Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология
|
практикум по культурологии ситниченко. Практикум для студентов пояснительная записка
ТЕМА 5
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ КАК ПРИМЕР
ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Основные понятия темы: автократ, василевс, ересь, вселенские соборы, «греческий огонь», неоплатонизм, иконоборчество, ипподром, догматы, София, церковь, митрополия, сакральность, фреска, икона, образ, мозаика, канон, монументальная живопись, миниатюра.
Вопросы семинара:
1. Истоки византийской культуры, ее временные рамки и исторические этапы.
2. Две тенденции в развитии византийской культуры: античная и христианская. Значение Византийской культуры.
3. Культурное влияние Византии на Русь. Диалог двух культур.
4. «Москва – третий Рим» как тезис преемственности византинизма Россией.
Краткое пояснение к теме семинара.
Культура Византийской империи. В 395 г. н. э. произошел раздел Римской империи на Западную и Восточную. В 476 г. произошло падение Западной Римской империи. Осталась только Восточная, которую историки стали называть Византийской (по названию колонии Византий). Сами же византийцы называли свою империю Ромийской (название от г. Рим). Византия во всем была продолжательницей Рима, а «вторым Римом» стал Константинополь. Родным языком для византийцев был греческий (среднегреческий язык), но официальным языком до самого падения империи в 1453 г. была латынь, несмотря на то, что с каждым веком (с 4 по 11 в.) количество людей, знающих латынь, уменьшалось. Развитие Византии происходило совсем по иному пути, чем европейское. Византия – это было изначально средневековое государство
До 11 в. главными врагами Византийской империи были славяне и арабы. Еще в 334 г. римский император Константин расширил Константинополь и дал ему свое имя. Он – первый император-христианин. Византийская культура связана с христианством, но также и с язычеством (из-за древнегреческой книжной традиции). Но с 6 в. византийцы предпринимали попытки примириться с мусульманством.
Основные этапы развития Византийской культуры:
1) 4-7 в., ранее Византийство. В этот период Византийская культура основывалась на христианстве и строилась на преодолении языческой культуры. Развиваются эпические жанры, жанр ораторской прозы, литургической гимнографии, философского диалога, жанры летописи и исторической хроники. «Профессия» историка была очень почитаемой в этот период. Развиваются иконопись и византийская архитектура (крестово-купольный тип храма). Продолжают устанавливаться правовые нормы, пишутся юридические трактаты.
Идеальный герой западной культуры – Роланд, а византийской – монах, отшельник, отрекшийся человек.
2) 8-12 в., зрелый период. Возникает «теория симфонии» (идея о единстве церковной и светской властей). На Западе бытовал папа-цесаризм (когда папа Римский претендует на всю власть – и церковную, и светскую), а в Византии – цезаро-папизм (император претендует только на пост главы церкви). Но эта «теория симфонии» оставалась только теорией, т. к. было много пунктов разногласия между церковной и светской властями. Также этот период характеризуется «феноменом ролевого сознания» (абсолютный авторитет власти). Этот феномен заключается в том, что человек ощущает себя лишь винтиком государственной машины, от которого ничего не зависит и которого легко заменить. Официальной религией Византии является христианство. Новые культурные явления этого периода:
а) развитие жанра любовного романа (с 12 в.), хотя это по определению светский жанр. Его развитие связано с развитием рыцарского романа. Т. о., Византия делает попытки сближения с Западом из-за проблем, связанных с сохранением ее целостности.
б) развитие византийского эпоса, который в корне отличается от западного эпоса. Для византийцев скорее возможен брак представителя христианской религии с мусульманином, чем брак православного с католиком.
В 1054 г. происходит Великая Схизма (разделение христианства на западное и восточное), после которой появились как таковые названия православие и католицизм.
3) 13-15 в. В этот период у Византии все больше возрастает потребность в контактах с культурой Западной Европы. Мода на философию. Экспансия Византийской культуры на другие культуры (на Русь, страны Западной Европы).
Точно известна дата падения Византийской империи – 27 мая 1453 г. (день падения Константинополя, смерть императора Константина XI Палеолога). Византийцы мигрируют в Московскую Русь, на территорию современной Болгарии и Италии (например, Максим Грек – византиец).
Русский князь Иван III (1462-1505) сделал Русь «третьим Римом» и правопреемницей Византийской державы. Иван 3 женился на Софье Палеолог из Византии, стал использовать титул «царь» (от «Цезарь»). Первым официальным царем на Руси был Иван Грозный. Он заимствовал официальный герб Византийской империи – двуглавого орла.
Культура Средневековой Руси.
Истоки русской культуры находятся в культуре племен восточных славян. К IX веку новой эры объединительные тенденции привели к образованию на политической карте того времени нового государства - Киевская Русь. Как единое государство оно просуществовало до середины XII века, до эпохи феодальной раздробленности, а затем и татаро-монгольского нашествия.
В истории Киевской Руси произошло важное историческое событие – Крещение Руси, содержательный пафос которого в смене типов религии, переход от языческого политеизма к христианскому монотеизму. Крещение как Рубикон разделило культуру на два периода.
Крещение Руси – событие, обусловленное целым комплексом причин: экономических, политических, идеологических, государственных, то есть это было событие, которое отвечало социальной потребности молодого государства.
Следует обратить внимание на различные попытки решения исторической задачи, предпринятые киевским князем Владимиром. Первая попытка – религиозная реформа 980 г., в результате которой был сформирован пантеон языческих богов. Князь Владимир пытался решить историческую задачу старыми средствами, но языческие боги не могли способствовать решению возникших государственных, политических, экономических и иных задач. Осознание этого привело ко второй попытке – избрать религию «со стороны». При этом возникла необходимость выбора одной религии их многого числа чужих.
Выбор был осуществлен в пользу восточного варианта христианства: он был обусловлен опять же рядом объективных причин: экономических, исторических, идеологических, социальных, но следует также обратить внимание и на культурную обусловленность выбора. Языческая культура восточных славян могла принять не всякую религию, а только ту, которая в большей мере позволяла сохранить собственное качество. В теме «Диалог культур» мы уже говорили о таком явлении как культурная совместимость.
С точки зрения культурной обусловленности наши предки были обречены на тот выбор, который они осуществили, а с точки зрения исторической перспективы Крещение Руси определило судьбу русской культуры, заложило вектор исторического ее развития.
Следующий вопрос данной темы ориентирует на изучение конкретных последствий в области культуры, вызванных принятием христианства. Это и быстрое развитие письменности и образования, появление школ, перевод книг, рождение каменного зодчества и иконописи, зарождение исторического сознания, выразившееся, в частности, в появлении летописания, в формировании историко-философского мышления, получившего наиболее яркое воплощение в труде Иллариона «Слово о законе и благодати». Утверждение христианства привело к зарождению монашества и возникновению монастырей, которые становились центрами культуры.
Смена форм религии- это смена форм мировоззрения. Принятие христианства – это постепенное утверждение нового понимания истории, человека, смысла его бытия, новых нравственных идеалов, базирующихся на морали Нагорной проповеди.
В общем и целом принятие христианства способствовало бурному развитию культуры наших предков в пространстве христианской культуры. Крещение Руси завершало процесс, начавшийся еще в первые века н. э., процесс экспансии христианства. В течение тысячи лет все народы Европы приняли христианство. Тем самым были очерчены границы единого христианского мира, и Киевская Русь стала частью этого культурного пространства.
Культура эпохи феодальной раздробленности продолжала развиваться. Возникали новые центры летописания и новые иконописные мастерские. Были воздвигнуты новые архитектурные памятники, развивалось литературное творчество, расцветало декоративно-прикладное искусство, образование и письменность получили дополнительный толчок к развитию.
Мирному и плодотворному развитию культуры Киевской Руси был нанесен мощный удар татаро-монгольским нашествием. Десятки городов были разрушены, памятники архитектуры лежали в руинах, заглохли многие ремесла, мастера были или убиты, или уведены в плен. Феодальная раздробленность и татаро-монгольское нашествие привели к тому, что из единого корня культуры Киевской Руси стали развиваться разные потоки, приведшие в исторической перспективе к трем родственным, но все же различным культурным образованиям – русскому, украинскому, белорусскому.
Важную задачу в эпоху феодальной раздробленности и татаро-монгольского нашествия выполнила Русская Православная Церковь, способствовавшая сохранению языка, чувства единства, духовного родства.
XIV век, как и все время образования нового централизованного государства – это «второе» начало собственно русской культуры. Это был единый процесс формирования нового государства, которое со времен Ивана III приобретает имя Россия, процесс формирования нового суперэтноса - москалей, великороссов, русских, процесс формирования языка данного суперэтноса и его культуры. Русская культура, сформировавшая к концу XVI столетия свое качество русскости, явилась произведением, над которым поработали три главные объективные силы: естественные природные условия, реальный исторический процесс и Русская Православная Церковь.
Обращаясь к трудам историков: Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, Н.И. Костомарова и др., к философским работам: Н. А. Бердяева, Н.О. Лосского, к работам русских богословов, в частности, к Г. Флоровскому, следует осмыслить ментальные особенности русской культуры, сформировавшиеся под влиянием названных условий.
Одним из несомненных достижений русской культуры этого периода является расцвет русского иконописания. Наиболее выдающиеся его представители Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий. Феофан Грек создал удивительные по силе воздействия иконы, исполненные экспрессии и могущественной суровости. Всемирно известной является икона Андрея Рублева «Троица». Созданная в начале XV столетия, когда Русь еще была истерзана набегами татар и внутренними раздорами, она провозглашала единство и согласие, выражала надежду на мир и благополучие. Для Дионисия характерны были красочность и поэтичность, плавность линий и радость эстетического восприятия жизни. Именно этот период в развитии истории русского иконописания послужил основанием отечественному философу С. Трубецкому назвать русскую икону «умозрением в красках».
Литературная жизнь этого периода отличалась большой интенсивностью, разнообразием жанров, тематической наполненностью. Одной из главных тем после Батырева нашествия стала тема борьбы за свободу, осознание необходимости защиты Отечества, тема Куликовской битвы: «Повесть о Меркурии Смоленском», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище».
Развивается жанр «хождения». Купец из Твери Афанасий Никитин является автором произведения «Хождение за три моря». Продолжает расцветать жанр жития, признанным мастером которого является Епифаний Премудрый.
Искусство слова в XVI веке развивалось в русле традиционных жанров, создавались крупные летописные своды, описывающие русскую историю с древнейших времен – Никоновская и Воскресенская летописи, Лицевой свод, Степенная книга. В начале века появился русский «Хронограф», описывавший русскую историю в контексте мировой, в XVI веке были созданы Великие Минеи Четьи, представляющие собою своеобразный свод всей литературы Древней Руси. Они создавались под руководством митрополита Макария, вокруг которого образовался культурный кружок.
В XVI веке начинается русское книгопечатание. Дьяк Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец на Печатном дворе в Москве выпустили первую книгу с выходными данными – «Апостол». В Московской типографии печатались первые учебники – буквари, часословы, Шестоднев. Книгопечатание в России с самого начала становится государственной монополией. Судьба первых русских типографщиков была драматичной: они были обвинены в ереси и принуждены были бежать в Литву. Федоров работал в типографии, что была устроена князем Константинов в Остроге, здесь была напечатана первая Славянская Библия.
Выдающимся памятником культуры этого времени является переписка Ивана IV и Андрея Курбского, в которой обсуждались вопросы о путях и методах централизации, об отношениях монарха и подданных. А. Курбский выражал и защищал позицию боярства, царь, по его мнению, должен управлять в согласии с боярством. Иван Грозный отстаивал идею самодержавной неограниченной царской власти, он говорил, что бояре – не советники, а лишь слуги.
Для XVI столетия характерно развитие публицистики, в которой обсуждались вопросы, касающиеся централизации государства. В челобитных, посылаемых царю, Иван Пересветов развивал мысль о необходимости сильной царской власти, опирающейся на надежных и верных «воинников» - дворян. Неизвестный автор в «Сказании о князьях владимирских» обосновывал право московских князей на главенство среди всех русских правителей. В посланиях Филофея была сформулирована концепция «Москва – Третий Рим», провозглашавшая Московское государство единственным независимым православным государством, а Москву как защитницу истинного православия. Знаковым явлением этого периода является «Домострой», в окончательной редакции которого принимал участие священник Благовещенского собора, ближайший советник царя Сильвестр. В центре внимания авторов «Домостроя» - создание образцового подворья, крепкой, зажиточной, послушной воле хозяина семьи. «Домострой» учил как надо вести человеку «праведное житье», чтобы спасти душу и заслужить похвалу людей. Он отразил достаточно суровые нравы тогдашней эпохи, замыкал человека в тесные рамки, регламентировал всякое поведение человека, но в то же время здесь чувствуется проникновение идей гуманизма и проповедь непреходящих этических ценностей.
В духовной жизни оппонировали друг другу две партии, по разному понимавшие идею служения Родине. Иосиф Волоцкий (1439-1515 гг.) отстаивал идею экономически сильной церкви, что давало бы ей возможность активного общественного деяния. Оппонентом выступил Нил Сорский (1433-1508 гг.), отстаивавший независимость духовной жизни от светской. В реальной политической борьбе того времени победа оказалась на стороне Иосифа Волоцкого, но и ценности, проповедовавшиеся нестяжателями также сыграли важную роль в формировании русского национального духа.
XVI век знаменовал собою окончание борьбы за самостоятельность русской церкви. Собор 1589 года избрал первого российского патриарха Иова.
В течение трех столетий оформились ментальные черты русской культуры, которые стали предметом внимательного изучения историками и философами последующих столетий. Достаточно вспомнить работу Н. О. Лосского «Характер русского народа».
Основные тесты, вопросы, задания.
Тесты:
1. Центром политической и общественной жизни Константинополя был:
а) акрополь; в) храм; б) форум; г) ипподром
2. Наибольшее развитие в теософии Византии получили:
а) учение о Троице; в) ереси;
в) учение о Христе; г) проблема бытия
3. Первым крестово-купольным храмом был:
а) храм Софии; в) церковь Сан-Витале в Равенне;
б) церковь святой Ирины; г) мавзолей Галлы Палацидии
4. Теоретическая разработка исихазма связана с именем:
а) Василия Великого; б) Иоанна Златоуста;
в) Григория Паламы; г) Григория Нисского.
5. Теория естественного права была юридически закреплена в Кодексе Юстиниана в :
а) в IV веке; б) в V веке; в) в VI веке; г) в VII веке;
6. Храм Святой Софии Константинопольской создан:
а) Харетом; б) Исидором из Милета и Анфимием из Траля;
в) Сатиром и Пифейем; г) Фидием.
7. Выделите одну из характерных черт византийской художественной традиции:
а) маньеризм; б) эклектизм; в) романтизм; г) спиритуализм;
8. Одной из особенностей византийской живописи было:
а) повышенное внимание к прорисовке деталей интерьера;
б) точная передача особенностей внешнего облика (тела, лица, прически и т.д.);
в) голова изображалась как доминанта человеческой фигуры;
г) композиция строилась в трехмерной перспективе.
9. Первым летописцем на Руси был:
а) Ипатий; в) Лаврентий; б) Ипполит; г) Нестор
10. Русью называлась:
а) Киевская область; в) княжеская дружина;
б) Московское княжество; г) территория, подвластная русским князьям
11. Славянская азбука кириллица создана на основе:
а) латинского алфавита; в) местной пиктографии;
б) греческого алфавита; г) арабского письма
12. Первые святые русские князья:
А - Глеб и Борис В - Святополк и Святослав С - Владимир Святой и Ярослав
13. Монгольское нашествие принесло в русскую культуру:
а) почтовую службу; в) боярские свободы;
б) судебные органы; г) создание пушечных дворов
14. Выберите из перечисленных факторов, оказавших воздействие на культурно-историческое развитие России, тот, который характеризуется следующими чертами: открытость границ, низкая плотность населения, разветвлённая речная сеть, промежуточное положение русской территории между Европой и Азией:
а) религиозный; б) геополитический; в) этнический; г) экономический
15. Памятники исторической письменности и литературы Древней Руси :
А - Азбуковники Б – Былины В - Летописи С - Сказания
16. Древнейший, реально дошедший до нас летописный свод, который затем включил в свой состав все летописные своды 14-16 веков:
А - Повесть сатирическая В - Повесть воинская С - Повесть временных лет
17. Укажите литературные жанры, характерные для культуры Киевской Руси:
а) житие; б) поучение; в) летопись; г) мемуары.
18. Назовите материалы, которые использовались на Руси в XIV в. для написания книг, деловых документов, бытовой переписки:
а) пергамент; б) береста; в) папирус; г) бумага;
19. Древнерусский живописец внес значительный вклад в формирование московской школы иконописи, автор иконы «Троица»:
А - Феофан Грек В - Андрей Рублев С - Даниил Черный .
20. В XVI в. на Руси появились печатные книги. Назовите двух первопечатников:
а) Иван Фёдоров; б) Сильвестр; в) Пётр Мстиславец; г) Феофан Грек.
21. Какие живописные произведения не относятся к культуре допетровской Руси?
а) икона; б) парадный портрет; в) парсуна; г) пейзаж.
22. Какое произведение русской литературы XVI в. в течение долгого времени было на Руси сводом житейских правил и предписаний, регламентирующих отношение человека к светской власти, церкви, семье, слугам?
а) «Поучение Владимира Мономаха»; б) «Домострой»;
в) «Слово о законе и благодати»; г) «Задонщина».
23. Назовите автора послания великому князю Василию III, в котором обосновывается религиозно-политическая концепция «Москва – третий Рим»:
а) Филофей; б) Н. Сорский; в) И. Волоцкий; г) Сильвестр
24. В XVI в. в Москве зодчими Бармой и Постником был построен собор Покрова-на-Рву в честь взятия Казани. Приведите его общеупотребительное название:
а) Храм Спаса-на-крови; б) Софийский собор;
в) храм Василия Блаженного. г) Успенский собор.
25. В 15 веке разворачивается полемика по вопросу о роли церкви и её влияния на общественную жизнь, в которой деятельное участие приняли авторитетные церковные деятели – Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Нил Сорский относился к движению
а) нестяжателей; б) старообрядцев; в) стригольников; г) жидовствующих.
Вопросы:
1. Можно ли согласиться с утверждением, что географическая теснота национальных государств в Европе способствовала интенсивному экономическому и культурному развитию?
А как обстояло дело в России?
2. Русь приняла христианство от Византии. С тех пор, объясняя все недостатки и беды российского развития, нередко ссылались на православие с его цезарепапизмом, несамостоятельностью церкви, ее подчиненностью светской власти императоров.
Насколько справедлива эта точка зрения?
3. Какие этапы в истории культурных и политических отношений России и Византии Вы можете выделить?
4. Как Вы оцениваете роль Византии в истории России? Может ли Россия считаться ее культурной преемницей? Обоснуйте свое мнение.
5. Россия - евроазиатская страна географически и геополитически, но ни по своей современной социальной структуре, ни по культуре, национальному менталитету и духовному складу она не принадлежит к азиатскому миру. Можно ли согласиться с этим утверждением?
6. Пограничное положение России между Востоком и Западом создает исторический перекресток, где как бы сталкиваются два типа социальности – «индивидуально-продуктивный» (характерный для Запада) и «корпоративно-распределительный», типичный для традиционных цивилизаций Востока. К чему сейчас тяготеет Россия?
7. Выстроить по мере важности факторы, повлиявшие на формирование русского типа ментальности:
- климат;
- особое срединное положение между Европой и Азией;
- христианство, воспринятое от Византии;
- влияние татаро-монгольского ига.
Продолжите ряд.
8. Сформулируйте, почему в России были популярны идеи российского мессианизма?
9. Существуют ли границы общего культурного пространства России и Европы?
10. Швейцарский политический деятель Н. Дроз ввел в оборот понятие «этатизм», означающее торжество централизма и государственности над свободой и индивидуальностью.
Как он повлиял на историю культуры?
11. Какую особенность русской культуры запечатлел французский путешественник А. де Кюстин в словах: «Золотая середина здесь неизвестна.»?
12. Можно ли однозначно утверждать, что русскому обществу свойственна "идеология безделья"?
13. Укажите памятники православной культуры России, в которых наиболее ярко отразилось культурное влияние Византии.
14. Почему древнейшие соборные храмы Руси именовались Софийскими?
15. Назовите особенности искусства Новгородской феодальной республики.
16. Назовите памятники архитектуры периода Средневековой Руси? (не менее 5).
17. В чем заключается смысл монашества? Чем отличаются монашество на Востоке и монашество на западе
Задание:
1. Как соотносится приведенное рассуждение с характеристикой русской цивилизации периода ее становления? «С татаро-монгольским игом не идет в сравнение никакое другое явление в европейской истории. Оно тяготело над русскими почти два с половиной века (1238–1480), и тем не менее ни в государственном плане, ни в духовном они не погибли, хотя это и нанесло их душе глубокий ущерб, не преодоленный по сей день» (Шубарт В. Европа и душа Востока. – М., 2000. – С. 62–63).
2. Можно ли назвать данное суждение признаком русской цивилизации? «Мы, православные, ближе к тем, кто слабее, к мировым изгоям и неудачникам, чем к сильным и процветающим. Но это – не столько предопределенность нашей истории и географии, сколько наш выбор» (Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. – М., 2002. – С. 489).
3. Прокомментируйте сравнение европейской и российской цивилизации на основе данного рассуждения: «Сегодня, как никогда, необходимо изучение отечественной истории. Знание прошлого помогает нам понять настоящее и приоткрывает завесу будущего. А прошлое таково, что если на Западе издавна приоритет отдается индивидууму и индивидуальности, то в России ее историческими судьбами определялась приверженность к «соборности», «коллективности», «товариществу». (Георгиева Т.С. История русской культуры. – М., 1998. – С. 523).
4. Как Вы понимаете мысль, высказанную русским философом-эмигрантом Ф.А. Степуном: «За 400 лет территория России увеличилась в 36 раз. Факт этот, лежащий в основе русской истории, коренным образом определил собою не только стиль русского земельного хозяйствования, но в известном смысле и стиль всякого русского делания и творчества.» (Ф. А. Степун. Мысли о России)
5. «Труд, положенный русским народом на создание Державы Российской, был, конечно, громаден, и все же он никогда не был тем, что под словом «труд» понимает трудолюбивая Европа, что под ним ныне понимаем и мы: он не был упорною, медленною работою. Так столетиями в России создавался стиль малокультурного, варварского хозяйствования, психология безлюбовного отношения к любимой земле.» (Ф.А.Степун. Мысли о России) Можно ли согласиться с автором? Ответ «и да, и нет» аргументируйте.
6. Русский поэт О.Мандельштам писал: «Мысль Чаадаева - строгий перпендикуляр, восстановленный к традиционному русскому мышлению. Он бежал, как от чумы, от этого бесформенного рая». О чем идет речь?
7. П. Я. Чаадаев, анализируя тенденции исторического развития России, увидел основу её витальности в «безличном хаосе», в отсутствии гарантий для собственности и свободы личности, в тотальном подавлении человека, а в результате - в постоянной готовности русских людей к метафизическому и буквальному бунту против любых правовых норм.
Сохранилась ли эта основа в российской ментальности?
8. По мнению русского философа Б. П. Вышеславцева, переживание хаоса, ощущение хаоса как основы миропорядка свойственно именно русской душе и именно из этого хаоса выплескиваются стихии, подобные октябрьской революции, уничтожающие, по существу, все сложившиеся к тому времени цивилизованные структуры. Так ли это?
9. Можно ли согласиться с утверждением, что русский человек был всегда в состоянии выбора между жизнью в природе и жизнью в культуре, между человеком как частью Космоса и человеком как членом гражданского общества, в котором нужно считаться с такими вещами, как земные и духовные иерархии, этикет, право и государство?
10. «В России, в душе народной есть какое-то бесконечное искание невидимого града-Китежа, незримого дома. Русская душа сгорает в пламенном искании правды, абсолютной, божественной правды и спасения для всего мира. Душа эта поглощена решением конечных, проклятых вопросов о смысле жизни.» Актуально ли данное высказывание для современного россиянина?
Культурологические термины и понятия к теме:
Литература к теме:
Березовая Л. Г., Берлякова Н. П. Введение в историю русской культуры. — М., 2002.
Борисов Н.С. Сергий Радонежский. — М., 2003 (Серия «Жизнь замечательных людей»).
Домников С.Д. Мать-Земля и Царь-город. Россия как традиционное общество. — М., 2002.
Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. – М.: Высшая школа, 2000.
История философии: Запад–Россия–Восток. – Кн. 3. – М.: “Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2000.
Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. – М.: Аспект-Пресс, 1997.
Кондаков И. В. Культура России. – М.: Книжный дом “Университет”, 1999.
Кравченко А.И. Культурология: Словарь. – М.: Академический проект, 2000.
Кравченко А.И. Культурология: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2001.
Культурология: теория и история культуры. – М.: Знание, 1998.
Мамонтов С.П. Основы культурологии. – М.: Олимп, 1999.
Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учеб. пособие. – СПб, 1997.
Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. – Т. 1-3. – М.: Прогресс, 1993–1994.
На стыке континентов и цивилизаций... (из опыта образования и распада империй Х–XVI вв.). – М.: ИНСАН, 1996.
Орлова И. Б. Евразийская цивилизация. – М.: Норма, 1998.
Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты. Энциклопедический словарь. — М., 2001
Святые земли русской. Тысячелетие русской святости. Жития и жизнеописания. — М., 2002.
Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М.: Академический проект, 2000.
Шульгин В. С. Кошман Л. В., Зезина М. Р. Культура России IX–XX вв. – М.: Простор, 1996.
|
|
|