Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология
|
рабочая тетрадь ФГОС 3. Петрозаводский государственный университет биологическая химия
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
2-й семестр
ЗАНЯТИЕ 1. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В БИОХИМИИ
(3 часа)
Цель: ознакомиться с самым распространенным в биохимии колориметрическим методом количественного определения веществ в исследуемых растворах.
Задачи:
пройти инструктаж по технике безопасности на рабочем месте;
ознакомиться с основными принципами и правилами работы на КФК-2МП;
измерить оптическую плотность двух окрашенных растворов;
подобрать наиболее оптимальную длину волны и размер кюветы для определения оптической плотности предложенных растворов.
Фотометрия – метод количественного анализа, основанный на определении концентрации вещества по спектру поглощения, испускания или флуоресценции.
В зависимости от характера возникающих изменений выделяется несколько видов фотометрии (колориметрия, нефелометрия, турбидиметрия, флуориметрия, рефрактометрия, поляриметрия и др.). Фотометрические методы анализа характеризуются высокой чувствительностью, достигающей 10-4-10-6% определяемого элемента в твёрдых образцах и 10-5-10-7% – в водных растворах. Колориметри-ческий метод получил самое широкое распространение среди биохимических методов количественного определения веществ в биологических объектах.
Принцип метода. В основе этого метода лежит закон Бугера – Ламберта – Бера (1852), согласно которому существует прямо пропорциональная зависимость между концентрацией вещества в окрашенном растворе и степенью поглощения лучей света данным раствором. Интенсивность поглощения света зависит не только от количества и природы растворённого вещества, но и от толщины слоя раствора, длины волны падающего света, температуры раствора.
Степень поглощения света окрашенным раствором выражается оптической плотностью (экстинкцией), под которой понимают логарифм отношения интенсивности света, падающего на раствор, к интенсивности света, прошедшего через раствор. Величина оптической плотности обозначается буквой Е или D. Чем больше оптическая плотность, тем меньше света пропускает раствор. Для определения оптической плотности или светопропускания используют фотоэлектроколориметры.
Устройство фотоэлектроколориметра КФК-2МП
Колориметр фотоэлектрический концентрационный КФК-2МП предназначен для измерения в отдельных участках диапазона длин волн 315-980 нм, выделяемых светофильтрами, коэффициентов пропускания и оптической плотности жидкостных растворов и прозрачных твёрдых тел, а также измерения концентрации веществ в растворах. КФК-2МП состоит из колориметрического блока (1), где находятся осветитель, оптический узел, светофильтры, кюветное отделение, кюветодержатель и фотометрическое устройство; вычислительного блока (2), куда входит микропроцессорная система «Электроника МС 2703», и блока питания, где расположены стабилизатор напряжения с выпрямителем и силовой трансформатор.
Источником излучения в колориметре служит малогабаритная галогенная лампа КГМН-6,3-15. В фотометрическое устройство входят фотоэлемент Ф-26 для работы в диапазоне волн 315-540 нм, фотодиод ФД-24К для работы в специальном диапазоне 590-980 нм, светоделительная пластинка, усилитель. Переключение фотоприёмников осуществляется с помощью ручки (6).
Световой поток лампы с помощью специальных устройств конденсируется, усиливается и проходит через светофильтр, кювету с исследуемым раствором и падает на приёмник излучения. При этом световое излучение преобразуется в электрические сигналы, которые подаются на измерительный прибор. При нажатии определённых клавиш, входящих в состав клавиатуры микропроцессорной системы, этот сигнал соответствующим образом обрабатывается. Результаты измерения и расчётов выводятся на цифровое табло.
Выбор светофильтра
При проведении фотоэлектроколориметрии следует учитывать, что в данном методе используется монохроматический свет различных длин волн. Для преобразования полихроматического света в монохроматический используются светофильтры. В КФК-2МП имеется набор из 11 светофильтров, вмонтированных в диск. В световой пучок светофильтры вводятся ручкой (5). Использование конкретного светофильтра позволяет пропускать через раствор лучи определённой длины, поглощение которых наиболее характерно для исследуемого вещества. Обычно эффективная длина волны и цвет светофильтра указаны в применяемом методе. Если же такой ссылки нет, то выбрать нужный светофильтр можно с помощью таблицы:
Окраска исследуемого раствора
|
Цвет нужного светофильтра
|
Длина волны пропускаемого света, нм
|
Жёлтая
|
синий
|
420-450
|
Оранжевая
|
синий
|
430-460
|
Красная
|
зелёный
|
460-500
|
Пурпурная
|
зелёный
|
490-530
|
Синяя
|
оранжевый
|
590
|
Сине-зелёная
|
красный
|
600-650
|
Голубая
|
красный
|
750
|
Сине-фиолетовая
|
красный
|
750
|
Примечание. Некоторые растворы одинакового цвета могут избирательно поглощать лучи с различной длиной волны. Поэтому при подборе светофильтра желательно знать спектр поглощения исследуемого вещества, причём выбор его осуществляют таким образом, чтобы он пропускал лучи с длиной волны, максимально поглощаемой исследуемым раствором. Таким образом, при выборе светофильтра оптимальной длиной волны окажется та, при прохождении которой через исследуемый раствор оптическая плотность будет максимальной.
Подбор кювет
Известно, что чем толще слой жидкости, через который проходит луч света, тем больше поглощение светового пучка и тем выше показание оптической плотности исследуемого раствора. К колориметру прилагается набор прямоугольных кювет, отличающихся расстоянием между рабочими гранями (от 1 до 50 мм), через которые проходит световой поток. Это расстояние (в мм) указано на одной из рабочих граней. На боковой стенке кювет имеется метка, до которой необходимо наливать жидкость. При работе с летучими растворами кюветы закрывают специальными крышками.
Подбор кювет осуществляется таким образом, чтобы оптическая плотность исследуемого раствора находилась в интервале от 0,15 до 0,7. Именно в этих пределах наиболее точно выполняется закон Бугера – Ламберта – Бера. Следовательно, при интенсивной окраске раствора необходимо взять кюветы с меньшим расстоянием между рабочими гранями, а при слабой окраске – с бóльшим расстоянием.
Общий вид прибора и обозначения
2
1
6
4
5
3
7
8
1 – колориметрический блок;
2 – вычислительный блок;
3 – крышка кюветного отделения;
4 – ручка перемещения кювет в кюветном отделении;
5 – ручка переключения светофильтров;
6 – ручка переключения фотоприёмников;
7 – блок питания;
8 – тумблер.
Правила работы на КФК-2МП
I. Подготовка прибора к работе:
Включить в сеть;
Перевести тумблер (8) на задней панели прибора слева в положение «вкл». При этом загорается лампа накаливания (на цифровом табло могут появиться различные символы);
Нажать клавишу «пуск» (на цифровом табло появляется мигающая запятая и горит индикатор «Р»);
Прибор прогреть в течение 15-20 минут;
Открыть крышку кюветного отделения;
Установить шкалу: нажать клавишу «Ш(0)» (значения на цифровом табло должны быть в пределах 0,001-1,000).
II. Измерение оптической плотности раствора:
Кювету с контролем или растворителем поставить в дальнее гнездо кюветодержателя; кювету с исследуемым раствором (опытом) – в ближнее гнездо кюветодержателя;
Закрыть крышку кюветного отделения (3);
Установить необходимый светофильтр с помощью ручки 5;
Установить соответствующий фотоприёмник с помощью ручки 6;
Ручку 4 установить в крайнее левое положение (в световой пучок вводится кювета с контролем (или растворителем));
Закрыть крышку кюветного отделения. Откалибровать прибор по данному контролю: нажать клавишу «К(1)» (на цифровом табло слева загорается символ «1»);
Ручку 4 установить в крайнее правое положение (в световой пучок вводится кювета с опытом);
Нажать клавишу «D(5)» (на цифровом табло появляются значения оптической плотности исследуемого образца).
Примечание. Если дальнейшие измерения продолжаются с одним и тем же контролем, то меняются только опытные кюветы (перемещать кюветы в потоке света не надо) и снимаются значения их оптической плотности (п. 8). При смене контроля, или толщины кюветы, или исследуемого вещества работа начинается с п. 1.
III. Завершение работы на приборе:
Реактивы из кювет вылить;
Кюветы сполоснуть дистиллированной водой и поставить в чашку Петри вверх донышком (кюветы необходимо полоскать только после полного завершения работы или методики, в промежутках между отдельными измерениями этого делать не следует!);
-
Крышку кюветного отделения закрыть;
Прибор выключить (тумблер 8 переключить в положение «выкл»; вилку вынуть из розетки).
Примечание. При работе на КФК-2 необходимо соблюдать следующие правила:
До включения прибора в сеть проверить заземление.
Не оставлять прибор включенным без надобности.
Следить за чистотой прибора, не проливать реактивы.
Не хлопать крышкой кюветного отделения.
Особенно осторожно обращаться с кюветами – не царапать, протирать только мягкой и чистой тряпочкой (марлей).
При смене светофильтра работу продолжать не ранее чем через 5 минут.
Определение концентрации вещества в растворе
по оптической плотности
Определение концентрации вещества в окрашенном растворе по оптической плотности можно осуществить двумя способами – путём сравнения с оптической плотностью стандартного раствора (такой способ используется, например, в глюкозооксидазном методе определения глюкозы в крови) или, более точно, в результате построения калибровочной кривой по стандартному раствору. В этом случае из стандартного раствора готовят серию рабочих растворов с известной концентрацией исследуемого вещества, проделывают с ними необходимые химические реакции и измеряют на ФЭКе оптическую плотность. Полученные результаты отражают графически, откладывая по оси абсцисс концентрацию вещества, а по оси ординат – соответствующую ей оптическую плотность. Определив оптическую плотность исследуемого раствора, находят содержание в нём вещества по калибровочной кривой.
Результаты проведённых исследований оформляют в виде таблицы:
Окраска раствора
|
Длина волны, нм
|
Цвет светофильтра
|
Размер кюветы, мм
|
Оптическая плотность, Е
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рекомендации для самостоятельной работы при подготовке к следующему занятию:
Подготовиться к контрольной работе по теме «Аминокислоты: классификация, строение и биологическая роль».
Бонусное задание:
Составить кроссворд по теме «Аминокислоты: классификация, строение и биологическая роль».
Литература для подготовки:
Биохимия / под ред. Е. С. Северина. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. С. 10-14, 494-520.
Березов Т. Т., Коровкин В. Ф. Биологическая химия. М.: Медицина, 1998. С. 33-43, 451-464.
Комов В. П., Шведова В. Н. Биохимия. М.: Дрофа, 2004. С. 17-24.
Осташкова В. В., Зыкина Н. С., Волкова Т. О. Биологическая химия. Рабочая тетрадь для студентов 3-4 курса медицинского факультета специальности «Фармация» (заочное отделение). Петрозаводск, 2011. С. 59-75.
ЗАНЯТИЕ 2. АМИНОКИСЛОТНЫЙ СОСТАВ БЕЛКОВ
(2 часа)
Цель: оценка и закрепление знаний по теме «Аминокислотный состав белков».
Задачи:
выяснить вопросы, возникшие при подготовке домашнего задания;
выполнить задания устного или компьютерного тестирования;
решить кроссворды по заданной теме (работа группами);
выполнить контрольную работу по теме «Строение, классификация и биологическая роль протеиногенных аминокислот».
Рекомендации для самостоятельной работы при подготовке к следующему занятию:
-
Подготовить устные ответы на следующие вопросы:
Биологическая роль белков и выполняемые ими функции.
Первичная структура белков (определение, образование, методы её исследования).
Особенность электронного строения пептидной (амидной) связи и её роль при формировании вторичной структуры белков.
Вторичная структура белка (типы связей, участвующих в формировании вторичной структуры, характеристика наиболее распространённых конформаций вторичной структуры белков в природе – α-спираль, или спираль Поллинга, и β-складчатый листок, понятие надвторичных структур («структурные мотивы», домен, привести примеры), методы исследования).
Особенность строения спирали коллагена, его биологическая роль.
Третичная структура белка (определение, типы связей, участвующих в формировании третичной структуры, и методы исследования третичной структуры).
Особенности строения и биологическая роль миоглобина.
Четвертичная структура белков (понятие протомеров, олигомеров и субъединиц, типы связей, принимающие участие в формировании четвертичной структуры белков, и методы исследования четвертичной структуры белков).
Бонусные задания (время для подготовки 2 недели):
На портале Национального института здоровья и Национального Центра биотехнологической информации PubMed (http://www.ncbi.nlm.nih.gov) по представленному алгоритму найти в базе данных заданный белок (в комплексе с лигандом или субстратом) по его названию, установить на ПК бесплатную программу Cn3D, с помощью которой:
отметить ход полипептидной цепи;
обозначить все элементы вторичной структуры, выявить структурные мотивы;
выделить цветом АК, составляющие гидрофобное ядро белковой глобулы, поверхностные полярные и ионогенные (положительно и отрицательно заряженные) аминокислоты;
найти и обозначить домены;
для олигомеров найти АК, образующие гидрофобный интерфейс;
-
выделить цветом аминокислоты активного центра, взаимодействующие с лигандом или субстратом;
сохранить полученные изображения в виде отдельных файлов на носителе или распечатать.
2. Сохранить PDB файл белка на носителе и на кафедральном компьютере в программе ViewerPro провести аналогичный анализ, кроме того, построить в программе «ленточную», «шариковую» и «поверхностную» модели белка, показать его структуру с разных точек обзора.
Литература для подготовки:
Лекционный материал.
Биохимия / под ред. Е. С. Северина. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. С. 15-26.
Березов Т. Т., Коровкин В. Ф. Биологическая химия. М.: Медицина, 1998. С. 19-33, 44-78.
Комов В. П., Шведова В. Н. Биохимия. М.: Дрофа, 2004. С. 24-59.
Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами / под ред. Е. С. Северина, А. Я. Николаева. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.
С. 6-31.
Яковлева М. Н., Осташкова В. В., Болотникова О. И. Сборник тестовых заданий для подготовки к занятиям и оценки знаний по биохимии у студентов 2 курса медицинского факультета. Ч. 1. Петрозаводск, 2003. С. 4-11.
ЗАНЯТИЕ 3. СТРОЕНИЕ, ФУНКЦИИ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА БЕЛКОВ
(1 час)
Цель: оценка уровня подготовки по заданной теме, формирование навыков работы группами.
Задачи:
ознакомиться с вопросами тестового контроля (работа группами);
устно, за 10 минут ответить на 33 вопроса тестового контроля (работа группами).
Рекомендации для самостоятельной работы при подготовке к следующему занятию:
Подготовить устные ответы на следующие вопросы:
Биологическая роль белков и выполняемые ими функции.
Первичная структура белков (определение, образование, методы её исследования).
Особенность электронного строения пептидной (амидной) связи и её роль при формировании вторичной структуры белков.
Вторичная структура белка (типы связей, участвующих в формировании вторичной структуры, характеристика наиболее распространённых конформаций вторичной структуры белков в природе – α-спираль, или спираль Поллинга, и β-складчатый листок, понятие надвторичных структур («структурные мотивы», домен, привести примеры), методы исследования).
Особенность строения спирали коллагена, его биологическая роль.
Третичная структура белка (определение, типы связей, участвующих в формировании третичной структуры, и методы исследования третичной структуры).
Особенности строения и биологическая роль миоглобина.
Четвертичная структура белков (понятие протомеров, олигомеров и субъединиц, типы связей, принимающие участие в формировании четвертичной структуры белков, и методы исследования четвертичной структуры белков).
Многообразие белков; причины полиморфизма белков на примере гемоглобина и иммуноглобулинов.
Строение и биологическая роль иммуноглобулинов.
Функционирование белков.
Классификация белков.
Физико-химические свойства белков.
Подтотовить ответы на вопросы тестового контроля.
Бонусное задание:
подготовить презентацию о болезни Альцгеймера и прионовых болезнях.
Литература для подготовки:
Лекционный материал.
Биохимия / под ред. Е. С. Северина. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. С. 15-26.
Березов Т. Т., Коровкин В. Ф. Биологическая химия. М.: Медицина, 1998. С. 19-33, 44-78.
Комов В. П., Шведова В. Н. Биохимия. М.: Дрофа, 2004. С. 24-59.
Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами / под ред. Е. С. Северина, А. Я. Николаева. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.
С. 6-31.
Яковлева М. Н., Осташкова В. В., Болотникова О. И. Сборник тестовых заданий для подготовки к занятиям и оценки знаний по биохимии у студентов 2 курса медицинского факультета. Ч. 1. Петрозаводск, 2003. С. 4-11.
ЗАНЯТИЕ 4. СТРОЕНИЕ, ФУНКЦИИ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА БЕЛКОВ
(1 час)
Цель: оценка знаний у студентов по пройденной теме.
Задачи:
письменно выполнить задания тестового контроля по теме «Белки»;
на нескольких примерах рассмотреть общую схему решения задач по исследованию первичной структуры белков.
Рекомендации для самостоятельной работы при подготовке к следующему занятию:
I. Повторить все вопросы по теме «Белки» (стр. 70).
II. В тетрадях для самостоятельной работы составить таблицу:
Применение аминокислот и белков в медицинской практике
Название препарата
|
Строение (или состав)
|
Назначение
|
|
|
|
Решить типовые задачи по теме (стр. 138-140).
занятие 5. КОЛЛОКВИУМ ПО ТЕМЕ «СТРОЕНИЕ, ФУНКЦИИ, классификация И ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА белков»
(2 часа)
Цель: оценка и закрепление знаний по теме «Белки».
Задачи:
выполнить задания, предложенные в билетах;
представить бонусные проекты (презентации, модели и т.д.).
Рекомендации для самостоятельной работы при подготовке к следующему занятию:
-
Подготовить устные ответы по теме «Гемоглобин»:
Строение и многообразие гемоглобинов.
Строение гема.
-
Функционирование гемоглобина:
взаимодействие с лигандами, транспорт кислорода и оксида углерода;
кооперативные изменения конформации протомеров;
транспорт СО2 и Н+;
возможность регуляции биологической функции гемоглобина с помощью аллостерических лигандов.
-
Обмен гемоглобина и его нарушения.
метаболизм железа и его нарушения (самостоятельно по учебнику);
метаболизм гема:
основные этапы биосинтеза гема;
распад гема, обезвреживание билирубина.
нарушения обмена гема:
порфирии, причины их возникновения;
нарушения распада гема (желтухи: гемоли-тическая, обтурационная, печеночно-клеточная; желтуха новорожденных и др.);
диагностическое значение определения билиру-бина и других желчных пигментов в крови и моче;
нарушения синтеза белковой части гемоглобинов (гемоглобинозы):
-
наследственные нарушения первичной структуры и функций HbA (замена аминокислоты на поверхности гемоглобина А; изменение амино-кислотного состава в области активного центра гемоглобина; изменения аминокислотного состава, деформирующие третичную структуру гемоглобина; замена аминокислот в области контактов димеров α1β1 и α2β2, нарушающие аллостерические регуляторные функции гемогло-бина и его четвертичную структуру;
нарушение процессов синтеза протомеров на этапе трансляции (α- и β-талассемии).
Подготовить устные ответы на вопросы тестового контроля.
В тетрадях для самостоятельной работы составить таблицу:
Гемоглобинопатии
Название заболевания
(или синдрома)
|
Молекулярный механизм возникновения
|
Изменение свойств Hb
|
Основые клинические признаки заболевания
|
|
|
|
|
Бонусное задание:
Составить интеллект-карту по теме «Гемоглобин» или;
Подготовить презентацию о нарушении обмена гемоглобина.
Литература для подготовки:
Лекционный материал.
Биохимия / под ред. Е. С. Северина. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. С. 46-55, 636-656.
Березов Т. Т., Коровкин В. Ф. Биологическая химия. М.: Медицина, 1998. С. 78-85, 503-508.
Комов В. П., Шведова В. Н. Биохимия. М.: Дрофа, 2004. С. 43-44, 49-52, 410-422.
Яковлева М. Н., Осташкова В. В., Болотникова О. И. Сборник тестовых заданий для подготовки к занятиям и оценки знаний по биохимии у студентов 2 курса медицинского факультета. Ч. 1. Петрозаводск, 2003. С. 11-21.
занятие 6. СТРОЕНИЕ, РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ И ФУНКЦИИ ГЕМОГЛОБИНА. ОБМЕН И нарушения Hb
(3 часа)
Цель: оценка и закрепление знаний по теме «Гемоглобин».
Задачи:
ответить на вопросы тестового контроля;
решить задачи по теме;
выполнить задания, предложенные в билетах;
представить бонусные проекты (презентации, интеллект-карты).
Рекомендации для самостоятельной работы при подготовке к следующему занятию:
Ознакомиться с основными принципами формирования тривиальных названий некоторых ферментов;
Выполнить типовые задания вариантов контрольной работы «Номенклатура отдельных ферментов» (стр.110-128).
Литература для подготовки:
Осташкова В. В., Зыкина Н. С., Волкова Т. О. Биологическая химия. Рабочая тетрадь для студентов 3-4 курса медицинского факультета специальности «Фармация» (заочное отделение). Петрозаводск, 2011. С. 75-100.
Занятие 7. Номенклатура и классификация ферментов
(2 часа)
Цель: оценка и закрепление знаний по теме «Номенклатура и классификация отдельных ферментов».
Задачи:
повторить основные принципы формирования тривиальных названий ферментов;
выполнить задания, предложенные в различных вариантах контрольной работы.
Рекомендации для самостоятельной работы при подготовке к следующему занятию:
Подготовиться к контрольной работе по теме «Номенклатура и классификация ферментов».
Литература для подготовки:
Осташкова В. В., Зыкина Н. С., Волкова Т. О. Биологическая химия. Рабочая тетрадь для студентов 3-4 курса медицинского факультета специальности «Фармация» (заочное отделение). Петрозаводск, 2011. С. 75-100.
Занятие 8. Номенклатура и классификация ферментов
(1 час)
Цель: оценка знаний по теме «Номенклатура и классификация отдельных ферментов».
Задачи:
выяснить вопросы, возникшие при подготовке к контрольной работе;
выполнить контрольную работу по номеклатуре ферментов.
Рекомендации для самостоятельной работы при подготовке к следующему занятию:
Подготовить устные ответы по основным вопросам темы «Ферменты»:
Многообразие, классификация и номенклатура ферментов.
Химическая природа и строение ферментов (кофакторы и коферменты, их роль в катализе, мультиэнзимные комплексы, изоферменты).
Активный центр ферментов. Общее представление о механизме действия ферментов.
-
Свойства ферментов:
каталитическая эффективность;
специфичность действия;
лабильность ферментов (зависимость активности ферментов от концентрации субстрата, зависимость активности от температуры, зависимость от рН);
влияние ингибиторов и активаторов на активность ферментов; типы ингибирования;
обратимость действия.
Регуляция действия ферментов.
Применение ферментов в медицине.
Подготовить устные ответы на вопросы тестового контроля.
Решить типовые задачи по теме (стр. 141).
В тетрадях для самостоятельной работы составить таблицу:
Применение ферментов в медицине
Фермент
|
Класс
|
Название препарата
|
Молекулярный механизм действия
|
Назначение
|
|
|
|
|
|
Бонусное задание:
составить интеллект-карту по теме «Ферменты».
Литература для подготовки:
Лекционный материал.
Биохимия / под ред. Е. С. Северина. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. С. 75-123.
Березов Т. Т., Коровкин В. Ф. Биологическая химия. М.: Медицина, 1998. С. 114-168.
Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами / под ред. Е. С. Северина, А. Я. Николаева. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. С.32-58.
Комов В. П., Шведова В. Н. Биохимия. М.: Дрофа, 2004. С. 59-91.
Яковлева М. Н., Осташкова В. В., Болотникова О. И. Сборник тестовых заданий для подготовки к занятиям и оценки знаний по биохимии у студентов 2 курса медицинского факультета. Ч. 1. Петрозаводск, 2003. С. 33-41.
Занятие 9. КОЛЛОКВИУМ по теме «СТРОЕНИЕ, МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ, классификация И СВОЙСТВА ферментов»
(2 часа)
Цель: оценка и закрепление знаний по теме «Ферменты».
Задачи:
ответить на вопросы тестового контроля (работа группами);
-
проверить решение задач по теме;
выполнить задания, предложенные в билетах
Рекомендации для самостоятельной работы при подготовке к следующему занятию:
-
Подготовить устные ответы по основным вопросам темы:
Классификация и номенклатура витаминов.
Особенности метаболизма водо- и жирорастворимых витаминов. Виды и причины нарушений обмена.
Коферментная функция витаминов.
Витамины группы А.
Витамины группы D.
Витамины группы Е.
Витамины группы К.
Витамин F.
Бонусное задание:
используя Интернет или другие источники подготовить дополнительную информацию о роли жирорастворимых витаминов.
Литература для подготовки:
Лекционный материал.
Биохимия / под ред. Е. С. Северина. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. С. 124-139.
Березов Т. Т., Коровкин В. Ф. Биологическая химия. М.: Медицина, 1998. С. 204-220.
Комов В. П., Шведова В. Н. Биохимия. М.: Дрофа, 2004. С. 68-107.
Осташкова В. В., Зыкина Н. С., Волкова Т. О. Биологическая химия. Рабочая тетрадь для студентов 3-4 курса медицинского факультета специальности «Фармация» (заочное отделение). Петрозаводск, 2011. С. 101-107.
Яковлева М. Н., Осташкова В. В., Болотникова О. И. Сборник тестовых заданий для подготовки к занятиям и оценки знаний по биохимии у студентов 2 курса медицинского факультета. Ч. 1. Петрозаводск, 2003. С. 42-45.
Занятие 10. Классификация, особенности метаболизма витаминов. строение и биологическая роль жирорастворимых витаминов
(1 час)
Цель: оценка знаний по теме «Витамины» (1 часть).
Задачи:
ответить на вопросы тестового контроля по заданной теме (работа группами);
решить задачи по теме;
выполнить задания, предложенные в билетах.
Рекомендации для самостоятельной работы при подготовке к следующему занятию:
Подготовить устные ответы по основным вопросам темы:
Коферментная функция водорастворимых витаминов.
Витамин В1.
Витамин В2.
Пантотеновая кислота.
Витамин РР.
Витамин В6.
Биотин.
Аскорбиновая кислота.
Фолиевая кислота: структура, биологическая роль.
Витамин В12.
Витамин Р.
Антианемические витамины.
Антигеморрагические витамины.
Витамины – регуляторы зрения.
Незаменимые пищевые факторы.
Бонусное задание:
используя Интернет или другие источники подготовить дополнительную информацию о роли водорастворимых витаминов.
Литература для подготовки:
Лекционный материал.
Биохимия / под ред. Е. С. Северина. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. С. 132-139.
Березов Т. Т., Коровкин В. Ф. Биологическая химия. М.: Медицина, 1998. С.220-247.
Комов В. П., Шведова В. Н. Биохимия. М.: Дрофа, 2004. С. 107-132.
Осташкова В. В., Зыкина Н. С., Волкова Т. О. Биологическая химия. Рабочая тетрадь для студентов 3-4 курса медицинского факультета специальности «Фармация» (заочное отделение). Петрозаводск, 2011. С. 108-114.
Яковлева М. Н., Осташкова В. В., Болотникова О. И. Сборник тестовых заданий для подготовки к занятиям и оценки знаний по биохимии у студентов 2 курса медицинского факультета. Ч. 1. Петрозаводск, 2003. С. 46-52.
Занятие 11. строение и биологическая роль водорастворимых витаминов. витаминоподобные соединения.
(3 часа)
Цель: оценка знаний по теме «Витамины» (2 часть).
Задачи:
ответить на вопросы тестового контроля по заданной теме (работа группами);
проверить решение задач по теме;
выполнить задания, предложенные в билетах;
представить выполненные бонусные задания.
Рекомендации для самостоятельной работы при подготовке к следующему занятию:
-
Подготовить устные ответы по основным вопросам темы «Биологические мембраны: строение, функции, транспорт веществ через мембрану»:
Основные мембраны клетки и их функции. Свойства мембран (жидкостность, поперечная асимметрия, избирательная проницаемость).
Липидный состав мембран. Роль липидов в формировании липидного бислоя. Влияние холестерина на возможность латеральной диффузии липидов и белков. Участие фосфолипаз в обмене фосфолипидов.
Белки мембран – интегральные, поверхностные, «заяко-ренные». Значение посттрансляционных модификаций в образовании функционально активных мембранных белков.
Механизмы переноса веществ через мембраны: простая диффузия, первично-активный транспорт, пассивный симпорт и антипорт, вторично-активный транспорт, регулируемые каналы.
Бонусное задание (время подготовки 2 недели):
Используя Интернет или другие современные компьютерные технологии создать (или представить готовую) модель функционирующей биомембраны или;
Подготовить сообщение «Новое в биомембранологии».
Литература для подготовки:
Биохимия / под ред. Е. С. Северина. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. С. 227-248.
Березов Т. Т., Коровкин В. Ф. Биологическая химия. М.: Медицина, 1998. С. 298-305.
Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами / под ред. Е. С. Северина, А. Я. Николаева. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. С. 95-104.
Комов В. П., Шведова В. Н. Биохимия. М.: Дрофа, 2004. С. 301-316.
Болдырев А. А., Кяйвяряйнен Е. И., Илюха В. А. Биомембранология; учебное пособие. Петрозаводск: Изд-во Кар НЦ РАН, 2006. 226 с.
Нейрохимия: учеб. пособие для вузов / Болдырев А. А., Ещенко Н. Д., Илюха В. А., Кяйвяряйнен Е. И.; науч. ред. Владимиров Ю. А. – М.: Дрофа, 2010. – 398 с.
Занятие 12. БИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕМБРАНЫ: СТРОЕНИЕ, ФУНКЦИИ, ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ ЧЕРЕЗ МЕМБРАНУ
(3 часа)
Цель: оценка и закрепление знаний по заданной теме.
Задачи:
работая группами, повторить вопросы о липидном составе биомембран, особенностях строения мембранных белков, транспорта веществ через мембрану;
рассмотреть роль клатрина, липосом;
выполнить задания тестового контроля;
составить таблицу «Сравнительная характеристика аденилатциклазной и гуанилатциклазной систем передачи сигнала через мембрану»;
нарисовать схемы передачи сигнала с использованием этих систем;
Рекомендации для самостоятельной работы при подготовке к следующему занятию:
Повторить пройденный материал по теме «Биомембраны» (стр. 79) и выучить следующие вопросы:
Трансмембранная передача сигнала.
Участие мембран в активации внутриклеточных регуляторных систем (аденилатциклазной, гуанилат-циклазной и инозитолфосфатной) и передаче сигнала липидорастворимых стероидных гормонов, тирок-сина.
Каталитические мембранные рецепторы (на примере инсулина).
Литература для подготовки:
Биохимия / под ред. Е. С. Северина. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. С. 248-263.
Березов Т. Т., Коровкин В. Ф. Биологическая химия. М.: Медицина, 1998. С. 289-297.
Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами / под ред. Е. С. Северина, А. Я. Николаева. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. С. 95-110.
Комов В. П., Шведова В. Н. Биохимия. М.: Дрофа, 2004. С. 301-316.
Болдырев А. А., Кяйвяряйнен Е. И., Илюха В. А. Биомембранология; учебное пособие. Петрозаводск: Изд-во Кар НЦ РАН, 2006. 226 с.
Нейрохимия: учеб. пособие для вузов / Болдырев А. А., Ещенко Н. Д., Илюха В. А., Кяйвяряйнен Е. И.; науч. ред. Владимиров Ю. А. – М.: Дрофа, 2010. – 398 с.
Занятие 13. БИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕМБРАНЫ: СТРОЕНИЕ, ФУНКЦИИ, ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ ЧЕРЕЗ МЕМБРАНУ
(3 часа)
Цель: оценка и закрепление знаний по теме «Биомембраны».
Задачи:
работая группами, повторить вопросы о липидном составе биомембран, особенностях строения мембранных белков, транспорта веществ через мембрану;
рассмотреть роль клатрина, липосом;
ответить на вопросы тестового контроля;
выполнить задания, предложенные в билетах;
представить бонусные задания.
Рекомендации для самостоятельной работы при подготовке к следующему занятию:
-
Подготовить устный ответ на следующие вопросы:
Способы запасания энергии в клетке и пути биосинтеза АТФ (понятиие о фосфогенах, общее уравнение реакции синтеза АТФ в клетке, пути биосинтеза АТФ).
-
Биологическое окисление (определение и локализация процесса, общее уравнение реакции, биологическая роль).
Состав ЦПЭ: компоненты дыхательной цепи ферментной и неферментной природы; принцип, схема и структурная организация ЦПЭ.
Окислительное фосфорилирование (определение и общее уравнение реакции, участки сопряжения БО и ОФ; механизм окислительного фосфорилирования; строение и биологическая роль АТФ-азы).
Регуляция БО и ОФ и влияние различных факторов на эти процессы: гипоксии, а- и гиповитаминозы и обеспечен-ность организма минеральными веществами; коэффициент ОФ, дыхательный контроль, ингибирование.
Понятие о несопрягающих биомембранах: сравнительная характеристика окисления на сопрягающих и несопря-гающих биомембранах; СРО и источники образования радикалов; активные формы кислорода, их образование и биологическая роль; механизм повреждающего действия на клетку.
АОС и её биологическая роль.
Нарушение энергетического обмена.
Решить типовые задачи по теме (стр. 142).
Бонусное задание:
используя Интернет или другие современные компьютерные технологии подготовить презентацию (или устное сообщение) о роли СРО и АФК в развитии патологических состояний.
Литература для подготовки:
Лекционный материал.
Биохимия / под ред. Е. С. Северина. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. С. 264-296.
Березов Т. Т., Коровкин В. Ф. Биологическая химия. М.: Медицина, 1998. С. 305-318.
Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами / под ред. Е. С. Северина, А. Я. Николаева. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. С. 111-130.
Комов В. П., Шведова В. Н. Биохимия. М.: Дрофа, 2004. С. 189-209.
Занятие 14. ВВедение в обмен веществ. Биоэнергетика
(3 часа)
Цель: оценка и закрепление знаний по заданной теме.
Задачи:
работая группами, повторить основные вопросы по теме «Биоэнергетика» (общие пути катаболизма, принципы, структурная организация и схема ЦЭП, регуляция БО и ОФ);
отметить отличия окисления на сопрягающих и несопрягающих мембранах;
ответить на вопросы тестового контроля;
проверить решение задач по теме;
выполнить задания, предложенные в билетах;
представить презентацию или устное сообщение о роли СРО в развитии патологических состояний.
Рекомендации для самостоятельной работы при подготовке к следующему занятию:
-
Подготовить ответы на следующие вопросы:
Окислительное декарбоксилирование пирувата – один из промежуточных общих путей катаболизма (химизм, значение);
Цикл лимонной кислоты – завершающий этап распада веществ в организме (химизм, значение).
Бонусное задание:
сформулировать модель (или образное отражение, легенду, стихотворение и т. п.), удобную для запоминания, лаконичную и логически отражающую химизм процессов окислительного декарбоксилирования пирувата и цикла лимонной кислоты
Литература для подготовки:
Лекционный материал.
Биохимия / под ред. Е. С. Северина. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. С. 283-294.
Березов Т. Т., Коровкин В. Ф. Биологическая химия. М.: Медицина, 1998. С. 343-353.
Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами / под ред. Е. С. Северина, А. Я. Николаева. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. С. 124-129.
Комов В. П., Шведова В. Н. Биохимия. М.: Дрофа, 2004. С. 259-271.
Занятие 15. общие пути катаболизма
(3 часа)
Цель: оценка и закрепление знаний по теме «ОПК».
Задачи:
работая группами, повторить основные этапы ОПК;
ответить на вопросы тестового контроля;
представить образные модели ОПК;
выполнить задания, предложенные в билетах.
Рекомендации для самостоятельной работы при подготовке к следующему занятию:
Повторить все темы, пройденные в текущем семестре;
-
Подготовить вопросы по трудным, осташимся недостаточно усвоенным темам;
Повторить вопросы тестового контроля по пройденным темам.
Литература для подготовки:
Лекционный материал.
Биохимия / под ред. Е. С. Северина. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. 783 С..
Березов Т. Т., Коровкин В. Ф. Биологическая химия. М.: Медицина, 1998. 704 С.
Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами / под ред. Е. С. Северина, А. Я. Николаева. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. 448 С.
Комов В. П., Шведова В. Н. Биохимия. М.: Дрофа, 2004. 638 С.
Занятие 16. Итоговое занятие (за 2ой семестр)
(3 часа)
Цель: оценка остаточных знаний по пройденным разделам.
Задачи:
рассмотреть недостаточно усвоенные вопросы, возникшие при изучении различных разделов;
ответить на вопросы тестового контроля;
выполнить задания, предложенные в билетах;
подвести итоги бально-рейтинговой оценки своей деятельности за семестр (результаты внести в таблицу, с. ….).
Рекомендации для самостоятельной работы при подготовке к следующему занятию:
Подготовить ответы на следующие вопросы:
Классификация углеводов.
Переваривание и всасывание углеводов (система ферментов, понятие о балластных веществах, пути всасывания глюкозы в ЖКТ, нарушение переваривания и всасывания углеводов).
Литература для подготовки:
Лекционный материал.
Биохимия / под ред. Е. С. Северина. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. С. 297-316.
Березов Т. Т., Коровкин В. Ф. Биологическая химия. М.: Медицина, 1998. С.169-188, 319-321.
Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами / под ред. Е. С. Северина, А. Я. Николаева. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. С. 131-137.
Комов В. П., Шведова В. Н. Биохимия. М.: Дрофа, 2004. С. 222-241.
|
|
|