Главная страница
Навигация по странице:

рабочая тетрадь ФГОС 3. Петрозаводский государственный университет биологическая химия



Скачать 1.54 Mb.
Название Петрозаводский государственный университет биологическая химия
Анкор рабочая тетрадь ФГОС 3.doc
Дата 24.04.2017
Размер 1.54 Mb.
Формат файла doc
Имя файла рабочая тетрадь ФГОС 3.doc
Тип Документы
#2429
страница 1 из 9
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

рабочая тетрадь

для студентов 1-2 курсов медицинского факультета

специальностей «Лечебное дело» и «Педиатрия»


Петрозаводск

Издательство ПетрГУ

2012

Рассмотрено и утверждено к печати на заседании

редакционной комиссии медицинского факультета по отрасли науки и техники «Биология» 15 декабря 2011 г.

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Петрозаводского государственного университета

Составители:

В. В. Осташкова, канд. биол. наук;

Н. С. Зыкина, канд. биол. наук;

О. В. Курмышкина.




ПРЕДИСЛОВИЕ

Целью биологической химии является формирование знаний об основных закономерностях протекания метаболических процессов в организме человека, определяющих состояние его здоровья и адаптации на молекулярном, клеточном и органном уровне, а также умение применять полученные знания в своей профессиональной деятельности

Учебный процесс направлен на приобретение студентом такой общекультурной компетенции, как способность и готовность анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1). Кроме того, изучение основ биохимии формирует такие профессиональные компетенции как способность и готовность к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9), а также способность и готовность к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учётом законов течения патологии по органам, системам и организму в целом (ПК-15).

В задачи учебного процесса по данной дисциплине входит:

  • приобретение знаний о химической природе входящих в состав живых организмов веществ, их превращениях и взаимосвязи с функцией различных органов и тканей, регуляции метаболических процессов и нарушениях;

  • формирование у студентов умений пользоваться лабораторным оборудованием и реактивами с соблюдением правил техники безопасности, анализировать полученные данные результатов биохимических исследований и использовать полученные знания для объяснения характера возникающих в организме человека изменений и диагностики заболевания;

  • формирование навыков работы с учебной, научной информативно-справочной литературой, умений применения современных информационных технологий и диагностических методов для решения профессиональ-ных задач.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • правила работы и техники безопасности в химических лабораториях, с реактивами, приборами, животными;

  • строение и биохимические свойства основных классов биологически важных соединений: белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, витаминов;

  • основные метаболические пути их певращения; ферментативный катализ; основы биоэнергетики;

  • роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ в организме человека;

  • химико-биологическую сущность процессов, происхо-дящих на молекулярном и клеточном уровне в организме человека;

  • основные механизмы регуляции метаболических превращений белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов;

  • диагностически значимые показатели биологических жидкостей (плазмы крови и мочи) у здорового человека.

Уметь:

  • пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности, лабораторным оборудованием;

  • проводить математический обсчёт полученных данных;

  • интерпретировать результаты наиболее распростра-нённых методов лабораторной и функциональной диагностики;

  • выполнять тестовые задания в любой форме, решать ситуационные задачи на основе теоретических знаний.

Владеть:

  • базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы; техникой работы в Интернет для профессиональной деятельности;

  • медико-функциональным понятийным аппаратом;

  • навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов лабораторного обследования пациентов.

Рабочая тетрадь по биологической химии содержит учебно-методический материал для выполнения лабораторных и практических занятий студентами 1-2 курсов медицинского факультета специальностей «Лечебное дело» и «Педиатрия».

На лабораторных занятиях студенты овладевают методами экспериментальных исследований, закрепляют теоретические знания, анализируют полученные результаты. В каждой лабораторной работе излагаются цель и задачи, поставленные перед студентом, принцип используемого метода, ход работы, предлагается проанализировать результаты проведённых исследований и сделать выводы.

В целях повышения эффективности работы при самоподготовке и на практических занятиях представлены основные вопросы по изучаемой теме, перечень заданий для самостоятельной работы.

В приложении студент может ознакомиться с вариантами контрольных работ, основными вопросами экзаменационных билетов и типовыми задачами по темам, технологической картой учебного процесса (планом всех видов работ по дисциплине по неделям 2- и 3-го семестра), а также подвести итоги своей деятельности в балльно-рейтинговой системе.

ГЛАВА I. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

2-й семестр

РАЗДЕЛ 1 БЕЛКИ

1.1. Состав и свойства белков



РАБОТА 1. ЦВЕТНЫЕ РЕАКЦИИ НА БЕЛКИ

Цель работы: ознакомиться с основными наиболее распространён-ными цветными реакциями на белки и доказать, что с их помощью можно выявить сходство и различия в аминокислотном составе исследуемых белков (на примере яичного альбумина и желатина).

Задачи:

  • провести цветные реакции на белки с раствором яичного альбумина и желатина;

  • определить, какой из исследуемых белков является полноценным;

  • отметить, какие из проведённых реакций являются универсальными, а какие – специфическими;

  • сравнить результаты проведённых исследований и сделать выводы.

Цветные реакции на белки являются качественными реакциями, обусловленными специфическими группами – радикалами. Некоторые из таких реакций широко используются в биохимической практике для изучения структуры и аминокислотного состава белков, их количественного определения.


  1. Биуретовая реакция (на обнаружение пептидных связей в белках)

Принцип метода. Белки (пептиды) в щелочном растворе в присутствии солей меди (II) образуют комплексные её соединения, окрашенные в сине-фиолетовый или красно-фиолетовый цвет.

Для пептидной (амидной) группы характерна лактам-лактимная таутомерия:



В щелочной среде преобладающая лактимная (енольная) форма полипептида взаимодействует с гидроксидом меди (II) с образованием стабильного окрашенного комплекса:



Ход работы. К 1 мл 1%-го раствора белка добавляют 1 мл 10%-го раствора щёлочи (NaOH или KOH) и 1 каплю 1%-го раствора сульфата меди. Появляется сине-фиолетовое или красно-фиолетовое окрашивание.


  1. Нингидриновая реакция

(на аминогруппу, находящуюся в α-положении)

Принцип метода. Белки, полипептиды и свободные -амино-кислоты при нагревании реагируют с нингидрином (трикетогидрин-ден-гидратом) с образованием продукта конденсации, окрашенного в фиолетовый цвет:




Ход работы. К 1 мл 1%-го раствора белка прибавляют 0,5 мл 0,5%-го раствора нингидрина и нагревают до кипения. Появляется сине-фиолетовое окрашивание.


  1. Реакция Сакагучи (на аргинин)

Принцип метода. Белки, содержащие аргинин, в присутствии щелочи дают красное окрашивание с гипобромитом и -нафтолом. Гуанидиновая группа аргинина окисляется гипобромитом, и окисленный аргинин при взаимодействии с -нафтолом образует продукт конденсации красного цвета:



Ход работы. К 0,5 мл 1%-го раствора белка добавляют 0,5 мл 10%-го раствора щелочи, 3 капли 0,1%-го спиртового раствора -нафтола и после перемешивания – 2-3 капли 2%-го раствора гипобромита натрия. Появляется красное окрашивание.


  1. Реакция Фоля (на цистеин и цистин)

Принцип метода. При кипячении белка со щёлочью от цистеина (цистина) легко отщепляется сера в виде сероводорода, который в щелочной среде образует сульфид натрия:



Для выявления сульфида натрия используют ацетат свинца, который при взаимодействии с гидроксидом натрия превращается в тетрагидроксоплюмбат натрия:

Pb(CH3COO)2 + 4NaOH  Na2[Pb(OH)4]+ 2CH3COONa.

В результате взаимодействия ионов серы и свинца образуется сульфид свинца чёрного или бурого цвета:

Na2S + Na2[Pb(OH)4]  PbS + 4NaOH.

Ход работы. К 1 мл 1%-го раствора белка или кусочку шерстяной нити добавляют 1 мл 30%-й щёлочи и 3-4 капли 5%-го раствора ацетата свинца. При интенсивном кипячении жидкость окрашивается в бурый или чёрный цвет.


  1. Ксантопротеиновая реакция (на ароматические аминокислоты)

Принцип метода. При нагревании с концентрированной азотной кислотой белки дают жёлтое окрашивание. Реакция обусловлена наличием в белках ароматических аминокислот (фенилаланина, тирозина и триптофана) и основана на образовании нитропроизводных этих аминокислот, имеющих жёлтую окраску:



Нитропроизводные аминокислот в щелочной среде образуют соли хиноидной структуры, окрашенные в оранжевый цвет:



Ход работы. К 1 мл 1%-го раствора альбумина или яичного белка добавляют 5 капель концентрированной азотной кислоты. Появляется осадок. При осторожном нагревании смесь окрашивается в жёлтый цвет. После охлаждения осторожно добавляют 10 капель концентрированного раствора аммиака (или 30%-й раствор едкого натра), при этом жёлтая окраска переходит в оранжевую.

Проделывают эту реакцию с 1%-м раствором желатина, сравнивают результаты и делают выводы.
6. Реакция Милона (на тирозин)

Принцип метода. Реакция Милона открывает в белке тирозин, в составе которого имеется фенольный гидроксил. При нагревании белка с реактивом Милона (смесь нитратов и нитритов ртути (I) и (II), растворённых в концентрированной азотной кислоте) образуется осадок, окрашенный сначала в розовый, а затем в красный цвет. Реактив Милона даёт окрашивание почти со всеми фенолами:



Ход работы. К 1 мл 1%-го раствора яичного белка добавляют 3-5 капель реактива Милона и осторожно нагревают до образования окрашенного в красный цвет осадка.

Аналогично проделывают реакцию с растворами желатина. Полученные результаты сравнивают и делают вывод.
7. Реакция Паули (на гистидин и тирозин)

Принцип метода. Реакция Паули позволяет обнаружить в белке аминокислоты гистидин и тирозин, которые образуют с диазобензолсульфокислотой соединения вишнёво-красного цвета. Диазобензолсульфокислота образуется в реакции диазотирования при взаимодействии сульфаниловой кислоты с нитритом натрия (или калия) в кислой среде:



Ход работы. К 1 мл 1%-го раствора сульфаниловой кислоты (готовится на 5%-м растворе соляной кислоты) прибавляют 2 мл 0,5%-го раствора нитрита натрия, тщательно перемешивают, добавляют 2 мл 1%-го раствора яичного белка и после перемешивания 6 мл 10%-го раствора карбоната натрия. После перемешивания смесь окрашивается в вишнёво-красный цвет.

Реакцию проделывают с яичным альбумином и желатином, сравнивают полученные результаты и делают вывод.
Выводы:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
написать администратору сайта