Главная страница |
Навигация по странице:
|
ОТЧЕТ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ. Название раздела
Верны ли утверждения. 1). К типу плоских червей относятся классы ресничных червей, сосальщиков и ленточных червей. 2). Яйцо печеночного сосальщика начинает развиваться, только попав в воду. 3). Все плоские черви имеют развитые органы чувств. 4). Планарии – хищники. 5). Плоские черви – раздельнополые животные. 6). Стадия финны встречается у ленточных червей. 7). Сосальщики имеют длинное членистое тело. 8). Прудовик малый – промежуточный хозяин печеночного сосальщика. Карточка 3. Распределите признаки, присущие: 1–ленточным червям; 2–сосальщикам. А. Паразитический образ жизни. Б. Свободноживущие организмы. В. Всасывание через покровы тела. Г. Поступление веществ через пищеварительную систему. Д. Наличие кожно-мускульного мешка. Е. Наличие присосок. Ж. Членистое строение тела. Распределите признаки, присущие: 1-белой планарии, 2- печеночному сосальщику. А. Живет в пресноводных водоемах. Б. Живет в кишечнике человека. В. Живет в протоках печени крупного рогатого скота. Г. Тело с наружи покрыто ресничками, благодаря работе которых животное передвигается. Д. Тело снаружи одето плотной многослойной оболочкой, на которую не действует пищеварительный сок. Е. Наличие кожно-мускульного мешка. Ж. Питается клетками печени и кровью. З. Питается переваренной пищей. И. Питается мелкими водными животными. Карточка 4.
Окончательный хозяин – Гермафродиты – Промежуточный хозяин –
III. Изучение нового материала: 25 минут Учитель объявляет тему урока, формулирует вместе с учащимися цели:
Учитель отмечает:
Учитель: «Аскарида человеческая: паразитирует в тонком кишечнике, вызывает заболевание – аскаридоз». «Как проявляется приспособленность аскариды человеческой к паразитическому образу жизни?» Учащиеся работают с учебником, отвечают на вопрос, делают предположения, вспоминают материал прошлого урока (приспособленность плоских червей к паразитическому образу жизни):
Цикл развития человеческой аскариды. Объяснение учителя. Учащиеся смотрят на рисунок в учебнике. Учитель задаёт вопрос: «Наносят ли аскариды вред человеку?» Отвечают:
Пути заражения
Меры профилактики
IV. Закрепление материала. (5 мин) Что нового вы узнали за сегодняшний урок? Почему у круглых червей половая система хорошо развита а дыхание отсутствует? V. Домашнее задание: 2 мин. прочитать раздел «Тип Круглые черви»; стр 119 – 124, ответить на вопросы самостоятельно заполнить таблицу «Системы органов круглых червей»
Хронометраж урока:
Тема: Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Цели урока: изучить Класс Многощетинковые Образовательные: сформировать представления учащихся об особенностях организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группы животных по сравнению с плоскими и круглыми червями; дать характеристику среды обитания, познакомить с многообразием и значением в природе многощетинковых кольчатых червей, их внешним и внутренним строением и процессами жизнедеятельности; Развивающие: продолжить формирование умений узнавать изученных животных, сравнивать их, делать выводы, работать в группах; продолжить формировать умения самостоятельно работать с текстом учебника, рисунками; Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; уважительное отношение к «червякам», к их праву на существование, принимая во внимание сложность их организации, их роль в природе. Оборудование: таблицы, рисунки с изображением схем строения кольчатых червей, презентация урока. Планируемые результаты:
Ход урока
Учитель: здравствуйте ребята! Сегодня как обычно мы будем работать в группах и «зарабатывать» жетоны разных цветов. В конце урока они будут обменены на оценки. Работать мы будем по следующему плану:
Учитель: какие типы червей мы изучали на прошлых уроках? (Тип Плоские и Круглые черви) Учитель: предлагаю вам разгадать кроссворд по этим темам, сам кроссворд вы видите на экране и в рабочих тетрадях. Вопросы к кроссворду По горизонтали: 1. Хозяин, в теле которого происходит половое размножение паразитов. 2. Половые органы самок. 3. Название рыхлой соединительной ткани, которой заполнены промежутки между органами у плоских червей. По вертикали: 4. Полость тела у круглых червей. 5. Как называется слой зародышевых клеток, который появляется у червей. 6. Название отверстия, которым у круглых червей заканчивается кишечная трубка. 7. Название класса червей, к которому принадлежит белая планария. ( на оценку)
Запишите в тетрадь тему урока: «Общая характеристика Типа Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви» Учитель: как вы думаете, что мы должны изучить о многощетинковых червях? (где обитают многощетинковые черви, их многообразие, строение и процессы жизнедеятельности). (смотрят презентацию) Тип Кольчатых червей, или кольчецов, охватывает около 9 тыс. видов червей, обладающих гораздо более сложной, чем представители других типов червей. В настоящее время всех кольчатых червей делят на несколько классов, среди которых широко распространены и известны три. Многощетинковые черви населяют моря, обитая от мелководья до больших глубин. Некоторые представители встречаются в пресноводных бассейнах, например в озере Байкал. Большинство морских многощетинковых живут на дне, как например живущие на мелководье нереиды или нереисы. Форма тела нереиды вытянутая, тело состоит из множества сегментов или колец (отсюда и название типа Кольчатые черви). Окраска червей данного класса различна: зеленоватая, желтоватая, красноватая. Нереиды служат основной пищей для промысловых морских рыб. Нереиды хорошо прижились в новых условиях и ныне стали в Каспийском море ценным кормом для осетровых рыб. Нереиды хищники и способны активно передвигаться по дну. Органами движения служат мускулистые выросты по бокам каждого сегмента тела, которые называют параподиями. Червь загребает параподиями спереди назад, цепляясь за неровности субстрата, и таким образом ползет вперед. Среди многощетинковых есть и сидячие формы, которые строят защитную трубку и никогда её не покидают. Это серпула – многощетинковый червь у которого щупальца приобретают перисто-разветвленную форму: они выполняют роль жабр и участвуют в добывании пищи. Поверхность их покрыта ресничками, которые гонят воду со взвешенными в ней пищевыми частицами ко рту. Учитель: а теперь делаем таблицу «Общая характеристика червей», сформулируем более четко общую характеристику Типа Кольчатые черви. Работаем по плану в таблице.
Почему в процессе эволюции у кольчатых червей появляется вторичная полость тела? Почему у них как у круглых не сохраняется первичная? Какие преимущества дает вторичная полость тела кольчатым червям? (При повреждении кожно-мускульного мешка полостная жидкость вытекает только из одного сегмента и организм не погибает, в отличие от первичнополостных круглых червей). Закрепление изученного материала Озвучить оценки за кроссворд Что нового узнали за урок? Какие функции выполняет каждая система органов? Домашнее задание составить кроссворд по теме Кольчатые черви.
Тема: Многообразие кольчатых червей. Классы Многощетинковые, Малощетинковые и Пиявки. Обучающая – познакомиться с многообразием видов и классов кольчатых червей; доказать приспособленность к среде обитания представителей разных классов; рассмотреть различные экологические группы кольчатых червей; Развивающая – продолжить формирование умений обосновывать, сравнивать, анализировать, публично выступать. Воспитательная – воспитание положительной мотивации обучения Тип урока: комбинированный Вид урока: смешанный Методы: словесный: беседа, объяснение наглядный: демонстрация пособий Оборудование: т. Тип плоские черви, Тип кольчатые черви, Тип круглые черви. Ход урока:
Фронтальный опрос: 1.В какой тип объединяют животных, имеющих удлинённое тело, разделённое на сходные членики, кровеносную систему, брюшную нервную цепочку и окологлоточное нервное кольцо? 2. Сколько видов плоских червей известно к настоящему времени? 3. Из перечисленных видов червей отметьте круглых червей, паразитирующих у человека. 4. Тип Кольчатые черви включает классы… 5. Печёночный сосальщик паразитирует в… 6. В организм человека яйца аскариды попадают с… 7. Промежуточным хозяином личинок печёночного сосальщика является… Изучение нового материала (20-25 мин) На предыдущем уроке мы выяснили, что кольчатые черви в эволюционном плане более продвинутые животные, чем плоские и круглые черви. Тело их сегментировано, имеется кожно-мускульный мешок с расположенными в нём внутренними органами. И именно у кольчатых червей впервые появляется кровеносная система замкнутого типа. Класс, сколько видов кольчатых червей известно на сегодняшний день? (9 тысяч видов). Тип Кольчатые черви объединяет несколько классов, из них три основных – Многощетинковые, Малощетинковые и Пиявки. Сравнительная характеристика различных классов кольчатых червей. Работая с текстом учебника на страницах 125-130, таблицами и рисунками в учебнике, давайте совместно заполним следующую таблицу (шапка таблицы на доске)
Закрепление знаний обобщить знания об изученном классе кольчатых червей. Найдите в тексте ответ на вопрос: Каково медицинское значение пиявок? (Используются в медицинской практике при лечении гипертонической болезни и атеросклероза). Домашнее задание: прочитать параграф стр 125 – 130 ответить на вопросы.
Анализы уроков Дата 11.01.16 Ф.И.О. учителя Чикильдина Ольга Владимировна Класс 7а
|