Главная страница
Навигация по странице:

Технологии риторического образования УМК 2014. Министерство образования и науки российской федерации


Скачать 1.41 Mb.
Название Министерство образования и науки российской федерации
Анкор Технологии риторического образования УМК 2014.doc
Дата 01.05.2017
Размер 1.41 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Технологии риторического образования УМК 2014.doc
Тип Учебно-методический комплекс
#5360
страница 11 из 18
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   18

4. Словарь терминов (глоссарий)

 Термины «риторика» (греч. rhetorike), «ораторское искусство» (лат. orator < orare – «говорить»), «витийство» (устар., старославянск.), «красноречие» (русск.) синонимичны.

 греч. rheo – «говорю, лью, теку» > производное от него rhetor – «ритор, оратор» > rhetorike – «риторика» или rhetorike techne – «мастерство и искусство ораторской речи».

 Древние греки определяют риторику как «искусство убеждения», т. е. как воздействие на других людей (Горгий, Исократ, Платон – V-III вв. до н. э.).

 Римские риторы определяют риторику как «искусство говорить хорошо», хорошо и со стороны достижения коммуникации, понимания, и с позиций эстетики, украшения самой речи (Квинтилиан – I в.)

 Три начала становления риторики: Риторика = пафос + логос + этос:

1) эстетическое начало, искусство (пафос);

2) рациональное, научное начало (логос);

3) этическое начало (этос).

 В качестве предмета риторики, таким образом, традиционно понимали:

1) искусство убеждать с помощью слов;

2) науку об искусстве убеждать с помощью слов;

3) непосредственно сам процесс убеждения, основанный на моральных принципах.

 Гиперидея (гиперконцепт) современной риторики состоит в том, что риторика – это уникальный «ключ» к тайне личности, ее индивидуальности. формула риторики в нашем понимании распределяет акценты следующим образом:

стратегия – этос, тактика – логос (содержание) и пафос (форма) в ---сбалансированном соотношении, в абсолютной гармонии друг с другом.

 Этос как стратегия объединяет логос и пафос как тактические составляющие риторического процесса, объединяет научное и эстетическое начало риторики.

 Тактика – это средства реализации стратегии – воздействие посредством убеждения (греческая традиция, в доминанте логос) и эстетика в коммуникативных целях как путь к пониманию (римская традиция, в доминанте пафос).

 Современная тактическая система складывается из нескольких составляющих, которые мы назвали интеллектуальными риторическими технологиями и приемами. Интеллектуальные риторические технологии и приемы – это те «ключи», которые позволяют открыть тайну и мир личности или приблизиться к их пониманию. Именно эти технологии обнажают движение индивидуальной, личностной, авторской мысли каждого отдельного человека.

 Концепт – это глобальная мыслительная (ментальная) единица, квант (порция, часть) структурированного знания. Человек мыслит концептами стратегические риторические процессы проблемизации и параллелирования.

 Проблемизация речи – это представление содержания речи в индивидуально-авторском, проблемном освещении, которое опять-таки раскрывает различные грани личности человека, творящего речь. Проблемизация – это средство сделать личное достоянием общественности, открыть всеобщее в индивидуальном.

 Основу проблемизации составляет процесс риторического параллелирования: выражение (в соответствии с классической традицией) внутреннего через внешнее. Этот процесс позволяет раскрыть многовариантность проблем в доступных для понимания и облегчающих взаимопонимание параллелях и множественных связях различных миров: мира природы, мира человека и внутреннего мира души.

 Интеллектуальные тактические риторические технологии и приемы проблемизации речи (ветви проблем) и риторической параллелистики.

 Технологии уподобления и ассоциации: работа прежде всего со смыслом.

 Приемы интерпретационного «ключа» и псикоров, т. е. психогенных компонентов речи (термин П.С. Таранова): работа прежде всего с формой.

 Основные специфические черты риторики: контактная, харизматическая, антропоцентрическая, универсальная.

 Основные (доминантные) функции риторики: когнитивная и онтологическая

 Методы онтопсихологии в риторике: онтопсихология изучает, каким образом в процессе жизни, под влиянием обстоятельств формируется творческая индивидуальность с присущим именно ей духовным миром, стремлениями, ценностями, сферами отношений, представлениями о себе, о других и их роли в жизни, о своем предназначении. Онтопсихология исследует, как именно эта неповторимая индивидуальность строит свою жизнь, реализует себя в деятельности, творчестве, общении.

 Стратегия должна всегда носить исключительно авторский характер (это своего рода самоопределение личности) и непременно основываться на этических началах.

 Болевые точки» риторики: речевой ступор; экспромтная, импровизационная основа речи; «речевой СПИД» - амфиболия (термин П.С. Таранова); деградационная цепочка речи; закон пучка; формула времени ожидания результата; общая дисгармонизация общения.

 Современная риторика - это теория и мастерство эффективной (т. е. целесообразной, воздействующей и гармонизирующей) речи.

 Коммуникативная компетенция – это способность решать языковыми средствами коммуникативные задачи в различных сферах и ситуациях общения, в том числе и педагогических.

 Педагогическая компетенция – это осознание публичного слова как важнейшего инструмента в профессиональной деятельности.

 Культурно-языковая компетенция – это естественное владение не только процессом речепорождения и речевосприятия, но и установками культуры, поскольку культурные смыслы значительно влияют на речевые стратегии и тактики.

 Основу содержания обучения риторике составляют четыре базовых компонента.

1. Риторические знания (общие и частные, профессионально ориентированные).

Четыре категории риторических знаний:

1) этапы порождения речи (поиск содержания; расположение материала; выражение, словесная орнаментация; память, запоминание; произнесение);

2) теория фигур – тропология;

3) теория жанров;

4) теория стилей.

2. Практические риторические умения и навыки:

1) овладеть методикой риторического анализа;

2) усвоить основы речевого мастерства в профессионально значимых риторических ситуациях;

3) получить навыки эффективного речевого поведения в актуальных ситуациях общения.

3. Базовые понятия коммуникативной, педагогической, культурно-языковой компетенций как высшего уровня риторического мастерства, поскольку конечная цель обучения – формирование языковой (риторической) личности, обладающей этими тремя видами компетенции.

4. Содержание и логическая структура авторской риторической концепции (стратегия обучения) и тактической модели процесса обучения риторике с ее философскими, лингвистическими, эмоционально-психо-логическими, дидактическими и методическими обоснованиями.

 Языковая (риторическая) личность – это человек, обладающий способностью создавать и воспринимать тексты.

 Правило пяти «Я» языковой личности: Я - физическое, Я - социальное, Я – интеллектуальное, Я – эмоциональное, Я – речемыслительное. Эти ипостаси языковой личности имеют разные формы воплощения.

 Методы риторики подразделяются на две группы.

I. Методы риторического анализа:

ð сравнительно-исторический анализ (ключевые слова и контент-анализ, структура риторического идеала);

ð выявление аргументативной структуры риторического произведения;

ð дискурс-анализ речевого взаимодействия в беседе (диалоге);

ð риторический анализ устного монологического выступления (выявление смысловой структуры, анализ риторической ситуации, анализ речевого произведения говорящего и др.

II. Методы риторического синтеза:

ð построение аргументативной системы;

ð система риторических техник (диалогическая речь) – техника вопроса, техника речевой оценки, техника интервью, техника деловой (профессиональной, в том числе учебной) беседы; техника ведения делового собрания;

ð система риторических техник (монологическая речь) – техника разработки смысловой структуры речи, техника подготовки к публичному выступлению (включая технику оценки аудитории), техника ведения речи; техника ответа на вопросы; техника демонстрации иллюстрированного и вспомогательного материала, техника «квантования» речи и управления вниманием аудитории.

 Основные методические формы организации учебной деятельности ориентированы на реализацию профессионально-деятельностного подхода к обучению:

ð использование риторических задач и упражнений;

ð организация различных тренингов;

ð подготовка и проведение деловых игр;

ð выполнение творческих работ.

 Содержание и логическая структура курса риторики (схема модели авторской риторической концепции в самом общем виде). Курс состоит из трех основных разделов: основные положения риторики, общая риторика (классическая риторика в проекции на современные теории) и частная (педагогическая) риторика (методика преподавания школьной риторики).

 Учебный комплекс по риторике состоит из следующих компонентов.

1. Учебные пособия: теория; история (исторические сведения); практика; методика.

2. Первоисточники (хрестоматия) – образцы риторических произведений.

3. Словарь терминов, которые используются в риторике – основа для полноценного освоения учебных пособий и первоисточников. + Программы, литература

 Общая риторика в греческой традиции, восходящей к Аристотелю, насчитывает следующие разделы:

1) образ оратора;

2) изобретение – содержание речи;

3) композиция – расположение речи;

4) речевые эмоции;

5) стиль речи (слововыражение и произношение).

 Общая риторика в римской традиции, восходящей к Цицерону и Квинтилиану, включает пять разделов:

1) изобретение (лат. inventio – что сказать?);

2) расположение (лат. dispositio – где сказать?);

3) выражение (лат. elocutio – как сказать?);

4) память (лат. memoria);

5) произношение и телодвижение (лат. pronuntiatio).

Каждый из разделов показывает определенный этап подготовки и реализации речи.

 Предметом современной общей риторики, по определению А.К. Михальской, являются два основных процесса.

• Общие закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, сферах деятельности.

• Практические возможности использования общих закономерностей речевого поведения для того, чтобы сделать речь эффективной.

 Разделы современной общей риторики: риторический канон как совокупность трех этапов (изобретение – что сказать; расположение (в какой последовательности); словесное выражение (как, какими словами); публичное воздействие; межличностное речевое воздействие; риторика повседневного (непрофессионального) общения; этнориторика.

 Предмет и разделы частной риторики: в частной риторике рассматриваются правила и рекомендации к ведению речи в отдельных родах и жанрах словесности.

 Сферы «повышенной речевой ответственности»:

ð дипломатия;

ð медицина;

ð педагогика;

ð юриспруденция;

ð административная и организационная деятельность;

ð социальная помощь;

ð журналистика;

ð торговля и услуги.

 Сравнительно-историческая риторика – это новая лингвокультурологическая дисциплина риторического круга, задачей которой является разработка методов анализа и описания риторического идеала и логосферы.

 Риторический идеал – это исторически сложившийся высший речевой образец, который отражает общериторическую культурную парадигму как систему категорий, представляющих наиболее общие требования к речи и речевому поведению. Набор элементов (категорий) и их особый статус в этой парадигме обусловлены общеэстетическими и этическими идеалами определенной культуры и выражает их существенные черты.

 Логосфера (термин введен французским структуралистом Р. Бартом в работе «Война языков») – это речемыслительная область культуры. Логосфера в широком понимании – это вся огромная область культуры, наполненная «словами и идеями». Логосфера в узком понимании – это единая структура мысли и речи, общие принципы, которые определяют эту речемыслительную, или мыслеречевую, структуру.

 Под речевым событием понимается конкретный факт речевой активности, направленный на создание и понимание текста в целях общения. Речевое событие – это основная единица речевого общения (коммуникации), это некое законченное целое со своей формой, структурой, границами (школьный урок, конференция и т. д.).

 Составляющие речевого события: дискурс + речевая ситуация.

 Дискурс – это текст в совокупности с экстралингвистическими характеристиками акта общения (прагматическими, социокультурными, психологическими и др.), т. е. текст, взятый в событийном аспекте.

 В понятие речевой ситуации входят две стороны.

1. Денотативная, описываемая ситуация (то, что составляет содержание высказывания – его тему);

2. Ситуация общения – «сцена» (условия и обстановка, в которой происходит речевое общение) и «действующие лица»:

1) где говорим? (в официальной или неофициальной обстановке);

2) с кем? (с одним человеком (1 – 1), со многими людьми (1 – много) – отношения между участниками общения);

3) с какой целью? (общение, сообщение, воздействие).

Итак, речевая ситуация (5 составляющих) = содержание высказывания + условия и обстановка + участники + отношения между ними + цели общения.

 Коммуникативная (риторическая) ситуация в определенном смысле соотносится с речевой ситуацией. Однако коммуникация включает в себя речь. Речь есть важнейшее (но не единственное) средство, орудие осуществления коммуникативного процесса. Таким образом, понятие коммуникативной ситуации шире понятия речевая ситуация.

 Семь символов модели риторической ситуации (объем оперативной памяти человека).

1. КТО ГОВОРИТ? – знание личности говорящего поможет понять и оценить его возможности, спрогнозировать характер его действий.

2. КОМУ ГОВОРИТ? – учет адресата позволит выяснить, как он воспринимает высказывание, как оценивает его.

3. ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ? – оценка обстоятельств обеспечит и оценку речи.

4. ЧТО ГОВОРИТ? – оценка содержания, его организации, структуры, позиции говорящего, пишущего.

5. ЗАЧЕМ? – какова цель, открытая или тайная, личная или общая.

6. КАК ВЫРАЖАЕТ МЫСЛЬ? – оценка речевых умений, владения языком, невербальными средствами, стилями, нормами.

7. КАКОВ РЕЗУЛЬТАТ РЕЧИ? – если результат (обратная связь) имеет форму ответа, реплики в диалоге, то вся цепь оценок повторяется.

 Понятие коммуникативной (риторической) ситуации (7 составляющих) соотносится с риторической моделью речевого акта. Понятие речевой ситуации (5 составляющих) в значительной степени определяется в рамках культуры речи как области знания, определяющей теоретические основы риторики. Риторическая ситуация включает еще элокуцию (украшение речи, как говорим – основной раздел классической риторики) и перлокуцию (воздействие, результативность речи).

 Речевое действие (акт, поступок) – поступок с помощью слов, это основная единица речевого поведения человека, реализующая одно речевое намерение (тактика) и служащая для достижения определенного результата, определенной цели (стратегия).

 Основополагающий принцип общей риторики – это принцип гармонии риторического события, согласно которому все элементы речевого события – компоненты речевой (и – шире – риторической) ситуации и сама речь (дискурс) – должны соответствовать друг другу, т. е. должны быть соразмерны, уравновешены, должны составлять гармоничное единство.

 Основные свойства личности оратора, существенные для эффективности речи: 1) обаяние, 2) артистизм, 3) уверенность, 4) дружелюбие, 5) искренность, 6) объективность, 7) заинтересованность (увлеченность).

 Законы и принципы современной общей риторики: закон гармонизирующего диалога; закон продвижения и ориентации адресата; закон эмоциональности речи; закон удовольствия.

 Закон гармонизирующего диалога: эффективное (гармонизирующее) речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации.

 Закон продвижения и ориентации адресата: слушатель с помощью говорящего должен быть сориентирован «в пространстве» речи, чтобы он чувствовал, что вместе с говорящим он продвигается к цели.

 Закон эмоциональности речи: от говорящего требуется непременная работа чувства и субъективное переживание по поводу предмета речи, а также умение выразить свои эмоции в речи, сделать ее выразительной, экспрессивной (цветы красноречия, средства усиления выразительности).

 Закон удовольствия: речь тогда и потому действенна, когда доставляет удовольствие слушателю (собеседнику), необходимо сделать общение приятным.

 Риторические технологии и приемы. Технология (греч. techne – искусство, ремесло, наука и loqos – понятие, учение) – это совокупность знаний о способах и средствах организации тех или иных процессов.

 Риторическая технология – это модель целесообразной риторической деятельности с гарантированным достижением цели взаимопонимания, гармонии и сопричастности.

 Эволюционно-генетическая модель развития риторики.

 Типология публичных выступлений в соответствии с поставленной целью:

• информационное выступление – информировать;

• протокольно-этикетное выступление – соблюсти протокол;

• агитационное выступление – убедить;

• развлекательное выступление – развлечь.

 Особенности информационного выступления:

• цель – сообщить сведения, информировать аудиторию (легче эпидейктической и аргументирующей);

• два правила информационной речи, обеспечивающие успех: сделать речь интересной для слушателей («изюминка речи») и сделать передачу информации эффективной – полной и структурированной, речь должна быть ясной;

• разновидности информационного выступления: описание, повествование, объяснение.

 Особенности эпидейктической (торжественной) речи:

• цель – выразить свое видение (понимание) добра и зла, прекрасного и постыдного;

• основное правило – воодушевить слушателей, призыв к чувствам;

• разновидности эпидейктической речи: юбилейная речь, приветственная (застольная; тосты), надгробная и др.

 Особенности аргументирующей речи:

• цели – убедить, что выражаемые идеи истинны; сделать их понятными; показать, что они близки аудитории;

• два правила аргументирующей речи: обеспечить эффективную аргументацию с помощью особых приемов (эмоциональность, апелляция к жизненным фактам, лаконизм, персонификация излагаемых идей, незлоупотребление логическим давлением и др.) и избегать помех восприятию аргументации (противоречие информации ранее полученной, многократное повторение, обилие аргументов, речевые ошибки, узнаваемость источника информации и др.);

• виды аргументации как процесса приведения доказательств и объяснений в систему для обоснования какой-либо мысли: нисходящая и восходящая; односторонняя и двусторонняя (+ и –); индуктивная и дедуктивная; опровергающая и поддерживающая;

• разновидности аргументирующей речи: убеждающая и агитирующая.

 Беседа – это жанр диалогической речи, беседа определяется как один из видов разговора и искусство гармоничного диалогического соразмышления. Подлинная беседа – всегда диалог, а не совокупность одновременных монологов. Беседа отличается наличием целого ряда характерных признаков:

• продолжительный неторопливый разговор;

• диалог или полилог;

• наличие общей темы и задачи разговора;

• взаимообмен мнениями, новостями, впечатлениями, оценками, мыслями, чувствами и т. д.;

• собеседники – союзники в разговоре, составляющие органичное целое, а не соперники;

• доминирующая стратегия солидарности и согласия.

 Четыре основных типа бесед.

1) Непринужденная беседа с близкими или хорошо знакомыми людьми.

2) Первая беседа с незнакомым человеком – «беседа – разведка». К ней близка «беседа – игра», или «светская беседа».

3) Деловая беседа, тема и ход которой определены профессиональными или деловыми интересами и задачами, официальная, часто с иерархией участников (начальник – подчиненный).

4) Застольная беседа – организованное по особому случаю речевое событие (разной степени официальности, нередко сложное по структуре, часто с ведущим). Темы застольной беседы как единого речевого события, целостного риторического действия – это вечные темы эпидейктической речи.

 В риторической науке традиционно разграничивают два основных типа собеседников.

«Закрытый тип» собеседника – человек, сосредоточенный на себе; главная ценность – я сам; стратегия беседы – подчинение себе (авторитарная модель, доминирование и создание иерархии); стратегия речевого поведения – «закрытая» стратегия монолога, основное не слушать, а говорить («я – подход»).

«Открытый» тип собеседника – человек, сосредоточенный на своем партнере по беседе; главная ценность – собеседник и тема разговора; стратегия беседы – равноправное сотрудничество, а не борьба; стратегия речевого поведения – «открытая» стратегия монолога и равноправное участие в гармонизирующем диалоге, основное – установка на слушание и понимание («вы (ты) – подход»).

 Правила и основы формирования привлекательного собеседника:

1) наблюдать и анализировать собственное речевое поведение;

2) наблюдать и анализировать речевую манеру окружающих;

3) контролировать себя в повседневном общении с другими.

 Спор – это процесс обсуждения разногласий, при котором каждая из сторон отстаивает свою правоту, приводит аргументы в поддержку своей точки зрения и критикует аргументы оппонента. Спор может быть публичным и межличностным.

Разновидностями спора являются полемика, дискуссия и диспут. Рассмотрим различные формы организации спора.

 Полемика (от греч. polemikos – враждебный, воинствующий) – это острый спор, который предполагает наличие противоположных точек зрения и однозначное решение того или иного вопроса; это спор на победу; существует в устной и письменной форме.

 Дискуссия (от лат. discussio – рассмотрение, исследование) – это научный или политический спор, который преследует цель путем сопоставления противоположных или разнообразных точек зрения установить истину и убедить (переубедить) оппонента; существует в устной и письменной форме.

 Диспут (от лат. disputo – рассуждаю, спорю) – это заранее подготовленный, организованный спор на какую-либо заданную общественно значимую проблему; характеризуется наличием противоположных или разнообразных точек зрения; участники диспута могут прийти к одному решению, а могут остаться на своих позициях; существует только в устной форме.

 Обсуждение проблемы отличается от спора тем, что в процессе обсуждения проблемы стороны высказывают свои взгляды, точки зрения с целью познакомить с ними собеседников, получить новые сведения для размышления и в дальнейшем выработать или скорректировать собственный мотивированный взгляд на проблему, а не исключительно для того, чтобы доказать правильность своей и неправильность остальных точек зрения. Стороны приводят аргументы в пользу своего видения проблемы, но не критикуют оппонента. Обсуждение проблемы предполагает только промежуточное решение, результаты обсуждения подлежат дальнейшему обсуждению, осмыслению и анализу. Обсуждение проблемы может быть публичным и межличностным.

Разновидностями обсуждения проблемы являются дебаты и прения.

 Дебаты – это обсуждение общественно важной проблемы с формулированием различных точек зрения на нее.

 Прения – обсуждение сделанного кем-либо научного, политического или отчетного доклада, сообщения. В отличие от дебатов в прениях участнику разрешается выступать только один раз. Прения – жанр, который существует преимущественно в устной форме, на собраниях, совещаниях или в парламенте, а также это часть процедуры собрания.

 Семь вариантов протекания спора.

• Эвристический подход к ведению спора, когда одна из сторон, не настаивая на своем подходе к решению проблемы, используя методы убеждения, интуицию и здравый смысл, постепенно склоняет к своей точке зрения другого или других участников спора.

• Логический подход к ведению спора, для которого характерны жесткий логический анализ и аргументация, благодаря чему, следуя приемам и правилам формальной логики, участники спора приходят к некоторому окончательному выводу.

• Софистический подход к ведению спора, при котором одна из сторон стремится победить своего оппонента любым, даже логически неправильным путем, используя так называемые софизмы.

• Авторитарный подход к ведению спора, когда одна из сторон, опираясь на авторитеты либо используя свой авторитет, а нередко и власть, навязывает свою точку зрения другим.

• Критикующий подход к ведению спора, когда одна из сторон всецело акцентирует внимание лишь на недостатках, слабых местах и позициях своих оппонентов, не хочет и не стремится увидеть позитивные элементы в противоположной точке зрения и не может предложить свое решение.

Демагогический подход к ведению спора, который заключается в том, что одна из сторон ведет спор не ради истины, а скорее всего для того, чтобы увести в сторону от истины, преследуя при этом свои личные, часто не известные участникам спора цели.

• Прагматический подход к ведению спора, который заключается в том, что одна или каждая из сторон ведет спор не только ради истины, но ради своих практических, иногда меркантильных целей, которые скрыты от участников спора.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   18