Навигация по странице:
|
Технологии риторического образования УМК 2014. Министерство образования и науки российской федерации
§ Проанализируйте по учебнику риторики для 6 класса темы «Побеседуем?», «Беседы бывают разными», «Дружеская беседа», «Что нужно уметь, чтобы хорошо беседовать?» и комплекс заданий и упражнений к ним. Составьте обобщающую таблицу по результатам проведенного анализа [Развитие речи: Школьная риторика. 6 класс: Пособие для учащихся / Т.А. Ладыженская, Л.Г. Антонова и др. Под ред. Т.А. Ладыженской. М., 1997. – С. 103-114].
±Подготовьте сообщение на тему «Риторика похвалы. Искусство комплимента как особого риторического жанра». Какова история традиции комплимента в отечественной речевой культуре? Почему комплимент является одним из самых трудных жанров? Определите и раскройте основные принципы риторики комплимента. Какими факторами определяется мера в риторике комплимента? Используйте в своем сообщении материал раздела «Похвальное слово» [Развитие речи: Школьная риторика. 6 класс: Пособие для учащихся / Т.А. Ладыженская, Л.Г. Антонова и др. Под ред. Т.А. Ладыженской. М., 1997. – С.215-228].
” 4. Риторический практикум.
Организация и проведение дискуссии на выбранную тему.
Спланируйте, организуйте и проведите в своей учебной группе дискуссию на выбранную тему (например, «Нужно ли вставать с места на уроках риторики во время ответов?»; «Частные школы: «за» и «против»?»; «Быть ли образованию платным?»; «Что лучше: пятидневка или шестидневка?»; «Нужна ли школьная форма?» и др.). Цель – развитие и оценка умений и способности вести дискуссию. Группа делится на две конкурирующие команды: 1 – пропоненты (сторона, которая выдвигает тезис), 2 – оппоненты (сторона, опровергающая тезис) + группа экспертов и ведущий. Группа пропонентов аргументирует данный тезис, а группа оппонентов аргументирует его опровержение. В процессе дискуссии команды могут брать тайм-аут для того, чтобы продумать новые аргументы. Используйте памятку «Правила речевого поведения для ведущего дискуссию».
Правила речевого поведения для ведущего дискуссию
(по Н.А. Ипполитовой)
I. Умейте начать дискуссию!
1. Определите для себя четкую тему, цель дискуссии, свое коммуникативное намерение.
2. Поздоровайтесь, поприветствуйте участников дискуссии, представьте их, если они не знакомы.
3. Установите время дискуссии.
4. Выберите нужную тональность общения, чтобы царила доброжелательная и вместе с тем деловая атмосфера.
5. Изложите проблему в виде противоречия. Сформулируйте тезис и антитезис.
6. Не берите слово первым.
II. Следите за ходом дискуссии!
1. Старайтесь говорить меньше и только по существу. Больше слушайте.
- Не допускайте затянувшихся монологов и диалогов, чрезмерной активности одних за счет других.
- Умейте тактично остановить отклонившихся от темы. Напомните о целях и задачах дискуссии.
2. Следите за собой, за своими мимикой и жестами. Будьте естественны.
3. Добивайтесь, чтобы в дискуссии принимали участие все.
- Обращайтесь к молчащему с вопросом, с просьбой помочь вам.
- Используйте улыбку, поощрительные высказывания типа: «Хорошо мы продвигаемся».
- Порекомендуйте без боязни высказать свое мнение, приводить свои аргументы.
4. Требуйте ясного изложения мыслей, уточняйте неясные положения.
5. Подводите частные итоги, делайте предварительные выводы, выделяйте основные положения.
6. Устраняйте недоразумения между участниками дискуссии, пресекайте резкие оценочные суждения.
III. Подведите итоги! Продумайте заключительное слово!
1. Напомните цель дискуссии, обобщите полученные результаты, соотнесите их с поставленной целью.
2. Подчеркните вклад каждого в общий итог.
3. Не жалейте заслуженных похвал.
4. Поблагодарите всех за участие в дискуссии.
Риторические модели в речи ведущего дискуссию
Стимулирование дискуссионного разговора
Продолжайте…
Я вас слушаю…
Прошу вас…
А что вы можете сказать об этом (по этому поводу, на эту тему)?
Посмотрим на этот вопрос с другой стороны…
Есть ли желающие высказаться?
Коррекция дискуссионного разговора
Ближе к делу…
Не отвлекайтесь…
Вы не о том…
Вы ушли от темы…
Я вынужден вас остановить (перебить, прервать)…
Вернемся к нашей теме…
Я все-таки хотел бы вернуться к вопросу (проблеме)…
Извините, я перебью вас…
Простите, что перебиваю, но…
Извините, что не даю вам договорить, но…
Извините, но здесь я хочу (хотел бы) заметить…
Обобщение, подведение итогов
Подведем итоги (черту).
Таким образом… Итак,… Значит… Следовательно…
Можно сделать вывод…
Мы приходим (пришли) к выводу…
Поставим (расставим) все точки над i.
Попробуем обобщить то, что было сказано.
Суммируем то, что здесь сказали.
Словом (одним словом)…
Правила выдвижения тезисов и аргументов
|
Тезис должен быть
|
Аргументы должны быть
|
одним и тем же в ходе всего логического доказательства;
|
достаточными для доказательства данного тезиса;
|
логически не противоречив;
|
истинными в независимости от выдвинутого тезиса;
|
четко сформулирован.
|
четко сформулированы.
|
Риторические модели введения тезиса
в начало или конец аргументативного текста
Я думаю (считаю, полагаю), что… Я убежден, что…
По-моему… На мой взгляд…
Мне кажется, что… Я бы сказал, что…
Моя позиция (точка зрения) такая…
На этот счет у меня есть следующее (такое) соображение (суждение)… У меня есть одно соображение…
Мне пришла в голову мысль… У меня идея…
Постараюсь объяснить свою точку зрения…
Я могу (должен) вам сказать…
Надо (нужно, следует) сказать, что…
Вот что можно (я могу) сказать…
Откровенно (честно) говоря…
Сказать правду, я…
Я хочу сказать о том, что…
Я хотел бы сказать (отметить, заметить) следующее…
Хотелось бы высказать такую мысль…
Хочется заметить (сказать), что…
Мне представляется (кажется, думается)…
Мне хочется обратить ваше внимание на…
Мне хотелось бы подчеркнуть…
Введение аргументов
Во-первых... во-вторых... в-третьих...
И (еще)...
И потом...
Далее...
Далее следует...
... — это одно.
Другой пример (факт, случай) ...
Следующий пример...
И, наконец, такой факт... Ну и...
Ссылка на источник, авторитет, мнение
Известно (мне известно, общеизвестно, всем известно, все знают, я слышал, стало аксиомой), что...
Насколько я знаю... Говорят... Мне говорили... Нам рассказывали...
Как говорится (поется)... в (у)... По словам (по мнению)...
По свидетельству... По общему признанию...
По данным печати (специалистов, ученых)...
Как считает (говорит, думает, утверждает)...
Как сказал (говорил, утверждал) еще...
Еще... утверждал... Судя по...
Исходя из последних данных (наблюдений)…
Я прочитал об этом в (у)...
У ... есть мысль...
Я слышал (услышал) от...
В газетах пишут...
Из литературы...
В литературе есть...
Как показывает опыт (практика)...
Риторические модели согласия
Согласен (с вами)... С этим следует согласиться... С этим можно согласиться...
В целом я согласен с... Я готов с этим согласиться...
Нельзя не согласиться с этим... Не могу не согласиться с...
Я полностью согласен с теми, кто утверждает, что...
Да, это так. Действительно так. Так и есть.
Ну, разумеется, это так.
И я так думаю (считаю)...
Мне тоже так кажется...
Пусть будет так, как вы сказали (хотите, считаете, думаете)...
Абсолютно точно. Конечно. Правильно. Несомненно. Безусловно. Бесспорно.
Именно... Вот, вот...
Я разделяю вашу точку зрения (ваше мнение)...
Я хочу поддержать вашу точку зрения (ваше мнение)...
Я присоединяюсь к вашей точке зрения (вашему мнению)...
Я хотел сказать об этом (это, то же).
Совершенно верно. Что верно, то верно.
Никто не спорит. Ладно (хорошо), пусть будет по-вашему... В самом деле...
Риторические модели возражения
Я не согласен с вами (категорически, совершенно, принципиально)...
Я возражаю.
Я не разделяю вашей (твоей, этой, такой) точки зрения.
Я позволю себе не согласиться с вами (с тобой)...
Я думаю иначе (по-другому, наоборот).
Я другого мнения об этом. Я придерживаюсь другого мнения.
Не могу согласиться с вами (с этим).
Никак не могу согласиться с вами (с тобой, с этим).
Должен возразить. Полагаю, что это не так.
Мне так не кажется. Мне кажется, это не так.
Мне хотелось бы выразить свое несогласие...
У меня другая точка зрения. Моя точка зрения иная.
К сожалению, вы не убедили меня... И все-таки вы заблуждаетесь...
Извините, вы не правы в этом (здесь).
Вы ошибаетесь... Вы шутите! Ну что вы!
Нет, это неправда. К сожалению, это не так.
Исключено, это далеко не так.
Это абсолютно неправильно. Это не соответствует истине...
Эта точка зрения вызывает возражение.
Об этом и речи быть не может.
Вот уж неверно... Совсем не так... Напротив... Как раз наоборот...
Не так, иначе... Ничего подобного...
Не может быть... Конечно, нет...
Памятка «Учись дискутировать Культура дискуссионного общения»
1. Во время дискуссии не упускай из виду главных положений, из-за которых идет спор.
2. Не закончив спора об основном тезисе, не переходи к другому, а от него к третьему и т. д.
3. Никогда не горячись, а старайся говорить спокойно.
4. Будь доброжелателен. Относись с уважением к чужим мнениям.
5. Не навязывай своей точки зрения, а доказывай ее.
6. Не вступай во внутренний спор во время речи оппонента: пока он говорит – только слушай!
7. Возражая, сначала согласись, меньше говори «нет».
¤!Подготовьте квалифицированный анализ проведенной дискуссии, цель которого – обучение рефлексии, умению грамотно оценивать речевое поведение говорящего, делать выводы, структурировать свое речевое поведение. Задача экспертов – выявить самого дипломатичного, самого интеллигентного, самого авторитетного и самого творческого участника спора. В качестве опорных критериев оценки используйте следующие вопросы (список открыт, его можно дополнять, корректировать, детализировать).
• Что можно сказать о тональности общения участников обсуждения?
• Как они выражают согласие?
• Как возражают?
• Какова роль невербальной коммуникации в речевом поведении говорящих?
• Что можно сказать о характере каждого говорящего?
• В чем и как это проявляется?
• Какой вид общения вы сейчас наблюдали? Почему?
Дайте анализ речевого поведения ведущего дискуссии.
• Каково коммуникативное намерение ведущего? Кто он?
• Какова тональность общения ведущего?
• Выделите три основных части в речи ведущего.
• Как влияет тональность общения, намеченная во вступительном слове ведущего, на весь ход дискуссии?
• Как, с помощью каких приемов ведущий не дает участникам дискуссии уйти от тезиса?
• Какую функцию выполняет ирония (иронический вопрос) ведущего в ходе дискуссии?
• Как ведущий подводит итог дискуссии?
• Каково содержание его заключительного слова?
¨ Литература
Доброва С.И. Риторика. Воронеж, 2008.
Учебники по школьной риторике под ред. Т.А. Ладыженской (5-11 классы) и методические комментарии к ним.
Михальская А.К. Основы риторики. М., 1996. Гл. 1. С. – 319-366.
Мурашов А.А. Педагогическая риторика. М., 2001. С. – 284-464.
Педагогическая риторика: Практикум. / Под общей редакцией Н.А. Ипполитовой. М., 2003. С. – 339-381.
Стернин И.А. Практическая риторика. М., 2003. С. – 215-231.
Стернин И.А. Культура общения: Программа для учащихся 8-11 классов средних учебных заведений / И.А. Стернин – 2-е изд., испр. и доп. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1993. – 48 с.
Хорошая речь / Под ред. О.Б. Сиротининой. Саратов, 2001. С. – 57-69, 103-107, 131-163.
Смелкова З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. М., 1999.
Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М., 1991.
Поварнин С.И. Искусство спора: О теории и практике спора. М., 1993.
Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., 1990.
Дидактический материал для практических заданий и
выполнения контрольных работ
Грамматические ошибки
Ошибки в структуре слова (Г-1; Г-2)
|
Г-1
|
Ошибки в словообразовании
|
Трудолюбимый (трудолюбивый), каждный (каждый), непоседка (непоседа), раздумчивый (задумчивый) взгляд, благородность (благородство).
|
Г-2
|
Ошибки в формообразовании различных частей речи:
1) имени существительного:
а) ошибки в падеже
б) употребление в форме какого-либо падежа несклоняемых существительных
в) ошибка в образовании формы числа
д) употребление одушевленных существительных в значении неодушевленных и наоборот
2) имени прилагательного:
3) местоимения:
4) глагола:
5) деепричастия:
6) причастия:
|
Делов (дел), носок (носков), чулков (чулок), местов (мест).
В кине (в кино), в пальте (в пальто).
Выбора (выборы).
Купили судак (судака), увидели волк (волка).
Какого пункта (какой пункт) мы не указываем.
Красивше (красивее), более красивее (более красивый или красивее), самый красивейший (самый красивый или красивейший).
Ихний (их), чегой-то (чего-то).
Ездиет (ездит), хочат(хотят), ложит (кладет), метается (мечется), махает (машет).
Ждя (ожидая).
Оставший (оставшийся) рубль, веревка с перекусанным (перекушенным) концом.
|
Ошибки в структуре словосочетания (Г-3; Г-4)
|
Г-3
|
Ошибка в согласовании
|
Недорослями называют молодых людей, плохо воспитанными (воспитанных) родителями.
Павка вышел на дорогу, ведущей (ведущую) к старому заводу.
Я занимаюсь теннисом и хочу научить всех этому, на мой взгляд, очень хорошим (хорошему), но в то же время трудным (трудному) виду спорта.
|
Г-4
|
Ошибка в управлении
|
Оплатите за проезд (проезд), заплатите проезд (за проезд), всматриваешься на лицо (в лицо), не дождусь до отъезда (отъезда), разочарован жизнью (в жизни), удивляюсь его силой (силе), жажда славе (славы), избежать от верной гибели (верной гибели), набраться силами (сил).
|
Ошибки в структуре предложения (Г-5 … Г-11)
|
Г-5
|
Нарушение границы предложения
|
Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке.
Тимур был хорошим. Потому что он помогал семьям погибших.
Когда прозвенел звонок. Все вышли из класса.
|
Г-6
|
Нарушение согласования между подлежащим и сказуемым
|
Крестьянство страдали (страдало) под гнетом крепостного права.
Торжество счастья захлестнула (захлестнуло) птицу.
Но не вечно (вечны) ни юность, ни лето.
Цвет красок Шишкин применил светлые.
|
Г-7
|
Ошибка в построении предложения с однородными членами
|
Девушка была румяной, гладко причесана.
Эта книга меня научила честности, смелости и уважать своих друзей.
|
Г-8
|
Ошибка в построении предложения с причастными оборотом
|
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами (снегом, проваливающимся под ногами).
Деревья создавали тень, покрытые уже довольно густой листвой.
|
Г-9
|
Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
|
Прокатившись на катке, болят ноги.
Пролетая над бушующим океаном, силы стрижа иссякли.
На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги и упершись руками в колени.
Подъезжая к лесу, выскочил заяц.
Переходя улицу, меня оштрафовал милиционер.
|
Г-10
|
Ошибка в построении сложного предложения
|
Машина пришла, то нужно ехать. (Если машина пришла…).
Улица вела к озеру, на которой (около которого) росли тополя.
Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами.
Поезд приближался к перрону, как в дверь купе заглянул пожилой мужчина.
Он готов уже согласиться с нелепым замечанием Хлестакова, когда тот сказал, что Земляника вчера был ниже ростом.
|
Г-11
|
Смешение прямой и косвенной речи
|
Дубровский сказал, что я ухожу из Кистеневки (он уходит).
Скалозуб удовлетворенно замечает, что «счастлив я в товарищах моих».
|
Речевые ошибки
(нарушения требования правильной речи)
Р-1
|
Употребление слова
в несвойственном
ему значении
|
Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать.
Грач – черная птица с длинным носом (клювом).
Жилин радовался, что обратно (вновь, опять) может совершить побег.
Поскользнувшись, я упал навзничь (ничком) и ушиб колено.
|
Р-2
|
Смешение паронимов (однокоренных слов, имеющих разное значение)
|
Мама велела мне надеть свитер, но я наперерез (наотрез) отказался.
|
Р-3
|
Неоправданное употребление просторечных и диалектных слов.
|
На вратаре майка, напяленная на рубашку.
Одежа его была такова.
На пришкольном участке наш класс посадил бураки и цибулю.
Он ухлопал (истратил) на поездку много денег.
Большая льдина неслась нам навстречу.
Он дюже (очень) любит читать.
|
Р-4
|
Смешение видо-временных форм глагола (нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм)
|
Мальчик сидел за столом и раскрашивает картинки.
Когда Жилин вылезает из сарая, к нему подбежала собака.
Черной весенней ночью я сидел у костра. В воду прыгают крысы, бегали чибисы. Кто-то плывет по воде.
Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему в след.
|
Р-5
|
Смешение причастий действительного и страдательного залога
|
Фотографии, сделавшие (сделанные) автоматическим аппаратом.
|
Р-6
|
Неудачное употребление местоимений в контексте, приводящее к неясности или двусмысленности речи
|
Я вынул книгу из сумки и положил ее на стол (Что? Сумку или книгу?).
Земляника напоминает ревизору, что он у него обедал (Кто у кого обедал?).
Пугачев узнал Гринева и простил его, вспомнив про подаренный ему (Кому? Гриневу или Пугачеву?) тулуп.
|
Речевые недочеты
( нарушения требования точности, богатства и выразительности речи)
Нарушение требования точности как коммуникативного качества речи
Неточность речи (РН-1 … РН-4)
|
РН-1
|
Неразличение оттенков значения синонимов или близких по значению слов
|
После футбола я пошел домой с унылой (понурой) головой, потому что мы проиграли (ср. унылый вид и понурый вид).
|
РН-2
|
Нарушение лексической сочетаемости
|
Задача достигнута (решена). Выполнили (исполнили) клятву (или выполнили обещание). Коричневые (карие) глаза. Пожилая (старая) лошадь.
|
РН-3
|
Употребление лишнего слова, ничего не добавляющего к ранее высказанному (плеоназм)
|
Молодой юноша, опытный ветеран, старый старик. Наступил август месяц. Опустил голову вниз. Жестикулировать руками. Обед был очень роскошный.
|
РН-4
|
Нарушение порядка слов в предложении
|
Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова.
Первым ударил Кирибеевич в грудь Калашникову.
|
Нарушение требования богатства как коммуникативного качества речи
Бедность речи (РН-5 … РН-8)
|
РН-5
|
Повторение одного и того же слова в рамках небольшого контекста
|
Недавно я прочитал книгу. В книге рассказывается… Эта книга.
Увидев человека, барс бросился в горы. Охотники увидели на лапе барса капкан.
Стрижа обдавало брызгами, и стриж подумал, что скоро коней.
|
РН-6
|
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)
|
В рассказе рассказывается, в повести повествуется.
Однажды охотник охотился на зайцев.
Кремль – это самый исторический памятник истории.
|
РН-7
|
Синтаксическая бедность, однообразие конструкций
(однотипность и слабая распространенность синтаксических конструкций)
|
Когда мы приехали в Москву, нас разместили в интернат. Когда мы разместились, нас повезли на экскурсию.
Мужчина был одет в прожженный ватник. Ватник был грубо заштопан. На нем были выношенные штаны. Латка была грубо наживлена. Солдатские сапоги были почти новые. Носки были изъедены молью.
|
РН-8
|
Неумение строить контекст, отсутствие связи – логической и лексико-грамматической – между соседними предложениями (пропуск необходимого слова)
|
У молодежи нашей страны чудесное сегодня и (еще) более светлое завтра.
Рядом с бороздой несметное количество диких растений. Видно, что ребята довольны замером. На небе сияет солнце. Одеты они легко.
|
Нарушение требования выразительности как коммуникативного качества речи
Стилистические недочеты
(отбор языковых средств не соответствует ситуации общения) –
нарушение единства стиля и маловыразительная речь (РН-9; РН-10)
|
РН-9
|
Употребление слов иной функционально-стилистической окраски
|
Весной везде хорошо: и в чистом поле, и в березовой роще, а также в сосновом и смешанных лесах (использование терминологии).
Когда Остапа вели на казнь, то он шел первым и с гордостью. Очи его смотрели вдаль. Несмотря на то что руки его были в цепях, он сжимал их в кулак. Это значит, что Остап боролся за народ (использование в художественном контексте «жестких» логических средств связи, характерных для официально-делового и научного стилей – выбор «чужого» для данного контекста средства межфразовой связи).
|
РН-10
|
Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций
|
В сочинении по картине Герасимова «Вратарь»: Рядом сидит папа одного из малышей (папа – интимный характер общения).
|
Фактические ошибки
Ф-1
|
Неточность в цитате
|
«…встать за честь свою (твою), за тебя в бою (нужде) сложить голову» (Никитин)
|
Ф-2
|
Ошибка в собственных названиях
|
Великая социалистическая Октябрьская революция (ВОСР)
|
Ф-3
|
Незнание исторической фактологии
|
Наш город был основан Петром Первым в 1586 году (город был основан отцом Петра).
|
Ф-4
|
Временное смешение,
или контаминация
|
«Гроза» написана Островским в 1859 году в период общественного подъема 1961 года.
(Имеется в виду подготовка к реформе 1861 года.)
|
Ф-5
|
Топонимическая путаница
|
|
Ф-6
|
Ошибки в инициалах и фамилиях действительных исторических лиц
|
Назым Хакмет (Хикмет),
Г.И. Эренбург (И.Г. Эренбург).
|
Ф-7
|
Неточности в именах, фамилиях и прозвищах литературных героев
|
Кудрин (Кудряш) из «Грозы».
|
Ф-8
|
Искажения в названиях литературных произведений и их жанров
|
Книга Симонова ? «Брестская крепость».
Подвиг Плужникова в романе (повести) Васильева «В списках не значился».
|
Ф-9
|
Незнание содержания текста литературного произведения
|
Борис уехал в деревню (в город), отказываясь взять с собой Катерину (не по своей воле, по воле Дикого).
Страстный вызов самодержавной ? (самодурной) силе.
|
Ф-10
|
Неудачный выбор примеров
|
Кулигин как светлый луч в темном царстве.
|
Ф-11
|
Неправильное толкование
|
Недавно на Чернобыльской АЭС произошла небольшая авария (экологическая катастрофа).
Островский решительно выступает против помещичьего ханжества, произвола и самодурства, основанного на имущественном неравенстве.
Тихон сознает бессмысленность крепостнических порядков.
|
Логические ошибки
Л-1
|
Нарушение в плане последовательности или в делении объема понятия
|
См. правила деления объема понятия.
|
Л-2
|
Смещение плана изложения
|
Солнце, воздух и вода – для тела. А хочется чего-то и для души. И очень многого. Особенно для детворы. В поселке нигде и качелей не увидишь.
|
Л-3
|
Отсутствие абзацев (неточность абзацного членения)
|
См. правила выделения абзацев.
|
Л-4
|
Утверждение взаимоисключающих понятий
|
Предатель вобрал в себя ноги и лежал невредим с разбитой головой.
|
Л-5
|
Сопоставление (противопоставление) понятий, логически неоднородных
|
Несмотря на свою молодость, он завоевал авторитет как специалист и хороший человек.
|
Л-6
|
Повторение мыслей, или тавтология
|
Излагаются мысли о любви к Родине, через несколько строк – о патриотизме.
|
Л-7
|
Неверное установление причинных связей
|
Прошу оставить меня сверхсрочником на продовольственном складе, так как я очень полюбил море.
|
Л-8
|
Излишний лаконизм
|
Со слезами радости на глазах она рассказала ему, что мать погибла в первые же дни войны, а брат оглох на оба уха.
|
Л-9
|
Пропуск звена в объяснении
|
Я трудился за прилавком, за что меня и уволили.
|
Л-10
|
Умолчание об объекте действия
|
В цельном виде корнеплоды можно только с пятимесячного возраста.
|
Л-11
|
Две мысли в одном предложении
|
«Финансисты» оказались художниками из съемочной группы «Гиперболоид инженера Гарина» - первого фантастико-приключенческого фильма, который ставит на киностудии имени Горького режиссер А. Гинзбург.
|
|
|
|