его структурными единицами. Структура каждого штаба изображается графически и комментируется устно одним из игроков команды. Каждая команда представляет свой план и график проведения избирательной кампании (на 17 недель), в котором подробно и последовательно указываются все мероприятия предвыборной кампании.

Блок 2 (подготовительный). Каждая команда накануне игры проводит исследование «политического рынка». Объектами изучения являются социально-экономические параметры различных групп избирателей (доход, образование, профессионально-квалификационный уровень), демографические показатели (пол и возраст избирателей), социальные признаки (принадлежность к классу или социальной группе, традиции и образ жизни), поведенческие характеристики электоральных групп (доверие к партии, доминирующие нормы политической культуры, склонность к политическому участию). В результате создается «карта» электората, определя­йся его основные сегменты, сторонники, противники и колеблющиеся группы электората. Определяются основные конкуренты, их сильные и слабые стороны.

Блок. 3 (имиджелогия). Каждая команда формирует имидж своего кандидата, исходя из представлений об основных сегментах политического рынка, основных потребностях и интересах избирателей. Разрабатываются различные методы предвыборной агитации. Один кандидат от каждой «партии» в течение 3 минут выступает по «телевидению», в течение 2—3 мин отвечает на вопросы телезрителей» и заявления оппонентов. Все участвующие в игре группы выпускают по экземпляру агитационной «листовки». При продвижении политического имиджа могут быть «проиграны» такие формы его актуализации, как «выступление на митинге», встреча с избирателями». Также определяются другие формы работы с избирателями.

Блок 4 (последний этап). Состязающиеся группы проводят опрос среди «электората», в ходе которого определяются политические предпочтения и намерения принять участие в выборах. Каждая команда получает последнюю возможность сделать заявление накануне «выборов» в течение 2 мин.

Блок 5 (выборы). Из числа наблюдающих формируется «избирательная комиссия» и определяются наблюдатели от «партий». Затем осуществляется «голосование» и «подсчет» голосов.

Результаты игры подсчитываются в баллах.

Блок 1 — от 0 до 5 баллов;

Блок 2 — от 0 до 7 баллов;

Блок 3 — от 0 до 7 баллов;

Блок 4 — от 0 до 5 баллов;

Блок 5 — от 0 до 12 баллов.

а) 12 баллов за 1-е место на «выборах»;

б) 9 баллов за 2-е место на «выборах»;

в) 6 баллов за 3-е место на «выборах»;

г) 3 балла за 4-е место на «выборах».

Полученные баллы суммируются. Таким образом, учитываются не только «победа на выборах», но и умение грамотно провести из­бирательную кампанию.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ

1. Ретроспективный и сравнительный анализ избирательных систем.

2. Пропорциональная и мажоритарная избирательные системы: «плюсы» и «ми­нусы».

3. Порядок проведения и организация референдума в демократических странах.

4. Политический маркетинг.

5. Технология проведения избирательной кампании.

6. Основные способы формирования политического имиджа кандидата в депутаты.

7. Финансирование избирательных кампаний.

8. Избирательное право и избирательная система в современной России.

9. Взаимосвязь избирательных и партийных систем.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРА ТУРА

Автономов А.С. Основные категории и институты избирательного права. М., 1995.

Автономов А.С.. Морозова Б.Г. Избирательная кампания. М., 1995.

Избирательные системы и наблюдение за выборами. М., 1995.

Лейкман Э., Ламберт Дж. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательной систем. М., 1958.

Лысенко В.И. Выборы в представительные органы в новой Европе: политический опыт и тенденции 80—90-х годов. М., 1994.

Никитин. А.Ф. Избирательное право. Избирательный процесс. М., 1996.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРА ТУРА

Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1994. Гл. V, § 6—8. Общая и прикладная политология / Под общ. ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М., 1997. Гл. XV, LV.

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1996. Гл. 22.

Алексеров Ф., Ортешук П. Выборы, голосование, партии. М., 1995.

Выборы. Федеральное законодательство. М., 1996.

Постников А.Ж. Избирательное право России. М., 1996.

Степанков И.М., Аверин Ю.П., Розенталь Э.И. Избирательная кампания: стратегия, тактика, психологические аспекты. М., 1995.

Технология и организация выборных кампаний. Зарубежный и отечественный опыт. М., 1993.

Холодковский К.Г. Как выбирают парламент в странах Европы, Америки, Азии... М., 1993.

Ильясов Ф.Н. Политический маркетинг, или как «продать» вождя // Полис. 1997. № 5.

Мерло П. Избирательные кампании и проблемы их подготовки: «равное игровое поле» и демократические выборы // Полис. 1995. № 4.

Мерфин Р. Технология избирательной кампании в США// Полис. 1991. № 3.

Комаровский К.С. Демократия и выборы в России: теория и история вопроса // Социс. 1996. № 6.

Собянин А., Суховольский В. Как организовать контроль на выборах? М., 1995.

Таагепера Р., Шугарт М.С. Описание избирательных систем // Полис. 1997. № 3
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
написать администратору сайта