Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология
|
Технологии риторического образования УМК 2014. Министерство образования и науки российской федерации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Воронежский государственный педагогический университет»
Кафедра теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Технологии риторического образования
Уровень основной образовательной программы: бакалавриат
Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование
Профиль: «Русский язык», «Литература»
Форма обучения: очная, заочная
Семестр: 4 (очная ФО), 5 (заочная ФО)
Трудоемкость: 108 (3 ЗЕТ)
Разработчики: С.И. Доброва
Учебно-методический комплекс
утвержден на заседании кафедры
теории, истории и методики
преподавания русского языка и литературы
01 сентября 2011 г., протокол №01
Заведующий кафедрой
_______________С. И. Доброва
Воронеж 2011
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
РАЗДЕЛ I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РАЗДЕЛ II. Учебно-методические материалы (УММ), обеспечивающие выполнение различных видов аудиторной и неаудиторной работы студентов
1. УММ по теоретическому разделу дисциплины
1. Конспективное изложение лекционного материала (аннотация содержания дидактических единиц)
2. Лекционные материалы
3. Списки литературы, рекомендуемой студентам, по разделам дисциплины
4. Словарь терминов (глоссарий)
2. УММ практических занятий
1. План проведения занятий с указанием последовательности рассматриваемых тем занятий и объёма аудиторных часов по каждой теме
2. Вопросы и списки литературы для подготовки к занятиям
3. Контрольно-оценочные материалы
1. Вопросы к зачету по курсу «Технологии риторического образования»
2. Примерные вопросы, задания и тесты для самоконтроля студентов
3. Примерные темы рефератов, эссе и других письменных работ
4. Образцы заданий контрольных и письменных работ
4. Образовательные технологии
РАЗДЕЛ III. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов, включая СРС
1. Методические рекомендации по изучению дисциплины
2. Методические рекомендации по использованию учебно-методического комплекса
3. Рекомендации по работе с литературой
4. Содержание и виды самостоятельной работы студентов
5. Программа внеаудиторной работы со студентами
6. Описание последовательности действий студента
РАЗДЕЛ IV. Методические рекомендации по изучению дисциплины для преподавателей
РАЗДЕЛ I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Воронежский государственный педагогический университет»
|
УТВЕРЖДАЮ
|
|
Проректор по учебной работе ___________Г.П. Иванова
|
|
«____»_________________20___г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Технологии риторического образования
Уровень основной образовательной программы: бакалавриат
Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование
Профиль: «Русский язык», «Литература»
Форма обучения: очная, заочная
Срок освоения ООП: очная –5 лет, заочная – 5,5 лет
Кафедра: теории, истории и методики преподавания русского
языка и литературы
Разработчик:
Заведующий кафедрой теории, истории и методики
преподавания русского языка и литературы, доцент _________________ С.И. Доброва
Начальник учебно-методического управления _____________________ Т.В. Майзель
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры теории,
истории и методики преподавания русского языка и литературы
от «01» сентября 2011 г. Протокол № 1
Заведующий кафедрой _____________________ С.И. Доброва
Воронеж – 2011
Лист переутверждения рабочей программы учебной дисциплины
Рабочая программа:
одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания кафедры
от “___”_________ 20___ г.
Ведущий преподаватель_________________________________________
Зав. кафедрой__________________________________________________
одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания кафедры
от “___”_________ 20___ г.
Ведущий преподаватель_________________________________________
Зав. кафедрой__________________________________________________
одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания кафедры
от “___”_________ 20___ г.
Ведущий преподаватель_________________________________________
Зав. кафедрой__________________________________________________
одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол №___ заседания кафедры
от “___”_________ 20___ г.
Ведущий преподаватель_________________________________________
Зав. кафедрой__________________________________________________
одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___заседания кафедры
от “___”_________ 20___ г.
Ведущий преподаватель_________________________________________
Зав. кафедрой__________________________________________________
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели освоения дисциплины «Технологии риторического образования»:
овладение основами современного риторического образования,
приобщение к европейской риторической культуре – культуре мысли и слова,
реализация технологических подходов в рамках риторической образовательной модели,
формирование базовых компетенций: коммуникативной компетенции (способности решать языковыми средствами коммуникативные задачи в различных сферах и ситуациях общения, в том числе и педагогических), педагогической компетенции (осознания публичного слова как важнейшего инструмента в профессиональной деятельности) и культурно-языковой компетенции (естественного владения не только процессом речепорождения и речевосприятия, но и установками культуры, поскольку культурные смыслы значительно влияют на речевые стратегии и тактики),
создание условий для формирования личности, способной в результате обучения прийти к осмысленному моделированию авторской риторической концепции.
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:
Общекультурные:
способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);
готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией(ОК-8);
готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).
Общепрофессиональные:
владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2).
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
2.1. Учебная дисциплина «Технологии риторического образования» входит в модуль «Образовательные технологии по профилям «Русский язык» и «Литература» и относится к обязательным дисциплинам вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б3. В. ОД 5.3.).
2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: введение в языкознание, педагогическая риторика, современный русский язык, философия, культурология, психология, педагогика, организация самостоятельной работы студентов (практикум).
2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: современный русский язык, методика преподавания риторики, методика обучения по профилям «Русский язык» и «Литература», технология внеурочной деятельности по русскому языку и литературе, профессиональная этика.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. В результате изучения учебной дисциплины «Технологии риторического образования» студенты овладевают следующими знаниями, умениями и навыками:
Знания:
- основ европейской риторической культуры – культуры мысли и слова;
- особенностей профессиональной речи и профессиональной риторической культуры;
- способов обработки и переработки информации;
- общих принципов редактирования и стилистической правки;
- различных средств коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;
- особенностей реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества;
- основ просветительской деятельности.
Умения:
- интерпретировать условия поликультурной образовательной среды;
- анализировать и создавать тексты профессиональной направленности;
- подготовить и отредактировать устный и письменный тексты профессионального содержания;
- применить знания об общих принципах редактирования и стилистической правки в профессиональной деятельности;
- использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации в учебной и профессиональной деятельности;
- учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;
- учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся;
- использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов;
- бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;
- участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях;
- анализировать и оценивать степень эффективности своей и чужой речи;
- осмысленно моделировать авторскую риторическую концепцию.
Навыки:
- владения основами современного риторического образования;
- реализации технологических подходов в рамках риторической образовательной модели;
- решения языковыми средствами коммуникативных задач в различных сферах и ситуациях общения, в том числе и педагогических;
- владения публичным словом как важнейшим инструментом в профессиональной деятельности;
- естественного владения не только процессом речепорождения и речевосприятия, но и установками культуры, поскольку культурные смыслы значительно влияют на речевые стратегии и тактики;
- различными способами вербальной и невербальной коммуникации;
- способами обработки и редактирования текстов, способами оформления и предъявления письменного и устного текста в зависимости от требований ситуации;
- навыками исправления ошибок и редактирования текстов профессиональной направленности;
- владения способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса (в том числе в условиях поликультурной образовательной среды);
- навыки речевой коммуникации в профессиональной сфере с учетом требований культуры русской речи и риторики.
3.2. Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих компетенций:
Планируемые уровни сформированности компетенции ОК-6
Структура компетенции
|
Основные признаки уровня
|
Базовый уровень
|
Повышенный уровень
|
Знает формы существования современного национального русского языка, специфику речи в зависимости от форм реализации (устная и письменная речь), основные жанры устной и письменной речи.
|
Характеризует жанры, стили, принципы и правила подготовки устного и письменного высказывания; выразительные средства языка; этические, коммуникативные, речевые и языковые нормы речи; коммуникативные качества речи; роды и виды публичных выступлений; определяет коммуникативные качества речи; логичность как одно из коммуникативных качеств речи, основные логические законы; логические ошибки.
|
Анализирует и оценивает коммуникативный и этический аспекты устной и письменной; основные формы и способы построения логически непротиворечивого высказывания. речи.
|
Умеет анализировать свою и чужую речь
|
Анализирует и оценивает коммуникативные качества своей и чужой речи.
|
Анализирует и оценивает степень эффективности своей и чужой речи;
|
Владеет навыками логически верного построения устной и письменной речи
|
Способен логически верно строить устную и письменную речь
|
Владеет культурой русской устной и письменной речи
|
Планируемые уровни сформированности компетенции ОК-8
Структура компетенции
|
Основные признаки уровня
|
Базовый уровень
|
Повышенный уровень
|
Знает основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации
|
Дает характеристику основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации
|
Оценивает эффективность работы с компьютером как средством управления информацией
|
Умеет использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации
|
Устанавливает динамическую взаимосвязь в использовании основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации
|
Применяет с учетом степени эффективности для решения задач риторического образования основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации
|
Готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации
|
Демонстрирует наличие навыка работы с компьютером как средством управления информацией
|
Готов эффективно работать с компьютером как средством управления информацией
|
Планируемые уровни сформированности компетенции ОК-14
Знает:
Структура компетенции
|
Основные признаки уровня
|
Базовый уровень
|
Повышенный уровень
|
особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества
|
Понимает основы историко-культурного развития человека и общества
|
Объясняет и использует основные технологии риторического образования личности в условиях поликультурной образовательной среды
|
Идентифицирует социальные и культурные различия в среде учащихся.
|
содержание понятия толерантности, принципа уважения к риторическому наследию и культурным традициям разных народов
|
Знает основные положения и нормы толерантности, имеет представление о толерантном взаимодействии
|
Знает содержание и особенности культурного релятивизма, политкорректности, критику этноцентризма и расизма, варианты соотношения демократии и толерантности
|
основные понятия культурологии в применении к риторическому образованию
|
Даёт определение основных понятий: культура, цивилизация, межкультурные коммуникации, культурные ценности, нормы и традиции; этническая и национальная, элитарная и массовая культуры; основные культурно-исторические центры и регионы мира; историю взаимоотношений этнических и религиозных культур в России
|
знает ценности массовой и элитарной культуры, проявления культурной идентичности и самоидентичности в рамках этнических и религиозных культур в России, проявления межкультурных конфликтов и сотрудничества
|
Имеет представление о различиях культуры этнической и национальной, об уникальности каждой этнической культуры
|
Знает основные процессы конкретного взаимодействия локальных культур в мире, их современное состояние и возможные перспективы
|
|
|
|