Главная страница
Навигация по странице:

П. Г. Демидова А. М. Лушников История и методология юридической науки Учебно методическое пособие



Скачать 131.35 Kb.
Название П. Г. Демидова А. М. Лушников История и методология юридической науки Учебно методическое пособие
Анкор Istoria_metodolgia_yur_nauki_Lushnikov.docx
Дата 12.04.2017
Размер 131.35 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Istoria_metodolgia_yur_nauki_Lushnikov.docx
Тип Методическое пособие
#441
страница 5 из 5
1   2   3   4   5

5. Методы индукции и дедукции:

А) индукция – получение на основе частного знания общих знаний. Так, зная характеристики ряда индивидуальных субъектов, мы можем вывести их родовые признаки.

Б) дедукция – на основе общего знания переход к частным знаниям. Напомним, что герой рассказов А. Конан Дойла сыщик Ш. Холмс пользовался при раскрытии преступлений именно дедуктивным методом.

Специальные методы:

  1. Конкретно-социологический метод выражается через опрос, наблюдение, анкетирование с последующий анализ полученной информации. Таким образом, например, можно узнать отношение населения к смертной казни.

  2. Моделирование – мыслительное идеальное воспроизведение исследуемых объектов, что позволяет выводить новые понятия.

  3. Функциональный метод – подход к исследованию явлений с точки зрения их социального назначения, роли и функций. Именно такой метод позволяет выделить законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти. Он позволяет сравнивать «право в действии».

  4. Статистические и математические (в т.ч. кибернетический) методы. Они основаны на количественных способах получения и обработки данных («метод цифр»). Это позволяет анализировать рост или уменьшение преступности, раскрываемости уголовных дел, числа оправдательных и обвинительных приговоров и др.

  5. Формально-логический (нормативно-догматический) метод (догма – от лат. норма, правило) исходит из рассмотрения явления в абстрактно-теоретическом аспекте через отделение частных проявлений и выявления основных закономерностей. Другими словами: явление выделяют из круга других явлений и рассматривают отдельно от других. Отметим, что одним из признаков права является его формальность, в связи с чем этот метод изначально присущ праву. Это позволяет изучать нормативные проявления (нормы права, нормативные – правовые акты и др.), получать знания о действующем праве. Это ведущий метод изучения системы действующих источников права. Он включает в себя: - сбор источников права и толкование содержащихся в них норм права (грамматическое, системное, логическое и др.), - проверка их соответствия общественным отношениям и оценка, - формулировка теоретических положений и предложений по совершенствованию.

С учетом провозглашенных в нашей стране идеологического плюрализма и политического многообразия (ст.13 Конституции РФ), можно утверждать, что ни один метод не может считаться «единственно верным». Очевидно, что при научной добросовестности применение любого из методов позволит получить новые знания о предмете изучения. Более того, методы исследования должны применяться в различном сочетании и совокупности с учетом особенностей изучаемой проблематики.

При этом надо иметь в виду, что метод, в отличие от предмета, который более объективен и реально очерчен, является результатом теоретического обобщения, более зависит от субъективных предпочтений исследователя. В этой связи не стоит удивляться разнообразной классификации методов юридических исследований, которые встречаются в учебной и научной литературе.
5.4.Методология сравнительного правоведения

Методология сравнительного правоведения (компаративистики) включает довольно широкий арсенал методов, но ведущим, системообразующим признается сравнительно-правовой метод.

Он включает следующие способы сравнения:

1) Диахронное и синхронное сравнение. В первом случае сравнение правовых систем носит исторический характер по принципу временной последовательности. Такое сравнение позволяет определить общий вектор развития правого явления, определить тенденции его развития на будущее. Синхронное сравнение имеет предметом одновременно существующие правовые феномены.

2) Нормативное и социологическое (функциональное) сравнение. Первое означает юридический догматический анализ, сопоставление сходных правовых норм и нормативно-правовых актов. Функциональное (социологическое) сравнение охватывает более широкий, чем нормативное сравнение, круг вопросов. Этот способ предполагает выявление социальной проблемы, сравнение вариантов решения этой проблемы в законодательстве различных стран, анализ практики применения правовых средств в решении этой проблемы с учетом исходных социальных условий, эффективность этих правовых средств. Нормативное и функциональное сравнение зачастую применяются в единстве, обеспечивая таким инструментарием результативность сравнительно-правовых исследований.

3) Внешнее и внутреннее сравнение. Внешним является сравнение национальной правовой системы с зарубежными системами или системой международного права. Внутреннее сравнение ограничивается рамками одной правовой системы (например, сравнение федерального законодательства с законодательством субъектов федерации).

Типы (виды) современных сравнительно-правовых исследований. По целям и методам исследования их можно разделить на следующие типы:

1) Институционно-описательные сравнительно-правовые исследования состоят в последовательном изложении институтов различных стран. При этом не исключаются определенные обобщающие выводы. Описание может ограничиваться только формальным нормативным сравнением правовых норм, источников права, а может дополняться и практикой их реализации в зарубежных странах. Ценность таких исследований заключается в обеспечении эмпирической и информационной базы для сравнительно-правовых исследований.

Проблемно-аналитические сравнительно-правовые исследования состоят в сопоставлении законодательства и практики его применения различных стран при решении одной схожей (аналогичной) проблемы различными правовыми способами. При этом диапазон этих сравнительно-правовых исследований варьируется от обычного сопоставления до моделирования. В первом случае авторы, анализируя ту или иную теоретическую, практическую проблему применения российского законодательства в сравнении, приводят способы решения этих проблем правовыми средствами на примере зарубежных стран. При этом они могут ограничиться лишь констатацией того факта, что данная проблема решается иначе в законодательстве той или иной страны.

При таком подходе к сравнительно-правовому исследованию читателям предлагается самостоятельно дать оценку предложенным правовым способам решения проблемы.

Однако чаще всего в проблемно-аналитических сравнительно-правовых исследованиях обосновываются предложения по заимствованию, трансплантации отдельных норм, институтов. Такого рода предложения должны учитывать возможности и пределы трансплантации иностранных норм в российское законодательства. Общепризнанным в теории компаративистики является предостережение от механического заимствования зарубежного опыта. Каждая национальная правовая система – это продукт исторического развития конкретной страны, отражает особенности ее истории, экономики, политической структуры, бытовые и культурные традиции.

Проблемно-модельные сравнительно-правовые исследования. Обобщающий уровень проблемно-аналитических сравнительно-правовых исследований связан с обоснованием моделей, которые позволяют классифицировать различные правовые пути, способы, которыми решаются одинаковые проблемы.

Концептуально-системные сравнительно-правовые исследования имеют целью определение места российского права в мировой правовой системе (правовой картине мира).

Рекомендованная литература:

а) основная литература

  1. Иванников И.А. История и методология юридической науки. М.: Юрлитинформ, 2015.

  2. Карташов В.Н. Теория правовой системы общества. В 2 т. Ярославль: ЯрГУ, 2005.

  3. Лушников А.М. История и методология юридической науки. Учебно-методическое пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2015.

  4. Лушников А.М. Теория государства и права. М.: Юрлитинформ, 2012.

  5. Сырых В.М. История и методология юридической науки. М.: Норма: ИНФРА-М, 2012.

  6. Ярославская юридическая школа: прошлое, настоящее, будущее / Под ред. С.А.Егорова, А.М.Лушникова, Н.Н.Тарусиной. Ярославль: ЯрГУ, 2009.

б) дополнительная литература

  1. Азаркин Н.М. История юридической мысли в России. М.: Юридическая литература, 1999.

  2. Актуальные проблемы теории правовой системы общества: Сборник научных трудов / Под ред. В.Н. Карташова. Ярославль, 2001- 2015.

  3. Алексеев С.С. Общая теория права. М.: Проспект, 2008.

  4. Алексеев С.С. Право: азбука – теории – философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999.

  5. Аннерс Э. История европейского права. М.: Наука, 1996.

  6. Берман Дж.Г. Западная традиция права: эпоха формирования. М.: Норма, 1998.

  7. Вестник трудового права и права социального обеспечения. / Под ред. А.М.Лушникова, М.В.Лушниковой. Ярославль: ЯрГУ, 2006 – 2015.

  8. Графский В.Г. История политических и правовых учений. М.: Проспект, 2005.

  9. Давид Р., Жоффре- Спинози К. Основные правовые системы современности. М.: Международные отношения, 1997.

  10. Дифференциация ответственности и вопросы юридической техники в уголовном праве и процессе: Сборник научных статей /Под ред. Л.Л. Кругликова. Ярославль, 2001 -2015.

  11. Законодательная техника. Сб.тр. Под ред. В.М.Баранова. Н.Новгород, 2007-2015.

  12. Кабрияк Р. Кодификации. М.: Статут, 2007.

  13. История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. М.: Зерцало, 2006.

  14. Керимов Д.А. Законодательная техника. М.: Норма, 2000.

  15. Керимов Д.А. Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права. М.: Юрайт, 2000.

  16. Лушникова М.В., Лушников А.М. Наука финансового права на службе государству: российские государственные деятели и развитие науки финансового права (историко-правовой очерк). Ярославль: ЯрГУ, 2010.

  17. Лушникова М.В., Лушников А.М. Российская школа финансового права: портреты на фоне времени. Ярославль: ЯрГУ, 2013.

  18. Мальцев Г.В. Развитие права: к единению разума с наукой. М.: НОРМА, 2005.

  19. Марченко М.Н. Источники права. М.: Проспект, 2005.

  20. Марченко М.М., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений. М.: Проспект, 2009.

  21. Очерки торгового права. Сб. науч. статей / Под ред. Е.А.Крашенинникова, Ярославль: ЯрГУ: 2000-2012.

  22. Социально-юридическая тетрадь / Под ред. Н.Н.Тарусиной. Ярославль: ЯрГУ, 2009-2015.

  23. Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки. Екатеринбург: УрГЮА, 2001.

  24. Честнов И.Л. Методология и методика юридических исследований СПб., 2004.


Список вопросов для проведения промежуточной аттестации

  1. Этапы формирования и периодизация развития юридической науки.

  2. Характеристика первого периода развития юридической науки (IV в. до н.э.- ХII в н.э.).

  3. Характеристика второго периода развития юридической науки (ХIII- ХVII вв.).

  4. Характеристика третьего периода развития юридической науки (ХVIII - ХIХ вв.).

  5. Характеристика четвертого периода развития юридической науки (с ХХ вв.).

  6. Развитие российской юридической науки до начала ХХ в.

  7. Советский период развития юридической науки.

  8. Современное состояние и тенденции развития отечественной юридической науки.

  9. Типы правопонимания. Основные исторически сложившиеся школы и направления: позитивизм, естественное право, социологическое направление и другие.

  10. Уровни познания права.

  11. Ярославская юридическая школа и ее представители.

  12. Предмет и объект юридической науки.

  13. Понятие и структура юридической науки.

  14. Функции юридической науки.

  15. Понятие и виды правовых исследований.

  16. Уровни правовых исследований.

  17. Критерии научных знаний о праве.

  18. Понятие и признаки новизны научных юридических исследований.

  19. Понятие и виды методов познания предмета юридической науки.

  20. Философские основы юридических исследований.

  21. Классификация методов научного познания.

  22. Философские (всеобщие) методы познания.

  23. Общие методы познания.

  24. Характеристика специальных методов юридической науки.

  25. Методология сравнительного правоведения.

  26. Стадии правовых исследований.
1   2   3   4   5
написать администратору сайта