Навигация по странице:
|
4.Горбунов Л.М. Практическая педагогика. Практическая педагогика учебное пособие
Глава 4
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
4.1. Понятие педагогического проектирования
Термин «проектирование» пришел в педагогику из технического знания, где он означает «создание опережающей проекции того, что затем должно быть создано» (схема 5). Необходимость проектирования педагогической деятельности появилась в связи с усложнением и расширением ее содержания.
Теория и практика педагогического проектирования имеет свою историю и свои источники. Ее начало было положено в конструкторских дисциплинах – теории решений, сетевом планировании, эргономике, технической эстетике и других, построенных по схеме «человек – техника – цель». Другим источником педагогического проектирования является сама педагогика.
Проблем проектирования касались многие известные педагоги. Так, А.С. Макаренко был убежденным сторонником проектирования в человеке всего лучшего, формирования сильной, богатой натуры. В.А. Сухомлинский в понятие «проектирование» вкладывал умение выстраивать педагогический процесс. В.В. Краевский утверждает, что вся научная работа в области педагогики в известном смысле есть работа по обоснованию педагогических проектов, составляющей которой является педагогическое проектирование.
В настоящее время под педагогическим проектированием понимается компонент педагогической деятельности, осуществляемой в условиях образовательного процесса и направленной на предвидение педагогом его эффективного функционирования и развития.
Педагогическое проектирование является не менее значимой функцией педагога наряду с организаторской, гностической, коммуникативной и др. По данным исследования, на выполнение проектирования педагог профессионального обучения затрачивает около 28 % своего рабочего времени.
Функции педагогического проектирования
Функции педагогического проектирования разнообразны: повышение эффективности педагогического процесса; технологизация образовательного процесса; связующее звено между педагогической теорией и практикой; прогнозирование развития образования.
Благодаря проектированию образовательный процесс становится более технологичным. Овладение процессом проектирования помогает педагогу не только изменять устаревшие, но и создавать новые технологии.
Педагогические проекты (прежде всего, модели) – это эффективное средство научного познания педагогической деятельности путем сравнения идеальной модели с педагогической практикой. На основе проектирования можно
Схема 5. Педагогическое проектирование, его источники и функции
дать научно обоснованный прогноз развития образовательного процесса в будущем. Проектирование служит связующим звеном между педагогической теорией и практикой. Оно позволяет рационально использовать все средства образовательного процесса, в том числе и интеллектуальный потенциал педагога.
Основой для педагогического проектирования служит педагогическая теория; в свою очередь, проекты позволяют совершенствовать педагогическую практику.
4.2. Объекты педагогического проектирования
Основные объекты педагогического проектирования: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации, а также педагогические технологии, образовательно-пространственная среда (таблица 4).
Таблица 4
Объекты педагогического проектирования
Этапы
педагогического проектирования
|
Объекты педагогического проектирования
|
Педагогические
системы
|
Педагогические
процессы
|
Педагогические
ситуации
|
1.Педагогическое моделирование
|
Законы, уставы, концепции, положения и др.
|
Теоретические взгляды, установки, учебные программы и др.
|
Мысленно-чувственные формы: мечта, стремления, представления, личный дневник педагога и др.
|
2.Педагогическое проектирование
|
Квалификационные характеристики, профессиограммы, учебные планы, учебные программы, штатные расписания, должностные инструкции и др.
|
Расписания, графики контроля, графики межпредметных связей, требования к урокам, поурочно-тематический план и др.
|
Конспекты уроков, планы уроков, методические рекомендации, учебные пособия и др.
|
3.Педагогическое конструирование
|
Правила внутреннего распорядка, планы учебно-воспитательной работы, планы организации работы клубов, кружков и др.
|
Конспекты уроков, планы уроков и другие формы, сценарии, модели наглядных пособий, учебники, учебные пособия и др.
|
|
Педагогические системы, как объекты проектирования – это сложные образования, состоящие из разнокачественных компонентов: педагоги, обучающиеся, материально-технические предметы, процессы и др. Исходя из их масштабов, выделяют следующие виды педагогических систем:
● малые – подсистемы образовательного учреждения: учебная, воспитательная, методическая и др.;
● средние – деятельность образовательного учреждения в целом;
● большие – система образования города, района, области;
● супербольшие – системы образования регионов, республик, стран.
К особым педагогическим системам относятся субъекты образовательного процесса. Ведущим звеном в педагогической системе является личность воспитанника.
Педагогический процесс проектируется с целью объединить в единое целое задачу, содержание, методы, формы, средства, способствующие развитию воспитанников и педагогов в их непосредственном взаимодействии.
Педагогическая ситуация как объект проектирования существует в рамках педагогического процесса и является составной частью этого процесса, характеризующей его состояние в определенный момент. Педагогические ситуации могут возникать случайно или конструироваться специально. Проектируются они с целью конкретизации педагогического процесса с учетом реальных условий.
Педагогические технологии, являясь объектом проектирования, определяют последовательность действий педагога с использованием различных методов, форм и средств.
Проектирование образовательно-пространственной среды осуществляется для создания новых типов учебных помещений, их оборудования и оформления.
4.3. Формы педагогического проектирования
Формы педагогического проектирования – это документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических ситуаций. Основные формы педагогического проектирования:
● квалификационные характеристики, профессиограммы, учебные планы, учебные программы, штатные расписания, должностные инструкции;
● расписания, графики учебного процесса и контроля, требования к урокам, научно-тематические планы, планы и конспекты уроков, сценарии, модели наглядных пособий, учебники, учебные пособия, методические рекомендации;
● правила внутреннего распорядка, планы учебно-воспитательной работы, планы кружков, секций и др.
Выбор формы проектирования зависит от того, какой этап избран и какое их количество предстоит пройти. Любая форма проектирования должна быть целесообразной, соответствующей особенностям и возможностям учащихся и педагогов. Каждому объекту и ступени проектирования присущи свои формы, их число и даже они сами могут меняться (таблица 5).
Таблица 5
Формы педагогического проектирования для различных объектов
Функции
профессионально-педагогической
деятельности
|
Объекты проектирования
|
Формы проектирования
|
Обучающая функция
|
Общеобразовательный, общекультурный, общепрофессиональный, предметный циклы дисциплин.Теоретическое и практическое обучение
|
Государственные образовательные стандарты. Учебные планы и программы.
|
Воспитывающая функция
|
Учебная и внеучебная деятельность обучающихся.
|
Концепции, комплексные планы воспитательной работы. Рабочие программы. Планы учебных занятий. Планы работы кружков, клубов по интересам и др.
|
Развивающая функция
|
Потребностно-мотивационная, когнитивная, эмоционально-волевая, операционно-практическая сфера личности.
|
Те же
|
Производственно-технологическая функция
|
Учебно-материальная база
|
Должностные инструкции. Квалификационные характеристики. Профессиограммы.
|
Организаторская
функция
|
Учебно-познавательная, научно-исследователь-ская, трудовая, досуговая и другие виды деятельности обучающихся.
|
Индивидуальные учебные планы преподавателей.
|
Диагностическая
функция
|
Уровень общего и профессионального развития обучающихся.
Образовательный процесс в учебном заведении.
|
Диагностические карты, профессионально-педагогические характеристики обучающихся.
|
Методическая функция
|
Образовательный процесс в учебном заведении.
|
Учебные и рабочие планы. Планы работы методических объединений, кафедр, факультетов.
|
Рассмотрим две формы проектирования, которые приняты сейчас в нашей системе образования.
Концепция– совокупностьтеоретических представлений о процессе, его целях, принципах, содержании, методах, формах, а также о материально-техническом и учебно-методическом обеспечении как условиях достижения поставленных целей.
Любая педагогическая концепция процесса включает в себя описание предполагаемой технологии обучения и внеучебной деятельности учащихся.
Концепции педагогического процесса чаще всего существуют в форме теорий или теоретических взглядов (теория развивающего обучения, информационная теория обучения), а также как составная часть концепций систем, в рамках которых тот или иной процесс создается.
Для педагогических ситуаций и их разрешения концепции не создаются, но это не значит, что их нет. Они присутствуют в мысленно-чувственной форме (мечты, стремления, представления).
Мечта – это образ, создаваемый нашим воображением. Мечта – это эмоциональная способность к проектированию человеком будущего. Мечта, как правило, связывается с высокими нравственными устремлениями. Мечта становится исходной точкой любой модели, проекта или конструкции. Мечта – это рабочая гипотеза, проектируемая гипотеза.
План – это документ, в котором дается перечень дел (мероприятий), порядок и место их проведения. Планы в процессе проектирования используются очень широко: учебный план, план учебно-воспитательной работы школы, план урока и др. Каждый из этих планов имеет свое назначение и свою структуру. Так, учебный план является проектом, в котором дается общий перечень учебных дисциплин, объем часов, отводимых на их изучение, порядок изучения дисциплин.
Поурочно-тематический план – это проект педагогического процесса. Он составляется по одной из дисциплин и включает перечень тем, задачи их изучения, количество отводимых на темы часов, межпредметные связи, методическое обеспечение.
План урока – это координированная система задач урока и перечень основных действий педагога и учащихся по освоению содержания учебного материала.
4.4. Технология педагогического проектирования
Проектирование педагогических систем, процессов и технологий – сложная и многоступенчатая деятельность. В.С. Безрукова выделяет три этапа педагогического проектирования.
1 этап. Педагогическое моделирование – разработка условного идеального образа проектируемого объекта, который отражает существенные черты оригинала. Модели бывают описательными, графическими или гипотетическими. В них отражаются педагогические цели, задачи, условия эффективности, структурные компоненты объекта, способы его функционирования.
2 этап – создание проекта. На этом этапе модель доводится до уровня ее использования в педагогической деятельности.
3 этап – конструирование – еще более детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям. На этом этапе решаются в основном методические задачи.
Вариант этапов проектирования представлен в таблице 6.
Основными принципами педагогического проектирования являются:
● принцип личностных приоритетов – ориентация на личность воспитанника, учет его интересов, способностей и возможностей. В проекте должны быть реализованы такие общепедагогические принципы, как гуманность и
природосообразность;
● принцип саморазвития, который означает создание педагогических объектов динамичными, гибкими и способными к изменениям;
● принцип реальности означает проектирование таких объектов, которые можно реально воплотить на практике.
Таблица 6
Этапы проектирования
Этап
|
Деятельность
субъектов проекта
|
Смысл действий
|
Цели педагога
|
Определение проблемы
|
1. Педагог создает проблемную ситуацию.
2. Ученики выявляют проблему и вытекающие из нее задачи проекта.
|
1. Описание ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем соответствующей тематики.
2. Обсуждение проблемы и задач проекта.
|
Развитие речевой деятельности, развитие умения анализировать факты, выявлять суть проблемы.
|
Выдвижение гипотезы, решения проблемы
|
1. Педагог участвует в обсуждении.
2. Ученики выдвигают свои гипотезы, обсуждают их, приходят к единому мнению.
|
Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы, обсуждение и обоснование каждой гипотезы, обсуждение методов проверки гипотез, обсуждение источников информации.
|
Развитие умения вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, аргументировать свою точку зрения, умения находить компромисс, умения лаконично излагать свою мысль.
|
Организация (планирование) хода проекта
|
1. Педагог корректирует предлагаемый учениками план проекта.
2. Ученики планируют работу, распределяют между собой обязанности и части работ.
|
1. Помощь в рациональном планировании проекта.
2. Разбиение хода проекта на части, выявление последовательности их выполнения, обсуждение предполагаемых результатов и их оформления.
|
Развитие умений:
– работать с информацией, с текстом, фактами, разнообразным справочным материалом;
- использовать информационные возможности компьютеров и информационных сетей;
- приобретение опыта участия в коллективно-распределенной деятельности.
|
Реализация
проекта
|
1. Педагог управляет реализацией.
2. Ученики выполняют свою задачу.
|
1. Сопровождает деятельность каждого ученика, оказывает содействие при необходимости.
2. Работают в группах над поиском фактов, аргументов.
|
Развитие умения групповой работы, четкого и своевременного выполнения своей задачи.
|
Оформление результатов
проекта
|
1. Педагог участвует в обсуждении.
2. Ученики оформляют проект.
3. Учитель участвует в выборе способов оформления.
|
1. Советует по вопросу оформления, дизайна.
2. Описание проекта, оформление исследования в виде диаграмм, графиков, иллюстраций.
|
Развитие творческого отношения к оформлению работы, создание ситуации необходимости применения компьютерных технологий.
|
Рефлексия
|
1. Педагог участвует в дискуссии.
2. Ученики оценивают результаты проекта и сравнивают с предполагавшимися результатами, в случае несоответствия выясняют причины.
|
1. Помогает дать оценку результату проекта.
2. Выяснение необходимости доработки проекта.
|
Развитие рефлексивных умений – анализировать результат своей работы, оценивать, выявлять причины удачи или неудачи.
|
В процессе проектирования педагог совершает определенные действия. Примерный порядок действий при педагогическом проектировании представлен в таблице 7.
Таблица 7
Примерный порядок действий при педагогическом проектировании
Этапы работы
|
Действия
|
Подготовительная работа
|
1. Анализ объекта проектирования
|
2. Выбор формы проектирования
|
3. Теоретическое обеспечение проектирования
|
4. Методическое обеспечение проектирования
|
5. Пространственно-временное обеспечение проектирования
|
6. Материально-техническое обеспечение проектирования
|
7. Правовое обеспечение проектирования
|
Разработка
проекта
|
8. Выбор системообразующего фактора
|
9. Установление взаимозависимости компонентов
|
10. Написание проектной документации
|
Проверка
качества
проекта
|
11. Мысленное экспериментирование применения проекта
|
12. Экспертная оценка проекта
|
13. Корректировка проекта
|
14. Принятие решения об использовании проекта
|
Анализ объекта проектирования предполагает, прежде всего, рассмотрение его структур, состояния каждой из них в отдельности, а также связей между ними. В ходе анализа с точки зрения требований к объекту выявляются слабые стороны и недостатки проекта.
Как было отмечено, формы педагогического проектирования – это документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических ситуаций. Теоретическое обеспечение проектирования – это поиск информации:
а) о деятельности подобных объектов в других местах;
б) об опыте проектирования подобных объектов другими педагогами;
в) о теоретических и эмпирических исследованиях влияния на человека педагогических систем и процессов, а также того или иного решения педагогических ситуаций.
Методическое обеспечение проектирования включает создание инструментария проектирования: заготовление схем, образцов документов и т.д.
В процессе проектирования следует добиваться достаточно полной материально-технической обеспеченности педагогических систем, процессов, ситуаций, концентрации их на главных направлениях деятельности, мобильного использования средств, их рационального сочетания, взаимозаменяемости, взаимодействия.
Правовое обеспечение проектирования – это создание юридических основ или их учет при разработке деятельности учащихся и педагогов в рамках систем, процессов или ситуаций.
Использование системообразующего фактора необходимо для создания целостного проекта, обеспечения взаимосвязи всех его составных частей. Установление взаимозависимости компонентов является центральной процедурой проектирования.
Составление проектного документа, как правило, проводится с учетом соответствующего общепринятого алгоритма.
Мысленное экспериментальное применение проекта – это проигрывание в уме созданного проекта в действии. Мысленно представляются все особенности его проявления на практике, влияние на участников и последствия этого влияния.
Экспертная оценка – это проверка созданного проекта сторонними специалистами, а также людьми, заинтересованными в его реализации. С помощью такой экспертизы создается независимая характеристика проекта.
Корректировка проекта производится после экспериментирования и широкой экспертной оценки.
Результатом педагогического проектирования является педагогический проект, который может быть представлен в виде педагогической системы, системы управления образованием, теоретической модели педагогического процесса, системы методического обеспечения педагогического процесса и др.
Процесс проектирования представляет собой деятельность по созданию проекта, которая называется проектировочной деятельностью. Психологическими компонентами этой деятельности являются потребность, мотив, цель, объект, средства, результат. Чтобы успешно осуществлять проектировочную деятельность, педагогу нужно обладать проектным мышлением, т.е. уметь видеть, понимать, анализировать, сравнивать, моделировать, прогнозировать явления педагогической деятельности. Мышление современного педагога должно быть гибким, критичным, динамичным, способным к саморазвитию, открытым новому, способным находить нестандартные решения и варианты. Вместе с тем новое педагогическое мышление – это мышление технологическое, направленное на проектирование педагогических объектов.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что представляет собой педагогическое проектирование?
2. Каковы объекты педагогического проектирования?
3. Отчего зависит выбор форм педагогического проектирования?
4. Что такое «экспертная оценка проекта»?
5. Что такое «мысленное экспериментирование применения проекта»?
4. Охарактеризуйте технологию педагогического проектирования.
Задание 1. Составьте логико-структурную схему по теме: «Педагогическое проектирование».
Задание 2. Разработайте план-проект воспитательного дела (тема по выбору). Примерный алгоритм плана показан ниже.
План-проект воспитательного дела
Тема ВД: «Календарь международных экологических акций»
Возраст воспитанников: младшие подростки (5-6-е классы).
Направление воспитания: экологическое.
Цель ВМ: продолжить воспитание экологической культуры подростков посредством знакомства с Календарем международных экологических акций.
Задачи ВМ:
- образовательные: расширить объем знаний воспитанников посредством их знакомства с содержанием экологических дат Календаря международных экологических акций;
- воспитательные: продолжить воспитание бережного, ответственного отношения подростков к природе на основе знакомства с содержанием страниц Календаря международных экологических акций;
- развивающие: развитие навыков работы с текстами экологического содержания Календаря международных экологических акций.
Оборудование: Календарь международных экологических акций; магнитофон с фонозаписями: голоса природы (шум ветра, голоса птиц, прибой); проектор (слайды «Мира природы»).
Основные этапы проведения ВМ
Этапы
|
Задачи
|
Содержание
|
Методы
|
Средства
|
|
|
|
|
|
Литература
Основная
1. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512с.
2. Педагогические технологии [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духавнева, В.С. Кукушин, Г.В. Сучков; под общ. ред. В.С. Кукушина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.; Ростов н/Д: МарТ, 2004. – 334с.
3. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе [Текст] / под ред. Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова. – М.: Просвещение, 1994. – 278с.
4. Седова, Н.Е. Основы практической педагогики [Текст] / Н.Е. Седова. – М.: Сфера, 2008. – 192с.
5. Управление качеством образования [Текст]: практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 442с.
Дополнительная
1. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.; Ростов н/Д: МарТ, 2005. – 448с.
2. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]. В 2 т. Т. 1. А-М / гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. – 607с.
3. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]. В 2 т. Т. 2. М-Я / гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. – 670с.
4. Энциклопедия профессионального образования [Текст]. В 3 т. Т. 1. А-Л / под ред. С.Я. Батышева. – М.: АПО, 1998. – 568с.
5. Энциклопедия профессионального образования [Текст]. В 3 т. Т. 2. М-П / под ред. С.Я. Батышева. – М.: АПО, 1999. – 440с.
|
|
|