Главная страница
Навигация по странице:

ОТЧЕТ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ. Название раздела



Скачать 411 Kb.
Название Название раздела
Анкор ОТЧЕТ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.doc
Дата 22.04.2017
Размер 411 Kb.
Формат файла doc
Имя файла ОТЧЕТ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.doc
Тип Отчет
#1286
страница 2 из 4

Верны ли утверждения.

1). К типу плоских червей относятся классы ресничных червей, сосальщиков и ленточных червей.

2). Яйцо печеночного сосальщика начинает развиваться, только попав в воду.

3). Все плоские черви имеют развитые органы чувств.

4). Планарии – хищники.

5). Плоские черви – раздельнополые животные.

6). Стадия финны встречается у ленточных червей.

7). Сосальщики имеют длинное членистое тело.

8). Прудовик малый – промежуточный хозяин печеночного сосальщика.

Карточка 3.

Распределите признаки, присущие:

1–ленточным червям; 2–сосальщикам.

А. Паразитический образ жизни.

Б. Свободноживущие организмы.

В. Всасывание через покровы тела.

Г. Поступление веществ через пищеварительную систему.

Д. Наличие кожно-мускульного мешка.

Е. Наличие присосок.

Ж. Членистое строение тела.

Распределите признаки, присущие:

1-белой планарии, 2- печеночному сосальщику.

А. Живет в пресноводных водоемах.

Б. Живет в кишечнике человека.

В. Живет в протоках печени крупного рогатого скота.

Г. Тело с наружи покрыто ресничками, благодаря работе которых животное передвигается.

Д. Тело снаружи одето плотной многослойной оболочкой, на которую не действует пищеварительный сок.

Е. Наличие кожно-мускульного мешка.

Ж. Питается клетками печени и кровью.

З. Питается переваренной пищей.

И. Питается мелкими водными животными.


Карточка 4.

  1. Дайте определение терминам:

Окончательный хозяин –

Гермафродиты –

Промежуточный хозяин –

  1. Перечислите приспособления во внешнем и внутреннем строении червей, помогающие им паразитировать.

III. Изучение нового материала: 25 минут

Учитель объявляет тему урока, формулирует вместе с учащимися цели:

  1. изучить строение круглых червей;

  2. рассмотреть цикл развития круглых червей;

  3. познакомиться с паразитическими круглыми червями и заболеваниями, которые они вызывают.

  1. Беседа с учениками об особенностях организации круглых червей, (работа с текстом учебника, с. 120-121). Учащиеся делают выводы об усложнении в строении круглых червей по сравнению с плоскими червями.

Учитель отмечает:

  • Деление пищеварительной системы на отделы.

  • Ротовое отверстие перемещается на передний конец тела.

  • Задняя кишка открывается наружу анальным отверстием.

  • Внутренние органы «омываются» жидкостью, заполняющей первичную полость тела. Она участвует в процессах обмена веществ и в поддержании формы тела за счет давления на стенки тела изнутри.

  • Разделение полов.

Учитель: «Аскарида человеческая: паразитирует в тонком кишечнике, вызывает заболевание – аскаридоз».

«Как проявляется приспособленность аскариды человеческой к паразитическому образу жизни?»

Учащиеся работают с учебником, отвечают на вопрос, делают предположения, вспоминают материал прошлого урока (приспособленность плоских червей к паразитическому образу жизни):

  1. тело покрыто плотной кутикулой;

  2. мускулатура состоит из 4-х продольных мышечных лент и позволяет изгибать тело;

  3. особое вещество, выделяемое клетками ее тела, защищает ее от переваривания соками хозяина;

  4. микроскопические зубчики, окружающие рот, позволяют прикрепляться к слизистой оболочке кишечника;

  5. очень большая плодовитость.

Цикл развития человеческой аскариды. Объяснение учителя. Учащиеся смотрят на рисунок в учебнике.

Учитель задаёт вопрос: «Наносят ли аскариды вред человеку?»

Отвечают:

  1. Истощают организм хозяина;

  2. Аскариды отравляют организм токсическими продуктами обмена;

  3. Воздействуют механически: в большом количестве могут вызывать непроходимость или разрыв кишечника.

Пути заражения

  • Речная вода

  • Мухи

  • Немытые руки

  • Плохо промытые фрукты и овощи

  • Домашние животные


Меры профилактики

  • Не пить сырую воду из рек и озер.

  • Вести борьбу с мухами.

  • Выделенных аскарид сжигать.

  • Не применять для удобрения огородов человеческие экскременты

  • Соблюдать чистоплотность

IV. Закрепление материала. (5 мин)

Что нового вы узнали за сегодняшний урок?

Почему у круглых червей половая система хорошо развита а дыхание отсутствует?

V. Домашнее задание: 2 мин.

прочитать раздел «Тип Круглые черви»; стр 119 – 124, ответить на вопросы

самостоятельно заполнить таблицу «Системы органов круглых червей»


Система органов

Строение

1. Покровы тела

1 слой погруженных клеток и мембрана образуют кожно-мускульный мешок

2. Пищеварительная система

Рот, ротовая полость, глотка, пищевод, кишка, анальное отверстие. У некоторых кутикулярные выросты – зубы.

3. Выделительная система

Одноклеточные кожные железы.

4.Нервная система.
Органы чувств.

Окологлоточное нервное кольцо; от кольца отходят нервные стволы (6) вперед и (6) назад.

Развиты слабо.

- Осязания: щетинки или бугорки вокруг рта.

- Органы хим-го чувства: по бокам головного мозга.

- Примитивные глаза (у некоторых): пигментные пятна.

5. Половая система

Раздельнополые. Половой диморфизм (четкие внешние различия).

Представлена яичниками (у самок) и семенником (у самцов).

Откладывают яйца, есть живородящие.

6. Дыхательная и кровеносная

Отсутствуют. Газообмен и транспорт веществ – посредством диффузии.



Хронометраж урока:

Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся.

8 мин.

Изучение нового материала.

25 мин.

Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.

5 мин.

Домашнее задание.

2 мин.


Тема: Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока: изучить Класс Многощетинковые

Образовательные: сформировать представления учащихся об особенностях организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группы животных по сравнению с плоскими и круглыми червями; дать характеристику среды обитания, познакомить с многообразием и значением в природе многощетинковых кольчатых червей, их внешним и внутренним строением и процессами жизнедеятельности;

Развивающие: продолжить формирование умений узнавать изученных животных, сравнивать их, делать выводы, работать в группах; продолжить формировать умения самостоятельно работать с текстом учебника, рисунками;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; уважительное отношение к «червякам», к их праву на существование, принимая во внимание сложность их организации, их роль в природе.

Оборудование: таблицы, рисунки с изображением схем строения кольчатых червей, презентация урока.

Планируемые результаты:

  1. Узнавать по рисункам и называть системы органов;

  2. Распознавать и описывать представителей типа Кольчатые черви, класса Многощетинковые черви;

  3. Сравнивать строение органов кольчатых и круглых червей.

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель: здравствуйте ребята! Сегодня как обычно мы будем работать в группах и «зарабатывать» жетоны разных цветов. В конце урока они будут обменены на оценки. Работать мы будем по следующему плану:

  • Повторение ранее изученного материала;

  • Изучение нового материала;

  • Закрепление нового материала;

  • Подведение итогов.

  1. Повторение изученного материала

Учитель: какие типы червей мы изучали на прошлых уроках? (Тип Плоские и Круглые черви)

Учитель: предлагаю вам разгадать кроссворд по этим темам, сам кроссворд вы видите на экране и в рабочих тетрадях.

Вопросы к кроссворду

По горизонтали: 1. Хозяин, в теле которого происходит половое размножение паразитов. 2. Половые органы самок. 3. Название рыхлой соединительной ткани, которой заполнены промежутки между органами у плоских червей.

По вертикали: 4. Полость тела у круглых червей. 5. Как называется слой зародышевых клеток, который появляется у червей. 6. Название отверстия, которым у круглых червей заканчивается кишечная трубка. 7. Название класса червей, к которому принадлежит белая планария. ( на оценку)

  1. Изучение нового материала

Запишите в тетрадь тему урока: «Общая характеристика Типа Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви»

Учитель: как вы думаете, что мы должны изучить о многощетинковых червях? (где обитают многощетинковые черви, их многообразие, строение и процессы жизнедеятельности). (смотрят презентацию)

Тип Кольчатых червей, или кольчецов, охватывает около 9 тыс. видов червей, обладающих гораздо более сложной, чем представители других типов червей. В настоящее время всех кольчатых червей делят на несколько классов, среди которых широко распространены и известны три.

Многощетинковые черви населяют моря, обитая от мелководья до больших глубин. Некоторые представители встречаются в пресноводных бассейнах, например в озере Байкал.

Большинство морских многощетинковых живут на дне, как например живущие на мелководье нереиды или нереисы.

Форма тела нереиды вытянутая, тело состоит из множества сегментов или колец (отсюда и название типа Кольчатые черви).

Окраска червей данного класса различна: зеленоватая, желтоватая, красноватая. Нереиды служат основной пищей для промысловых морских рыб. Нереиды хорошо прижились в новых условиях и ныне стали в Каспийском море ценным кормом для осетровых рыб. Нереиды хищники и способны активно передвигаться по дну. Органами движения служат мускулистые выросты по бокам каждого сегмента тела, которые называют параподиями. Червь загребает параподиями спереди назад, цепляясь за неровности субстрата, и таким образом ползет вперед.

Среди многощетинковых есть и сидячие формы, которые строят защитную трубку и никогда её не покидают. Это серпула – многощетинковый червь у которого щупальца приобретают перисто-разветвленную форму: они выполняют роль жабр и участвуют в добывании пищи. Поверхность их покрыта ресничками, которые гонят воду со взвешенными в ней пищевыми частицами ко рту.

Учитель: а теперь делаем таблицу «Общая характеристика червей», сформулируем более четко общую характеристику Типа Кольчатые черви.

Работаем по плану в таблице.

Характеристика

Тип Кольчатые черви

  1. Представители

Кл.Многощетинковые;

кл.Малощетинковые

  1. Численность

9 тыс. видов

  1. Среда обитания

Водная, почвенная

  1. Симметрия тела

Двусторонняя симметрия

  1. Форма тела

Тело вытянутое, состоит из сегментов или колец

  1. Полость тела

Вторичная (целом), заполнена жидкостью

  1. Слои клеток

3 слоя

  1. Кожно-мускульный мешок

Тонкая кутикула – эпителий+кольцевые и продольные мышцы

  1. Ткани

4 типа

  1. Системы органов

Опорно-двигательная, пищеварительная, выделительная, нервная, половая + КРОВЕНОСНАЯ

Почему в процессе эволюции у кольчатых червей появляется вторичная полость тела? Почему у них как у круглых не сохраняется первичная? Какие преимущества дает вторичная полость тела кольчатым червям?

(При повреждении кожно-мускульного мешка полостная жидкость вытекает только из одного сегмента и организм не погибает, в отличие от первичнополостных круглых червей).

Закрепление изученного материала

Озвучить оценки за кроссворд

Что нового узнали за урок?

Какие функции выполняет каждая система органов?

Домашнее задание

составить кроссворд по теме Кольчатые черви.


Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся.

8 мин.

Изучение нового материала.

25 мин.

Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.

5 мин.

Домашнее задание.

2 мин.


Тема: Многообразие кольчатых червей. Классы Многощетинковые, Малощетинковые и Пиявки.
Обучающая – познакомиться с многообразием видов и классов кольчатых червей; доказать приспособленность к среде обитания представителей разных классов; рассмотреть различные экологические группы кольчатых червей;

Развивающая – продолжить формирование умений обосновывать, сравнивать, анализировать, публично выступать.

Воспитательная – воспитание положительной мотивации обучения

Тип урока: комбинированный

Вид урока: смешанный

Методы: словесный: беседа, объяснение

наглядный: демонстрация пособий

Оборудование: т. Тип плоские черви, Тип кольчатые черви, Тип круглые черви.
Ход урока:

  1. Орг. момент (3 мин)

  2. Актуализация знаний (7-10 мин)

Фронтальный опрос:

1.В какой тип объединяют животных, имеющих удлинённое тело, разделённое на сходные членики, кровеносную систему, брюшную нервную цепочку и окологлоточное нервное кольцо?

2. Сколько видов плоских червей известно к настоящему времени?

3. Из перечисленных видов червей отметьте  круглых червей, паразитирующих у человека.

4. Тип Кольчатые черви включает классы…

5. Печёночный сосальщик паразитирует в…

6. В организм человека яйца аскариды попадают с…

7. Промежуточным хозяином личинок печёночного сосальщика является…
Изучение нового материала (20-25 мин)

На предыдущем уроке мы выяснили, что кольчатые черви в эволюционном плане более продвинутые животные, чем плоские и круглые черви. Тело их сегментировано, имеется кожно-мускульный мешок с расположенными в нём внутренними органами. И именно у кольчатых червей впервые появляется кровеносная система замкнутого типа. Класс, сколько видов кольчатых червей известно на сегодняшний день? (9 тысяч видов).

Тип Кольчатые черви объединяет несколько классов, из них три основных – Многощетинковые, Малощетинковые и Пиявки.

      

Сравнительная характеристика различных классов кольчатых червей.

Работая с текстом учебника на страницах 125-130, таблицами и рисунками в учебнике, давайте совместно заполним следующую таблицу (шапка таблицы на доске)


 Черты строения

 Класс Многощетинковые

 Класс Малощетинковые

 Класс Пиявки

1. Среда обитания

морские и пресные водоёмы

морские и пресные водоёмы

эктопаразиты, на переднем и заднем концах тела имеются присоски

2. Форма тела

длинная цилиндрическая

длинная цилиндрическая

вытянутая уплощённая в спинно-брюшном направлении.

3. Обособленность головы

чётко обособлена

чётко обособлена

слабо обособлена

4. Наличие придатков (параподий, щетинок и жабр)

многочисленны

немногочисленны

отсутствуют 

5. Газообмен 

через поверхность параподий, имеющих разветвлённую сеть кровеносных сосудов

всей поверхностью тела путём диффузии

всей поверхностью тела путём диффузии

6. Размножение

 

 

 

 

раздельнополые, гонады находятся по всему телу, оплодотворение наружное

гермафродиты, гонады находятся в нескольких сегментах, копуляция и перекрёстное оплодотворение, яйца откладываются в кокон

гермафродиты, гонады находятся в  очень небольшом числе сегментов, копуляция и перекрёстное оплодотворение, яйца откладываются в  кокон

8. Представители

нереида, лепидонотус, палоло, пескожил, спирорбис, серпула

трубочники, дождевые черви, земляной червь

рыбья пиявка, ложноконская пиявка, лошадиная пиявка, медицинская пиявка


Закрепление знаний

обобщить знания об изученном классе кольчатых червей.

Найдите в тексте ответ на вопрос: Каково медицинское значение пиявок? (Используются в медицинской практике при лечении гипертонической болезни и атеросклероза).

Домашнее задание: прочитать параграф стр 125 – 130 ответить на вопросы.


Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся.

13 мин.

Изучение нового материала.

20 мин.

Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.

5 мин.

Домашнее задание.

2 мин.


Анализы уроков

Дата 11.01.16

Ф.И.О. учителя Чикильдина Ольга Владимировна

Класс 7а

1   2   3   4
1   2   3   4
Тема: Тип Круглые черви.

Цель: Изучить Тип Круглые черви.

Задачи:

1) Образовательные:- рассмотреть особенности организации круглых червей, многообразие их видов;

- выявить черты высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими;

2) Воспитательные:- воспитывать бережное отношение к своему организму;

3) Развивающие:- продолжить формирование умения обосновывать строение паразитов и их жизнедеятельность, связанные с паразитизмом;

- развитие наблюдательности и мышления на основе сравнения плоских и круглых червей.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Таблицы с изображением круглых и плоских червей; «Цикл развития аскариды человеческой», учебник.

Ход урока:

I.Организационный момент: Учитель напоминает тему прошлого урока.

II.Проверка знаний: Самостоятельная работа по индивидуальным

карточкам. (8 мин)

Карточка 1. Заполните пропуски:

Крупный рогатый скот может проглотить ______ цепня вместе с травой. В желудке животного из яиц выходят микроскопические ______ с ______ . С их помощью личинки вбуравливаются в стенку желудка, попадают в ______ , разносятся по всему телу животного и проникают в ______ . здесь личинка превращается в ______ , пузырек величиной с горошину, внутри которого скрыта ______ цепня с шейкой.

Карточка 2.
написать администратору сайта