Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

П. Г. Демидова А. М. Лушников История и методология юридической науки Учебно методическое пособие



Скачать 131.35 Kb.
Название П. Г. Демидова А. М. Лушников История и методология юридической науки Учебно методическое пособие
Анкор Istoria_metodolgia_yur_nauki_Lushnikov.docx
Дата 12.04.2017
Размер 131.35 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Istoria_metodolgia_yur_nauki_Lushnikov.docx
Тип Методическое пособие
#441
страница 1 из 5
  1   2   3   4   5

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

А.М. Лушников

История и методология юридической науки


Учебно- методическое пособие

Ярославль

2015
Рецензент: Кафедра трудового и финансового права ЯрГУ им. П.Г. Демидова

Лушников А.М. История и методология юридической науки: учебно-методическое пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2015.
В настоящем учебно-методическом пособии рассматриваются вопросы истории и методологии юридической науки. В разделе пособия, посвященном истории юридической науки особое внимание обращено на ее генезис, этапы развития и характеристику этих этапов. В контексте общего развития юридической науки исследуется история отечественной юридической науки, начиная от зарождения до современности.

При анализе методологии юридической науки рассматривается широкий круг проблем, включая предмет юридической науки, типы и уровни правопонимания, функции юридической науки и виды научных исследований, критерии научных знаний о праве. В центре внимания находятся и вопросы собственно методологии юридического познания, выделение и классификация методов юридических исследований.

Предназначены для студентов, обучающихся по направлению 03-900 68 Юриспруденция (дисциплина «История и методология юридической науки, блок М2), очной и очно-заочной форм обучения.

Оглавление
Введение

Тема 1. Генезис и развитие юридической науки

1.1. Периодизация развития юридической науки. Первый этап развития юридической науки (IV в. до н.э.- ХII в н.э.)

1.2. Второй этап развития юридической науки (ХIII- ХVII вв.)

1.3. Третий этап развития юридической науки (ХVIII - ХIХ вв.)

1.4. Четвертый этап развития юридической науки (с начала ХХ вв.)

Тема 2. Российская юридическая наука: общая характеристика

2.1. Развитие российской юридической науки до начала ХХ в.

2.2. Советский период развития юридической науки

2.3.Основные тенденции развития современной российской юридической науки

Тема 3. Юридическая наука: понятия, структура, функции

3.1. Понятие и структура юридической науки. Предмет и объект юридической науки

3.2. Виды юридических наук

3.3. Типы правопонимания.

3.4. Уровни правовых исследований и функции юридической науки

Тема 4. Структура и организация правовых исследований

4.1. Уровни познания права

4.2. Понятие и виды правовых исследований

4.3. Стадии правовых исследований

4.4. Критерии научных знаний о праве. Понятие и признаки новизны научных юридических исследований

Тема 5. Общая характеристика методологии юридической науки

5.1. Философские основы юридических исследований. Философские (всеобщие) методы

5.2. Понятие и виды методов познания предмета юридической науки

5.2. Классификация методов научного познания и их общая характеристика

5.4. Методология сравнительного правоведения

Введение.

Дисциплина «История и методология юридической науки» обеспечивает приобретение знаний и умений в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, содействуя фундаментализации образования, развитию правового мышления по указанной дисциплине. Целью изучения дисциплины является ознакомление с историей развития юридической науки, в том числе в России, с научным наследием наиболее выдающихся ученых-юристов. Кроме того, целью является и углубленное изучение методологии юридической науки во всем ее многообразии. Задачами курса является как получение упорядоченного массива знаний об особенностях структуры и организации правовых исследований, так и развития навыков самостоятельного мышления у магистрантов.

Дисциплина «История и методология юридической науки» относится к профессиональному циклу ООП (базовая часть) в силу ее важности для подготовки магистранта по направлению «Юриспруденция». Она основывается на знаниях, полученных при изучении дисциплин ООП бакалавриата «Теория государства и права», «История государства и права России», «История государства и права зарубежных стран», а также дисциплины ООП магистратуры «История политических и правовых учений». Знания и навыки, полученные при изучении дисциплины «История и методология юридической науки», должны использоваться обучаемыми при изучении других дисциплин профессионального цикла ООП магистратуры, а также в процессе самостоятельной научно-исследовательской работы и подготовки магистерской диссертации.

Напомним, что учебные планы магистратуры по специальности «Юриспруденция» всех форм обучения на юридическом факультете ЯрГУ предусматривают написание и защиту магистерской диссертации. К ней предъявляются более высокие требования, чем к подготовке и защите выпускных квалификационных (дипломных) работ после завершения обучения по программе бакалавриата или специалитета. Магистр (от лат. наставник, учитель) представляет собой более высокую ступень высшего образования, академическую степень и квалификацию. Диссертация (от лат. сочинение, рассуждение) представляет собой самостоятельную научную работу, а магистерская диссертация защищается на заседание Государственной аттестационной комиссии и является обязательным условием присвоения квалификации (степени) магистра. Без ее защиты невозможно поступление в аспирантуру. Ее подготовка осуществляется в течение всего периода обучения в магистратуре, а само это обучение завершается защитой данной диссертации.

Тема 1. Генезис и развитие юридической науки

1.1. Периодизация развития юридической науки. Первый этап развития юридической науки (IV в. до н.э.- ХII в н.э.)

1.2. Второй этап развития юридической науки (ХIII- ХVII вв.)

1.3. Третий этап развития юридической науки (ХVIII - ХIХ вв.)

1.4. Четвертый этап развития юридической науки (с ХХ вв.)

1.1. Периодизация развития юридической науки. Первый этап развития юридической науки

Периодизацию развития юридической науки достаточно часто проводят в соответствии с общей периодизацией истории человечества. В этой связи обычно выделяют:

1. Историю Древнего мира (примерно ХХХ в до н.э.- конец V в. н.э.), т.е. от возникновения первых государств до падения Римской империи (476 г. н.э.). Этот период связан с преимущественно с генезисом юридической науки в Древней Греции и Древнем Риме.

2. История Средних веков (конец V- конец ХV вв.). Верхней границей может служить открытие Америки в 1492 г. и начало глобализации мира. Этот период связан с правом Византии, а затем европейских государств, с возникновением юридического образования.

3. Новое время (XVI-XIX вв.), причем верхней границей может служить Первая мировая война (1914-1918 гг.) и революционные события в России 1917 г. Именно в этот период сформировалась юридическая наука в современном понимании, а связан этот процесс преимущественно с государствами Европы и США.

4. Новейшее время (с ХХ в.). Это период связан с развитием юридической науки за предшествующее нашему времени столетие, когда она приобрела глобальный характер.

Однако более обоснованной является периодизация юридической науки, основанная на внутренней логике ее развития. В этой связи можно выделить четыре периода:

1. Юридическая наука, как удел избранных (IV в. до н.э.- ХII в н.э.).

2. Юридическая наука, как вид профессиональной деятельности (ХIII- ХVII вв.).

3. Юридическая наука, как социальный институт (ХVIII- ХIХ вв.).

4. Юридическая наука, как массовое глобальное явление (с ХХ вв.).

1. Юридическая наука, как удел избранных (IV в. до н.э.- ХII в н.э.). Для этого периода характерно то, что теоретическое осмысление феномена права было действительно уделом либо одиночек, либо представителей определенных философских или религиозных направлений. Собственно, ученые–юристы были в основном самоучками. Юридическое образование делало только первые шаги (юридические школы Древнего Рима и Византии), а первым из университетов стал Болонский, созданный в 1083 г. на базе юридической школы.

Право возникло одновременно с первыми государствами (ХХХII – ХХХ вв. до н.э.), а первые дошедшие до нас памятники права датируются рубежом ХХII – ХХI вв. до н.э. (законы Ур-Наммы). Однако о возникновении юридической науки до VI в. до н.э. говорить не приходится, хотя предпосылки ее возникновения формировались многие века. Ее генезис (зарождение) связано с Древней Грецией. До нас дошли сведения о правовых реформах полулегендарного Драконта (проведена около 620 г. до н.э.), вполне реальных Салона (проведена в 594 г. до н.э.) и Клисфена (осуществлена 508 г. н.э.), а особенно Перикла ( даты жизни 500-429 г.до н.э.) в середине V в.

Приоритет в значительной степени принадлежит софистам (Протогор, Гиппий, Фросимах и др.), которые перешли от натурофилософии к философии человека и начали разделять фюсис (природу, прообраз естественного права) и номос (закон). Сократ (469-399 г. до н.э.) говорил о неразрывной связи права и государства, необходимости назначать управленцев (в т.ч. судей) не по жребию, а по квалификации («правление знающих»), вещал о праве, как о компромиссе между гражданами, по сути, обосновал презумпцию справедливости закона и обоснованности приговора. Сократ вывел формулу, что «законное» и «справедливое» тождественны. Приверженность ей он доказал не только своей жизнью, но и смертью, предпочтя подчиниться законному, хотя и явно не справедливому, по мнению многих, приговору.

Ученик Сократа Платон (427-347 гг. до н.э.) организовал в пригороде Афин, в Академе (отсюда - академия), школу (387 г. до н.э.), просуществовавшую почти тысячу лет. Он сформулировал учение о понятиях, одним из первых предложил выделить формы государства (тимократия, демократия, монархия, аристократия, олигархия, тирания, охлократия). Философ выступал за профессионализацию государственного аппарата («правление философов», подобно «правлению знающих» Сократа). Он постулировал принудительный характер закона, но за равновесие убеждения и принуждения. Справедливость он помещал в основу государства и права. При этом его приверженность абсолютному равенству, этатизму (сторонник цензуры, вмешательства государства в дела общества и др.) и идеализму («вечные идеи», показанные через аллегорию пещеры) делают его одним из идеологов своеобразного коммунизма.

Ученик Платона Аристотель Стагирит (384-322 г. до н.э.) в 335 г. до н.э. основал Ликей (у храма Аполлона Ликейского, отсюда - лицей), который просуществовал до 529 г. н.э. Он так же считал подчинение закону нравственным долгом и что «дела, продиктованные добродетелью, открывают путь к счастью». Он подошел к разделению права на частное и публичное. При этом для частного права выводилась уравнительная справедливость (арифметическое равенство), а для публичного - распределительная справедливость (геометрическое равенство). Аристотель стоял у истоков патриархальной теории возникновения государства и теории среднего класса (полития). Его можно признать и одним из идеологов правового государства, ибо «закон должен властвовать над всеми».

Последовательно придерживались идеи правового государства эпикурейцы и основатель данной школы Эпикур (341-270 гг. до н.э.). Умеренность и законопослушание он считал причиной душевного спокойствия, которое и означает приятную и счастливую жизнь: «Нельзя жить сладко, не живя разумно, хорошо и праведно».

Представители школы стоиков, прежде всего Зенон (336-264 гг.) перенесли акцент в осмысление права на самоограничение, осознания ограничения произвола государства и каждого гражданина во имя интересов как всего общества, так и каждого из людей. Именно стоики наиболее глубоко для своего времени разрабатывали идеи естественного права. Однако осмысление феномена права в Древней Греции осуществлялось в рамках философии, и юриспруденция не стала отдельной сферой знания.

Эта прерогатива принадлежит Древнему Риму, где юриспруденция обособилась в отдельную сферу знаний. Уже в 254 г. до н.э. Тиберий Корунканий, жрец из плебеев, заявил, что будет разъяснять содержание законов всем желающим. Цицерон (106-43 гг. до н.э.), юрист и оратор, испытал влияние стоиков. Он был последовательным сторонником формального равенства (обосновал формальное равенство фактически неравных людей), идеологом правового государства и естественного права («природного закона»), одним из первых теоретиков гражданского общества. Сабиан в I в. н.э. создал первую частную школу права (аналогичные школы функционировали в последствие в Александрии (Музион), Афинах, Риме, Константинополе, Бейруте и др.). При этом нельзя недооценивать влияние древнегреческих ученых на изучение права в Древнем Риме. В частности, римские стоики, прежде всего философ Сенека (3-65 гг. н.э.) и император Марк Аврелий (121-180 гг. до н.э.) обосновывали формальное равенство, а также свободу, как осознанную необходимость и полагали сознательность основой права.

Отметим, что в западной традиции (идущей от античной Греции и Рима) естественное право не противопоставляется действующему праву, как совокупности правовых норм. Напротив, естественное право должно выражаться в правовых нормах, а мерилом правомерности закона является его соответствие, в современном смысле, нормам естественного права (прежде всего, справедливости и равенства). Жизнь по закону и означала жизнь по справедливости. Кстати, даже слово «право» в древнегреческом языке отсутствовало.

Классическое римское право (I-III в. н.э.) дало высокие образцы исследований в сфере частного права, связанные, прежде всего, с отцами-учителями римского права Гаем, Павлом, Папинианом, Модестином, Ульпианом. В частности, проведенное Ульпианом (170-228 г. н.э.) разграничение частного и публичного права (по предмету правового регулирования и правовому положению сторон) до сих пор сохраняет свое значение.

Вершиной античного правоведения стал Свод цивильного права («кодекс») византийского императора Юстиниана (527-565 гг.). Он состоял из следующих частей: 1) институции (элементарные учебники, прежде всего Гая),2) дигесты (или пандекты) (собрание из отрывков трудов 38 римских юристов, в т.ч. Сцеволы, Лабеона, отцов-учителей римского права), 3) кодекс (собрание отрывков из императорских распоряжений (конституций)). Данные акты дополнили новеллы.

В раннее европейское Средневековье научные исследования правовых явлений (вне Византии и осколков римского мира) практически не осуществлялось.

1.2. Второй этап развития юридической науки (ХIII- ХVII вв.).

Этот период связан, во-первых, с появлением профессионального юридического образования и возрастанием роли профессиональных юристов, во-вторых, с активизацией изучения римского права, и, в-третьих, с усиление влияния религии и повышением значения канонического права. Как уже указывалось, первым университетом стал Болонский (1083 г., формально устав университета получил в 1158 г.) созданный на базе высшей юридической школы. Ее основателем стал лидер болонской школы глоссаторов (комментаторов – толкователей норм римского права) Ирнерий (1055- 1130). Затем университеты создавались преимущественно в Италии: (Падуя (1222 г.), Неаполь (1224 г.), Сиена (1240 г.), Рим (1303 г.)), Франции: (Париж (1120 г., устав получил в 1215 г.), Монпелье (1289 г.), Тулуза (1229 г.), Авиньон (1303 г.)), Англии (Оксфорд (1167 г.), Кембридж (1209 г.)) и др. История донесла до нас имена видных университетских ученых-юристов: Донелл, Куяций, Готофред (Италия), В. Гросин, Т. Лонакр (Англия) и др.

Несколько позже университеты были созданы и в городах других стран Европы: Лиссабон (1290 г.), Краков (1364 г.), Вена (1365 г.), Гейдельберг (1386 г.) и др.

Основатель Пражского университета (1348 г.), король Богемии и император Священной Римской империи Карл IV стал первым монархом, окончившим университет (юридический факультет Парижского университета).

Как правило, в университетах было 4 факультета:

1) семи свободных искусств (грамматика, риторика (с основами права), диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Это был некий аналог подготовительного факультета, который проходили все студенты, 2) богословский, 3) медицинский, 4) юридический. На последнем преподавалось римское и каноническое права, причем последнее изучалось и на богословском факультете. Наиболее сильные юридические школы были в Болонском (римское право) и Парижском университетах (каноническое право). Первоначально среди студентов, в том числе юристов, преобладали лица духовного звания, а религиозная терминология отразилась на педагогической (декан - десятник, кафедра - место проповеди и др.).

Отметим, что еще в рамках патристики (II-VIII вв.) (учения отцов христианской церкви) было сформулировано учение о справедливости («без справедливости государство - шайка разбойников»), равенстве, абсолютной ценности личности, зачатки учения о социальном праве (Иоанн Златоуст (347-407), Аврелий Августин (354-430) и др.). Церковное учение о праве получило дальнейшее развитие у схоластов (от. лат. - школа, учение). Наиболее известным их представителем стал Фома Аквинский (1225-1274), создатель официальной доктрины католической церкви - томизма. Он одним из первых выдвинул требование об обязательном обнародовании законов, считал их сочетанием действия разума и воли. Он отстаивал право народа восстать против беззаконной власти, наиболее подробно разработал божественную теорию происхождения права. Средневековый мыслитель делил законы на «вечные», «естественные», «божественные» и «человеческие», причем последние должны были быть направлены на общее благо и согласовываться с предшествующими.

Марсилий Падуанский (1280-1343) представлял скептическое направление, заявлял о светском характере государства, связывал его возникновение с общественным договором, одним из первых предложил разграничить законодательную и исполнительную власти.

Отметим, что именно университеты играли в то время важнейшую роль в правовой, политической и общественной жизни. Они участвовали в разрешение споров между государствами, сыграли важнейшую роль в расколе католической церкви (Я. Гус, М. Лютер и др. были университетскими профессорами). Университетские юристы давали заключения о законности браков английского короля Генриха VIII, о параллельном избрании Римских пап и анти пап, а среди кардиналов и даже Римских пап было немало профессоров канонического права. Бывший декан юридического факультета и ректор Парижского университета П. Кошон (1371-1442) осудил на сожжение Ж. Д*Арк в 1431 г., а среди руководителей правительств разных стран юристы имели наибольшее представительство (Т. Вулси (1473) и Т. Мор (1478-1535) в Англии и др.).

Юридическая наука в полном объеме стала феноменом Нового времени, а ее наиболее яркими представителями стали выходцы из Европы. Юриспруденция окончательно отделилась от философии и богословия, а помимо общей теории и истории права стали более интенсивно развиваться отраслевые науки (государственное право, уголовное право и др.).

В Новое время к принципам справедливости и формального равенства ученые добавили принцип индивидуальной свободы, однако он коренился как в религиозной (теория «двух мечей»), так и в политико-правовой доктрине той эпохи, вполне согласовывался с законодательством (право на судебную защиту, признание субъективных прав и др.). Француз Ж. Боден (1530-1596) стоял у истоков науки публичного и государственного права, заложил основы учения от государственном суверенитете, был одним из основателей учения о финансовом праве.

Наиболее яркой фигурой второго периода можно считать голландца Г. Гроция (1583-1645). Он стал создателем светской философии права и одним из первых ученых–юристов в современном смысле этого слова. Современное учение о естественном праве и деление права на естественное и позитивное связанно именно с его трудами. С ним связан и поиск общих признаков права, что придало юриспруденции подлинно научные формы. Кроме того, Г. Гроций стоял у истоков учения о методах права, его деления на внутреннее и международное.

Британец, сторонник сильного государства Т. Гоббс (1588-1679) стал теоретиком правового государства и гражданского общества, сторонником договорной теории (но с акцентом на «божественное право королей») возникновения государства и одним из пионеров учения о принципах (естественных законах) права. Закон и право он разграничивал между собой как обязанность и свободу. Либерал Д. Локк (1632-1704) рассматривал тот же круг проблем, но с иных позиций. Он был одним из идеологов трудовой теории собственности, оказавшей большое влияние на дальнейшее развитие экономики и права. Главными естественными правами он считал свободу, равенство и собственность, а государство должно выступать их гарантом. Его концепция «стремления к счастью» даже вошла в Конституцию США.

1.3. Третий этап развития юридической науки (ХVIII - ХIХ вв.).

В этот период юридическая наука стала социальным институтом, выступала как предпосылкой социально-экономических преобразований, так и их следствием. Именно научное обоснование правового государства и гражданского общества стало в значительной степени катализатором Великой французской революции 1789-1794 гг.

Юридическое образование в этот период приобрело характер, который общих чертах сохранился до сих пор. Римское и каноническое право перестали быть его основой, был сделан акцент на изучение национального права, последовательное прохождение отдельных отраслевых дисциплин и др.

Стоит отметить обоснование Ш.-Л. Монтескье (1689-1755) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Его не без основания считают первым социологом права, идеологом естественного права и общественного договора.

Важнейшее значение в этот период имело появление научного позитивизма. Большая заслуга в этом процессе принадлежит британцу И. Бентаму (1748-1832), который последовательно разделил право и мораль. Он определял право как совокупностью норм, связанных с государством и в значительной степени отождествил право с законом. Право неизбежно должно было стать формально определенным, рассчитанным на неопределенный круг лиц и неопределенное число случаев. Он вывел метод рационализма и позитивного оптимизма, обосновав главный лозунг правового утилитаризма: задача права принести «наибольшее счастье наибольшему числу людей». Следовательно, законодатель должен искать равновесие, допускающее максимальную свободу, но ограничивающее любое поведение, которое препятствует счастью других людей. Он вывел принцип утилитарной справедливости и равенства: «Все считаются за одного, никто не считается более, чем за одного». Разграничение морали и права углубил его ученик Дж. Остин (1790-1859), связав право исключительно с волей суверена.

Результатом научного осмысления правовых реалий новой буржуазной эпохи стал Гражданский кодекс Франции или Кодекс Наполеона (1804 г.). В его подготовки принимали участие наиболее яркие французские юристы той эпохи, в том числе Ж. Порталис (1746-1807) и Ж.-Ж. Комбасерес (1753-1824).

Немецкий философ Г. Гегель (1770-1831) внес в изучение права диалектическое начало, рассматривал правовую реальность во всех ее проявлениях, разделил право и идею права. Основой права он наиболее последовательно провозгласил свободу и формальное равенство, стал одним из основных теоретиков гражданского общества, как предпосылки правового государства. Его соотечественники Г. Гуго (1764-1844), Ф. Савиньи (1779-1861), Г. Пухта (1798-1846) были наиболее яркими представителями исторической школы права. Они последовательно критиковали крайности естественного права, считали право социально-культурным явлением с собственной историей, проявлением «народного духа», частью национальной культуры. Они выдвинули метод историзма как противовес рационализму, провозгласили переход от народного права к «праву науки», или праву юристов.

Этот же период связан с диалектико-материалистическим подходом к праву в рамках марксизма. Немцы К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895), соединив материализм и диалектику, обосновали неразрывную связь права и государства (относящихся к надстройке) при их зависимости от экономики (базиса), классовую сущность права («право - возведенная в закон воля правящего класса»), комплексный (социологический) подход к изучению правовых явлений. Они обосновали формационный подход к типологии государства и права, диалектико-материалистическую (марксистскую) версию возникновения государства и права.

Другой немец Р. Иеринг (1818-1892) стал основателем «юриспруденции понятий» (задача юридической науки - сформулировать понятия (догматическая логика)), считал право не идеалом и не велением государства, а результатом конфликта интересов, итогом «борьбы за право» заинтересованных субъектов. Критиковал крайности естественно-правовой и исторической школ, развивал органическое представление о праве (на основании его структуры и функций), выводил на главные позиции цель в праве.

В этой связи совсем не случайно именно в Германии было принято Германское Гражданское Уложение (1896 г.), которое стало результатом многолетней работы многих германских ученых, образцом для дальнейшего правотворчества. Оно действует с изменениями до настоящего времени.

1.4. Четвертый этап развития юридической науки (с начала ХХ вв.).

В этот период благодаря разветвленной системе высшего образования и научно-исследовательских учреждений юридическая наука стала массовым и глобальным явлением. Уже в конце ХХ в. юридическими исследованиями занималось больше людей, чем за всю историю науки до середины того же века.

К классическим естественно-правовому и позитивистскому подходу к праву добавился социологический, связанный с выведением на первый план самих регулируемых правом общественных отношений, которые зачастую принимались за право. Именно в ХХ в. это направление оформилось с многими побочными ответвлениями. Оно связано с именем австрийца Е. Эрлиха (1862-1922). Определенную пограничную сферу составил социологический позитивизм (американец Р. Паунд (1870-1964) и др.), строившийся на основе прагматизма и функционализма. При этом в дефиницию права включался определенный порядок, поддерживаемый силой; совокупность норм права и фактическую реализацию этих норм, отправление правосудия. Это не отменяло разделения «книжного права» и «права в действии», а монополия государства на принуждение сочеталась с расширением судейского усмотрения.

Естественно-правовое направление было связано с «возрождением естественного права с изменяющимся содержанием» (австриец Р. Штаммлер (1856-1938) и др.). Право отождествлялось с формальной справедливостью, а набор естественных прав менялся с развитием всей совокупности общественных отношений. Немец Г. Радбрух (1878-1949) правильность (позитивность) права связывал с совокупностью его соответствия принципам справедливости (равенства), целесообразности и правовой стабильности (безопасности). Принципы провозглашались высшей правовой ценностью, а абсолютно несправедливое право провозглашалось не правом.

В 20-40-х гг. ХХ в. в США господствующим направлением выступал «правовой реализм» (О. Холмс (1841-1935), К.Н. Ллевелин (1893-1962), Д. Фрэнк (1889-1957) и др.). Основой этого направления выступил прагматизм и фрейдизм. Ключевые положения сводились к тому, что право подвижно и создается судами и выступает только как средство регулирования (правовой плюрализм). При этом выражалось тотальное недоверие к нормам и фактам вплоть до отрицания нормативности права, а право понималось как практическая деятельность по принятию судебных и административных решений. Известно скандинавское (психологическое) направление правового реализма (шведы А. Хегерстрем (1869-1939), В. Лунштет (1882-1955), К. Оливеркрон (1897-1980) и др.). Право провозглашалось системой норм о силе, при этом на первое место выводилось психологическое воздействие этих норм.

Развитие правового позитивизма было связано с «чистым учением о праве» австрийца Х. Кельзена (1881-1973) и «аналитическим правоведением» британца Г. Харта (1907-1992). Х. Кельзен свел право только к упорядоченной совокупности правовых норм, связанных с государством, причем каждая из них выводилась в той или иной степени из более сильной юридически нормы. Именно как исследовательский нормативно–догматический метод такой подход является весьма эффективным.

Напротив, Г. Харт исходил из социального контекста рассмотрения права, но при этом разделял право и мораль, связывал право с легальной процедурой его принятия и возможностью принудительного исполнения.

Помимо классических направлений в правоведение, получили направление неклассические подходы (интегральный (интегративный подход), юридическая герменевтика и др.).

Прогресс юридической науки в это время был связан с развитием сравнительного правоведения, использованием различных методов исследования (выделение криминологии, обособление социологии права, использованием в правовых исследованиях вычислительной техники, затем компьютеров и др.), развитием юридического образования. Встал вопрос о формировании «виртуального права».

Отметим, что более подробно современные типы правопонимания будут рассмотрены в Теме 3. (прежде всего, в параграфе 3.3).
  1   2   3   4   5
написать администратору сайта