РАЗДЕЛ IV. Методические рекомендации по изучению дисциплины для преподавателей
Курс «Технологии риторического образования» имеет четко выраженную профессионально-педагогическую направленность.
Высокий уровень речевой (коммуникативной) ответственности бакалавра педагогического образования требует целенаправленной работы по формированию коммуникативной компетенции выпускников.
Цели освоения дисциплины «Технологии риторического образования»: овладение основами современного риторического образования, приобщение к европейской риторической культуре – культуре мысли и слова, реализация технологических подходов в рамках риторической образовательной модели, формирование базовых компетенций: коммуникативной компетенции (способности решать языковыми средствами коммуникативные задачи в различных сферах и ситуациях общения, в том числе и педагогических), педагогической компетенции (осознания публичного слова как важнейшего инструмента в профессиональной деятельности) и культурно-языковой компетенции (естественного владения не только процессом речепорождения и речевосприятия, но и установками культуры, поскольку культурные смыслы значительно влияют на речевые стратегии и тактики), создание условий для формирования личности, способной в результате обучения прийти к осмысленному моделированию авторской риторической концепции.
Задачи курса
Дать систематические знания в области теории современной общей русской риторики.
-
Дать комплекс теоретических знаний в области частной, профессионально ориентированной риторики, сосредоточив особое внимание на знаниях инструментальных.
Сформировать практические риторические умения и навыки.
Повысить уровень коммуникативной и педагогической компетенции студентов, усилить мотивацию изучения филологических дисциплин на коммуникативной основе.
Курс имеет практическую направленность, потому что главное внимание в нем уделяется выработке коммуникативно-речевых умений.
Практические риторические умения и навыки:
студент должен овладеть методикой риторического анализа;
усвоить основы речевого мастерства в профессионально значимых риторических ситуациях;
получить навыки эффективного речевого поведения в актуальных ситуациях общения.
В результате изучения дисциплины студенты овладевают следующими знаниями, умениями и навыками:
Знания:
- основ европейской риторической культуры – культуры мысли и слова;
- особенностей профессиональной речи и профессиональной риторической культуры;
- способов обработки и переработки информации;
- общих принципов редактирования и стилистической правки;
- различных средств коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;
- особенностей реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества;
- основ просветительской деятельности.
Умения:
- интерпретировать условия поликультурной образовательной среды;
- анализировать и создавать тексты профессиональной направленности;
- подготовить и отредактировать устный и письменный тексты профессионального содержания;
- применить знания об общих принципах редактирования и стилистической правки в профессиональной деятельности;
- использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации в учебной и профессиональной деятельности;
- учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;
- учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся;
- использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов;
- бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;
- участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях;
- анализировать и оценивать степень эффективности своей и чужой речи;
- осмысленно моделировать авторскую риторическую концепцию.
Навыки:
- владения основами современного риторического образования;
- реализации технологических подходов в рамках риторической образовательной модели;
- решения языковыми средствами коммуникативных задач в различных сферах и ситуациях общения, в том числе и педагогических;
- владения публичным словом как важнейшим инструментом в профессиональной деятельности;
- естественного владения не только процессом речепорождения и речевосприятия, но и установками культуры, поскольку культурные смыслы значительно влияют на речевые стратегии и тактики;
- различными способами вербальной и невербальной коммуникации;
- способами обработки и редактирования текстов, способами оформления и предъявления письменного и устного текста в зависимости от требований ситуации;
- навыками исправления ошибок и редактирования текстов профессиональной направленности;
- владения способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса (в том числе в условиях поликультурной образовательной среды);
- навыки речевой коммуникации в профессиональной сфере с учетом требований культуры русской речи и риторики.
Основные методические формы организации учебной деятельности ориентированы на реализацию профессионально-деятельного подхода к обучению. Ведущими формами работы являются практические задания и СРС, в рамках которых организуется решение риторических задач и упражнений, проведение различных тренингов, деловых игр и выполнение творческих работ. Количество лекций обусловлено спецификой учебного плана. Теоретические основы курса закладываются на лекционных занятиях.
Критерии оценки
ЗАЧЕТ – от 70% и более поставленных вопросов получили четко сформулированные квалифицированные ответы в полном объеме, студент проявил повышенную научную и образовательно-культурную эрудицию.
НЕЗАЧЕТ – менее 70% поставленных вопросов получили плохо сформулированные ответы в недостаточном объеме, студентом была проявлена слабая научная и образовательно-культурная эрудиция.
1 Дата обращения: 28.10.2012. Все адреса и наименования web-сайтов проверены и исправлены по состоянию на дату обращения.
2 Ноутбук (компьютер) с аудиоколонками, видеопроектор, интерактивный экран.
|