Главная страница
Навигация по странице:

практикум по культурологии ситниченко. Практикум для студентов пояснительная записка



Скачать 0.77 Mb.
Название Практикум для студентов пояснительная записка
Анкор практикум по культурологии ситниченко.doc
Дата 26.04.2017
Размер 0.77 Mb.
Формат файла doc
Имя файла практикум по культурологии ситниченко.doc
Тип Практикум
#3921
страница 1 из 11
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В условиях совершенствования в России демократического общества, к высшей школе при подготовке специалистов предъявляются особые требования. В образовательном процессе возрастает роль гуманитарной составляющей, которая способствует формированию твердых мировоззренческих устоев личности. Поиска альтернативы постмодернистской бездуховности современного общественного сознания – одна из наиболее актуальных задач в работе со студентами.

Среди гуманитарных дисциплин свое место заняла и культурология – собственно наука о культуре. Понятие «культура», на первый взгляд простое и доступное, скрывает в себе множество значений и смыслов, являясь, на самом деле, чрезвычайно сложным для осмысления и толкования. Обыденное представление о культуре, характерное для обывателя фрагментарно, излишне категорично в выводах и непоследовательно. Обычно под культурой понимают следующие ее частные проявления: культуру поведения, культуру быта, образованность и воспитанность человека, художественную культуру, культуру разных народов. Сложность феномена культуры в целом охватывается понятием культуры, которое формулируется в культурологии.

В наши дни существует более тысячи определений культуры. Следовательно, культурология – это динамично развивающаяся система знаний призванная по мере возможности восполнять недостаточность школьного обучения и отсутствие традиций классического гуманитарного образования. Как учебная дисциплина, кульутрология призвана сформировать устойчивый ценностный стандарт у каждого человека. Он основан на единстве воспитания, образования и образа жизни.

Культурологическое образование призвано готовить молодежь к целостному пониманию мира и активному его преобразованию, способствовать осмыслению его как совокупности культурных достижений человеческого общества, взаимопониманию и продуктивному общению представителей различных культур. В ходе обучения по культурологии студенты должны получить представление о многообразии и самоценности различных культур, уметь ориентироваться в культурной среде современного общества, быть способным участвовать в диалоге культур.

Специалисту инженерно-технического профиля в соответствии с государственными стандартами культурологической подготовки следует знать:

а) исходные понятия и термины культурологии;

б) важнейшие школы и концепции мировой и отечественной культурологии;

в) характеристики основных этапов развития культуры в истории общества;

г) общекультурологическую историю России и культуры населяющих её народов;

д) умение ориентироваться в культурологической художественно-эстетической и нравственной проблематике и вести себя в жизни в соответствии с требованиями, предъявляемыми к культурной, интеллигентной и профессионально грамотной личности.

Кроме того к выпускникам ЮУрГУ предъявляются дополнительные требования:

- уметь разбираться в диалектике межнациональных социально-культурных отношений и проблемах взаимодействия этнокультур;

- знать основные памятники культуры края, биографии его выдающихся представителей, достижения в различных сферах развития региона и их влияние на культурный рост;

- иметь представление о межконфессиональных и национально-религиозных отношениях в регионе, владеть навыками сравнительного религиоведческого анализа;

- знать основы и отличительные особенности культуры инженера, место и роль техники в культурно-историческом развитии общества и личности;

- знать основы теории творчества и культуры профессионального мышления;

- знать основы культуры и этики предпринимательства, менеджмента и делового общения.
В изучении культурологии выделяются следующие блоки:

1. Теоретический.

В ходе его освоения студенты должны получить представление об основных теориях культуры (предмет, основные понятия, структура и функции культуры), а также о главных школах, направлениях, концепциях в культурологии. К ним следует отнести культурантропологию, «локальных цивилизаций», психологические концепции культуры, игровую и др.

2. Исторический: генезис и исторические этапы развития культуры.

Он включает два раздела – историю мировой культуры и культуры России и своего края. Студенту важно увидеть многообразие, “полифонизм” мировых культур. Отсюда возникает необходимость реконструкции многовариантного генезиса культуры, рассмотрение основных типов древних культур (Китай, Индия, Египет, Вавилон). На этом фоне выделяется своеобразие и уникальность европейской (античной) культуры.

В изучении второго раздела важно выявить собственную логику развития российской культуры, ее самобытность в сравнении с западной.

Задача исторического блока – обогащение студента как личности, достижение более высокого уровня развития его творческих сил. В этой связи предполагается давать материал наиболее полно характеризующий творческую ценность человека, уделять главное внимание явлениям, ценностям, достижениям во всех сферах жизнедеятельности, воплощающим те шаги в развитии человечества, которые сделаны усилиями наиболее одаренных и откликнувшихся на запросы своего времени его представителей. Также важно раскрытие закономерностей становления культурно-творческих характеристик личности, акцентирование внимания аудитории на духовном творчестве человека в области науки и техники. Эта цель отчасти реализуется в студенческих творческих работах.

3. Проблемный.

В этот блок включены актуальные проблемы развития культуры ХХ века, среди которых выделены культурологические аспекты глобальных проблем современности, социально-культурные последствия НТР, изменения места и роли культуры в развитии человечества, проблемы взаимодействия массовой и элитарной, социальной и экзистенциальной культуры. Особое внимание уделяется темам «Свобода и культура», «Культура и личность», проблемам формирования свободной универсальной творческой личности.

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования изучение культурологии предполагает выработку у студентов глубокого понимания сущности, структуры и функций культуры, умения оценивать современную социокультурную ситуацию. Для этого студент, завершивший изучение дисциплины “Культурология”, должен:

а) знать место культурологии в системе гуманитарных дисциплин, специфику ее объекта и предмета, основные разделы, историю формирования;

б) иметь представление об основных современных культурологических школах, направлениях и теориях;

в) понимать и уметь объяснить феномен культуры и цивилизации;

г) знать формы и типы культур и цивилизаций, основные культурно-исторические центры и регионы мира, историю и закономерности их функционирования и развития;

д) знать историю культуры и цивилизации России, понимать и уметь объяснить ее место в системе мировой культуры и цивилизации;

е) знать основы использования культурного наследия, приобрести опыт его активного освоения в регионе.

Разумеется, все знания и представления студента о культуре как социально-историческом явлении должны способствовать совершенствованию его мировоззрения, коррекции жизненных установок и ценностных ориентаций, росту его духовного, творческого потенциала.

Большинство предлагаемых в практикуме заданий не имеют однозначного ответа – возможны разные варианты ответов. Цель предлагаемого практикума – заинтересовать студентов, показать многообразный мир культуры, способствующий развитию ассоциативного мышления, формированию общечеловеческих ценностей и принципов гуманности.

Практикум состоит из девяти глав, соответствующих темам семинарских занятий учебно-методического комплекса «Культурология».

Сегодня существует множество учебников по дисциплине. Автор рекомендует следующие по его мнению:

Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/Под. ред. Проф. А.Н. Марковой. – 3-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

Культурология: История мировой культуры: Учеб. Пособие/Г.С. Кнабе, И.В. Кондаков, Т.Ф. Кузнецова и др.; Под ред. Т.Ф. Кузнецовой – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Культурология: Учеб. Для студ. техн. вузов/Колл. Авт.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Высш. Шк., 2002.

К каждой теме семинарского занятия приводится дополнительный список литературы. Данная литература имеется либо в библиотеке филиала ЮУрГУ, либо в библиотеках города. Студент может воспользоваться различными дополнительными источниками при выполнении соответствующего задания.

Приведенные темы не всегда соответствуют последовательности лекционного курса. Преподавателю предоставляется возможность, исходя из конкретных обстоятельств, выбрать тему занятий и его продолжительность.
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ТЕМА 1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ

ТЕМА 2 МИФ И РЕЛИГИЯ КАК ФОРМЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

ТЕМА 3 ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУР ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

ТЕМА 4 АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

ТЕМА 5 КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ И КИЕВСКОЙ РУСИ КАК ПРИМЕР

ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ТЕМА 6 КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

ТЕМА 7 ОСОБЕННОСТИ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ

ТЕМА 8 РУССКАЯ КУЛЬТУРА 19-20ВЕКОВ

ТЕМА 9 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ

ТЕМА1

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Основные понятия: культура, гуманизм, философия культуры, социология культуры, культурная антропология, культурная картина мира цивилизация, морфология культуры, субъект культуры, язык и символ культуры, культура личности, культура материальная, паидейя.
Вопросы семинара:

1. Культура:определение понятий, структура, формы и функции.

2. Культурология как наука. Основные этапы становления культурологии как научной дисциплины.

3. Основные культурологические концепции.

3. Предмет и объект культурологи, ее специфика.

Краткое пояснение к теме

Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия.

Происхождение термина связано с именем Уайта Лесли Алвина (1900-1975) - американского антрополога и культуролога. Позитивной чертой неоэволюционистской концепции Уайта является стремление обосновать характер культуры. Так, он утверждал понятие "культуры" как объективную категорию. Уайт подразделял культуру на три подсистемы: 1) технологическую (орудия производства, средства существования, материалы для постройки жилищ, средства для нападения и защиты и т. п.); 2) социальную (типы коллективного поведения); 3) идеологическую (идеи, верования, знания). В этой иерархии подсистем основной является технологическая, а остальные, производные от первой, вторичными. Уайт сформулировал общий закон развития культуры - культура движется вперед по мере того, как возрастает количество обузданной энергии на душу населения, или по мере того, как возрастает эффективность или экономия в средствах управления энергией, или то и другое вместе. В книге "Наука о культуре" (1949) он ввел в научный обиход понятие "культурология", которое органически вошло в понятийный аппарат гуманитарных и общественных наук. Уайт определил различие между социологией и культурологией: социология - наука о взаимодействии человеческих индивидов и обществ, формируемых этим взаимодействием, тогда как культурология изучает не взаимодействие человеческих индивидов, а элементы культуры (обычаи, институты, коды, технологии, идеологии и др.); следовательно, предмет культурологии - содержание общественной жизни.

Культурология выполняет интегративную функцию для различных систем гуманитарных знаний. В России культурология связана с искусством и просветительством, на западе с социологией и этнографией. Основные науки о культуре в Европе и Америке - социальная и культурная антропология, социология, структурная антропология, семиотика, постструктурная лингвистика (постмодернизм).

Объект познания культурологии - культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный в паттернах, традициях и нормах, обычаях, законах.

Предмет культурологии - изучение содержания, структуры динамики и технологий функционирования этого социокультурного опыта в ракурсах его генезиса. Предмет культурологии включает в себя исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей; исследование общества с точки зрения его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности; исследование содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи; исследование культуры как одной из технологий самоорганизации общества; исследование культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем. Главная цель культурологии – достижение культурного совершенства человека. Она и является наукой о конкретных и реальных путях достижения этой цели.

Развитие культуры сопровождалось становлением его самосознания. В мифах и преданиях народов, в учениях отдельных мыслителей содержатся догадки и идеи, выражающие стремление осознать, понять и оценить культуру как единый процесс. Такое развитие и выражение духовного, интеллектуального и эмоционального отношения к культуре можно назвать становлением культурологии. Можно выделить в нем несколько этапов:

1. Донаучный этап.

Он содержит в себе ранние стихийные догадки и представления о логичности и относительной завершенности, цикличности культурно-исторического процесса. Окончание этого этапа связано с возникновением науки Нового времени.

2. Научно-исторический этап.

Он продолжался до середины XIX века. На этом этапе еще нет четкого разграничения между развитием истории и культуры. Для него характерно стремление ученых понять культуру как целостное явление, построить единую картину культурного развития людей, найти общее основание истории.

3. Научно-философский этап

Исторический подход к культуре сохраняется и углубляется, и становится очевидным различие между историческим и культурным развитием. В целом это различие состоит в той мере, в какой замыслы и идеалы совпадают с результатами их деятельности. На этом этапе анализ культуры ведется в связи с воззрениями людей на историю, на культуру, на самих себя; устанавливается зависимость состояния культуры от этих воззрений, от состояния человека в культуре.

В XIX-XX веках стали складываться основные культурологические концепции:

1. Биологическое направление. Основной тезис или идея - замена изучения исторических факторов развития культур биологическими. При рассмотрении этого направления в исследовании культур отмечалась тенденция к отождествлению развития «организма» и культуры. В рамках биологического направления изучения культур (Л.Фробениус, А. Бастиан) ставился и исследовался важнейший для культурологии в целом вопрос соотношения природно-биологического и социокультурного в обществах, а также соотношения врожденного и приобретенного. Была также сформулирована проблема о наследуемости (или ненаследуемости) культурных стереотипов, моделей поведения. Высказывалось предположение о частичной наследуемости общеродового культурного опыта человечества. Антропологи, исследовавшие способы овладения культурой в различных типах обществ, склонялись к приоритету внешних, приобретаемых умений, навыков, моделей поведения.

2. Социально-психологическое направление. В трудах Г.Лебона, Г.Тарда поставлены проблемы психического заражения и внушения, сформулирован вопрос об управлении людьми в различных культурах.. В начале XX в. в изучении культур возникло еще одно явление – психоаналитическая концепция культуры. Этот подход к исследованию и теории культуры существуют и развиваются и сейчас. Психоаналитическая концепция до сих пор весьма распространена и употребляема для интерпретации самого широкого спектра явлений культуры. Несмотря на то, что с самого своего возникновения психоанализ как теория культуры был объявлен теорией-мифом и вульгарно биологизаторской концепцией, многие его положения применяются до сих пор в конкретных исследованиях культур.

3. Теория структурных миграций. Теория культурных миграций, концепция в антропологии, согласно которой культурные явления, однажды возникнув, многократно перемещаются, этим объясняется сходство культур или их отдельных элементов. Теория культурных миграций тесно связана с теорией культурных кругов и диффузионизмом. Распространение культурных элементов или культурных комплексов в пространстве осуществляется в результате миграций или смещений. Сменяющие друг друга во времени культурные круги образуют культурные слои. Вся история культуры – это история перемещения нескольких «культурных кругов» и их механического взаимодействия («напластование»).

4. Теория локальных цивилизаций. К числу наиболее представительных теорий цивилизаций относится, прежде всего, теория «локальных цивилизаций» А. Тойнби (1889-1975), который продолжает линию Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера. Его теория может считаться кульминационным пунктом в развитии теорий «локальных цивилизаций». Монументальное исследование А. Тойнби «Постижение истории» многие ученые признают шедевром исторической и макросоциологической науки. Английский культуролог начинает свое исследование с утверждения, что истинной областью исторического анализа должны быть общества, имеющие большую протяженность как во времени, так и в пространстве, чем национальные государства. Они называются «локальными цивилизациями».

5. Теория эволюционизма. Эволюционизм - направление в культурной антропологии, задающее теоретическую модель необратимых культурных изменений, называемую эволюцией, или развитием, применение которой позволяет оценить рассматриваемую культуру или культурную черту в соответствии с принятыми здесь критериями. В рамках эволюционизма (Э.Тайлор, Л. Морган, Дж. Фрэзер и др.) принята концепция эволюции, в рамках трех универсальных последовательно сменяющих друг друга периодов: дикость, варварство и цивилизация. Развитие идет по пути усовершенствования человеческого рода путем усложняющейся организации общества и человека. Человеческая культура в этих теоретических рамках рассматривается как совокупность процессов адаптации людей, организованных в общества, к их природному окружению. Эволюционные представления были усовершенствованы в марксизме, на основе идее Л. Моргана и философии Гегеля. Вся история есть последовательный ряд общественно-экономических формаций, каждая из которых является более развитой в культурном отношении, чем предшествующая, что определяется развитием способа материального производства. Это развитие является основой единства мировой культуры. В марксизме культура понимается как сфера практической деятельности человека, а также как совокупность природных и общественных результатов этой деятельности. Развитие культуры представляет собой противоречивый процесс взаимодействия «двух культур». Каждая из которых выражает интересы и цели антагонистических классов. Культура, пройдя стадии разрешения противоречий, станет в конечном итоге единством человека и природы, будет иметь общечеловеческий (коммунистический) характер. Условиями достижения такого состояния культуры является диктатура пролетариата, ликвидация частной собственности и построение бесклассового общества.

6. Символизм. Символизм - философское течение, имеющее и культурологическую направленность. Главные представителиЭ. Кассирер, К. Леви-Строс, Ю.М.Лотман. Э.Кассирер - немецкий философ - в основу своей концепции культуры кладет человеческую способность к массовой, систематической и постоянной символизации, т.е. подходит к культуре преимущественно с позиций семиотики. Символические формы - это, те средства, которые отделяют человека от мира и одновременно соединяют человека с миром; символические формы позволяют человеку упорядочить окружающий его мир, упорядочить хаос, в виде которого этот мир поначалу предстает перед человеком; символические формы дают представления о предметной действительности; действительность человека всегда опосредована сферой символических форм; в основе развития символических форм лежит деятельность человека, его способность создавать и развивать орудия труда и в связи с этим формировать новые потребности.. Основным объектом изучения Леви-Строса является мифология. Главное, что необходимо выявить, - это структура мифов. При этом в изучаемой структуре выделяются бинарные оппозиции, с помощью которых люди осмысляли мир и приспосабливались к нему. Ю. М. Лотман - культуролог и литературовед - главную тему своего творчества видит в проблемах семиотики культуры (то есть знаковых систем, используемых культурой). Лотман исследовал также механизмы развития культуры, место искусства в культурном процессе, русскую и западноевропейскую модели динамики культуры.

7. Концепция «эпохи поворота» или «осевого времени». Немецкий философ К. Ясперс считал, что человеческая культура имеет общие истоки и единую цель. Весь путь становления культуры философ разделяет на четыре последовательно сменяющих друг друга периода - доистория, древние культуры, период осевого времени и технический век, расцвет которого относится к нашему времени. Доистория - время лежащее за пределом истории, так как об истории можно говорить только с момента появления письменных источников. Древние культуры - возникновение почти одновременно в трех областях земного шара древнейших архаических культур: шумеро-вавилонской, египетской и эгейской культур, существовавшие доарийской культуры долины Инда и смутно сквозящий в воспоминаниях, оставивший скудные следы, архаический мир Китая. Осевое время - человек начинает осмысливать бытие в целом и свое место в нем. Именно тогда произошел, сточки зрения Ясперса, самый резкий поворот в истории культуры. В Китае жили Конфуций и Лао-цзы, В Индии возникли Упанишады, жил Будда. В Иране Заратустра размышлял о мире, где идет борьба добра со злом, а в Палестине выступали пророки - Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя, в Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда. Все то, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе независимо друг от друга. Технический век - представляет собой, по Ясперсу, начинающуюся с конца средневековья научно-техническую эру, продвижение человечества к новому осевому времени, способному породить основу подлинной человеческой истории.
8. Социологическая концепция. Это направление объединяет ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры в общественной природе и организации человечества. Основные представители: Т. Элиот, П.А.Сорокин, А.Вебер, Т. Парсонс.Принципиально новый подход к исследованию культуры предложил в середине ХХ века П. Сорокин, представивший развитие культуры не в локально-региональных границах, а как процесс, совершающийся во всемирно-историческом масштабе с определенной направленностью. В понимании Сорокина основным фактором такого движения является ценность, которой все компоненты культуры связываются в системы, а те, в свою очередь, в сверхсистемы. В соответствии с характером доминирующей ценности все культурные сверхсистемы делятся на три типа: идеациональный, идеалистический и чувственный. Т.С.Элиот - англо-американский поэт и критик модернистского направления - делил общество на духовную элиту и непросвещенную массу, отмечая, что только малочисленная духовная элита способна на культурное созидание. Под культурой он понимал «образ жизни данного народа, живущего в одном месте»; считал, что культура «есть больше, чем собрание искусств, обычаев, религиозных верований». А.Вебер - немецкий экономист и социолог - выдвинул оригинальную теорию расчленения истории на три взаимосвязанных, но протекающим по разным законам, процесса: социальный (формирование социальных институтов), цивилизационный (поступательное развитие науки и техники, ведущее к унификации цивилизации), культурный (творчество, религия, искусство и философия).Т. Парсонс считал, что все духовные и материальные достижения людей являются результатом общественно обусловленных действий на уровне двух систем: социальной и собственно культурной. В основе первой и более «низкой» из них - социальной - лежат совместные действия людей, движимых целями своего биологического самосохранения в условиях определенной общественной среды. Для второй, более высшей - культурной системы, которая уже лишена биологической обусловленности, характерны символичность (то есть наличие таких символических механизмов регуляции как язык и системы других символов); нормативность (т.е. зависимость человека от общепринятых ценностей и норм); волюнтаристичность (известная иррациональность и независимость действий человека от условий окружающей среды, но зависимость от субъективных определений ситуации).

9. Постструктурализм. Постструктуралистский этап, характеризуемый отказом от традиционных подходов и методов в исследовании культуры, начинается в 70-е годы двадцатого века и длится по сегодняшний день. Главный принцип анализа - акцентирование внимания на тех культурных явлениях, которые не имеют четкой структуры, неопределенны и расплывчаты. Постструктурализм в качестве существенного фактора познания культуры требует изучения характеристик самого исследователя. Представителями этого направления в современной культурной антропологии являются Жан-Франсуа Лиотар, Жиль Делез, Жак Деррида и др. К числу основных проблем, которые исследует современная культурная (социальная) антропология можно отнести следующие: во-первых, вопрос о возникновении и историческом развитии культуры, распространении культурных достижений из одних центров в другие. Во-вторых - изучение культуры как структурной и функциональной целостности, вопросы возникновения и функционирования социальных институтов и культурных норм. В-третьих, исследование разума, мышления и языка как продуктов культурной эволюции и форм коммуникации в создании «картины мира» и человека.
Контрольные тесты, вопросы и задания

Тесты:

1. Найдите характеристики обыденного представления о культуре в указанных вариантах:

а) всесторонность, полнота, научность;

б) фрагментарность, неполнота, несистематичность;

в) взвешенность, продуманность, объективность;

г) тщательная аргументация различных точек зрения;

д) нельзя дать научной характеристики этого понятия.

2. Термин «культура» переводится с латинского как:

а) воспитание; б) образование; в) обработка; г) связывание; д) овременивание.

3. Культура в своем развитии движется:

а) от мифа к мифу; б) от природы к природе; в) от мира к логосу; г) от науки к природе;

4. Культура представляет собой:

а) способы человеческой деятельности; б) результаты деятельности человека;

в) уровень развития личности; г) все перечисленное.

5. Выберите правильное высказывание:

а) «Культура представляет собой организацию явлений, видов и норм активности, предметов (средств, вещей, созданных с помощью орудий), идей (веры, знания) и чувств (установок, отношений, ценностей), выраженных в символической форме» (Л.Уайт).

б) «Культура состоит их эксплицитных и имплицитных норм, определяющих поведение, осваиваемое и опосредуемое при помощи символов; она возникает в результате деятельности групп людей, включая ее воплощение в средствах … Культурные системы могут рассматриваться, с одной стороны, как результаты деятельности людей, а с другой – как ее регуляторы» (А. Кребери К. Клакхон).

в) Оба высказывания правильны.

7. Ментальность использовалась впервые:

а) в эпоху античности; б) в середине XIX века; в) в начале XVIII века; г) Цицероном;

8. Что такое цивилизация?

а) Сфера духовной деятельности человека;

б) общество с высоко развитой культурой;

в) уровень развития материальной и духовной культуры;

г) регион, объединяющий ряд однотипных государств.

9. К какому понятию относится следующее определение: "Группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других групп"?

а) Социум; б) этнос; в) община; г) класс.

10. Структурная целостность культуры проявляется:

а) в том, что ценности культуры соотносятся иерархическим образом, существуют субординация и ранжирование их: одни из них занимают центральное и фундаментальное место, а другие – второстепенное и производное, одни из них имеют общее и тотальное значение, другие – локальное и конкретное;

б) в том, что культура возникла в результате эволюции природных процессов и ничего общего не имеет с иерархией ценностей;

в) в том, что ценности культуры не могут сочетаться иерархическим способом, они взаимодействуют хаотически и случайно, причем ни о какой их субординации внутри культуры говорить нельзя;

г) в том, что артефакты культуры противопоставляются ее ценностям, а человек, как субъект культуры, относится и к первым, и ко вторым совершенно объективно, нейтрально и не заинтересованно;

д) в том, что основы культуры как системы сводится к понятию «искусство», а культурология – к искусствоведению.

11 Кто из мыслителей исследовал морфологию культуры, ввел понятие «культурного круга», представляя культуры как порожденные природными условиями организмы, которые проходят определенные ступени развития: растение – животное – человек?

а) М.Фуко; б) А.Моль; в) Л.Фробениус; г) Ф.Ницше.

12. Н.Я.Данилевский выделяет совершенно особый тип в истории культуры человечества, который призван реализовать в своем творчестве 4 важнейшие ценности: 1) религию; 2) политическую справедливость и свободу; 3) собственно культуру, т.е. науку и искусство; 4) создание совершенного общественно-экономического строя. О каком типе культуры идет речь?

а) Германо-романский; б) славянский; в) еврейский; г) русско-сибирский.

13. Кто из мыслителей, кроме Й. Хейзинги, разрабатывал игровую концепцию культуры?

а) А.Камю; б) Х. Ортега-и-Гассет; в) А.Тоффлер; г)А.Швейцер.

14. Какие периоды в жизни культурного организма выделяет О.Шпенглер?

а) Детство, юность, зрелость, старость;

б) весна, лето, осень, зима;

в) период хаоса, накопления сил; период творческого выражения сил; период, когда реализуются все потенциальные возможности культурной души; период "цивилизации", когда культурный организм погибает.

г) все перечисленные.

15. Кто из исследователей выделил триединую природу человека, как биологического, социального и культурного существа?

а) Ч.Моррис; б) П.Сорокин; в) Т. Парсонс; г) А.Тойнби.

16. Кто из мыслителей понимал духовную культуру человечества как постепенное выявление творческой силы «мирового разума»; воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах культуры, безличный (мировой, объективный) дух одновременно познает себя как их творца?

а) Э.Тайлор; б) Г.Гегель; в) Н.Бердяев; г) А.Тойнби.

17. К какому термину относится данное высказывание:

«Определенный комплекс особенностей хозяйства и культуры, складывающийся у различных народов, находящихся на одном уровне социально-экономического развития и в сходных естественно- географических условиях»?

а) Общественно-экономическая формация;

б) хозяйственно-культурный тип;

в) культурно-историческая эпоха.

18. Гуманизм – это:

а) универсальный признак культуры;

б) частный признак культуры;

в) нечто неопределенное;

г) универсальное заблуждение;

д) интерпретация субъективного мира человека, находящегося вне культуры.

19. Какие из нижеперечисленных смыслов соответствуют понятию «логос»?

а) язык, слово, речь;

б) понятие, суждение, смысл;

в) логос несет в себе многообразие образов;

г) логосом творится новая жизнь;

д) все перечисленное выше.

Вопросы:

1. Чем обусловлена многоплановость понимания культуры?

2. Каково наиболее общее определение культуры?

3. Объясните, почему категория «деятельность» включает в себя два понятия: «действие» и «созерцание».

4. Почему созерцания понималось Аристотелем как высший вид деятельности человека?

5. Охарактеризуйте четыре подсистемы системообразуюшего определения культуры:

а) «человек – природа»; б) «человек – человек»;

в) «человек – общество» г) «человек – Бог».

6. Каковы основания ограничения содержания культуры сферой искусства? В чем ограниченность искусствоведческого подхода?

7. Каковы задачи культурологии как науки, изучающей систему культуры, ее генезис, содержание и структуру, закономерности, способы и формы проявления жизнедеятельности людей?

8. Перечислите признаки культуры как способа и содержания жизнедеятельности людей.

9. Что такое этническая культура?

10. Перечислите и охарактеризуйте основные функции культурологии.

11. Каковы основные традиции понимания слова «культура» в истории западноевропейской мысли?

12. Каковы предпосылки расширительного толкования понятия культуры как воспитания и образования в трактовке древнегреческих теоретиков Сократа и Платона?

13. Кто впервые ввел понятия «цивилизация» в истории культуры?

14. Каковы две традиции в изучении общества в Новое время? Почему они оформились в 18 веке?

15. Каковы основания трех подходов к соотношению понятий «культура» и «цивилизация» (культура тождественна цивилизации; цивилизация – часть культуры, ее итог; цивилизация «могильщик» культуры)?

16. Какой ученый впервые вводит понятие «ментальность» в историю культуры в середине XIX века?

17. Какие культурологические школы и почему изучали менталитет и ментальность?

18. В чем отличие культурной картины мира от научной картины мира? В каком из этих понятий содержится оценка, а в каком – нет? Почему?

19. Почему структурирование культуры на обыденную и специализированную согласно точке зрения российских теоретиков А.Я. Флиера и Э.А.Орловой является более прогрессивным, чем ее разделение на материальную и духовную?

20. В чем преимущество четырех основных блоков структурирования культуры последующим областям социальной практики человека:

а) культура социальной организации и регуляции;

б) культура познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений;

в) культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации;

г) культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека?

21. Что включает в себя хозяйственная культура на специализированном и обыденном уровне?

22. Почему «культура массовой информации» в наши дни наиболее актуальна?

23. В литературе создано множество сказочных героев. А может ли быть создана сказочная культурология?
Задание:

1. Как соотносятся понятия «культура» и «цивилизация»? Отвечая на этот вопрос, обратитесь к учебным пособиям и составьте схему качественных характеристик этих понятий в виде таблицы.

2. Укажите, к какой группе определений по классификации А. Кребера и К. Клакхона

относятся следующие определения.

А. Описательные определения

В. Исторические определения

С. Нормативные определения

D. Психологические определения

E. Структурные определения

F. Генетические определения





Определение культуры

Группа в классификации

1.

«Совокупность приспособления человека к условиям его существования. Приспособление обеспечивается путем варьирования, селекции и передачи по наследству».




2.

«Культура – это выход избыточной человеческой энергии в постоянной реализации высших способностей человека».




3.

«Социологическое обозначение для наученного поведения, то есть поведения, не данного человеку по рождению, а должного усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей».




4.

«Культура – это социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни» .




5

«Культура – это материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции) независимо от того, дикари они или цивилизованные люди».




6.

«Культура и цивилизация в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества»




7.

«Образ жизни, которому следует община или племя... культура племени есть совокупность стандартов, верований и практик, которым следует племя».




8.

«Относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе посредством процесса обобществления».




9.

«Не более чем организованные, повторяющиеся реакции всего общества, сочетающие наученное поведение и поведенческие результаты, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества».




10.

«Совокупность всего, что создано или модифицировано сознательной или бессознательной деятельностью индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга.»




11.

«Формы привычного поведения, общие для группы, общности или общества, состоящие их материальных и нематериальных элементов».




12.

«Культура состоит из материальных объектов (орудий, орнаментов, амулетов), а также действий, верований, установок, функционирующих в контексте символизирования».





3. Классифицируйте следующее определение культуры, сформулированное Ф.Боасом: «Культуру можно определить как совокупность ментальных и физических реакций и действий, которые характеризуют поведение индивидов, составляющих социальную группу» Сравните это определение с определением, данным Л.Уайтом: «Культурой являются все черты образа жизни каждого народа, которые зависят от способности к символизации и могут быть рассмотрены в экстрасоматическом контексте».

4. Первое научное определение культуры английского этнографа Э.Б.Тайлора считается классическим, и с него всегда начинается обзор современных представлений о культуре.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ.

Культура, как цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества. Явления культуры у различных человеческих обществ, поскольку могут быть исследованы лежащие в их основе общие начала, представляют предмет, удобный для изучения законов человеческой мысли и деятельности. С одной стороны, однообразие, так широко проявляющееся в цивилизации, в значительной мере может быть приписано однообразному действию однообразных причин. С другой стороны, различные ступени культуры могут считаться стадиями постепенного развития, из которых каждая является продуктом прошлого и в свою очередь играет известную роль в формировании будущего.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М.,1989. – С.18.
1. Что включается Э. Тайлором в понятие культуры.

2. Выделите элементы эволюционистской концепции в данном определении.

3. Какие еще подходы к определению понятия «культура» вы знаете и какой из них кажется вам наиболее универсальным?
5. Заполните следующую таблицу, опираясь на учебное пособие или любой учебник по культурологии:

Школа, направ-
ление,
концепция


Исследователь

Понятие культуры

Факторы, влияющие на возникновение и
развитие культуры


Выделяемые типы культур

Способ приобщения к культуре

Взаимоотношения культуры, человека и общества

Существует ли
единая мировая культура?


Соотношение
понятий «культура» и
«цивилизация»


Немецкая классическая идеалистическая философия

Г. Гегель (1770-1831)



















---

Марксистская

К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1895), В. Ленин (1870-1924)



















---

Психоаналитическая

З. Фрейд (1856-1939)







---







---

---

К. Юнг (1875-1961)
















---

---

Общественно-историческая

Н. Данилевский
(1822-1885)











---










О. Шпенглер (1880-1936)






















А. Тойнби (1889-1975)










---

---







Социологическая

М. Вебер (1864-1926)










---




---

---

П. Сорокин (1899-1968)
















---

---

Типологическая

Ф. Ницше (1844-1900)






















Н. Бердяев (1874-1948)













---







К. Ясперс (1883-1969)










---

---




---

Структуралистическая

К. Леви-Стросс (р. 1908)







---













Игровая

Й. Хёйзинга (1872-1945)







---







---

---

Экзистенциальная

Х. Ортега-и-Гассет (1883-1955)







---







---

---

Этическая

А. Швейцер (1875-1965)
















---





Культурологические термины и понятия к теме:

Литература к теме:

1. Введение в культурологию под редакцией Е.В.Попова. М. 1996. Гл.1. 2. С. 1-79.

2. Розин В.М. Культурология. М. 1999. Справочный раздел: Определения культуры. С.282-285.

3. Культурология. История мировой культуры. Под рецакций А.Н. Марковой. М..2001. Гл. 1. С. 11-22.

4. Петрухинцев Н . Н . 20 лекций по пстории мировой культуры. М.. 2001. Лекция I. С 5-13.

5. Учебный курс по культурологии. Ростов н/Д. 1999. Раздел I.Теория культуры С.5-8.

6. Культурология. История мировой культуры. Под ред. А. Н.Марковой. – М., 2008. С

6. Культурология 20 век. Энциклопеция в 2 томах. СПб. 1998.Ст. Артефакт ультурный, Культура. Культура духовная. Культура материальная и т. д.

7. Культурология в вопросах и ответах. Ростов н/Д. 2001.

8. Культурология. Под редакцией А.А.Радугина. М.. 2003. Гл. 1.2.3. С.12-82.

9. Гуревич П.С. Культурология. Курск. I 996.Гл. 1. С. 3-24.

10. Культурология. Ростов н/Д. 2002. Раздел I. Теория культуры С.7-124

11. Кармин А.С. Новикова Е.С. Культурология С.Пб. 2008

12. Зыкина Е.Б. Основы культурологии./ Учебное пособие для студ. Медицинских университетов. – Курск. 2003.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
написать администратору сайта