Навигация по странице:
|
К теме 1. Основы социального образования
Основы социального образования
1.
|
Предмет и объект социального образования
|
2.
|
Становление и развитие социального образования.
|
3.
|
Развитие социального образования в России
|
4.
|
Методологические основы социального образования.
|
5.
|
Структура социального образования.
|
6.
|
Учение как вид социокультурной деятельности.
|
7.
|
Сфера образования и ее социальная структура.
|
8.
|
Система народного образования.
|
9.
|
Дошкольное образование как субсистема образования.
|
10.
|
Школьное образование.
|
11.
|
Профессиональное образование.
|
12.
|
Высшее образование.
|
13.
|
Взаимодействие сферы образования с другими сферами общественной жизни.
|
14.
|
Учебный процесс: сущность, содержание, структура.
|
15.
|
Коллектив в сфере образования.
|
16.
|
Управление в сфере образования.
|
17.
|
Реформа образования в России. Интеграция в мировой образовательный процесс.
|
Тема 1. Предмет и объект социального образования.
Определение статуса социального образования как отраслевой науки. Состояние и динамика социокультурных процессов в сфере образования и т.д. Предмет социологии образования. Отличие социологии образования от смежных научных дисциплин - педагогики, психологии, философии. Основные категории социологии образования: образование, воспитание, личность, профессия и др.
I. «Социальное образование» в широком и узком смыслах. Его объект и предмет.
1. В широком смысле: как процесс и результат социализации. Объект социального образования – общество во всей его пространственно-временной протяженности, в многообразии составляющих его наций, народов, социальных слоев и групп; вторая «сторона» объекта – человек в многообразии его социокультурных, языковых связей (социокультурных отношений и связей). Предмет – триединство становящегося человеческого: телесного, душевного и духовного.
2. В узком смысле: как подготовка к самореализации в сфере социальной работы. Объект – образовательные процессы в сфере социального работы; предмет – триединство становящегося человеческого в сфере социальной работы.
II. Социология образования.
Социология образования — отрасль социологии, изучающая систему образования как социальный институт, ее взаимодействие с обществом, а также внутренние механизмы и закономерности образования как особого вида социокультурной деятельности.
Социологию образования интересуют социальные характеристики образования, влияние на него социальных институтов, социальной макро- и микросреды. Вся социология представляет собой целостную систему социологических знаний, состоящую из 3 уровней:
1. общесоциологический (общетеоретический) уровень;
2. специальные (частные) социологические теории;
3. эмпирические социологические исследования.
На базе общих теорий первого уровня основываются специальные (частные) социологические теории среднего уровня. Сюда относится и социология образования. Философская энциклопедия, определяя предмет социологии образования, делает акцент на анализе его социальной природы: "Социология образования – отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, как форму и средство общественной жизни". А. Майер пишет, что социология образования "...имеет своим предметом социологическое исследование общих социальных закономерностей образования и воспитания как социального процесса и их функций на всех уровнях взаимодействия общественных сил". В.Н. Турченко обращает внимание на приоритет системной организации образования: "...социология образования имеет предметом своего рассмотрения системы и подсистемы (элементы) образования в их целостности и совокупности (общественных) отношений". Обобщением изложенных позиций является определение Ф.Р. Филиппова: "Социология образования есть специальная социологическая наука, предметом которой является система образования как социальный институт, взаимодействие ее подсистем, а также взаимодействие системы образования и ее подсистем с обществом, прежде всего с его социальной структурой".
Объектом социологии образования является сфера образования как социальное явление; люди, их объединения и организации в системе образования. Это та социальная среда, где развертывается функционирование процессов образования, действуют определенные субъекты в форме разнообразных учебных занятий (обучая, учась, поддерживая процесс обучения) в ситуациях, складывающихся в ходе таких занятий, с определенной системой взаимоотношений людей, с их институциональной и неинституциональной организацией. Таким образом, объектом изучения является образование с позиций его социальной природы.
Важнейшие концепции социологии образования.
Социология образования рассматривает влияние образования на все стороны жизни общеста: экономическую, социальную, политическую, духовную ... В то же время она рассматривает и собственно "образовательные" проблемы: как функционирует и развивается система образования, насколько она соответствует требованиям общества, насколько эффективно ее организационное строение. Исследования затрагивают такие вопросы, как:
– соответствие структуры образования актуальным и перспективным социальным целям, долгосрочным программам общества;
– пропорциональность морфологического строения структуры образования;
– влияние результатов образовательных процессов на другие социальные процессы – профессионально-трудовые, нравственные, психологические, организационно-технические и т.д.
Исследование проблем структуры образования связано с изучением его социальных функций; имеются в виду передача накопленных знаний, преемственность социального опыта и духовная преемственность поколений, социализация личности, ее саморазвитие и самореализация, накопление ею духовного, интеллектуального, социального потенциала.
Логически оправдано объединение всех исследований в социологии образования по двум направлениям:
– внутриинституциональное, охватывающее внутренние проблемы образования как социального института, социальные аспекты деятельности субъектов образования, социальную структуру и функцию системы образования, социальный статус педагогических работников как социальной группы, проблемы социального управления системой образования;
– внешнеинституциональное, т.е. все исследования социальных аспектов взаимодействия образования с другими социальными институтами, производством, наукой, культурой, политикой; связи образовательного процесса с другими социальными процессами, влияние образования на развитие социальных отношений и видов социальной деятельности.
Социология образования может быть представлена в виде двух структур:
– теоретико-концептуальное содержание; основные категории: культура, образование, воспитание, социализация, учение, личность; направления исследований и концептуализации: социальная детерминация образования, социокультурная организация сферы образования, эффективность образования;
– проблемно-тематическое содержание: культурогенез личности в образовании, динамика сферы образования, содержание образования, социальные институты в сфере образования, социальная структура сферы образования, регуляция и управление образованием, диагностика в образовании, инновационные процессы в образовании, влияние образования на другие сферы общественной жизни.
Социология образования возникла в начале XX в. У истоков ее стоят М. Вебер, Э. Дюркгейм, Дж. Дьюи, Т. Парсонс. Они заложили методологические основы названной отраслевой социологии. Исходными здесь можно выделить концепции социальной стратификации, разделения труда, социализации личности.
В 60—70-е годы в странах Запада резко возрастает интерес к социологии образования в связи с отставанием функционирующих систем образования от требований научно-технической революции. Именно тогда был поднят вопрос о кризисе образования. Усиливается внимание к данной проблеме в 80-е годы. И связано это прежде всего с социальными проблемами непрерывного образования.
Исходя из трактовки образования как социальной категории, следует отметить, что его состояние и функционирование определяется системой господствующих в обществе социальных связей и отношений.
Образование связано со всеми сферами общественной жизни. Экономика определяет материальную базу сферы образования, обусловливает его содержание в плане структуры дисциплин, спектра специальностей и профессий. К примеру, в 50-е годы в стране активно развивались технические специальности. Наиболее популярными и престижными были такие вузы, как МИФИ, МАИ, МЭИ, Физико-технический институт, МВТУ им. Баумана. Практически мало востребованными обществом были финансово-экономические и юридические специальности. В настоящее время в связи с изменением социально-экономической ситуации в России именно эти специальности стали пользоваться наибольшим спросом. Аналогичная картина с иностранными языками.
Политическая сфера также оказывает самое непосредственное воздействие на систему образования. В зависимости от того, демократический режим в обществе или тоталитарный, открытое общество или закрытое, формируется и соответствующая система образования как в плане ее структуры, так и содержания.
Социокультурная среда как на макро-, так и на микроуровне также влияет на всю систему образования. Здесь речь идет о религиозных и нравственных ценностях общества и семьи, традициях, принадлежности к тому или иному социальному слою и группе и т. д. Иными словами, каково общество, такова и система образования.
В то же время образование — автономная система, имеющая относительную самостоятельность, и она способна оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества. От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а следовательно и состояние экономики общества. Не случайно именно через модернизацию образования Японии и так называемым азиатским тиграм удалось сделать качественный прорыв в экономической сфере. В современных условиях эта зависимость возрастает.
Система образования, формируя гражданина, тем самым оказывает воздействие на политическую сферу общественной жизни. Она же воспроизводит социально-профессиональную структуру общества и выступает важнейшим средством социальной мобильности и социальных перемещений.
Образование через культурно-воспитательную функцию оказывает влияние и на духовную жизнь общества. Вот данные исследований, проведенных среди городских жителей Казахстана, отражающие четкую корреляцию между уровнем образования и продолжительностью жизни, зависимость числа лиц, доживающих до пенсионного возраста, от уровня образования.
Образование
|
Мужчины
|
Женщины
|
Средний
показатель
|
(%)
|
(%)
|
(%)
|
Высшее и незаконченное высшее
|
73,4
|
90,1
|
81,1
|
Среднее специальное
|
65,4
|
88,5
|
76,6
|
Среднее общее
|
64,6
|
85,5
|
75,1
|
Неполное среднее
|
56,9
|
84,3
|
70,2
|
Начальное
|
45,7
|
72,2
|
58,6
|
Не экстраполируя результаты исследований на все и вся в социальном времени и пространстве, отметим, что эта зависимость имеет четко выраженную социальную обусловленность, поскольку уровень образования в значительной степени регламентирует характер трудовой деятельности человека, круг его культурных и социальных запросов, образ жизни, что, в свою очередь, влияет на состояние здоровья и продолжительность жизни.
Любое общество, если оно думает о своем будущем, должно знать, что позитивные изменения в системе образования вызывают своего рода «цепную реакцию» прогрессивных сдвигов в самых разных сферах общественной жизни, и наоборот: негативные изменения в образовании имеют тенденцию репродуцирования и ведут к регрессу общества.
В современном мире неизмеримо возрастает роль образования, что обусловлено объективными причинами. Человечество вступает в третью цивилизованную революцию — информационную и осуществляет переход к информационному обществу. Свидетельством «продвинутости» страны по пути прогресса все в большей степени будут выступать не показатели роста производства, а уровень образования населения, его качество и всеохватность. Знания, информация в самом широком смысле этого слова становятся все возрастающей ценностью. Закономерно, что в этих условиях актуализируется проблема непрерывного образования. Концепция непрерывного образования трактует его как самую широкую подсистему общества, снимая временные и пространственные ограничения. Образование не завершается получением свидетельства или диплома, но продолжается всю жизнь.
Новые условия меняют не только роль образования в обществе, но его цели, задачи и содержание.
Еще Д. Дьюи подчеркивал, что образование, школа должны выполнять не только обучающую функцию, но быть источником совершенствования и гармонизации общества. Сегодня этого уже недостаточно. Глобальные проблемы со всей остротой поставили перед человечеством вопрос выживания, сохранения жизни на Земле. Решение его возможно лишь через рассмотрение в единой связи Человека — Общества — Природы — Космоса. Разработанная в последние годы концепция «устойчивого развития», базирующаяся на идее создания ноосферы В. И. Вернадского, обусловливает и разработку новой модели образования.
Речь идет о смене ориентации его основных ценностей. Доминантной может быть ноосферно-экологическая направленность системы образования, способствующая выходу из кризиса и выживанию человечества.
Система взаимосвязи Человек — Общество находит отражение в разработанной Робертом Хэнви концепции глобального образования, включающей пять основных принципов.
Первый принцип предполагает воспитание широты видения мира, признание равноценными и равноправными любые точки зрения на мир, любые «образы мира».
Второй принцип ставит целью воспитание внимания к глобальным проблемам. Каждый должен понимать, что в силу существующей взаимосвязи людей состояние дел на нашей планете оказывает влияние на жизнь каждого, и напротив, от каждого зависит общее положение в социуме.
Третий принцип предполагает воспитание уважения к чужой культуре, умение вести диалог на равных, понимание роли взаимообогащения культур, ценности культуры в ее многообразии.
Четвертым принципом концепции глобального образования является формирование системного мышления, понимания природы различных систем, в том числе политических.
Наконец, пятый принцип предполагает выработку умения видеть личностный смысл в любой деятельности, вырабатывать ее стратегию и тактику.
Рассмотрим далее изменение модели образования, подходя к нему как к фактору развития личности. По мнению английского исследователя А. Тойнби, рост цивилизаций обеспечивается прежде всего за счет деятельности творческих личностей или небольших лидирующих групп. Именно меньшинство совершает прорыв в будущее, в то время как большинство консервативно и косно. Из этого следует, что при рождении цивилизаций (особенно в переходный период) образование призвано стать наиболее динамичным средством, формирующим творческую личность, лидирующее меньшинство. С другой стороны, перед ним стоит задача поднять консервативное большинство до уровня лидеров, без чего невозможно движение общества вперед. Иными словами, образованию принадлежит приоритетная роль в разрешении противоречий между новой формирующейся цивилизацией и отстающей консервативной культурой.
Если в этой связи говорить о проблемах России, у нас они приобретают свою специфику. На общецивилизованные процессы здесь накладываются особенности, связанные с радикальными преобразованиями, происходящими в нашем обществе. Происходит не только смена экономической и политической систем, но подвергаются глубочайшей переоценке духовные основы общества, его идеалы, которые многие годы наполняли смыслом жизнь каждого человека. Ушла в прошлое единая идеология, и сегодня человек должен сам сделать свой выбор. Эта нелегкая задача и роль системы образования в том, чтобы помочь человеку адаптироваться в новой ситуации, обрести устойчивость и сделать сознательный выбор.
Говоря о сущности и роли образования в канун третьего тысячелетия, подойдем к нему в аспекте анализа двух типов регулирования общественной жизни: стихийного и сознательного. В современных условиях императив выживания человечества предстает как императив смены парадигм истории — перехода от стихийной парадигмы к управляемой на базе общественного интеллекта. При этом общественный интеллект понимается в широком смысле как управление будущим через функции прогнозирования, планирования, формирования системы ценностей и т. д. Основным механизмом воспроизводства общественного интеллекта выступает образование, которое становится базисом существования и развития общества наряду с производством материальных благ.
При этом само образование должно ориентироваться не на прошлое и настоящее, а на будущее, носить опережающий характер. Правомерно говорить о модели «опережающего образования», соответствующей требованиям эпохи.
3. Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокуль-турной деятельности.
Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев:
систему дошкольного воспитания,
общеобразовательную школу,
среднее и высшее профессиональное образование,
послевузовское образование,
систему повышения квалификации и переподготовки кадров,
образование по интересам.
Система образования в России переживает сейчас радикальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Наряду с государственными учебными заведениями возникают альтернативные, в том числе частные. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования. Рядом с традиционной массовой школой появились лицеи, гимназии, колледжи, школы и классы с углубленным изучением предметов, профильные классы (например, педагогические классы) и т. д. Параллельно с системой бесплатного образования существует образование за плату во всех звеньях, начиная от детских садов и до университетов. Меняется система отношений между институтом образования и церковью.
Все эти изменения в целом позитивны. Несмотря на характерные для всего нового издержки они расширяют возможности самореализации личности, раздвигают границы свободы выбора.
Претерпевают изменения и отношения педагогов и учащихся, воспитателей и воспитуемых. Они преодолевают однонаправленность, становятся более демократичными, их все более характеризует сотрудничество, сотворчество. Существовали и продолжают иметь место различные взгляды на то, что представляет собой воспитуемый, ребенок: от рассмотрения его как «чистой доски» и сосуда, который предстоит наполнить, до «генетической заданности». В последнее время выдвигается новая трактовка: ребенок — это «мессия из будущего». Из нее следует, что дети, наши воспитанники обладают свойствами, возможностями и чертами, которых нет и не могло быть у взрослых, поскольку они порождены качественно новой ситуацией. Поэтому интеграция с будущим, вхождение в него может стать более адаптивным для взрослых, если осуществляется через диалог поколений. Это интересный подход, имеющий методологическое значение для анализа отношений педагогов и учащихся.
Кардинальные изменения происходят в самом содержании обучения, его методах. Закономерным является курс на гуманитаризацию и гуманизацию образования. В связи с этим меняется роль и содержание дисциплин социально-гуманитарного цикла. Вместо единой теории марксизма-ленинизма в высших и средних учебных заведениях изучаются альтернативные курсы, базирующиеся на достижениях мировой и отечественной науки.
Учитывая, что инновации в системе образования рассматриваются в курсе педагогики, хотелось бы уделить внимание проблемам сугубо социологическим, не рассматриваемым в других курсах, и прежде всего — социальным функциям образования.
Ранее говорилось о том, что образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которого совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования «производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования — гуманистическую.
Гуманизация — объективная потребность общественного развития, основной вектор которого — направленность на человека. Глобальный технократизм как метод мышления и принцип деятельности индустриального общества дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства. В нашем обществе человек, провозглашавшийся как высшая цель, на деле был превращен в «трудовой ресурс». Это нашло отражение в системе образования, где школа свою главную функцию видела в «подготовке к жизни», а под «жизнью» на поверку оказывалась трудовая деятельность. Ценность личности как неповторимой индивидуальности, самоцели общественного развития была отодвинута на дальний план. Ценился прежде всего «работник». А поскольку работника можно заменить, отсюда возник антигуманный тезис — «незаменимых людей нет». В сущности получалось, что жизнь ребенка, подростка — это еще не полноценная жизнь, а только подготовка к жизни, жизнь начинается с вступления в трудовую деятельность. А что же с завершением ее? Не случайно в общественном сознании складывалось отношение к старикам, инвалидам как к неполноценным членам общества. К сожалению, в настоящее время ситуация в этом плане не улучшилась, приходится говорить о нарастании дегуманизации общества как реальном процессе, где утратилась уже и ценность труда.
Рассматривая гуманистическую функцию, следует сказать о том, что это понятие наполняется новым содержанием. Гуманизм в его классическом, антропоцентристском понимании в современных условиях ограничен и недостаточен, не соответствует требованиям концепции устойчивого развития, выживания человечества. Сегодня человек рассматривается как открытая система с позиций ведущей идеи конца второго тысячелетия — идеи коэволюции. Человек не центр Вселенной, но частица Социума, Природы, Космоса. Поэтому правомерно говорить о неогуманизме.
Если обратиться к различным звеньям системы образования, то с наибольшей полнотой неогуманистическая функция призвана реализовываться в системе дошкольного воспитания и в общеобразовательной школе, причем в наибольшей степени в младших классах. Именно здесь закладываются основы интеллектуального, нравственного, физического потенциала личности. Как показывают последние исследования психологов и генетиков, интеллект человека на 90% сформирован уже к 9-летнему возрасту. Но здесь мы сталкиваемся с явлением «перевернутой пирамиды». Как раз эти звенья в самой системе образования рассматриваются как неосновные, а на первый план (по значимости, финансированию и т. д.) выходят профессиональное, среднее и высшее образование. В результате социальные потери общества велики и невосполнимы. Для решения проблемы необходимы: преодоление предметоцентристского подхода в образовании, прежде всего в общеобразовательной школе; гуманитаризация и гуманизация образования, включающие наряду с изменением содержания образования и изменение отношений в системе учитель — ученик (от объектных к субъек-тно-объектным).
Образование связано с трудовой сферой, и здесь можно выделить профессионально-экономическую функцию. Человек является не только самоцелью, но и условием развития общества, выступая в качестве главной производительной силы. И чем более высокого уровня достигает общество, тем большие требования предъявляет оно к качеству трудовых ресурсов, к работнику.
Через систему образования ведется подготовка квалифицированных кадров рабочих и специалистов. В таких звеньях, как профессионально-техническое образование, средние специальные и высшие учебные заведения, система переподготовки кадров, профессионально-экономическая функция оказывается ведущей.
В системе педагогического образования происходит интегрирование названной функции с другими. Система дошкольного воспитания и общеобразовательная школа не готовят к какой-то конкретной профессии, здесь формируется личность. Применительно к профессионально-экономической функции задача школы не просто передача знаний, поскольку в современных условиях происходит их быстрое моральное старение, а выделение в сумме знаний и навыков того главного, универсального, базового, что будет необходимо всегда и в любой профессии. Известная формула «научить умению учиться» на практике нередко абстрагируется и «зависает», не будучи подкрепленной механизмом реализации, технологией. Наиболее отработанным методом является проблемное обучение, способствующее развитию творческого мышления. Но очень важная роль принадлежит выработке навыков информационной и исследовательской деятельности, чему школа сегодня уделяет недостаточное внимание. Универсальные знания и навыки формируют способность включаться в новый профессиональный мир, учиться и переучиваться. Система образования должна готовить людей, способных к непрерывному совершенствованию.
Система дошкольного воспитания и общеобразовательная школа формируют общую культуру личности, что является условием любой профессиональной подготовки в будущем.
«Выход» на социальную структуру общества система образования реализует через социально-дифференцирующую функцию, Образование выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Кроме того, оно является каналом социальных перемещений и социальной мобильности. Чем более демократичным и открытым является общество, тем в большей степени образование «работает» как эффективный социальный лифт. Оно позволяет человеку из низших страт в иерархической структуре общества достигнуть высокого социального статуса.
Справедливости ради нужно сказать, что в советском обществе, которое нельзя было назвать открытым и демократичным в классическом смысле этого слова, принцип эга-литарности давал позитивные результаты. Эгалитарность в смысле равного доступа к образованию для представителей всех слоев населения (при имевшихся отступлениях и исключениях) позволила нашей стране стать одной из самых образованных в мире. По данным ЮНЕСКО, по уровню интеллектуальной подготовленности выпускников средних школ мы в 50-е годы занимали 2—3 место в мире (в настоящее время — далее, чем пятидесятое). Принцип эгалитарности должен сочетаться с принципом элитарности, в том его понимании, чтобы создать условия для поддержки и раскрытия способностей и талантов. Важно не допускать, чтобы «погиб Моцарт».
Образование выполняет и социально—политическую функцию, формируя гражданина. Эта проблема особенно актуальна для современной России. Уважение к истории своей страны, к Закону, правопорядку, умение слушать и уважать чужое, иное мнение, вести диалог, разрешать конфликты цивилизованными методами — все эти качества должны закладываться с ранних лет. К сожалению, в последние годы такое неотъемлемое качество гражданина, как патриотизм стало употребляться с каким-то негативным оттенком, либо замалчиваться. В связи с этим приведем слова американского социолога: «Американские школьники заучивают наизусть клятву верности, еще не понимая, что означают эти понятия — клятва и верность. Ценность патриотизма внушается им до того, как у них появится случай подвергнуть ее сомнению. В школе детей также учат ценить упорный труд, частную собственность, семью, демократию, законы и правопорядок. Таким образом школы создают благоразумных граждан, готовых и желающих поддерживать ценности общества, в которое они вступают».
Необходимо назвать и такую функцию образования, как подготовка к семейной жизни. Система образования долгие годы вообще ею не занималась. Затем в какой-то степени это осуществлялось через систему трудового обучения. Позднее был включен в школьную программу специальный курс «Этика и психология семейной жизни». Однако не будучи подготовленным, не обеспеченным квалифицированными специалистами курс не выполнил предназначенной роли, где-то даже дискредитировал саму идею. В этом отношении и сегодня система образования в поиске.
Разные звенья системы образования в различной степени, в зависимости от их непосредственной цели реализуют социальные функции. Но, пожалуй, в наиболее полном, интегративном варианте они проходят через деятельность учителя. И потому учитель определяет будущее общества.
III. Отличие социологии образования от смежных научных дисциплин: педагогики, психологии, философии. Основные категории социологии образования: образование, воспитание, личность, профессия и др.
IV. Задание к семинарскому занятию. Прочесть, знать содержание «Социологии образования» (по Э. Дюркгейму).
Семинарское занятие «Э. Дюркгмейм: философия образования»
1. Сообщение преподавателя о жизни, творческом пути Э. Дюркгейма.
Давид Эмиль Дюркгейм (фр. David Émile Durkheim; 15 апреля 1858(18580415), Эпиналь, Франция — 15 ноября 1917, Париж, Франция) — французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки.
В 1898—1913 годах Дюркгейм руководил изданием «Социологического ежегодника» — первого в мире специализированного научного журнала по социологии. Сотрудники этого журнала образовали научное сообщество «Французская социологическая школа», центральную проблематику которой составлял научный вопрос о социальной солидарности.
Родился в Эпинале в еврейской семье. Отец был небогатым раввином. В детстве тоже начал учиться на раввина, но после смерти отца отказался от религиозной стези. В 1879 году поступил с третьей попытки в Высшую Нормальную школу в Париже, которую закончил в 1882 году. В течение 3-х лет преподавал философию в провинциальных лицеях. В 1885 году совершил поездку в Германию для дополнительного ознакомления с философией, социальными науками и этикой. По возвращении начал читать курс лекций по социальной науке и педагогике на филологическом факультете в университете Бордо. В 1887 он женился на Жюли Дрейфус, дочери управляющего литейным заводом. В 1893 году защитил докторскую диссертацию «О разделении общественного труда» и в 1896 году возглавил кафедру «социальной науки». Это была первая в мире кафедра социологии. Работая в университете Бордо, Дюркгейм опубликовал две свои самые знаменитые работы — «Правила социологического метода» (1895) и «Самоубийство» (1897).
В 1898—1913 руководил изданием «Социологического ежегодника» — первого в мире научного журнала по социологии. В 1902 году, получив звание профессора, Дюркгейм перешёл в Сорбонну, где возглавил кафедру «науки о воспитании» (с 1913 переименована в кафедру «науки о воспитании и социологии»). Обладая хорошими ораторскими способностями, Дюркгейм как преподаватель пользовался заслуженным успехом. В этот же период вышла его последняя крупная работа — «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).
Первая мировая война нанесла удар по «Французской социологической школе» и подкосила самого философа. В этой войне Дюркгейм, отрицавший революционный социализм, видел раскол мира.
15 ноября 1917 года учёный скончался. Похоронен во Франции, на Кладбище Монпарнас
2. Работа в группах. Работа с текстом «Э. Дюркгейм. Философия образования»
1-я группа. Содержание первой части «Воспитание, его природа и роль».
Вопросы к первой части.
1. Как определено понятие «воспитание»?
2. Как Э. Дюркгейм определяет понятие «совершенство» по отношению к человеку? В чем он не согласен с И. Кантом?
3. Что Э. Дюркгейм говорит о «совершенном воспитании»?
4. Объясните смысл выражения «… каждое общество, рассматриваемое в определенный момент своего развития, имеет воспитательную систему, которая с непреодолимой силой заставляет признать себя со стороны членов этого общества».
5. Какое содержание можно вложить в выражение «доминирующий, регулирующий тип воспитания»?
6. Что автор текста пишет о связи поколений?
7. Коротко – общее содержание части.
_________________________________________________________________________
2-я группа. Содержание второй части «Природа и метод педагогики».
Вопросы ко второй части.
1. Чем «воспитание» отличается от «педагогики»?
2. В чем, по Э. Дюркгейму, должна состоять научность науки о воспитании?
3. Чем связаны воспитательные приемы в конкретной системе воспитания?
4. Как развиваются системы воспитания?
5. О каких «двух группах возможных проблем» пишет Э. Дюркгейм, «чей чисто научный характер трудно оспаривать»? Почему он не хочет доверить класс ни Руссо, ни Монтеню, ни Песталоцци?
6. На какие науки может опираться педагогика?
7. Каково отношение автора текста к современной ему традиционной системе воспитания?
8. Что такое «искусство воспитания»?
9. Чем, по Дюркгейму, воспитание и образование в эпоху Средних веков отличались от воспитания и образования в эпоху Возрождения?
10. В чем должна состоять современность «современной школьной системы»?
11. Как школьное настоящее связано со школьным прошлым?
12. На что должна опираться педагогическая культура?
13. Какой смысл вкладывает Э. Дюркгейм в слова «школьный класс – это маленькое общество, и не нужно управлять им, как если бы он был простым скоплением субъектов, независимых друг от друга. В классе дети чувствуют и поступают иначе, чем когда они одни»?
13. Как можно определить «педагогический идеал» современной нам эпохи?
14. Коротко – общее содержание части.
__________________________________________________________________________
3-я группа. Содержание третьей части «Педагогика и социология».
Вопросы к третьей части.
1. Какой смысл вкладывает Э. Дюркгейм в выражение «одно-единственное воспитание»?
2. Что такое «специализированные виды воспитания»? Как они возникают?
3. Как связаны «специальная культура воспитания» и «недоразвитие»?
4. Какие типы людей возникают в результате специализаций различных культур воспитания?
5. Чем человеческое воспитание отличается от «воспитания» у животных?
6. Чем должны заниматься социология и детская психология, решая вопросы образования и воспитания?
7. Что должна представлять собой по-настоящему современная педагогика?
8. Коротко – общее содержание части.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4-я группа. Содержание четвертой части «Развитие и роль среднего образования во Франции».
Вопросы к четвертой части.
1. Как Э. Дюркгейм понимает различие между начальным и средним образованиями?
2. Как автор текста понимает истоки кризиса современного ему среднего образования? Можно ли эти истоки связать со «смутностью» цели?
3. В чем ему видится выход из наличного кризиса? Надо ли рушить существующее и прошлое?
4. Каковы «требования настоящего момента»?
5. Коротко – общее содержание части.
3. Отчеты групп.
4. Обобщение результатов работы в группах: индивидуальная работа, подготовка сообщения «Общее содержание текста «Э. Дюркгейм. Философия образования»».
5. Взаимопроверка.
|
|
|