Главная страница
Навигация по странице:

4.Горбунов Л.М. Практическая педагогика. Практическая педагогика учебное пособие



Скачать 1.99 Mb.
Название Практическая педагогика учебное пособие
Анкор 4.Горбунов Л.М. Практическая педагогика.doc
Дата 12.04.2017
Размер 1.99 Mb.
Формат файла doc
Имя файла 4.Горбунов Л.М. Практическая педагогика.doc
Тип Учебное пособие
#412
страница 6 из 19
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Глава 6
ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
6.1. Сущность понятия плана работы классного руководителя

План работы классного руководителя – это конкретное отображение предстоящего хода воспитательной работы в ее общих стратегических направлениях и мельчайших деталях. План – это обязательный педагогический документ, за составление и выполнение которого классный руководитель несет персональную ответственность. Составить план – значит продумать и представить себе весь ход воспитательной работы, ее организацию, предусмотреть ее результаты.

Исходными положениями плана являются принципы целеустремленности, преемственности, систематичности, последовательности, согласованности со школьным планом, реальности, связи с жизнью, конкретности.

Приступая к планированию воспитательной работы, необходимо придерживаться следующего алгоритма.

1. Ознакомиться с государственными документами, определяющими задачи школы на современном этапе.

2. Изучить методическую и педагогическую литературу, освещающую вопросы планирования различных разделов воспитательной работы.

3. Ознакомиться с планом воспитательной работы школы.

4. Изучить предложения учителей, актива класса, родителей.

5. Изучить опыт планирования лучших классных руководителей.

6. Дать анализ воспитательной работы за прошлый год, включающий в себя анализ состояния уровня обученности и воспитанности коллектива класса.

7. Определить основные задачи воспитания.

8. Обсудить эти задачи со всеми субъектами планирования.

9. Совместно с учащимися определить виды деятельности и формы работы.

10. Оформить план работы.

11. Утвердить план у администрации школы.
6.2. Структура плана работы классного руководителя

Традиционная структура плана работы классного руководителя представлена на схеме 11.

6.3. Содержание воспитания

Традиционными для отечественной воспитательной системы являются (по И.П. Подласому) следующие составные части общей цели: умственное (интеллектуальное), физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое (эмоциональное) воспитание.



Схема 11. Структура плана работы классного руководителя

6.3. Содержание воспитания

Умственное воспитание направлено на развитие интеллекта, познавательных возможностей, склонностей и дарований личности. Его главная задача – вооружить обучаемых системой знаний основ наук. Конкретные задачи умственного воспитания следующие:

● усвоение определенного объема научных знаний;

● формирование мировоззрения;

● развитие умственных сил, способностей и дарований;

● развитие познавательных интересов;

● развитие потенциальных возможностей личности;

● формирование познавательной активности;

● развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень общей и специальной подготовки;

● вооружение учащихся методами познавательной деятельности.

Физическое воспитание – неотъемлемая составная часть правильного воспитания. Задачи физического воспитания:

● укрепление здоровья, правильное физическое развитие;

● повышение умственной и физической работоспособности;

● развитие и совершенствование природных двигательных качеств;

● обучение новым видам движений;

● развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);

● формирование гигиенических навыков;

воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);

● формирование потребности в постоянных и систематических занятиях физкультурой и спортом;

развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

Трудовое воспитание и политехническое образование решают следующие задачи:

● формирование трудовых действий;

● ознакомление учащихся с новыми типами производственных отношений;

изучение орудий труда и способов их использования;

● обретение опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах труда;

● формирование интереса к производственный деятельности;

● развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства;

● развитие трудолюбия, дисциплинированности, ответственности, подготовки к осознанному выбору профессии.

Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества. Формирование общечеловеческих ценностей, непреходящих моральных качеств означает воспитание честности, справедливости, чувства долга, порядочности, ответственности, чести, совести, достоинства, гуманизма, бескорыстия, трудолюбия, уважения к старшим.

Среди нравственных качеств, рожденных современным развитием общества, выделим интернационализм, уважение к государству, органам власти, государственной символике, законам, Конституции, честное и добросовестное отношение к труду, патриотизм, дисциплинированность, гражданский долг, требовательность к себе, неравнодушие к событиям, происходящим в стране, социальную активность, милосердие.

Цель эмоционального (эстетического) воспитания включает решение задач:

● формирования эстетических знаний;

● воспитания эстетической культуры;

● овладения эстетическим и культурным наследием прошлого;

● формирования эстетического отношения к действительности;

развития эстетических чувств;

● приобщения человека к прекрасному в жизни, к природе, труду;

● развития потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты и др.

Традиционные задачи дополняются новыми.

В области духовного и нравственного воспитания:

● развитие представлений о духовной жизни человека, путях обретения духовности;

● воспитание моральных понятий, суждений, чувств и убеждений;

● усвоение привычек духовного и нравственного поведения;

● привитие навыков делать моральный выбор в жизненных ситуациях;

●воспитание ответственности за сделанный выбор, за свои поступки;

● развитие потребности постоянного морального самоусовершенствования.

В области интеллектуального воспитания:

● усвоение обязательного минимума практических и мировоззренческих знаний;

● развитие познавательных сил, способностей и дарований учеников;

удовлетворение запросов, потребностей обучаемых;

развитие потребности учиться, постоянно пополнять свои знания.

В области физического воспитания:

● понимание связи между телесным и духовным;

● укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию;

● формирование потребности постоянно следить за своим физическим и духовным развитием.

В области трудового воспитания:

● понимание назначения человека, смысла и направленности его труда;

● формирование привычки много и настойчиво работать;

● привитие ответственного отношения к работе;

● воспитание готовности несколько раз поменять работу на протяжении жизни.

В области эмоционального воспитания:

● формирование представлений о связи духовного и эстетического;

● привитие навыков гуманного отношения к людям;

● развитие готовности прийти на помощь;

● воспитание культурного поведения;

● формирование небезразличного отношения к жизни;

● развитие эстетических чувств, вкусов.

В области экологического воспитания:

● формирование представлений о вечной гармонии человека с природой;

● приобретение необходимых знаний об окружающей среде;

● воспитание ответственности за свои поступки по отношению к природе;

● формирование готовности прийти на помощь природе;

В области правового воспитания:

● развитие представлений о духовных началах власти, законов;

● усвоение необходимого объема правовых знаний;

● формирование ответственного отношения к своим обязанностям;

● развитие навыков уважения прав и свобод других людей.

В области полового воспитания:

● понимание духовного смысла продолжения жизни;

● воспитание ответственности за свой выбор и свои поступки;

● воспитание ответственности за свою семью и будущих детей.

В области экономического воспитания:

● развитие представлений о духовном смысле жизни, ее материальной стороне, о превалировании духовного над материальным;

●усвоение знаний о действии экономических законов;

●формирование правильных оценок себя, своих возможностей, своего места в жизни;

● привитие навыков планирования карьеры, профессионального роста.

В области политического воспитания:

● овладение знаниями о политической системе государства;

● формирование патриотизма, чувства ответственности перед обществом;

● формирование готовности делать взвешенный политический выбор;

привитие навыков жизни и поведения в гражданском обществе.

В области гражданского воспитания:

● понимание ведущей идеи, объединяющей людей в многонациональном и поликультурном обществе;

● принятие гражданственности как общего для всех закона жизни;

● овладение знаниями о гражданском обществе;

● подготовка к жизни в гражданском обществе.
6.4. Целевые комплексные программы для планирования

воспитательной работы в классе

«Здоровье»

Цели и задачи:

  1. Помочь ребенку познать свой организм и научить поддерживать его в здоровом состоянии.

Совместно с родителями при консультации врача выработать оптимальный для данного подростка режим жизни и работы в школе, дома в соответствии с егоиндивидуальными особенностями и состоянием здоровья.

Научить восстанавливать умственную работоспособность, преодолевать утомление с помощью физкультурных минуток.

Помочь педагогам и воспитанникам овладеть методами релаксации (расслабления), точечного массажа и самомассажа.

Стремиться к соблюдению обучающимися правил личной и общественной гигиены.

Проводить занятия с подростками и детьми, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Возможные формы деятельности классного руководителяпо обеспечению здоровья воспитанников:

- знакомство и изучение семьи, выяснение наследственных и хронических заболеваний ребенка;

- изучение здоровья ребенка с помощью медицинских карт, консультаций у сельского врача;

- изучение психического состояния ребенка, особенностей его характера, темперамента с помощью тестирования и гороскопа для детей;

- составление совместно с родителями, учителем физкультуры и врачом личной программы питания, закаливания, дыхательных и физических упражнений для каждого подростка;

- оказание помощи обучающимся в разработке и организации режима жизнедеятельности;

- изучение классными руководителями, педагогами и администрацией школы (и развитие подобной потребности у подростков) литературы по точечному массажу, самомассажу, релаксации, рецептов народной медицины;

- с помощью учителя физкультуры разрабатывать физические упражнения для физкультминуток и подвижных игр на больших переменах.

В работе с классным коллективом желательно:

- проведение бесед о режиме, самоорганизации детей, обучение подростков точечному массажу, рецептам народной и нетрадиционной медицины, овладение методами релаксации («пельминга»), проведение на уроках и переменках физкультминуток;

- проведение бесед о личной и общественной гигиене, стремление к соблюдению ее каждым воспитанником;

- ведение антиалкогольной и антиникотиновой пропаганды, разъяснение социальных и физиологических последствий наркомании;

- проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев с детьми, травм и венерических заболеваний;

- обучение способам доврачебной помощи, оказанию первой медицинской помощи при несчастных случаях и травмах;

- организация и проведение спортивных соревнований, экскурсий на природе, походов в выходные дни и многодневных туристических комбинированных путешествий, подвижных игр в классе и на свежем воздухе, спортивных семейных праздников;

- рассмотрение вопросов, связанных с установлением лимита времени на выполнение домашней работы, с дозировкой домашнего материала, количества письменных работ, корректировкой учебных программ.

«Учение»

Основные цели и задачи:

1. Формировать познавательные интересы школьников.

2. Расширять кругозор во внеурочное время.

3. Оказывать помощь ученику, имеющему проблемы в знаниях.

4. Изучение индивидуальных особенностей ученика.

Направления деятельности, которые может выбрать классный руководитель:

  1. По возможности изучения работы учащихся на уроке путем посещения занятий, наблюдения за детьми.

2. Выявление учебных возможностей и затруднений ученика:

- особенности мышления, умение выделять главное, его самостоятельность;

- умение рационально планировать свою учебную деятельность;

- отношение к учению;

- интересы, склонности;

- осознание необходимости учебной деятельности;

- работоспособность;

- уровень ЗУН;

- мотивы, необходимые для улучшения качества обучения.

3. Выявление причин отставания в учебе:

- состояние здоровья;

- отсутствие бытовых условий;

- проблемы в знаниях;

- недостатки преподавания;

- отсутствие интереса к предмету;

- отсутствие определенных учебных навыков;

- отсутствие внимания, воли;

- особенности мышления.

4. Организация совместной работы с учителями-предметниками, завучем («малые педсоветы»).

5. Организация консультативной помощи по предметам нуждающимся в ней ученикам.

6. При работе с классным коллективом желательны:

- организация познавательных бесед и игр (заочные путешествия, викторины);

- организация экскурсий в музеи, театры с последующим обсуждением;

- проведение диспутов, помогающих развивать диалогическое мышление, нащупывать свой взгляд на мир, выдвигать необычные гипотезы;

- обучение диалогу на уроке, что способствует подготовке детей к творческому труду.

«Общение»

Основные цели и задачи:

  1. Стремиться войти в среду общения детей, понять положение каждого в ней.

2. Научиться корректировать отношения между людьми и подростками.

3. Помочь детям в обретении культуры общения, культуры поведения.

4. Стремиться научиться самим и научить детей быть этичными по отношению к другим.

Направления деятельности по программе «Общение», которые могут выбрать классные руководители.

1.Право участия в общешкольных делах и в работе вне школы:

- дружба с параллельным классом, со старшими и младшими учащимися;

- участие в общешкольных мероприятиях: праздниках, походах, вечерах;

- постижение общечеловеческих ценностей (жизнь, мама, Родина, семья, природа) на уроках и во внеурочное время.

2. Право участия в работе интерштаба «Глобус»:

- переписка с ровесниками из ближнего и дальнего зарубежья;

- встречи с интересными людьми;

- организация различных акций милосердия, благотворительных концертов;

- турпоходы, экскурсионные поездки по России и странам Содружества Независимых Государств.

3. На основе личностно-ориентированного подхода желательна индивидуальная работа классных руководителей и других воспитателей по следующим направлениям:

- изучение ребят: их взаимоотношения, проблемы в общении;

- изучение стилей взаимоотношений родителей с детьми, положение ребенка в семье;

- проведение тестирования и социометрии, выявляющих взаимоотношения ребят в классе, «лидеров» и «героев» класса, индивидуальные черты характера ребенка, его проблемы в общении;

- создание условий для коррекции отношений ученика с товарищами, взрослыми, родителями;

- создание условий для самоутверждения ребенка в коллективе.

4. При работе с классным коллективом можно использовать:

- формирование у детей коммуникативной культуры, создание благоприятного психологического климата в классе, семье;

- проведение «огоньков», походов, вечеров отдыха, направленных на развитие речи, способности эмоционально отзываться на переживания товарищей и других людей;

- проведение практикумов по этикету, где бы ребята учились адекватному стилю и тону общения, правилам и культуре поведения в обществе;

- проведение тренингов по общению;

- проведение бесед и дискуссий, лекций по общению; изучение книг Д. Карнеги, принципов и способов общения с людьми, предложенных им.

«Досуг»

Основные цели и задачи:

  1. Создать зону отдыха для восстановления физических и духовных сил.

2. Развитие способностей и интересов.

3. Свободное обращение с замечательными людьми. Особенности сферы досуга:

а) Форма и содержание досуга не навязываются школьникам, а добровольно выбираются ими.

б) Досуговая деятельность строится на принципах самоуправления, ребята сами выступают организаторами своего досуга.

в) Разумно чередуются нагрузки и формы организации досуга (от шумной дискотеки к спокойному общению школьников в кругу).

Индивидуальная работа классного руководителя в этом направлении может включать:

- изучение потребностей ребят, их интересов;

- выявление заинтересованности детей в занятиях тех или иных секций или кружков;

- стремление узнать, какая нужна помощь детям.

Эту информацию классный руководитель получает от родителей, от руководителей кружка, секции, клуба, от самого ученика, от школьного психолога (путем тестирования, выявления его интересов, желаний), от товарищей по классу и друзей.

Изучив индивидуальные интересы ребят, классный руководитель стремится помочь ученикам в решении их проблем.

В работе с классным коллективом классный руководитель стремится:

- проводить работу по организации досуга вместе с ребятами таким образом, чтобы она была разнообразной и значимой для ребят, направленной на формирование культуры проведения досуга, культуры общения, культуры труда;

- расширять познавательный и культурный кругозор учащихся (экскурсии, предметные вечера, встречи, диспуты, конкурсы, посещение кино, театров);

- участвовать в общественно-значимой деятельности (экология, охрана памятников);

- укреплять здоровье – по желанию воспитанников организовывать спортивные праздники, игры, соревнования, туристические походы, экскурсии в лес, парк, за пределы села, на берег реки, моря;

- укреплять семейные связи. По желанию ребят создавать семейные клубы, кружки, организовывать праздники, семейные беседы, вечера отдыха;

- способствовать изучению обычаев, обрядов (участие в народных праздниках, организация кружков народной игрушки, рисунка, традиций; историческое краеведение, беседы);

- предлагать воспитанникам участвовать в национальных государственных праздниках, поисковой работе;

- по желанию ребят организовывать коллективную творческую деятельность класса (творческие дела, «коммунарские сборы»);

- исходя из потребностей и желаний детей, организовывать добровольную и трудовую деятельность с элементами экономической целесообразности, предлагать участие в ученических кооперативах, кружках технического творчества «Умелые руки», «Сделай сам», в работе летних трудовых лагерей;

- создавать условия для творческой самореализации в организации спортивной, художественной, технической деятельности.

Участие в общешкольных и районных делах:

- классному воспитателю желательно не изолировать свой класс от школьной жизни, так как это может привести к групповому эгоизму;

- актив класса может работать в содружестве с органами общешкольного самоуправления;

- классный коллектив может участвовать в разработке общешкольных мероприятий, экскурсионной, туристической работе;

- классный коллектив может участвовать в общешкольных праздниках, трудовых акциях, районных мероприятиях.

Досуговая деятельность класса осуществляется как часть целого – всей воспитательной работы; она тесно связана с организацией здоровья, общения, учения.

«Образ жизни»

Цели программы:

  1. Стремление обновить работу с родителями, добиваться реализации того, чтобы в основу этой работы лег вопрос о культуре общения между поколениями, о престиже народных традиций в воспитании.

2. Направить усилия родителей на помощь своему ребенку стать полноценным человеком.

3. Помочь в организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей.

4. Способствовать повышению педагогической культуры родителей.

5. Помочь родителям в воспитании нравственности школьников.

Задачи программы:

  1. Социальная защита и охрана детства.

2. Стремиться формировать нравственную личность школьника.

3. Помогать в умственном развитии ребенка, создавать условия для развития способностей, дарований учащегося.

4. Стремиться дать каждому школьнику базовое образование и культуру – культуру жизненного самоопределения, культуру семейных отношений, экономическую культуру и культуру труда; политическую и демократическую культуру, культуру правовую, интеллектуальную, нравственную и культуру общения; экологическую, художественную и культуру физическую.

Администрация школы, педагоги, воспитатели стремятся использовать в своей работе следующие формы:

- изучение семьи, бытовой атмосферы школьника (бытовые условия, моральный климат в семье, взаимоотношения в семье между ее членами; семья полная и неполная, материальная обеспеченность; здоровье детей, их нравственность; учеба детей, режим школьника, его окружение). Проведение анкетирования в классах, подведение итогов, выводы по каждому классу;

- изучение влияния предметно-эстетической обстановки на школьника в классе, в школе и вне ее;

- создание красивой, уютной обстановки в классе, стиль оформления класса, налаживание самообслуживания, дежурства;

- проведение бесед с детьми о здоровом образе жизни, о ценностях подлинных и мнимых; дискуссии о несправедливостях, эгоизме и равнодушии детей.

По желанию воспитанников и их родителей администрация и классные руководители используют следующие формы:

- организация занятий с родителями по проблеме «Методы семейного воспитания»;

- проведение с заинтересованной группой учащихся в классе интеллектуальных, развивающих и деловых игр;

- организация совместных праздников «Дети и родители», спортивных соревнований «Папа, мама и я – дружная семья», агитбригады «Отцы и дети»;

- проведение с заинтересованными ребятами и их родителями туристических походов и экскурсий. Совместно с работниками сельского районного Дворца культуры администрация и классные руководители стремятся:

- создать условия для организованного культурного досуга детей и подростков;

- организованно проводить совместные вечера, праздники;

- выявлять заинтересованность подростков в посещении кружков филиалов районной музыкальной и художественной школ, создавать условия для занятий детей и подростков в кружках и секциях. Совместно с инспектором по работе с молодежью, участковыми инспекторами администрация школы и классный руководитель:

- выявляют группы риска среди подростков и молодежи;

- обеспечивают правопорядок в селе;

- проводят совместные мероприятия по правовой и социальной защите детства.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
написать администратору сайта