Навигация по странице:
|
4.Горбунов Л.М. Практическая педагогика. Практическая педагогика учебное пособие
6.5. Примерные схемы планирования воспитательной
работы в классе
Оказать педагогическую поддержку учащимся, успешно провести методику коллективного анализа, целеполагания и планирования воспитательной работы с учащимися, выбрать педагогически целесообразные формы, методы и средства обучения, воспитания и развития учащихся помогут примерные схемы планирования воспитательной работы в классе (таблицы 9-11).
Таблица 9
Функциональный подход (формирование личности «по частям»)
Основные направления и задачи
|
Содержание работы
(по разделам)
|
Формы и
методы
|
Сроки
проведения
|
Исполнители
|
Отметка о выполнении
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Формирование основ мировоззрения и т.д.
|
|
|
|
|
|
Таблица 10
Деятельностный подход (личность школьника как целостная
психическая система)
Виды
деят-ти
Недели
|
Общест-венная
|
Познавательная
|
Трудовая
|
Художественная
|
Спортивная
|
Ценностно-ориентационная
|
Коммуникативная
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
1.
2.
3.
и т.д.
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 11
Целостный подход (совокупность комплексного, деятельностного и
личностного подходов по Н.Е. Щурковой)
Организация воспитывающей
деятельности
|
Организация коллектива
|
Организация работы по развитию
Индивидуальности
|
Виды деятельности
|
Содержание работы
|
Средства
|
Содержание работы
|
Средства
|
Содержание
работы
|
Общественно
полезная
|
|
Коллективная творческая деятельность
|
|
Изучение
учащихся
|
|
Познавательная
|
|
Самоуправление
|
|
Связь с семьей
|
|
Ценностно-ориентационная
|
|
Проектирование целей
|
|
Работа с малым пед. коллективом
|
|
Художественно-творческая
|
|
Влияние на межличностные отношения
|
|
Индивидуальные воздействия
|
|
Свободное
общение
|
Варианты недельного плана классного руководителя представлены в таблицах 12-16.
Таблица 12
Недельный план классного руководителя
1-я неделя
|
День недели
|
Содержание
работы
|
Исполнители,
ответственные
|
Оценка
деятельности
|
|
Понедельник
Вторник
и т.д.
|
|
|
|
Таблица 13
Недельный рабочий план
Дата
|
Время
|
Мероприятия
|
Исполнители
|
Отметка
о выполнении
|
Примечание
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 14
Недельный рабочий план
Дни
недели
|
Основные формы работы
|
с классом
|
с активом
|
индивидуальная
работа
|
с учителями
|
с родителями
|
Кружки, учреждения дополнительного образования
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 15
Недельный рабочий план
Понедельник
Вторник
Среда
|
Классный час
Работа с активом
Изучение учащихся
|
Четверг
Пятница
Суббота
|
Индивидуальная работа
Работа с учителями
Кружки
Работа с родителями
|
|
|
|
|
Таблица 16
Недельный рабочий план
Недели
четверти
|
Программы воспитания
|
Здоровье
|
Учение
|
Труд
|
Общение
|
Образ жизни
|
Досуг
|
1 неделя
|
|
|
|
|
|
|
2 неделя
|
|
|
|
|
|
|
Схема плана воспитательной работы на тематический период (По И.П. Иванову) представлена в таблице 17.
Таблица 17
План воспитательной работы на тематический период (По И.П. Иванову)
Стадии
|
Дни
(даты)
|
Общая работа с коллективом (КТД, общие сборы и т.д.)
|
Специальная работа с воспитанниками (ВМ)
|
Специальная работа с родителями (родит. собр., беседы и т.д.)
|
Специальная работа с шефами
|
Работа с педагогическим коллективом
|
1. Предварительная работа
|
|
|
|
|
|
|
2. Коллективное
планирование
|
|
|
|
|
|
|
3. Коллективная подготовка к творческим праздникам
|
|
|
|
|
|
|
4. Коллективное проведение творческого праздника
|
|
|
|
|
|
|
5. Коллективное подведение итогов
|
|
|
|
|
|
|
6. Ближайшее последействие
|
|
|
|
|
|
|
Примерная схема планирования воспитательной работы по «ключевым делам» представлена в таблице 18.
Таблица 18
Планирование воспитательной работы по «ключевым делам»
Месяц
|
Ключевое дело месяца,
подготовка к нему
|
Ответственный
совет дня
|
Сентябрь
|
|
|
Октябрь
|
|
|
Ноябрь
|
|
|
Декабрь
|
|
|
Январь
|
|
|
Февраль
|
|
|
Март
|
|
|
Апрель и т.д.
|
|
|
Схема плана-сетки представлена в таблице 19.
Таблица 19
План-сетка
Понедельник
|
Вторник
|
Среда
|
Четверг
|
Пятница
|
Суббота
|
Воскресенье
|
Сентябрь
|
|
|
1
День
знаний
|
2
Разведка интересных дел
|
3
Ученическое собрание по плану
|
4
Классный час
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
|
|
|
Октябрь
|
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
Ноябрь и т.д.
|
Изучение вопросов планирования направлено на овладение следующими компетенциями:
- способность к организации и развитию внутриколлективных и межличностных отношений обучающихся;
- способность сочетать процесс обучения, воспитания и развития учащихся с формированием у них ценностных ориентаций и патриотических убеждений на основе личностно-ориентированного подхода;
- способность прогнозировать результаты обучения, воспитания и развития, анализировать полученные результаты в сопоставлении с педагогической целью, корректировать цели и задачи с учетом уровня подготовки учащихся и достигнутых результатов;
- способность регулировать, направлять и развивать внутриколлективные и межличностные отношения школьников;
- готовность к формированию общей культуры учащихся с использованием социокультурного потенциала школы, семьи, различных учреждений;
- способность организовывать и осуществлять руководство классным коллективом;
- готовность к ведению учебно-методической документации образовательного учреждения.
Примерный план воспитательной работы на месяц представлен в таблице 20.
Таблица 20
Примерный план воспитательной работы на месяц
№
п/п
|
Содержание воспитательной работы
|
Сроки
проведения
|
Исполнители
|
1
|
|
Классный час
Тема: «Пако де Лусиа (Франси́ско Са́нчес Го́мес) – искрометная прелесть и огненная страсть фломенко».
Просмотр и обсуждение фрагментов фильма «Гениальный виртуоз гитары из Испании».
|
|
1 марта
12.00
Кабинет
литературы
№ 1
|
Группа
«Современный стиль»
|
2
|
|
2 – 6 марта
11.00
3А класс
|
Группа
«Авангард» (шефы)
|
3
|
|
Классный час
Тема: «Необыкновенный видео-концерт»
Любимые песни наших учителей.
|
|
7 марта
13.00
Актовый зал
|
Группы:
«Современный стиль»,
«Инсайт»,
«Креатив»,
«Эврика»,
«Облигато»
|
4
|
|
Тестирование
«Педагогические умения родителей».
Анкета по электронной почте
|
|
9-11 марта
Кабинет
разгрузки
|
Практический психолог
школы
|
5
|
|
Классный час
Тема: «Эль Греко (Доменико Теотокопули) – таинство эксцентричной живописи»
Обсуждение фильма «Эль Греко»
|
|
15 марта
12.00
Кабинет
литературы
№ 1
|
Группа
«Креатив»
|
6
|
|
Спартакиада школы «Пентатхлон».
Участие в спартакиаде.
|
|
19 марта
13.00
Школьный стадион
|
Группы
«Одержимые»,
«Ура!»
|
7
|
|
Классный час
Тема: «Рудольф Нуриев. «Я танцор».
Биография, видеофрагменты балетных партий.
|
|
22 марта
12.00
Музыкальный театр
|
Группа
«Эврика»
|
8
|
|
Подготовка к классному часу «Музыка архитектуры Дубая»
|
|
24-25 марта
12.00
Кабинет
литературы
№ 1
|
Совет дела
|
9
|
|
Классный час
Тема: «Музыка архитектуры Дубая»
Встреча с представителем Арабских Эмиратов.
Видепросмотр архитерктуры Дубая.
|
|
29 марта
12.00
Сибэкспоцентр
|
Группа
«Облигато»
|
10
|
|
Собеседование с практическим психологом школы.
Результаты тестирования
«Педагогические умения родителей».
|
|
30 марта
13.00
Кабинет
разгрузки
|
Практический психолог
школы
|
11
|
|
Планерка Совета дела «Проекты на апрель»
|
|
31 марта
13.00
Кабинет
литературы
№ 1
|
Совет дела
|
Вопросы и задания для самоконтроля
1. В чем сущность этапов планирования работы классного руководителя?
2. Какие разделы плана работы классного руководителя традиционно выделяются в системе общего образования?
3. Каковы особенности планирования и подготовки воспитательного мероприятия, коллективного творческого дела (КТД)?
Задание 1. Составьте план воспитательной работы классного руководителя на месяц, учитывая традиционные календарные праздники в этот период (класс, схема плана и месяц по выбору).
Литература
Основная
1. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512с.
2. Педагогические технологии [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духавнева, В.С. Кукушин, Г.В. Сучков; под общ. ред. В.С. Кукушина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Ростов н/Д: МарТ, 2004. – 334с.
3. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе [Текст] / под ред. Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова. – М.: Просвещение, 1994. – 278с.
4. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология [Текст] / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 220с.
Дополнительная
1. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.; Ростов н/Д: МарТ, 2005. – 448с.
2. Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьника [Текст] / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 45с.
3. Щуркова, Н.Е. Собранье пестрых дел [Текст]: методический материал для работы с детьми / Н.Е. Щуркова. – 2-е изд., перераб. – М.: Новая школа, 1994. – 96с.
|
|
|