Навигация по странице:
|
практикум по культурологии ситниченко. Практикум для студентов пояснительная записка
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В условиях совершенствования в России демократического общества, к высшей школе при подготовке специалистов предъявляются особые требования. В образовательном процессе возрастает роль гуманитарной составляющей, которая способствует формированию твердых мировоззренческих устоев личности. Поиска альтернативы постмодернистской бездуховности современного общественного сознания – одна из наиболее актуальных задач в работе со студентами.
Среди гуманитарных дисциплин свое место заняла и культурология – собственно наука о культуре. Понятие «культура», на первый взгляд простое и доступное, скрывает в себе множество значений и смыслов, являясь, на самом деле, чрезвычайно сложным для осмысления и толкования. Обыденное представление о культуре, характерное для обывателя фрагментарно, излишне категорично в выводах и непоследовательно. Обычно под культурой понимают следующие ее частные проявления: культуру поведения, культуру быта, образованность и воспитанность человека, художественную культуру, культуру разных народов. Сложность феномена культуры в целом охватывается понятием культуры, которое формулируется в культурологии.
В наши дни существует более тысячи определений культуры. Следовательно, культурология – это динамично развивающаяся система знаний призванная по мере возможности восполнять недостаточность школьного обучения и отсутствие традиций классического гуманитарного образования. Как учебная дисциплина, кульутрология призвана сформировать устойчивый ценностный стандарт у каждого человека. Он основан на единстве воспитания, образования и образа жизни.
Культурологическое образование призвано готовить молодежь к целостному пониманию мира и активному его преобразованию, способствовать осмыслению его как совокупности культурных достижений человеческого общества, взаимопониманию и продуктивному общению представителей различных культур. В ходе обучения по культурологии студенты должны получить представление о многообразии и самоценности различных культур, уметь ориентироваться в культурной среде современного общества, быть способным участвовать в диалоге культур.
Специалисту инженерно-технического профиля в соответствии с государственными стандартами культурологической подготовки следует знать:
а) исходные понятия и термины культурологии;
б) важнейшие школы и концепции мировой и отечественной культурологии;
в) характеристики основных этапов развития культуры в истории общества;
г) общекультурологическую историю России и культуры населяющих её народов;
д) умение ориентироваться в культурологической художественно-эстетической и нравственной проблематике и вести себя в жизни в соответствии с требованиями, предъявляемыми к культурной, интеллигентной и профессионально грамотной личности.
Кроме того к выпускникам ЮУрГУ предъявляются дополнительные требования:
- уметь разбираться в диалектике межнациональных социально-культурных отношений и проблемах взаимодействия этнокультур;
- знать основные памятники культуры края, биографии его выдающихся представителей, достижения в различных сферах развития региона и их влияние на культурный рост;
- иметь представление о межконфессиональных и национально-религиозных отношениях в регионе, владеть навыками сравнительного религиоведческого анализа;
- знать основы и отличительные особенности культуры инженера, место и роль техники в культурно-историческом развитии общества и личности;
- знать основы теории творчества и культуры профессионального мышления;
- знать основы культуры и этики предпринимательства, менеджмента и делового общения.
В изучении культурологии выделяются следующие блоки:
1. Теоретический.
В ходе его освоения студенты должны получить представление об основных теориях культуры (предмет, основные понятия, структура и функции культуры), а также о главных школах, направлениях, концепциях в культурологии. К ним следует отнести культурантропологию, «локальных цивилизаций», психологические концепции культуры, игровую и др.
2. Исторический: генезис и исторические этапы развития культуры.
Он включает два раздела – историю мировой культуры и культуры России и своего края. Студенту важно увидеть многообразие, “полифонизм” мировых культур. Отсюда возникает необходимость реконструкции многовариантного генезиса культуры, рассмотрение основных типов древних культур (Китай, Индия, Египет, Вавилон). На этом фоне выделяется своеобразие и уникальность европейской (античной) культуры.
В изучении второго раздела важно выявить собственную логику развития российской культуры, ее самобытность в сравнении с западной.
Задача исторического блока – обогащение студента как личности, достижение более высокого уровня развития его творческих сил. В этой связи предполагается давать материал наиболее полно характеризующий творческую ценность человека, уделять главное внимание явлениям, ценностям, достижениям во всех сферах жизнедеятельности, воплощающим те шаги в развитии человечества, которые сделаны усилиями наиболее одаренных и откликнувшихся на запросы своего времени его представителей. Также важно раскрытие закономерностей становления культурно-творческих характеристик личности, акцентирование внимания аудитории на духовном творчестве человека в области науки и техники. Эта цель отчасти реализуется в студенческих творческих работах.
3. Проблемный.
В этот блок включены актуальные проблемы развития культуры ХХ века, среди которых выделены культурологические аспекты глобальных проблем современности, социально-культурные последствия НТР, изменения места и роли культуры в развитии человечества, проблемы взаимодействия массовой и элитарной, социальной и экзистенциальной культуры. Особое внимание уделяется темам «Свобода и культура», «Культура и личность», проблемам формирования свободной универсальной творческой личности.
В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования изучение культурологии предполагает выработку у студентов глубокого понимания сущности, структуры и функций культуры, умения оценивать современную социокультурную ситуацию. Для этого студент, завершивший изучение дисциплины “Культурология”, должен:
а) знать место культурологии в системе гуманитарных дисциплин, специфику ее объекта и предмета, основные разделы, историю формирования;
б) иметь представление об основных современных культурологических школах, направлениях и теориях;
в) понимать и уметь объяснить феномен культуры и цивилизации;
г) знать формы и типы культур и цивилизаций, основные культурно-исторические центры и регионы мира, историю и закономерности их функционирования и развития;
д) знать историю культуры и цивилизации России, понимать и уметь объяснить ее место в системе мировой культуры и цивилизации;
е) знать основы использования культурного наследия, приобрести опыт его активного освоения в регионе.
Разумеется, все знания и представления студента о культуре как социально-историческом явлении должны способствовать совершенствованию его мировоззрения, коррекции жизненных установок и ценностных ориентаций, росту его духовного, творческого потенциала.
Большинство предлагаемых в практикуме заданий не имеют однозначного ответа – возможны разные варианты ответов. Цель предлагаемого практикума – заинтересовать студентов, показать многообразный мир культуры, способствующий развитию ассоциативного мышления, формированию общечеловеческих ценностей и принципов гуманности.
Практикум состоит из девяти глав, соответствующих темам семинарских занятий учебно-методического комплекса «Культурология».
Сегодня существует множество учебников по дисциплине. Автор рекомендует следующие по его мнению:
Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/Под. ред. Проф. А.Н. Марковой. – 3-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
Культурология: История мировой культуры: Учеб. Пособие/Г.С. Кнабе, И.В. Кондаков, Т.Ф. Кузнецова и др.; Под ред. Т.Ф. Кузнецовой – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Культурология: Учеб. Для студ. техн. вузов/Колл. Авт.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Высш. Шк., 2002.
К каждой теме семинарского занятия приводится дополнительный список литературы. Данная литература имеется либо в библиотеке филиала ЮУрГУ, либо в библиотеках города. Студент может воспользоваться различными дополнительными источниками при выполнении соответствующего задания.
Приведенные темы не всегда соответствуют последовательности лекционного курса. Преподавателю предоставляется возможность, исходя из конкретных обстоятельств, выбрать тему занятий и его продолжительность.
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ТЕМА 1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ
ТЕМА 2 МИФ И РЕЛИГИЯ КАК ФОРМЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
ТЕМА 3 ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУР ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
ТЕМА 4 АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
ТЕМА 5 КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ И КИЕВСКОЙ РУСИ КАК ПРИМЕР
ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ТЕМА 6 КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ
ТЕМА 7 ОСОБЕННОСТИ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ
ТЕМА 8 РУССКАЯ КУЛЬТУРА 19-20ВЕКОВ
ТЕМА 9 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ
ТЕМА1
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Основные понятия: культура, гуманизм, философия культуры, социология культуры, культурная антропология, культурная картина мира цивилизация, морфология культуры, субъект культуры, язык и символ культуры, культура личности, культура материальная, паидейя.
Вопросы семинара:
1. Культура:определение понятий, структура, формы и функции.
2. Культурология как наука. Основные этапы становления культурологии как научной дисциплины.
3. Основные культурологические концепции.
3. Предмет и объект культурологи, ее специфика.
Краткое пояснение к теме
Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия.
Происхождение термина связано с именем Уайта Лесли Алвина (1900-1975) - американского антрополога и культуролога. Позитивной чертой неоэволюционистской концепции Уайта является стремление обосновать характер культуры. Так, он утверждал понятие "культуры" как объективную категорию. Уайт подразделял культуру на три подсистемы: 1) технологическую (орудия производства, средства существования, материалы для постройки жилищ, средства для нападения и защиты и т. п.); 2) социальную (типы коллективного поведения); 3) идеологическую (идеи, верования, знания). В этой иерархии подсистем основной является технологическая, а остальные, производные от первой, вторичными. Уайт сформулировал общий закон развития культуры - культура движется вперед по мере того, как возрастает количество обузданной энергии на душу населения, или по мере того, как возрастает эффективность или экономия в средствах управления энергией, или то и другое вместе. В книге "Наука о культуре" (1949) он ввел в научный обиход понятие "культурология", которое органически вошло в понятийный аппарат гуманитарных и общественных наук. Уайт определил различие между социологией и культурологией: социология - наука о взаимодействии человеческих индивидов и обществ, формируемых этим взаимодействием, тогда как культурология изучает не взаимодействие человеческих индивидов, а элементы культуры (обычаи, институты, коды, технологии, идеологии и др.); следовательно, предмет культурологии - содержание общественной жизни.
Культурология выполняет интегративную функцию для различных систем гуманитарных знаний. В России культурология связана с искусством и просветительством, на западе с социологией и этнографией. Основные науки о культуре в Европе и Америке - социальная и культурная антропология, социология, структурная антропология, семиотика, постструктурная лингвистика (постмодернизм).
Объект познания культурологии - культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный в паттернах, традициях и нормах, обычаях, законах.
Предмет культурологии - изучение содержания, структуры динамики и технологий функционирования этого социокультурного опыта в ракурсах его генезиса. Предмет культурологии включает в себя исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей; исследование общества с точки зрения его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности; исследование содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи; исследование культуры как одной из технологий самоорганизации общества; исследование культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем. Главная цель культурологии – достижение культурного совершенства человека. Она и является наукой о конкретных и реальных путях достижения этой цели.
Развитие культуры сопровождалось становлением его самосознания. В мифах и преданиях народов, в учениях отдельных мыслителей содержатся догадки и идеи, выражающие стремление осознать, понять и оценить культуру как единый процесс. Такое развитие и выражение духовного, интеллектуального и эмоционального отношения к культуре можно назвать становлением культурологии. Можно выделить в нем несколько этапов:
1. Донаучный этап.
Он содержит в себе ранние стихийные догадки и представления о логичности и относительной завершенности, цикличности культурно-исторического процесса. Окончание этого этапа связано с возникновением науки Нового времени.
2. Научно-исторический этап.
Он продолжался до середины XIX века. На этом этапе еще нет четкого разграничения между развитием истории и культуры. Для него характерно стремление ученых понять культуру как целостное явление, построить единую картину культурного развития людей, найти общее основание истории.
3. Научно-философский этап
Исторический подход к культуре сохраняется и углубляется, и становится очевидным различие между историческим и культурным развитием. В целом это различие состоит в той мере, в какой замыслы и идеалы совпадают с результатами их деятельности. На этом этапе анализ культуры ведется в связи с воззрениями людей на историю, на культуру, на самих себя; устанавливается зависимость состояния культуры от этих воззрений, от состояния человека в культуре.
В XIX-XX веках стали складываться основные культурологические концепции:
1. Биологическое направление. Основной тезис или идея - замена изучения исторических факторов развития культур биологическими. При рассмотрении этого направления в исследовании культур отмечалась тенденция к отождествлению развития «организма» и культуры. В рамках биологического направления изучения культур (Л.Фробениус, А. Бастиан) ставился и исследовался важнейший для культурологии в целом вопрос соотношения природно-биологического и социокультурного в обществах, а также соотношения врожденного и приобретенного. Была также сформулирована проблема о наследуемости (или ненаследуемости) культурных стереотипов, моделей поведения. Высказывалось предположение о частичной наследуемости общеродового культурного опыта человечества. Антропологи, исследовавшие способы овладения культурой в различных типах обществ, склонялись к приоритету внешних, приобретаемых умений, навыков, моделей поведения.
2. Социально-психологическое направление. В трудах Г.Лебона, Г.Тарда поставлены проблемы психического заражения и внушения, сформулирован вопрос об управлении людьми в различных культурах.. В начале XX в. в изучении культур возникло еще одно явление – психоаналитическая концепция культуры. Этот подход к исследованию и теории культуры существуют и развиваются и сейчас. Психоаналитическая концепция до сих пор весьма распространена и употребляема для интерпретации самого широкого спектра явлений культуры. Несмотря на то, что с самого своего возникновения психоанализ как теория культуры был объявлен теорией-мифом и вульгарно биологизаторской концепцией, многие его положения применяются до сих пор в конкретных исследованиях культур.
3. Теория структурных миграций. Теория культурных миграций, концепция в антропологии, согласно которой культурные явления, однажды возникнув, многократно перемещаются, этим объясняется сходство культур или их отдельных элементов. Теория культурных миграций тесно связана с теорией культурных кругов и диффузионизмом. Распространение культурных элементов или культурных комплексов в пространстве осуществляется в результате миграций или смещений. Сменяющие друг друга во времени культурные круги образуют культурные слои. Вся история культуры – это история перемещения нескольких «культурных кругов» и их механического взаимодействия («напластование»).
4. Теория локальных цивилизаций. К числу наиболее представительных теорий цивилизаций относится, прежде всего, теория «локальных цивилизаций» А. Тойнби (1889-1975), который продолжает линию Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера. Его теория может считаться кульминационным пунктом в развитии теорий «локальных цивилизаций». Монументальное исследование А. Тойнби «Постижение истории» многие ученые признают шедевром исторической и макросоциологической науки. Английский культуролог начинает свое исследование с утверждения, что истинной областью исторического анализа должны быть общества, имеющие большую протяженность как во времени, так и в пространстве, чем национальные государства. Они называются «локальными цивилизациями».
5. Теория эволюционизма. Эволюционизм - направление в культурной антропологии, задающее теоретическую модель необратимых культурных изменений, называемую эволюцией, или развитием, применение которой позволяет оценить рассматриваемую культуру или культурную черту в соответствии с принятыми здесь критериями. В рамках эволюционизма (Э.Тайлор, Л. Морган, Дж. Фрэзер и др.) принята концепция эволюции, в рамках трех универсальных последовательно сменяющих друг друга периодов: дикость, варварство и цивилизация. Развитие идет по пути усовершенствования человеческого рода путем усложняющейся организации общества и человека. Человеческая культура в этих теоретических рамках рассматривается как совокупность процессов адаптации людей, организованных в общества, к их природному окружению. Эволюционные представления были усовершенствованы в марксизме, на основе идее Л. Моргана и философии Гегеля. Вся история есть последовательный ряд общественно-экономических формаций, каждая из которых является более развитой в культурном отношении, чем предшествующая, что определяется развитием способа материального производства. Это развитие является основой единства мировой культуры. В марксизме культура понимается как сфера практической деятельности человека, а также как совокупность природных и общественных результатов этой деятельности. Развитие культуры представляет собой противоречивый процесс взаимодействия «двух культур». Каждая из которых выражает интересы и цели антагонистических классов. Культура, пройдя стадии разрешения противоречий, станет в конечном итоге единством человека и природы, будет иметь общечеловеческий (коммунистический) характер. Условиями достижения такого состояния культуры является диктатура пролетариата, ликвидация частной собственности и построение бесклассового общества.
6. Символизм. Символизм - философское течение, имеющее и культурологическую направленность. Главные представителиЭ. Кассирер, К. Леви-Строс, Ю.М.Лотман. Э.Кассирер - немецкий философ - в основу своей концепции культуры кладет человеческую способность к массовой, систематической и постоянной символизации, т.е. подходит к культуре преимущественно с позиций семиотики. Символические формы - это, те средства, которые отделяют человека от мира и одновременно соединяют человека с миром; символические формы позволяют человеку упорядочить окружающий его мир, упорядочить хаос, в виде которого этот мир поначалу предстает перед человеком; символические формы дают представления о предметной действительности; действительность человека всегда опосредована сферой символических форм; в основе развития символических форм лежит деятельность человека, его способность создавать и развивать орудия труда и в связи с этим формировать новые потребности.. Основным объектом изучения Леви-Строса является мифология. Главное, что необходимо выявить, - это структура мифов. При этом в изучаемой структуре выделяются бинарные оппозиции, с помощью которых люди осмысляли мир и приспосабливались к нему. Ю. М. Лотман - культуролог и литературовед - главную тему своего творчества видит в проблемах семиотики культуры (то есть знаковых систем, используемых культурой). Лотман исследовал также механизмы развития культуры, место искусства в культурном процессе, русскую и западноевропейскую модели динамики культуры.
7. Концепция «эпохи поворота» или «осевого времени». Немецкий философ К. Ясперс считал, что человеческая культура имеет общие истоки и единую цель. Весь путь становления культуры философ разделяет на четыре последовательно сменяющих друг друга периода - доистория, древние культуры, период осевого времени и технический век, расцвет которого относится к нашему времени. Доистория - время лежащее за пределом истории, так как об истории можно говорить только с момента появления письменных источников. Древние культуры - возникновение почти одновременно в трех областях земного шара древнейших архаических культур: шумеро-вавилонской, египетской и эгейской культур, существовавшие доарийской культуры долины Инда и смутно сквозящий в воспоминаниях, оставивший скудные следы, архаический мир Китая. Осевое время - человек начинает осмысливать бытие в целом и свое место в нем. Именно тогда произошел, сточки зрения Ясперса, самый резкий поворот в истории культуры. В Китае жили Конфуций и Лао-цзы, В Индии возникли Упанишады, жил Будда. В Иране Заратустра размышлял о мире, где идет борьба добра со злом, а в Палестине выступали пророки - Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя, в Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда. Все то, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе независимо друг от друга. Технический век - представляет собой, по Ясперсу, начинающуюся с конца средневековья научно-техническую эру, продвижение человечества к новому осевому времени, способному породить основу подлинной человеческой истории.
8. Социологическая концепция. Это направление объединяет ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры в общественной природе и организации человечества. Основные представители: Т. Элиот, П.А.Сорокин, А.Вебер, Т. Парсонс.Принципиально новый подход к исследованию культуры предложил в середине ХХ века П. Сорокин, представивший развитие культуры не в локально-региональных границах, а как процесс, совершающийся во всемирно-историческом масштабе с определенной направленностью. В понимании Сорокина основным фактором такого движения является ценность, которой все компоненты культуры связываются в системы, а те, в свою очередь, в сверхсистемы. В соответствии с характером доминирующей ценности все культурные сверхсистемы делятся на три типа: идеациональный, идеалистический и чувственный. Т.С.Элиот - англо-американский поэт и критик модернистского направления - делил общество на духовную элиту и непросвещенную массу, отмечая, что только малочисленная духовная элита способна на культурное созидание. Под культурой он понимал «образ жизни данного народа, живущего в одном месте»; считал, что культура «есть больше, чем собрание искусств, обычаев, религиозных верований». А.Вебер - немецкий экономист и социолог - выдвинул оригинальную теорию расчленения истории на три взаимосвязанных, но протекающим по разным законам, процесса: социальный (формирование социальных институтов), цивилизационный (поступательное развитие науки и техники, ведущее к унификации цивилизации), культурный (творчество, религия, искусство и философия).Т. Парсонс считал, что все духовные и материальные достижения людей являются результатом общественно обусловленных действий на уровне двух систем: социальной и собственно культурной. В основе первой и более «низкой» из них - социальной - лежат совместные действия людей, движимых целями своего биологического самосохранения в условиях определенной общественной среды. Для второй, более высшей - культурной системы, которая уже лишена биологической обусловленности, характерны символичность (то есть наличие таких символических механизмов регуляции как язык и системы других символов); нормативность (т.е. зависимость человека от общепринятых ценностей и норм); волюнтаристичность (известная иррациональность и независимость действий человека от условий окружающей среды, но зависимость от субъективных определений ситуации).
9. Постструктурализм. Постструктуралистский этап, характеризуемый отказом от традиционных подходов и методов в исследовании культуры, начинается в 70-е годы двадцатого века и длится по сегодняшний день. Главный принцип анализа - акцентирование внимания на тех культурных явлениях, которые не имеют четкой структуры, неопределенны и расплывчаты. Постструктурализм в качестве существенного фактора познания культуры требует изучения характеристик самого исследователя. Представителями этого направления в современной культурной антропологии являются Жан-Франсуа Лиотар, Жиль Делез, Жак Деррида и др. К числу основных проблем, которые исследует современная культурная (социальная) антропология можно отнести следующие: во-первых, вопрос о возникновении и историческом развитии культуры, распространении культурных достижений из одних центров в другие. Во-вторых - изучение культуры как структурной и функциональной целостности, вопросы возникновения и функционирования социальных институтов и культурных норм. В-третьих, исследование разума, мышления и языка как продуктов культурной эволюции и форм коммуникации в создании «картины мира» и человека.
Контрольные тесты, вопросы и задания
Тесты:
1. Найдите характеристики обыденного представления о культуре в указанных вариантах:
а) всесторонность, полнота, научность;
б) фрагментарность, неполнота, несистематичность;
в) взвешенность, продуманность, объективность;
г) тщательная аргументация различных точек зрения;
д) нельзя дать научной характеристики этого понятия.
2. Термин «культура» переводится с латинского как:
а) воспитание; б) образование; в) обработка; г) связывание; д) овременивание.
3. Культура в своем развитии движется:
а) от мифа к мифу; б) от природы к природе; в) от мира к логосу; г) от науки к природе;
4. Культура представляет собой:
а) способы человеческой деятельности; б) результаты деятельности человека;
в) уровень развития личности; г) все перечисленное.
5. Выберите правильное высказывание:
а) «Культура представляет собой организацию явлений, видов и норм активности, предметов (средств, вещей, созданных с помощью орудий), идей (веры, знания) и чувств (установок, отношений, ценностей), выраженных в символической форме» (Л.Уайт).
б) «Культура состоит их эксплицитных и имплицитных норм, определяющих поведение, осваиваемое и опосредуемое при помощи символов; она возникает в результате деятельности групп людей, включая ее воплощение в средствах … Культурные системы могут рассматриваться, с одной стороны, как результаты деятельности людей, а с другой – как ее регуляторы» (А. Кребери К. Клакхон).
в) Оба высказывания правильны.
7. Ментальность использовалась впервые:
а) в эпоху античности; б) в середине XIX века; в) в начале XVIII века; г) Цицероном;
8. Что такое цивилизация?
а) Сфера духовной деятельности человека;
б) общество с высоко развитой культурой;
в) уровень развития материальной и духовной культуры;
г) регион, объединяющий ряд однотипных государств.
9. К какому понятию относится следующее определение: "Группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других групп"?
а) Социум; б) этнос; в) община; г) класс.
10. Структурная целостность культуры проявляется:
а) в том, что ценности культуры соотносятся иерархическим образом, существуют субординация и ранжирование их: одни из них занимают центральное и фундаментальное место, а другие – второстепенное и производное, одни из них имеют общее и тотальное значение, другие – локальное и конкретное;
б) в том, что культура возникла в результате эволюции природных процессов и ничего общего не имеет с иерархией ценностей;
в) в том, что ценности культуры не могут сочетаться иерархическим способом, они взаимодействуют хаотически и случайно, причем ни о какой их субординации внутри культуры говорить нельзя;
г) в том, что артефакты культуры противопоставляются ее ценностям, а человек, как субъект культуры, относится и к первым, и ко вторым совершенно объективно, нейтрально и не заинтересованно;
д) в том, что основы культуры как системы сводится к понятию «искусство», а культурология – к искусствоведению.
11 Кто из мыслителей исследовал морфологию культуры, ввел понятие «культурного круга», представляя культуры как порожденные природными условиями организмы, которые проходят определенные ступени развития: растение – животное – человек?
а) М.Фуко; б) А.Моль; в) Л.Фробениус; г) Ф.Ницше.
12. Н.Я.Данилевский выделяет совершенно особый тип в истории культуры человечества, который призван реализовать в своем творчестве 4 важнейшие ценности: 1) религию; 2) политическую справедливость и свободу; 3) собственно культуру, т.е. науку и искусство; 4) создание совершенного общественно-экономического строя. О каком типе культуры идет речь?
а) Германо-романский; б) славянский; в) еврейский; г) русско-сибирский.
13. Кто из мыслителей, кроме Й. Хейзинги, разрабатывал игровую концепцию культуры?
а) А.Камю; б) Х. Ортега-и-Гассет; в) А.Тоффлер; г)А.Швейцер.
14. Какие периоды в жизни культурного организма выделяет О.Шпенглер?
а) Детство, юность, зрелость, старость;
б) весна, лето, осень, зима;
в) период хаоса, накопления сил; период творческого выражения сил; период, когда реализуются все потенциальные возможности культурной души; период "цивилизации", когда культурный организм погибает.
г) все перечисленные.
15. Кто из исследователей выделил триединую природу человека, как биологического, социального и культурного существа?
а) Ч.Моррис; б) П.Сорокин; в) Т. Парсонс; г) А.Тойнби.
16. Кто из мыслителей понимал духовную культуру человечества как постепенное выявление творческой силы «мирового разума»; воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах культуры, безличный (мировой, объективный) дух одновременно познает себя как их творца?
а) Э.Тайлор; б) Г.Гегель; в) Н.Бердяев; г) А.Тойнби.
17. К какому термину относится данное высказывание:
«Определенный комплекс особенностей хозяйства и культуры, складывающийся у различных народов, находящихся на одном уровне социально-экономического развития и в сходных естественно- географических условиях»?
а) Общественно-экономическая формация;
б) хозяйственно-культурный тип;
в) культурно-историческая эпоха.
18. Гуманизм – это:
а) универсальный признак культуры;
б) частный признак культуры;
в) нечто неопределенное;
г) универсальное заблуждение;
д) интерпретация субъективного мира человека, находящегося вне культуры.
19. Какие из нижеперечисленных смыслов соответствуют понятию «логос»?
а) язык, слово, речь;
б) понятие, суждение, смысл;
в) логос несет в себе многообразие образов;
г) логосом творится новая жизнь;
д) все перечисленное выше.
Вопросы:
1. Чем обусловлена многоплановость понимания культуры?
2. Каково наиболее общее определение культуры?
3. Объясните, почему категория «деятельность» включает в себя два понятия: «действие» и «созерцание».
4. Почему созерцания понималось Аристотелем как высший вид деятельности человека?
5. Охарактеризуйте четыре подсистемы системообразуюшего определения культуры:
а) «человек – природа»; б) «человек – человек»;
в) «человек – общество» г) «человек – Бог».
6. Каковы основания ограничения содержания культуры сферой искусства? В чем ограниченность искусствоведческого подхода?
7. Каковы задачи культурологии как науки, изучающей систему культуры, ее генезис, содержание и структуру, закономерности, способы и формы проявления жизнедеятельности людей?
8. Перечислите признаки культуры как способа и содержания жизнедеятельности людей.
9. Что такое этническая культура?
10. Перечислите и охарактеризуйте основные функции культурологии.
11. Каковы основные традиции понимания слова «культура» в истории западноевропейской мысли?
12. Каковы предпосылки расширительного толкования понятия культуры как воспитания и образования в трактовке древнегреческих теоретиков Сократа и Платона?
13. Кто впервые ввел понятия «цивилизация» в истории культуры?
14. Каковы две традиции в изучении общества в Новое время? Почему они оформились в 18 веке?
15. Каковы основания трех подходов к соотношению понятий «культура» и «цивилизация» (культура тождественна цивилизации; цивилизация – часть культуры, ее итог; цивилизация «могильщик» культуры)?
16. Какой ученый впервые вводит понятие «ментальность» в историю культуры в середине XIX века?
17. Какие культурологические школы и почему изучали менталитет и ментальность?
18. В чем отличие культурной картины мира от научной картины мира? В каком из этих понятий содержится оценка, а в каком – нет? Почему?
19. Почему структурирование культуры на обыденную и специализированную согласно точке зрения российских теоретиков А.Я. Флиера и Э.А.Орловой является более прогрессивным, чем ее разделение на материальную и духовную?
20. В чем преимущество четырех основных блоков структурирования культуры последующим областям социальной практики человека:
а) культура социальной организации и регуляции;
б) культура познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений;
в) культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации;
г) культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека?
21. Что включает в себя хозяйственная культура на специализированном и обыденном уровне?
22. Почему «культура массовой информации» в наши дни наиболее актуальна?
23. В литературе создано множество сказочных героев. А может ли быть создана сказочная культурология?
Задание:
1. Как соотносятся понятия «культура» и «цивилизация»? Отвечая на этот вопрос, обратитесь к учебным пособиям и составьте схему качественных характеристик этих понятий в виде таблицы.
2. Укажите, к какой группе определений по классификации А. Кребера и К. Клакхона
относятся следующие определения.
А. Описательные определения
В. Исторические определения
С. Нормативные определения
D. Психологические определения
E. Структурные определения
F. Генетические определения
|
Определение культуры
|
Группа в классификации
|
1.
|
«Совокупность приспособления человека к условиям его существования. Приспособление обеспечивается путем варьирования, селекции и передачи по наследству».
|
|
2.
|
«Культура – это выход избыточной человеческой энергии в постоянной реализации высших способностей человека».
|
|
3.
|
«Социологическое обозначение для наученного поведения, то есть поведения, не данного человеку по рождению, а должного усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей».
|
|
4.
|
«Культура – это социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни» .
|
|
5
|
«Культура – это материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции) независимо от того, дикари они или цивилизованные люди».
|
|
6.
|
«Культура и цивилизация в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества»
|
|
7.
|
«Образ жизни, которому следует община или племя... культура племени есть совокупность стандартов, верований и практик, которым следует племя».
|
|
8.
|
«Относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе посредством процесса обобществления».
|
|
9.
|
«Не более чем организованные, повторяющиеся реакции всего общества, сочетающие наученное поведение и поведенческие результаты, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества».
|
|
10.
|
«Совокупность всего, что создано или модифицировано сознательной или бессознательной деятельностью индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга.»
|
|
11.
|
«Формы привычного поведения, общие для группы, общности или общества, состоящие их материальных и нематериальных элементов».
|
|
12.
|
«Культура состоит из материальных объектов (орудий, орнаментов, амулетов), а также действий, верований, установок, функционирующих в контексте символизирования».
|
|
3. Классифицируйте следующее определение культуры, сформулированное Ф.Боасом: «Культуру можно определить как совокупность ментальных и физических реакций и действий, которые характеризуют поведение индивидов, составляющих социальную группу» Сравните это определение с определением, данным Л.Уайтом: «Культурой являются все черты образа жизни каждого народа, которые зависят от способности к символизации и могут быть рассмотрены в экстрасоматическом контексте».
4. Первое научное определение культуры английского этнографа Э.Б.Тайлора считается классическим, и с него всегда начинается обзор современных представлений о культуре.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ.
Культура, как цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества. Явления культуры у различных человеческих обществ, поскольку могут быть исследованы лежащие в их основе общие начала, представляют предмет, удобный для изучения законов человеческой мысли и деятельности. С одной стороны, однообразие, так широко проявляющееся в цивилизации, в значительной мере может быть приписано однообразному действию однообразных причин. С другой стороны, различные ступени культуры могут считаться стадиями постепенного развития, из которых каждая является продуктом прошлого и в свою очередь играет известную роль в формировании будущего.
Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М.,1989. – С.18.
1. Что включается Э. Тайлором в понятие культуры.
2. Выделите элементы эволюционистской концепции в данном определении.
3. Какие еще подходы к определению понятия «культура» вы знаете и какой из них кажется вам наиболее универсальным?
5. Заполните следующую таблицу, опираясь на учебное пособие или любой учебник по культурологии:
Школа, направ-
ление,
концепция
|
Исследователь
|
Понятие культуры
|
Факторы, влияющие на возникновение и
развитие культуры
|
Выделяемые типы культур
|
Способ приобщения к культуре
|
Взаимоотношения культуры, человека и общества
|
Существует ли
единая мировая культура?
|
Соотношение
понятий «культура» и
«цивилизация»
|
Немецкая классическая идеалистическая философия
|
Г. Гегель (1770-1831)
|
|
|
|
|
|
|
---
|
Марксистская
|
К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1895), В. Ленин (1870-1924)
|
|
|
|
|
|
|
---
|
Психоаналитическая
|
З. Фрейд (1856-1939)
|
|
|
---
|
|
|
---
|
---
|
К. Юнг (1875-1961)
|
|
|
|
|
|
---
|
---
|
Общественно-историческая
|
Н. Данилевский
(1822-1885)
|
|
|
|
---
|
|
|
|
О. Шпенглер (1880-1936)
|
|
|
|
|
|
|
|
А. Тойнби (1889-1975)
|
|
|
|
---
|
---
|
|
|
Социологическая
|
М. Вебер (1864-1926)
|
|
|
|
---
|
|
---
|
---
|
П. Сорокин (1899-1968)
|
|
|
|
|
|
---
|
---
|
Типологическая
|
Ф. Ницше (1844-1900)
|
|
|
|
|
|
|
|
Н. Бердяев (1874-1948)
|
|
|
|
|
---
|
|
|
К. Ясперс (1883-1969)
|
|
|
|
---
|
---
|
|
---
|
Структуралистическая
|
К. Леви-Стросс (р. 1908)
|
|
|
---
|
|
|
|
|
Игровая
|
Й. Хёйзинга (1872-1945)
|
|
|
---
|
|
|
---
|
---
|
Экзистенциальная
|
Х. Ортега-и-Гассет (1883-1955)
|
|
|
---
|
|
|
---
|
---
|
Этическая
|
А. Швейцер (1875-1965)
|
|
|
|
|
|
---
|
|
Культурологические термины и понятия к теме:
Литература к теме:
1. Введение в культурологию под редакцией Е.В.Попова. М. 1996. Гл.1. 2. С. 1-79.
2. Розин В.М. Культурология. М. 1999. Справочный раздел: Определения культуры. С.282-285.
3. Культурология. История мировой культуры. Под рецакций А.Н. Марковой. М..2001. Гл. 1. С. 11-22.
4. Петрухинцев Н . Н . 20 лекций по пстории мировой культуры. М.. 2001. Лекция I. С 5-13.
5. Учебный курс по культурологии. Ростов н/Д. 1999. Раздел I.Теория культуры С.5-8.
6. Культурология. История мировой культуры. Под ред. А. Н.Марковой. – М., 2008. С
6. Культурология 20 век. Энциклопеция в 2 томах. СПб. 1998.Ст. Артефакт ультурный, Культура. Культура духовная. Культура материальная и т. д.
7. Культурология в вопросах и ответах. Ростов н/Д. 2001.
8. Культурология. Под редакцией А.А.Радугина. М.. 2003. Гл. 1.2.3. С.12-82.
9. Гуревич П.С. Культурология. Курск. I 996.Гл. 1. С. 3-24.
10. Культурология. Ростов н/Д. 2002. Раздел I. Теория культуры С.7-124
11. Кармин А.С. Новикова Е.С. Культурология С.Пб. 2008
12. Зыкина Е.Б. Основы культурологии./ Учебное пособие для студ. Медицинских университетов. – Курск. 2003.
|
|
|