Навигация по странице:
|
Технологии риторического образования УМК 2014. Министерство образования и науки российской федерации
4. Словарь терминов (глоссарий)
Термины «риторика» (греч. rhetorike), «ораторское искусство» (лат. orator < orare – «говорить»), «витийство» (устар., старославянск.), «красноречие» (русск.) синонимичны.
греч. rheo – «говорю, лью, теку» > производное от него rhetor – «ритор, оратор» > rhetorike – «риторика» или rhetorike techne – «мастерство и искусство ораторской речи».
Древние греки определяют риторику как «искусство убеждения», т. е. как воздействие на других людей (Горгий, Исократ, Платон – V-III вв. до н. э.).
Римские риторы определяют риторику как «искусство говорить хорошо», хорошо и со стороны достижения коммуникации, понимания, и с позиций эстетики, украшения самой речи (Квинтилиан – I в.)
Три начала становления риторики: Риторика = пафос + логос + этос:
1) эстетическое начало, искусство (пафос);
2) рациональное, научное начало (логос);
3) этическое начало (этос).
В качестве предмета риторики, таким образом, традиционно понимали:
1) искусство убеждать с помощью слов;
2) науку об искусстве убеждать с помощью слов;
3) непосредственно сам процесс убеждения, основанный на моральных принципах.
Гиперидея (гиперконцепт) современной риторики состоит в том, что риторика – это уникальный «ключ» к тайне личности, ее индивидуальности. формула риторики в нашем понимании распределяет акценты следующим образом:
стратегия – этос, тактика – логос (содержание) и пафос (форма) в ---сбалансированном соотношении, в абсолютной гармонии друг с другом.
Этос как стратегия объединяет логос и пафос как тактические составляющие риторического процесса, объединяет научное и эстетическое начало риторики.
Тактика – это средства реализации стратегии – воздействие посредством убеждения (греческая традиция, в доминанте логос) и эстетика в коммуникативных целях как путь к пониманию (римская традиция, в доминанте пафос).
Современная тактическая система складывается из нескольких составляющих, которые мы назвали интеллектуальными риторическими технологиями и приемами. Интеллектуальные риторические технологии и приемы – это те «ключи», которые позволяют открыть тайну и мир личности или приблизиться к их пониманию. Именно эти технологии обнажают движение индивидуальной, личностной, авторской мысли каждого отдельного человека.
Концепт – это глобальная мыслительная (ментальная) единица, квант (порция, часть) структурированного знания. Человек мыслит концептами стратегические риторические процессы проблемизации и параллелирования.
Проблемизация речи – это представление содержания речи в индивидуально-авторском, проблемном освещении, которое опять-таки раскрывает различные грани личности человека, творящего речь. Проблемизация – это средство сделать личное достоянием общественности, открыть всеобщее в индивидуальном.
Основу проблемизации составляет процесс риторического параллелирования: выражение (в соответствии с классической традицией) внутреннего через внешнее. Этот процесс позволяет раскрыть многовариантность проблем в доступных для понимания и облегчающих взаимопонимание параллелях и множественных связях различных миров: мира природы, мира человека и внутреннего мира души.
Интеллектуальные тактические риторические технологии и приемы проблемизации речи (ветви проблем) и риторической параллелистики.
Технологии уподобления и ассоциации: работа прежде всего со смыслом.
Приемы интерпретационного «ключа» и псикоров, т. е. психогенных компонентов речи (термин П.С. Таранова): работа прежде всего с формой.
Основные специфические черты риторики: контактная, харизматическая, антропоцентрическая, универсальная.
Основные (доминантные) функции риторики: когнитивная и онтологическая
Методы онтопсихологии в риторике: онтопсихология изучает, каким образом в процессе жизни, под влиянием обстоятельств формируется творческая индивидуальность с присущим именно ей духовным миром, стремлениями, ценностями, сферами отношений, представлениями о себе, о других и их роли в жизни, о своем предназначении. Онтопсихология исследует, как именно эта неповторимая индивидуальность строит свою жизнь, реализует себя в деятельности, творчестве, общении.
Стратегия должна всегда носить исключительно авторский характер (это своего рода самоопределение личности) и непременно основываться на этических началах.
Болевые точки» риторики: речевой ступор; экспромтная, импровизационная основа речи; «речевой СПИД» - амфиболия (термин П.С. Таранова); деградационная цепочка речи; закон пучка; формула времени ожидания результата; общая дисгармонизация общения.
Современная риторика - это теория и мастерство эффективной (т. е. целесообразной, воздействующей и гармонизирующей) речи.
Коммуникативная компетенция – это способность решать языковыми средствами коммуникативные задачи в различных сферах и ситуациях общения, в том числе и педагогических.
Педагогическая компетенция – это осознание публичного слова как важнейшего инструмента в профессиональной деятельности.
Культурно-языковая компетенция – это естественное владение не только процессом речепорождения и речевосприятия, но и установками культуры, поскольку культурные смыслы значительно влияют на речевые стратегии и тактики.
Основу содержания обучения риторике составляют четыре базовых компонента.
1. Риторические знания (общие и частные, профессионально ориентированные).
Четыре категории риторических знаний:
1) этапы порождения речи (поиск содержания; расположение материала; выражение, словесная орнаментация; память, запоминание; произнесение);
2) теория фигур – тропология;
3) теория жанров;
4) теория стилей.
2. Практические риторические умения и навыки:
1) овладеть методикой риторического анализа;
2) усвоить основы речевого мастерства в профессионально значимых риторических ситуациях;
3) получить навыки эффективного речевого поведения в актуальных ситуациях общения.
3. Базовые понятия коммуникативной, педагогической, культурно-языковой компетенций как высшего уровня риторического мастерства, поскольку конечная цель обучения – формирование языковой (риторической) личности, обладающей этими тремя видами компетенции.
4. Содержание и логическая структура авторской риторической концепции (стратегия обучения) и тактической модели процесса обучения риторике с ее философскими, лингвистическими, эмоционально-психо-логическими, дидактическими и методическими обоснованиями.
Языковая (риторическая) личность – это человек, обладающий способностью создавать и воспринимать тексты.
Правило пяти «Я» языковой личности: Я - физическое, Я - социальное, Я – интеллектуальное, Я – эмоциональное, Я – речемыслительное. Эти ипостаси языковой личности имеют разные формы воплощения.
Методы риторики подразделяются на две группы.
I. Методы риторического анализа:
ð сравнительно-исторический анализ (ключевые слова и контент-анализ, структура риторического идеала);
ð выявление аргументативной структуры риторического произведения;
ð дискурс-анализ речевого взаимодействия в беседе (диалоге);
ð риторический анализ устного монологического выступления (выявление смысловой структуры, анализ риторической ситуации, анализ речевого произведения говорящего и др.
II. Методы риторического синтеза:
ð построение аргументативной системы;
ð система риторических техник (диалогическая речь) – техника вопроса, техника речевой оценки, техника интервью, техника деловой (профессиональной, в том числе учебной) беседы; техника ведения делового собрания;
ð система риторических техник (монологическая речь) – техника разработки смысловой структуры речи, техника подготовки к публичному выступлению (включая технику оценки аудитории), техника ведения речи; техника ответа на вопросы; техника демонстрации иллюстрированного и вспомогательного материала, техника «квантования» речи и управления вниманием аудитории.
Основные методические формы организации учебной деятельности ориентированы на реализацию профессионально-деятельностного подхода к обучению:
ð использование риторических задач и упражнений;
ð организация различных тренингов;
ð подготовка и проведение деловых игр;
ð выполнение творческих работ.
Содержание и логическая структура курса риторики (схема модели авторской риторической концепции в самом общем виде). Курс состоит из трех основных разделов: основные положения риторики, общая риторика (классическая риторика в проекции на современные теории) и частная (педагогическая) риторика (методика преподавания школьной риторики).
Учебный комплекс по риторике состоит из следующих компонентов.
1. Учебные пособия: теория; история (исторические сведения); практика; методика.
2. Первоисточники (хрестоматия) – образцы риторических произведений.
3. Словарь терминов, которые используются в риторике – основа для полноценного освоения учебных пособий и первоисточников. + Программы, литература
Общая риторика в греческой традиции, восходящей к Аристотелю, насчитывает следующие разделы:
1) образ оратора;
2) изобретение – содержание речи;
3) композиция – расположение речи;
4) речевые эмоции;
5) стиль речи (слововыражение и произношение).
Общая риторика в римской традиции, восходящей к Цицерону и Квинтилиану, включает пять разделов:
1) изобретение (лат. inventio – что сказать?);
2) расположение (лат. dispositio – где сказать?);
3) выражение (лат. elocutio – как сказать?);
4) память (лат. memoria);
5) произношение и телодвижение (лат. pronuntiatio).
Каждый из разделов показывает определенный этап подготовки и реализации речи.
Предметом современной общей риторики, по определению А.К. Михальской, являются два основных процесса.
• Общие закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, сферах деятельности.
• Практические возможности использования общих закономерностей речевого поведения для того, чтобы сделать речь эффективной.
Разделы современной общей риторики: риторический канон как совокупность трех этапов (изобретение – что сказать; расположение (в какой последовательности); словесное выражение (как, какими словами); публичное воздействие; межличностное речевое воздействие; риторика повседневного (непрофессионального) общения; этнориторика.
Предмет и разделы частной риторики: в частной риторике рассматриваются правила и рекомендации к ведению речи в отдельных родах и жанрах словесности.
Сферы «повышенной речевой ответственности»:
ð дипломатия;
ð медицина;
ð педагогика;
ð юриспруденция;
ð административная и организационная деятельность;
ð социальная помощь;
ð журналистика;
ð торговля и услуги.
Сравнительно-историческая риторика – это новая лингвокультурологическая дисциплина риторического круга, задачей которой является разработка методов анализа и описания риторического идеала и логосферы.
Риторический идеал – это исторически сложившийся высший речевой образец, который отражает общериторическую культурную парадигму как систему категорий, представляющих наиболее общие требования к речи и речевому поведению. Набор элементов (категорий) и их особый статус в этой парадигме обусловлены общеэстетическими и этическими идеалами определенной культуры и выражает их существенные черты.
Логосфера (термин введен французским структуралистом Р. Бартом в работе «Война языков») – это речемыслительная область культуры. Логосфера в широком понимании – это вся огромная область культуры, наполненная «словами и идеями». Логосфера в узком понимании – это единая структура мысли и речи, общие принципы, которые определяют эту речемыслительную, или мыслеречевую, структуру.
Под речевым событием понимается конкретный факт речевой активности, направленный на создание и понимание текста в целях общения. Речевое событие – это основная единица речевого общения (коммуникации), это некое законченное целое со своей формой, структурой, границами (школьный урок, конференция и т. д.).
Составляющие речевого события: дискурс + речевая ситуация.
Дискурс – это текст в совокупности с экстралингвистическими характеристиками акта общения (прагматическими, социокультурными, психологическими и др.), т. е. текст, взятый в событийном аспекте.
В понятие речевой ситуации входят две стороны.
1. Денотативная, описываемая ситуация (то, что составляет содержание высказывания – его тему);
2. Ситуация общения – «сцена» (условия и обстановка, в которой происходит речевое общение) и «действующие лица»:
1) где говорим? (в официальной или неофициальной обстановке);
2) с кем? (с одним человеком (1 – 1), со многими людьми (1 – много) – отношения между участниками общения);
3) с какой целью? (общение, сообщение, воздействие).
Итак, речевая ситуация (5 составляющих) = содержание высказывания + условия и обстановка + участники + отношения между ними + цели общения.
Коммуникативная (риторическая) ситуация в определенном смысле соотносится с речевой ситуацией. Однако коммуникация включает в себя речь. Речь есть важнейшее (но не единственное) средство, орудие осуществления коммуникативного процесса. Таким образом, понятие коммуникативной ситуации шире понятия речевая ситуация.
Семь символов модели риторической ситуации (объем оперативной памяти человека).
1. КТО ГОВОРИТ? – знание личности говорящего поможет понять и оценить его возможности, спрогнозировать характер его действий.
2. КОМУ ГОВОРИТ? – учет адресата позволит выяснить, как он воспринимает высказывание, как оценивает его.
3. ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ? – оценка обстоятельств обеспечит и оценку речи.
4. ЧТО ГОВОРИТ? – оценка содержания, его организации, структуры, позиции говорящего, пишущего.
5. ЗАЧЕМ? – какова цель, открытая или тайная, личная или общая.
6. КАК ВЫРАЖАЕТ МЫСЛЬ? – оценка речевых умений, владения языком, невербальными средствами, стилями, нормами.
7. КАКОВ РЕЗУЛЬТАТ РЕЧИ? – если результат (обратная связь) имеет форму ответа, реплики в диалоге, то вся цепь оценок повторяется.
Понятие коммуникативной (риторической) ситуации (7 составляющих) соотносится с риторической моделью речевого акта. Понятие речевой ситуации (5 составляющих) в значительной степени определяется в рамках культуры речи как области знания, определяющей теоретические основы риторики. Риторическая ситуация включает еще элокуцию (украшение речи, как говорим – основной раздел классической риторики) и перлокуцию (воздействие, результативность речи).
Речевое действие (акт, поступок) – поступок с помощью слов, это основная единица речевого поведения человека, реализующая одно речевое намерение (тактика) и служащая для достижения определенного результата, определенной цели (стратегия).
Основополагающий принцип общей риторики – это принцип гармонии риторического события, согласно которому все элементы речевого события – компоненты речевой (и – шире – риторической) ситуации и сама речь (дискурс) – должны соответствовать друг другу, т. е. должны быть соразмерны, уравновешены, должны составлять гармоничное единство.
Основные свойства личности оратора, существенные для эффективности речи: 1) обаяние, 2) артистизм, 3) уверенность, 4) дружелюбие, 5) искренность, 6) объективность, 7) заинтересованность (увлеченность).
Законы и принципы современной общей риторики: закон гармонизирующего диалога; закон продвижения и ориентации адресата; закон эмоциональности речи; закон удовольствия.
Закон гармонизирующего диалога: эффективное (гармонизирующее) речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации.
Закон продвижения и ориентации адресата: слушатель с помощью говорящего должен быть сориентирован «в пространстве» речи, чтобы он чувствовал, что вместе с говорящим он продвигается к цели.
Закон эмоциональности речи: от говорящего требуется непременная работа чувства и субъективное переживание по поводу предмета речи, а также умение выразить свои эмоции в речи, сделать ее выразительной, экспрессивной (цветы красноречия, средства усиления выразительности).
Закон удовольствия: речь тогда и потому действенна, когда доставляет удовольствие слушателю (собеседнику), необходимо сделать общение приятным.
Риторические технологии и приемы. Технология (греч. techne – искусство, ремесло, наука и loqos – понятие, учение) – это совокупность знаний о способах и средствах организации тех или иных процессов.
Риторическая технология – это модель целесообразной риторической деятельности с гарантированным достижением цели взаимопонимания, гармонии и сопричастности.
Эволюционно-генетическая модель развития риторики.
Типология публичных выступлений в соответствии с поставленной целью:
• информационное выступление – информировать;
• протокольно-этикетное выступление – соблюсти протокол;
• агитационное выступление – убедить;
• развлекательное выступление – развлечь.
Особенности информационного выступления:
• цель – сообщить сведения, информировать аудиторию (легче эпидейктической и аргументирующей);
• два правила информационной речи, обеспечивающие успех: сделать речь интересной для слушателей («изюминка речи») и сделать передачу информации эффективной – полной и структурированной, речь должна быть ясной;
• разновидности информационного выступления: описание, повествование, объяснение.
Особенности эпидейктической (торжественной) речи:
• цель – выразить свое видение (понимание) добра и зла, прекрасного и постыдного;
• основное правило – воодушевить слушателей, призыв к чувствам;
• разновидности эпидейктической речи: юбилейная речь, приветственная (застольная; тосты), надгробная и др.
Особенности аргументирующей речи:
• цели – убедить, что выражаемые идеи истинны; сделать их понятными; показать, что они близки аудитории;
• два правила аргументирующей речи: обеспечить эффективную аргументацию с помощью особых приемов (эмоциональность, апелляция к жизненным фактам, лаконизм, персонификация излагаемых идей, незлоупотребление логическим давлением и др.) и избегать помех восприятию аргументации (противоречие информации ранее полученной, многократное повторение, обилие аргументов, речевые ошибки, узнаваемость источника информации и др.);
• виды аргументации как процесса приведения доказательств и объяснений в систему для обоснования какой-либо мысли: нисходящая и восходящая; односторонняя и двусторонняя (+ и –); индуктивная и дедуктивная; опровергающая и поддерживающая;
• разновидности аргументирующей речи: убеждающая и агитирующая.
Беседа – это жанр диалогической речи, беседа определяется как один из видов разговора и искусство гармоничного диалогического соразмышления. Подлинная беседа – всегда диалог, а не совокупность одновременных монологов. Беседа отличается наличием целого ряда характерных признаков:
• продолжительный неторопливый разговор;
• диалог или полилог;
• наличие общей темы и задачи разговора;
• взаимообмен мнениями, новостями, впечатлениями, оценками, мыслями, чувствами и т. д.;
• собеседники – союзники в разговоре, составляющие органичное целое, а не соперники;
• доминирующая стратегия солидарности и согласия.
Четыре основных типа бесед.
1) Непринужденная беседа с близкими или хорошо знакомыми людьми.
2) Первая беседа с незнакомым человеком – «беседа – разведка». К ней близка «беседа – игра», или «светская беседа».
3) Деловая беседа, тема и ход которой определены профессиональными или деловыми интересами и задачами, официальная, часто с иерархией участников (начальник – подчиненный).
4) Застольная беседа – организованное по особому случаю речевое событие (разной степени официальности, нередко сложное по структуре, часто с ведущим). Темы застольной беседы как единого речевого события, целостного риторического действия – это вечные темы эпидейктической речи.
В риторической науке традиционно разграничивают два основных типа собеседников.
«Закрытый тип» собеседника – человек, сосредоточенный на себе; главная ценность – я сам; стратегия беседы – подчинение себе (авторитарная модель, доминирование и создание иерархии); стратегия речевого поведения – «закрытая» стратегия монолога, основное не слушать, а говорить («я – подход»).
«Открытый» тип собеседника – человек, сосредоточенный на своем партнере по беседе; главная ценность – собеседник и тема разговора; стратегия беседы – равноправное сотрудничество, а не борьба; стратегия речевого поведения – «открытая» стратегия монолога и равноправное участие в гармонизирующем диалоге, основное – установка на слушание и понимание («вы (ты) – подход»).
Правила и основы формирования привлекательного собеседника:
1) наблюдать и анализировать собственное речевое поведение;
2) наблюдать и анализировать речевую манеру окружающих;
3) контролировать себя в повседневном общении с другими.
Спор – это процесс обсуждения разногласий, при котором каждая из сторон отстаивает свою правоту, приводит аргументы в поддержку своей точки зрения и критикует аргументы оппонента. Спор может быть публичным и межличностным.
Разновидностями спора являются полемика, дискуссия и диспут. Рассмотрим различные формы организации спора.
Полемика (от греч. polemikos – враждебный, воинствующий) – это острый спор, который предполагает наличие противоположных точек зрения и однозначное решение того или иного вопроса; это спор на победу; существует в устной и письменной форме.
Дискуссия (от лат. discussio – рассмотрение, исследование) – это научный или политический спор, который преследует цель путем сопоставления противоположных или разнообразных точек зрения установить истину и убедить (переубедить) оппонента; существует в устной и письменной форме.
Диспут (от лат. disputo – рассуждаю, спорю) – это заранее подготовленный, организованный спор на какую-либо заданную общественно значимую проблему; характеризуется наличием противоположных или разнообразных точек зрения; участники диспута могут прийти к одному решению, а могут остаться на своих позициях; существует только в устной форме.
Обсуждение проблемы отличается от спора тем, что в процессе обсуждения проблемы стороны высказывают свои взгляды, точки зрения с целью познакомить с ними собеседников, получить новые сведения для размышления и в дальнейшем выработать или скорректировать собственный мотивированный взгляд на проблему, а не исключительно для того, чтобы доказать правильность своей и неправильность остальных точек зрения. Стороны приводят аргументы в пользу своего видения проблемы, но не критикуют оппонента. Обсуждение проблемы предполагает только промежуточное решение, результаты обсуждения подлежат дальнейшему обсуждению, осмыслению и анализу. Обсуждение проблемы может быть публичным и межличностным.
Разновидностями обсуждения проблемы являются дебаты и прения.
Дебаты – это обсуждение общественно важной проблемы с формулированием различных точек зрения на нее.
Прения – обсуждение сделанного кем-либо научного, политического или отчетного доклада, сообщения. В отличие от дебатов в прениях участнику разрешается выступать только один раз. Прения – жанр, который существует преимущественно в устной форме, на собраниях, совещаниях или в парламенте, а также это часть процедуры собрания.
Семь вариантов протекания спора.
• Эвристический подход к ведению спора, когда одна из сторон, не настаивая на своем подходе к решению проблемы, используя методы убеждения, интуицию и здравый смысл, постепенно склоняет к своей точке зрения другого или других участников спора.
• Логический подход к ведению спора, для которого характерны жесткий логический анализ и аргументация, благодаря чему, следуя приемам и правилам формальной логики, участники спора приходят к некоторому окончательному выводу.
• Софистический подход к ведению спора, при котором одна из сторон стремится победить своего оппонента любым, даже логически неправильным путем, используя так называемые софизмы.
• Авторитарный подход к ведению спора, когда одна из сторон, опираясь на авторитеты либо используя свой авторитет, а нередко и власть, навязывает свою точку зрения другим.
• Критикующий подход к ведению спора, когда одна из сторон всецело акцентирует внимание лишь на недостатках, слабых местах и позициях своих оппонентов, не хочет и не стремится увидеть позитивные элементы в противоположной точке зрения и не может предложить свое решение.
• Демагогический подход к ведению спора, который заключается в том, что одна из сторон ведет спор не ради истины, а скорее всего для того, чтобы увести в сторону от истины, преследуя при этом свои личные, часто не известные участникам спора цели.
• Прагматический подход к ведению спора, который заключается в том, что одна или каждая из сторон ведет спор не только ради истины, но ради своих практических, иногда меркантильных целей, которые скрыты от участников спора.
|
|
|